Рефераты

Международное кредитование и финансирование Нигерии в 80-90е годы

предоставляемые иностранному капиталу льготы являются чрезмерными.

В конечном счете деятельность ТНК пока не полностью оправдывает

ожидания нигерийской стороны в отношении активного содействия и

модернизации промышленности.

3. Современные проблемы Нигерии.

Со времени прекращения правления в Нигерии военных и прихода к власти

гражданского президента О. Обасанджо цены на нефть выросли более чем в два

раза, соответственно значительно увеличились поступления в государственную

казну. В тоже время серьезными препятствиями на пути ускорения развития

остаются три основных фактора: недостаточное развитие инфраструктуры,

наличие значительного количества нерентабельных предприятий в

государственном секторе и негативное отношение инвесторов к вложениям в

нигерийскую экономику (за исключением добычи углеводородного сырья). В

таких условиях прирост ВВП в 2001 г., даже не превысил 3% (именно настолько

возрастает численность населения Нигерии в течение года), а приток

инвестиций в страну по сравнению с 1999г. заметно сократился (см.

приложение 2). Однако в 1996г. после многолетнего сокращения роста,

экономическое состояние Нигерии заметно улучшилось. Темпы экономической

активности, которые характеризуются уровнем ВВП, увеличились с 2,2% в

1995г. до 3,3% в 1996г., в то время как уровень инфляции значительно

снизился с 72,8% до 29,3% за тот же самый период (см. приложение 3).

Маловероятна реализация обещания правительства удвоить в текущем году

производство в энергетическом секторе. Несмотря на дополнительную прибыль

от добычи нефти (2,2 млн. барр. в сутки) в течение последних двух лет, в

стране имеют место перебои с энергоснабжением, а очереди за бытовым

топливом по-прежнему остаются повсеместным явлением.

Энергетический сектор Нигерии характеризуется высокими энергетическими

потерями (от 30 до 35% энергии не доходит до потребителя) и низким уровнем

доступа населения к электричеству (всего 36%). В 2001г. Мировой Банк и

Международная Ассоциация Развития выделили 100 млн. долл. на развитие

энергетического сектора Нигерии на стандартный срок - 35 лет8.

В феврале 2001 г. Нигерию посетила делегация МВФ для оценки

перспективы использования резервного (stand-by) займа в 1 млрд. долл.,

который стал основой для декабрьских договоренностей с "Парижским клубом"

кредиторов о пересмотре сроков погашения нигерийской задолженности.

Специалисты МВФ не рекомендовали резкого увеличения государственных

расходов на базе использования возросших доходов в нефтедолларах.

В среднесрочной перспективе сохранение финансирования на таком высоком

уровне маловероятна. Правда, в ближайшие 5-10 лет произойдет существенное

увеличение добычи нефти, поскольку начнется эксплуатация новых

глубоководных месторождений углеводородного сырья, однако аналогичная

тенденция по государственным доходам вряд ли возможна, так как нефтяным

компаниям предстоит покрыть огромные инвестиционные расходы до раздела

прибылей с правительством. Последнее несет повышенные финансовые

обязательства, например перед занятыми в государственном ceкторе. После

прихода к власти О. Обасанджо средний уровень заработной платы

государственных служащих вырос в 5 раз без существенного сокращения их

численности. Нигерия добивается снижения долгового бремени, полагаясь на

бедность миллионов нигерийцев. Однако одновременно ассигнуются огромные

среде на престижные проекты, например 330 млн. долл. на строительство

стадиона в Абудже. По расчетам МВФ, общественные расходы на трех уровнях -

федеральном, штатном и местном составят 2200 млрд. найр, что эквивалентно

56% ВВП12.

Как говорилось выше, в Нигерии существует огромное количество

нерентабельных предприятий, которые принадлежат государству. Приватизация

государственных предприятий, подавляющее большинство которых относится к

числу малорентабельных, до сих вор проходила крайне вяло. МВФ рекомендовал

скорейшее разгосударствление при минимальном вливании государственных

средств. В то же время бюджет на 2000 г. предусматривал расходы

на развитие энергетики и черной металлургии в 78 млрд. найр, что

свидетельствует о приверженности правительства стратегии на усиление

финансовой поддержки ряда отраслей с последующей продажей

действующих в них компаний.

По программе приватизации ( её реализация отстает от графика

примерно на полгода) разгосударствлению подлежат более 100 предприятий, в

том числе гостиницы, отдельные объекты в промышленности минеральных

удобрений, сахарорафинадной, целлюлозно-бумажной, сталелитейной отраслях,

страховании, электроэнергетике, нефте- и газопереработке, машиностроении,

телекоммуникационном и других секторах. В текущем году планируется

приватизация 41 предприятия. Стратегические партнеры получат от 51 до 60%

акций, остальная часть поступит в приватизационный фонд, из которого акции

при благоприятной конъюнктуре будут направляться для продажи на фондовой

бирже. В 2001 г. намечалось продать контрольный пакет акций государственной

телекоммуникационной компании "Nitel" (согласно плану - 2 млрд. долл.).

Nitel согласилась приобрести компания Investor's International (London)

Ltd., но не уложилась в крайний срок выплаты $1,185 млрд. Возможно,

британской IIL так и не удалось бы приобрести Nitel, но другой претендент,

компания Telnet, принадлежащая Korea Telecom и Swedtel AB, отказался от

покупки. Теперь такой шанс появился – IIL предложено выплатить до

определенного срока. Если сумму не внесут, правительство предпримет

очередную попытку продать Nitel. IIL вступила в партнерские отношения с

подразделением Portugal Telecom – Tecnologia das Comunicadoes Lda (TDC),

которое согласилось помочь в организации управления Nitel25.

Среди других приватизируемых предприятий - 6 гостиниц, страховые

компании “Nicon Insurance” и "Nigeria Re-Insurance", два банка - "Assurance

Bank" и "Afribank", два газетных концерна, группа промышленных предприятий.

По оценкам западных экономистов, круг желающих приобрести эти объекты, не

отличающиеся высоким уровнем технического оснащения , крайне узок (как это

видно на примере с телекоммуникационной компании "Nitel"). В то же время к

приватизации в Нигерии определенный интерес проявили западные

автомобилестроительные корпорации. Поданы заявки на приобретение прокатного

завода и компании "Delta Steel".

Со времени начала реализации в прошлом году новой приватизационной

программы продано 13 предприятий. В основном имела место переуступка акций

ключевому инвестору. Удалось привлечь инвестиции ТНК, в частности в

цементную промышленность вложили капитал британская "Blue Circle

Industries" и норвежская "Scancem International".

К концу января 2001 г. за счет приватизации было получено 19,6 млрд.

найр. Продажа "National Oil and Chemical Co" нигерийскому инвестору

"Conpetro" принесла казне 5,3 млн. долл. Сделка подвергалась критике из-за

допущенных нарушений в пользу политически влиятельных инвесторов, тогда как

наиболее достойным претендентом, по мнению независимых экспертов, была

южноафриканская компания "Engen", контролируемая малайзийской "Petronas".

Доходы от приватизации должны заметно улучшить финансовое положение

Нигерии, обремененной крупной внешней задолженностью.

Долговая проблема Нигерии во многом связана с крупными заимствованиями

в начале 80-х годов (во время правления гражданского президента Ш. Шагари).

Кредитование осуществлялось по низкому проценту (ставка на лондонском

межбанковском рынке либор равнялась всего лишь 3%). Падение цен на нефть в

середине 80-х годов, рост либор до 13% и приход к власти в Нигерии военных

(в результате платежи в счет погашения долга стали искусственно

ограничиваться) создали проблему просроченного долга. Неоднократно

предпринимались усилия по пересмотру сроков выплат "Парижскому клубу" (в

1986 г., 1989 г. и 1991 г.), причем 4-й раз реструктурирование долга этой

организации имело место в конце прошлого года. В своих отношениях с

ведущими кредиторами Нигерия добилась следующих условий: по коммерческим

займам выплаты будут осуществляться в течение 18 лет с 3-годичным

мораторием, а по займам в рамках официальной помощи - в течение 20 лет с 10-

летним льготным периодом. В итоге обслуживание долга в ближайшее пятилетие

будет обходиться Нигерии в 2,0 - 2,2 млрд. долл. Оговорка доброй воли

предусматривает, что в случае соблюдения условий соглашения с МВФ о

резервном кредите и сделки о пересмотре сроков погашения долга с "Парижским

клубом" последний рассмотрит возможность снижения долговой нагрузки по

сумме в 21,5 млрд. долл., которую Нигерия признала в качестве долга 14

членам "клуба".

Правительство Нигерии считает, что, поскольку ее выплаты кредиторам

существенно превысили объем привлеченных займов и в связи с активной ролью

данной страны в поддержании мира и стабильности в регионе (расходы на эти

цели достигли 10 млрд. долл.), она может претендовать на такие же льготные

условия, которых в свое время добились Польша и Египет. Т.е. величина

совокупной задолженности должна быть уменьшена на 80%. По данным на конец

2000 г., внешний долг Нигерии достигал 28,5 млрд. долл. (в том числе

"Парижскому клубу" - 21,5 млрд., международным финансовым организациям -

3,5 млрд., "Лондонскому клубу" - 2,0 млрд., держателям простых векселей

-1,5 млрд.).

Нигерия не подпадает под инициативу МВФ и МБРР о снижении долговой

нагрузки на беднейшие страны, хотя о правомочности такого подхода до сих

пор ведется дискуссия. Включение Нигерии в данную программу привело бы к

удвоению расходов на нее. Однако МВФ и МБРР уже сталкиваются с большими

проблемами при финансировании данной инициативы. Что касается Нигерии, то

отнесение ее к числу беднейших государств с высокой задолженностью могло бы

негативно сказаться на притоке в страну иностранных инвестиций. Основной

интерес страны состоит в обеспечении поступления прямых иностранных

инвестиций на миллиарды долларов. Наиболее привлекательным для иностранного

капитала остается нефтегазовый сектор Нигерии.

Суть проблемы заключается в необходимости уверенности развитых стран в

том, что средства которые могли бы высвободиться после снижения долговой

нагрузки, использовались бы в Нигерии для решения проблемы бедности и

улучшения системы социальной обеспечения, пока явно отстающей от

общепринятых стандартов.

Глава 3.

Интересы развитых стран в нигерийской экономике.

Не для кого не секрет, что важную роль в развитии Нигерии играет

иностранный капитал. За годы независимости объем иностранных инвестиций

увеличился более чем в 20 раз и составил более 8 млрд. найр. В связи с тем,

что Нигерия является бывшей колонией Великобритании, более половины из них

приходится на английские инвестиции, В стране действует более 200 англо-

нигерийских фирм, которые имеют прочные позиции в добыче олова и колумбита,

обрабатывающей промышленности, банковском и страховом деле.

На долю более чем 150 американо-нигерийских фирм приходится около

15% иностранных капиталовложений, они действуют в основном в добыче и

переработке нефти и газа, нефтехимии, комбикормовой и пищевой

промышленности, машиностроении, проектировании и строительстве.

С участием немецкого капитала создано около 260 фирм в черной

металлургии, химической, пищевой, машиностроительной промышленности.

Французский капитал представлен в смешанных предприятиях в

нефтедобыче, нефтехими, автосборке, строительстве, торговле,

геологоразведке.

Интерес к Нигерии проявляют японские фирмы, которые вложили средства

в смешанные предприятия черной металлургии, нефтяной и автосборочной

промышленности, производство радиоаппаратуры (более 60 компаний). Имеются

смешанные предприятия с участием голландского, шведского, швейцарского,

испанского, болгарского, польского, венгерского капитала и капитала

азиатских "драконов".

Данная глава целиком и полностью посвящается интересам

Великобритании в Нигерии, так как эти страны на протяжении многих лет были

связаны между собой экономической, культурной и социальной нитью.

1. Приоритеты зарубежной экспансии Великобритании.

В 90-е годы сфера внешней торговли продолжала оставаться важнейшим

звеном и фундаментом системы внешнеэкономических связей Великобритании с

Нигерией. Однако именно в этот период наиболее отчетливо проявилась

долговременная тенденция утраты Великобританией внешнеторговых позиций в

бывшей колонии, выразившаяся в относительном падении доли страны в экспорте

и импорте региона. Одновременно происходило снижение удельного веса Нигерии

во внешнеторговом обороте Великобритании. Постепенно накапливавшиеся

неблагоприятные тенденции в англо-нигерийской торговле привели в конечном

счете к падению с начала 80-х годов стоимостных объемов британского

экспорта в Нигерию и к сокращению с середины 80-х годов британского импорта

из страны. Несмотря на первые признаки оживления двусторонней торговля,

наметившиеся в 1989 - 1990 гг., 80-е годы можно охарактеризовать как период

застоя торговых связей Великобритании с африканским регионом.

Причины спада англо-нигерийских торговых отношений многообразны. Сюда

относится снижение конкурентоспособности английских товаров: серьезную роль

в ослаблении двустороннего торгового обмена сыграла и кризисная ситуация в

экономике Нигерии. Однако, одна из основных причин застоя в торговле

Великобритании с бывшей колонией заключается, в неуклонном снижении

интереса английской промышленности к поставкам сырьевых товаров из Нигерии,

в первую очередь, жидкого топлива.

В начале 80-х годов сырьевые богатства Нигерии действительно

представляли для британских промышленников значительный интерес. В 90-е

годы ситуация изменилась. Одним из важнейших сдвигов в товарной структуре

импорта можно считать резкое снижение доли сырой нефти. Великобритания

стала, по-видимому, единственной страной среди промышленно развитых

государств, в чьем импорте из Нигерии не превалирует сырая нефть - этот

ведущий сырьевой товар в торговле "Запад-Африка". Одной из причин этого

является известный топливно-сырьевой кризис, заставивший Великобританию

переориентироваться на новые источники снабжения нефтью: стали активно

разрабатываться собственные месторождения в Северном море и возросли

масштабы ее закупок в развитых странах, в первую очередь в соседней

Норвегии. Наряду со снижением интереса к нигерийской нефти особенностью 90-

х годов стало возрастание заинтересованности Великобритании в нигерийских

нефтепродуктах, поставки которых росли быстрыми темпами.

В 80-е годы британский капитал оставался по-прежнему одной из ведущих

сил в Нигерии, хотя и уступал некоторым из своих конкурентов. Вместе с тем

отчетливо проявилось снижение интереса британских компаний к инвестированию

в Нигерию, что отравилось в абсолютном падении стоимости прямых британских

капиталовложений в стране.

Существует целый комплекс причин, которые объясняют это явление.

Депрессивное состояние и неблагоприятные перспективы для производства

экспортных сырьевых товаров, крупная внешняя задолженность Нигерии оказала

отрицательное влияние на её экономику и привлекательность для иностранных

прямых инвестиций. Медленные, а иногда и отрицательные темпы развития

экономики снизили прибыльность действующих инвестиций, что в свою очередь,

уменьшило стимулы к дальнейшим капиталовложениям. Негативным образом

повлияли и существующие в Нигерии ограничения на перевод прибылей в твердой

валюте в страну-экспортер капитала16.

Британские компании, среди которых большинство ТНК, проявили заметную

избирательность в отношении географии приложения своих капиталов. Они

сконцентрировали инвестиции на 4-5 странах Содружества, наиболее богатых

природными ресурсами, и по африканским масштабам наиболее экономически

развитых, обладающих достаточно емким внутренним рынком и благоприятным

инвестиционным климатом.

К середине 90-х годов около 61% от объема накопленных британских

инвестиций в Африке приходилось на 4 страны: Нигерию (25%). Зимбабве (18%),

Кению(12%) и Замбию (6%). В неанглоязычные страны было вложено менее 2% от

общей стоимости инвестиций17.

Анализ отраслевой структуры прямых британских капиталовложений в

Нигерии показывает, что в отличие, например, от относительно односторонней

структуры американских инвестиций, где основная ставка делалась на освоение

нефтяных богатств региона, инвестиции Англии носят более

диверсифицированный характер, они направлены "вглубь" нигерийской

экономики, что является следствием давних и традиционных инвестиционных

связей, берущих начало еще в колониальный период. Кроме того, можно

отметить и такую особенность: структура капиталовложений Великобритании в

страну определяется производственным профилем 4-5 крупнейших британских

ТНК, традиционно ориентированных на африканские рынки. Сюда входят "Шелл" и

"Бритиш Петролеум" (нефть и нефтепереработка), "Лонро" и “Юнилевер”

(пищевая промышленность, агробизнес и розничная торговля).

Наиболее сильны позиции английского капитала в нефтяной промышленности

Нигерии. Особенностью британского нефтяного бизнеса в Нигерии является его

монополизация двумя крупнейшими нефтяными ТНК - англо-голландской "Ройял

Датч/Шелл" и "Бритиш Петролеум", причем деятельность каждой из них в

Нигерии отличается своей спецификой. Деятельность англо-голландской группы

"Ройял Датч/Шелл" носит более масштабный и многосторонний характер.

Компания занята разведкой, добычей и переработкой нефти, продажей

нефтепродуктов и производством нефтехимических товаров. "Бритиш Петролеум"

действует на нигерийском рынке в более ограниченных масштабах: центр

тяжести компании приходится на сферу торговли нефтепродуктами и маркетинг.

Особое место в британских прямых инвестициях занимают капиталовложения

в обрабатывающую промышленность, 35% которых сконцентрированы в Нигерии. В

отраслевом разрезе наиболее весомая роль принадлежит вложениям в

производство продовольствия, а также в химическую и резино-техническую

промышленность16.

Перспективы деятельности британского капитала в промышленности Нигерии

напрямую связаны с проблемой прибыльности инвестиций. Падение прибыльности

британских промышленных инвестиций в обрабатывающую промышленность Нигерии

привело к тому, что многие компании начали уходить из страны или перемещать

свои капиталы в другие регионы мира, например, в Европу. Одним из

последствий частичного ухода британских ТНК из Нигерии будет, возможно

большая готовность оставшихся компаний, во все возрастающей степени

полагаться на "неинвестиционные" формы деятельности в обрабатывающей

промышленности, в особенности, лицензионные соглашения и контракты на

управление.

Процесс дезинвестиций коснулся в основном мелких и средних британских

компаний. Он не затронул двух промышленных гигантов, действующих в Африке -

"Лонро" и "Юнилевер", что объясняется их старыми, хорошо налаженными

традиционными торгово-промышленными связями с регионом, а также

многоотраслевым и широко диверсифицированным характером деятельности.

Что касается мелкого и среднего английского бизнеса, то его

деятельность в нигерийском регионе была осложнена не только нестабильностью

экономической ситуации, но и сложной, запутанной, и, что самое главное, не

отвечающей современным потребностям свободного рынка, системы

инвестиционного законодательства. Тем не менее, нельзя считать, что средние

и мелкие британские компании полностью разочаровались в возможностях

приложения своих капиталов в ближайшей перспективе. О сохраняющемся

интересе свидетельствует, в частности, постоянный поиск и применение новых

форм деятельности в сочетании со старыми, традиционными. Будет ли процесс

дезинвестиций развиваться в будущем, зависит от ряда обстоятельств

политического, экономического и правового характера. Нигерийское

правительство активно стремится привлечь иностранные инвестиции, с этой

целью была проведена либерализация инвестиционных кодексов, однако эти

стимулы пока серьезно не повлияли на приток английского капитала в

африканский регион.

Позиции британского банковского капитала всегда были сильны на

нигерийском рынке. Наиболее активно действуют два английских банка -

"Барклиз Банк" (на 1994г. капитал 668млн., активы 13,6 млрд., 160

отделений) и "Стэндард Чартед Бэнк" (на 1994г. капитал и резервы 118,1млн.,

депозиты 13,6 млрд., 160 отделений). Оба они располагают широкой сетью

филиалов и дочерних компаний в Нигерии, оба имеют опыт работы в регионе,

превышающий несколько десятилетий, операции в Нигерии являются традиционной

и весьма весомой сферой деятельности этих банков. Однако нельзя сказать,

что ухудшение экономического климата совсем не повлияло на активность

британского банковского капитала в Нигерии. Основными трудностями,

препятствующими расширению британского банковского бизнеса в бывшей колонии

являются постоянно нарастающие процессы инфляции и девальвации национальной

валюты. Это обстоятельство стимулировало поиск британскими банками новых

форм (например, форфейтинга) и новых регионов деятельности. Во все большей

степени английские банки использовали возможности сотрудничества на

африканских рынках с французскими банками, которые имеют солидную поддержку

со стороны КОФАСЕ (организации, сходной с ДГЭК)6.

В отличие от частного английского капитала в целом (исключая

крупнейшие ТНК типа "Лонро" и "Юнилевер") государственный капитал

действовал на нигерийском рынке достаточно успешно. Примером тому служит

деятельность Корпорации развития Содружества. Корпорация является одним из

крупнейших инвесторов в нигерийскую экономику. Этому способствовала

стабильная финансовая поддержка государства при полной коммерческой и

производственной самостоятельности Корпорации; избрание развивающихся стран

в качестве единственного направления деятельности; учет интересов

принимающей страны; плодотворное сочетание различных форм бизнеса,

например, инвестиционной практики, предоставления займов, а также различных

видов услуг, тщательный подход к выбору проекта, его "двойная оценка" с

точки зрения экономических условий страны, где он будет реализовываться, и

с точки зрения жизнеспособности самого проекта; гибкая инвестиционная

политика; широкое использование практики соинвестирования выполняемых

проектов.

В 80-90-е годы ясно обозначилась тенденция увеличения объемов

британской помощи Нигерии, развивающиеся на фоне снижения объемов торговли

и экспорта частного капитала, а главное - кризисного состояния экономики и

социальной жизни в стране.

В 80-90-е годы произошло не только количественное увеличение

британской помощи Нигерии, но изменилась и ее качественная структура.

Приоритетными направлениями британской помощи в 80-е годы стали:

- поддержка структурной перестройки нигерийской экономики;

- урегулирование проблемы долга;

- развитие сельского хозяйства, в первую очередь мелкого

крестьянского, и связанных с ним отраслей;

Важнейшее место в поддержке Великобританией программы структурных

реформ в Нигерии отводится поощрению деятельности частного сектора. Сюда

относится содействие частному сектору в таких областях, как

совершенствование налогового режима и законодательства о компаниях,

разработка систем либерализации импорта и схем по приватизации предприятий

госсектора и пр. Помощь содействует частному сектору и напрямую, в

особенности в тех случаях, когда программная помощь предоставляется в форме

финансирования импорта полуфабрикатов, запасных частей и компонентов.

Данные товары и услуги продаются местным правительством частным фирмам за

национальную валюту, а выручка может в дальнейшем использоваться на цели

развития.

Наряду с увеличением объемов программной помощи Нигерии в последние

годы произошли и другие изменения в структуре британской помощи. Так,

проектная помощь, бывшая в 70-х и начале 80-х годов одной из главных форм

содействия, стала терять свое значение. В центре британской проектной

помощи Нигерии во второй половине 80-х годов оказались по преимуществу

мелкие и средние проекты в сельском хозяйстве и связанных с ним отраслях.

Эти проекты требуют меньших финансовых затрат и более эффективны для

африканской экономики с точки зрения оживления коммерческой активности и

наиболее полного использования местных природных ресурсов и рабочей силы.

Кроме финансовой помощи, большое внимание Великобритания уделяет

техническому содействию бывшей колонии: высокая доля этого содействия в

общем объеме помощи (около ЗО%) является характерной особенностью

Великобритании по сравнению с другими странами-донорами. Техническое

содействие дополняет финансовую помощь и создает условия для более

эффективной реализации проектной, и программной помощи, а также вложения

частных инвестиций. Первостепенное внимание к обучению национальных кадров

в программе британской технической помощи означает, на мой взгляд, реальное

содействие развитию Нигерии, поскольку эта форма помощи непосредственно

влияет на создание управленческого звена, способного эффективно работать в

условиях открытой рыночной экономики. С другой стороны, это направление

помощи одновременно соответствует и британским коммерческим интересам, ибо

в процессе технического сотрудничества устанавливаются полезные личные

контакты, происходит более детальное знакомство с системой ценностей

британского образа жизни, основными принципами английской организации

хозяйства. развития бизнеса и использования современных технологий. В

результате создается благоприятная обстановка, в которой в будущем

британские фирмы смогут успешнее конкурировать на рыночных условиях.

Особенностью британской экономической политики в Нигерии Содружества

последних лет стало стремление к более рациональному сочетанию в ней

британских коммерческих интересов и интересов страны-получателя инвестиций.

С одной стороны, программа британской помощи характеризовалась высокой

степенью льготности по сравнению с другими странами-донорами из числа

развитых государств. Около 99% финансовой помощи предоставляется английской

стороной в форме даров. Позитивной стороной для развивающихся стран явилась

также и относительная независимость британской помощи от политических

условий и ограничений. С другой стороны, большая часть британской помощи

(около 70% в конце 80-х годов) оставалась полностью или частично связанной

с поставками английских товаров, причем доля связанной помощи у

Великобритании одна из наибольших среди стран-членов Комитета содействия

развитию.

Снижение британского интереса к нигерийскому региону является формой

проявления сложных процессов, суть которых не исчерпывается простым

сокращением стоимостных объемов экономических связей. Качественно меняется

сама система британо-нигерийских экономических отношений.

Во-первых, "внешнее" снижение интереса к Нигерии происходило на фоне

сохранения в целом английским капиталом прочных позиций в нигерийской

экономике.

Во-вторых, падение объемов торговли и экспорта капитала во второй

половине 80-х годов сопровождалось увеличением британской помощи Нигерии.

В-третьих, снижение заинтересованности Великобритании в импорте

отдельных товаров из западно-африканского региона не приводило к

существенному сокращению британского бизнеса в соответствующих сферах.

В-четвертых, мелкий и средний британский бизнес сохранил потенциальный

интерес к работе в нигерийских условиях. Однако, отсутствие необходимой

государственной поддержки с британской стороны, а также неблагоприятный

инвестиционный климат в Нигерии явились главными препятствиями для

широкомасштабного выхода мелких и средних английских фирм на нигерийский

рынок.

В-пятых, наряду с ослаблением непосредственно коммерческого интереса к

бывшей колонии и уходом ряда британских фирм из экономики региона, будущее

британо-нигерийских экономических отношений вызывает озабоченность и

остается объектом пристального внимания политических и деловых кругов

Великобритании, что дает основания считать, что британский

"нигеропессимизм" носит временный характер.

Сложные и неоднозначные процессы в англо-нигерийских экономических

отношениях 80-90-х годов явились следствием глубоких структурных изменений,

затронувших как Великобританию, так и Нигерию.

Начало 80-х годов стали для Англии периодом проведения структурной

перестройки ее экономики в соответствии с новыми требованиями НТР и

оживлением механизмов свободного рынка. В качестве же внешнего фактора

выступила активизация экономических связей с промышленно развитыми

партнерами, которые могли обеспечить торговый обмен на новом

технологическом уровне. Это вызвало соответствующее ослабление

сотрудничества с отсталыми регионами мира. Одним из ближайших следствий

британской перестройки стало, в частности, недостаточное внимание к

поощрению деятельности английского частного бизнеса в Нигерии, выразившееся

в том, что Департамент по гарантированию экспортных кредитов сократил 80-е

годы размер своих нигерийских операций11.

В 90-е годы, несмотря на относительное снижение интереса к

деятельности в Нигерии, британский капитал сумел сохранить сильные позиции

на таких важных участках, как добыча и переработка нефти, некоторых других

полезных ископаемых, оптовая и розничная торговля, легкая и пищевая

промышленность, банковское и страховое дело, туризм и гостиницы и др. В

сочетании с внешней торговлей, культурно-историческими и личными связями,

воздействием английских стандартов на образование, административную и

судебную систему влияние Великобритании на Нигерию остается значительным и

вряд ли снизится в обозримой перспективе.

Заключение.

События, произошедшие в Нигерии на рубеже третьего тысячелетия,

вселяют надежду на то, что в стране обозначились тенденции,

свидетельствующие о возможности начала ее выхода из полосы глубокого

экономического и политического кризиса, в который она была ввергнута

длительным пребыванием у власти военных режимов.

Приход к власти гражданской администрации создал благоприятные

предпосылки формирования в Нигерии обстановки политической стабильности.

Естественно, ошибки в формулировании и осуществлении политики

либерализации, в том числе допуск неконтролируемого внешнего влияния на

процессы формирования внутренней экономической политики, могут обусловить

изменения в политической динамике. Последние чреваты возможностью

расшатывания политической стабильности, сменой режима, в том числе путем

возврата к власти военных. В свою очередь, политическая нестабильность

может привести к ухудшению инвестиционного климата, в частности, к

возможности крупномасштабного оттока капитала из страны.

Такая ситуация возникает и в случае ошибок в проведении

макроэкономической и инвестиционной политики. В случае массовой ликвидации

предприятий с иностранными инвестициями и, соответственно, оттока капитала

при общей слабости местного среднего класса неизбежно происходит рост

безработицы и гиперинфляция. Цены на потребительские товары делают их

недоступными для большинства населения, местная валюта девальвируется.

Экономика, испытывающая бегство капиталов, легко попадает в долговую

ловушку.

Открытие границ страны для свободного движения капиталов, товаров и

услуг могут представлять собой угрозу формированию среднего класса Нигерии.

Учитывая, что указанные процессы сопровождаются прибытием в страну

значительного числа зарубежных предпринимателей в условиях слабости

национального частного предпринимательства, для нигерийских властей

естественным было бы «зарезервировать» за местными предпринимателями какие-

либо отрасли, предприятия и т.д.. однако это идет вразрез с основными

постулатами либерализма.

Отдача на откуп иностранным предпринимателям разработки природных

ресурсов, возможно, выпуска тех товаров, производство которых запрещено в

промышленно развитых капиталистических странах и т.д. и т.п. может таить в

себе серьезную опасность для окружающей среды в отдельных регионах страны.

Примером может служить хотя бы загрязнение окружающей среды в районе дельты

р. Нигер из-за бесконтрольной деятельности иностранных нефтедобывающих

компаний и. соответственно, обострение здесь социальной напряженности.

Поэтому перед осуществлением широкомасштабного привлечения иностранных

инвесторов в экономику необходимо воспользоваться опытом ряда стран,

разработавших «нормы поведения» для иностранных вкладчиков капитала.

Примером могут служить действующие в ЮАР «Принципы Салливана»13. Для

Нигерии наиболее важно определить требования к инвесторам касательно

реинвестиций в ее экономику, компенсации ущерба, нанесенного окружающей

среде, участие широких слоев общественности в принятии решений по вопросам,

относящимся к окружающей среде.

Как отмечалось выше, реформы, которые необходимо провести для

приспособления экономики Нигерии к процессам глобализации, подобны

реформам, уже проводившимся в стране. В частности, многие их требования

идентичны положениям Программы структурной перестройки, которая была

принята в Нигерии в середине 1986 г.

Непоследовательность в проведении Программы, а также разногласия с

МВФ, под эгидой которого она осуществлялась, привели к весьма скромным

результатам. Попытка вернуться в середине 90-х годов к осуществлению

некоторых ее положений в рамках реализации предложений ВТО также имела

крайне ограниченный итог.

По мнению ряда нигерийских и зарубежных экономистов, перед началом

реализации курса реформ необходимо задаться конкретными перспективными

показателями. Несомненно, в условиях Нигерии - это Программа «Vision 2010»,

которая дает основные направления и ориентиры экономического развития.

Однако «Vision 2010» нуждается в серьезной переработке, как с точки зрения

конкретных перспективных показателей, так и сроков ее реализации в целом,

поскольку то скромное экономическое наследие, которое оставил правительству

О. Обасанджо военный режим, не позволяют даже частично реализовать

намеченные цели. Кроме того, в переработанной программе должны содержаться

подходы к проведению в жизнь тех направлений экономической политики,

которые обеспечат:

- рост благосостояния, базирующийся на многоуровневой экономике;

- плановое развитие трудовых ресурсов;

- расширение приватизации, при которой правительство выступит в

качестве наблюдательного и регулирующего органа, а не субъекта,

непосредственно вовлеченного в управление тем или иным предприятием;

- стимулы для инвестиций в технологические производства, техническое

образование;

- стимулы для инвестиций в информатику;

- плановое наделение регионов экономической властью;

- немедленную интеграцию неформального сектора экономики с целью

увеличения сбора налогов, а также другие, признаваемые необходимыми меры.

По моему мнению, расширение потоков зарубежных портфельных

капиталовложений и прямых иностранных инвестиции, наглядно показывает все

более важную роль импорта капитала. Для Нигерии он является основным

способом ослабления хронического дефицита внутренних накоплений, прежде

всего инвалютной его части, выравнивания острых социальных диспропорций,

улучшения критического положения в области обеспечения продовольствием и

занятости населения.

Список используемой литературы:

Справочные и статистические издания

1. World Investment Report 1997. UNCTAD. N.Y. 1997.

2. World Bank. Sub-Saharan Africa. From Crisis to Sustainable Growth.

Washington., 1989.

3. UNCTAD Press Release Tad/INF/2782. Geneva,1998, November 2.

4. Foreign Direct Investment in Africa. UNCTAD.N.Y.1995. p.30

5. Nigerian Investment Promotions Commission.

6. Africa South of the Sahara, London, 1997.

7. UN. Report on the World Social Situation. 1990. N.Y.1990.

8. The World Bank Group.

9. Industrial development. Global Report. N.Y.1998.

10. Нефть в мировой экономике. Двенадцатые Международные Плехановские

Чтения. Сборник докладов и выступлений. 1999г.

Периодические издания

11. БИКИ.

12. The Guardian. Lagos, 2000, January 5.

13. Пульс Планеты. М. 2000г.

14. ИТАР ТАСС.1999. 1 июня.

15. Коммерсантъ

Исследовательская литература

16. Африка: новые тенденции в экономической политике. – М., 2000.

17. Региональные аспекты экономического развития стран Африки(90-е годы).

18. Руднов Б. Б. Интеграция Африки в Глобальную экономику (тенденции,

проблемы, перспективы). – М., 1999.

19. Рощин Г. Е., Калинина Л. П., Позднякова А. П. Некоторые аспекты

экономической либерализации в Африке. –М., 1999.

20. Гевелинг Л.В. Клептократия. Москва 2002г.

21. Нигерия: справочник для бизнесменов. – М., 1994.

22. Независимые страны Африки: финансово-кредитный механизм развития –

М., 1986.

23. Transnational Banks: Operations, Strategies and their Effects in

Developing Countries. United Nations of Transnational Corporations.

UN, N.Y., 1992.

24. Баскин В.С. Эволюция стратегий промышленного развития Федеративной

Республики Нигерии (1960-1998) – Ученые записки Института Африки РАН,

вып.9.М.,1999.

Internet ресурсы

25. www.yandex.ru

26. www.africana.ru

27. www.nigerianembassy.ru

28. www.worldbank.org

29. www.un.org

30. www.google.com

Приложение 1

Долг Нигерии

[pic]

Источник: International Monetary Fund

Приложение 2

[pic]

Источник: The World Bank Group. 9.11.2002.

Приложение 3

|INDICATORS |

| |

|1980 |1985 |1990 |1991 |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 | |Domestic Output

| | | | | | | | | | |Real GDP (=N=Billion) |96.2 |68.9 |90.3

|94.6 |97.4 |100.0 |101.0 |103.5 |106.9 | |Real GDP (Growth Rate %) |5.5

|9.4 |8.1 |4.8 |3.0 |2.7 |1.3 |2.2 |3.3 | |GDP Per Capita (=N=) |1487

|913 |1042 |1069 |1071 |1069 |1053 |1047 |1051 | | | | | | | | |

| | | |Manufacturing Capacity Utilisation (%) |70.1 |37.1 |40.3 |42.0

|41.8 |37.2 |30.4 |29.3 |32.5 | |Inflation Rate (%) |9.9 |5.5 |7.4 |13.0

|44.6 |57.2 |57.0 |72.8 |29.3 | |

Источник: FOS, CBN & NPC

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты