Факторы, способствующие и препятствующие притоку иностранных инвестиций в российскую экономику
создает необходимые предпосылки для разворовывания имущества предприятия,
перевода финансовых потоков в специально созданные компании, доведения
предприятия до банкротства.
Серьезную опасность для прав инвестора несет в себе также недостаточная
регламентация оснований для инициирования процедуры банкротства, а также
самой процедуры банкротства. Наблюдается парадоксальная ситуация: те
предприятия, которые имеют достаточный запас прочности, вовлекаются в
процедуры банкротства (так как существует благоприятная возможность для
захвата контроля над ними со стороны конкурентов), а безнадежные
предприятия избегают этой процедуры (так как не находится желающих
захватить эти предприятия, а шансы получить долги в ходе процедуры
банкротства невелики).
Серьезный ущерб инвесторам наносят случаи не предоставления информации,
предусмотренной действующим законодательством, о деятельности предприятия и
его финансовом состоянии менеджерами компаний. В отдельных случаях даже
вмешательство ФКЦБ и судов не заставляет менеджеров компаний выполнять
законодательство. Предоставляемые отчеты, составленные по отечественным
канонам бухгалтерского учета, зачастую бесполезны, так как содержащиеся в
них данные не позволяют составить достоверную оценку состояния предприятия.
Одной из самых серьезных и больных проблем российской экономики является
проблема низкого качества корпоративного управления. Очевидно, что
сложившаяся система менеджмента сдерживает инвестиции в российскую
экономику и в значительной степени влияет на низкую эффективность
большинства российских компаний. Среди первоочередных проблем управления
компаниями в России выделяются: несоблюдение требований раскрытия
информации; низкая квалификация менеджмента; нарушение прав собственников
при реорганизации компаний; перераспределение активов в пользу организаций,
контролируемых менеджментом или кем-либо из собственников; занижение
рентабельности финансовых операций с помощью трансфертных цен.
Корпоративное управление в России нуждается в существенном улучшении.
Составной частью совершенствования корпоративного управления является
совершенствование корпоративного права.
Важным фактором, отрицательно сказывающимся на отношении инвесторов к
российским проектам, является нарушение прав интеллектуальной собственности
и подделка продукции. Например, 89% копий программ, используемых в России,
куплено у пиратов. Защита прав собственников осуществляется слабо, что
удерживает многие высокотехнологичные компании (прежде всего в области
производства программного обеспечения) от размещения своего производства в
России. Это свидетельствует о недостаточной жесткости правоохранительных
органов, рассматривающих подобные преступления как второстепенные для
общества, по отношению к нарушителям прав интеллектуальной собственности.
Таким образом, несовершенство Российского законодательства в отношении
прав собственности, а также низкая культура корпоративного управления,
является весомым фактором, препятствующим притоку иностранных инвестиций в
экономику.
7. Законодательство и судебная защита
Для инвестора самое важное - стабильность законодательной базы,
соблюдение правовых норм и возможность обеспечить их принудительное
исполнение. Законы могут быть лучше или хуже, но с этим можно мириться при
условии, что они не будут постоянно меняться. Главное - стабильность.
За годы реформ создана практически заново законодательная база рыночной
экономики. Приняты Гражданский кодекс, Законы "Об акционерных обществах",
"Обществах с ограниченной ответственностью", "Закон о защите прав и
законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" и другие законы. Тем
не менее, в этой области еще много проблем. Законы, регламентирующие
инвестиционную деятельность, страдают серьезными недостатками. Многие
законы плохо увязаны друг с другом, содержат взаимоисключающие нормы, более
того такие нормы можно обнаружить в рамках одного закона.
Практика внесения поправок в действующие законодательные акты не
продумана и нередко для решения сиюминутной проблемы, вносятся такие
изменения, которые разрушают уже существующую концепцию правового
регулирования.
Экологическое законодательство России является одним из самых полных и
ограничительных в мире. Обширный массив законов, постановлений и норм
служит не как действенная система защиты окружающей среды, а как средство
получения доходов. А также является серьезным препятствием на пути
иностранных инвестиций в Топливно-Энергетический комплекс, являющийся
ключевой отраслью Российской экономики.
Законы и нормативные акты об окружающей среде необходимо упростить и
привести в соответствие с международными экологическими стандартами. Для
устранения этого серьёзного препятствия инвестициям должны быть приняты
законодательные меры. Инвестиции в рамках существующей системы
лицензирования нефтегазодобычи в последние годы почти отсутствовали из-за
карательного налогового режима и непрозрачного механизма распределения квот
на экспорт сырой нефти.
«Закон о валютном регулировании и валютном контроле» является весомым
фактором, препятствующим притоку иностранного капитала в российскую
экономику. Реализуемый Банком России в настоящее время вариант валютного
регулирования предполагает лицензирование ввоза капитала, осуществляемого в
полном соответствии с российским законодательством, которое зачастую
создает по сути запретительный режим для иностранных инвестиций. Вопрос об
изменении системы валютного регулирования обсуждается несколько лет лет,
негодность принятого порядка очевидна, но никаких принципиально новых мер
до сих пор не принято. По сути, действующий порядок контроля над движением
капитала действует наоборот: стимулирует утечку и препятствует ввозу.
Дестабилизирующим фактором для предпринимательской деятельности является
несоответствие федерального и региональных законодательств. В последние 2
года проводится работа по ревизии законодательных баз регионов и
приведению их в соответствие с федеральным законодательством. Но пока эта
практика не приносит значительных результатов, и чаще всего наталкивается
на противодействие местных властей.
Однако самая главная проблема - плохое исполнение законов. "Строгость
законов российских смягчается необязательностью их исполнения", - эти слова
М.Е. Салтыкова-Щедрина говорят о давней национальной традиции, от которой,
однако, надо избавляться. В ряде случаев это связано с отсутствием санкций
за неисполнение норм права или их неэффективностью, когда нарушение права
экономически выгоднее, чем его исполнение.
Серьезной причиной, которая стимулирует неисполнение законов, является
неэффективность судебной защиты в случае нарушения норм права. Отчасти
указанная проблема вызвана несовершенством существующей судебной системы,
которая не отвечает потребностям изменившихся экономических реалий.
Судебная власть не является в достаточной степени независимой, и
инвесторы не могут быть уверены в том, что их права и интересы будут
защищены в соответствии с духом и буквой закона. Признавая это,
предприниматели зачастую не тратят времени на судебные разбирательства, в
результате растет криминализация деловых отношений и снижается
предпринимательская активность. Перегруженность судов различных инстанций
чрезвычайно замедляет скорость процессов, что еще более снижает
эффективность системы как средства разрешения конфликтов и повышает
привлекательность альтернативных регуляторов.
Еще одна серьезная проблема связана с исполнением судебных решений.
Несмотря на то, что после принятия Закона "Об исполнительном производстве"
ситуация с реализацией судебных решений улучшилась, остались нерешенными
многие проблемы. В частности судебные исполнители не имеют достаточных
полномочий и средств для поиска имущества должников и поиск указанного
имущества становиться заботой истца, который уже понес существенные
судебные издержки.
Начатая реформа судебной системы пока не приносит положительных
результатов. Без создания независимой судебной системы и квалифицированного
корпуса судей, изменения следственных, процессуальных и прочих процедур,
подчинения прокуратуры органам судебной власти бессмысленно рассчитывать на
изменение стимулов для экономической и политической деятельности в России,
на отказ предпринимателей от борьбы за ренту в пользу честной конкуренции.
8. Соблюдение обязательств по контрактам
Низкая культура контрактов, несоблюдение обязательств в случае малейших
затруднений присутствуют на любом участке отечественного хозяйства, так как
возникновение новых форм деятельности не сопровождалось адекватным и
своевременным развитием механизма принуждения к исполнению контрактных
обязательств. Деловая этика, обычаи делового оборота, являющиеся
неотъемлемыми элементами рыночных отношений, не являются нормой для
подавляющей части агентов российской экономики.
Государство само неоднократно не выполняло своих обязательств перед
контрагентами, что негативно повлияло на контрактную дисциплину во всех
секторах экономики и понизило национальный кредитный рейтинг.
Наиболее известным массовым явлением недобросовестного исполнения
обязательств стал отказ российских банков от своих обязательств по
форвардным контрактам. Другим, также последовавшим за кризисом августа 1998
года, явлением, стал перевод лучших активов и клиентов из банков,
перегруженных обязательствами, в банки-дублеры. В результате все клиенты,
не успевшие увести счета из старого банка, оказывались клиентами банка-
банкрота, в то время как акционеры и менеджеры этого банка благополучно
пересаживались в банк-дублер, по сути дела отказываясь от своих
обязательств, выданных от имени старого банка. Как подчеркивали иностранные
инвесторы, в этой истории их более всего поразила безнаказанность: никого
не привлекли к ответственности.
Сложность решения проблемы контрактных обязательств заключается в
распространенности нарушений. Сложившаяся практика взаимоотношений выгодна
агенту, принявшему правила игры. Выбраться из образовавшейся ловушки
тяжелее, чем попасть в нее, так как требуется разрушение устойчивых
стереотипов поведения, устраивающих в каждый данный момент значительное
число агентов. Поэтому государству придется быть последовательным и
преодолевать сильное сопротивление.
Этот фактор становится одним из сильнейших факторов, повышающих риск
иностранного инвестора. Для любого инвестора важно сопоставление
потенциальной прибыльности проекта и связанных с ним рисков. Таким образом,
чем выше риск, тем меньше желающих иностранных инвесторов вложить свои
средства в Российскую экономику.
9. Виртуальная экономика и структурная политика
Виртуальной экономикой – это экономику бартера и неплатежей, возникшую в
России вследствие сохранения высокой доли предприятий, производящих
отрицательную добавленную стоимость. Подавляющее большинство российских
предприятий опутано долгами, с которыми у них нет шанса рассчитаться. Их
продукцию, как правило, не удается реализовать за деньги. Применяются
завышенные бартерные цены, отражающие дисконт менее совершенных средств
оплаты, таких, как товары или денежные суррогаты, многовариантность средств
оплаты увеличивает трансакционные издержки при адаптации к условиям каждой
конкретной сделки. Экономика неплатежей создает предпосылки для уклонения
предприятий от уплаты налогов и провоцирует все большее число
предпринимателей становиться недобросовестными налогоплательщиками, что
ведет к углублению кризиса неплатежей.
При наличии большого количества долгов практически любое российское
предприятие отвечает формальным признакам банкротства. Имея в виду высокую
вероятность потери прав собственности на предприятие в результате возможной
процедуры банкротства, инвесторы не чувствуют стабильности и воздерживаются
от инвестирования в данное предприятие. Накопленные долги делают заведомо
невыгодными любые вложения, так как неоправданно увеличивается стоимость
входа на рынок и период окупаемости проекта.
В условиях мягких бюджетных ограничений и слабого корпоративного контроля
предприятия наращивают дебиторскую задолженность, в последствии
оказывающуюся безвозвратным убытком, и месяцами не выплачивают зарплату
своим служащим, государство не финансирует в полном объеме госзаказ, а
население задерживает оплату коммунальных услуг.
В то же время государство, особенно за счет региональных и местных
бюджетов, поддерживает нежизнеспособные предприятия вместо того, чтобы
содействовать ускоренному развитию эффективных, особенно в малом бизнесе.
Такая структурная политика, хотя и сдерживает социальное напряжение, но
больше препятствует реструктуризации экономики и решению социальных
проблем.
Несмотря на ухудшение финансового положения предприятий в 2002 г., в
промышленном секторе начинается нормализация структуры платежей и
дальнейшее увеличение доли денежных средств в расчетах за продукцию
предприятий. Помимо этого, объем просроченной задолженности предприятий и
организаций в течение 2002 сократился. Безусловно, эта проблема будет
решать еще очень долго и болезненно, но и сейчас наметившаяся положительная
тенденция снижает риски иностранных инвесторов.
10. Преступность и коррупция
Масштабы преступности и коррупции чрезвычайно велики и оказывают крайне
негативное влияние на инвестиционный климат. По наиболее вероятным оценкам
теневая экономика в России охватывает около четверти ВВП.
Компании, осуществляющие нелегальную деятельность, несут меньшее
налоговое бремя, и они обычно тесно связаны с криминальным миром, что
позволяет агрессивно продвигаться на новые рынки и ставит барьер
законопослушным конкурентам для начала предпринимательской и инвестиционной
деятельности. Издержки нелегального бизнеса, оцениваемые на уровне 10%, по-
прежнему намного меньше совокупной налоговой нагрузки, получаемой от
уменьшения налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, умеренного
НДС и достаточно высокого единого социального налога. Размер налогового
изъятия, уравнивающий легальный и теневой бизнес с учетом фактора риска,
оценивается на уровне 15 - 20%, что в ближайшей перспективе недостижимо
Если крупные иностранные компании мало сталкиваются с организованной
преступностью, то мелкие и средние, а российские - независимо от размера,
испытывают ее давление. В таких условиях возможности ведения какой-либо
предпринимательской деятельности (включая инвестиции) существенно
сокращаются. Возможность же ведения "белой" деятельности в таких условиях,
т.е. предполагающей уплату не только ренты бандитам, но и налогов
государству, исключена полностью. Таким образом, организованная
преступность стала реальным конкурентом государства в "сборе налогов".
Кроме того, она объективно препятствует переходу предпринимателей из
"теневой" экономики в легальную.
В последние годы коррупционные технологии существенно усложнились. В
настоящее время чиновники и целые государственные органы все чаще
используются финансовыми группами в качестве инструмента передела сфер
влияния. Так, наиболее активно стало использование налоговых служб,
судебных инстанций в технологии захвата контроля над компаниями путем
банкротства. Все вышеперечисленное способствует росту трансакционных
издержек предпринимателей.
Пока власти демонстрируют неспособность хотя бы уменьшить масштабы
коррупции. Расследования коррупционных дел носят, как правило, не правовой,
а политический характер, для дискредитации тех или иных лиц, поэтому
стадия, на которой суд выносит решение, практически не достигается. Это
одно из проявлений преобладания частных интересов над общественными.
Проблема коррупции в настоящее время стоит также остро, как и 10 лет
назад. Решение этой проблемы в ближайшей перспективе не предвидится. Для
этого потребуется время, политическая воля и серьезные усилия. Поэтому
фактор коррупции и криминала в значительной степени препятствует притоку
иностранных инвестиций.
11. Налоговый режим
Когда говорят о неблагоприятном инвестиционном климате в России, то чаще
всего упоминают чрезмерность налогового бремени. На самом деле оно
существенное, но немногим тяжелее чем в большинстве европейских стран.
Существеннее тяжести налогового бремени то, что предприятия не защищены
от произвола налоговых и таможенных органов. Значительная неполнота и
противоречивость налогового законодательства создают зоны правовой
неопределенности. Учитывая, что налоговые отношения могут регулироваться
лишь государством, в условиях хронического дефицита бюджета
налогоплательщики оказываются под усиленным давлением фискальных служб. При
этом ощущение у налогоплательщиков такое, что они всегда не правы.
Сложность получения необходимой информации о трактовке изменений в
законодательстве, частота нововведений неоправданно увеличивают издержки по
мониторингу законодательства и увеличивают фискальные риски, которые
являются одной их главных составляющих для неблагоприятной оценки России
инвесторами
МНС, технически не справляясь с мониторингом всего множества
налогоплательщиков, концентрирует свое внимание на "крупной рыбе",
рентабельных и заметных предприятиях. Данная группа находится в неравном
положении по отношению к остальным агентам экономики. Политика доения тех,
кто платит, особенно иностранцев - это приоритетная стратегия МНС при
развалившейся, но не подвергнутой санации значительной части
производственного сектора. Практика договариваться с крупными
налогоплательщиками о режиме уплаты, не предусмотренном законодательством,
списание накопленной задолженности и влиятельность лоббистских группировок
подрывают стабильность и достаточность доходов бюджета и ложатся
дополнительным бременем на добросовестных налогоплательщиков. Подобное
неравноправное положение разных агентов экономики приводит к негативной
селекции среди них и эрозии налоговой базы.
Объем налоговых изъятий из дохода граждан согласно действующим нормам
неадекватен уровню развития их правосознания и оценке допустимого
фискального бремени, о чем свидетельствует широкомасштабное уклонение от
уплаты подоходного налога. Низкая налоговая дисциплина физических лиц может
быть повышена при введении пониженных ставок налога.
Пеня за просрочку уплаты налогов по своему размеру носит штрафной
характер и не является средством обеспечения уплаты налога. Другие штрафы
не делают различия между ошибкой налогоплательщика по причине неясных и
нечетких формулировок нормативных актов и умышленным уклонением от уплаты
налогов. Меры административного воздействия, предусмотренные Налоговым
Кодексом, позволяют сделать вывод о приоритете фискальных интересов
государства перед задачами частных налогоплательщиков.
Вместе с тем нельзя не отметить явные успехи Налоговой реформы. Решается
основная проблема снижения налогового давления на фонд оплаты труда. Целью
является размораживание заработной платы и обеспечение экономические
условия для ее реального роста, притом роста легального, уменьшения объемов
нелегальных, а следовательно, не облагаемых налогами выплат. Именно эти
задачи реализуются снижением ставок социального налога по сравнению со
страховыми платежами, установлением единой низкой ставки на трудовые доходы
физических лиц, введением повышенных налоговых ставок на доходы физических
лиц, полученных в виде дивидендов, а также с помощью депозитных, страховых
и тому подобных «схем».
Еще более очевиден успех в замене страховых платежей в четыре
государственных внебюджетных социальных фонда единым социальным налогом. И
это несмотря на серьезнейшие недостатки самого закона. Переход контроля за
уплатой налога от внебюджетных фондов к Министерству РФ по налогам и
сборам, как и предполагалось, принес высокие результаты. Jсновная ставка
налога, применяемая для доходов до 100 тысяч рублей в год, снижена с 39,5%
до 35,6%, то есть на 3,9 пункта. Для более высоких доходов введено
регрессивное налогообложение с быстроснижающейся ставкой. Это безусловный
успех налоговой службы страны, которая добилась существенного повышения
собираемости налога по сравнению с государственными внебюджетными фондами.
Конечно, закон не идеален. Например, проблема регрессивного
налогообложения. Не приходится сомневаться, что она была введена с самыми
лучшими намерениями: стимулировать появление высокой заработной платы на
предприятиях. Однако известно, что дорога в ад вымощена самыми лучшими
намерениями. Для бухгалтерских и финансовых служб предприятий, а также
налоговых инспекций налог, взимаемый с юридических лиц, превратился почти в
налог с лиц физических. Ведь приходится вести по нескольку лицевых счетов
на каждого работника предприятия или организации, улавливая момент, когда
его доход перейдет за 100 тысяч рублей, затем за 300 тысяч, за 600 тысяч
рублей. Притом регрессия перечисления социального налога в разные фонды
различна.
Наибольшее значение для иностранных инвесторов приобрело введение 25
главы Налогового кодекса. Теперь как для российских юридических лиц, так и
для иностранных юридических лиц, действующих через постоянное
представительство, объектом налогообложения признается разница между
доходами и расходами – прибыль организации (ранее это был доход).
Налоговая система продолжает совершенствоваться. Но, тем не менее, в
данный момент Российское налоговое законодательство является серьезным
препятствием на пути иностранных инвестиций.
12. Банковская система. Институты финансового рынка
Слабость банковской системы - существенный тормоз для инвестиций и один
из важнейших факторов инвестиционного риска. Помимо сложности получить
кредит по доступной цене, агентам экономики трудно провести расчеты,
получить деньги со счета, что замедляет скорость трансакций и увеличивает
их стоимость, негативно влияя на рентабельность операций.
На банковском рынке, как, собственно, и на всем рынке долгового
финансирования, не существует инфраструктуры, обеспечивающей
функционирование этого рынка в любой другой стране. Гарантирование и
страхование обязательств по кредитным договорам и облигационным займам в
России практически отсутствует. Рейтинговых агентств не существует. Крайне
низким остается уровень информационной обеспеченности потенциальных
кредиторов и реципиентов кредитных ресурсов, равно как и методического
обеспечения процесса экспертизы кредитных проектов. Инвестиционные фонды,
мобилизующие ресурсы (в первую очередь мелких частных инвесторов) для
инвестиций, также чрезвычайно слабы и немногочисленны в России. В
значительной мере их рост сдерживается отсутствием адекватного
законодательства (в части пенсионных и страховых сбережений), достаточного
количества профессиональных управляющих компаний, а также низкой
рентабельностью деятельности управляющей компании.
В 2000 году не были осуществлены назревшие изменения в нормативно
правовой базе, что сохранило основные риски ведения банковской
деятельности, в первую очередь —кредитования предприятий и организаций: не
изменена очередность удовлетворения претензий кредиторов; отсутствуют
должные законодательные еры по защите сбережений частных лиц; не меняется
устаревший порядок резервирования, дискриминирующий кредитные вложения в
реальный сектор экономики; кредитоспособность многих отечественных
предприятий остается низкой; недостаточен уровень раскрытия информации
потенциальными заемщиками
В 2000 году суммарная капитализация (общая стоимость всех ценных бумаг)
акций российских предприятий сократилась. Поэтому условия привлечения
инвестиций путем выпуска акций для большинства крупных предприятий
ухудшились, так как снизились курсовые стоимости акций. Без существенного
(до 2 раз) роста капитализации рынка акций привлечение инвестиций путем
выпуска акций останется для большинства российских предприятий невыгодным.
На фоне роста большинства развивающихся рынков снижение капитализации
российского рынка также свидетельствует об ухудшении конкурентной позиции
России на международном рынке капиталов.
Если не будут решены ключевые вопросы ответственности за банковский
сектор в целом, а также личной ответственности руководства банков, то
слабая банковская система еще на протяжении десятков лет будет
препятствовать развитию российской экономики и улучшению инвестиционного
климата. Дальнейшее существенное увеличение объема иностранных инвестиций
более невозможно безкомплекса специальных мер по привлечению портфельных
инвесторов, или, что тоже самое, по улучшению качественных характеристик
рынка капиталов (повышение ликвидности, снижение рисков и т. д. ).
Кредитование экономики по прежнему сопряжено с высокими рисками, и объем
кредитов банковского сектора растет более медленно, чем объем кредитных
ресурсов. Развитие финансовой системы также сдерживается по причинам
общеэкономического значения: непрозрачности и недостаточной защиты прав
собственников.
13. Проблемы адекватного бухгалтерского учета
Реформа правил бухгалтерской отчетности, применяемой ныне в российской
экономике, является необходимым условием для оживления инвестиционной
активности. Действующие ныне правила не позволяют внешним пользователям
отчетности делать своевременные и адекватные выводы о результатах
хозяйственной деятельности и финансовых результатах предприятий, что
создает дополнительные риски и снижает инвестиционную привлекательность
российской экономики.
«Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с
международными стандартами финансовой отчетности» пока далеко не полностью
привела в соответствие наши стандарты зарубежным аналогам. Поэтому пока
российские стандарты не могут обеспечить потенциального инвестора понятной
и сопоставимой финансовой информацией.
Реформа бухгалтерского учета осуществляется очень медленно и
недостаточно увязана с основными тенденциями гармонизации стандартов на
международном уровне: часть принимаемых российских правил бухгалтерского
учета основана на устаревших подходах в международном учете. Таким образом,
новые правила бухгалтерского учета на сегодняшний день не удовлетворяют
требованиям ни одной категории заинтересованных внешних пользователей:
иностранных инвесторов и кредиторов больше интересует либо отчетность по
стандартам, соответствующим МСФО, либо US GAAP; российских - инсайдерская
информация, которая менее всего видна из отчетности; налоговые органы -
отчетность в соответствии с требованиями налогового законодательства.
Процесс написания российских положений бухгалтерского учета (ПБУ)
остается закрытым от профессионального бухгалтерского сообщества. В составе
органов, задействованных в процессе реформирования бухгалтерского учета, на
сегодняшний день практически отсутствуют специалисты в области
международной практики бухгалтерского учета.
Всем категориям инвесторов необходима не только адекватная информация о
положении предприятия, но и уверенность в том, что полученный (или не
полученный) ими дивиденд (процент) - это результат финансово-хозяйственной
деятельности предприятия, а не его учетной политики, подстроенной под
интересы налогообложения и не учитывающей потребности инвесторов. Такую
уверенность может дать только соблюдение предприятием правил учета,
признанных мировой практикой в качестве инструмента предоставления
достоверной финансовой информации.
Из интервью генерального директора страховой компании ОАО «РОСНО» газете
«Ведомости»:
«Инвестиционный рынок будет укрупняться, но его рост напрямую связан с
повышением прозрачности компании. Если компания прозрачна, туда готов
входить инвестор, если она закрыта, инвестор разворачивается и уходит. Из
последних отчетов McKinsey видно, что приход инвесторов на 40% зависит
именно от прозрачности компании.
Я двумя руками за то, что страховая компания должна быть открытой.
Отечественные страховые компании закрыты и непрозрачны, чему способствует
действующая российская бухгалтерская отчетность. Публикуя свою отчетность,
мы должны добиваться того, чтобы она была понятна нашим клиентам, а такую
возможность предоставляет пока только международная отчетность».
Проблема Российского бухгалтерского учета безусловно является фактором не
способствующем притоку иностранных инвестиций. Но, тем не менее компании,
которые хотят получить иностранные инвестиции, в состоянии предоставить
инвестору необходимую информации. Вопрос состоит лишь в том, что эти
компании несут дополнительные издержки по составлению этой информации.
Таким образом, фактор неадекватности отчетности, хоть и не является самым
проблемным, но все же затрудняет поток инвестиций.
14. Политика местных властей
Это один из важнейших факторов инвестиционного климата. Важность
инвестиций осознается во многих регионах, поэтому там инвесторам
представляются налоговые освобождения и другие льготы. Основным типом
предусмотренных этим законодательством стимулов являются фискальные льготы
(по уплате налогов, подлежащих зачислению в региональный бюджет). Однако в
данной сфере сделаны только первые шаги, и картина по территории Российской
Федерации весьма пестрая. Порой создается впечатление, что Россия не единое
государство, а ряд феодальных княжеств со своими собственными порядками в
каждом.
В то же время во многих регионах наблюдаются схожие явления,
препятствующие развитию предпринимательской и инвестиционной активности:
. Стремление захватить собственность или участвовать в ней как условие
содействия инвестициям (Москва, Башкирия, Татарстан, Красноярск и
др.).
. Стремление строить барьеры на пути вывоза или ввоза продукции
(Краснодарский край, Белгородская, Курская, Ульяновская, Тульская
области, и т.д.).
. Особые отношения с отдельными предпринимателями, ограничения
конкуренции, поддержка отдельных предприятий.
. Необоснованный отказ в регистрации хозяйствующих субъектов.
. Необоснованный прямой запрет на осуществление отдельных видов
деятельности.
. Не предусмотренные в законодательстве поборы и лицензии.
. Прямая коррупция (особенно при выдаче лицензий и регистрации).
. Противоречие федеральному законодательству, особенно в налоговой сфере
(подавляющее большинство субъектов РФ).
. Излишняя бюрократичность административных процедур.
. Создание препятствий для миграции рабочей силы.
. Совмещение функций хозяйствующих субъектов с функциями органов
исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления.
Чаще всего органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
местного самоуправления своими актами и действиями препятствуют
осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов (около 30 процентов всех
выявленных антимонопольными органами нарушений) и необоснованно
предоставляют льготы отдельным хозяйствующим субъектам (15 процентов
нарушений).
Таким образом, политика местных властей зачастую является важнейшим
факторов, определяющим решения инвестора о вложении средств в данный
регион.
15. Различия в инвестиционном климате для местных и иностранных
инвесторов
Формально существует национальный режим, общий для российских и
иностранных инвесторов. На деле равенства нет. С одной стороны, есть
преимущества у иностранцев: доступ к капиталу и кредиту, опыт управления,
технологии. Но, с другой стороны, российские предприятия уходят от налогов,
используют денежные суррогаты и в целом их положение, вероятно,
предпочтительней. Они более влиятельны в коридорах власти, с большей
готовностью идут на подкуп государственных чиновников, в результате чего
получают реальные преимущества.
Существенно снижает инвестиционную привлекательность России в глазах
иностранных инвесторов отсутствие того режима благоприятствования по
отношению к иностранным инвестициям, который они имеют в других странах с
переходной экономикой. Так, добившийся наибольших успехов в привлечении
прямых иностранных инвестиций Китай на уровне государственной политики
создает преимущества для иностранных инвесторов перед местными, вплоть до
установления разных цен размещения акций для местных и иностранных
покупателей.
16. Проблемы развития «Новой» экономики.
Новая экономика – экономика быстро развивающихся процессов
коммерциализации Интернета. Или лучше назвать такую экономику «Электронным
рынком». Термин «новая экономика» применяется для описания трех направлений
деятельности:
. это объединение, измерение, пространство «высокотехнологичных
компаний», использующих, как правило, Интернет в качестве основного
ресурса. Высокотехнологичной можно считать компанию в любой сфере
деятельности, получающую интеллектуальную ренту.
. это деятельность компаний, производящих программное обеспечение для
Интернета. Этот вид деятельности уже стал целой отраслью экономики.
. Деятельность компаний, использующих Интернет для создания новых
моделей хозяйственной деятельности и повышения производительности,
прежде всего за счет снижения всех трансакционных издержек
(особенно взаимодействия и управления)
По приблизительным оценкам, численность аудитории Интернета в России по
состоянию на июль 2000 года составила 6, 9 –7, 1 миллионов человек.
Потенциал роста электронной торговли в России гораздо больше, чем в любой
другой восточноевропейской стране, учитывая численность населения и
протяженность.
Россия может получить множество преимуществ от устойчивого и здорового
рынка электронной торговли: снижение издержек и расширение потенциального
рынка для экспорта продукции, увеличение количества рабочих мест для
квалифицированной рабочей силы в рамках глобализации производства и
интеграции российской экономики в мировую, доступ к инвестиционному
капиталу, а все вышесказанное ведет к росту экономики и увеличению
налоговых поступлений. Использование современных технологий для передачи
информации —не только способ сокращения издержек и повышения
производительности труда, но и значительное сокращение временных издержек,
что для России, которая, как известно, явление во многом географическое, а
не историческое, создает принципиально новые возможности по развитию
рынков, конкуренции, распространению технологий и т. п.
Благодаря проникновению ТНК, иностранного капитала на российский рынок,
образованию совместных предприятий отдельные ростки «новой экономики»
появляются и на нашей почве. Основные трудности, с которыми приходится
сталкиваться компаниям Новой экономики:
. Низкая степень компьютеризации и интернетизации даже на
корпоративном уровне. Средний уровень проникновения Интернет в
различные компании составлял 10-15% в 2000 году.
. Работа в отрасли Интернет является естественным продолжением
внутренней инфраструктуры компании. Для большинства же российских
фирм эта инфраструктура исчерпывается калькулятором.
. Руководители большинства отечественных компаний не готовы к работе
в новом пространстве коммерции, и еще не осознали, что оно
позволяет существенно снизить зону неэффективности
. Отсутствует достаточный по объему венчурный капитал, который на
Западе выступает главным источником инвестиций в проекты Интернет-
Компаний.
Чтобы воспользоваться всеми преимуществами информационных технологий и
электронной торговли, необходимо снять препятствия на пути развития и
использования Интернета в России, и, самое главное, не создавать новых
препятствий. Практика показывает, что российское Правительство склонно
излишне регламентировать все, что связано с электронной торговлей и другими
видами деятельности в Интернете, вместо того, чтобы предоставить рынку
возможность самому определить свои потребности.
Россия с ее гигантской территорией фактически обречена на освоение «Новой
экономики», особенно в качестве инструмента консолидации экономического и
политического пространства. Малоосвоенное пространство Российских Интернет-
Технологий представляется весьма перспективным объектом вложения средств, в
том числе и иностранного капитала.
17. Экономическая политика по регулированию прямых иностранных
инвестиций.
Середина 80-х годов отмечена радикальным поворотом в политике
регулирования прямых иностранных инвестиций (ПИИ) во всем мире. Это было
обусловлено ускорением процесса глобализации и началом проведения
широкомасштабных рыночных реформ в ряде стран Третьего мира, а затем и в
постсоциалистических государствах, в частности в России. В подавляющем
большинстве государств, где прежде существовало множество ограничений на
доступ иностранного капитала и жесткий контроль за его деятельностью, общий
вектор регулирования ПИИ сменился на прямо противоположный. Это отразилось
в беспрецедентной по масштабам и темпам либерализации режима регулирования
ПИИ.
Общей чертой процесса либерализации национального регулирования ПИИ
является разработка специализированного законодательства, в котором
устанавливаются основные положения правового режима в отношении иностранных
инвестиций. Это призвано компенсировать неполноту национального
общехозяйственного правового и административного регулирования, тем самым
обеспечив иностранным инвесторам более привычную для них среду обитания.
Вместе с тем очевидно, что приоритетная задача любой страны - поддержка
развития национального бизнеса. Потенциальная возможность "эффекта
вытеснения" национальных предприятий в связи с допуском в страну ПИИ -
предмет озабоченности многих правительств.
В условиях относительной слабости отечественного бизнеса противостоять
такой практике способно только государство. Сохраняющиеся ограничения на
ПИИ обосновываются необходимостью предотвратить захват иностранцами
господствующих позиций на местном рынке, а также ряд иных возможных
негативных последствий широкомасштабного допуска ТНК в национальную
экономику (ухудшение платежного баланса страны в результате
неконтролируемой заемной деятельности филиалов местных. ТНК, вытеснение с
рынка отечественных фирм).
Необходимо отметить, что ускорение процесса либерализации регулирования
ПИИ привело к тому, что ТНК имеют необычайно широкий выбор мест возможного
приложения капитала и, как результат, очень требовательно подходят к оценке
инвестиционного климата в принимающей стране. Конкуренция за ПИИ
усиливается, и в этих условиях просто проводить либеральную политику
регулирования оказывается уже недостаточным, а для привлечения инвесторов
требуются целенаправленные стимулирующие меры.
Изменение инвестиционного имиджа, в частности, требует распространения
информации, представляющей интерес для инвесторов. Это прежде всего
сведения общего характера о стране и ее инвестиционных возможностях
(общеэкономические показатели, состояние отдельных отраслей, перечень и
конкретные данные о местных компаниях - потенциальных партнерах по
совместным предприятиям с участием иностранного капитала или поставщиках
тех или иных необходимых для реализации инвестиционных проектов товаров,
подробная информация об осуществляемых или планируемых в данной программе
приватизации). Необходима также информация юридического характера
относительно законодательного и административного режимов регулирования ПИИ
и, в целом, деятельности частного бизнеса, существующих мер поощрения
инвестиций, структуры органов и процедур, с которыми иностранному инвестору
придется иметь дело при осуществлении проекта.
Несмотря на повсеместное признание важности ПИИ как мощного инструмента
стимулирования экономического роста, необходимость регулирования зарубежных
капиталовложений сохраняется. Однако в условиях глобализации мировой
экономики неизбежно меняется перечень задач и доступных инструментов такого
регулирования, что требует от правительства тщательного и сбалансированного
подхода к выработке приоритетов политики в этой области и конкретных мер по
ее реализации.
Работа в отношении регулирования и стимулирования иностранных инвестиций
в России пока мало заметна.
Стратегия привлечения иностранного капитала должна опираться на
возможности задействования внутреннего и внешнего потенциалов для
реализации поставленной цели и нейтрализации и устранения слабостей и
угроз. В таблице приведен SWOT-анализ российского инвестиционного климата.
Исходя из этих данных необходимо создавать стратегию привлечения
иностранных инвестиций в российскую экономику.
|СИЛА |СЛАБОСТИ |
|Трудовые ресурсы и их квалификация |Деформация отраслевой промышленной |
|Сырьевая база |структуры |
|Демократическая политическая система|Незрелая конкурентная среда |
| |Слабая ориентация на рост качества |
|Мощная промышленная база |продукции и на повышение |
|Передовая наука |конкурентоспособности национальных |
|Россия - связующее звено между |предприятий |
|западными и восточными странами |Низкий уровень корпоративного |
| |управления и деловой этики |
| |Проблемы защиты окружающей среды |
|ВОЗМОЖНОСТИ |УГРОЗЫ |
|Всемирная экономическая интеграция |Провал процесса реформ |
|Насыщение и ужесточение конкуренции |Возврат к спаду производства и потеря |
|на западных рынках. Россия осталась |промышленной конкурентоспособности |
|последним незанятым крупным |Политическая дестабилизация |
|развивающимся рынком (КРР) Европы. |Конкуренция со стороны других |
|Смещение от внешней торговли к ПИИ в|Развивающихся стран |
|XXI в. |Внутреннее сопротивление переменам |
|Заинтересованность ТНК в | |
|использовании огромных природных | |
|ресурсов России | |
У России есть реальные шансы стать привлекательным рынком для иностранных
инвесторов, если она сможет вооружиться эффективной продуманной стратегией
привлечения прямых иностранных инвестиций, избавиться от иллюзий
инвестиционных процессов. Нельзя ограничиваться только функцией «открывания
дверей», для тех инвесторов что в нее постучатся, необходимо использование
и внедрение финансовых и фискальных льгот, создать специальную
инфраструктуру, отвечающую за разработку инвестиционной политики и ее
осуществления.
VI. Заключение
Подводя итоги, хочется сказать, что факторов препятствующих притоку
иностранного капитала заведомо больше, чем факторов способствующих этому. И
не смотря на положительную тенденцию притока иностранного капитала в
Российскую экономику, сохраняется ряд глобальных проблем, требующих
конструктивного решения. У России есть огромный потенциал для развития, и
необходимо использовать все возможности способствующие экономическому
росту. В условиях, когда возможности государственных инвестиций крайне
ограничены и к тому же их эффективность низка, иностранные инвестиции
являются существенным фактором, определяющим экономическое развитие страны.
Большинство рисков, существовавших в российской экономике в предыдущие
годы, сохраняется, так как они связаны с несовершенством существующих
властных, регулятивных и других общественных институтов и структурными
деформациями, доставшимся в наследство от советского народного хозяйства.
Поскольку улучшение инвестиционного климата может происходить лишь
постепенно, в процессе эволюции институтов рыночной среды и роста
позитивных ожиданий у инвесторов и предпринимателей, необходимо уже сейчас
создавать условия для улучшения конкурентоспособности инвестиционного
климата российской экономики на мировых рынках капитала.
Решение данной задачи предполагает дерегулирование экономики, снижение
административных и прочих барьеров на пути инвестиций, достижение
эффективной защиты прав собственников и равных условий конкуренции,
повышение прозрачности экономических процессов и их финансовых результатов.
Список литературы
1. Доклад Экспертного института. «Инвестиционный климат в России»,
Москва, 2000 г.
2. «Экономическая ситуация и инвестиционный климат в России», Ясин Е. Г.
совместно НБФ "Экспертный институт" и Американская Торговая Палата в
России. 2001 г.
3. «Регулирование прямых иностранных инвестиций: тенденции и проблемы»,
Р. Павличенко, МЭиМО, 2001 г. №4.
4. «Новая экономика в пространстве постмодерна» Л. Мясникова, МЭиМО, 2001
№12
5. «Кривая дорога прямых инвестиций», В. Стародубровский, Вопросы
экономики, 2003г. №1
6. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального
закона "О федеральном бюджете на 2002 год"
7. «Экономический рост и кадровый потенциал России» А. А. Нещадин.,
Экспертный институт, 2000 г.
8. «Как превратить Россию в привлекательный рынок для иностранных
инвесторов», П. Фишер, Вопросы экономики, 2002 №2.
9. Большой токовый словарь экономических и юридических терминов. Л. П.
Кураков, 2001 г.
10. «О некоторых итогах налоговой реформы». Директор Научно-
исследовательского института развития налоговой системы, академик РАЕН
Д.Г. Черник
11. Данные сайта www.InvestmentRussia.ru
12. Данные Межрегионального сайта информационных технологий.
Макроэкономическая ситуация в России. «Минэкономразвития: основные
тенденции января-мая 2002 Г. И оценки до конца года»
Страницы: 1, 2
|