Рефераты

Международные экономические отношения (Шпаргалка)

историческими сроками возникновения капитализма в разных странах и регионах

и с неравномерностью темпов его развития.

19 Протекционизм и режим свободной торговли.

Одна из отличительных черт современного мирового рынка состоит в том, что

промышленно развитые государства принимают все более серьезное участие в

проведении мероприятий по защите национальных рынков от импорта товаров и

форсировании экспорта своей продукции. Речь идет о возрождении политики

протекционизма, которая была свойственна мануфактурному периоду развития

капитализма и ранней стадии машинного периода. Теперь в связи с ростом

несбалансированности платежных балансов многие страны снова обращаются к

политике протекционизма.

Мировому капиталистическому рынку всегда была присуща острая конкурентная

борьба между предприятиями отдельных стран. В частности, сейчас борьба идет

между США и Японией, странами ЕС и другими государствами. В настоящее

время, т.е. в эпоху корпоративного капитализма, на мировом

капиталистическом рынке практически безраздельно господствуют ТНК,

поддерживаемые национальными правительствами или блоками государств. Именно

эти участники международных экономических отношений осуществляют

экономический раздел мира, сговорившись о разделе мирового рынка различных

товаров и ценах на эти товары.

Между участниками интеграционных группировок постепенно ликвидируются все

торгово-экономические препятствия, но зато по отношению к третьим странам

происходит унификация таможенных пошлин и другого рода препятствий. Эти

мероприятия представляют собой ' новый тип монополизации мирового

капиталистического рынка. Экономической основой таких блоков является

объективное нарастающее стремление повысить эффективность в различных

секторах мирового хозяйства. Результатом этой тенденции стала дальнейшая

интернационализация производства. В то же время возникли монопольные

группировки особого рода, которые монополизируют не территории своих стран

от проникновения иностранных товаров, а производство и сбыт отдельных

товаров. Такой организацией, например, показала себя ОПЕК, которая

монополизировала сбыт нефти.

Однако, несмотря на рост монополизации под флагом региональной

либерализации, характерным моментом в развитии мирового рынка является то,

что все большее развитие получают международные государственные формы его

регулирования. К таким формам относятся как общие торговые союзы типа

Всемирной торговой организации, так и такие образования, как Международный

валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР),

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др.

20 Демпинг и антидемпинговые процедуры в международной торговле.

21 ГАТТ/ВОТ и ее роль в развитии международной торговли.

22 Украина на мировом рынке товаров и услуг.

23 Международное движение капитала как форма МЭО

Международное движение капиталов представляет собой вывоз капитала за

рубеж. Вывоз капитала – изъятие его части из процессов национального

оборота в одной стране и включение в производственный процесс (или иное

обращение) в других странах. Возможность вывоза капитала обуславливается

тем, что большинство стран уже вошли в мировое хозяйство, связаны друг с

другом развитой сетью транспортных, информационных и других коммуникаций.

Причины вывоза капитала:

А) необходимость и важнейшая причина вывоза капитала – это относительный

избыток его на национальном рынке;

Б) стремление транснациональных компаний использовать отличие между

странами в уровне издержек производства (прежде всего заработной платы)

(Юго-Восточная Азия);

В) стремление получить свободный доступ к источникам сырья;

Г) приближение к потребителям;

Д) получение преимуществ, связанных с использованием

высококвалифицированной рабочей силы, развитой производственной и

социальной инфраструктуры и большая доля капиталовложений – в развивающиеся

страны;

Е) вывоз капитала интенсифицирует вывоз товаров;

Ж) улучшение коньюктурных условий предпринимательства.

Роль, которую играет вывоз капитала различна для стран экспортирующих и

импортирующих. Принято считать, что вывоз капитала замедляет экономическое

развитие экспортирующей страны, но является эффективным средством её

внешнеторговой экспансии. С другой стороны ввоз капитала ускоряет

экономическое развитие принимающих стран.

В современных условиях миграция капитала разрешает ряд экономических

противоречий:

- преодолеваются проблемы внутреннего производства, ограниченности

ресурсов и их эффективного использования;

- расширяется товарный экспорт;

- меняется роль и место транснациональных корпораций и всё большая

часть национальной экономики включается в интернациональный

воспроизводственный процесс, ускоряются темпы НТП.

24 Вывоз капитала: виды, социально-экономические последствия, направления,

особенности вывоза капитала в современных условиях.

Предварительный вопрос содержит часть ответа на текущий.

Формы вывоза капитала, (римскими обозначены критерии, потом виды):

I. от характера использования капитала:

а) вывоз ссудного;

б) вывоз предпринимательского капитала.

Вывоз–ввоз ссудного капитала осуществляется в виде международных займов,

кредитов, банковских депозитов, средств на счетах в иностранных финансовых

институтов. В зависимости от срока вывоз ссудного капитала делится на

краткосрочный (до 1 года, вклады в иностранных банках) и долгосрочный

(более 1 года).

Вывоз предпринимательского капитала осуществляется следующими путями:

V за счёт строительства зарубежных собственных или на паях предприятий;

V через приобретение ими контрольного пакета или части акций действующих

предприятий;

V путём открытия за границей собственных филиалов или дочерних компаний.

В зависимости от контроля за капиталовложениями в зарубежные предприятия

различают два вида предпринимательского капитала: прямые и «портфельные»

зарубежные инвестиции.

Ссудный капитал отличается от предпринимательского тем, что при вывозе

предпринимательского капитала инвестор получает прибыль, а при выдаче ссуды

– процент.

II. в зависимости от формы собственности (по источникам происхождения)

а) частный (крупные промышленные компании и банки);

б) государственный вывоз капитала;

в) вывоз капитала международными финансовыми компаниями и организациями.

В частном вывозе преобладает вывоз предпринимательского капитала, в

государственном – вывоз ссудного капитала. Доминирующей формой вывоза

капитала в настоящее время являются международные займы.

25 Международный кредит и его основные виды.

Международный кредит – движение ссудного каптала в сфере МЭО связанное с

предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности,

срочности и уплаты процента.

Источники М.К.:

- временно свободные денежные средства предприятий.

- Денежное накопление государства и личного сектора мобилизуемое банками.

М.К. отличается от внутреннего, межгосударственной миграцией и укреплением

этих традиционных источников за счет их привлечения из ряда стран.

Принципы:

- возвратность

- Срочность

- Платность

- Материальная обеспеченность

- Целевой характер

Функции М.К.:

1) Перераспределение ссудных капиталов между странами, для обеспечения

расширенного воспроизводств.

1. Сущность международных экономических отношений.

МЭО- система хоз. отношений между различ. странами, их региональных

объединений, отдельными предприятиями. Разновидности МЭО: 1) МЭО соврем.

рыночной эк-ки: зрелые формы интернацион. пр-ва и капитала переходящие в

стадию интеграции.2) МЭО постсоциалист стран: начали формироваться

отношения между ними на базе политико-идеологических целей. Сейчас там

происходят коренные качественные изменения. 3) МЭО развивающихся стран.

Зрелость МЭО опр-ся соотношением темпов роста товарооборота и материального

пр-ва. Натурально-материальное содержание МЭО(удельн. вес товаров,

капиталов, услуг, рабочей силы, которые обращаются за пределами страны,

валютн. связи, научно-технич. Обмен) отражается в международно-

производственных отношениях всех 4-х фаз.

Характер совокупности МЭО определяется хар-ом производ-х отношений, того

или иного общества, по-этому международные экон-е отношения явл-ся

производной перенесенного на межгосударственный уровень эк-х отношений

определенного общества. Взаимоотношения между различными нациями склад-ся в

зависимости от ур-ня развития производственных сил раздел-я труда и внутр-х

отношений.

2. Мировое хозяйство как объект международных экономических отношений.

Мировое хоз-во-совокупность нац-х эк-х и их хоз-х отношений друг с другом.

Мировое хоз-во объединяет все международные торгово-экон-е, финансовые и

научные технические связи.

Например МЭО между отдельными европейскими государствами, в рамках

отдельных регионов (Европа – Северная Африка, Европа – Ближний Восток) –

эти отношения носят межстрановой, узкорегиональный характер. Со временем

МЭО приобретут глобальный характер и более развитыми по сравнению с

настоящим периодом. Реализация МЭО подчиняется собственным законам,

внутренним механизмам.

3. Этапы развития мирового хозяйства.

Этапы развития МХ:1)Конец 19-го по 20-е годы 20-го века.Слабо развитые

рыночные отношения, развитые метрополии.

2)С 20-х по 80-е. Наличие мировой и капиталистической системы

хозяйствования.

3)С 80-х по 90-е.Переход постсоциалистических стран к рыночной экономики.

Создание единого мирового хозяйства.

4. Структура мирового хозяйства.

В результате участия в МРТ заметно отличающихся по уровню развития

производительных сил отдельных стран постепенно складывается специфическая

структура мирового хозяйства, особенность которого заключается в том, что

любая его отрасль представляет сумму неравнозначных национальных

предприятий. Это и означает, что развитие процесса обобществления

производства разных стран носит формальный характер.

5. Формы и субъекты международных экономических отношений.

На мой взгляд формами международных экономических отношений могут выступать

всевозможные международные договоры и соглашения, которые регламентируют

взаимоотношения между государствами – которые, в свою очередь являются

субъектами международных экономических отношений

6. Международное разделение труда: сущность, условия и факторы его

развития.

Степень технико-экономич-го развития гос-ва обычно в значительной степени

опред-ся уровнем раздел-я труда в том числе междун-го.Интернацион-м хоз-х

отнош-ий базируется на МРТ.МРТ-специализ-я отдельн-х стран на произв-ве

опред-х видов товаров и услуг которыми эти страны обменив между собой.МРТ

осущ-ся с целью повышения эфективности производства экономических затрат

общ-го труда, рационального размещения производств-х сил в результате

организации оптимального выпуска продукции, совершенством ее качества и

повышения объемов экспортирования продукции,зарубежным партнером.Сначала

определяем фактором МРТ были природные факторы.Со 2-й пол. 20-го века

главным фактором формирования МРТ становится МТП.МРТ, как высшая ступенб

Общественного разделения труда вл. Основой межгосуд-х эк-х отношений и

объективных предпосылок всеобщей эк-ой взаимозависимости. С 70-80-х годов в

системе МРТ выделяют тенденции:1)Усиление технологич-ой зависимости развив-

ся стран от промышленно развитых.2)Относительно ухудшения позицый основной

масы развив-ся стран на мировом рынке.3)Стихийное не регулируемое МРТ все

больше заменяется планируемым регулируемым процессом.

В 90-е годы пост.социалистические страны все активнее вовлекаются в МРТ.

Всовременных условиях возрастает значение МРТ, как важного фактора

междунарного эк-ой стабильности.Способы включения национальных хоз-в в

мировую систему разделения труда:1)Обусловленные объективные потребности

внутренного развития страны.2)Обусл-е объективные потребности внутреннего

развития страны.3)Когда преобладает эк-е, иногда вне-экономическое

принуждение.

ТипыМРТ:1)Общее разделения труда.2)Частное р.т.(отраслевое)3)Единоличное

р.т.

Формами и элементамиМРТ явл.:1)международная специализация и 2)межд-я

кооперация.

7. Понятие среды МЭО. Политико-правовая среда.

Понятие внешней среды начиная с 70-х годов прочно утвердились не только в

МЭО, но и в науках бизнесс и менеджмент. Выделяют политическую, правовую

или законодательную, экономическую, социально-культурную среду

осуществления МЭО.

Политическая система общества – это система институтов в рамках которых

проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная

власть. Характер политической системы обусловлен его социально-

экономической и правовой основой.

Блоком является группа государств объединившихся на основе соглашения или

договора для взаимной поддержки или совместных действий в ряде областей.

Правовая среда.

Есть три типа правовых систем:

1. обычное право;

2. гражданское;

3. теократическое.

Система обычного права базируется на традиции, прецеденте, правах и

обычаях, а важную роль в истолковании законов принадлежит судам. В США,

Великобритании применяется обычное право, хотя в США есть «единый

коммерческий кодекс», регулирующий предпринимательскую деятельность.

Система гражданского права (кодифицированная правовая система – римское

право) базируется на детально разработанном комплексе законов которые

сведены в кодекс. 70 стран в своей деятельности опираются на гражданское

право(Германия , Украина). Примером различия созданного двумя системами

является договорное право. В странах действия обычного права контракты

имеют тенденцию к большей детализации с упоминанием всех возможных

ситуаций. Система теократического права основывается на религиозных

заповедях (мусульманское право), которому следует 27 стран. Мусульманское

право основывается на исламе и стремится регулировать все стороны жизни не

смотря на то, что правовые вопросы составляют небольшую часть этой

доктрины. Деловые отношения между странами регулируют также национальные

законы. К важнейшим сферам правового воздействия относятся коммерческое или

договорное право.

Общеправовая среда (закон об охране окружающей среды), (санитарно-

гигиенические нормы и правила техники безопасности), трудовое

законодательство, антитрестовское законодательство, ценообразование,

налогообложение и т.д. таким образом каждая страна располагает своим

законодательством, регулирующим экономическую деятельность. Соглашения ,

достигнутые между странами формируют систему международного права.

Международное право регулирует взаимоотношения суверенных государств, на

эти отношения оказывают влияние национальные законодательства и

международные договоры. Экстерриториальность имеет место в том случае,

когда правительства применяют своё законодательство к зарубежным операциям

компаний своей страны. В 1994 г в странах СНГ был выработан проект кодекса,

который имеет рекомендательный характер.

Гражданский кодекс предназначен только для координации деятельности по

самостоятельной разработке гражданских кодексов в странах СНГ.

8. Экономическая среда развития МЭО.

Экономическая среда экономической системы – это совокупность экономических

процессов, совершаемых в обществе на основе сложившихся отношений

собственности и организованных правовых форм. В современных обществах очень

трудно, а иногда и не возможно отделить политические системы от

экономических. За последние года правительства многих стран подписали ряд

международных соотношений, регулирующих международные экономические

отношения (МВФ, ассоциация гражданской авиации), конвенции по патентованию

и регистрации торговых марок и т.д. многие страны подписали двусторонние

налоговые соглашения (генеральная ассамблея по тарифам и торговлеГАТТ\ВОТ).

Международные агентства (всемирный банк, азиатский банк развития,

межамериканский банк развития, евробанк реконструкции и развития и др.).

Для того, чтобы определённые характерные черты национальных экономик

предопределяли перспективы их развития, осуществляется систематизация

стран. Выделяют :

1. региональный;

2. регионально-экономический;

3. экономический;

4. организационный;

5. социально-экономический принципы систематизации стран.

Территориальный – по географическому размещению (страны северной и

латинской Америки, южной, юго-восточной и центральной Азии).

Экономический – в рамках экономического принципа. Критерии: в зависимости

от структуры хозяйства (аграрные, аграрно-промышленные, промышленно-

аграрные), в зависимости от уровня экономического развития (новые

индустриальные страны, развивающиеся и развитые страны), от уровня

организации экономики (с отлаженным экономическим механизмом саморазвития и

высоким уровнем интегрированности хозяйства), в зависимости от экспортной

ориентации или товарной структуры экспорта (страны экспортёры предметов и

услуг, экспортёры сырья, промышленной продукции и услуг, экспортёры с

преимущественно промышленной ориентацией экспорта и не имеющие чёткой

экспортной ориентации).

Регионально-экономический принцип (Евросоюз).

Организационный – группировка стран по принадлежности к наиболее

существенным мировым экономическим организациям и институтам (страны

евросоюза, большой семёрки).

Социально-экономический принцип: страны, достигшие научного уровня

цивилизованного развития, достигшие технического уровня цивилизованного

развития, достигшие производственного уровня цивилизованного развития. В

рамках этого критерия выделяют развитые и развивающиеся страны. Для

выявления уровня мировых связей любой страны, использу

окажется ли иммигрант обузой для американской экономики, не лишит ли он

какого-либо американца рабочего места. Взвесив все обстоятельства, Служба

иммиграции и натурализации может предоставить иммигранту разрешение на

проживание

В США.

Примерно аналогичные органы регулирования трудовой миграции существуют в

Германии и Норвегии, Турции и Греции, Ирландии и Зимбабве, Польше и

Словакии и других странах.

Одним из важных методов регулирования иммиграции работников является

заключение международных соглашений, которые могут быть дву- и

многосторонними. Их основная цель состоит в том, чтобы ввести

количественные ограничения в процесс трудовой миграции.

Двусторонние соглашения принимают вид межправительственных или

межведомственных договоров. В обоих случаях в качестве уполномоченных

выступают ведомства по труду. Например, в Финляндии — Министерство труда, а

в Швейцарии — Федеральное ведомство промышленности, ремесел и труда.

Подписанные соглашения реализуются следующим образом: запрос о кандидатах-

мигрантах направляется в уполномоченный орган своего государства, который

изучает его соответствие условиям соглашения и переправляет его

уполномоченному органу принимающей страны.

Многосторонние соглашения получили распространение в Западной Европе.

Между ее странами на различных уровнях в последнее время происходят

переговоры о проведении единой иммиграционной политики. Так, в январе 1991

г. на Венской конференции было принято совместное коммюнике с целью

нейтрализации волны неконтролируемой эмиграции из стран бывшего СССР.

При фильтрации въезда иммигрантов разработана сложная система ограничений.

Большое внимание уделяется квалификации рабочей силы. Требования к

качественным характеристикам импортируемой рабочей силы в разных странах

практически очень похожи. Отметим здесь лишь наиболее типичные из них.

Для большинства профессий необходимы квалификационные гарантии в виде

диплома о высшем или среднем специальном образовании. Например, в Австралии

считают законными следующие российские дипломы — инженеров промышленного

производства, специалистов по компьютерам и бухгалтеров, а также

свидетельства о профессиональном образовании слесарей-монтажников,

электромехаников, рабочих еталлопрокатчиков.

Требуется определенный стаж работы по специальности. Так, во многих

компаниях и исследовательских институтах США, несмотря на наличие вакансий,

на работу могут быть приглашены лишь опытные исследователи, имеющие как

минимум 5-летний стаж. В Австралии принимают специалистов с

профессиональным стажем не менее трех лет. А в Омане, ОАЭ и Катаре даже для

поваров необходим стаж не менее 5 лет.

Возрастной ценз является приоритетным требованием стран-импортеров. Они

желают получить работников самого трудоспособного возраста, от которых

можно ожидать наибольшей отдачи. К примеру, Швеция и Норвегия нуждаются в

буровиках-нефтяниках в возрасте от 20 до 40 лет. В Объединенных Арабских

Эмиратах требуются врачи и средний медицинский персонал в возрасте 20—

45лет1.

Важным «фильтром» для въезда иностранных работников является состояние их

здоровья. В США в соответствии с иммиграционным актом 1990 г. не

допускаются наркоманы и лица, страдающие различными видами психических

заболеваний. А шведские и норвежские фирмы-наниматели проводят

предварительное медицинское и психологическое тестирование иностранных

кандидатов на въезд.

Еще одним требованием к качеству рабочей силы является ее социальная

«чистота», что считается важным моментом для сохранения социальной и

политической стабильности принимающей страны. В США ограничивается въезд в

страну членов коммунистических партий или любой другой партии тоталитарного

типа; не допускаются также иностранцы, осужденные за уголовные

преступления, и лица, присутствие которых может нанести ущерб международным

интересам страны.

Регулирование въезда иммигрантов проводится не только путем реализации

ряда требований к качеству их рабочей силы, но и введением целого ряда

других ограничений. Во многих странах применяется прямое квотирование

соотношения между иностранными и

местными работниками на предприятиях принимающей страны. В частности,

Греция запрещает наем иностранных рабочих предприятиям, на которых работает

менее пяти лиц греческого происхождения. В том же случае, когда на них

занято большее число работников, то соотношение численности иностранцев и

местных работников должно составлять 1:10.

Используются и финансовые ограничительные нормативы, что, по идее, должно

принести какую-то пользу принимающей стране. Так, в США предусмотрена

ежегодная выдача до 10 тыс. иммиграционных виз инвесторам, вкладывающим в

американскую экономику свыше 500 тыс. долл. В Словакии простые трудящиеся-

мигранты должны вносить плату за трудоустройство. В Ирландии за разрешение

на работу в течение четырех месяцев надо уплатить пошлину в размере 100

ирландских фунтов.

Наряду с финансовыми применяются и временные ограничители. Введение

таковых означает, что для иммигрантов устанавливается ограниченный срок

пребывания и работы в принимающей стране. В частности, в Норвегии

разрешения на работу выдаются только на один год, хотят и допускается

возобновление.

В странах-реципиентах широко распространены профессионально-отраслевые

ограничения в форме прямых запретов. Так, в Турции действует закон, который

содержит подробный перечень профессий, которыми иностранцам заниматься

нельзя. К ним относятся врачи, адвокаты, фармацевты, пилоты, шахтеры,

водители, рыбаки, официанты, агенты по продаже имущества, брокеры на бирже,

сторожа, экскурсоводы и т.д.

Профессионально-отраслевые ограничения существуют и в форме косвенного

запрета, т.е. когда выделяют приоритетные профессии для въезда.

Предпочтительный режим принимающих стран, как правило, состоит из следующих

пяти групп:

работников, претендующих на мало оплачиваемую, не престижную, тяжелую и

вредную работу (работа по уборке урожая, в теплицах или ремонтных

мастерских, строительство жилья, бурение нефтяных скважин);

специалистов быстро развивающихся сфер народного хозяйства — бухгалтеров,

работников торговли, банков, новых высокотехнологичных отраслей;

представителей редких профессий, т.е. «штучных» специалистов (огранщики

алмазов, реставраторы картин и рукописей, врачи, практикующие

нетрадиционные методы лечения и т.д.);

специалистов высшего класса и представителей свободных профессий

(выдающиеся ученые, музыканты, скульпторы, спортсмены,

высококвалифицированные врачи и т.д.);

руководящего персонала фирм и их подразделений, а также предпринимателей,

которые переносят свою деятельность в принимающую страну и создают рабочие

места.

В качестве примера косвенных ограничений может служить введенный в Новой

Зеландии «Список конкретных профессий», составленный Министерством

иммиграции на основе тщательного анализа национального рынка труда.

Остальные виды деятельности подпадают под фактический запрет.

Во всех принимающих странах всегда действовали национально-географические

приоритеты. Они предусматривали льготы определенным этническим группам при

въезде и трудоустройстве. Выше указывалось, что США с 90-х гг. отдают

предпочтение мигрантам из стран Европы. Но в последнее время такую же

иммиграционную политику стали проводить почти все промышленно развитые

страны, ограничивая въезд мигрантов из стран Африки и Азии.

Во многих принимающих странах предусмотрены и скрытые правовые нормы

защиты национального рынка труда, которые «включаются» при возникновении

редких ситуаций. Так, в Германии разрешение на работу, выданное иностранцу,

может быть досрочно отозвано, если возникнут особые условия на рынке труда.

В настоящее время промышленно развитые страны разработали системы

стимулирования оттока трудящихся-мигрантов. При определенных

обстоятельствах меры по ограничению въезда иммигрантов дополняются

различными способами стимулирования их репатриации. Программы репатриации

касаются профессий или этнических групп. Например, отток «синих

воротничков» или турок и греков из Германии, а также североафриканцев из

Франции. Используется, как правило, три вида таких программ.

Программы материальной компенсации предусматривают денежные выплаты

иммигрантам за преждевременное прекращение их деятельности. При этом многие

страны выплачивают не только «отступное пособие», но и компенсируют

расходы, связанные с отъездом иностранных рабочих, включая стоимость

билетов.

Программы профессиональной подготовки в целях облегчения иммигрантам

отъезда на родину организуют специальную профессиональную подготовку,

которая позволяет им быстро внедриться в экономику родной страны. Эта мера

касается прежде всего неквалифицированных рабочих.

Программы экономической помощи регионам массовой эмиграции являются самыми

радикальными, так как стимулируют внутреннее развитие стран массовой

эмиграции. Одной из подобных программ была осуществленная в 1974 г. в

Нидерландах государственная программа под названием «Репатриация рабочих-

мигрантов и разработка возможностей национального развития». Согласно этой

программе в Югославии в 1980—1981 гг. было реализовано около 50 проектов по

стимулированию занятости в экономически отсталых районах, в том числе

предоставление кредитов рабочим-мигрантам, желающим открыть на родине

собственные предприятия1.

Во многих принимающих странах действуют также системы санкций за нарушение

установленного порядка трудовой миграции. В частности, в отношении

нелегальных иммигрантов применяются не только штрафы и депортация, но и

привлечение к уголовной ответственности. Иностранец, въехавший в США на

основании ложных сведений или иным мошенническим путем, может быть лишен

свободы сроком до шести месяцев или оштрафован на 500 долл. За такое же

преступление, совершенное вторично, предусмотрено наказание в виде лишения

свободы до двух лет или штрафа в размере до 1 тыс. долл.

Санкции практикуются и в отношении нелегальных посредников, занятых

незаконным импортом рабочей силы. В США в настоящее время расширяются

полномочия Службы иммиграции и натурализации в отношении контрабандистов

«живого товара». Предполагается увеличить им наказание с пяти до десяти лет

тюремного заключения за каждого незаконно провезенного в страну иммигранта.

Введены санкции и в отношении предпринимателей, незаконно использующих

иммигрантов. Выгода, которую получает предприниматель от найма дешевой

рабочей силы, толкает его на нарушение действующих законов. В связи с этим

против предпринимателей применяются крупные штрафы. В Словакии, например,

штраф составляет 100 тыс. крон. за повторное нарушение — 500 тыс. крон. Во

многих странах расходы по депортации нелегальных иммигрантов возлагаются на

предпринимателя, у которого работал иммигрант.

Общие глобальные последствия миграции рабочей силы двойственны. С одной

стороны, она обеспечивает перераспределение трудовых ресурсов в

соответствии с потребностями стран, делает возможным освоение новых

районов, сосредоточивает огромные массы наиболее активного и энергичного

населения в экономических центpax, способствует изменению экономического,

социального и культурного положения людей, разрушая рутинные традиции форм

жизни.

С другой стороны, миграция населения приводит к чрезмерно быстрому росту

крупных городов и обострению экологической ситуации; обезлюдению села,

постарению и феминизации его населения; порождает проблемы, связанные со

сложностью приспособления мигрантов к новым социально-экономическим,

культурным, а иногда и природным условиям. Наконец, не следует думать, что

миграция населения может значительно уменьшить безработицу в странах

выезда. Там по-прежнему страдают от хронической безработицы. А страны-

импортеры не могут полностью удовлетворить спрос на высококвалифицированную

рабочую силу и научно-технические кадры.

В результате устранения всякого рода запретов в области передвижения через

национальные границы, а также усиления социально-

2) Экономия издержек обращения в сфере международных расчетов.

3) Ускорение концентрации и централизации капитала.

4) Ф-ция регулирования экономики. Одновременно он является объектом

регулирования.

5) С 70-х годов М.К. исполняется для прямого или косвенного финансовых

дефицитов платежных балансов.

М.К. играет двоякую роль:

- Позитивную – Ускорение развития производительных сил

- Негативную - М.К. обостряет противоречия экономики и углубляются

диспропорции.

Кредитная политика служит средством укрепления позиций стран кредитора на

мировых рынках.

Критерии:

А) По срокам предоставления:

1. Краткосрочные (до1 года)

2. Среднесрочные (от 1-5 лет)

3. Долгосрочные (свыше 5 лет)

1.и 2. – обычно используются для финансирования внешней торговли.

3.– для производственных инвестиций.

Б) По форме предоставления:

1. Товарные

2. Валютные

1. – Экспортеры, свои покупателям.

2. – Банками в денежной форме.

В) По целевому назначению:

1. Связанные

2. Финансовые

1.– Для финансирования целевых программ, что специально обуславливается

при заключении кредитного соглашения.

Разновидности:

+ Инвестиционные

+ Коммерческие (часто выступают в товарной форме)

2.- На любые цели.

Г) По характеру обеспечения кредита:

а) Обеспеченные

б) Бланковые

а) – ценные бумаги, векселя и.т.д.

б) – выдается исключительно под обязательство должника в форме соло-

векселя.

Д) По валюте займа.

Представляют в валюте должника или страны кредитора, или в валюте 3-й

страны, а также в международных счетных единицах.

Е) От объектов кредитования:

1) частные

2) правительственные

3) смешанные

4) кредиты международных и регионально-валютных финансовых учреждений.

Ж) По видам заемщиков:

- иностранные государства

- частные предприятия

Главными заемщиками ссудного капитала выступают транснациональные

корпорации.

На еврорынке предоставлены кредиты на различных условиях:

1) по твердой %-й ставке (до 3-х лет)

2) по плавающей ставке (ролловерные)

3) Stand-by

4) Синдицированные

3)- соглашение о резервном кредите обеспечивает стране – члену МВФ,

гарантию того, что она сможет получить иностранную валюту от МВФ в обмен

на национальную, в соответствии с договоренностью в любое время, при

соблюдении строго оговоренных условий.

М.К. – значительно опережает не только темпы внешнеэкономического оборота,

но и темпы роста промышленного производства.

26 Формирование и развитие мирового рынка капиталов. Основные финансовые

центры.

Мировой рынок капиталов – совокупность разных институциональных форм

обеспеченных движением ссудного капитала в сфере мирового хозяйства.

Ссуды выдаются в долларах, марках, фунтах, йенах и др. конвертируемой

валюте.

Мировой рынок капиталов создает систему национальных и наднациональных

рыночных отношений позволяющих:

- Аккумулировать капитал.

- Перераспределять.

Структура мирового рынка ссудных капиталов:

1) Мировой денежный рынок (осуществляет краткосрочные операции от 1 дня до

года, в том числе рынок евровалют).

2) Мировой рынок капиталов (средне и долгосрочных капиталов, средне и

долгосрочные еврокредиты (еврорынок))

3) Мировой финансовый рынок – эмиссия и операции с ценными бумагами, в ом

числе евро-финансовый рынок.

Это разграничение постепенно утрачивает свое значение, на практике

постоянно происходит взаимное перемешивание капиталов. Усиливается

секьюретизация, т.е. замещение обычных банковских кредитов эмиссией ценных

бумаг.

Мировой рынок капиталов осуществляет 2 разновидности операций :

- Коммерческие (внешняя торговля)

- Финансовые (ввоз капитала)

МРК состоит из двух частей:

- национального рынок ссудного капитала

- рынок евровалют, еврозаймов

Современный еврорынок возродился в начале 60-х годов 20-го века.

Осуществлял краткосрочные операции.

Пролонгация – продолжение срока кредита.

В конце 60-х годов, темпы развития рынка ссудных капиталов увеличились, а в

70-90-е годы масштабы резко возросли.

Еврозаймы – специфический вид долгосрочного кредита выступающий в формах

облигационных займов действующих в западной Европе, Японии.

Отличительная черта Еврорынков - автономность, фактическая не

подконтрольность национальным правительством и центральным банком.

Еврорынки оперируют активами и валютами являющимися иностранными для страны

заключающей сделки, а часто и для обеих сторон участвующих в сделке.

Кредитные операции подобного рода при переходе через границы не включают в

себя конверсии местной валюты и поэтому находятся вне сферы деятельности

национальных валютных законодательств.(классические иностранные кредиты

основаны на принятые единства места заимствования и единства валюты (чаще,

валюта кредитора))

Еврорынки – международные по своему географическому размещению и составу

участников и давно переросли границы западноевропейского континента.

В настоящее время развивается рынок азиатских долларов (центр – Сингапур),

операции с евровалютами (интервалютами) получили мировое развитие в

налоговых гаванях: Багамские и Каймановы о-ва, Панама и.т.д. с 1981г. и

США.

Характерная особенность современного периода, это усиление координационной

политики развитых стран в сфере МК.

Мировые Финансовые Центры

Современные МФЦ – противоречивое единство 2-х мировых финансовых центров:

1) Тем которые возникли на базе национальных рынков капиталов (рынки

иностранных капиталов).

2) Те, которые сформулированы на основе движения международных рынков

капиталов (еврокапиталов), хотя первые исторически появились раньше,

в современных условиях они имеют подчиненное значение и сохранились в

New-York, London, Paris. В настоящее время уровень развития

национальной экономики, степень развития национальной банковской

системы, все меньше определяют лицо современных финансовых центров,

их роль и значение теперь зависят, на сколько значительно в том или

ином месте концентрация МК и насколько велика свобода проведения там

финансовых операций. МФЦ промышленно-развитых государств имеет

специфику: они располагаются в странах для которых вывоз капитала

представляет не объемлимую черту экономики.

МФЦ развивающихся стран выполняют 2 основные задачи:

1) Являются каналом движения капитала из развитых стран в развивающиеся

и обратно, неравноценного по значению.

2) 2) Служат своеобразными сейфами или резервами, содержание которых не

облагается налогом, а также операции по незаконным сделкам.

Характеризуется: Почти полное подчинение международному капиталу,

нестабильность.

Говорить об арабском ФЦ, как уже сложившемся еще преждевременно.

27 Проблемы задолженности и возможные пути ее решения. Реструктуризация

долга.

: С середины 70-х годов начался значительный рост долговой за должности в

развивающихся странах. Общие причины:

- Ухудшение общих условий экономического роста.

- Ослабление конкурентоспособности в промышленности, чрезмерное усиление

гос-го регулирования.

- Откачка средств.

- Повышение учетных ставок под влиянием США и др. гос-в.

Азиатский континент –50% долга.

Повышается рост за должности в новых индустриальных странах.

28 Ссуды и иностранные инвестиции в экономику Украины.

Здесь много чего можно наплести о том, как Украина попадает под власть

государств-инвесторов средств в Украинскую экономику и невольно

становится колонией.

29 Сущность, причины и последствия международной миграции рабочей силы.

Миграция населения это перемещение людей через границы определенных

территорий в связи с , либо с возвращением к нему. Миграция

рабочей силы - перемещение трудоспособного населения вызванная причинами

экономического характера.

Причины миграции:

- Общие - определяют тенденции всех форм международных экономических

отношений.

- Специфические - связаны только с миграцией.

Существуют и другие классификации:

- Экономическая причины - различие в развитии экономического уровня

развития определенных стран (безработица, структурные изменения, вывоз

капитала). Существование международных корпораций, развитие средств

транспорта и связи и т.п. Возможность миграции появилась в результате

национальных различий в уровнях заработной платы.

- Неэкономические причины - политические, национальные, религиозные,

расовые, семейные.

Основу миграционных процессов составляют рабочие, в меньшем случае

служащие, сравнительной формой международной миграции рабочей силы -

перемещение научно-технических кадров. Международная трудовая миграция -

сначала стихийное явление, но потом государство охватывает ее своим

регулированием. Когда говорят о миграции нужно понимать и различать понятие

страны-доноры и страны-реципиенты. Если странна импортер рабочей силы, в

большей степени отвечает за пребывание и использование мигрантов, то в

функции страны экспорте

цен на мировых рынках);

при подписании фиксируется принцип определения цены (на основе

котировочного или иного товарного рынка на день поставки), а сама цена

устанавливается в процессе исполнения сделки (применяется при тенденции к

повышению мировых рыночных цен);

цена твердо фиксируется, но меняется, если рыночная цена изменится по

сравнению с контрактной;

скользящая цена в зависимости от изменения элементов издержек (применяется

при заказе оборудования);

смешанная форма – суть в том, что часть цены твердо фиксируется, а часть

устанавливается в скользящей форме.

В международной экономике и статистическом анализе выдвигают две группы

мировых цен:

на продукцию обрабатывающей промышленности;

на сырье.

В качестве отправной точки при проведении переговоров о цене используют

базисные цены, то есть цены, публикующиеся в различных справочниках (лежат

в основе и прейскуранты). Эти цены обычно отражают общее направление

динамики цен за предшествующий период. Их можно использовать при заключении

контрактов на срочную поставку небольших партий товаров; при более высоких

– надбавки или уценки.

В зависимости от условий контракта на поставку товара применяется фактурная

цена (=цена реальной сделки купли-продажи, она может изменяться на сумму

транспортных и страховых издержек). В связи с этим различают:

цены СИФ;

цены ФОБ;

цены ФАС;

цены КАФ (КФР) и т.д.

в контракте оговаривается и способ установления цены (твердая, скользящая,

смешанная).

Индикативные цены – это цены на товары, которые отвечают ценам, которые

сложились или складываются на соответствующий товар на рынке

экспортных/импортных операций с учетом условий поставки и условий

осуществления расчетов, определенных в соответствии с законодательством

Украины.

Клиринг – это система безналичных расчетов за товары, услуги, ценные

бумаги, основанные на взаимном расчете встречных требований и обязательств.

Различают:

метод платежа, который согласован между покупателем и продавцом

метод расчетов – инструмент, посредством которого выполняется платеж.

Экспортер и импортер во время заключения торгового контракта должны

согласовать метод платежа и метод расчета.

Методы платежей:

авансовый

безотзывный аккредитив

оплата после отгрузки

документальное инкассо

торговля по открытому счету. (расположены в порядке убывания риска или

наоборот).

Методы расчетов:

чеки

переводные векселя

банковские тратты

почтовые платежные поручения

телеграфные, телексные платежные поручения

инструкции системы СВИФТ, которые могут быть – срочными, несрочными,

приоритетными.

международный денежный перевод.

Платежи не выполняются ни в банкоматах, ни в дорожных чеках.

Государственное регулирование может прямо или косвенно влиять на

установление цен на продукцию в стране. Сейчас в Украине применяется

принцип свободы ценообразования во внешнеэкономической деятельности.

В 90-е годы тенденция по снижению цен.

16 Структура и тенденции развития международной торговли.

Важнейшими показателями м.т. является объем м.т. (= мировой товарооборот),

который подсчитывается путем суммирования только объемов экспорта, обычно в

долларах США и ценах ФОБ (импорт считается в ценах СИФ, разница

приблизительно на 10%)

В 1997г мировая торговля росла более высокими темпами (выросла на 9%, а в

1996г лишь на 4%).

Географическое размещение м.т. характеризуется преобладанием развитых стран

(1987г – 70%, 1997г – 72-73%).

На долю стран ЕС приходится в 1987 г – 38%, с 1994 по 1997гг. – снижалась,

1997г – 36-40%.

Растет доля Японии 1960г – 3%, 1987г- 9%.

Доля стран азиатско-тихоокеанского региона АТР в 1997г возросла до 42-44%.

Снижается доля США – в 1960г –16%, 1987г – 10%.

1997г доля СНГ – более 2%.

На мировом рынке усиливается наступление стран ЮВА (Юго-восточной Азии), в

том числе со стороны НИС 2 войны (Индонезия, Филиппины, Малайзия, Таиланд).

Укрепляются позиции Индии, Китая.

В 90-е гг. наблюдается быстрый рост торговли между развивающимися странами.

Доля Азии (без Японии) превысила долю Северной Америки и продолжает

увеличиваться.

Экспортеры из Азии усиливают позиции в основном за счет Западной Европы.

Отраслевая структура.

Объем промышленных изделий в структуре поставок начинает возрастать,

сокращается удельный вес продовольствия и сырья (кроме топлива).

Доля топлива и продовольствия – 30%, из них топливо – 25%, 5% с/х сырье.

17 Сущность и уровни международных торговых отношений.

Сущность и уровни международных торговых отношений.

Государство оказывает воздействие на мирохозяйственные связи на разных

уровнях:

а) национальном, с помощью органов хозяйственной власти.

б) региональном, с помощью интернациональных группировок.

в) международном, используются различные международные организации,

двусторонние и многосторонние отношения.

Поэтому государство проводит политику в области международной торговли.

Различают две области международной торговли:

а) внешнеторговая политика

б) международная политика

Типы внешнеэкономической стратегии государства:

1. Политика свободной торговли (фритредерство)- это стратегия уменьшения

до минимума ограничений во внешней торговле.

2. Политика протекционизма- защита внутреннего рынка от иностранной

конкуренции.

3. Стратегия изоляции – исключение государства из мирохозяйственных

связей.

4. Стратегия наполнения дефицитного рынка.

Условия реализации, той или иной стратегии могут быть жесткими, когда

выбранное государством стратегии по всем товарам и рынкам, условия могут

быть мягкими когда выбор стратегии проводится только по отдельным товарам и

ранкам.

В теоретическом плане экономисты классической школы допускают возможность

наличия ряда оговоров- установления «оптимального» таможенного тарифа

(парадокс Мецлера).

Суть:

Если страна достаточно велика, то она в состоянии обеспечить снижение цен

на импортные товары за счет сокращения спроса на них в этом случае она

может ввести таможенный тариф с целью улучшения условий торговли т.е.

заставить иностранных поставщиков снижать цены. Поставщик, после введенного

дополнительного налога, опасаясь потерять большой экспортный рынок, может

пойти на снижение цены превышающие величину вводимого налога.

Большая величина потребления импортных товаров в стране вводящей новые

таможенные пошлины.

Среди примененных методов выделяют 2 большие группы: прямые и косвенные.

Прямые- административные методы (лицензирование, таможенные тарифы)

Косвенные методы опираются на: кредитование, страхование субсидирование,

налогообложение. Они способны оказывать стимулирующее или ограничительное

влияние и направление внешнеэкономических сделок.

Инструменты госрегулирования:

1. Принцип действия состоит в изменении корректировки стоимостных фактов

и пропорции внешнеэкономического обмена (налоги, тарифы, сборы,

субсидии, фин. гарантии, кредиты, гос. закупки и др.).

2. Организационно распорядительные средства воздействия государства. –

обеспечение общих положительных и организационно технических условий

внешнеэкономического обмена (межправительственные договоры,

национальное законодательство, нормы правила, предписания.)

К мерам регулирующих торговлю прямо воздействующих на цены и опосредовано

на количество товаров относятся таможенные тарифы, субсидии.

Законодательства о минимальных ценах, производственная таможенная оценка и

специфические сборы.

К мерам регулирующих торговлю прямо воздействующие опосредовано на цену

относятся правила о преимущественном приобретении товаров местного

производства, лицензирование, валютный контроль производственно уставные

стандарты , административные проволочки и требования бартерного обмена.

Наиболее распространенным контролем является тариф или пошлина (это

государственный налог на товары пересекающие границы стран).

Импортные пошлины в начале обеспечиваются получение денежных средств т.е.

играют фискальную роль. В настоящее время их функции связаны с обеспечением

проведение определенной торговой политики.

В развивающихся странах импортные используют, как средство финансовых

поступлений. Цель экспортных пошлин: Получение дополнительного количества

валюты для пополнения гос. казны.

В развитых странах, экспортные пошлины практически не применяются (в США

запрещены).

Существуют 2 основные методики установления уровня таможенных пошлин:

1. Величина пошлины определяется в виде фиксированной суммы с единицей

измерения: вес, площадь, объем.(СПЕЦИФИЧЕСКАЯ)

2. Устанавливается в виде %-та от декламируемой продавцом стоимости

товара (АДВАЛОРНАЯ)

3. Таможня получает право самостоятельно выбирать между адвалорной и

специальной пошлинами (АЛЬТЕРНАТИВНАЯ)

Специальные пошлины исполняются для налогообложения сырьевых товаров

(стандартных, больших по объему товарных масс)

Адвалорная пошлина- машинотехнические изделия.

В зависимости от режима и взаимоотношении государств устанавливаются

пошлины в зависимости от товара. Они

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты