Этнология
Этнология
1. ,2.,3. Этносы возникали вместе с развитием человеческих групп. Каждой
эпохе присущи свои этносы (объекты нашего изучения). В России преобл.
теоретич. взгляды на этн. общности, как на реальные объекты. На их счёт
нет единой концепции: Вавилонская башня; концепция Гегеля об «абсолютной
идее», проявляющей «историч. народ»; т. Гумилёва и Широкогорова в
традиции соц. дарвинизма – пассионарный толчок – рождение этноса (вне
Земли) за счёт пассионариев на 1500 с рядом фаз развития; наиболее распр.
– дуалистич. (этнические свойства, этнич. Элементы – составляющие);
информ. концепция Чебоксарова – генераторы, рецепиетнты, пучки в этносе.
Если этнос – компонентная социальная система, историч. возникшая, то
компоненты: расселение этноса, его воспроизводство и демография,
производственно-экономическая деятельность, система соц. отношений и
институтов, язык, речь, культура, стереотипные обычаи, привычки, обряды,
психология восприятия своего этноса и общей картины мира, система
личностного контактирования.
Этнология изучает: возникновен. этносов, эволюцию этносов, совр. жизнь и
перспективы. Также она изучает: расселение народов, соц. классы, группы,
демографию, субэтносы (этнические – с групповым самосозн. и
этнографические), культуру, хозяйство, экономику, обряды, обычаи, нравы,
верования, язык, самосознание, политологию межэтн. отношений.
Ф-ии этнологии: научно-познавательная и самопознавательн. для каждого
этноса.
Ещё раз ко 2. Отчеч. этнология. Учёные Анучин (*комплексный метод
исследования), Богораз, Иохельсон, Штернберг исследовали и отдельные народы
и этн. теорию. Практики – Миклухо-Маклай, Пржевальский, Потанин. Силна т.
эволюционизма. Марксисты – Зибер (производств. отношения в доклассовом
обществе), Ковалевский. Для Росси характерен гуманизм. Советская этнология
получила собств. школу – Богораз, Преображенский, Толстов, Куфтин, Руденко,
Токарева. Разработка т. Хоз-культ типа.
Бернье в 17в. употребил термин «раса». Основные и второго порядка.
Сложились из одного вида? в эпоху неоантропа (40-16 тыс). Расы: негроидные
(негры, негриллы, бушмены, смешанные (эфиопы, жителы Судана, мулаты));
европеоидные (северные, южные, смешанные (америк. метисы, смешанные группы
Сибири)); монголоидные (корен. американцы, монголоиды, эскимосы,
палеоазиаты, тихоокеанцы, смешанные (южные монголоиды, японц,
индонезийцы)); австралоидные (веддоиды, австралийцы, айны, папуасы,
меланезийцы, негритосы, смешанные (малагасийцы, полинезийцы, микронезийцы,
гавайцы)). Признаки
Лингвистический – анализ грамматики, лексики, фонетики. Связь - по принципу
генетического родства. Ностратическая т.
Индоевропейская: славянская (восточно, западно, южно) балтийская германская
кельтская романская албанская греческая армянская иранская нуристанская,
индоарийская.
Картвельская
Дравидская: южная, центральная, северо-восточная, северо-западная.
Уральско-юкагирская: финно-угорская, самодийская, юкагирская.
Алтайская: тюркская, монгольская, тунгусо-манчжурская.
Корейская
Японская
Эскимосско-алеутская
Афразийская: семитская, берберская, чадская, кушитская
Нигер-кордофанская: манде, нигер-конго (центральная, западно-
атлантическая), кордофанская.
Нило-сахарская: восточно-суданская, центральносуданкая, берта, кунама,
сахарская, сонган, фур, комуз.
Койсанская: южноафриканская, сандаве, хадза.
Северо-кавказская: абхазо-адыгейская, нахско-дагестанская.
Сино-тибетская: китайская, тибето-бирманская, качинская, бодо-гаро, миджу,
дигаро, мири, дхимал, лекча, восточно-гималайская, невари, гурунт,
западногималайская
Австроазиатская: мон-кхмерская, аслийская, никобарская, кхаси, мунда.
Мяо-яо
Кадаи: тайская, кам-суйская, онг-бе, ли, лаккья, гэлао.
Австронезийская: западно, центрально, восточно австронезийские, мела,
микро, полинезийские.
Андаманская
Трансновогвинейская
Сепик-Раму
Торричелли
Западнопапуасская.
Восточнопапуасская
Северо-американская
Центрально-амриканская,
Андская
Экваториально-туканоанская
Чибча-паэс
Же-пано-карибская
Австралийская
Чукотско-камчатская
Христианство (34%): правосл, катол, протеста (англик, лют, реформ, присв,
конгрегационализм), монофизитство (армяне, эфиопы), несторианство
(ассирийцы). Ислам (18%) 8 век: сунизм (большинство), шиизм – признают суру
только частями (отдел Корана), хариджизм (Оман)- аскеты. Буддизм (6%) 5-
6вв.: Махояна, Хинояна.
Одними из первых высказали идеи – Толстов, Левин, потом – Чебоксаров. Это
комплексы хозяйства и культуры, исторически сложившиеся у разных народов,
близких по социально-экономическому развитию и обитающих в сходных
условиях среды. Формировались в палеолит. ХКТ – составная часть любого
способа производства.
Присваивающий. (Архично первобытно присваивающий сп. пр-ва) Орудия из
кости, рога, дерева, камня, раковин, холодного металла. Бродячая охота и
собирательство тропиков; специализированная охота и собирательство
тропиков; охота, рыболовство и собирательство тропиков; пешая таёжная
охота; арктическая охота на морского зверя; прибрежное рыболовство и
собирательство; оленная охота; охота, рыболовство, собирательство с
зачаткми земеледелия и животноводства.
Производящий (ранний) (Первобытно-производящий сп. пр-ва). 10 тыс. в
первичных центрах (Вавилов). Комплексное хозяйство ранних земледельцев
субтропиков; земледелие и животноводство умеренного пояса; Оленеводство
тайги и тундры; ручное земледелие тропиков.
Производящий (развитый). Пастушеское скотоводство и земледелие
(патриархально пастушеский с.п.); кочевое и полукочевое скотоводство
(номадный с.п.); Традиционное земледелие и животноводство
предгосударственных обществ Африки (Африканский с.п.); Земледелие и
животноводство лесной и лесостепной зоны Европы (варварский с.п.).
Производящий (интенсивный). Плужное и ручное земледелие древних цивилизаций
субтропиков и тропиков Северной Африки, Западной, Южной, Юго-восточной и
Восточной Азии, Центральной и Южной Америки («Азиатский» с.п.); плужное
земледелие Древней Греции и Рима (рабовладельческий с.п.); плужное
земледелие средней полосы; Средневековое ручное и плужное земледелие в гос-
вах Азии и Африки; Средневековый ремесленно-торговый, городской (Феодальный
с.п.).
Это районы, в которых вследствие длительного обитания разных народов на
одной территории, в результате взаимных влияний, общности исторических
судеб, возникла определённая культурная общность. Её границы не постоянны,
но они реальны в опр. момент. выделить эту область можно по общим хоз,
культурно-бытовым чертам. Это условность, лишь приём классификации.
В нач 20в. – движение функционалистов в этнологии. Но возможна ли практика?
В состоянии ли общество воздействовать на процессы в и между этносами? Да,
возможно, но сложны из-за отсутствия аппарата и полностью достоверной
информации. Теоретико-методологические возможности этнол. недооценивают.
Схема такова: знание тенденции «работы» этносов можно создавать оптимальные
условия для её протекания.
Мултанское дело (кон19в.) о удмуртских жертвоприношениях.
В 20-30-е годы – улучшение положения колониальных народов – приобщение
народов севера и Сибири к гигиене, письменности, искоренение кровной мести
на Сев. Кавказе.
Задачи: деятельность по преодолению межэтнических конфликтов и
противоречий; обнаружение потенциальных; проектирование программ кросс
культурного обмена и взаимодействия; этнозащитные предприятия от технико-
экономических программ; распр. этнол. знаний.
Этнологический источник – любой объект, кот. можно использовать для извл.
информации. Это материальные предметы культуры (артефакты) и отражение
сторон этнического объекта (предания и мемораты) – чаще рисунки и записи,
устные рассказы, кадры. Сначала надо проверить источник. Также существуют
классические письменные повествовательные источники; сведения, получаемые в
экспедициях, где помимо визуальной инф, учёный получает верхн. пункты. Для
крупных исследований используются все средства и многие побочные науки.
Анализ – на ЭВМ.
Кювье, Ламарк, Дарвин, Гексли, Геккель создали её и заложили основы
антропологии и учения о первобытном обществе. Она положена в основу
изучения народов не Европы, что позволило создать Этнографию, как науку.
Быстро вошла в моду, из-за политической ситуации и требования знаний о
колонизированных народах. Классики: Бастиан, Бахофен, Тейлор, Морган,
Леббок, Фрезер, Харузинг. Решались проблемы истории семьи, религии,
соцявлений. Бастиан - система «элементарных и народных» идей, необходимость
связи этнологии с историей. Бахофен – материнское право. Тейлор, Фрезер –
история религии, семейно-брачных отношений.
Кон. 19- нач. 20вв. – концепция культурной диффузии. Главные факторы
развития культуры связаны с заимствованием, переносом, смешением её
элементов. Стремление заменить понятие развития культуры механистическими
принципами её изменения посредством диффузии. Отрицание всемирно-
исторических законов с заменой единичности явлений. Это рассмотрение
культуры в отрыве от живых людей, от этноса. Ратцель (поставил вопрос об
этногенезе), Фробениус – мистик и идеалист – «душа культуры», её
одушевление. Гребнер – «культурные круги». Шмидт
На его формирование повлияли философские идеи о непознаваемости ист.
процесса. Турнвальд. Но преобладало в Англии – Малиновский. Задачи этн. –
изучение взаимосвязи и взаимообусловленности ф-ии культурных явлений.
Единая и функциональная структура к-ры
С 1869г. занимается антропологич. и этнологич. иссед. Думал, что расовые и
культурные признаки формируются под влиянием природы и социума. Для
доказательства – в океанию при содействии гео общества на «Витязе». Посетил
Новую Гвинею, Филиппины, Индонезию, Малакку, Зап Микронезию, Сев.
Меланезию. Поселился в Австралии. Изучал племена, общался с аборигенами.
Поставил вопрос о родстве рас. Доказал принадлежность папуасов к Homo.
Открыл их земледелие и опроверг мнение о необх. предшествия ему
скотоводства. Призывы к гуманности.
Основная часть населения – этнофоры крупных этносов. Урбанизация породила
приток иноземного населения и смешение. Стремление крупных государств к
унификации культуры. Экзогамные браки – (20-25% - норма). НТр. Общая
напряжённость ситуации в социоэтносфере. Одни считают межэтн. конфликты
спонтанными, другие социально и политически основанными. Истина –
посередине. Классиф: конфликт психологических стереотипов; идеологической
концепции; политических институтов. Движения: автономистические,
сепаратистские, ирредентизм, этноэгалитаристские, антииммигрантские,
Многочисленны и разнообразны. Основные – исторический и структурно-
функциональный. Исторический – зарождение, становление, развитие и
перспективы объекта. С-ф – выявление значения культурного элемента или
социального института в жизни народа. Сторонники против историзма в этнол.
Системный метод - ещё один – расчленяет этнос на компоненты и анализирует
их, интегрируя два предыдущих. Сложности – мнение об относительности этих
методов и важности интуитивного вживания, ведь познание этноса идёт через
субъективное взаимодействие между ним и познающим. Нижний уровень -
прикладные методы поиска и сбора. Экспедиции – маршрутные и стационарные.
|