Налоги
Налоги
ВВЕДЕНИЕ. НЕСКОЛЬКО СЛОВ О НАЛОГАХ.
В России не ругает налоги только ленивый. Слова подбирают хлесткие,
достаточно прочитать только заголовки соответствующих публикаций. Редко
встретишь мнение, что российская налоговая система не так плоха, как
кажется. Активно обсуждается вопрос о реформировании налоговой системы.
Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным
уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и
инструментом государственной политики, которая меняясь, обрекает на
перемены и систему налогообложения. К тому же в России система
налогообложения находится в стадии становления, как и ее рыночное хозяйство
и политическая система, направленная на развитие свободы
предпринимательской деятельности. Поиск путей повышения эффективности
российской системы налогов просто необходим.
В этом отношении "объективно необходимым и чрезвычайно важным для
совершенствования налоговой системы России является изучение опыта
организации налоговых систем и организационных структур налоговых служб
зарубежных стран- США, Германии, Дании и ряда других государств. Изучение
опыта организации налоговых систем других стран будет способствовать и
искоренению следов крайней идеологизации в отечественной науке,
объединявшей изучение фактов, закономерностей развития государства и
налогового права и овладения богатым историческим опытом по
рассматриваемому вопросу.
На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в
финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок
неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к
весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство
предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных
налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только
сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности
финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии
на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.
При налоговом планировании не следует ориентироваться только на
размеры налоговых ставок. Напротив, размеры налоговых ставок с точки зрения
обложения налоговой деятельности имеют второстепенное значение. Иначе
трудно бы было понять, почему в условиях полной свободы движения капиталов
компании продолжают действовать в странах с уровнем корпорационного налога
в 4%-50% и не перебираются в "налоговые гавани", где ставки этого налога 2-
5% или он вовсе не применяется.
На самом деле и в странах с нормальными (не пониженными) ставками
налогов компании с хорошо поставленным налоговым правительством платят
налоги по эффективной налоговой ставке не свыше 20-25%. А эти ставки уже
сравнимы с уровнем налогообложения в странах - "налоговых гаванях".
Поэтому выбор между странами с нормальными налоговыми ставками и
"налоговыми гаванями" далеко не всегда предопределен в пользу
последних; во многих ситуациях и те и другие играют на равных.
Снижение высоких нормальных налоговых ставок до пониженных
эффективных в западных странах в принципе доступно для всех компаний, хотя
и носит избирательный характер. Практически во всех этих странах
существуют значительные налоговые льготы (или даже прямые субсидии и
компенсации) для экспортной деятельности, для инвестиций в новые
промышленные мощности, в создание новых рабочих мест, для предприятий,
создаваемых в относительно менее развитых районах и т.д. По- этому в
отношении реальной производственной и коммерческой деятельности налоговые
режимы развитых стран вполне конкурентноспособны с режимами стран -
"налоговых гаваней", особенно если учесть, что для реальной деятельности
важны состояние инфраструктуры, доступности источников сырья, близость
рынков сбыта, наличие квалифицированной рабочей силы, в чем "налоговые
гавани", очевидно, уступают развитым странам.
Но даже и для "базовых" компаний, не осуществляющих никакой
деятельности в стране своего местонахождения, а только управляющих
активами, обслуживающих или контролирующих деятельность в других странах,
размещение в стране с нормальным уровнем налогообложения может оказаться
не менее выгодным, чем в стране - "налоговой гавани". Дело в том, что
многие страны (США, Великобритания, Франция и т.д.) предоставляют своим
компаниям отсрочку от налогообложения доходов, полученных за рубежом до
тех пор, пока они не будут реально репатриированы в страну. Такая
отсрочка может фактически иметь бессрочный характер, а при современном
уровне процентных ставок отсрочка в уплате налогов на 7-8 лет равносильна
полному освобождению от налога.
Компании с международным масштабом деятельности могут даже
пользоваться весьма существенными льготами, предусмотренными
международными налоговыми соглашениями; страны - "налоговые гавани" таких
соглашений не имеют.
Наконец, некоторые развитые страны (США, Франция, ФРГ, Япония и т.д.)
в последние годы приняли специальные законы, направленные за перемещением
капиталов из этих стран в "налоговые убежища", которые на деятельность их
граждан и компаний не распространяются. Это также служит сдерживающим
фактором при выбор страны размещения капитала.
При всем этом давление развитых стран Запада на страны - "налоговые
гавани" никогда не было особенно сильным. Точнее было бы сказать, что
отношение налоговых властей западных стран к "налоговым гаваням", при
всей остроте официальной критики, остается в рамках "резервируемой
благосклонности". Большинство из стран - "налоговых гаваней" при желании
могли бы быть сокрушены простыми политическими и экономическими мерами
буквально в несколько дней. Но на самом деле капиталы только "базируются" в
налоговых гаванях", а реально они вкладываются и функционируют в тех же
западных странах. Туда же переводятся и доходы с этих капиталов, поскольку
их владельцы проживают в этих странах. Более жесткая позиция по отношению
к "налоговым
гаваням" могла бы побудить инвесторов и компании окончательно покинуть
свою страну. Наконец, страны - "налоговые убежища" играют важную роль для
смягчения остроты конкурентных противоречий между развитыми странами в
борьбе за привлечение капиталов и дают важный аргумент для
внутриполитической борьбы в этих странах, позволяя властям защищать
предоставление существенных налоговых льгот капиталам ссылками как раз на
наличие этих "налоговых убежищ" за рубежом.
Таким образом, уплата предприятием налога по стандартной,
установленной законом ставке является необычным, редким явлением и
свидетельствует о плохой постановке налогового планирования на данном
предприятии.
ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ.
Налоги - обязательные и безэквивалентные платежи, уплачиваемые
налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные
внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах
законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению
органом местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.
Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательных
платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов
установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.
1) объект налога - это доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные
виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными
ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты,
установленные законодательными актами.
2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или
юридическое лицо;
3) источник налога - т.е. доход из которого выплачивается налог;
4) ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;
5) налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от
налога.
Налоги могут взиматься следующими способами:
1) кадастровый - (от слова кадастр - таблица, справочник) когда
объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку.
Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники.
Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод
характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.
Примером такого налога может служить налог на владельцев
транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности
транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное
средство или простаивает.
2) на основе декларации
Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет
дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что
выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим
доход.
Примером может служить налог на прибыль.
3) у источника
Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтомy оплата налога
производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его
уменьшенным на сумму налога.
Например подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается
предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е.
до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и
перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.
Сyществyют два вида налоговой системы: шедyлярная и глобальная.
В шедyлярной налоговой системе весь доход, получаемый
налогоплательщиком, делится на части - шедyлы. Каждая из этих частей
облагается налогом особым образом. Для разных шедyл могут быть установлены
различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.
В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц
облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает
планирование финансового результата для предпринимателей.
Глобальная налоговая система широко применяется в Западных
государствах.
ФУНКЦИИ НАЛОГОВ.
Регулирующая.
Госyдарственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:
- регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит
главным образом в определении "правил игры", то есть разработка законов,
нормативных актов, определяющих взаимоотношения дейтсвyющих на рынке лиц,
прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним
относятся законы, постановления, инструкции государственных органов,
регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей,
деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда,
торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок,
правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного
регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;
- регулирование развития народного хозяйства, общественного
производства в условиях, когда основным объективным экономическим
законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь
идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия
государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их
деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.
Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-
экономическими методами - путем применения отлаженной системы
налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными
ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций,
государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и
т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают
налоги.
Маневрирyя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия
налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает
условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств,
способствует решению актуальных для общества проблем.
Стимулирующая
С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический
прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение
производства и др. Стимyлирование технического прогресса с помощью налогов
проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на
техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства
товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов
питания и ряда других освобождается от налогообложения.
Распределительная, или, вернее, перераспределительная. Посредством
налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые
затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и
социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых
программ - наyчно-технических, экономических и др.
С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий
и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие
производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и
капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости
затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и
др.
Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный
социальный характер. соответствующим образом построенная налоговая система
позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это
сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем
установления прогрессивных ставок налогообложения, направления
значительной части бюджета средств на социальные нужды населения,
полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в
социальной защите.
Наконец, последняя функция налогов - Фискальная, изъятие части
доходов предприятий и граждан для содержания государственного
аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы,
которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры
- библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения
должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие
учебные заведения и т.п.
Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный
характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.
С учетом исторических особенностей образования современной налоговой
системы и потребностей налогового планирования все существующие сейчас
налоги можно классифицировать в виде следующей схемы:
НАЛОГИ
с натуральной базой обложения:
- подомовые налоги;
- подушевые налоги;
- специфические таможенные пошлины;
со стоимостной базой обложения:
а) налоги на базе валового дохода:
- акцизы;
- налоги с оборота;
- таможенные пошлины;
- налоги на имущество, капиталы и т.д.;
- налоги на проценты, дивиденды и т.д.;
б) налоги на базе очищенного дохода:
- корпорационный налог;
- налог на индивидуальные доходы;
- налог на добавленную стоимость;
- налог на наследства.
Переход к системе обложения на основе прироста только состояния
налогоплательщика (т.е. годовой суммы его чистого дохода)потребовал
создания условий для того, чтобы общая сумма взимаемых с него налогов не
превысила пределов этого дохода. В прошлом этому ограничению не придавалось
значения, разные виды налогов вводились сами по себе, действовали
обособленно друг от друга, поэтому суммирование внешне невысоких ставок
разных налогов, но устанавливаемых на базе валового, а не чистого дохода,
нередко приводило для некоторых категорий населения к обложению,
превышающему весь объем реализуемыми доходов и, соответственно, к их
разорению и прогрессирующему обнищанию. Сейчас этому условию предается
весьма важное значение, особенно если учесть, что в некоторых странах
через налоги перераспределяется до трех пятых всей суммы национального
дохода.
Поэтому для обеспечения этого условия пришлось создать новые формы
взаимного учета различных видов налогов, и среди них наиболее важное
значение имеет система подоходных налогов. Эта система включает в себя
ряд предварительных, авансовых налогов (withholding taxes) и
окончательный налог, в котором эти налоги суммируются путем так называемого
налогового кредита. В общем виде эта система может быть представлена
следующим образом:
НАЛОГ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДОХОДЫ
1. Налоги на прирост капитала:
1.1. Доходы от капитала и другие фиксированные доходы (ренты и др.).
2. Налоги "у источника":
2.1. Доходы от капитала и другие фиксированные доходы (ренты и др.).
3. Налоги на прибыли в корпоративном секторе бизнеса:
3.1. Корпорационный налог.
3.2. Налог "у источника" на дивиденды.
3.3. Налоги на нераспределенную часть прибыли.
4. Налоги на прибыли некорпоративного бизнеса и доходы от труда за
свой счет.
5. Налоги "у источника" с заработной платы:
5.1. Заработная плата и другие доходы от работы по найму.
Такая система подоходных налогов, с известными модификациями,
существует во всех развитых капиталистических странах. Ведущую роль в ней
играет налог на индивидуальные доходы (individual income tax), которым
облагается вся сумма доходов каждого отдельного налогоплательщика (в
некоторых странах допускается суммирование доходов для супружеских пар).
Налог на индивидуальные доходы взимается по прогрессивно растущим ставкам,
которые для наиболее высоких доходов могут достигать 75-80%. Авансовые или
предварительные налоги взимаются с определенных видов доходов по мере их
получения, т.е. "у источника". Для этих налогов установлены твердые,
фиксированные ставки: для процентов и дивидендов обычно 25-30%, для
лицензионных платежей и выплат по авторским правам - 10-12% и т.д. Для
удержания налогов из заработной платы обычно применяются специально
разработанные шкалы налоговых ставок.
Нужно отметить, что из дохода делают различные вычеты, формирующие
необлагаемый минимум. Они зависят от наличия иждивенцев, зависимых детей,
источников дохода, возраста плательщика. Помимо этих вычетов во многих
странах установлены границы нулевой ставки налогообложения. Налоговое бремя
на высокие личные доходы в странах Европы весьма тяжелое, но доходы в
пределах прожиточного минимума обычно освобождены от налогов.
НАЛОГИ С ПРЕДПРИЯТИЙ
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ КОРПОРАЦИЙ- налог на прибыль юридических лиц (акционерных
обществ, банков и т.д.) за минусом суммы установленных вычетов и скидок. К
вычетам относятся: производственные издержки, проценты по задолженности,
убытки, расходы на рекламу и представительство, на научно-исследовательскую
работу, дивиденды. Взимается на основе налоговой декларации по
пропорциональным (реже прогрессивным) ставкам.
Специальная система обложения существует для корпоративного
сектора бизнеса. Все капиталистические предприятия, образованные в форме
акционерных компаний (в США - корпораций), облагаются специальным
корпоративным налогом (corporate income tax), Его ставка составляет
обычно 45-60% и базой обложения служит чистая прибыль корпорации.
Оставшаяся после уплаты корпорационного налога часть прибыли - если она
распределяется среди акционеров, и налогом на перераспределение прибыли -
если она остается в виде резервов корпорации.
Прибыли некорпорационного сектора бизнеса (во многих странах он
охватывает до 25-30% всей сферы коммерческой деятельности) рассчитываются
по тем же правилам, непосредственно налогом на индивидуальные доходы и по
его ставкам (обычно в виде авансовых платежей в течение года и с
окончательным расчетом по представлении годового баланса). По
окончании налогового периода (обычно года) каждый налогоплательщик
представляет декларацию по налогу на индивидуальные доходы, полученные в
данном году, и все удержания авансовых налогов, которые были с них
сделаны). Налоговые органы рассчитывают сумму налога (на индивидуальные
доходы), исходя из общей суммы доходов налогоплательщика, и затем из
суммы налогов вычитают ("кредитуют" эту сумму) удержанные прежде суммы
авансовых налогов. Оставшаяся сумма налогов довзимается с
налогоплательщика.
Таким образом, происходит суммирование авансовых налогов с
последующим вычетом их из суммы окончательного налога. В последние годы
наблюдается тенденция к расширению этой системы: в ряде стран к налогу на
индивидуальные доходы были подключены и поимущественные налоги, а
некоторые страны даже становили ограничения, что вся сумма налогов для
любого налогоплательщика не может превышать 75-80% общей суммы его доходов.
На практике последнее ограничение не имеет серьезного значения, поскольку
даже при применении налоговых ставок до 70-75% "эффективная" налоговая
ставка не превысит 45-50%, а как показывают данные налоговых органов, в
действительности богатые налогоплательщики, пользуясь широкими льготами,
редко уплачивают налоги по "эффективной" ставке более 30%.
При существующей системе исчисление налога производится по шкале ставок,
прогрессивно увеличивающихся с ростом дохода. Однако по повышенной ставке
облагается не весь доход, а только та его часть, которая попадает в
соответствующий данной ставке избыток дохода. В первых диапазонах
попадающие в них части (доли) дохода облагаются по более низким ставкам, и
лишь для каждой следующей части (доли) налоговая ставка повышается). Таким
образом, если самая высшая доля дохода и облагается по ставке в 75%, то
предыдущие несут значительно более низкое налоговое бремя. Сумма всех
частей рассчитанного таким путем налога по отношению ко всей сумме дохода и
есть "эффективная" налоговая ставка.
Отличие авансовых налогов от налога на индивидуальные доходы состоит в
следующем: а) первые уплачиваются непосредственно в момент получения
дохода, а расчеты по последнему налогу производятся лишь в конце налогового
периода; б) первые уплачиваются не получателем, а плательщиком дохода;
в) первые налоги рассчитываются с полной суммы уплачиваемого дохода без
каких-либо вычетов, а последний взимается с чистого дохода за минусом
долгов, издержек, с предоставлением льготных вычетов и т.д.
СИСТЕМА НАЛОГОВ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ- налог, объектом обложения которого является
разница между выручкой, полученной при реализации товара или оказании
услуг, и стоимостью покупок у различных поставщиков. Здесь речь идет о
вновь созданной стоимости, являющейся источником заработной платы, взносов
в фонд социального страхования, предпринимательской прибыли. Иными словами,
в облагаемый оборот включается не вся выручка от реализации товаров и
услуг, а лишь добавленная стоимость на каждой стадии производства и
реализации.
В большинстве стран мира, параллельно с уже рассмотренной системой
подоходных налогов, действует система налогов на добавленную стоимость
(value added tax), которую можно считать усовершенстованным вариантом
первой системы. В обеих этих системах последующий налог связан с
предыдущими путем налогового кредита, т.е. предыдущие налоги вычитаются
непосредственно из суммы последующего налога, а не из облагаемого дохода
(что было бы менее выгодно для налогоплательщика). Основные различия
содержатся в структуре базы обложения: у налога на добавленную стоимость
она шире, поскольку допускает вычет только материальных расходов (на
сырье, материалы, комплектующие части и т.д.), но не издержек на
выплату заработной платы; отсутствуют стандартные вычеты, резервы,
включаемые в состав издержек или образуемые за счет прибыли и т.д.,
разрешенные по корпорационному налогу и налогу на индивидуальные доходы. В
то же время капитальные затраты (на приобретение машин, оборудования и
т.д.) для целей расчета налога на добавленную стоимость списываются не в
порядке амортизации (т.е. с рассрочкой по годам), а сразу же по мере их
осуществления (что является весьма мощным стимулом для обновления их
производственных мощностей). Таким образом, база налогов на добавленную
стоимость охватывает фонд заработной платы и чистую денежную выручку от
деятельности предприятия, что резко упрощает налоговый контроль и
ограничивает возможности для злоупотреблений налоговыми льготами.
УРОВНИ НАЛОГОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Если права государства в сфере обороны, внешних сношений, отправления
правосудия и т.п., как правило, концентрируются в руках центральных
органов власти, то налоговая компетенция государства может быть
распределена по различным уровням государственной власти в зависимости от
его внутренней структуры, способа образования и т.д. В некоторых странах
местные власти до сих пор сохраняют неограниченное ("суверенное") право
устанавливать и взимать налоги в пределах своей территориальной юрисдикции,
оставляя центральным органам "производное" право по согласованию взимать
определенные виды налогов, предназначенное на покрытие некоторых
общегосударственных расходов (Швейцария, частично Швеция). В других
странах федеральные и местные власти имеют самостоятельное, формально
независимое друг от друга право взимать налоги на покрытие своих нужд (в
США, например, налоги могут устанавливаться на равной основе конгрессом -
на федеральном уровне и законодательными органами штатов - в пределах
территории соответствующих штатов). В странах же, характеризующихся
унитарной структурой власти (например Франция), налоги могут взиматься
только от имени центральных органов власти, а бюджеты местных органов
самоуправления финансируются за счет надбавок, вводимых к центральным
общегосударственным налогам.
ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ЮРИСДИКЦИИ
Налоговое законодательство распространяет сферу своего применения не
на граждан, а на резидентов данной страны (т.е. лиц, постоянно пребывающих
или проживающих в данной стране). Поэтому уже любые внутренние налоговые
нормы имеют уже международный характер, поскольку охватывают и
граждан, и организации других стран, которые находятся на территории
данной страны или осуществляют там определенные виды деятельности.
Особенно это характерно для стран Западной Европы, на территории которых
временно или постоянно проживают миллионы граждан других стран. Некоторые
категории этих граждан, будучи резидентами страны своего местопребывания,
полностью попадают под действие общего налогового законодательства этой
страны, налоговый статус других категорий регулируется международными
налоговыми соглашениями. Развитые страны практически полностью
охвачены сетью двусторонних налоговых соглашений, и, учитывая свободу
миграции населения, товаров и капитала в отношении между ними, роль
налоговых соглашений в общем объеме их налогового законодательства очень
велика.
Для попадания под юрисдикцию налогового законодательства определенной
страны при определении корпорационного налога для юридического лица,
необходимы два условия. Первое, то осуществление коммерческой деятельности
в данной стране (т.е. деятельности, ориентированной на получение прибыли)
и второе - наличие юридического лица.
Кроме условий ориентации на извлечение прибыли и наличия юридического
лица при обложении корпорационным налогом, важное значение имеет
определение "привязки" налогоплательщика к национальной налоговой
компетенции того или иного государства. Этот вопрос решается, как правило,
на основе использования двух критериев: резидентства и территориальности.
Критерий резидентства предусматривает, что все резиденты данной
страны подлежат в ней налогообложению в отношении абсолютно всех
своих доходов, как извлекаемых на территории этой страны, так и за ее
пределами (так называемая неограниченная налоговая ответственность), а
нерезиденты - только в отношении доходов, получаемых из источников в этой
стране (ограниченная налоговая ответственность).
Критерий территориальности, напротив, устанавливает, что
налогообложению в данной стране подлежат доходы, извлекаемые только на ее
территории; соответственно любые доходы, получаемые или извлекаемые за
рубежом, освобождаются от налогов в этой стране.
Первый критерий принимает во внимание исключительно характер
пребывание (проживания) налогоплательщика на национальной территории,
второй - основывается на национальной принадлежности источника дохода.
Любой из этих двух критериев при условии его однообразного применения
в принципе бы исключал всякую возможность международного двойного
обложения, то есть обложения одного и того же объекта (дохода, имущества,
сделки и т.д.) в один и тот же период времени аналогичными видами налогов в
двух, или более странах. Однако вопрос о том, достигается ли устранение
двойного налогообложения путем применения первого или второго критерия,
вовсе не безразличен с точки зрения национальных интересов каждой
отдельной страны. Так, для стран, граждане и компании которых получают
значительные суммы доходов от их зарубежной деятельности и от капиталов,
помещенных за рубежом, несомненно, желательнее разграничение налоговых
юрисдикции в международном масштабе на основе критерия резидентства, а для
стран, в экономике которых значительное место занимают иностранные
капиталы, особый интерес приобретает использование критерия
территориальности. Поэтому развитые страны предпочитают основывать свои
налоговые отношения с другими странами на основе критерия резидентства, а
развивающиеся страны защищают свое право обложения иностранных компаний и
частных лиц на основе критерия территориальности.
До настоящего времени между капиталистическими странами существуют
весьма значительные различия в правилах определения резидентства в
отношении некоторых компаний. На практике эти разногласия устраняются
благодаря существующим между странами двусторонним соглашениям, в
соответствии с которыми решающим и окончательным критерием обычно является
место расположения "центра фактического руководства".
НАЛОГОВЫЕ ПРАВА ГОСУДАРСТВ В ОТНОШЕНИИ ОБЛОЖЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Как правило, законом не устанавливается подробных правил определения
"внутренней" коммерческой деятельности (т.е. деятельности, осуществляемой
на территории данной страны). Однако конкретные признаки такой деятельности
можно вывести или из решений, вынесенных судами по тем или иным делам, в
которых требовалось установить "иностранный" или "внутренний" характер
деятельности (в США, Великобритании) или из указаний и разъяснений
исполнительных органов (во Франции и некоторых других странах). Таким
образом, для определения, является ли та или иная деятельность "местной"
(внутренней) для данной страны, следует рассматривать всю совокупность
имеющейся в этой сфере налоговой "практики" (законы, решения судов,
инструкции и разъяснения налоговых органов и т.д.). Это связано еще и с
тем, что законы, как правило, не дают точных определений и таких важных
терминов, как "резидент" и "нерезидент", "источник дохода", "место
управления компании" и др. Кроме того, и само определение "коммерческой
деятельности" обычно весьма условно и устанавливается применительно к
конкретным обстоятельствам. В США это, например, "деловая активность", в
Великобритании - "любая торговля" (промысел), производство,
предприятие, занятие, осуществляемое в форме торговой (коммерческой)
деятельности".
Однако в конкретной практике решение этих вопросов, особенно в
отношениях между развитыми странами, в значительной степени унифицируется
благодаря наличию широкой сети двусторонних налоговых соглашений). По
условиям этих соглашений наименьшим "неделимым" звеном
всякой коммерческой деятельности признано "постоянное деловое учреждение"
("истэблишмент", "баз фикс" и .д.), которое в настоящее время является
основным показателем (для налоговых целей) деятельности иностранной
компании на территории другой страны. Понятие "постоянного делового
учреждения" уже довольно глубоко разработано в различного рода типовых
моделях налоговых соглашений: например в типовой модели ОЭСР оно
определяется как постоянное место деловой деятельности, из которого
полностью или частично осуществляется деятельность предприятия", и
включает цех, фабрику, контору, строительный участок, шахту, буровую
установку и т.д. Под "деловой деятельностью" в данном контексте понимается
любая деятельность, связанная с извлечением прибыли, а "предприятие" -
любая осуществляемая отдельно или выделенная в финансовом или
производственном отношении деловая деятельность или часть деятельности.
Компания - налогоплательщик может включать в себя несколько таких отдельных
"деловых частей". При этом следует подчеркнуть, что "постоянное деловое
учреждение" вовсе не обязательно означает самостоятельную часть
деловой деятельности, напротив, как вытекает из определения, даже
некоторая составная часть такой деятельности, находящаяся на территории
другой страны, может представлять "постоянное деловое учреждение" для
налоговых целей.
Многие страны (Бельгия, Нидерланды, Дания и др.) настолько
восприняли эту концепцию, что включили понятие "постоянного делового
учреждения" в свое внутреннее законодательство. В Дании, например,
установлено, что иностранные компании подлежат обложению налогом, если
"они осуществляют деловую деятельность из постоянного делового учреждения,
находящегося в Дании, или участвуют в другом коммерческом предприятии
через такое постоянное деловое учреждение или иным образом участвуют в
прибылях"; Голландия включает в облагаемый
доход компаний - нерезидентов "прибыли от деловой деятельности,
осуществляемой в Голландии с помощью постоянного делового учреждения";
и т.д. На практике применение внутреннего права в США и Великобритании
также близко к установленному их налоговыми соглашениями принципу
"постоянного учреждения", однако независимо от сходных практических
Страницы: 1, 2
|