Мировая экономика (Шпаргалка)
получают доходов меньше, чем 10% верхов. Это определяет ориентацию
производства на эти 5-20% населения, которые концентрируют у себя
покупательную способность. Однако доходы богатых людей в развивающихся
странах значительно ниже доходов богатых в промышленно развитых странах. По
мере роста дохода, все меньшая его часть приходится на удовлетворение
первичных потребностей, растет потребление товаров длительного пользования.
Производственный спрос предъявляется на орудия и предметы труда. Его
масштабы определяются величиной накопления. Огромное влияние межотраслевой
и внутриотраслевой диверсификации национальных экономик. Для развивающихся
стран характерна довольно высокая норма накоплений, которая во второй
половине 80-х гг. составила 24,9% ВВП. Однако в наименее развитых странах
она не превышает 18% ВВП. Особенность рынков производственных товаров
состоит в том, что он отстает в своем развитии от увеличения фондов
основных и оборотных средств. По использованию современных механизированных
средств отстают страны Африки. Особенностью спроса на предметы труда
является его меньшая распыленность. Для снижения издержек производства и
повышения качества выпускаемой продукции мелкие предприниматели перешли на
полуфабрикаты заводского изготовления. Это привело к тому, что спрос на
промежуточную продукцию значительно превосходит соответствующие показатели
для промышленно развитых стран. Главными потребителями промышленной
продукции являются обрабатывающая промышленность и строительство. В н. 90-х
гг. во многих развивающихся странах доля промежуточной промышленности
составила 60-70% продукции обрабатывающей промышленности. Важную роль в
поддержании и развитии спроса играет общественный сектор. Наблюдалась
тенденция к неуклонному повышению удельного веса государственного
потребления в ВВП - 24,2%. Основное место в правительственных расходах
занимают текущие расходы (18% ВВП), капитальные расходы составляют всего
6,1% ВВП по данным на 1984-93 гг.
Изменения в структуре предложения.
В структуре производства повысилась роль промышленности (в 1,3 раза за 1960-
88 гг.) и сферы услуг. Большинство программ развития с/х опиралось на
современную западную технологию, которая однако на фоне общей отсталости и
неразвитости инфраструктуры привела с/х в зависимое положение от внешних
источников роста, от импортных средств производства. Расширение сферы услуг
выступает условием человеческого развития. Ускоренный рост сферы услуг был
вызван тем, что исторически большая часть потребностей в промышленных
изделиях удовлетворялась за счет импорта. Национальные предприятия
существовали преимущественно в сфере обращения и услуг, подавляющую часть
которых невозможно импортировать. Произошел также существенный сдвиг в
пользу обрабатывающих отраслей, что позволило развивающимся странам
укрепить собственную индустриальную базу и увеличить темпы производства
ВВП. Отличительной чертой развития отраслей обрабатывающей промышленности
является быстрый рост производства и снижение доли потребительских товаров,
наблюдается все большая переориентрированность на поддержание
воспроизводственного процесса. Значительное место в обрабатывающей
промышленности занимают довольно простые по современным стандартам виды
продукции. Отрасли легкой промышленности занимают гораздо более важное
место, чем в развитых странах. Большая доля продукции приходится на пищевую
промышленность. Отрасли тяжелой промышленности удовлетворяют свои
потребности в основном за счет импорта.
Вопрос 31.
Экономическая стратегия развивающихся стран.
После получения политической независимости в развивающихся странах был
проведен ряд социально-экономических реформ в целях устранения препятствий
в развитии производительных сил, усиления использования природных ресурсов
в интересах национального развития, вырабатывалось законодательство,
регламентирующее деятельность иностранного капитала, подчиняющее его
интересам национального развития, предпринимались меры для равномерного
распределения доходов, предотвращения концентрации экономической власти в
руках узкого слоя людей.
Проведена индустриализация - средство ликвидации экономической отсталости.
Проведено развитие обрабатывающей промышленности, отраслей группы А.
Индустриализация способствует разделению труда, создает материальные
предпосылки для специализации и кооперирования различных видов
производства, обеспечивает складывание общего цикла производства и
формирование единого внутреннего рынка, ведет к повышению уровня
экономического развития, способствует расширению потребительского и
производственного спроса. В начале 50-х гг. произошло повышение цен на
мировом рынке на готовые изделия, что привело к необходимости больше
экспортировать сырья, чтобы приобретать тот же объем промышленной
продукции. Однако дефицита на внутреннем рынке избежать не удалось и встала
задача строительства предприятий по выпуску готовых изделий. Особенности
индустриализации второй половины 20 в.: она проходила в развивающихся
странах в условиях развития НТР в мировом хозяйстве, что осложнило
положение развивающихся стран. В н. 60-х гг. получили развитие концепции
эндогенного развития - “нового внутреннего порядка”. Характерной чертой
являлось сосредоточение внимания на максимальном использовании внутренних
ресурсов для удовлетворения основных потребностей в связи с нищетой и
голодом. В развивающихся странах существует 2 типа развития:
1) создание самодостаточной экономики, опираясь на потребности внутренних
рынков, с развитием отраслей тяжелой промышленности, что предполагало
существенное вытеснение иностранного капитала. Отмечалась необходимость
усиленного государственного вмешательства в целях ограничения стихийности
рынков, развития государственного предпринимательства, государственного
капитала. Эта стратегия выразилась в политике импортозамещения. Поскольку
создание отраслей тяжелой промышленности требовало импорта оборудования и
машин, необходимо было сократить импорт товаров потребительского
назначения. Становление обрабатывающей промышленности происходило на основе
переработки сырья, что делало развитие малоперспективным, а создание
экспортных отраслей высоких технологий было не по силам большинству
развивающихся государств. Импортозамещение содействовало строительству
независимой самостоятельной экономики, однако создало и значительны е
проблемы для экономики (необходимость огромных финансовых средств).
Произошел процесс образования внутренних рынков, однако они обладали низкой
покупательной способность., что ограничивало возможности современного
производства и тормозило дальнейший прогресс производительных сил.
Энергосырьевые проблемы в мировом хозяйстве в 70-е г. способствовали
увеличению в развивающихся странах материало и энергоемких отраслей, однако
их создание требовало расширения ввоза машин и оборудования. В конце 60-х
гг. произошел переход к наращиванию. экспортного производства.
2) стратегия возрастающего участия в международном разделении труда и
политика экспортной ориентации, что позволило осуществить производство
некоторых вид ов продукции в расчете на внешние рынки и увеличить объем
внешних поступлений. Базируется на активном взаимодействии с иностранным
капиталом, способствует формированию экономики открытого типа, требует
создания инфраструктуры, привлечения иностранных технологий. Однако в ряде
случаев экспорт был менее выгоден, чем поставки на внутренний рынок.
Некоторые страны проводили смешанную политику, опираясь исключительно на
экспорт с/х продукции и ископаемых, они проводили в остальном политику
импортозамещения (Индия, Бразилия). Те страны, которые не располагали
крупными запасами сырья, с помощью иностранного капитала смогли вписаться
в систему международного разделения труда, что способствовало становлению
современного хозяйственного механизма, более полному использованию их
экономических ресурсов (Ю. Корея, Тайвань). Изменилась роль государства ,
на передний план вышли косвенные меры регулирования, что повысило роль
стихийно-рыночных импульсов в развитии национальных хозяйств. Дальнейшее
расширение активности государства натолкнулось на проблему государственного
дефицита и роста инфляции. Кроме того из-за наличия внешнего долга
государству пришлось сократить свои социальные и экономические функции.
Произошло сокращение предпринимательской активности государства, некоторые
государственные предприятия были приватиированы. Выплата государственного
долга пала на государственные предприятия. В 86 г . на государственных
предприятиях создавалось 12% ВВП развивающихся стран (медленный, но
постоянный рост).
Вопрос 32.
Экономическая политика развивающихся стран.
После получения политической независимости в экономической политике
развивающихся стран доминировали усилия на ускорение экономического роста.
Хозяйственный механизм был ориентирован на потребности быстрого
промышленного развития. Государственное воздействие оказывалось путем
ограничительных и поощрительных (преобладали ) мер. Внешнеэкономическая
политика государств была направлена на стимулирование национального
производства и ограничение конкуренции на внутренних рынках. Существовала
необходимость в проведении гибкой протекционистской политики для ускорения
модернизации отсталых хозяйственных структур: на ввозимые иностранные
товары установились высокие пошлины. Валютный курс нередко поддерживался на
завышенном уровне, что позволяло приобретать оборудование за рубежом по
пониженным ценам, однако подобная практика сдерживала развитие экспорта.
Существовал ряд особенностей политического процесса: преобладание различных
форм коллективных действий при выработке экономической политики. Одним из
ключевых вопросов программы было переустройство мирохозяйственных связей:
восстановление равновесия цен на сырьевые и промышленные товары с целью
стабилизации доходов от экспорта развивающихся стран. Наблюдались тенденции
к интеграции национальных хозяйств на региональном уровне. Цели создания
торговых и экономических региональных объединений: увеличение
экономического роста, политическое сближение и содействие региональной
безопасности. В Африке главной целью было стремление преодолеть узкие
рамки внутренних рынков, стимулировать экономический рост. В н. 80-х гг.
произошел сдвиг политики развивающихся стран с доминирования экономического
роста на структурную политику, ликвидацию макроэкономических дисбалансов.
Кризисы 70-80-х гг. привели к серьезным нарушениям воспроизводственного
процесса и усилению воздействия внешних факторов на их развитие.
Международные организации настаивали на принятии развивающимися странами
открытой стратегии развития, уменьшению импортных барьеров, изменению
валютных курсов. 2 основных типа регулирования: меры стабилизации и меры
структурной перестройки. Политика стабилизации исходит из того, что главной
причиной инфляции является изменение спроса. А основным методом борьбы
рассматривается ограничительная денежно-кредитная политика. Политика
структурной перестройки включает следующие меры: либерализация торгового
режима, повышение эффективности государственных расходов, перестройка
налогообложения в целях содействия эффективности производства, увеличение
сбережений, либерализация ценообразования, улучшение управления, отказ от
протекционизма отечественных предприятий. Эти меры отвечают интересам ТНК.
Стабилизирующие мероприятия в рамках программ по перестройке экономики
привели к сокращению совокупного спроса, снижению инвестиций и стагнации
производства, уменьшился общий объем потребления. Положительные результаты
были более, чем скромными: из 55 стран в 27 произошло повышение роста ВВП,
13 - неудача в структурной перестройке, в 7 произошло снижение социальных
показателей. Причиной послужили рост дефицитности платежных балансов,
сильное ограничение импортных потребностей оказало отрицательное влияние на
экономический рост. Политика структурной перестройки уменьшила доходы, что
повлекло к уменьшению покупательной способности внутренних рынков. Политика
открытой экономики способствовала сокращению внимания к индустриализации и
промышленности. На данном этапе приоритетной цель. экономической политики
становится увеличение капиталовложений: привлечение иностранных инвесторов,
стимулирование частных вложений рыночными методами. Приоритетное
направление приобретают программы по стимулированию с/х производства, что
проводится посредством увеличения закупочных цен на экспортные товары.
Существует необходимость в увеличении производства в связи с голодом и
низким уровнем жизни во многих с/х развивающихся странах.
Вопрос 33.
Развивающиеся страны в МЭО.
Внешне экономические связи могут содействовать расширению и модернизации
фонда накоплений. Внешний сектор предоставляет возможность получать
средства производства и новую технологию, являющиеся необходимым фактором
экономического развития, внешнеэкономические связи расширяют рамки
внутренних рынков, ускоряют экономический рост. В 1993 г. примерно 19%
совокупного ВВП развивающихся стран реализовалось за рубежом. В
воспроизводстве основного капитала в современных секторах и в потреблении
высших по доходу слоев общества высок импортный компонент. О высокой
зависимости развивающихся стран от внешнеэкономических связей
свидетельствует отношение внешнеэкономического оборота у ВВП или
коэффициент открытости экономики. Наибольшая открытость экономики
характерна для стран Африки, Бл. Востока.
Степень воздействия внешнеэкономических связей на развивающиеся страны:
отсталые экономические структуры болезненно переживают внешние воздействия
в силу особенностей включения их национальных хозяйств в международное
разделение труда. Центральное место во внешнеэкономических отношениях
развивающихся стран принадлежит внешней торговле. Развитие ее происходит
неравномерно, так в 80-х гг. темпы прироста экспорта были ниже в сравнении
с промышленно развитыми странами, однако со второй половины 80-х гг.
произошло увеличение вывоза товаров из развивающихся стран, что
свидетельствует об углублении процесса индустриализации (прежде всего в
НИС). Наблюдаются более высокие темпы внешнеторгового оборота по сравнению
с другими подсистемами. Удельный вес развивающихся стран в мировом
экспорте возрос с 18% в 70-м г. до 29% в 80-м. В 90-м г. произошло снижение
до 24%, однако в 1993 г. вновь наблюдался подъем до 29%. Возросла доля
Восточной и Южной Азии и упала доля Африки и Лат. Америки. Произошли
изменения в ассортименте экспорта и импорта: с развитием отраслей
обрабатывающей промышленности экспорт готовых изделий из развивающихся
стран в 60-70-е гг. приобрел существенные масштабы. Темпы вывоза
обрабатываемых изделий обгоняли товарный экспорт, с 88 г. продукция
обрабатывающей промышленности заняла основное место в экспорте
развивающихся стран. Возросла доля развивающихся стран в мировой торговле
продукцией обрабатывающей промышленности - 19% в 1991 г. (для сравнения в
60 - 3,9, а в 84 - 13,3%). Капиталоемкая продукция все еще играет небольшую
роль в расширении экспортной продукции обрабатывающей промышленности, в
основном сконцентрирована в НИС. В экспорте НИС на дол. нересурсных
отраслей приходится 2/3 объема экспорта обрабатывающей промышленности, в
других странах - 1/5. Позиции развивающихся стран значительно упрочились на
рынках машиностроительной продукции: станки, автомобили, суда. Произошло
значительное продвижение развивающихся стран в экспорте электронных
изделий, доля развивающихся стран в мировом экспорте электронных изделий
составила 20%, по бытовой электронике - 33% (по данным на конец 80-х гг.).
Основное место в экспорте обработанных товаров заняли 4 дальневосточные
страны и территории, их доля возросла с 43% в 70-м г. до 54% в 88-м г. В
экспорте машин и оборудования - с 49% до 61%. Выросла доля стран АСЕАН с
2,5% до 8,2% (Индонезия, Малайзия, Таиланд, Филиппины). Доля Лат. Америки и
Африки значительно понизилась. Развивающиеся страны играют ведущую роль
только на рынке одежды и тканей (условия по поставкам большинства
обрабатываемых товаров определяются промышленно развитыми странами).
Развивающиеся страны сохранили крупные поставки в основном по сырьевым и
продовольственным товарам: жидкое топливо - 60%, сырье без нефти - 27%,
продовольствие - 29%. Однако до сих пор в ряде стран в экспорте
преобладают сырьевые товары. Промышленные и сырьевые товары из
развивающихся стран достаточно конкурентноспособны, что достигается не
уровнем производительности труда, а более низкой зарплатой. В целом затраты
на единицу продукции в развивающихся странах на 1/3 ниже, чем в промышленно
развитых странах. Структура экономической торговли оказывает влияние на
развитие развивающихся стран: самые высокие темпы роста имели страны, в
экспорте которых доля продукции обрабатывающей промышленности превышает 50%
(6,8% годовых роста), страны с диверсифицированным экспортом - 3,6%,
страны, в которых преобладают услуги - 2,5%, страны, поставляющие в
основном минеральное и с/х сырье - 1,4%, нефтеэкспортеры - 0,4%. В период с
1970 по 92 гг. доля развивающихся стран в экспорте услуг возросла с 11% до
15% мировых. Возросла доля финансовых и культурных услуг и понизилась доля
транспорта и туризма. Структура импорта: понизилась доля готовых изделий
(возросла самообеспеченность), возрос удельный вес в закупках с/х сырья,
понизилась доля в закупках машин и транспортных средств, уровень обмена
технологиями понизился с 13% в н. 70-х гг. до 7,1% в к. 80-х гг.
Исключение из тенденции по сокращению движения технологий составляют 4
страны НИС, Азии и Таиланд. Южная Корея стала экспортировать технологии,
усилился приток технологий в Китай, Мексику, Бразилию. Развивающиеся страны
делятся на несколько групп по формам получения новой технологии: для
Азиатских - основная роль - импорт машин и оборудования, в Лат. Америке -
иностранные прямые инвестиции, в Африке - техническое сотрудничество в
форме даров - основной источник поступления технологии. Различные типы
производства неодинаково участвуют в МРТ, наиболее тесно с мировым рынком
связан иностранный сектор. По мере увеличения уровня экономического
развития вывоз товаров на мировые рынки расширяют крупные и средние частные
компании. С 70-х гг. на мировой рынок стали выходить государственные
предприятия в качестве экспортеров своей продукции. В целом произошел рост
потенциала развивающихся стран, повысилась доля готовых изделий
(машиностроение). Изменение в уровне мировых цен усугубляет дефициты
торговых балансов, что привело к общему ухудшению условий торговли. Для
поддержания внешних и внутренних балансов развивающиеся страны прибегают к
внешнему финансированию, видя в притоке капитала средство накопления. В 90-
х гг. произошел приток всех видов капитала в развивающиеся страны. В
середине 70-х гг. ряд стран стали субъектами помощи. Среди стран-доноров -
арабские страны ОПЕК (на них приходится 16% помощи из развивающихся стран).
Вопрос 34.
Продовольственная помощь.
Начало 70-х гг. - обострение продовольственной проблемы в целом ряде
развивающихся стран - необходимо принятие мер для смягчения. Важным
инструментом смягчения является продовольственная помощь: предоставление на
условиях льготных кредитов и безвозмездных даров. С середины 70-х гг.
объем продовольственной помощи увеличился с 8 млн. тонн зерна в год до 13
млн. тонн в 90-х гг. + увеличились льготные поставки незерновых продуктов
питания (порошковое молоко, растительное масло). Несмотря на увеличение
объема продовольственной помощи значение импорта увеличилось, а доля помощи
сократилась. 70% помощи направляется в Африку, особенно - Египет, Марокко,
Тунис. Продовольственная помощь стала идти и в республики бывшего СССР и
страны бывшего соц.. лагеря, за исключением Словакии, Венгрии, Чехии.
Выгоды стран-получателей: помощь смягчает нехватку продовольствия,
обеспечивает оказание помощи голодающим, уменьшает валовые расходы на
импорт продовольствия, позволяет сэкономить средства, необходимые для
других отраслей экономики. Но выгоды эти краткосрочны. В долгосрочном плане
происходит переориентация международной помощи с поставок продовольствия
на передачу технологий и снабжение техникой и др. средствами производства.
Техническая и финансовая помощь оказывается не только с/х, но и др.
отраслям продовольственного комплекса. Имеется отрицательное воздействие
стран-доноров: использование помощи для оказания политического давления,
увязка продовольственной помощи с программами экономического и соц.
развития. Развивающиеся страны выступают за увеличение льготного
кредитования и безвозмездной помощи. Предоставление продовольственной
помощи проводится на двусторонней и многосторонней основах. Ею занимаются
организации ОЭСР, ЕС, ОПЕК и др. В 80-е гг. наблюдалась тенденция к
уменьшению помощи через межгосударственные организации и увеличению через
неправительственные. Сейчас основными организациями, координирующими
оказание продовольственной помощи, являются ФАО, ГА ООН (Всемирный
Продовольственный совет), ИФАД (Международный фонд с/х развития). Среди
государств 1 место - США, до 60% всей продовольственной помощи (политика
продовольственного оружия). С 80-х гг. растет роль западноевропейских
стран.
Вопрос 35.
Развивающиеся страны в мировом производстве.
За 1960-95 гг. объем производства развивающихся стран увеличился в 4 раза.
В динамике экономического роста наблюдалось 2 периода: для 60-70-х гг. были
характерны высокие темпы прироста ВВП, в 80-х гг. произошло снижение
среднегодовых темпов прироста во все регионах, кроме Восточной Азии. Общие
темпы роста ВВП в развивающихся странах сократились с 5,8% в 1960-70-х гг.
до 4,7% в 1991-95 гг. Почти во всех регионах рост производства происходит
на экстенсивной основе. В 90-х гг. развивающиеся страны уступали
промышленно развитым по производительности труда в 9,1 раз. Тяжелое бремя
на экономику оказывают военные расходы, которые в 90-х гг. составили около
3,5% совокупного ВВП развивающихся стран. Оказывается влияние на
экономический рост и внешними факторами: повышение, а затем понижение цен
на сырье (1973-85 гг.). Обострение долговой проблемы. Для большинства стран
в 70-80-е гг. было характерно дефицитное финансирование. В странах с
низкими темпами роста наблюдается высокая инфляция, что привело к падению
конкурентности на внешних рынках. Существует также проблема неравномерности
экономического развития, огромный разрыв в темпах роста стран с высокой и
низкой экономической динамикой. В ряде стран процесс увеличения населения
опережает рост производства. Произошло снижение доли ВВП на душу населения
в Африке, Лат. Америке, Западной Азии в период 1981-90-х гг. ВВП в текущих
ценах в 80-е гг. понизился, в 94-м г. он составил 19% мирового ВВП.
Происходит быстрое развитие промышленности, за 60-90-е гг. объем
промышленного роста - в 4 раза, а доля развивающихся стран в мировом
промышленном производстве составила 20%. Объем производства обрабатывающей
промышленности увеличился в 6 раз. Доля развивающихся стран в мировом
производстве потребительских товаров возросла с 13% в 65 г. до 18% в 90 г.
На развивающиеся страны приходится 16% мирового производства
полупроводников, 33% табачной промышленности, 18% текстильной
промышленности. Процесс индустриализации вызвал спрос на продукцию
производственного назначения, что сопровождалось переливом капитала в
соответствующие отрасли. Возросла доля средств производства в объеме
обрабатывающей промышленности. Доля развивающихся стран в мировом
производстве средств производства составила в 90-м г. - 9% (для сравнения в
65 г. - 5%). Возросла доля средств производства в НИС, которые производят
5,5% мирового производства микросхем. Наблюдается тенденция к росту доли
производства развивающихся стран во всех основных отраслях.
Вопрос 36.
Мировой долговой кризис: причины, динамика, современное состояние.
Кризис начался в 1982 г., когда Мексика отказалась от выплаты своей
задолженности иностранным коммерческим банкам. Тогда же ряд стран Лат.
Америки объявил о прекращении части своих платежей по долгам. Кризис
внешней задолженности быстро распространился на большое число государств и
превратился из регионального в мировое явление. До середины 70-х гг.
основным внешним источником финансирования развивающихся стран являлись:
двусторонняя официальная помощь со стороны стран-членов Комитета помощи
развитию, частные прямые капиталовложения, экспортные кредиты. Только
отдельные крупные банки имели постоянные кредитные отношения с
развивающимися странами. Со второй половины 70-х гг. роль банков возросла.
Резко увеличились кредиты ТНБ, получило распространение банковское
кредитование правительств, гос. банков, компаний и др. объединений под
правительственные гарантии. Займы подразделялись на индивидуальные и
синдицированные (для участия в займе привлекались др. банки, не вступавшие
в контакт с заемщиком). Механизм синдицирования займов позволил
мобилизовать большие суммы, чем при индивидуальных займах. В то время
промышленно развитых странах наблюдалось изобилие свободного краткосрочного
капитала, также правительственные гарантии расценивались как гарантии
платежеспособности государств, рост цен на нефть в десятки раз в к. 1973
г., это увеличило приток финансовый ресурсов стран ОПЕК и позволило
расширить кредитование нефтеимпортирующих стран. Ведущее место в
синдицированных займах занимали банки США (50%), Англия , ФРГ- 16%
(каждая). В к. 70-х гг. возросла активность банков Канады, Японии,
Франции. В результате кризиса 1973 г. упал спрос на еврокредиты в связи со
структурными изменениями из-за увеличения цен на нефть. Это увеличило
возможность предоставления кредита развивающимся странам, где вырос
инвестиционный спрос. ТНБ заинтересованы в продолжении кредитования, так
как это обеспечивало приток нерискового дохода от новых клиентов в то время
как на внутреннем рынке спрос на кредиты был незначительным. Считалось, что
экспортные доходы нефтеимпортирующих развивающихся стран будут быстро
увеличиваться, создавая условия для обслуживания долга. Но во многих
случаях средства использовались на финансирование текущих расходов
правительств и корпораций, на оплачивание старых долгов (с 73 по 82 гг. 80%
заимствований развивающихся стран шли на компенсацию повышения цен на
нефть, на обслуживание растущего долга). Увеличился спрос на ссудный
капитал со стороны развивающихся стран после повышения цен на нефть. К
началу 80-х гг. пришло время выплаты задолженности развивающихся стран.
Отношения текущих платежей по долгам к их доходам от экспорта увеличилось
до 40%, возрос спрос на кредиты, но уже для обслуживания долга. Банки резко
сократили предоставление новых ссуд в связи с ухудшением ликвидности
развивающихся стран. На это наложился экономический кризис 80-82 гг.:
произошло абсолютное сокращение мировой торговли и падение спроса на товары
развивающихся стран, а свободный капитал стал перетекать в США, так как там
были увеличены учетные ставки, развивающимся странам были увеличены % по
старым долгам. В результате развивающиеся страны оказались не в состоянии
обслуживать свою внешнюю задолженность. В к. 82 г. 34 страны просрочили
платежи по задолженности. Кризис отрицательно сказался на экономическом
положении стран-должников и на экономическом положении кредиторов, поэтому
обе стороны выражают заинтересованность в преодолении кризиса. В 86 г.
выплаты просрочили уже 57 стран, к началу 90-х гг. - 72 страны. В
развивающихся странах внешний долг составляет 46% ВВП и 33% экспорта.
Существуют различные подходы к решению проблемы задолженности со стороны
кредиторов и должников. С 82 по 87 гг. в результате принятых мер удалось
несколько затормозить рост внешней задолженности развивающихся стран. Но с
87 г. объем внешней задолженности значительно увеличился (с 1 до 1,5 трлн.
долларов). Это связано с ослаблением доллара, а с появлением новой группы
должников (страны СНГ). Для определения текущей тяжести задолженности
используется показатель отношения размера долга к ВВП, а для определения
долгосрочной устойчивости долга используется отношение размера долга к
экспортным поступлениям. В 92-м г. платежи по процентам развивающихся
стран не намного отставали от роста экспорта, отношение задолженности к ВВП
стало сокращаться с 87 г. (41% , 92 г. - 38% ). Отношение задолженности к
экспорту в 86 г. - 200% (тенденция к сокращению - 92 г. - 130%). Положение
различных стран неодинаково. 15 стран с наиболее тяжелой задолженностью
(норма обслуживания долга выше 25%). Наиболее тяжелое положение в Африке
(92 г. - уровень долга по отношению к ВВП 100%). В Лат. Америке положение
улучшается, в Азии суммарный объем задолженности суммарный объем
задолженности увеличивается, но он уравновешивается высокими показателями
там экономического роста, что ведет к сокращению коэффициента обслуживания
долга. Положительные тенденции: с начала 90-х гг. произошло усиление
притока прямых инвестиций, часть прямых капиталовложений обеспечивается за
счет обмена долга на активы компаний, рост потоков гос. помощи в форме
даров.
Существует 3 группы по задолженности: 1 место - более 50% Лат. Америка, 2
место - Африка, 3 место - Восточная Азия, Тихоокеанский регион. В 1995 г.
общая задолженность составила около 2 трлн. долларов. Из них 1 трлн. 852
млрд. - долг развивающихся стран, 260 млрд. - долг стран переходного
периода. Чрезмерная задолженность - внешний долг по отношению к ВВП больше
50% и по отношению к объему экспорта больше 250-270%.
Вопрос 37.
Место и роль промышленно развитых стран в мировом производстве.
Позиции промышленно развитых стран в последние годы укрепились за счет
бывших соц. стран. Экономический рост промышленно развитых стран в период с
70 по 95 гг. характеризовался умеренными темпами. Объем производства
увеличился более, чем в 2 раза. Особенно высокими темпами развивались малые
промышленно развитые страны. 50-60-е гг. процесс обновления основного
капитала. Резко сократилась занятость в с/х. Промышленность обеспечивала
более высокую затрат капитальных и трудовых ресурсов. Причины снижения
темпов роста: влияние внешнеэкономических связей, влияние экономии на
масштабах производства, потребительский спрос стал фрагментарным.
Изменились условия воспроизводства, произошел рост военных расходов - 5,5%
ВВП. В 90-е гг. наблюдалась тенденция к снижению расходов на военные нужды
- 3-4% ВВП. В 70-80-е гг. а экономическую политику промышленно развитых
стран оказали влияние внешние факторы: изменение цен на сырьевые товары,
что привело к увеличению дефицита бюджета (0,2% ВВП для всех стран). В 80-х
гг. дефицит был 4,1%, в 92 и 93 - 3%. Изменение доходов и расходов
промышленно развитых стран. На изменение доходов повлиял рост налогов,
причиной увеличения расходов с 28% ВВП в 60-е гг. до 60% в 90-е гг. стало
проведение социальных программ. Тенденция к росту государственного долга во
многих странах - достигает 70% ВВП во многих странах, гос. долг Германии
превышает ВВП Италии. В 50-х гг. по уровню доходов на душу населения
последние места занимали Япония, Португалия и Греция, а в 60-е гг. место
Японии заняла ЮАР. Сейчас США, Япония и ФРГ занимают лидирующие места.
Создание нового технологического базиса производства: автоматизированные
системы производства и управления производственным процессом. Упор делается
на науку и повышение квалификации рабочей силы, на ресурсосбережение и
рециклирование. Изменился подход к экономическому росту как к таковому. В
50-70-е гг. - установка на экономический рост любой ценой. Сейчас -
установка на качественный рост. Стабилизация роли промышленно развитых
стран в мире. В 70-80-е гг. - 68% мирового производства, в 90-е гг.
процент возрос. В ВВП увеличилась доля сферы услуг (68%). В промышленном
производстве мира сократилась роль промышленно развитых стран. В 65-м г.
промышленно развитые страны давали 77% продукции обрабатывающей
промышленности, в 90-м - 63% промышленное производство восточноевропейских
стран при этом сократилось вдвое, что повлекло к установлению доминирования
западных стран в производстве средств производства. Текстильные изделия и
обувь доля сократилась до 60%, также сокращение произошло в черной
металлургии. В обрабатывающей промышленности развитые страны удерживают
преобладающее положение по высокотехнологичным производствам. Менее
технологичные отрасли переводятся на рубеж. Концентрация усилий в области
научно-технических исследований. В с/х - доля существенна. 60% доля
животноводства и 40% - растениеводство, доля технических культур растет,
доля зерновых - сокращается. В 67-м - 39%, в 94-м - 51% мяса и 40% зерна.
Полностью закончена индустриализация с/х производства. В ВВП развитых
стран доля с/х составляет 2,5%, занято около 2,5% населения в с/х, что
свидетельствует о высоком уровне интенсификации с/х. В мире всего 31
ведущих финансовых центра, 2/3 из них - в промышленно развитых странах. По
конкурентноспособности произведенных товаров, по уровню технологий,
квалификации кадров, по обладанию капиталом - лидирующие позиции
принадлежат развитым странам.
Вопрос 38.
Страны Тропической Африки в мировом хозяйстве.
Все государства, расположенные к югу от Сахары, за исключением ЮАР. 98%
запасов урана сосредоточено в Намибии, Нигере, Габоне. 92% всех запасов
меди - в Замбии и Заире, 78% хромитов - в Зимбабве. Большая часть всей
нефти - в Нигерии.
Общая характеристика экономического положения.
Узкая аграрно-сырьевая специализация в МРТ, все являются бывшими колониями.
В 89-м г. доля сырья в экспорте составила 89%. Значительную роль в
национальной экономике занимает традиционный сектор, в основе которого
лежат мелкие крестьянские хозяйства. Часты случаи осуществления
внеэкономического принуждения для присвоения результатов труда, в мелких
хозяйствах занята большая часть с/х населения. Характерен низкий уровень
развития экономики и социальной сферы. Большинство государств располагают
очень низким доходом. В 90-м г. доход на душу населения не превышал 610
долларов. Самый низкий среднедушевой ВВП наблюдался в Мозамбике, Сомали,
Эфиопии, Гвинее-Биссау, Чаде. Лидирующее место в регионе по ВВП занимали
Зимбабве, Кот д”Ивуаре, Камеруне, Конго, Ботсване, Габоне. Структура ВВП:
27% - в промышленности, 32% - с/х. 11% ВВП приходится на долю
обрабатывающей промышленности. 38% ВВП - сфера услуг. Среди развивающихся
стран в странах Тропической Африки наблюдается самая низкая
продолжительность жизни (50 лет в 1985 г.). 26 государств региона
классифицируется как наименее развитые. 48,8% населения относятся к
категории бедных. Страны Тропической Африки занимают периферийное и
зависимое положение в мировом хозяйстве. Из-за узкой аграрно-сырьевой
специализации их доходы зависят от конъюнктуры цен на мировом рынке на
сырьевые товары. Валовых внутренних сбережений большинства государств не
хватает для покрытия их потребностей во внутренних инвестициях, таким
образом существует зависимость от финансовых поступлений извне. В конце 80-
х гг. валовые внутренние сбережения региона составили 13% ВВП, а валовые
внутренние инвестиции - 15% ВВП. О зависимом положении свидетельствуют
размеры внешней задолженности стран Тропической Африки. В 89-м г. общий
долг составил 96,9% ВВП, что составляет 362% стоимости совокупного
экспорта, коэффициент обслуживания долга составляет 22,1%.
Экономическое развитие региона. В первые 15 лет после обретения
независимости экономика региона развивалась устойчиво. Темпы роста ВВП в 65-
80-х гг. составили 4,2%, а в 80-е гг. произошло снижение до 2,1%. Одной из
важнейших проблем является замедление притока инвестиций в ключевые отрасли
экономики. Это привело к общему снижению темпов экономического роста.
Изменения на внешних рынках минерального и с/х сырья привели к ухудшению
внешних условий воспроизводства в регионе. Сокращение доходов от экспорта
привело к уменьшению импорта, включая средства производства. В 80-х гг.
впервые за последние 40 лет произошло опережение роста населения роста ВВП,
что повлекло к падению ВВП на душу населения. Темпы экономического роста
были выше темпов прироста населения только в 6 странах: Буркина Фасо,
Бурунди, Кения, Конго, Лесото, Мали, Чад. В большинстве стран Тропической
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|