Рефераты

Государственный бюджет и его роль в макроэкономическом равновесии

Государственный бюджет и его роль в макроэкономическом равновесии

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Хабаровская государственная академия

Экономики и права

Кафедра

Экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

Государственный бюджет и его роль в макроэкономическом равновесии

Выполнил: Ким Вадим

студент 2 курса

группы ФК-82

Проверил: к. э. н. Калгина Л. Д.

г. Хабаровск

2000 г.

План.

Введение.……………………………………………………..………………..3

Глава 1. Экономическое содержание бюджета и его структура..…………4

1.1. Экономическая природа бюджета…….…………………………………4

1.2. Структура расходов и доходов государственного бюджета…………...5

Глава 2. Проблема несбалансированность и сбалансированности

бюджета……………………………………………………………………….

2.1. Дефицит бюджета и способы его финансирования…………………..

2.2. Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и

бюджетной политики………………………………………………………

2.3.Государственный долг…………………………………………………...13

2.4. Излишек бюджета……………………………………………………….

2.5 Мультипликатор сбалансированного бюджета……………………….

Глава 3. Российский бюджет, проблема дефицита………………………..19

Заключение………..

Список литературы…….

ВВЕДЕНИЕ.

Центральное место в системе государственных финансов занимает

государственный бюджет. Бюджетная система представляет собой довольно

сложный механизм, отражающий особенности страны, ее социально-

экономического строя, государственного устройства.

В России последнее время вызывает дискуссии проблема

сбалансированности бюджета. Интерес финансистов к проблемам дефицита

федерального бюджета и государственного долга заметно усилился. Причины

этого очевидны. Увеличение бюджетного дефицита, стремительный рост объемов

государственного долга в последние три года заставляют искать первопричины

подобной неблагоприятной ситуации и методы ее решения.

Решение приведенных проблем становится делом социально неотложным.

Задержки по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы из

федерального, региональных и местных бюджетов приводят к созданию

критических ситуаций. Это приобретает системный характер, и никакие

вливания финансовых средств в бюджеты регионов не изменяют положение дел к

лучшему.

Рассматривая вышеперечисленные проблемы, мы приходим к выводу, что

нельзя дать им однозначную оценку; так же, как и таким экономическим

явлениям как инфляция, безработица. Но любое государство стремится

сбалансировать свой бюджет, и избежать бюджетный дефицит.

Продолжение экономических реформ в России в настоящие время

предъявляет особые требования к четкости функционирования бюджетной

системы, осуществлению «полнокровных» бюджетных процессов.

Глава 1. Экономическое содержание бюджета и его структура.

1.1Экономическая природа бюджета.

Бюджет является важным звеном финансовой системы страны. Отражая

содержание процессов производства и распределения общественного продукта и

национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму

образования и использования основного централизованного фонда денежных

средств государства.

В бюджете ежегодно централизуется часть денежных доходов предприятий и

населения. Аккумулированные средства распределяются и используются на

финансирование затрат по осуществлению функций государства. За счет

бюджетных средств удовлетворяются общегосударственные потребности,

финансируются отдельные сферы деятельности – оборона, управление, охрана

общественного порядка и безопасности государства, фундаментальная науки и

др. Кроме того за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности

путем финансирования затрат на образование, здравоохранение культуру и

искусство.

Структура бюджета страны зависит, прежде всего, от ее государственного

устройства. В странах имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет

как бы двуяростное построение – государственный и местные бюджеты. В

странах с федеративным государственным устройством имеется промежуточное

звено – бюджет штатов, земель и соответствующих им административных

образований.

Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов,

которым располагает правительство страны для финансирования

государственного аппарата, вооруженных сил, выполнение необходимых

социально-экономических функций. Бюджет является также мощным рычагом

государственного регулирования экономики, воздействуя им можно влиять на

хозяйственную коньюктуру, осуществлять антикризисные мероприятия. Бюджет

современного государства представляет собой сложный многолистовой документ,

отражающий все многообразие его функций. Это годовой план государственных

расходов и источников их финансового покрытия.

Проект бюджет ежегодно обсуждается и принимается законодательным

органом – парламентом страны, штата или муниципальным собранием.

1.2 Структура расходов и доходов государственного бюджета.

В бюджете находит свое отражение структура расходов и доходов

государства.

Самым важным источником государственных доходов являются различные

виды налогов, которые могут быть подразделены на три большие категории:

. налоги на расходы, в том числе налоги с продаж, акцизы и импортные тарифы

. налоги на доходы частных лиц и корпораций, в том числе отчисления из

заработной платы на социальное страхование

. налоги на собственность, включает разнообразные налоги на дома и

строения, сельскохозяйственные угодья и земли под постройки, а также

налог на наследство.

Налоги также классифицируются на прямые, которыми облагаются

непосредственно индивиды и фирмы; и косвенные, это налоги на товары и

услуги.

Государственные расходы также могут быть разделены на четыре

категории:

. потребление в государственном секторе

. государственные инвестиции, включающие разнообразные капитальные

расходы, такие, как затраты на дорожное строительство или

строительство портов

. трансферты частному сектору, включающие пенсию за выслугу лет,

страхование по безработице, льготы ветеранам и другие платежи

. проценты по государственным долгам

Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований.

Структура бюджетных расходов и доходов и удельный вес отдельных статей

в государственном бюджете страны с рыночной экономикой выглядит

приблизительно следующим образом %,

Расходы

Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные

пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти

цели………………………………………………………………………..40-50

Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации

государственным предприятиям, субсидии с/х, расходы на осуществление

государственных программ……………………………10-20

Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая

содержание дипломатических служб и займы иностранным

государствам……………………………………………………………...10-20

Административно–управленческие расходы: содержание правительственных

органов, полиции, юстиции и прочих……………..5-10

Платежи по государственному долгу……………………………………...7-8

Доходы

Налоги, в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый

сбор………………………………………………………………………...75-85

Неналоговые поступления: доходы от государственной собственности,

государственного сектора в экономике, государственной торговли…….5-8

Взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный,

страхования от безработицы…………………………………………….10-12

Идеальное исполнение государственного бюджета – это полное покрытие

расходов доходами и образование остатка средств, т.е. превышение доходов

над расходами. Образовавшийся остаток правительство может использовать при

непредвиденных обстоятельствах, для долгосрочных выплат или перевести его в

доход бюджета следующего года.

Глава 2. Проблемы несбалансированности и сбалансированности

государственного бюджета.

Одним из важнейших вопросов государственных финансов является проблема

бюджетного дефицита и государственного долга. Дефицит бюджета и величина

государственного долга – это термометр состояния экономики, поэтому данной

проблеме уделяется традиционно большое влияние, как со стороны специалистов

экономистов, так и всего населения в целом.

2.1 Дефицит бюджета.

Дефицит бюджета – эта сумма, на которую в данном году расходы бюджета

превосходят его доходы. Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в

процессе национального воспроизводства, фиксирует результаты этих

изменений.

В экономической теории различают структурный и циклический бюджетный

дефицит. Структурный дефицит – это разность между федеральными доходами и

расходами при определенной фискальной политике (действующий уровень

налогообложения и текущих затрат правительства) и постоянно заданном

уровне безработице (базовый уровень безработицы составляет 6%). Если

уровень безработицы начинает превышать базовый (когда экономическая система

входит в состояние спада), реальный бюджетный дефицит становится больше

уровня структурного дефицита бюджета. Это происходит частично за счет

сокращения налоговых поступлений. Разность между реально наблюдаемым

дефицитом бюджета и структурным дефицитом получила название циклического

дефицита.

Изменение структурного и циклического дефицитов находятся в

зависимости от состояния экономики. Так, в природе восстановления экономики

после экономического спада сопровождается циклическим дефицитом. В то же

время может нарастать структурный дефицит, если налоги, например, остаются

на том же уровне, а затраты правительства увеличиваются (в частности, за

счет роста расходов на оборону или на проведение различных социальных

программ).

Причин бюджетного дефицита может быть много, например:

. спад общественного производства

. рост предельных издержек общественного производства

. массовый выпуск «пустых» денег

. излишне, неоправданно раздутые социальные программы

. возросшие затраты на финансирование ВПК

. оборот «теневого» капитала в огромных масштабах

. возможной причиной бюджетного дефицита являются огромные

непроизводительные расходы, приписки, хищения, потери произведенной

продукции и многое другое, пока не поддающееся общественному учету.

Источники покрытия бюджетного дефицита хорошо известны.

В экономических системах с фиксированным количеством денег в обращении

правительство располагает лишь двумя традиционными способами покрытия

дефицита бюджета – это государственные займы и усиление налогообложения.

Для экономических систем с нефиксированным количеством денег есть и третий

способ – это печатанье денег.

Несомненно, бюджетный дефицит относится к так называемым

«отрицательным» экономическим категориям типа инфляции, кризиса,

безработицы, банкротства, однако они являются неотъемлемыми элементами

экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает

способность к самодвижению и поступательному развитию. Следует отметить

что, бездефицитность бюджета вовсе не означает здоровье экономики. Надо

четко представлять какие процессы протекают внутри самой финансовой

системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражает дефицит

бюджета.

2.2 Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной

политики.

В связи с этим в экономической теории различают несколько

концептуальных подходов к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной

политики.

Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно

сбалансирован. До недавнего времени ежегодно сбалансированный бюджет

считался целью финансовой политики. Однако при более тщательном

рассмотрении этой проблемы становится очевидным, что такое состояние

бюджета в основном исключает или уменьшает в значительной степени

эффективность фискальной политики государства, антициклическую,

стабилизирующую направленность. Рассмотрим следующую логическую цепочку,

допустим, что экономика сталкивается с длительным периодом безработицы.

Доходы населения падают. При таких обстоятельствах налоговые поступления

автоматически сокращаются. Стремясь непременно сбалансировать бюджет,

правительство должно: либо повысит ставки налогов, либо сократить

государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако

следствие всех этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного

спроса.

Рассмотрим другой пример, показывающий как стремление ежегодно

балансировать бюджет, может стимулировать инфляцию. В условиях инфляции при

повышении денежных доходов автоматически увеличиваются налоговые

поступления. Для предотвращения предстоящего превышения доходов над

расходами правительство должно принять следующие меры: либо снизить ставки

налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать

сочетание этих двух мер. Следствием этих мер будет усиление инфляции.

Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть

сбалансирован в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Данная концепция

предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и

одновременно стремиться сбалансировать бюджет. Логическое обоснование этой

концепции бюджетной политики просто, разумно и привлекательно. Для того

чтобы противостоять стаду, правительство снижает налоги и увеличивает

расходы, то есть сознательно вызывает дефицит бюджета. В ходе последующего

инфляционного подъема правительство повышает налоги и снижает

правительственные расходы. Возникающее положительное сальдо бюджета может

быть использовано на покрытие дефицита, возникшего в период спада. Таким

образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и

одновременно балансирует бюджет, но не обязательно ежегодно, а за период в

несколько лет.

Особая проблема, возникающая в данной концепции - это то, спады и

подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и

продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться

коротким периодом подъема. Появление большего дефицита в период спада в

этом случае не покроется небольшим положительным сальдо бюджета периода

процветания, следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета.

Третья концепция связана с идеей так называемых функциональных

финансов. В соответствии с этой концепцией, целью государственных финансов

является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом

достижения макроэкономической стабильности экономики может сопровождаться

как устойчивым положительным сальдо, так и устойчивым бюджетным дефицитом.

Таким образом, сбалансированность бюджета является по данной концепции

второстепенной проблемой, так как:

1. Налоговая система такова, что налоговые поступления в бюджет

автоматически возрастают по мере экономического роста и процветания, а

макроэкономическая сбалансированность стимулирует этот рост,

следовательно, дефицит бюджета будет автоматически самоликвидироваться.

2. При определенных правах правительства в установлении налогов и создания

денег способность его финансировать дефицит бюджета почти безгранична.

3. Считается, что проблемы, порожденные значительным государственным

долгом, не столь обременительны для нормальной экономики. Можно смело

утверждать, что богатая нация имеет большую возможность выдержать

относительно безболезненно бюджетный дефицит значительных размеров по

сравнению с бедной нацией.

Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики,

ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежного

хозяйства страны. Такая политика предполагает:

. Наличие четкой программы финансовых мероприятий в рамках денежного

потенциала страны;

. Контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его

покрытия;

. Выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный

экономический эффект.

Овладение этой политикой позволяет обществу находить оптимальную

величину бюджетного дефицита. Однако при всей привлекательности политики

бюджетного дефицита, крупный дефицит приводит к значительным отрицательным

последствиям даже для «богатых» в экономическом отношении стран.

2.3. Государственный долг.

Нарастание бюджетного дефицита в экономики приводит к появлению и

росту государственного долга.

Государственный долг – это сумма накопленных в стране за определенный

период бюджетных дефицитов за вычетом имеющихся за это же время

положительных сальдо бюджета. Различают внешний и внутренний

государственный долг.

Внешний государственный долг, т.е. долг иностранным государствам,

организациям и лицам ложится на страну наибольшим бременем, так как страна

должна отдавать какие-нибудь ценные товары, оказывать определенные услуги,

чтобы оплатить проценты и погасить долг. Надо помнить и то, что кредитор

обычно ставит определенные условия, после выполнения которых и

предоставляется кредит.

Внутренний долг государства, т.е. долг своему населению, приводит,

прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны. Утечки товаров и

услуг обычно не происходит, но возникают определенные изменения в

экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительными.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны. Во-первых,

государственные займы – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита. Во-

вторых, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета невозможно

без анализа величины государственного долга. Необходимо так же с другой

стороны, для оценки величины государственного долга исследование роста

бюджетного дефицита.

Существует много различных мнений в отношении к бюджетному дефициту и

государственному долгу. Кейнсианцы, например, рискнули заявить, что

увеличение государственных расходов, приводящие к дефициту бюджета, в

период спада производства может привести к стабилизации экономики. Но и

сейчас многие экономисты считают рост государственного дефицита и долга

недопустимым при любых условиях.

2.4. Избыток бюджета.

Избыток бюджета – это превышение доходов федерального правительства

над его общими расходами. Увеличение в доходах увеличивает бюджетный

избыток и сокращает бюджетный дефицит. Таким образом, бюджетный избыток и

бюджетный дефицит зависят не только от государственной политики, касающейся

расходов и налогообложения, но также и от уровня активности в экономике. И

государственные расходы и подоходные налоги оказывают не только

непосредственное воздействие на бюджетный избыток, но и косвенное

воздействие, влияя на объем производства и доходы.

BS= t? Y-G-TR

где BS – бюджетный избыток

t – налоговая ставка

Y – выпуск (производство, доход)

G – гос. Закупки

TR – трансфертные платежи

Из этой формулы мы видим, что увеличение государственных расходов

сокращает бюджетный избыток на сумму расходов, но оно часто компенсирует

это сокращение ростом налогов, которое вытекает из увеличения в доходах,

вызванного увеличением в совокупном спросе.

Хотя вполне вероятно, что увеличение налоговой ставки, сохраняющей

государственные расходы на постоянном уровне, может увеличить бюджетный

избыток, возможно, что конечный результат будет гораздо меньшим, чем

первоначально запланированный, потому что увеличение налоговой ставки ведет

к снижению уровня доходов.

Избыток бюджета при допущении полной занятости – это такой избыток

бюджета, который может образоваться в случае, если экономика находится в

состоянии полной занятости. Это важное понятие и лучший метод управления

фискальной политикой, чем метод предусматривающий простой учет бюджетного

избытка и бюджетного дефицита при любом уровне экономической активности.

Бюджетный избыток при допущении полной занятости предусматривает средства

оценки политики, не зависящие от конкретного состояния цикла деловой

активности. Применяя такой подход, вырабатывающие политику могут оценивать

уровень избытка или дефицита, вызванного фискальной политикой в условиях

полной занятости. Формула для избытка бюджета при допущении полной

занятости имеет следующий вид:

BS* = t?Y* - G – TR

Где BS* - это избыток бюджета в условиях полной занятости

Y* - доход при полной занятости

Разница между фактическим бюджетным избытком и бюджетным избытком при

полной занятости предоставляет собой налог. Разница указывает на

присутствие экономического спада. Если производство ниже уровня полной

занятости, бюджетный избыток при полной занятости будет превышать

фактический избыток (возможно также, что при объемах производства ниже

уровня полной занятости будет иметь место дефицит бюджета).

2.5. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

Многие экономисты изучали вопрос, каков мог бы быть результат

объединения эффектов увеличения налогов и увеличения государственных

расходов. Первый и, как кажется, наиболее очевидный ответ состоит в том,

что равный по величине прирост и государственных закупок и налогов не

должен оказать какого-либо влияния на уровень доходов. Однако этот вывод

является ошибочным. Почему?

Предположим, что объем государственных закупок увеличивается от нуля

до 100 и на такую же величину возрастают налоги. Инвестиции равны 250, а

показатель MPC составляет 0,75. Прирост правительственных расходов почти

сразу вызывает увеличение совокупного спроса на 100 единиц. И одновременно

прирост налогов сокращает величину располагаемого дохода на 100 единиц.

Однако – и этот пункт является здесь ключевым – сокращение располагаемого

дохода на 100 единиц уменьшает совокупный спрос только на 75 (0,75? 100),

т.е. на величину равную произведению MRC и суммы сокращения располагаемого

дохода. Таким образом, спрос на товары при первоначальном равновесном

уровне доходов вырос на 100 единиц (из-за увеличения государственных

закупок) и одновременно снизился на 75 (из-за увеличения налогов). Итак,

при исходном уровне доходов равном 1000, совокупный спрос показывает чистый

прирост в 25 единиц. Следовательно, выпуск продукции увеличился. И этот

прирост равновесного выпуска продукции равен величине мультипликатора 4,

помноженной на сумму прироста спроса при исходном уровне выпуска продукции

в 1000 единиц.

На рис.1 показано, как влияние со стороны возросших государственных

расходов и сократившегося уровня потребления, взятых вместе, перемещает

кривую АД вверх, в положение АД1

[pic]

Рис.1 Совместное влияние увеличения государственных расходов и роста

налогов.

Государственные расходы возрастают с нуля до 100, и одновременно на

100 единиц увеличиваются налоги. Кривая АД перемещается вверх на 25

пунктов. Новая кривая совокупного спроса АД1 пересекает биссектрису системы

координат в точке Е1. Это означает, что равновесный уровень доходов теперь

выше, чем он мог бы быть при полном отсутствии государственных расходов и

налогообложения. Новый равновесный уровень доходов равен 1100(1000 +4?25).

Наши рассуждения предполагают, что величина прироста равновесного уровня

доходов может быть вычислима с помощью стандартной формулы мультипликатора:

мультипликатор – прирост расходов при исходном, первоначальном уровне

доходов.

Данный пример является хорошей иллюстрацией особого варианта

фискальной политики: фискального расширения сбалансированного бюджета,

когда и налоги и правительственные расходы увеличиваются на одинаковую

величину. В этом случае мы получаем знаменитый эффект действия

мультипликатора сбалансированного бюджета.

Мультипликатор сбалансированного бюджета устанавливает, что прирост

правительственных расходов, сопровождаемый равными по величине приростом

налогов – имеет своим результатом увеличение выпуска продукции.

Причина того, почему объем выпуска продукции увеличивается (вместо

того, чтобы оставаться неизменным), состоит в том, что прирост

государственных расходов приводит к незамедлительному увеличению

совокупного спроса на величину этого прироста, в то время как прирост

налогов, как только что могли видеть в приведенном примере, сокращает

уровень потребительского спроса на гораздо меньшую величину. Эти два

эффекта взятые вместе, действительно приводят к увеличению совокупного

спроса и, следовательно, являются причиной роста выпуска продукции.

При неизменном данном уровне инвестицией результат действия

мультипликатора сбалансированного бюджета будет еще более специфичен. Как и

предполагалось в приведенном выше примере, величина мультипликатора

сбалансированного бюджета в этом случае будет в точности равна 1. А это

означает, что объем выпуска продукции будет увеличиваться ровно на величину

прироста правительственных расходов.

Глава 3. Российский бюджет, проблема дефицита.

Бюджетная политика в России постоянно находится в центре общественного

внимания, что обусловлено как местом, занимаемым ею среди основных

инструментов экономической политики, так и весьма острой критикой, которой

она регулярно подвергается со стороны различных органов власти,

общественных сил, политических движений, независимых экспертов,

международных организаций, средств массовой информации. Это и

неудивительно, поскольку именно в бюджетной политике, как, пожалуй, ни в

какой другой, наиболее ярко проявляются и наиболее жестко сталкиваются

интересы различных общественных групп.

Основной особенностью нынешнего этапа развития страны является

непрерывное беспрецедентное ухудшение всех без исключения сфер экономики.

Причина такого положения в том, что начиная с 1992 года и по настоящее

время в России отсутствует полномасштабная стратегия экономического

развития. Хотя нынешний период в экономике России принято считать вполне

благополучным, если вести отсчет от показателей декабря 1998 года. Однако

анализ одной из наиболее серьезных проблем – государственного долга –

показывает, что в перспективе, причем не очень отдаленной, весьма вероятен

новый глубокий финансовый кризис. Важной составляющей бюджетного дефицита

является госдолг.

Следует отметить, что история долговой пирамиды начинается с самого

первого года реформ – с 1992-го, когда расходы федерального бюджета

составляли 3,3 трлн. рублей, а доходы 2,3 трлн. рублей, то есть дефицит

бюджета был равен 1 трлн. рублей, или 5% от валового внутреннего продукта.

Для формирования сбалансированного бюджета было необходимо либо уменьшить

расходы, либо увеличить налоговую ставку. Вместо этого и в 1993 году был

сформирован бюджет, где дефицит бюджета составил уже 10,4% от ВВП. Именно в

этом году было положено начало строительству долговой пирамиды, которая в

августе 1998 года привела к дефолту.

На первое сентября 1999 года внутренний госдолг равен 347,7 млрд., из

которых 105 млрд., подлежат реструктуризации. В итоге необходимо погашать

242,7 млрд. рублей только по внутреннему госдолгу, при этом расходы

федерального бюджета на 2000 год превышают его доходы на 57,9 млрд. рублей.

Если Запад захочет решить долговую проблему России, он должен

непосредственно вступить в экономико-политический диалог с Россией, создав

для этой цели отдельный инструмент. Скорее всего, это будут законодательные

или конституционные изменения, связанные с бездефицитностью бюджетов всех

уровней, полным запретом внешних заимствований для всех государственных или

парагосударственных институтов, введением в действие жестких бюджетных

процедур, ужесточением банковского контроля.

Соглашение о реструктуризации внешнего долга обеспечит определенные

внешние – и минимальные – условия развития российской экономики. Не менее

важным будут усилия, направленные на решение внутренних проблем.

Ключевой из них представляется проблема сбалансированности бюджета. В

настоящее время доходы расширенного правительства (в терминологии МВФ

расширенное правительство включает в себя федеральный, региональные бюджеты

и внебюджетные фонды, в первую очередь государственный пенсионный фонд)

находятся на уровне чуть ниже 30% ВВП, в то время как расходы слегка

превышают этот уровень.

Хотя некоторые российские экономисты настаивают на значительном

снижении доли бюджета расширенного правительства в ВВП, на мой взгляд, это

нереально. Основную часть расходов расширенного правительства составляют

социальные статьи: государственные пенсии, образование, здравоохранение.

Хотя все эти области нуждаются в реформировании, реформы не приведут в

ближайшие году к сокращению этих расходов. Сокращение неэффективных

трансфертов будет компенсироваться увеличением целевой помощи менее

обеспеченным слоям.

Также маловероятно в ближайшие годы сокращение расходов на оборону.

Резервы – субсидии жилищно-коммунальному хозяйству и муниципальному

транспорту. Масштабы субсидий – порядка 4% ВВП, из которых половина может

быть сэкономлена. Это, пожалуй, единственный крупный резерв сокращения

бюджетных расходов.

Что касается доходов, то при относительно небольшом по европейским

стандартам уровне налоговых изъятии – менее 30% от ВВП – они формируются за

счет крайне несправедливой (inequitable) системы налогообложения, в которой

добросовестные налогоплательщики выплачивают очень высокую (до 70%) долю

своих доходов, а другие не платят налогов вовсе. Поэтому задача налоговой

реформы – на столько изменение доли налоговых изъятий, сколько создание

простой, справедливой и эффективной системы налогообложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Бюджет занимает очень важное место в финансовой системе страны, а

значит, имеет основополагающее значение для развития экономической и

политической ситуации в государстве. Средства из бюджета используются на

финансирование затрат по осуществлению функций государства.

В заключении необходимо отметить, что бюджетная политика как

экономическая категория – это часть экономических отношений направленных на

достижение экономической эффективности, социальной справедливости и

политической стабильности.

В курсовой работе была рассмотрена проблема Российского бюджета.

Только высокие темпы реального экономического роста при низкой инфляции

позволят не только достаточно быстро расплатится с госдолгом (внешним и

внутренним), но и обеспечить низкую ставку рефинансирования и рост курса

рубля. Несомненно, проблема российских долгов вполне решаемая, и достаточно

быстро, но при условии – принимаемые меры должны обеспечивать устойчивый

экономический рост.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Общая теория финансов: Учебник/ Л.А .Дробозина


© 2010 Современные рефераты