Межгосударственное регулирование экономических отношений. Роль наднациональных институтов
на развитие инфраструктуры: энергетики, связи, транспорта. МБРР увеличил
долю средств, направляемых в сельское хозяйство (до 20%), промышленность
(до 15%), а также на образование и здравоохранение. Кредиты
предоставляются только под обоснованные конкретные проекты и программы,
способствующие структурной перестройке экономики стран – заемщиков.
С самого начала МБР ориентировался на оказание помощи в
восстановлении экономики стран Западной Европы, разрушенной второй мировой
войной. С середины 50х годов его деятельность во всё большей мере сопряжена
с развивающимися странами Африки, Азии, Латинской Америки. В последнее
время МБРР (кроме названных проблем) занимается вопросами урегулирования
внешнего долга, оздоровления платёжного баланса развивающихся стран и
предоставляет им для этой цели займы. Ныне МБР превратился в центр
выработки стратегий развивающихся стран.
Специфика деятельности трёх филиалов МБРР – Международной финансовой
корпорации, Международной ассоциации развития, Международного гарантийно –
инвестиционного агенства состоит в следующем: МФК стимулирует экспорт
частного капитала в развивающиеся страны и финансирует главным образом
частный сектор экономики развивающихся стран (в основном высокорентабельные
частные предприятия); МАР предоставляет льготные, нередко беспроцентные,
кредиты наименее развитым странам с целью оказания содействия их
экономическому развитию и повышению уровня жизни. Кредиты предоставляются
сроком до 50 лет, с уплатой до 0,75% годовых; МИГА занимается
предоставлением гарантий иностранным инвесторам, вкладывающим капиталы в
экономику менее развитых стран. Корме того, предоставляются услуги
инвестиционного консультирования.
Деятельность МВФ и МБРР теснейшим образом связана. Для успешной
защиты интересов стран во взаимоотношениях с данными организациями
необходимо прежде всего сделать эти отношения устойчивыми, чтобы они
основывались на приоритете долгосрочных целей и задач. Кредиты МВФ\МБРР
способны активно содействовать решению финансовых, структурных и иных
проблем переходного периода экономики страны.
[2, ст 226-230]
По замыслу создателей МБРР и МВФ, фонд должен был обеспечивать
разработку краткосрочной стабилизационной политики и контроля за ней, тогда
как банк – осуществлять средние – и долгосрочные структурные реформы в
экономике государств – членов. На практике их взаимодействие выразилось в
достаточно простом принципе: МБРР отказывался давать займы на
реконструкцию отрасли тем странам, у которых нет стабилизационной
программы, одобренной фондом.
Анализ практики МБ – МВФ последних лет приводит к выводу о том, что
элементы наднациональности в этих организациях проявляются в более «мягкой»
форме, но отнюдь не исчезли. Скорее эти элементы получили новое развитие.
На особенность системы МБ – МВФ указывают многие западные исследователи,
характеризуя её как фактор, снижающий активность деятельности системы.
В учредительных документах институционно – правовой механизм был
обрисован в самых общих чертах и включал: систему органов управления –
высший, исполнительный, административный; систему голосования на основе
принципа взвешенного голосования; право принятия обязательных для
государств – членов решений.
Структура. Исполнительными органами МБРР и МВФ являются директораты,
состоящие из двадцати директоров – представителей государств – членов. Ряд
государств назначают своего постоянного директора. Это право
предоставляется только тем государствам, которые имеют наибольшую квоту
голосов. Следует отметить, что право назначения своего директора может быть
предоставлено любому государству, имеющему особые отношения с МВФ
(например, когда его валюта наиболее часто используется государствами –
членами фонда).
В практике МБРР – МВФ широкое распространение получил опыт создания
различных внеуставных комитетов. Эти организации бывают двух видов:
объединение структуры нескольких организаций (например, Объеденный комитет
по развитию МВФ И МБРР) или комитеты группирующие государства – члены со
сходными интересами.
Проект решения готовиться в одном из этих комитетов, затем передаётся
во Всемирный комитет или напрямую – в Совет управляющих или директорат, где
принимается в виде решения организации, обычно без каких – либо серьёзных
изменений.
Комитеты подготовили предложения и предоставили их Временному
комитету, принявшему в качестве проекта решения Совета управляющих
рекомендации комитета.
Решения. Принцип взешенного голосования в МБРР – МВФ остается основой
принятия решений. Государство – член в МВФ и МБР имеет «250 базисных
голосов», к которым добавляется по одному голосу за каждые 100 тысяч СПЗ
его квоты. «Базисные голоса» в весьма специфической форме служат целями
реализации принципами суверенного равенства государств. Количество голосов,
набирающихся сверх «базисных», определяет положение государства в
международной валютно–финансовой системе. Кроме того, стремление государств
– членов предоставлять свои национальные валюты для целей кредитования.
Позиции стран – кредиторов усиливаются за счет «поправок» к количеству их
голосов. При «поправках» добавляется по одному голосу за каждые 400 тысяч
СПЗ чистых продаж национальной валюты.
Выдача кредитов позволяет государству – члену иметь дополнительное
количество голосов. В том случае, если государство – член берёт кредиты в
иностранной валюте сверх установленных для него квоты, оно теряет по
одному голосу за каждые 400 тысяч СПЗ чистого получения кредита в
иностранной валюте. [4, 192-196]
Не менее интересны рекомендации, направленные на структурную
перестройку национальной экономики государства – члена. Как правило,
комплекс мер структурной адоптации формируется сотрудниками (экспертами)
МБРР с учётом специфики экономики данной страны, но с применением мер,
работающих в рыночных условиях: либерализация ценообразования, финансовой
системы и внутрихозяйственного обмена, приватизация собственности
государства, рационализация госсектора, привлечение иностранных инвестиций,
конверсия военного сектора и так далее. Такой документ составляется
экспертами фонда с помощью экспертов банка и специалистов страны – члена. В
одной части этого документа подсчитываются все финансовые поступления,
которые государство ожидает получить из самых разнообразных источников. Во
второй части перечисляются все те изменения в экономической политике,
которые должно (соглашается) провести данное правительство.
Положение МБ – МВФ обычно строятся на основе четырёх принципов: 1.
Рациональная макрополитика – правительство должно уменьшить государственные
расходы, обеспечить необходимый уровень поступлений в бюджет, строго
контролировать займы государства и уровень эмиссии денег, поддерживать
конкурентный обменный курс своей национальной валюты. 2. Рациональная
микроэкономическая политика – правительство должно освободить цены,
отказаться от регулирования рынка, ввести свободу экспорта – импорта
продукции, создать развитую правовую систему, защищающие права
собственности. 3. Свободная торговля – правительство должно ослабить меры
по защите своей промышленности, создать условия свободной конкуренции
товаров. 4. Социальные гарантии – правительство должно обеспечить
эффективную деятельность главных социальных институтов: образования,
здравоохранения, защиты отдельных групп населения.
Соблюдение этих принципов гарантирует, что государство может
рассчитывать на финансирование его затрат по структурной перестройке
экономики из резервов МВФ – МБРР.
МБ – МВФ всерьёз обсуждают вопрос о внесении в уставы положений о
полномочиях межправительственных организаций на заключение кредитных
соглашений с частными инвесторами.
Итак, Мировой банк и Международный валютный фонд создавались как
межправительственные организации, определяющие принципы и правила
функционирования международной финансовой системы. Эта функция остаётся
определяющей в их деятельности и сегодня. В то же время компетенция банка и
фонда значительно расширилась: эти организации эволюционировали от решения
узкоспециальных валютно–финансовых вопросов к макроэкономическому
прогнозированию применительно как к государствам – членам, так и к мировому
рынку в целом. МБ – МВФ превратиться в своеобразный интеллектуальный
экономический центр мирового масштаба. При этом функции собственно
финансового характера (кредитование, предоставление займов) перестали
быть определяющим в деятельности этих организаций.
МБРР – МВФ в области правового регулирования неизменно позволяют
склонность к гибким и динамичным методам, позволяющим им вводить новые
юридические институты. При этом институционно – правовой механизм МБ – МВФ
и сегодня содержит элементы, определяемые в международно–правовой доктрине
как наднациональные. К этим элементам относится: а) широкая компетенция
организаций по формированию макроэкономической политики в международном
масштабе; б) создание обязательных и рекомендательных правил поведения
государств – членов при жестком контроле их выполнения с помощью
специальных механизмов (надзор – санкция); в) расширения полномочия
международных служащих в процессе выработки правил поведения государств и
контроле за их соблюдением; г) распространение практики обязывания
юридических лиц стран – членов финансировать стабилизационные программы МБ
– МВФ. [7,с. 198-201]
Особенностями наднациональной организации является:
- право международной организации на вмешательство в вопросы,
относящиеся к внутренней компетенции государства согласно его конституции;
- полномочия организации на создание в целях регулирования этих
вопросов: (а) правил, обязательных для государств – членов; (б) механизмов
контроля и принуждения для выполнения этих правил;
- возложение широких полномочий по созданию правил и контролю за их
соблюдением на непредставительные органы, то есть международных служащих;
- право организации своими решениями обязывать и управомочивать
физических и юридических лиц государств – членов.
Международной организацией наднационального типа является Европейский
союз (ЕС), который в лице своих главных органов – Европейского совета,
Европейского парламента, Совета Европейского Союза и Европейской комиссии
уполномочен создавать правила – регламенты и директивы, обязательные для
стран – членов. Кроме того в состав ЕС входит такой орган. Как Европейский
суд, который контролирует соблюдение регламентов и директив и обладает
полномочиями на принуждение государств – членов к их исполнению.
Примером взаимодействия международной организации и правительств
государств – членов может служить Всемирная торговая организация – ВТО.
ВТО – представляет собой многосторонний торговый договор, определяющий
права и обязанности правительств в сфере международной торговле товарами и
услугами. Положение соглашений. Образующих правовую базу ВТО, фактически
кодифицирует мировую коммерческую практику, опирающуюся на сложную систему
многосторонних отношений, конвенций, решений, выработанных на основе
национальных законодательств крупнейших стран мира. ВТО – это своеобразный
синтез национальных правовых систем в сфере регулирования международных
торгово – экономических отношений. Страны, находящиеся вне системы
международных правил, определяемых ВТО, не могут участвовать на полных
правах в развитии мировой торговой системы и, в частности, в новых
многосторонних переговорах по развитию. [1,с.37]
Наднациональные органы.
Необходимость унификации правил, в том числе антидемпингового
обложения, ведет к заключении двусторонних и многосторонних соглашений.
Примером первого подхода может служить Соглашение о партнерстве. Из
многосторонних – это прежде всего комплект соглашений, заключенных на
Уругвайском раунде переговоров ГАТТ. Положения этих договорённостей
предусматривают создание специальных органов. Создание таких органов
обусловлено тем, что при отсутствии контроля со стороны наднационального
институционального механизма принимаемые односторонние меры могут поставить
под угрозу стабильность уступок в отношении доступа на рынки.
Органы, созданные в соответствии с соглашением об учреждении ВТО и
Антидемпинговым кодексом.
ВТО – это законодательная институциональная основа международной
торговой системы. ВТО является форумом для переговоров между участниками по
вопросам многосторонних торговых отношений. ВТО выполняет также
административные функции Договорённости о правилах и процедурах,
регулирующих разрешение споров. В соответствии с Соглашением ВТО были
образованы:
- Конференция министров, состоящая из представителей всех членов ВТО,
выполняющая функции ВТО, а также назначающая Генерального директора,
который в свою очередь назначает сотрудников Секретариата;
- Генеральный совет, выполняющий функции Конференции министров в
перерывах между его заседаниями.
Кроме того, были учреждены различные советы и комитеты для выполнения
функций, предписанных им соответствующими соглашениями. Эти органы
информируют Генеральный совет о его деятельности.
Комитет по антидемпинговой практике, курируемый Советом по торговле
товарами, создан в соответствии со статьёй 16.1 Антидемпингового кодекса.
В состав названого комитета входят представители от каждой страны –
участницы Антидемпингового кодекса, причём количество советников и
помощников представителя не ограниченно.
Страны – участницы докладывают (раз в полгода) Комитету по
антидемпинговой практике о всех принятых временных или окончательных
антидемпинговых мерах. Такие доклады предоставляются в распоряжение
Секретариата для изучения другими странами – участницами. Кроме того,
каждая страна – участница уведомляет Комитет по антидемпинговой практике о
компетентных органах, которые уполномочены возбуждать и проводить
расследования и информируют представителей других стран о национальном
порядке инициирования и проведения антидемпинговых расследований.
[3, с. 93-96]
Всемирная торговая организация представляет собой объединение
государств, принятых в развитие Генерального соглашения по тарифам и
торговле. Основным документом, оформляющим ВТО, является Соглашение об
учреждении организации, дополнительное пакетом из более 50 многосторонних
торговых отношениях соглашений.
Страна, вступающая в ВТО, должна быть готова к постоянному диалогу с
организацией, поскольку соглашения не статичны и подразумевают возможности
для различного понимания тех или иных их положений. Соглашения являются
инструментом одних участников, добивающихся преимуществ перед другими или
за сёт других.
Принятие этих обязательств и дальнейшие шаги регулирующих органов по
их осуществлению способны оказать существенное влияние на национальные
товарные рынки и рынки услуг.
Иностранные компании, будь то производители товаров, эмитенты ценных
бумаг или поставщики услуг, получив доступ на внутренний рынок страны,
будут вступать с гражданами и юридическими лицами в правоотношения
связанные со своей профессиональной деятельностью.
Одним из документов, входящих в пакет международных договоров, к
которым при вступлении в ВТО присоединяется страна – участница, является
Генеральное соглашение о предоставлении услуг, предметом которого являются
услуги, оказываемые:
- с территории одного участника на территорию другого;
- на территории участника потребителям, находящимся на территории любого
другого из государств – участников;
- поставщиком услуг одного из участников посредствам коммерческого
представительства на территории любого другого;
- поставщиком услуг одного из участников посредствам направления своих
сотрудников – граждан этой страны – участницы на территорию любого
другого участника.
Таким образом, в каждом из представленных случаев международные частно
– правовые вопросы должны найти своё разрешение посредствам принятия
системы специальных материальных и коллизионных норм, учитывающих интересы
государства и специфику соответствующего сегмента гражданского оборота.
Генеральное соглашение о предоставлении услуг устанавливает, что любой
участник торговой организации в отношении услуг и иностранных компаний,
предоставляющих услуги, обязан обеспечить таким компаниям и соответствующим
услугам режим не менее благоприятный, чем действующий в любой другой стране
– участнице Генеральное соглашения.
Под термином «поставщик финансовых услуг» понимается любое юридическое
лицо или гражданин государства – участника ВТО.
ВТО не вправе устанавливать ограничения в отношении конкуренции
иностранных поставщиков соответствующих товаров и услуг с монополистом как
на рынке, так и в случае использования монополистом своего положения в
частности предоставления тех или иных услуг непосредственно или посредствам
аффилированных с ним компаний. [9,с. 59-61]
Важное значение для ВТО в деле расширения сотрудничества с Бреттон –
Вудскими институтами имеет возможность более широкого использования
информационных источников этих организаций, а также координация работы дабы
избежать неоправданного дублирования их действий. В частности большую
ценность для ВТО имеет использование макроэкономической информации
поддготавливаемой МВФ, особенно при составлении регулярных обзоров торговой
политики стран – членов ВТО. Он получил также доступ к важным
информационным источникам, какими располагает МБРР, к частности. К данным о
мировой задолженности. Показателям мирового развития вообще. И
экономического положения развивающихся стран в целом и по отдельным
континентам.
Исходя из общей цели лучшего использования совместных ресурсов для
пользы всех развивающихся стран, в последние годы ВТО сосредоточил свои
усилия на поддержки наименее развитых стан с целью наиболее эффективной
интеграции в мировую экономику, более широкого участия в международной
торговле.
За последние годы активизировались связи ВТО с неправительственными
организациями. Отношения с ними регулируются Марракешским протоколом и
последующими решениями Генерального Совета ВТО. Эти организации имеют на
министерских конференциях на основе «процедуры предварительной
регистрации», а также участвуют в различных симпозиумах, организованных по
определенной тематике.
Большие надежды в этой связи возлагаются на совещание министров
торговли стран ВТО в Катаре (намечалось на ноябрь 2000г.), на котором
предполагается принять решение о проведении нового раунда многосторонних
торговых переговоров в рамках ВТО. Однако, по мнению Генерального директора
ВТО Майкла Мура, для успешного проведения совещания в Катаре уже необходимо
договорится о повестке для нового раунда переговоров.
По состоянию на март 2001г. членами ВТО явилось 140 стран. И на них
приходится более 90% мировой торговли.
Корме того, около 30 стран ведут переговоры о вступлении в ВТО,
находясь на различных стадиях переговорного процесса по каждой стране,
намеревающейся вступить в ВТО, создаётся рабочая группа.[10,с. 4-5]
Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ)
Основу международной торговли составляли двусторонние торговые
договора. Их недостаток заключался в том, что они охватывали лишь узкий
список двусторонней торговли. Результаты заключения двусторонних договоров
оказывались неожиданными: от них выигрывали производители третьих стран,
которые не предоставляли никаких уступок со своей стороны.[5, с. 63]
ГАТТ – многостороннее соглашение, содержащие принципы, правовые нормы,
правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран –
участниц. ГАТТ являлось одной из крупнейших международных экономических
организаций, сфера деятельности которой охватывала 94% мировой торговли.
Правовой механизм ГАТТ основывался на ряде принципов и норм:
- недискриминация в торговле, обеспечиваемая взаимным предоставлением,
с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования в отношении
экспортных, импортных и транзитных операций связанных с ними таможенных
пошлин и сборов, а с другой стороны, национального режима, уравнивающего в
правах товары импортного и отечественного производства применительно к
внутренним налогам и сборам, а также правилам, регулирующих внутреннюю
торговлю;
- режим наибольшего благоприятствования, означавший предоставление
договаривающимися сторонами друг другу тех прав, преимуществ и льгот,
которыми пользуется у них любое третье государство. Этот принцип может
распространятся на их ввоз и вывоз товаров, таможенные пошлины,
промышленность, мореплавание, правовое положение юридических и физических
лиц;
- использование преимущественно тарифных средств защиты национального
рынка, устранение импортных квот и других нетарифных ограничений;
- прогрессивное снижение таможенных тарифов путём проведения
многосторонних переговоров;
- предоставление преференциального режима в торговле с развивающимися
странами;
- разрешение возникающих торговых споров путём переговоров;
- взаимность в предоставлении торгово – политических уступок.[7,с.93-94]
Важным принципом ГАТТ является неприемлемость односторонних действий.
Торговые барьеры ликвидировались динамично. На первых сессиях переговоры
обычно велись между основными производителями и покупателями отдельных
товаров и впоследствии к достигнутым соглашениям присоединялись остальные
государства.
Соглашения подготавливались на базе специальных источников таким
образом, что сумма недополученных от ликвидации пошлин средств какой – либо
страны оказывалась равной сумме уменьшения платежей по пошлинам, снижением
на товары, экспортируемые данным государством.
Отношение стран – участниц к косвенным субсидиям заключалось в
следующем. Производство зачастую субсидировалось не столько с целью
расширения экспорта сколько с целью поддержания занятости в экономически
отсталых районах. Разработчики кодекса по практике субсидирования не смогли
найти приемлемое обобщенное определение понятия «косвенные субсидии».
Кодекс допускает введение компенсационных пошлин только в том случае если
импорт субсидированных товаров приводит к значительным материальным потерям
в национальной промышленности.
Страны – участниц берут обязательство не применять особые стандарты по
отношению к иностранным товарам, ориентировать по возможности результаты
проводимых в странах испытаний на международные стандартов и о готовящихся
нововведениях, отличающихся от предшествующих.
Оценивая деятельность ГАТТ, можно определить её как претворение в
жизнь программы нахождения компромисса между сторонниками идеального и
реального подходов к проблеме регулирования международных экономических
отношений. Международная торговля развивается более высокими темпами по
сравнению с ростом мирового производства.
Этот успех сопровождался появлением ряда новых проблем, что связано с
ростом числа членов ГАТТ, расширением регулируемых вопросов. Увеличение
членства ГАТТ затрудняло претворение в жизнь принципа взаимных уступок,
поскольку становилось всё труднее обеспечивать равенство получаемых льгот
для более чем 90 участников. Малые страны, в том числе многие
развивающиеся, неоднократно обвиняли ГАТТ в ориентации на удовлетворение
интересов наиболее крупных государств, а также в том, что он обеспечивает
решение наиболее важных для них проблем экспорта минерального сырья и
сельскохозяйственной продукции.
Трудности в деятельности ГАТТ возникли в связи с расширением круга с
рассматриваемых вопросов и прежде всего включением в сферу регулирования
нетарифных барьеров.
Подход к нетарифному регулированию заключатся в принципе
«прозрачности», то есть в замене, по возможности, зачастую «замораживанием»
тарифных ставок. Решения ГАТТ по вопросам регулирования нетарифных барьеров
на практике ориентируют не столько на их ликвидацию, сколько на координацию
использования отдельными государствами этих барьеров.[5,с. 66-71]
На региональном уровне можно выделить следующие международные
организации :
Европейский союз (ЕС)зиждется на трёх основаниях:
- Европейские сообщества, дополняемые стратегиями и формами
сотрудничества, предусмотренными Договором.
-Общая венешняя политика и политика в области безопасности.
- Сотрудничество в области юстиции и внутренних дел.
Цели ЕС:
- Образование тесного союза народов Европы.
- Содействие сбалансированному и устойчивому экономическому и
социальному прогрессу, в особенности путём создания пространства без
внутренних границ, усиления экономического и социального взаимодействия,
создания экономического и валютного союза и введения в перспективе единой
валюты.
- Утверждение Европейского союза на международной арене, в особенности
путём проведения общей внешней политики и политики в области безопасности,
включая переход в перспективе к общей стороне политике.
- Развитие сотрудничества в области юстиции и внутренних дел.
- Сохранение и преумножение общего достояния.
Принципы ЕС:
- Уважение национальных достоинств государств – членов, системы
правления которых основаны на демократичных принципах.
- Уважение прав человека в соответствии с Европейской конвенцией о
защите прав человека и конституционным традициям, общим для государств –
членов.
Органы ЕС:
1 Европейский совет, его членами являются главы государств или
правительств государств – членов и председатель Европейской комиссии, их
заместители – министры иностранных дел и один из членов Комиссии.
Европейский совет проводит не менее двух сессий в год под председательством
главы государства или правительства, председательствующего в данное время в
Совете.
2 Европейский парламент, Совет ЕС, Европейская комиссия и Европейский
суд осуществляют свои полномочия в соответствии с буквой и духом об
образовании Европейских обществ, последующих договоров и актов, принятых в
их дополнение или изменение, и в соответствии с положениями Договора о ЕС.
626 депутатов Европейского собрания избираются в ходе всеобщих выборов на 5-
ти летний срок. Количество депутатов, избираемых от каждой станы зависит в
основном от численности её населения. Депутаты объединяются в группы в
соответствии с их политическими убеждениями, а не с национальной
принадлежностью.
3 Совет Европейского союза состоит из министров правительств
государств – членов. С одной стороны, он обеспечивает рамки участия
правительств государств – членов. С другой – несёт ответственность за
принятие решений Сообщества на основании положений, выдвигаемых Европейской
комиссией. Постоянные представители поддерживают контакты между странами –
членами и Сообществом, готовят повестку дня для Совета министров и
координируют работу по подготовке проектов решений Сообщества. Они работают
при поддержке генерального секретариата и рабочих групп.
4 Европейская комиссия является исполнительным органом и несет
ответственность за соблюдение выполнения Договора. Её полномочия
заключаются в законодательной инициативе, контроле и имплементации. Она
является единственным органом, обладающим правом законодательной инициативы
в рамках Сообщества, и может оказывать влияние на процесс, предваряющий
принятие нового «европейского закона» на каждом его этапе. Она контролирует
правильность применения применения положений Договора и решений институтов
ЕС, может поставить вопрос о нарушении каким – либо государством – членом
Договора решений ЕС и в случае необходимости передать дело в Европейский
суд. Комиссия может устанавливать правила имплементации отдельных статей
Договора и управлять распределением бюджетных средств, выделяемых на
оперативную деятельность Сообщества. Каждый член комиссии имеет конкретные
обязанности, он опирается на небольшую группу политических советников и
консультантов, и административного аппарата.
5 Европейский суд в Люксенбурге, состоящий из 15 судей и 9 генеральных
прокуроров, «должен обеспечивать, чтобы при интерпретации и применении
Договора соблюдался закон». Обе группы назначаются на шестилетний срок по
общему согласию государств – членов. Юрисдикция Суда распространяется между
государствами – членами, между институтами, между институтами и
индивиддуумами. Он уполномочен давать заключения относительно интерпретации
Договора, законности и интерпретации решений институтов ЕС и Европейского
центрального банка, а также интерпретации уставов органов, созданных по
решению Совета (также по запросу национальных судов и трибуналов).[6,с. 201-
205]
Европейский инвестиционный банк (ЕИБ).
Цели ЕИБ:
- Содействие сбалансированному и устойчивому развитию общего рынка в
интересах Сообщества.
- Предоставление займов и гарантий на некоммерческой основе в целях
улучшения финансирования во всех секторах экономики:
а) проектов развития менее развитых регионов;
б) проектовмодернизации и конверсии предприятий поддержки новых видов
деятельности, вызванных прогрессом в развитии общего рынка;
в) проектов, представляющих общий интерес для нескольких государств –
членов, которые не могут быть полностью профинансированы за счет различных
средств, имеющихся у государства – члена.
Структура ЕИБ:
1 Совет управляющих состоит из 15 министров, как правило министров
финансов, назначаемых государствами – членами. Он определяет основные
направления кредитной политики, утверждает годовые балансы и ежегодные
отчёты, принимает решения об увеличении уставного капитала, назначает
членов Совета директоратов и Аудиторского комитета.
2 Аудиторский комитет, состоящий из трёх членов, проводит ежегодные
проверки, с тем чтобы удостовериться, что бухгалтерская книги ведутся в
соответствии с нормативами.
3 Совет директоров состоит из 26 членов (25 – назначаемых
государствами – членами и один – Европейским сообществом) и 13 заместителей
(на пять лет, возможно повторное назначение). Его возглавляет председатель
правления или, в его отсутствие, заместитель председателя правления. Совет
директоров несет ответственность за управление банком в соответствии с
положениями Договора о Европейском союзе, уставом банка и директивами
Совета управляющих. Совет директоров обладает полномочиями принимать
решения о предоставлении займов и гарантий, о привлечении заемных средств.
4 Правление состоит из председателя и шести его заместителей,
назначаемых на шесть лет. Оно несет ответственность за текущую деятельность
банка под руководством председателя и под контролем Совета директоров.
Правление готовит решения Совета директоров, в особенности решения о
привлечении средств и предоставлении займов и гарантий.
Источниками финансирования.
Оплаченная часть уставного капитала и накопленный резервы, а также
заёмные средства составляют финансовые ресурсы банка. Его финансовые
операции осуществляются как за счет собственных средств банка, так и при
получении соответствующих полномочий за счёт бюджетных средств Сообщества
или государств – членов.
Расчётная единица – ЕВРО.
ЕИБ предоставляют кредиты как государственным, так и частным заёмщикам
в секторах коммуникации, экологической и энергетической инфраструктуры,
промышленности, услуг и сельского хозяйства.
Займы ЕИБ могут реализовываться в сочетании с безвозмездной помощью
Сообщества или государств – членов. Крупномасштабные проекты финансируются
за счёт отдельных займов, соглашения о которых заключаются непосредственно
с организаторами проекта или через финансовых посредников.
ЕИБ предоставляет долгосрочные займы, срок которых зависит от типа
проектов. Обычно он колеблется от 7 до 12 лет для промышленных проектов и
до 20 лет и более для проектов по развитию инфраструктуры.
Займы обычно выплачиваются по паритету либо в одной валюте, лиобо в
нескольких разных валютах (валюты государств – членов, ЕВРО, некоторые
свободно конвертируемые валюты).
а) Сотрудники ЕИБ проводят анализ и дают оценку технической и
финансовой жизнеспособности, экономической пользы рассматриваемого проекта,
его соответствия основным принципам и направлениям деятельности Сообщества,
а также требованиям защиты окружающей среды.
б) На основе положения, представленного Правлением, Совет директоров
принимает решение.
После утверждения решений о выделении займов Советом управляющих ЕИБ
финансирует проекты за пределами Европейского сообщества:
- в государствах АКТ, подписавший Ломейскую конвенцию, а также в ЗСТ
(заморских странах и территориях);
- в странах, подписавших соглашения о сотрудничестве или ассоциации с
Сообществом;
- в странах – членах Европейской ассоциации свободной торговли.
Кредиты выдаются:
а) для финансирования определённых типов проектов, имеющих особое
значение для Европейского сообщества, например в области коммуникаций и
энергоснабжения;
б) как предельные суммы кредита в случае финансирования проектов в
одной стране или группе стран согласно соглашениям, конвенциям и решениям о
финансовом сотрудничестве.
Европейский инвистиционный фонд (ЕИФ) предоставляет долгосрочные
гарантии для финансирования трансъевропейских транспортных и
телекоммуникационных сетей, а также энергосетей для развития малых и
средних предприятий. [6,с.220-223]
Заключение.
Формирование качественно новой основы для взаимодействия экономик
разных стран с мировой существенно повысили роль эффективной
внешнеэкономической политики страны в развитии страны. Внешнеэкономическая
политика – это целенаправленные действия государства и его органов по
определению режима регулирования внешнеэкономических связей и направлений
участия страны в международном разделении труда. Основными составляющими
являются внешнеторговая политика, политика в области иностранных инвестиций
, валютная политика, миграционный режим.
Задача государства в современных условиях – выработка
внешнеэкономической политики, адекватной рыночным принципам
функционирования экономики. Это требует преобразующей деятельности
государства, направленное на развитие отраслей и регионов с целью
активизации внешнеэкономической деятельности; изменение внешнеэкономической
деятельности фирм в направлении от преимущественно разовых
внешнеэкономических сделок и постоянной деятельности на внешнем рынке;
четкого разделения функций осуществления ВЭП между ветвями власти,
ведомствами, а также федерацией и её субъектами.
Мировой опыт использования ВЭС для преодоления отстаивания от страны –
лидеров даёт два основных направления развития ВЭП. Первое предполагает
преимущественную ориентацию на экспорт, второе - на замещение импорта. Как
показывает мировой опыт, основной эффект ВЭД и залогом экономической
безопасности страны в условиях движения экономики является развитие
экспортного потенциала и всемерное содействие национальным экспортёрам.
Любой сценарий мирового развития в ХХI веке предполагает расширение и
углубление межнациональных связей, интенсификацию международной политики. А
это означает повышение значимости для человечества политической науки. Если
на протяжении многих веков и даже тысячелетий мирового процесс складывался
стихийно и теоретические разработки мало влияли на реальную политику, то в
наши дни воздействие науки на международные отношения неуклонно растет.
Список использованной литературы.
1 И.Н. Черникова Международные экономические отношения – М.: АО
Консальт банкир 2001 - с. 34 – 37.
2 А.К. Шукалина, Н.С. Цыпина Мировая экономика введение во
внешнеэкономическую деятельность – М.: Логос 2000 – с. 198 – 230.
3 А.М. Козырин, Р.А. Шипенко Конкуренция на мировых рынках и
антидемпинговое регулирование – М.: Спарк 1999 – с.93 – 97.
4 Регулирование мировое международной организации – М.: 1995
5 В.Б. Булай, Н.Н. Ливенцев Международные экономические отношения – М.:
Финансы и статистика 1997 – с.63 – 71.
6 Х.А. Шрепнер Международный экономический справочник – М.: Юрист 2001
– с.
7 Механизм международного регулирования – М.: 1997
8 Е.Ф. Авдокушин международные экономические отношения – М.: Юрист 2001
– с.
9 Денис Соловьёв Присоединение России к ВТО: правовые проблемы рынка
ценных бумаг // Журнал Рынок ценных бумаг №3 (210) 2002 – с. 59 – 60.
10 Г.М. Зотов Сотрудничество ВТО с другими международными
организациями // Внешнеэкономический бюллетень №7 (июль) 2001 – с. 3 –
5
11 Галина Балашова Какой будет тема следующего российско –
американского симпозиума? // Рынок ценных бумаг №3 (210) 2002 – с. 63
12 С.А. Цеханов Мировой энергетический рынок: проблемы регулирования //
Внешнеэкономический бюллетень №2 (февраль) 2002 – с.30 – 36
13 Международные экономические отношения 3 издание – М.: 1999
14 А.В. Сидорович Курс Экономической теории – М.: Дело и Сервис 2001 –
с.749
Страницы: 1, 2
|