Финансы
На самом деле, рынок ЦеБу - очень важный инструмент, с помощью которого
осуществляется гибкое перераспределение финансовых ресурсов, регулирование
их избытка, при этом, сопровождающееся быстрым развитием.
Касательно специфики России стоит отметить, что по объемам продаж в
настоящее время лидирует рынок государственных ценных бумаг, в то время как
корпоративный привлекателен своими высокими доходами.
Лекция 6. 6.03.1997.
СОП - это стоимость общественного продукта, созданного всеми
предприятиями и организациями, включающая повторный счет.
СОП состоит из :
- материальные затраты ( стоимость сырья, материалов, покупных п/ф,
комплектующих. возмещение фонда оборотных средств)
- ВНП (в РФ= ВВП), состоящий из амортизационных отчислений на ремонт и
амортизация нематериальных активов (С) и НД= фонд оплаты труда (V) +
чистый доход(M)..
На Западе из НД также вычитают косвенные налоги. Есть точка зрения, когда
под материальными затратами понимают и возмещение оборотных средств, и
возмещение основных средств.
I. В РФ рынок ценных бумаг сосредотачивается на федеральных ЦеБу.
Огромное количество финансовых ресурсов вместо того, чтобы быть
направленными на производство, идет на обслуживание бюджета,т.е. на
непроизводственное потребление. Поэтому государство сейчас ставит задачу
переориентировать инвесторов на корпоративные ЦеБу путем снижения
доходности государственных ЦеБу, отменены льготы по налогу на прибыль от
государственных ЦеБу. Хотя. с другой стороны, государству необходимо
привлекать дополнительные финансовые ресурсы. Эту проблему можно решить
только путем укрепления бюджета, т.е. путем сокращения потребностей бюджета
во временно свободных финансовых ресурсах.
II. Проблема защиты интересов инвесторов. Первые годы развития рынка ЦеБу
показали, что действующая законодательная база дает очень много лазеек для
различных махинаций финансовых компаний, посредников на рынке ЦеБу. Это
является социальной проблемой, т.к. большая часть нас стала жертвами этих
махинаций, следовательно потеря доверия к рынку ЦеБу со стороны как
российских, так и иностранных инвесторов.
Чтобы упорядочить финансовые отношения на рынке ЦеБу :
С принятием закона об АО уточнены законодательные нормы, определяющие
условия выпуска ЦеБу. АО в частности предусмотрено увеличение min величины
уставного капитала ЗАО до 100 min окладов, а ОАО - >=1000. До этого закона
действовало правило : min уставной капитал ОАО - 10000 руб,, ЗАО - 100000
руб.
Кроме того, по Указу Президента от 1994 года “О защите прав инвесторов”
для АО, осуществляющих публичное размещение ЦеБу, кроме приватизированных,
оплаченный капитал должен быть не менее 10000 min окладов. Запрещается
выпускать ЦебУ кроме акций, облигаций и их производных.
В 1995 году по Указу Президента создан Федеральный общественно-
государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров : это
некоммерческая организация. Он должен осуществлять компенсационные выплаты
лицам, которым нанесен ущерб на финансовом рынке, ведет учет пострадавших
вкладчиков и акционеров, осуществляет управление имуществом несостоятельных
предприятий для удовлетворения исков пострадавших. Осуществляет
деятельность засчет взносов учредителей (Госкомимущество).
В фонд направляются доходы от приватизации в размере 2% + добровольные
взносы. Для регулирования отношений на рынке ЦеБу по Указу Президента была
создана Федеральная комиссия по ЦеБу и фондовому рынку (1994 г.).Основные
задачи :
1. Разработка направлений развития рынка ЦеБу.
2. Утверждение стандартов эмиссии ЦеБу, требований по листингу.
3. Лицензирование деятельности профессиональных учстников рынка ЦеБу (
дилеры, брокеры, фондовые биржи).
4. Назначает инспекторов для проверки фондовых бирж, инвестиционных
фондов и других профессиональных участников рынка. В случае нарушений
отзывает лицензии.
5. Создает региональные комиссии по ЦеБу и фондовым рынкам.
Временное положение о требованиях .предъявляемых к организаторам
торговли на рынке ЦеБу. Организаторы торговли :
* фондовая биржа - организатор торговли, имеющий лицензию и созданный в
форме некоммерческого партнерства.
* организаторы внебиржевой торговли - различные брокеры и дилерские
структуры, имеющие лицензию Федеральной комиссии , но осуществляющие
торговлю вне биржи.
Совмещать биржевую и внебиржевую торговлю нельзя. Min размер уставного
капитала для фондовой биржи >= 600000 ЭКЮ, внебиржевой торговли - >=200000.
Основные требования по листингу ЦеБу (обязательные). Вообще, листинг - это
совокупность процедур по допуску ЦеБу к обращению, установленных
организатором торговли.
Ценные бумаги, прошедшие листинг, включаются в котировочный лист.
Различают 2 категории котировочных листов :
I. Ценные бумаги, наиболее качественные, процедуру листинга которых
осуществлял сам эмитент (предоставляет все документы фондовой бирже
для получения разрешения на продажу, ЦеБу проходят экспертизу и для
получения первого уровня необходимо раскрыть информацию о своей
деятельности, эмиссии ЦеБу, размер уставного капитала должен
составлять >=10 млн. ЭКЮ, срок существования эмитента ЦеБу >= 3 года,
ЦеБу должны быть свободно обращаемыми в руках заинтересованного лица
(АО), должно быть не более 60 % голосующих акций предприятия,
количество акционеров должно быть >=1000).
II. ЦеБу, информация о которых предоставляет не сам эмитент, а участник
рынка ЦеБу, и бумаги, которые не могут попасть (вторичный рынок). По
каким-либо причинам в 1 список относятся :
- размер собственного капитала эмитента>=6 млн. ЭКЮ
- срок существования эмитента >= 2 года
- число акционеров >=500
- ЦеБу должны быть свободно обращаемыми
- в руках заинтересованного лица Продуманная
финансовая политика, предусматривающая льготное налогообложение, низкие
военные расходы, благоприятный финансовый механизм для привлечения
иностранных инвестиций, например в Гонконге ВВП на душу населения больше
чем в Англии.
Большое влияние на финансовую политику оказывает финансовое право.
Успешная реализация мероприятий, предусматриваемая государством в области
финансов. успешна лишь при принятии соответствующих нормативных документов.
Финансовое право может оказывать как положительное, так и отрицательное
влияние на финансовую политику. Финансовое право регулирует финансовые
отношения между государством с 1 стороны, субъектами хозяйствования и
населением с другой стороны. Другие финансовые отношения, в частности,
взаимоотношения между предприятиями, внутри предприятий, регулируются
административным и гражданским правом. Для эффективного проведения
финансовой политики важное значение имеет механизм ее финансового
регулирования. Это регулирование осуществляет исполнительная власть , т.к.
она имеет развернутый аппарат для проведения этой политики. Однако,
основная часть нормативных документов в демократическом обществе
принимается Парламентом, значит финансовая политика исполнительной власти
корректируется законодательной посредством нормативных актов.
В демократическом обществе исполнительная власть может делать только
то, что написано в законе, поэтому в западной практике Парламент опутывает
исполнительную власть сетью законов (США - 7000 законов, Бельгия - 3000).
До начала реформ Горбачева в России было принято около 100 законов за год,
во время его правления - 200, сейчас, около 100 за год. То, что не охвачено
законом, регулируется документами, принятыми исполнительной властью( Указы
Президента, Постановления Правительства, ведомственные инструкции). Мировая
практика показывает, что эффективный парламентский контроль предупреждает
неправильные решения. принимаемые исполнительной властью, т.к. на нее
сильнее воздействуют различные лоббистские группировки.
II. Современная финансовая политика российского государства охватывает
очень большой круг мероприятий, т.к. с 1991 года проводится коренная
экономическая реформа. 3 основных направлений финансовой политики гос-ва :
1) Комплекс мероприятий. обеспечивающих переход к рыночной экономике.
2) Комплекс мероприятий, связанных с экономической стабилизацией.
3) Социальная поддержка населения.
Соотношение между этими направлениями финансовой политики не
исчерпывают всех задач ( существуют задачи совершенствования бюджетной
системы и т.д.). В 1991 году на 1 месте стояли задачи перехода к рынку, в
1992 - кризис экономики, резкое повышение цен, встал вопрос уже не о
рыночных преобразованиях, а об остановлении спада производства и инфляции,
т.е. №2. Накануне выборов и референдумов на первом месте стоят социальные
вопросы.
1) Финансовая политика направленная на создание рыночной экономики.
Основные слагаемые российских реформ, обеспечивающие переход к рынку
:
b) приватизация
c) развитие финансового и страхового рынка. Для свободного переливания
капиталов из одной области в другую должен быть развитый рынок ЦеБу,
для защиты предпринимателей должен быть развитый страховой рынок.
d) таможенная политика. В РФ , т.к. экономика очень монополизирована,
это единственный способ организовать нормальную конкуренцию
e) политика государства в отношении несостоятельных предприятий.
(2) Финансовая политика, направленная на экономическую стабилизацию.
Практически нигде кроме стран, в которых шла война не было спада
производства, как в РФ. РФ : падение производства на 6 %, Украина - 0,1
% от ВВП.
a) борьба с инфляцией ( в РФ выполнена), e.g. искусственное сдерживание
денежной массы в обращении и т.д.
b) инвестиционная политика государства. Важной задачей в настоящее время
является принятие Налогового Кодекса, который должен упростить
налоговую систему, отменить льготы и снизить общее налоговое бремя с
юридических лиц.
c) сокращение дотаций предприятиям и организациям ( жилищно -
коммунальный комплекс отнимает 4% ВВП РФ), следовательно,
переложение бремени на население, но это позволит высвободить большую
часть бюджетных ресурсов ( жилищно-коммунальный комплекс - 100 трлн.
руб, хотя в основном они проходят по местным и региональным
бюджетам). В 1997 году предусматривается примерно 25 трлн.
d) политика в отношении убыточных предприятий.
(3)
a) новая пенсионная реформа будет предусматривать повышение пенсий, но в
основном засчет повышения вкладов работников (Запад : 1/2 взносов в
ПФ - предприятия, остальное - работники)
b) индексация средств и пособий
c) совершенствование финансового механизма в отраслях социально-
культурной сферы с тем, чтобы ограниченные средства обеспечивали
удовлетворение потребностей, контроль за сбором налогов и
совершенствование распределения бюджетных средств, эффективное
взаимодействие федерального и регионального бюджета
d) выделение бюджетных средств для выплаты заработной платы работникам
государственных предприятий.
Лекция № 8. 7. 03. 1997.
Тема : “Управление финансами”
1. Общее понятие управления финансами (самост.)
2. Органы управления финансами.
3. Автоматизация управления финансами.
2. Общее управление финансами осуществляется органами государственной
власти, а именно, в управлении участвуют : Президент РФ, Администрация
Президента РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание; территориальные
органы представительной и исполнительной власти, органы местного
самоуправления.
В компетенцию Федеральных органов исполнительной и законодательной
власти входит рассмотрение и утверждение Федерального бюджета и
внебюджетных фондов, отчета о его исполнении, установление новых налоговых
и неналоговых платежей, определение размеров и условий выплаты пенсий и
пособий, разработка финансового законодательства, определение основных
направлений финансовой политики Россиийского государства. Территориальные и
местные органы власти рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и
распределение во внебюджетные фонды, помимо этого, разработка
территориального и местного финансового законодательства в рамках,
утвержденных Федеральным законом, введение и изменение территориальных и
местных налогов и неналоговых платежей.
Органы государственной власти и управления. осуществляющие общее
руководство страной, выполняют много других экономических, социальных,
политических функций, и в силу этого обстоятельства не могут осуществлять
детального управления финансовой системой. Для этого необходим следующий
финансовый аппарат, осуществляющий непосредственное управление финансами.
Структуру управления финансами представим соответственно финансовой
системе. Наибольшее значение имеют органы управления госфинансами :
Система Минфина РФ
|Минфин РФ | |
|Территориальные финансовые органы |Минфины республик; областные, |
| |краевые , окружные финансовые |
| |управления - Департаменты |
| |Финансов. |
|Городские и районные финансовые |Низовой уровень |
|управления ( Департаменты) | |
|Федеральные Казначейства |С территориальными |
| |подразделениями, развернутыми во |
| |многих городах, районах. |
Само Министерство Финансов было создано в 1802 году при Александре I.
Его основные задачи :
1) Разработка и реализация стратегических направлений единой
государственной финансовой политики(изначальная концепция).
2) Составление проекта и исполнение Федерального бюджета.
3) Обеспечение устойчивости госфинансов и активное воздействие на
социально-экономическое развитие страны,следить за величиной
бюджетного дефицита
4) Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях.
5) Осуществление финансового контроля за рациональным и целевым
расходованием бюджетных средств и средств внебюджетных фондов.
6) Мероприятия в области государственных кредитов, привлечение денежных
заемных средств в России и за рубежом, предоставление кредитов
субъектам хозяйствования, управление госдолгом - все эти действия
осуществляются под контролем Правительства РФ.
В составе аппарата Минфина выделяют следующие подразделения :
- Бюджетный Департамент - отсюда исходит проект Федерального бюджета;
- Главное Управление Федерального Казначейства;
- Департамент налоговых реформ (разработка проектов нормативных документов,
связанных с налогообложением, мероприятия в области государственной
политики);
- Департамент ЦеБу и финансового рынка;
- Департаменты, занимающиеся финансированием отдельных отраслей (
комплексов) НХ (департамент оборонного комплекса, транспорта и связи, с/х
и пищепрома, соц. сферы и науки, финансирования госаппарата, иностранных
кредитов и внешних долгов, кредита и денежного обращения;
- контрольно-ревизионное управление (КРУ) - контроль за использованием
средств бюджетных организаций.
Функции 1-ой подсистемы - двойное подчинение (Минфин ( в роли методиста) +
исполнительные органы власти соответствующего уровня в качестве основного
элемента) :
. составление проекта и исполнение бюджета соответствующей территории;
. разработка проектов нормативных документов, которые принимаются
исполнительной властью территориального уровня;
. организация выпуска территориальных займов.
Важный аспект работы - контроль за использованием средств территориального
бюджета бюджетными организациями и коммерческими структурами, получившими
деньги из госбюджета.
3 отдела региональной структуры :
- отдел государственных доходов (поиск резерва роста доходов
территориального бюджета, подготовительная работа по размещению займов,
неналоговых поступлений;
- бюджетный (основной) отдел (составление проекта и исполнение бюджета +
контроль за использованием средств бюджетных организаций);
- отдел финансирования местного хозяйства (определение размеров дотаций,
финансовой помощи, ЖКХ, предприятия местной промышленности. торговли,
бытового обслуживания, находящиеся в госсобственности).
Система Федерального Казначейства.
Создана в 1993 году и с переходом к рынку возникают большие проблемы с
исполнением бюджета, особенно после введения Федерализма :
Система с прямым подчинением не Минфину, а территориальным органам.
Кассовое исполнение бюджета в руках КБ - отсюда задержка с передачей
средств, нецелевое их использование.
Таким образом, исполнение бюджета - основная задача Федерального
Казначейства. Process : Управление Федерального Казначейства открывает счет
в уполномоченном банке. Все федеральные налоги поступают на счет
Казначейства и поступившие деньги им распределяются, определенная часть
перечисляется в территориальный бюджет, другая часть - на счета
финансируемых из бюджета предприятий. Одновременно Казначейство
осуществляет тщательный контроль за использованием средств Федерального
бюджета предприятиями и организациями.
Кроме того, ФК контролирует банки, насколько своевременно и по назначению
ли перечисляются средства из Федерального бюджета, имеют право налагать на
банки штрафы за несвоевременное перечисление средств.
Проблемы ФК : 1. Находится в стадии формирования.
2. Не все средства Федерального бюджета проходят через ФК, т.к. есть
Минобороны, ФСК.
Государственная налоговая служба (ГНС).
Состоит из Главного Управления ГНС и Республиканских, областных, краевых
управлений на местах (ГНИ). Это самая массовая структура - 200 тыс.чел. (в
США - 100). Основное назначение - осуществление контроля за соблюдением ,
сплошным и своевременным несением налоговых платежей в бюджет и некоторые
внебюджетные фонды.
Налоговая полиция.
В штате - около 40000 человек, имеет отдельные управления в регионах,
крупных городах. 3 основные задачи :
1. Расследование налоговых преступлений и нарушений в особо крупных
размерах.
2. Защита работников ГНС,
3. Борьба с злоупотреблениями и нарушениями внутри ГНС (взяточничество).
Таможенная служба.
Насчитывает 40.000 человек. Включает ГТК - Государственный Таможенный
Комитет и таможенные посты и терминалы (границы, аэропорты). Назначение
таможенной службы :
- контроль за перемещением товаров через государственную. границу, за
своевременную уплату таможенных пошлин;
- валютный контроль.
Отдельных органов управления требуют и государственные внебюджетные
фонды(ПФ,ФЗ,ОМС).
Страхование.
1. Страховые компании. (ок. 2000 )
2. Негосударственные пенсионные фонды как разновидность страховых
организаций.
Росстрахнадзор - осуществляет контроль за деятельностью страховых
организаций - до середины 1996 года - автономный, затем преобразовался и
вошел в состав Минфина.
Финансы предприятий и организаций.
Существуют 2 группы органов :
1. финансовые компании (профессиональные участники рынка ЦеБу - фондовые
биржи, брокерские и дилерские компании, инвестиционные фонды, ПИФы) - они
управляют финансовыми отношениями других предприятий через операции с
ЦеБу.
2. органы управления финансами в отраслях коммерческого и некоммерческого
типа. Для сохранившихся министерств , ведомств действуют соответствующие
финансовые управления, а также есть управления для ФПГ, концернов. Они
занимаются управлением централизованными фондами, осуществляют контроль
за предприятиями и организациями, входящими в состав ведомства или
подразделения.
Лекция 9. Продолжение 2-го вопроса.
Основное назначение - перераспределить финансовые ресурсы через
создание централизованных денежных фондов.
При управлении финансами на предприятии финансовый отдел выполняет
следующие функции :
1. Финансовое планирование на предприятии (текущие и перспективные
планы, анализ их выполнения).
2. Анализ финансового состояния предприятия (состояние оборотных
средств, платежеспособность предприятия, определение рентабельности).
Проводятся разработки финансового отдела по выявлению резервов роста
прибыли, рентабельности, снижению издержек производства, укреплению
финансового положения предприятия.
3. Организация работы по привлечению дополнительных внешних финансовых
ресурсов. Финансовый отдел рассчитывает окупаемость средств на предприятии.
4. Организация выпуска ЦеБу (подготовка проспектов эмиссии, определение
круга потенциальных покупателей ЦеБу).
5. Работа, связанная с размещением временно свободных финансовых
ресурсов предприятия (вложения в различные ЦеБу, объекты недвижимости,
другие предприятия).
6. Финансовый отдел осуществляет всю работу, связанную с получением и
погашением банковского кредита, как правило- подтверждение целевого
использования кредита.
7. Финансовый контроль на самом предприятии за законностью
использования финансовых ресурсов.
На небольших и средних предприятиях функции финансового отдела
выполняет бухгалтерия.
Многие раньше стремились сэкономить, ликвидировать финансовый отдел. Но
бухгалтерия не способна эффективно выполнять финансовые вопросы - у нее
своя учетная, расчетная деятельность, и финансовый отдел в условиях рынка
призван заниматься стратегическими финансовыми вопросами. За рубежом на
предприятиях создается финансовая дирекция, в которую входят различные
подразделения(бухгалтерия и.т.д).
Некоммерческие организации.
На уровне министерств и ведомств отрасли на некоммерческих началах
имеют финансовые управления (осуществление внутриотраслевого
перераспределения финансовых ресурсов (бюджетных) между подведомственными
организациями, например, Минобороны.
Там, где организация выделена на самостоятельный баланс, является
самостоятельным юридичским лицом имеет свой расчетный или текущий счет,
формируется своя бухгалтерия, которая осуществляет управление финансами
этой организации, а частичное управление осуществляется отраслевым
управлением (департаментом) соответствующих органов власти. Например :
школа финансируется из городского бюджета (управление народного
образования). Контроль за использованием средств школы, также департамент
участвует в составлении сметы расходов, финансирование осуществляется
управлением народного образования.
Если организация не выделена на самостоятельный баланс, не является
юридическим лицом, управление финансами осуществляет отраслевое управление
(местный или региональный уровень) или департамент соответствующего
исполнительного органа власти (местного, регионального или федерального).
Пути развития системы управления финансами.
1. Органы управления государственными финансами будут больше всего
затронуты.
2. Территориальные управления носят чисто символический характер (они
должны быть независимы от Минфина). В настоящее время они находятся в
двойном подчинении.
3. Отделение системы казначейства от Минфина. Как сейчас работает налоговая
полиция => разделение процесса разработки Федерального бюджета и его
исполнения (осуществление будет производится двумя разными структурами).
3. Автоматизация управления финансами.
Мы живем в период новой НТР(компьютеризация). Любое предприятие
оснащает каждое рабочее место компьютерами, отсюда изменение характера
работы в финансовой сфере.
Первоначально внедрение автоматизации было связано с созданием АСУ
финансами (в управлении финансами).
АСУ финансов - это совокупность административных, экономических,
математических методов вычислительной и организационной техники, средств
связи, позволяющих эффективно управлять финансовой системой.
Эта идея появилась в 70-е годы, когда подразумевалось АСУ всей страны
по управлению финансами. Необходимость в мощных структурах по управлению
финансами отпала очень скоро, т.к. директива управления не устраивала все
предприятия страны.
Концепция АСФР(автоматизированной системы финансовых расчетов) - это
комплексная система осуществления финансовых расчетов по составлению и
исполнению бюджетов в условиях широкого использования экономико -
математических методов. Прогресс же привел к тому, что основное внимание
теперь уделяется созданию АРМов, а не вычислительных центров.
Основные перспективы внедрения автоматизированных структур в области
финансов :
1. Компьютеризация бухгалтерии и других экономических служб предприятия
позволяет перейти на бездокументальный электронный бухгалтерский и
финансовый учет (вводятся в компьютер реквизиты субконто, сканирование
документов, пересылка по факсу, модему).
2. Глобальная компьютеризация в виде создания широкой системы АРМов
позволит осуществить создание полностью законченной системы АСФР
Федерального казначейства => получение сводки о структуре расходов к концу
каждого рабочего дня, т.е повышается эффективность финансового контроля.
3. Финансовое планирование на ПК позволяет широко применять
математическое моделирование(e.g. линейное программирование), значит,
качество финансовых планов поднимется на порядок выше.
Быстро решается с помощью ПК и проблема нехватки работников по проверке
налоговых отчетных документов, также появляется возможность оформления не
выходя из дома договоров купли-продажи ЦеБу, ведь в настоящее время широко
распространены гос. ЦеБу - ГКО, не имеющие реальной физ. формы.
Последствия автоматизации :
1. Сокращение штата финансовых работников не ожидается.
2. Изменения в области качества работы финансистов.
3. Решения в области финансов будут более обоснованными.
4. Возможность выполнения финансистами творческой работы не выходя из
дома.
ТЕМА : Финансовое планирование.
Финансовое планирование - один из элементов управления финансами,
объектом которого является распределительный процесс.
Оно охватывает формирование и распределение финансовых ресурсов,
образования и использование на их основе различных денежных фондов и
осуществляется на основе производственных и финансовых показателей.
В процессе финансового планирования определяются :
. источники и размеры финансовых ресурсов на планируемый период ;
. объемы денежных фондов, создаваемых на их основе;
. рассчитываются направления и структура использования средств денежных
фондов. При этом решаются задачи выбора наиболее эффективного
использования финансовых ресурсов и денежных фондов, создаваемых на
их основе.
В процессе составления финпланов изыскиваются материальные, трудовые,
финансовые резервы для роста финансовых ресурсов и сокращения
непроизводительных расходов.
Наравне с финпланами в условиях рыночной экономики широко используются
финансовые прогнозы.
Финансовый прогноз - оценка ожидаемых изменений тех или иных финансовых
показателей в будущем.
Финплан - задание на изменения в желаемом направлении тех или иных
финансовых показателей распределительных процессов.
Финансовые прогнозы и финпланы тесно связаны между собой (финансовые
прогнозы составляются, как правило, перед тем, как составить финплан).
Если сравнивать программу и план, то главное отличие программы даже не
в масштабах, а в строго целевой ориентации на решение конкретных задач, она
выступает в качестве разновидности финплана.
Этапы составления финплана :
1. Анализ исполнения финансового плана за текущий период (надо
рассчитать ожидаемое исполнение плана). Как правило, оно
рассчитывается за полгода, затем по окончанию 3-х кварталов.
2. Расчет по конкретным видам доходов и расходов финплана.
3. Сведение и выведение итоговых показателей и составление
баланса.(доходы = расходы). На этом же этапе ведется пересчет
показателей, оценка источников дохода.
Лекция 10. Продолжение.
В процессе планирования на всех 3 этапах применяются различные методы,
наиболее существенными из которых являются 3 :
1. Метод коэффициентов (экстраполяции)
2. Нормативный метод
3. Балансовый метод
1. Планируемый показатель финансового плана рассчитывается на основе
показателя текущего года, измененного на величину коэффициента. Этот
коэффициент рассчитывается либо на основе динамики предыдущих лет, либо
спускается планирующим финансовым органом, как задание. Достоинства :
простота. Недостатки: не учитывает в полной мере изменяющиеся потребности в
финансовых ресурсах по тем или иным видам расходов, возможны резервы роста
показателей, связанных с доходами.
2. Финансовый показатель определяется на основе нормы или норматива и
величины хозяйственного показателя, к которому установлены эти нормативы.
“+” - более точное определение финансового показателя по отношению к
потребностям. Например, прогнозная величина НДС = (ВВП на планируемый год -
необлагаемый ВВП) х средняя ставка НДС/100 и получаем планируемый НДС.
Достоинства : более точная оценка величины планируемых финансовых
показателей с точки зрения конкретных покупателей и с точки зрения более
полного выявления резервов роста дохода. Недостатки : 1) Более сложный и
большой объем вычислений; 2) Много потерь; 3) Нормативный метод,
используемый к расходной части финансового плана, не учитывает изменений
доходной базы финансового плана.
3. Финплан должен быть сбалансирован. Даже если есть дефицит, то должны
быть разработаны источники покрытия этого дефицита. В современных условиях
важное значение при расчете финансовых планов имеет применение дефлятора -
коэффициента ожидаемого среднего роста цен в планируемом году. Важное
значение для плана имеет расчет дефлятора(у нас разные ведомства- свои
расчеты, показатель Минфина занижен по сравнению с Минэкономики). Занижение
дефлятора приведет к тому,что и по расходам, и по доходам Федеральный
бюджет планировался в меньших размерах, поэтому получались излишки доходов,
которыми Минфин мог свободно маневрировать помимо Закона “О ФБ”. Поэтому
определение реального размера дефлятора так важно и обсуждается Думой при
принятии федерального бюджета. Необходим дефлятор и для фирмы,
осуществляющей планирование на следующий год.
В РФ составляются разнообразные финансовые планы, которые можно
сгруппировать. Прежде всего выделяется система бюджетов. Ежегодно
утверждаются более 29000 бюджетов на всех уровнях госвласти. Каждый бюджет
принимается как закон и обязателен к исполнению. Кроме того в системе
госфинансов утверждается и разрабатывается план по каждому внебюджетному
фонду. По крупным социальным внебюджетным фондам также применяется закон (о
ПФ, о соцстрахе).Иногда эти планы называются бюджетами, но они не
государственные.
В отраслях НХ основное различие в финпланах связано с видом
хозяйственной деятельности организации(если коммерческая, то составляется
финплан - баланс расходов и доходов). Этот финплан включает 4 раздела :
1. Доходы и прочие поступления.
2. Расходы и отчисления
3. Взаимоотношения с кредитной системой.
4. Взаимоотношения с бюджетом и внебюджетными фондами.
Особенности этого финплана в том, что отражаются не все денежные ресурсы
предприятия, а только финансовые (например, в 1 разделе - составные части
чистого дохода, прибыль, косвенные налоги, амортизация, отчисления,
включаемые в с/с продукции, ожидаемая эмиссия ЦеБу; во 2- направление
использования прибыли, друг. финансовые ресурсы предприятия; в 3- уплата %,
погашение, получение долгосрочных кредитов; в 4 - косвенные налоги, налог
на прибыль - в расходе, а в доходе - ассигнования).
В настоящее время финансовое планирование на предприятии - прерогатива
самого предприятия, схема планирования добровольная и многие предприятия
отходят от нее, составляя упрощенный баланс доходов и расходов.
Некоммерческие организации составляют финплан, называющийся сметой
(расходов - если есть бюджетные средства или доходов и расходов - если есть
иные поступления, причем эти небюджетные поступления отражаются в первую
очередь). Независимо от вида финплана в любой смете делается детальная
расшифровка всех денежных доходов организации по статьям сметы (зарплата,
покупка ТМЦ, учебные расходы и т.д.).
Кроме индивидуальных, составляются и сводные финпланы.
. консолидированные бюджеты, включающие в себя все нижестоящие бюджеты
(областные, городские, районные, сельские, поселковые). В отличие от
индивидуальных, они не используются как закон, их можно составить на
основе утвержденных бюджетов.
. в отраслях составляется сводный финплан входящих предприятий.
. кроме того, существует сводный финансовый баланс страны, составляемый
вместе с проектом Федерального бюджета Минфином. Он является не планом, а
прогнозом. В нем планируются ожидаемые поступления средств в текущем
году. Состоит из доходной и расходной частей :
Доходы : прибыль, НДС, акцизы, подоходный налог с граждан, налоги на
имущество, отчисления во внебюджетные фонды, платежи за природные ресурсы.
амортизационные отчисления, доходы от госсобственности и деятельности,
налоги на внешнюю торговлю и прочие доходы от ВЭД.
Расходы : затраты на госинвестиции, госдотации, госрасходы на социально-
культурные мероприятия, расходы предприятий засчет прибыли и амортизации,
госрасходы на науку, оборону и правоохранительные органы, на органы
госвласти, расходы на ВЭД, создание резервов и прочие.
Назначение сводного баланса предприятия - дать необходимую информацию об
основных финансовых потоках и объектах распределяемых финансовых ресурсов.
Проблемы и пути преодоления, тенденции развития финансового планирования :
С переходом от командно-административной экономики на 1 этапе рыночных
реформ произошел переход в отношении к планированию. Многие предприятия
отказались от финансового планирования. Федеральный бюджет в 1992 и 1993
Страницы: 1, 2, 3, 4
|