Налогообложение предприятий малого бизнеса
счет причитающихся платежей, за расчетный период (стр.7). В результате
определяется сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет или зачету в счет
предстоящих платежей. В нашем примере по строке проставляется сумма
17,1тыс.руб.. так как сумма, отраженная по строке 6.1. Расчета, равна
17,1тыс.руб., а сумма по строке 7 отсутствует. По строке 9 ставится
прочерк.
По строке 10 в графе 3 отражается стоимость товаров (работ, услуг),
реализованных без НДС. В нашем примере отсутствует.
2.Налог на прибыль – ставка 30% и 36%; объект налогообложения – валовая
прибыль; сроки уплаты налога: квартальный – в 5-ти дневный срок со дня
предоставления квартальной бухгалтерской отчетности; годовой – в 10-ти
дневный срок со дня предоставления годовой бухгалтерской отчетности.
3.Налог на имущество – ставка 2%; получатель налога местный бюджет; объект
налогообложения – основные средства, нематериальные активы, запасы и
затраты; сроки уплаты налога: квартальный – в 5-ти дневный срок со дня
предоставления квартальной бухгалтерской отчетности; годовой – в 10-ти
дневный срок со дня предоставления годовой бухгалтерской отчетности.
Среднегодовая стоимость имущества предприятия за отчетный период
(квартал, полугодие, 9 месяцев и год) определяется путем деления на 4
суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1 января
отчетного года и на первое число следующего за отчетным периодом месяца, а
также суммы стоимости имущества на каждое первое число всех остальных
кварталов отчетного периода.
Согласно инструкции Госналогслужбы от 08.06.95 №33 «О порядке
начисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий» предельный
размер налоговой ставки на имущество предприятия не может превышать 2%.
Размеры ставок налога на имущество предприятий, определяемые в зависимости
от видов деятельности предприятий, устанавливаются законодательными
органами субъектов Российской Федерации.
Стоимость имущества за 1 кв-л 2000 г. определяется путем деления на 4
суммы половины стоимости облагаемого имущества на 01.01 2000 г. и половины
стоимости облагаемого имущества на 01.04.2000г.
В нашем примере (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) среднегодовая стоимость имущества за 1
кв-л 2000г. по предприятию в целом равна 22377,5 руб. Полученная сумма
отражается в графе 4 по строке 1 Расчета налога на имущество предприятия.
По строке 2 в графе 4 отражается установленная ставка налога на
имущество в размере 2%. По строке 3 в графе 4 отражается сумма налога на
имущество, равная 448 руб. По строке 4 в графе 4 ставится прочерк. По
строке 5 в графе 4 отражается сумма налога на имущество, причитающегося к
уплате в бюджет, равная 448 руб.
4.Налог на реализацию ГСМ – ставка 25%; получатель налога – федеральный
бюджет; объект налогообложения: у изготовителя – оборот по реализации ГСМ
(включая акциз) без НДС; у посредников – разница между выручкой и
стоимостью. Сроки уплаты налога: месячный – 15,25,5 числа каждого месяца
при среднемесячных платежах более 3тыс. руб.; до 20 числа следующего месяца
при среднемесячных платежах 1-3тыс.руб.; квартальный – до 20 числа месяца
следующего за отчетным кварталом при среднемесячных платежах менее
1тыс.руб.
5.Налог на пользователей автомобильных дорог – ставка 2,5%; получатель
налога – территориальный; объект налогообложения – выручка от реализации
продукции (работ, услуг) и товарооборот без НДС. Сроки уплаты налога:
месячный – авансовые платежи до 15 числа каждого месяца при среднемесячных
платежах более 2тыс.руб.; квартальный – в сроки предоставления квартальной
бухгалтерской отчетности при среднемесячных платежах менее 2тыс.руб.
Рассмотрим на примере порядок расчета налога на пользователей
автодорог и заполнения формы отчетности (ПРИЛОЖЕНИЕ 3). В общем случае
определение налогооблагаемого оборота (то есть выручки от реализации
продукции (работ, услуг) без НДС, акцизов и налога на реализацию ГСМ) может
производиться на основании данных бухгалтерского учета следующим образом:
сумма оборотов по кредиту счета 46 относится в дебет счетов учета денежных
средств и расчетов с покупателями продукции (работ, услуг), то есть счета
62, минус сумма оборотов по дебету счета 46 с кредита счетов67 (субсчетов
«Расчеты по НДС» и «Расчеты по акцизам») и 68 (субсчет «Расчеты по налогу
на реализацию ГСМ»).
1) Определение налогооблагаемой выручки от реализации продукции (работ,
услуг) без НДС, акцизов и налога на реализацию ГСМ:
- выручка от реализации продукции собственного производства: 156000руб.-
-26000 руб.=130000 руб.;
- выручка от реализации посреднических услуг: 15000 руб.-2500 руб.= 12500
р.
Итого налогооблагаемая выручка от реализации продукции (работ, услуг)
без НДС равна 130000 руб.+12500 руб.=142500 руб.
Полученная сумма записывается в графу 2 по строке 1 Декларации по
налогу на пользователей автомобильных дорог (Декларация заполняется
нарастающим итогом с начала года).
2) Определение налогооблагаемой базы по торговой деятельности:
- покупная стоимость товаров без НДС: 20400 руб.-3400 руб.=17000руб.;
- продажная стоимость товаров без НДС: 30000руб.-5000 руб.=25000руб.
Итого налогооблагаемая база по торговой деятельности:
25000 руб.-17000 руб.=8000 руб.
Полученная сумма записывается в графу 2 по строке 2 Декларации по
налогу на пользователей автомобильных дорог.
3) Расчет суммы налога:
- сумма выручки от реализации продукции собственного производства и
посреднических услуг без учета НДС (п.1) и умножается на ставку налога на
пользователей автодорог, установленную в размере 2,5%:
142500 руб.*2,5%=3562,5 руб.
Полученная сумма (с учетом округлений) записывается в графу 4 «Сумма
налога» по строке 1 Декларации по налогу на пользователей автодорог;
- сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров умножается
на ставку налога (п.2*2,5%): 8000руб.*2,5%=200руб.
Полученная сумма в рублях записывается в графу 4 «Сумма налога» по
строке 2 Расчета.
4) Строка 3 Декларации заполняется организациями, уплачивающими налог на
пользователей автодорог ежемесячно. В столбце 3 строки 3 указывается
налогооблагаемая база по налогу на пользователей автодорог, исчисленная за
последний квартал отчетного периода. В столбце 4 строки 3 указывается
установленная ставка налога. Сумма налога, которая подлежит уплате за
последний квартал отчетного периода, указывается в столбце 4 строки 3. В
столбце 2 строки 3.1.1 указывается налогооблагаемая база по налогу на
пользователей автомобильных дорог, исчисленная за первый месяц последнего
квартала отчетного периода. Установленная на первом месяце последнего
квартала отчетного периода ставка налога указывается в столбце 3 строки
3.1.1.
Так как в данном примере предприятие является малым, уплату налога на
пользователей автомобильных дорог оно производит поквартально. В связи с
этим строки 3,3.1.1-3.1.3 прочеркиваются.
Под таблицей в подтверждение правильности указанных в Декларации
сведений ставятся подписи и расшифровки подписей руководителя и главного
бухгалтера предприятия. Ниже ставятся дата и печать организации.
6. Налог с владельцев транспортных средств – по установленной ставке;
получатель налога – территориальный; объект налогообложения – суммарная
мощность двигателя; данный налог уплачивается в сроки, установленные
субъектами РФ.
7. Налог на приобретение автотранспортных средств – ставка налога 20% и 10%
для прицепов и полуприцепов; получатель налога – территориальный; объект
налогообложения – от продажной цены (без НДС и акцизов); сроки уплаты
налога – в течение 5 дней со дня приобретения.
8. Сбор на нужды образовательных учреждений – ставка налога 1%; получатель
налога местный бюджет; объект налогообложения – фонд оплаты труда; срок
уплаты налога – до 20 числа следующего месяца.
9. Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной
сферы – ставка налога 1,5%; получатель налога местный бюджет; сроки уплаты
налога : квартальный – в 5-ти дневный срок со дня предоставления расчета
налога.
Объектом налогообложения является объем реализации продукции (работ,
услуг). Под объемом реализации продукции (работ, услуг) понимается выручка
(валовой доход от реализации продукции (работ, услуг), определяемая исходя
из отпускных цен без НДС, налога на реализацию ГСМ и акцизов: сумма
оборотов, отражаемая по кредиту 46 и дебету счетов учета денежных средств и
расчетов с покупателями продукции (работ, услуг), то есть счетов
50,51,62,64,76 и т.п., минус сумма оборотов, отражаемых по дебету счета 46
и кредиту счета 68 (субсчета «Расчеты по НДС», «Расчеты по акцизам»,
«Расчеты по налогу на реализацию ГСМ»).
В нашем примере (ПРИЛОЖЕНИЕ 4):
- выручка от реализации продукции собственного производства без НДС:
156000 руб.-26000 руб.=130000 руб.;
- валовой доход от реализации собственных товаров:
(30000 руб.-5000 руб.)-(20400 руб.-3400 руб.)=8000 руб.;
- выручка от реализации посреднических услуг без НДС:
15000 руб.-2500 руб.=12500 руб.
Таким образом, выручка (валовой доход) от реализации продукции,
работ, услуг (без НДС), отражаемая по строке 1 в графе 1 Расчета по налогу
на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы,
составила 150500 руб.(130000 руб.+8000 руб.+12500 руб.).
1) По строке 2 в графе 1 Расчета отражается размер ставки налога,
установленный местными органами власти.
2) По строке 3 в графе 1 проставляется сумма налога с учетом округлений до
целых рублей – 2258 руб.(150500*1,5%/100%).
3) По строке 4 в графе 1 Расчета отражаются суммы фактически произведенных
в отчетном периоде расходов на содержание жилищного фонда и объектов
социально-культурной сферы, находящихся на балансе налогоплательщика или
финансируемых им в порядке долевого участия. Если такие расходы не
производились , в графе ставится прочерк.
4) По строке 5 в графе 1 Расчета отражается сумма начисленного налога за
вычетом соответствующих расходов за отчетный период, то есть за I кв-л:
2258 руб.-0=2258 руб.
5) По строке 6 в графе 1 Расчета отражается сумма налога, начисленная по
Расчету за предыдущий отчетный период. Если начислений за предыдущий период
не производилось, ставится прочерк.
6) По строке 7 в графе 1 отражается сумма налога, подлежащая доплате в
бюджет по итогам отчетного периода (стр.5-стр.6): 2258 руб.-0=2258 руб.
7) По строке 8 в графе 1 отражается сумма, на которую подлежит уменьшению
размер налога, начисленного в бюджет по итогам года (стр.6-стр.5). Если
такая сумма отсутствует, ставится прочерк.
10.Налог на рекламу – ставка налога 5%; получатель налога местный бюджет;
объект налогообложения – стоимость работ и услуг по изготовлению и
распространению рекламы (без НДС); сроки уплаты налога – при сдаче
бухгалтерской отчетности.
11. Транспортный налог – ставка 1%; получатель налога местный бюджет;
объект налогообложения – начисленная оплата труда; уплачивается в срок
получения заработной платы.
12. Сбор за использование наименований «Россия», «РФ» - ставка 0,5 или
0,05%;объект налогообложения – стоимость реализованной продукции (работ,
услуг) без НДС ; товарооборот торговых предприятий; получатель сбора
федеральный бюджет; уплачивается до 20 числа месяца следующего за отчетным
кварталом.
13. Земельный налог – уплачивается до 15 сентября и 15 ноября равными
долями по установленной ставке; объект налогообложения – площадь земельного
участка; получатель налога – местный бюджет.
14. Налог с продаж – ставка 5%; получатель налога местный бюджет; объект
налогообложения – стоимость реализуемых товаров (собственного производства
или приобретенных на стороне) за наличный расчет.
Налог с продаж устанавливается и вводится в действие законами
региональных органов власти на соответствующей территории. При введении
налога региональные органы власти самостоятельно определяют ставку налога,
порядок и сроки его уплаты, формы и сроки отчетности по налогу.
В перечень товаров, облагаемых налогом с продаж при их реализации за
наличный расчет, в частности, включены:
- подакцизные товары (ликероводочные изделия и вина, пиво, табачные
изделия, ювелирные изделия, бензин);
- дорогостоящие товары (мебель, радиотехника, одежда, меха);
- деликатесные продукты питания;
- видеокассеты и компакт-диски;
- автомобили.
Не может являться объектом налогообложения стоимость реализуемого
недвижимого имущества (зданий, земельных участков), ценных бумаг,
хлебобулочных изделий, молокопродуктов, маргарина, крупы, сахара, соли,
картофеля, продуктов детского и диабетического питания, детской одежды и
обуви, лекарств, протезно-ортопедических изделий.
При реализации за наличный расчет услуг, объектом налогообложения
является стоимость:
- услуг туристических фирм, связанных с поездками за пределы России;
- услуг по рекламе (создание, подготовка и размещение рекламных
материалов);
- услуг гостиниц (3-х, 4-х, 5-ти звездочных);
- услуг по перевозкам (в салонах первого класса для авиаперевозок, в
вагонах «люкс» и «СВ» для железнодорожных перевозок).
При реализации товаров (работ, услуг) в оборот, облагаемый налогом с
продаж, включается сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога
на реализацию ГСМ. Таким образом, при исчислении налога с продаж суммы
возмещаемых налогов (НДС, акцизы) не исключаются из налогооблагаемой базы.
15. Пенсионный фонд РФ – ставка 28%, 5% - индивидуальные предприниматели,
1% - работающие граждане; получатель налога федеральный; объект
налогообложения – начисленная оплата труда по всем основаниям; сроки
уплаты: в день получения заработной платы из банка, но не позднее 15 числа
следующего месяца; до 10 числа – работодатели не имеющие р/сч в банке и при
выплате заработной платы из выручки; 5 числа – граждане, использующие
наемный труд.
Пример заполнения расчетной ведомости по страховым взносам в
пенсионный фонд РФ (ПРИЛОЖЕНИЕ 5).
16. Фонд социального страхования – ставка 5,4%; получатель налога
федеральный; объект налогообложения – начисленная оплата труда по всем
основаниям; уплачивается в день получения заработной платы.
Расчетная ведомость по средствам фонда социального страхования РФ
(ПРИЛОЖЕНИЕ 6).
17. Государственный фонд занятости населения РФ – ставка 1,5%; получатель
налога федеральный; объект налогообложения – начисленная оплата труда по
всем основаниям; перечисляется в день получения заработной платы.
Пример заполнения расчета перечислений страховых взносов в фонд
занятости населения (ПРИЛОЖЕНИЕ 7).
18. Фонд обязательного медицинского страхования – ставка 3,4% - получатель
территориальный; ставка 0,2% - получатель федеральный; объектом
налогообложения является начисленная оплата труда по всем основания;
уплачивается в день получения заработной платы.
Расчетная ведомость по страховым взносам фонда обязательного
медицинского страхования составляется нарастающим итогом с начала года и
предоставляется ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за
отчетным периодом. Заполняется в рублях, без копеек. (Пример заполнения
ведомости ПРИЛОЖЕНИЕ 8).
19. Плата за загрязнение окружающей среды – ставка 10%; получатель
федеральный; объект налогообложения – общая величина платежей за
нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ и другие
виды загрязнений; сроки уплаты налога – 20 числа последнего месяца квартала
(плановые платежи); до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
20. Единый налог для субъектов малого предпринимательства, применяющих
упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности – ставки единого
налога: в федеральный бюджет – в размере 10% от совокупного дохода; в
бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет – в суммарном размере
не более 20% от совокупного дохода. В случае, когда объектом
налогообложения для субъектов малого предпринимательства определенных
категорий является валовая выручка, устанавливаются следующие ставки
единого налога, подлежащие зачислению: в федеральный бюджет – в размере
3,33% от суммы валовой выручки; в бюджет субъекта Российской Федерации и
местный бюджет в размере не более 6,67% от суммы валовой выручки.
3.2. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для
субъектов малого бизнеса[7].
1. Субъекты упрощенной системы налогообложения.
Действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности
распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации с
предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда
и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо
от вида осуществляемой ими деятельности. Предельная численность работающих
для организаций включает численность работающих в их филиалах и
подразделениях.
Под действие упрощенной системы налогообложения не попадают
организации, занятые производством подакцизной продукции, организации,
созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих
предприятий, а также кредитные организации, страховщики, инвестиционные
фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного
и развлекательного бизнеса и другие субъекты, для которых установлен особый
порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности.
Субъекты малого предпринимательства имеют право перейти на упрощенную
систему налогообложения, если в течение года, предшествующего кварталу, в
котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы
налогообложения, совокупный размер валовой выручки данного
налогоплательщика не превысил суммы стотысячекратного минимального размера
оплаты труда, установленного законодательством РФ на первый день квартала,
в котором произошла подача заявления.
2.Объекты налогообложения организаций в упрощенной системе налогообложения.
Объектом налогообложения единым налогом организаций в упрощенной
системе налогообложения устанавливается совокупный доход, полученный за
отчетный период (квартал), или валовая выручка, полученная за отчетный
период.
Совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и
стоимостью использованных в процессе производства товаров (работ, услуг),
сырья, материалов, топлива, затрат на аренду помещений, затрат на аренду
транспортных средств, оказанных услуг, а также сумм налога на добавленную
стоимость, уплаченных поставщикам, налога на приобретение автотранспортных
средств, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды,
уплаченных таможенных платежей, государственных пошлин и лицензионных
сборов.
Валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от
реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного
за отчетный период, и внереализационных расходов.
3. Порядок применения упрощенной системы налогообложения.
Официальным документом, удостоверяющим право применения упрощенной
системы налогообложения, является патент, выдаваемый сроком на один
календарный год налоговыми органами. Форма патента устанавливается ГосНИ РФ
и является единой на всей территории РФ. Годовая стоимость патента для
субъектов малого предпринимательства устанавливается с учетом ставок
единого налога решением органа государственной власти в зависимости от вида
деятельности. Выплата годовой стоимости патента осуществляется
организациями и индивидуальными предпринимателями ежеквартально с
распределением платежей, устанавливаемым органом государственной власти
субъекта Российской Федерации. Оплата стоимости патента засчитывается в
счет обязательства по уплате единого налога организации.
Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения,
учета и отчетности, уплачиваемая годовая стоимость патента зачисляется в
федеральный бюджет, а также в бюджеты субъектов Российской Федерации и
местные бюджеты в соотношении один к двум. Для индивидуальных
предпринимателей уплачиваемая годовая стоимость патента является
фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на доход за
отчетный период.
При получении патента в налоговом органе организация или
индивидуальный предприниматель предъявляет для регистрации книгу учета
доходов и расходов, в которой указываются наименование организации, вид
осуществляемой деятельности (только для индивидуальных предпринимателей),
местонахождение, номера расчетных и иных счетов, открытых в учреждениях
банков. Налоговый орган на первой странице книги учета доходов и расходов
фиксирует регистрационный номер патента и дату его выдачи. По истечении
срока действия патента по заявлению организации или индивидуального
предпринимателя налоговый орган выдает патент на очередной (годичный) срок
действия с регистрацией новой книги учета доходов и расходов.
По итогам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал)
организация представляет в налоговый орган в срок до 20 числа месяца,
следующего за отчетным периодом, расчет подлежащего уплате единого налога с
зачетом оплаченной стоимости патента, а также выписку из книги доходов и
расходов (по состоянию на последний рабочий день отчетного периода) с
указанием совокупного дохода (валовой выручки), полученной за отчетный
период. При предоставлении в налоговый орган указанных документов
организация предъявляет для проверки патент, книгу учета доходов и
расходов, кассовую книгу, а также платежные поручения об уплате единого
налога за отчетный период.
При превышении предельной численности работающих налогоплательщики
переходят на принятую ранее систему налогообложения, учета и отчетности
начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором должен быть
предоставлен указанный выше отчет.
3.3. Налоговые льготы, предусмотренные для малых предприятий.
Малые предприятия составляют отдельную группу, которая пользуется
особыми льготами при уплате налога на прибыль. Одна из льгот по налогу на
прибыль предусмотрена только для тех из них, которые производят и
одновременно перерабатывают сельско-хозяйственную продукцию, производят
продовольственные товары, товары народного потребления, строительные
материалы, медицинскую технику, лекарственные средства и изделия
медицинского назначения, а также строят объекты жилищного,
производственного, социального и природоохранного назначения (включая
ремонтно-строительные работы).
Льгота заключается в том, что эти малые предприятия не уплачивают
налог на прибыль в первые два года работы, при условии, что выручка от
указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от
реализации ими продукции (работ, услуг). В третий и четвертый год работы
они уплачивают налог в размере соответственно 25% и 50% от установленной
ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности
составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации ими продукции
(работ, услуг). При этом в общую сумму выручки не включается выручка,
полученная от реализации основных фондов и иного имущества, и доходы,
имеющие особый порядок налогообложения (например, дивиденды по акциям,
проценты по облигациям).Указанная льгота не распространяется на
предприятия, созданные на базе ликвидированных (реорганизованных)
предприятий, их филиалов и структурных подразделений, в том числе созданных
в результате приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Другая льгота заключается в том, что при определении
налогооблагаемой прибыли малого предприятия из нее исключается прибыль,
направленная на строительство, реконструкцию и обновление основных
производственных фондов, освоение новой техники и технологии.
Малые предприятия могут иметь льготы при осуществлении некоторых
видов деятельности, выпускающие отдельные товары, в общем порядке.
Например, по прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений,
на благотворительные взносы. Малые предприятия могут иметь также льготы по
налогу на прибыль в общем порядке при наличии работающих в них инвалидов.
Если инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников, то ставка
налога на прибыль понижается на 50%.
При определении прав на указанные льготы в среднесписочную
численность включаются состоящие в штате работники, включая работающих по
совместительству, а также не состоящих в штате работающих по договорам
подряда и другим договорам гражданско-правового характера.
Малые предприятия могут иметь льготы по НДС, если они выпускают
товары, освобожденные от него. Кроме того, они освобождаются от НДС по
лизинговым сделкам в полном объеме.
Малые предприятия могут быть в числе тех, которые освобождены от
уплаты налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной
сферы, например, если более 70% общего объема реализации составляют работы
по реконструкции и капитальному ремонту жилого фонда.
По остальным группам налогов и акцизов малые предприятия не имеют
специальных льгот. К льготам, не связанным с налогообложением, относится
право, которое имеют малые предприятия как субъекты малого
предпринимательства, в отношении ускоренной амортизации основных
производственных фондов.
Заключение.
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что поиск путей
повышения эффективности российской системы налогов просто необходим, что
совершенствование налоговых отношений – наиболее трудная область
деятельности правительственных органов РФ. Налоги – это отношение
собственности, а поскольку именно проблемы собственности вызывают в
настоящее время противостояние между ветвями законодательной и
исполнительной власти и тем более нет единства мнений и в составе самого
правительства и парламента, то к решению чисто экономических проблем
примешиваются и политические интересы. Разрешение экономикой политических
противоречий требует длительного времени и усилий всех заинтересованных
лиц, начиная от верхних эшелонов власти и заканчивая каждым конкретным
человеком. Все это свидетельствует о том, что в настоящее время не могут
быть созданы налоговые отношения, отвечающие мировым стандартам. Более
того, они не могут быть идентичны этим стандартам, поскольку каждой стране
присущи свои индивидуальные особенности политического и экономического
развития.
Все вышесказанное обуславливает объективную необходимость
пристального внимания к современному состоянию налогообложения. Необходим и
методологический, и методический пересмотр основ налогообложения с целью
выведения налоговой системы на оптимальный уровень. Налоги должны стать не
только орудием обеспечения сбалансированного бюджета, но и мощным стимулом
развития народного хозяйства страны. Они должны способствовать структурно-
технологическому совершенствованию производства, сбалансированию
экономических интересов, укреплению всех форм собственности.
Наша страна постепенно продвигается к демократическому обществу с
социально ориентированной экономикой. В новых условиях развития изменяется
характер государственных расходов, их доля снижается в направлении
финансирования народного хозяйства. Предприятия, приобретая все большие
экономические свободы, способны самостоятельно решить большинство задач
своего хозяйственного развития. Все это способствует формированию такого
состава и структуры государственных расходов, которые позволяют решить в
свою очередь три основные задачи:
- финансирование потребностей социально незащищенных слоев населения;
- обеспечение потребностей фундаментальных научных исследований;
- финансирование систем управления и обороны страны в пределах разумной
достаточности.
Однако, переходный период к рынку требует специфических затрат,
обеспечивающих структурную переориентацию предприятий и отраслей,
поддержание территориальных пропорций хозяйствования, предотвращение
последствий неминуемо наступающей безработицы, поддержание резко
снижающегося уровня жизни незащищенных слоев населения. Все выше названные
следствия ломки старых политических и экономических устоев в нашей стране
являются исходной основой, предопределяющим условием для отработки
оптимального уровня налогообложения:
- сокращение государственных расходов до оптимального уровня за счет
отмены различного рода финансовых вливаний в неэффективные предприятия
и отрасли и выделение федеральных бюджетных кредитов тем регионам,
которые обеспечивают поступательное продвижение к рынку и рост
благосостояния граждан;
- создание налоговой системы, стимулирующей развитие экономического
базиса, а это – снижение налогового бремени для предприятий –
производителей конкурентоспособных товаров, услуг;
- государственное стимулирование инвестиций различными методами
(ценообразование, кредитование, валютное финансирование и др.).
Таким образом, совершенствование налогообложения неразрывно связано с
созданием прочного экономического базиса и стабильных политических условий
общественного развития. От того, как скоро это будет создано, зависит
формирование устойчивых предпосылок для постепенного превращения системы
налогообложения в фактор экономического роста.
Список использованных источников и литературы.
1) Т.Ф.Юткина «Налоги и налогообложение»: Москва, ИНФРА-М, 1999 г.
2) Г.Ю.Касьянова «Учет-2000: бухгалтерский и налоговый», Москва:
Издательско-консультационная компания «Статус-Кво», 2000 г.
3) М.Л.Макальская «Бухгалтерский учет и налогообложение на малых
предприятиях», справочное пособие: Москва, АО «ДИС», 1998 г.
4) Б.А.Райзберг «Курс экономики»: ИНФРА-М, 1998 г.
5) В.М.Прудников «Налоговая система РФ»: Сборник нормативных документов,
М:ИНФРА-М, 1998 г.
6) А.М.Ковалева «Финансы»: Учебное пособие, Москва. 1998 г.
7) Налоговый кодекс. Общая часть. Комментарии С.Д.Шаталова – М.:
Международный центр финансово-экономического развития, 1999 г.
8) Налоги РФ. Сборник нормативных документов – Москва, 1998 г.
9) В.Блюменфельд «Большие проблемы малого бизнеса»: Экономика и жизнь,1997
г.
10) Инструкция ГосНИ РФ от 11 октября 1995 г. «О порядке исчисления и
уплаты налога на добавленную стоимость»: Сборник нормативных актов, Москва
1997 г.
11) Инструкция ГосНИ РФ от 10 августа 1995 г. «О порядке исчисления и
уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций»: Сборник
нормативных актов, Москва 1997 г.
12) А.Я.Лившиц, И.Н.Никулина «Введение в рыночную экономику»: Москва,
Высшая школа, 1998 г.
13) Ю.А.Львов «Основы экономики и организации бизнеса» - Спб.: ГМП
«Фармико», 1997 г.
14) В.М.Прудников «Настольная книга бухгалтера» - М.: ИНФРА-М ,1998 г.
15) В.Д.Камаев «Экономика и бизнес» - М.:Издательство МГТУ им. Н.Э.Баумана,
1997 г.
16) И.В.Гуреев «Российское налоговое право». – М.: Экономика, 1998 г.
17) Г.В.Петрова «Налоговое право». Учебник для ВУЗов. – М.: ИНФРА-М-НОРМА,
1997 г.
18) Д.Г.Черник «Налоги в рыночной экономике».- М.: Финансы,1998 г.
19) «Главбух» - Практический журнал для бухгалтера, февраль 1999 г.
20) «Главбух» - Практический журнал для бухгалтера, июль 2000 г.
21) «Налоговые известия Самарской области», журнал, сентябрь 2000 г.
22) А.В.Брызгалин «Налоги и налоговое право». Учебное пособие. – М.:
Аналитика-Пресс, 1997 г.
23) Б.А.Рагозин «Налоговое планирование на предприятиях и в организациях»,
учебное пособие, М.: Налоги и налоговое планирование, 1998 г.
24) А.И.Самоукин, А.Л.Шишов «Теория и практика бизнеса» - М.: Русская
деловая литература, 1998 г.
25) Р.Л.Дернберг «Международное налогообложение» /Пер. с англ. – М.:ЮНИТИ,
1997 г.
26) А.Н.Медведев «Как планировать налоговые платежи». Практическое
руководство для предпринимателей. – М.:ИНФРА-М,1997 г.
27) Ю.И.Любимцев «Финансовые проблемы стабилизации российской экономики» -
М.: Общественное объединение «Гильдия финансистов», 1997 г.
28) Налоговый кодекс. Части 2-4. КС – «Интернет»: Http //www.
consultant.ru.
29) Г.Ю.Касьянова, Е.А.Котко «Документооборот в бухгалтерском и налоговом
учете» - М.: Издательско-консультационная компания «Статус-Кво», 2000 г.
30) И.А.Пархачева «Торговая деятельность: бухгалтерский и налоговый учет» -
М.: «Статус–Кво», 2000 г.
-----------------------
[1] И.Н. Герчиков “Международное коммерческое дело” ,Учебник для ВУЗов,
1998 г.
[2] В.И.Гуреев «Российское налоговое право» - М.: Экономика, 1998 г.
[3] Т.Ф.Юткина «Налоги и налогообложение» – Москва, ИНФРА-М, 1999 г.
[4] Курс экономики: учебник, под ред. Б.А.Райзберга – М.: ИНФРА-М, 1998 г.,
стр.448
[5] Налоговый кодекс издан 31 июля 1998 г., Федеральный Закон №146;
последние изменения от 02 января 2000 г
[6] Г.В.Петрова «Налоговое право». Учебник для ВУЗов – М.: ИНФРА-М-НОРМА,
1997 г.
[7] Федеральный Закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и
отчетности для субъектов малого предпринимательства». Принят Гос. Думой 8
декабря 1995 г.
Страницы: 1, 2
|