Рефераты

Финансовые рынки и институты

рыночные ставки процента как на привлекаемый

коммерческими банками капитал, так и на

выдаваемые ими кредиты;

. установление нормативов обязательных резервов

кредитных организаций, депонируемых в Банке

России;

. купля-продажа Банком России государственных

ценных бумаг;

. организация кредитования коммерческих банков,

в том числе с помощью учета и переучета

векселей;

. осуществление валютного регулирования и

валютного контроля в соответствии с Законом

РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном

регулировании и валютном контроле»;

. установление ориентиров роста показателей

денежной массы.

Банк России регистрирует кредитные организации, выдает и отзывает

лицензии на осуществление банковских операций, осуществляет регистрацию

эмиссии ценных бумаг кредитных организаций; осуществляет контроль за

соблюдением кредитными организациями банковского законодательства. В

случаях выявления нарушения он вправе применять установленные законом

санкции вплоть до назначения временной администрации. Банк России может

осуществлять все виды банковских операций.

Часть прибыли Банка России поступает в доход федерального бюджета.

Порядок распределения прибыли устанавливается Советом директоров банка.

Банк России без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции

с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации, местными

бюджетами, а также операции по обслуживанию государственного долга и

операции с золотовалютными резервами.

Российская двухуровневая банковская система (Центральный банк РФ и

система коммерческих банков) начала формироваться с 1991 г. с образованием

Российской Федерации как самостоятельного государства. В становлении

системы коммерческих банков можно выделить шесть этапов.

На первом этапе (он продолжался до конца 1993 г.) наблюдалась

значительная концентрация ресурсов банковской системы в руках крупнейших

кредитных учреждений, образованных на базе прежних государственных

спецбанков, таких, как «Сбербанк», «Промстройбанк», «Мосбизнесбанк» (бывший

«Жилсоцбанк»), и ряда других.

Второй этап (1994 г. — середина 1995 г.) развития банковской системы

характеризовался появлением значительного числа вновь образованных

коммерческих банков. Концентрация банковского капитала в этот период

достигла наименьшего значения.

Развитию кредитных учреждений способствовала высокая инфляция, что

позволяло банкам получать значительные прибыли без реального развития

квалифицированного управления. Для банков этого периода было характерно

инфляционное основание расширенного воспроизводства капитала.

Банки на данном этапе развития практически не занимались долгосрочным

кредитованием предприятий, так как проценты по кредитам фактически не

компенсировали инфляции.

Кризис рынка межбанковских кредитов и падение темпов инфляции привели

к банкротству большого числа мелких и средних банков, перевели развитие

системы на новую ступень через процессы разорения, концентрации и

централизации банковского капитала. Наступил третий этап (с середины 1995

по 1997 г.), знаменовавшийся чередой кризисных явлений.

На 1 января 1997 г. совокупные активы 100 крупнейших коммерческих

банков России составляли 433 946,4 млрд. руб. При этом на долю

Сберегательного банка приходилось 38,87%, первых пяти банков—51,8%, первых

20 банков—77,3% совокупных активов 100 крупнейших коммерческих банков

[Сажин, Смирнова, с. 270]. Для данного периода характерно снижение доли

валютных обязательств по сравнению с предыдущим этапом (с 20 до 10—12%),

снижение доли кредитов с 60 до 55% и одновременный рост государственных

обязательств с 3—5 до 20%. Это было связано с развитием рынка

государственных ценных бумаг. Появление государственных долговых

обязательств имело целью осуществить безынфляционный переход к

финансированию дефицита бюджета. Государство стало выступать в качестве

главного заемщика финансовых ресурсов у коммерческих банков.

Важно отметить следующее. Крупнейшими операторами на рынке

государственных долговых обязательств выступали банки, которые одновременно

являлись и главными агентами по обслуживанию бюджетных счетов. Остатки

бюджетных средств на счетах этих банков активно использовались для покупки

государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций

федерального займа с переменным купоном (ГКО — ОФЗ). Рынок ГКО — ОФЗ

обладал весьма высокой ликвидностью, не уступавшей ликвидности валютных

счетов.

Снижение доходности ГКО, ужесточение денежной политики во второй

половине 1997 г. повлекло ухудшение финансовых показателей деятельности

банков. Балансовая прибыль по итогам 1997 г. в целом по коммерческим банкам

сократилась в абсолютном выражении почти вдвое по сравнению с 1996 г., не

достигнув даже уровня 1995 г.[1]

В 1997 г. активизировались слияния банков, создание различных

конгломератов, альянсов, банковских группировок, холдингов и т. п. Эти

процессы характеризуют четвертый этап (с начала 1997 по август 1998 г.) в

становлении банковской системы России, который связан также и с началом

переориентации многих банков (прежде всего немосковских) на работу с

реальным сектором экономики. В 1997 г. была переломлена тенденция к

абсолютному и относительному сокращению кредитной активности. За девять

месяцев 1997 г. московские банки, без учета Сбербанка, получили за счет

кредитования от конечных заемщиков 37 % своих доходов, региональные

коммерческие банки — 48 %[2].

Этот период связан и с процессом активного встраивания в банковский

сектор страховых компаний. Использовались различные формы — от соглашений о

стратегическом партнерстве до перекрестного владения неконтрольными

пакетами акций. Для данного этапа характерна активизация в деятельности

региональных банков, связанная со структуризацией банковского бизнеса путем

создания региональных банков развития, различных альянсов местных

коммерческих банков с целью защиты экономических, политических и

электоральных интересов местных властей. Наиболее активно указанные

процессы проходили в Москве, Санкт-Петербурге и Башкортостане.

Август 1998 г. знаменует начало пятого этапа развития банковской

системы, сопровождавшегося самым крупным банковским кризисом в современной

России. Отказ Правительства отвечать по своим финансовым обязательствам по

ГКО — ОФЗ наиболее разрушительно сказался на крупнейших системообразующих

банках, основных держателях государственных ценных бумаг. По имеющимся

оценкам, в ГКО — ОФЗ оказалось заморожено порядка 40—50 млрд руб.

собственно банковских средств, что составляло 90% суммарного уставного

фонда российских банков и около четверти док-ризисного объема их

совокупного уставного капитала[3].

Отток ресурсной базы и, прежде всего, изъятие валютных вкладов

сберегателями практически на месяц парализовали банковскую систему.

Относительным оплотом надежности оказались малые и средние банки, не

имевшие валютных вкладов и имевшие в активах небольшие доли ГКО — ОФЗ,

неизбежность поглощения которых не вызывала сомнений у руководства

Центрального банка[4]. Банковский кризис, быстро трансформировавшийся в

валютный и далее в финансовый кризис, привел к глубокому социально-

экономическому кризису общества. По мнению многих ведущих специалистов

мира, можно было сгладить вхождение в кризис, избежав существенных

социальных и финансовых потрясений в обществе и ограничив его структурным

кризисом банковской сферы, не затрагивая основных сфер экономики.

Кризисный этап банковской системы продолжался, по существу до середины

1999 г., когда начались активные действия по реструктуризации, санации

проблемных банков.

С середины 1999 г. банковская система России перешла к новому, шестому

этапу, который характеризуется законодательным обеспечением

реструктуризации банков и их внешней задолженности, ликвидацией банков-

банкротов. С середины 1999 г. обозначился постепенный рост капиталов

иностранных банков, а с 2000 г. начали расти капиталы и российских банков.

Так, если суммарный зарегистрированный уставный капитал действующих

кредитных организаций на начало 1999 г. составлял 52,5 млрд. руб., то на

начало 2000 г. он уже достиг 111,1 млрд. руб.[5]

Среди небанковских кредитных организаций в России наибольшее

распространение получили расчетные центры (палаты), главная функция которых

заключается в проведении расчетов между участниками отдельных сегментов

финансового рынка. Свою деятельность они осуществляют на основании

выдаваемых после государственной регистрации лицензий ЦБ РФ. Небанковские

кредитные организации не имеют права на привлечение вкладов средств

физических лиц; круг разрешенных банковских операций для них ограничен.

Кредитные организации в сфере потребительского кредита в России не

получили должного развития. Среди причин — слабая правовая защищенность

ввиду отсутствия надлежащей законодательной базы. Зарегистрированные

кредитные союзы действуют на основании Закона РФ от 19 июня 1992 г. №3085-1

«О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в

Российской Федерации», который регламентирует порядок функционирования

кооперативных структур в иных сферах народного хозяйства.

Рынок ценных бумаг во всех странах является одним из наиболее

регулируемых рынков, что обусловлено необходимостью обеспечения

безопасности его участников, высокими финансовыми рисками, масштабностью

операций. Такое регулирование осуществляется государственными органами и

саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных

бумаг. В России органом государственного регулирования выступает

Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ФКЦБ).

Посредническая деятельность, в том числе и финансовая, на рынке ценных

бумаг в России регламентируется Законом РФ от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О

рынке ценных бумаг».

В зависимости от вида деятельности посреднические функции выполняют

различные институты. Наиболее распространенное их название —

«инвестиционные институты». В России в начале 90-х годов юридические лица,

осуществлявшие свою деятельность с ценными бумагами как исключительную,

также назывались инвестиционными институтами. Они выполняли функции

финансового брокера, инвестиционного консультанта, инвестиционной компании,

инвестиционного фонда. В качестве инвестиционных институтов могли также

выступать и банки, а в качестве инвестиционного консультанта — физические

лица.

В Законе РФ «О рынке ценных бумаг» вместо понятия «инвестиционный

институт» используется более широкое понятие «профессиональный участник

рынка ценных бумаг». К ним относятся: брокеры, дилеры, управляющие,

клиринговые организации, депозитарии, регистраторы, организаторы торговли

на рынке ценных бумаг.

Традиционно организацией торговли на рынке ценных бумаг занимаются

фондовые биржи. По российскому законодательству фондовая биржа создается в

форме некоммерческого партнерства и осуществляет свою деятельность на

основе лицензии по операциям с ценными бумагами с фиксированным доходом

(долговые обязательства государства и предприятий), а также с долевыми

ценными бумагами (акции акционерных обществ). Ценные бумаги, обращающиеся

на фондовых биржах, зачастую называются фондовыми ценностями. Биржа

организует торговлю только между членами биржи, которыми могут быть

исключительно профессиональные участники рынка ценных бумаг. Порядок

вступления, выхода и исключения из членов биржи регламентируется ее

внутренними документами.

Лицензирование осуществляется Федеральной комиссией по рынку ценных

бумаг в соответствии с Временным положением о требованиях, предъявляемых к

организаторам торговли на рынке ценных бумаг, и Временным положением о

лицензировании видов деятельности по организации торговли на рынке ценных

бумаг.

В частности, функции ведущей российской фондовой биржи,

специализировавшейся на торговле государственными ценными бумагами,

выполняла Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ). На площадке ММВБ

проводились аукционы (первичное размещение) и вторичные торги по ГКО и ОФЗ.

Обращение ГКО — ОФЗ осуществлялось через межрегиональную систему торгов —

организованный рынок ценных бумаг (ОРЦБ), который объединяет региональные

торговые центры в ряде городов: Москве, Новосибирске, Санкт-Петербурге,

Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Владивостоке, Нижнем Новгороде и др.

Биржевые сделки с ценными бумагами подразделяются на кассовые (расчет

по ним осуществляется немедленно или в ближайшие дни) и срочные (исполнение

сделок осуществляется в срок, устанавливаемый в будущем). Срочные сделки

являются наиболее рисковыми. Это обстоятельство предопределяет особые

требования к организаторам торговли (биржам), которым чредоставляется

лицензия на этот вид деятельности, прежде всего в части страхования рисков,

а точнее — управления рисками.

До июня 1998 г. организатором торговли на срочном рынке являлась

Российская биржа (РБ), на которой еще в мае было заключено сделок более чем

на 4,3 млрд долл[6]. 1 июня 1998 г. РБ остановила торги по всем контрактам

в связи с тем, что ряд проигравших торговцев, подконтрольных руководству

биржи, не смогли выполнить своих обязательств, так как торговали без

реальных залогов, а лимиты на торговлю им открывались на основании устного

распоряжения президента Биржи. Средств же общегарантийного и страхового

фондов РБ не хватило для обеспечения обязательств. Новым организатором

торговли на срочном рынке стала Московская фондовая биржа (МФБ), которая

выделила собственные средства для частичного погашения долгов РБ.

Следует отметить, что подобные ситуации с крахом бирж происходили в

России и ранее. Причины случившегося связаны с тем, что существующая

законодательная база срочного рынка не обеспечивает возможности контроля за

торговым процессом на бирже. Системы расчетов по сделкам с ценными

бумагами, порядок страхования рисков позволяют менеджерам бирж пользоваться

своим положением в корыстных целях. Использование же инсайдерской

информации менеджерами бирж фактически остается ненаказуемым.

Наряду с биржевым рынком существует внебиржевой рынок ценных бумаг, на

котором обращаются ценные бумаги, не имеющие листинга на фондовых биржах

(его часто называют вторым рынком); либо торговля ценными бумагами,

имеющими листинг на биржах, осуществляется не членами бирж (третий рынок);

либо сделки с ценными бумагами совершают через компьютерные сети, минуя

посредников (четвертый рынок).

Требования к организационно-правовой форме организаторов внебиржевой

торговли в России не установлены. Существуют требования к числу участников

торговли (не менее 20 участников) в системе организатора внебиржевой

торговли и к собственному капиталу.

Организатор внебиржевой торговли самостоятельно устанавливает правила

торговли, порядок проведения торговых сессий, заключение и исполнение

сделок и т. п.

Для осуществления процедур купли-продажи ценных бумаг во внебиржевой

торговле используются Торговые системы, представляющие собой совокупность

вычислительных, телекоммуникационных, программных средств, баз данных,

обеспечивающих возможность работы с информацией для заключения и исполнения

договоров.

В России наиболее развитой торговой системой является Российская

торговая система (РТС), начавшая свою деятельность в январе 1995 г. как

Московская торговая система, которая обслуживала 16 компаний — учредителей

Профессиональной ассоциации участников фондового рынка; в дальнейшем она

была преобразована в Национальную ассоциацию участников фондового рынка

(НАУФОР).

Все участники РТС подписывают типовое соглашение, предусматривающее

стандартные условия расчетов между контрагентами. При заключении сделок

последние обмениваются только приложениями к данному соглашению,

содержащему только существенные условия сделки. После заключения сделки в

течение 10 минут контрагенты обязаны ввести в систему отчет, который

является основанием для расчетно-клиринговой организации по перерегистрации

ценных бумаг и осуществления денежных расчетов. Отчет также является

основанием для рассмотрения претензий сторон в Третейском суде НАУФОР в

случае срыва сделки его участниками.

На российском рынке акций преобладали иностранные инвесторы. Торговля

российскими акциями оказалась сосредоточенной в руках иностранных

инвесторов. Основные операторы рынка находились за рубежом. По оценкам

специалистов[7], ежемесячный оборот на РТС, составлявший в июле 1998 г.

свыше 500 млн долл., в общем обороте российских ценных бумаг не превышал

10%. Остальные 90% оборота приходились на внебиржевой телефонный рынок США

и Европы (over-the-counter market, OTC).

На рынке ценных бумаг особое место занимают инвестиционные институты —

инвестиционные банки, инвестиционные компании, инвестиционные фонды.

Деятельность инвестиционных банков прежде всего связана с выполнением

эмиссионно-учредительских и посреднических функций. В российском

законодательстве четкого определения понятия «инвестиционный банк» нет.

Многие российские коммерческие банки выполняют эмиссионно-посреднические

функции. Одновременно банки, зарегистрированные как инвестиционные, имеют

лицензии на выполнение широкого круга операций коммерческих банков. Тем не

менее можно выделить основные виды деятельности российских инвестиционных

банков. К ним прежде всего следует отнести: (1) выполнение функций

брокеров, дилеров, депозитариев; (2) организацию расчетов по операциям с

ценными бумагами; (3) формирование эмиссионных портфелей; (4) формирование

индивидуальных портфелей ценных бумаг для отдельных инвесторов;(5)

консалтинговые услуги по вопросам инвестирования; поиски инвесторов и

объектов инвестирования.

Функции инвестиционного банка в России наиболее полно выполняет ЦБ РФ.

Он выступает в качестве дилера, приобретая государственные ценные бумаги за

собственные средства; в качестве брокера работает по поручению

правительства и обеспечивает функционирование вторичного рынка

государственных ценных бумаг; он выполняет функции депозитария,

клирингового и расчетного центра, являясь специализированной организацией

по учету, хранению и расчетам по операциям с государственными ценными

бумагами. Банк России выполняет операции по обслуживанию государственного

долга; организует сбор и анализ информации о рынке ценных бумаг, выполняет

другие функции, характерные для инвестиционных банков.

Инвестиционные компании в России появились в 1992 г. Они занимались

организацией выпуска ценных бумаг и их размещением, торговлей ценными

бумагами других эмитентов, выполняли брокерские функции, консалтинговые

услуги по вопросам инвестирования и т. п. Деятельность многих из них

изначально строилась на создании финансовых пирамид. Финансовые пирамиды

МММ, Русский дом «Селенга» и другие вошли в отечественную историю

финансовых афер. Доверие в России к инвестиционным компаниям оказалось

подорванным, и многие из них перерегистрировались в иные структуры.

Особое место на рынке ценных бумаг занимают инвестиционные фонды.

Правовая основа функционирования инвестиционных фондов была определена в

Указе Президента РФ от 7 октября 1992 г. № 1186 «О мерах по организации

рынка ценных бумаг». Инвестиционным фондом признается любое открытое

акционерное общество, которое одновременно: (1) привлекает средства за счет

эмиссии собственных акций; (2) ведет торговлю ценными бумагами; (3) владеет

инвестиционными бумагами, стоимость которых должна составлять 30 и более

процентов от стоимости его активов в течение более четырех месяцев суммарно

в пределах одного календарного года.

Наибольшее распространение в России получили чековые инвестиционные

фонды (ЧИФы), которые были призваны аккумулировать приватизационные чеки

(ваучеры) физических и юридических лиц путем обмена своих акций на ваучеры

для последующего приобретения за них акций приватизированных предприятий. В

1992—1994 гг. было создано более 600 ЧИФов, которые аккумулировали более

трети всех приватизационных чеков населения страны. С формальной точки

зрения ЧИФы успешно справились с поставленной перед ними задачей. Многие из

них стали обладателями крупных пакетов акций приватизированных предприятий,

превратились в солидные финансовые компании.

Создание ЧИФов можно было бы отнести к положительным аспектам процесса

приватизации государственного и муниципального имущества в России, если бы

одновременно были защищены и интересы владельцев ваучеров, ставших

акционерами ЧИФов. К сожалению, этого не произошло. Менеджеры ЧИФов

фактически оказались неподконтрольными для их акционеров со всеми

вытекающими отсюда последствиями. Если в 1993—1996 гг. ряд ЧИФов

выплачивали своим акционерам символические дивиденды, то в дальнейшем

выплаты практически прекратились.

Определенные надежды с созданием механизма защиты интересов акционеров

ЧИФов связывались с преобразованием их в паевые инвестиционные фонды

(ПИФы), представляющие собой имущественные комплексы без создания

юридического лица, доверительное управление имуществом которых осуществляют

управляющие компании. Правовой статус ПИФов был определен Указом Президента

РФ от 26 июля 1995 г. № 765 «О дополнительных мерах по повышению

эффективности инвестиционной политики Российской Федерации. Паевые

инвестиционные фонды в России могут, быть образованы:

• путем регистрации проспекта эмиссии инвестиционных паев управляющей

компанией и размещения инвестиционных паев среди инвесторов;

• по решению общего собрания акционеров при ликвидации ЧИФа, имущество

которого передается в доверительное управление управляющей компании;

• при реорганизации коммерческих организаций (с согласия ФКЦБ),

которые привлекали денежные средства физических и юридических лиц.

Первые ПИФы появились в конце 1996 г. и были ориентированы на работу с

государственными ценными бумагами. Основными инвесторами выступали прежде

всего учредители управляющих компаний; мелкие инвесторы не проявили к ПИФам

большого интереса.

В дальнейшем ряд ПИФов начал активно работать с корпоративными ценными

бумагами. Причем к концу 1997 г. четыре из пятнадцати действовавших ПИФов в

основном были ориентированы на работу с корпоративными ценными бумагами.

Именно в эти фонды наблюдался приток инвестиций со стороны мелких

инвесторов, что позволило данной группе ПИФов существенно укрепить свои

позиции.

ПИФы занимают скромное место на рынке ценных бумаг. Их совокупные

активы на конец 1997 г. немного превышали 200 млн. деноминированных

рублей[8]. Тем не менее, анализируя перспективы развития различных

институтов на фондовом рынке, представляется, что у ПИФов они наиболее

оптимистичные. Это предопределяется прежде всего их открытостью,

прозрачностью, равностью имущественных прав инвесторов и возможностями

получения денежных средств за принадлежащие им инвестиционные паи.

На рынке страховых полисов и пенсионных счетов основными видами

деятельности являются страхование и пенсионное обеспечение. Соответственно

основными институтами данного рынка выступают страховые компании,

перестраховочные общества, общества взаимного страхования и

негосударственные пенсионные фонды.

Страховые компании в России могут самостоятельно выбирать

организационно-правовую форму. Законодательных ограничений в этом вопросе

нет. Однако существуют жесткие требования к размеру уставного капитала.

Новая редакция Федерального закона от 20 ноября 1999 г. № 204-ФЗ «Об

организации страхового дела в Российской Федерации» устанавливает

минимальные размеры уставного капитала:

• для компаний, не осуществляющих страхование жизни — 25 тыс.

минимальных размеров оплаты труда (МРОТ);

• для компаний, осуществляющих страхование жизни — 35 тыс. МРОТ;

• для перестраховочных организаций — 50 тыс. МРОТ. Повышение

минимального уровня уставного капитала не повлекло за собой существенного

уменьшения числа страховых организаций. Если на конец 1998 г. число

учтенных страховых организаций составляло 1493, то на конец 1999 г.—

1318[9].

Перспективы развития страхового рынка в России связаны не только с

выходом страны из социально-экономического кризиса, но и с решением

вопросов собственно страхования. Это касается и проблем научно-

методического обеспечения страховой деятельности, создания стабильного,

разветвленного, грамотного законодательства и т. п. Наряду с

ограниченностью финансовых возможностей российских страхователей эти

факторы, безусловно, сдерживают развитие страхового рынка как в части роста

страховых поступлений и уровня выплат, так и в части роста страхования

видов рисков (российскими страховщиками страхуется около 60 различных видов

рисков; в европейских странах — до 500, в США - около 3000).

На российском страховом рынке действуют перестраховочные общества.

Финансовые возможности перестраховочных обществ значительно уступают

страховым компаниям, поэтому последние предпочитают страховать риски друг у

друга. Финансовый обвал, неизбежное укрупнение страховых компаний могут

внести существенные изменения в перестраховочную политику, а именно

переориентацию страховщиков на иностранные перестраховочные организации.

Российским перестраховочным компаниям сегодня удержаться на этом рынке

крайне сложно.

Наряду со страховыми компаниями на рынке страховых полисов и

пенсионных счетов в России присутствуют и негосударственные пенсионные

фонды (НПФ), предоставляющие дополнительное пенсионное обеспечение за счет

взносов работодателей и работающего населения. Порядок создания и

функционирования НПФ до издания Федерального закона от 7 мая 1998 г. № 75-

ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» регулировался одноименным Указом

Президента РФ от 16 сентября 1992 г. В то же время большинство фондов

получили лицензию лишь в 1996 г[10].

Согласно классическим подходам выделяют несколько категорий НПФ, Фонды

делятся на открытые, участником которых может стать любой гражданин, и

закрытые. Последние, в свою очередь, подразделяются на: корпоративные,

отраслевые, региональные, профессиональные.

В настоящее время в России большинство составляют закрытые

корпоративные НПФ. Перспективы развития НПФ во многом связаны с

особенностями предстоящей пенсионной реформы. Однако без включения новых

механизмов пенсионного обеспечения — страховых и накопительных —

представить будущую пенсионную систему невозможно. Уверенность в развитии

этого рынка услуг придает и тот факт, что многие крупнейшие компании,

банковские структуры уже «обзавелись» собственными пенсионными фондами.

В заключение еще раз подчеркнем, что без развития институтов

финансового рынка в России невозможно создание эффективной рыночной

экономики. В то же время следует четко представлять, что прежняя политика

развития этих институтов, зачастую игнорировавшая интересы субъектов

реального сектора экономики и населения, неизбежно ведет к краху как самих

институтов, так и финансовой системы в целом.

Заключение.

Финансовый рынок включает денежный рынок и рынок капиталов. Гигантский

объем и многообразие капитала превращают куплю-продажу в нелегкое дело.

Сама купля продажа регулируется огромным количеством правил и ограничений.

К тому же различные виды капитала реализуются на различных рынках, все они

входят в понятие финансовый рынок (рынок ссудных капиталов). Формирование

рынка сложный и многоэтапный процесс, на всем его протяжение сложилась

определенная структура финансового рынка. Данная структура определяет

классификацию финансовых рынков. Каждый рынок отвечает за свою сферу

экономических отношений (купля-продажа золота, валюты). Правила

функционирования рынков, и контроль за ними осуществляет, как правило,

государство, проводив денежно-кредитную политику и даже более широкие

экономические мероприятия.

В ходе финансового кризиса в России выявилась необходимость

формирования такой структуры финансовых инструментов, которая обеспечивает

переориентацию финансовых потоков на обслуживание потребностей конечных

заемщиков, повышение эффективности притока свободных ресурсов и их вложения

в продуманные экономические проекты. В условиях, когда снижение

конкурентоспособности государственных ценных бумаг создает реальные

возможности для развития других финансовых инструментов, формируются

предпосылки для выхода на российский финансовый рынок корпоративных

эмитентов. Произошла также переоценка роли финансового рынка. Он уже не

рассматривается в качестве локомотива дальнейшего развития экономики в

целом.

Международный финансовый кризис, начавшийся в 1997 году, наглядно

продемонстрировал, что методы регулирования финансового рынка перестают

соответствовать возрастающему уровню развития и интеграции финансовых

рынков. Финансовые рынки по своей природе нестабильны. Усиливающееся

взаимодействие финансовых рынков и возрастающие объемы перелива капитала

повышают риск нестабильности национальных рынков и опасность

распространения ее на другие рынки. Практически полная отмена ограничений

на перемещение капитала в 70-х гг. в развитых странах привела к тому, что

рынок ценных бумаг стал в полном смысле глобальным. В обращении появились

международные ценные бумаги, которые стали главным объектом сделок на

мировом фондовом рынке. Активная глобализация – одна из особенностей

послевоенного развития финансовых рынков стран мира. Иными словами,

финансовая глобализация – это более высокая стадия деятельности финансовых

рынков во всех формах с целью обеспечения потребностей развития валютно-

финансовых отношений, она означает их универсализацию.

Список использованной литературы

1. Экономика: Учебник./Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2001.

2. Финансы. Учебник./Под ред. В.В. Ковалева. – М.: ПБОЮЛ М.З. Захаров,

2001.

3. Журнал «Эксперт» подшивка номеров за 1998, 1999, 2000 гг.

4. Российский статистический еженедельник. 2000 г.

5. Газета «Экономика и жизнь» № 45, 2000 г.

-----------------------

[1] Эксперт. 1998. № 11. С. 23.

[2] Там же. С. 24

[3] Эксперт С. 19.

[4] Эксперт. 1998. № 11. С. 22.

[5] Российский статистический ежегодник, 2000. С. 513.

[6] Эксперт. 1998. № 23. С. 12.

[7] Эксперт. 1998. № 26. С. 25.

[8] Эксперт. 1998. №7. С. 27.

[9] Российский статистический ежегодник, 2000. С. 514.

[10] Положение о лицензировании деятельности НПФ было утверждено

Правительством РФ лишь 7 августа 1995 г

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты