Налогообложение в условиях рыночной экономики (на примере предприятия ООО Служба быта)
налоговую систему РФ. Закон не предусматривает чётких границ между
назваными видами платежей, так как всем им присущи черты обязательности и
без эквивалентности, что позволило законодателю все перечисленные платежи
практиковать как налоги.
В законодательстве реализован принцип единства налоговой политики
государства, проявляющийся в установлении закрытого перечня налогов,
действующих на всей территории Российской Федерации. В то же время выделены
три уровня налоговой системы: федеральный, субъектов РФ и местный. Важно
отметить, что отношение налогов к тому или иному уровню осуществляется в
зависимости от компетенции органов законодательной власти в применении
налогового законодательства. На практике это означает, что независимо от
распределения налогов по уровням бюджетной системы принимать решение по
отдельным вопросам взимания налогов (определение конкретных размеров
ставок, расширение перечня налоговых льгот и т. д.) соответствующие органы
власти могут лишь в пределах своей компетенции. Например, предоставление
местным органам власти права распоряжаться частью федеральных налогов (НДС,
налогам на прибыль, подоходным налогам с физических лиц и т. д.) не
являются основанием для изменения по их усмотрению установленного порядка
исчисления и уплаты этих налогов. Следовательно, уровни налоговой системы
не совпадают с уровнем бюджетной системы: если доходы федерального бюджета
в части налоговых поступлений формируются только за счёт федеральных
налогов; то в региональные бюджеты поступают как налоги субъектов РФ, так и
федеральные налоги. Аналогичная картина наблюдается и при формировании
доходов местных бюджетов. Кроме закреплённых за ними местных налогов они
вымогают в себя соответствующую часть федеральных налогов и налогов
субъектов РФ.
Итак, федеральные налоги устанавливаются законодательными актами РФ и
взимаются на всей её территории. Ставки федеральных налогов устанавливаются
Федеральным Собранием Российской Федерации. При этом ставки налогов на
отдельные виды природных ресурсов, акцизов на отдельные виды минерального
сырья и таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ. Льготы по
федеральным налогам могут устанавливаться только федеральными законами о
налогах. Однако органы законодательной (представительской) власти субъектов
РФ и органы местного самоуправления могут вводить дополнительные льготы в
пределах сумм налогов, зачисляемых в их бюджеты. Обоснование права на
налоговую льготу взимается с налогоплательщика.
Налоги субъектов Российской Федерации (республик в составе РФ, краёв,
областей, автономных образований, городов федерального значения)
устанавливается законодательными актами субъектов РФ и действующих на
территории соответствующих субъектов РФ.
Местные налоги устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и
органов местного самоуправления и действуют на территории соответствующих
городов, районов в городах и сельской местности или иного административно -
территориального образования.
Часть налогов, относящихся в соответствии с классификацией к местным,
является обязательной к применению на всей территории РФ (земельный налог,
налог на имущество физических лиц, регистрационный сбор с лиц, занимающихся
предпринимательской деятельностью); другая часть налогов вводится по
решению органов местного самоуправлению (налог с продаж, налог на рекламу и
т. д.).
Трёх уровневую систему налогов РФ можно представить в виде следующей
схемы: (рис. 1)1:
Федеральные налоги.
|Налог на добавленную стоимость. |
|Акцизы на отдельные группы и виды товаров. |
|Налог на прибыль предприятий. |
|Подоходный налог с физических лиц. |
|Налоги – источники образования дорожных фондов. |
|Государственная пошлина. |
|Таможенный тариф. |
|Отчисления на воспроизводство минеральной – сырьевой базы. |
|Платежи за пользование природными ресурсами. |
|Сбор за использование названия «Россия». |
|Налог с наследства или дарения. |
|Налог на покупку иностранных денежных знаков и платёжных документов |
|выраженных в иностранной валюте. |
|Сбор за регистрацию банков и их филиалов. |
|Налог на шорный бизнес. |
|Налоги субъектов Федерации. |
|Налог на имущество предприятий. |
|Лесной доход. |
|Плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из |
|водохозяйственных систем. |
|Сбор на нужды образовательных учреждений. |
|Сбор за регистрацию предприятий. |
Местные налоги.
|Налог на имущество физических лиц. |
|Земельный налог. |
|Целевые сборы с населения и предприятий всех организационно правовых |
|форм на содержание милиции, на благоустройство, образование и другие |
|цели. |
|Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально культурной |
|сферы. |
|Налог на рекламу |
|Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской|
|деятельностью. |
|Налог с продаж. |
|Сбор за право торговли. |
|Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных|
|компьютеров. |
|Лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками. |
|Сбор со сделок, совершаемых на бирже. |
|Сбор за открытие игорного бизнеса. |
|Лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей. |
|Курортный сбор. |
|Налог на строительство объектов производственного назначения в |
|курортной зоне. |
|Сбор за право использования местной символики. |
|Сбор за парковку автотранспорта. Сбор за уборку территории населенных |
|пунктов. |
|Сбор за право проведения кино и телесъёмок. |
|Сбор за участие в бегах на ипподромах. |
|Сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме. |
|Сбор за выдачу ордера на квартиру. |
|Сбор с владельцев собак. |
Рис. 1. Система налогов Российской Федерации.
Налоги могут быть классифицированы не только по уровню компетенции
органов власти, но и по признаку перекладываемости, - прямые и косвенные;
по источнику уплаты – налоги, относимые на увеличение цены товара (работы,
услуги), на финансовые результаты или чистую прибыль; по периодичности
взимания регулярные и не регулярные. Кроме того, налоги можно подразделить
по объектам налогообложения на:
1. Налоги уплачиваемые с прибыли (доходов)% налог на прибыль; налог на
дивиденды; налог на доходы от долевого участия в деятельности других
предприятий и организаций;
2. Налоги взимаемые с выручки от реализации продукции (работ, услуг):
налог на добавленную стоимость; налог на реализацию горюче смазочных
материалов., акцизы; налог на пользователей автодорог; налог на
содержание жилищного фонда и объектов социально – культурной сферы;
сбор за использование наименования «Россия»;
3. Налоги с имущества: налог на имущество предприятий; налог с владельцев
автотранспортных средств (поскольку автотранспортные средства входят в
состав принадлежащего имущества, хотя непосредственный объект
обложения – мощность двигателя транспортного средства); налог на
приобретение транспортных средств (непосредственный объект обложения –
стоимость приобретённого имущества – транспортного средства);
4. Платежи за природные ресурсы: земельный налог; арендная плата за
землю; плата за воду; лесной доход;
5. Налоги с фонда оплаты труда: налог на нужды образовательных
учреждений; сборы на содержание милиции, благоустройство территории и
другие цели;
6. Налоги, уплачиваемые с суммы произведённых затрат: налог на рекламу;
7. Налоги на определенный вид финансовых операций: на операции с ценными
бумагами;
8. Налоги со стоимости исковых заявлений и сделок имущественного
характера: государственная пошлина.
В общем виде структуру налогов, уплачиваемых предприятиями, можно
представить в виде следующей схемы (рис.2.).
Рисунок 2. Структура налогов.
Одна из острейших проблем во взаимоотношениях налогоплательщиков с
налоговыми органами – проблема ответственности за правильность исчисления
налогов, полноту и своевременность их уплаты. В настоящее время
налогоплательщики несут ответственность:
1. За сокрытие или занижение дохода (прибыли) – взыскание всей суммы
сокрытого дохода (прибыли) и штрафа в размере той же суммы; если судом
установлен факт умышленного сокрытия или занижения дохода (прибыли),
приговором либо решением суда по иску налогового органа или прокурора
может быть взыскан в бюджет штраф в пятикратном размере сокрытой или
заниженной суммы;
2. За сокрытие или не учет иного объекта суммы налога и штрафа в размере
той же суммы; за сокрытие или занижение объекта налогообложения,
совершенное повторно (в течении года после наложения штрафа за
предыдущее нарушение), взыскивается соответствующая сумма и штраф в
двукратном размере этой суммы;
3. За отсутствие учёта объектов налогообложения и за ведение учёта объекта
налогообложения с нарушением установленного порядка, повлёкших за собой
сокрытие или занижение дохода за проверяемый период, взыскание штрафа в
размере 10% до начисляемых сумм налога;
4. За задержку уплаты налога - взыскание пени в размере 1/300
действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ неуплаченной суммы налога
за каждый день просрочки платежей начиная с установленного срока
уплаты выявленной (задержанной) суммы налога, если законом не
предусмотрены иные размеры.
В тех случаях, когда плательщик самостоятельно, до проверки налоговым
органом, выявил ошибки, в результате которых не были уплачены суммы налогов
и других обязательных платежей, в установленном порядке внёс исправления в
бухгалтерскую отчётность и в расчёты по налогам и платежам, финансовые
санкции не применяются. Взимание недоимок по налогам и пеней за задержку
уплаты налога производится со счетов налогоплательщиков в бесспорном
порядке. Однако не может быть произведено в бесспорном порядке взыскание с
юридических лиц сумм штрафов, а также сумм сокрытого или заниженного
дохода (прибыли). Поэтому в акте (решении) проверки налогового органа
должно содержаться предложение о добровольной уплате штрафных санкций в
установленный срок. В случае невыполнения данного предложения юридическим
лицом и не обжалования акта проверки действие штрафных санкций
приостанавливается до решения вопроса в названой инстанции.
Действующая с 1992г. налоговая системы РФ крайне не совершенна. Причин
тому много и, прежде всего:
. отсутствие единой законодательной и нормативной базы
налогообложения;
. многочисленность нормативных документов и частое несоответствие
законов и подзаконных актов, регулирующих налоговые отношения,
законам других отраслей права, затрагивающим вопросы регулирования
налоговых отношений;
. нестабильность налогового законодательства, не позволяющая
предпринимателям видеть перспективу своей деятельности;
. чрезмерно жёсткие нормы ответственности за нарушение налогового
законодательства;
. большое количество налогов (более 100) которое затрудняет расчеты с
бюджетом плательщиков налогов;
. достаточно высокая налоговая нагрузка (35,1% валового внутреннего
продукта) не позволяет налоговой системе выполнять регулирующую
(стимулирующую) роль.
. Необходимость регулирования сложившейся в настоящее время налоговой
системы России представляется очевидной. Налоговый кодекс РФ[2]
призван решить такие важнейшие задачи как:
. построение стабильной, единой для РФ налоговой системы с правовым
механизмом взаимодействия всех ее элементов в рамках единого
налогового правового пространства;
. формирование единой налоговой правовой базы;
. создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей
сбалансированность общегосударственных и частных интересов,
способствующей развитию предпринимательства, активизации
инвестиционной деятельности и увеличению богатства государства и ее
граждан;
. развитие налогового федерализма позволяющего обеспечить доходами
федеральный, региональные и местные бюджеты за счет закрепленных за
ними гарантированных налоговых источников;
. снижение общего налогового бремени (до 32,4% ВВП) и уменьшение числа
налогов (до 30);
. совершенствование системы ответственности плательщиков за нарушение
налогового законодательства.
Для налогоплательщиков особо важными являются следующие положения
Налогового Кодекса:
1) Кодекс содержит норму о том, что обязанность по уплате налога считается
исполненной, если налогоплательщик подал в установленный для оплаты
налога срок в банк платежное поручение при наличии достаточных средств на
счете;
2) Кодекс решает вопрос о толковании норм и положений актов налогового
законодательства: их издает орган, принявший документ, либо орган,
указанный в этом акте;
3) Кодекс содержит запрет придавать обратную силу налоговому
законодательству и требование об опубликовании этих актов не менее чем за
месяц до вступления в силу.
4) Новым Налоговым кодексом РФ предусмотрено сокращение числа налогов и
упорядочение их взимания. Так, например, предполагается отмена налогов,
взимаемых с выручки от реализации продукции, работ и услуг (кроме НДС и
акцизов). Это в первую очередь относится к таким налогам, как налог на
пользователей автодорог, налог на содержание жилищного фонда и объектов
социально-культурной сферы.
Вместо налога на доходы от ценных бумаг, взимаемого в соответствии с
законами "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и "О подоходном
налоге с физических лиц", вводится налог на доходы с капитала.
Предполагается поэтапный переход от традиционного имущественного
налогообложения к налогу на недвижимость, включающего, в частности, в
налогооблагаемую базу стоимость земель как специфического вида имущества.
Предусмотрен единый социальный налог, образуемый путем объединения
страховых платежей в Пенсионный фонд, в Фонд социального страхования, в
Фонд обязательного медицинского страхования и в Фонд занятости.
Появляются и некоторые новые налоги, такие как экологический налог,
налог на пользование недрами, налог на дополнительный доход от добычи
углеводородов и т.д. Экологический налог заменит взимаемые в настоящее
время платежи за сбросы и выбросы загрязняющих веществ, захоронение
отходов и другие вредные воздействия на окружающую среду. Вместо
взимаемой в настоящее время платы за воду, забираемую промышленными
предприятиями из водохозяйственных систем, введен новый налог, который
будут уплачивать и пользователи водных объектов без забора воды.
Наиболее актуальный вопрос, нашедший свое решение в Налоговом кодексе,
- распределение полномочий федеральных органов власти субъектов РФ и
органов местного самоуправления, т.е. налоговый федерализм. Полномочия
распределены между уровнями власти и местным самоуправлением исходя из
положения, что все федеральные, региональные и местные налоги и сборы -
элементы единой налоговой системы РФ. Предусматривается установление
правовых механизмов взаимодействия этих элементов.
Органам законодательной власти субъектов Федерации и органа местного
самоуправления предоставляется право самостоятельно устанавливать и
прекращать действие региональных и местных налогов (сборов), изменять их
ставки, предоставлять налоговые льготы. Классификация налогов и сборов на
федеральные, региональные и местные соответствует разделению полномочий
законодательных (представительных) органов власти РФ, субъектов РФ и
органов местного самоуправления по введению или отмене налогов или сборов
на соответствующей подведомственной территории.
Установление исчерпывающего перечня федеральных, региональных и
местных налогов и сборов должно воспрепятствовать созданию несовместимых
налоговых схем в регионах и на местах, возникновению конфликтных ситуаций
в результате межбюджетного соперничества, что будет способствовать
сохранению единого Российского государства. Согласно новому Налоговому
кодексу бюджеты всех уровней обеспечиваются собственными закрепленными
источниками доходов. Одновременно предусматривается сохранение
регулирующих федеральных налогов. Региональные органы власти могут
принимать аналогичные решения по введению регулирующих региональных
налогов.
Федеральные налоги взимаются по всей территории России в одинаковом
порядке, устанавливаемом федеральным законодательством. К ним Налоговый
кодекс относит: НДС, акцизы, налог на прибыль, налог на доходы от
капитала, подоходный налог на доходы с физических лиц, социальный налог,
госпошлину, таможенные платежи, экологический налог, налог на пользование
недрами и налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налог на
дополнительный доход от добычи углеводов, водный налог, федеральные
лицензионные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира и
водными биологическими ресурсами, лесной налог.
К региональным налогам отнесены: налог на имущество предприятий
(организаций), налог на недвижимость, дорожный и транспортные налоги,
региональные лицензионные сборы, налог на игорный бизнес, налог с продаж.
Местными налогами станут: земельный налог, налог на имущество физических
лиц, налог на рекламу, налог на наследование и дарение, местные
лицензионные сборы.
Налоговый кодекс РФ в значительной части должен стать законом прямого
действия. Это касается, прежде всего, обеспечения прав и обязанностей
участников налоговых отношений; единства и ясности установления процедур
и механизмов исполнения налогового обязательства; проведения налоговых
проверок, обжалования действий контролирующих органов.
4 марта 1998г. был принят закон "О федеральном бюджете на 1998г." и
одобрен Советом Федерации 12 марта 1998г[3]. Ст. 1. Учитывая
обязательства взятые на себя Правительством РФ, установить в качестве
основных целей экономической политики на 1998 год:
- рост валового внутреннего продукта и продукции промышленного производства
не менее чем на 2 %;
- прекращение спада сельскохозяйственного производства;
- создание условий для переориентации финансовых потоков в реальный сектор
экономики;
- формирование условий справедливой конкуренции на внутреннем рынке, в том
числе за счет снижения средневзвешенной ставки таможенного тарифа по
сравнению с фактическим уровнем 1997 года не более чем на 1 %;
- снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей и повышение уровня
собираемости налогов;
- выполнение всех принимаемых государством финансовых обязательств перед
субъектами хозяйственной деятельности и населением;
- рост реальных располагаемых денежных доходов населения не менее чем на 3
процента;
- завершение перехода на казначейскую систему исполнения федерального
бюджета;
- поддержание уровня занятости населения Российской Федерации и снижение
числа безработных на менее чем на 500 тыс. человек;
- повышение инвестиционной активности, формирование источников реального
наполнения Бюджета, развитие РФ и на этой основе увеличение по сравнению
с уровнем 1997 года объемов капитальных вложений.
Ст. 2. Утвердить федеральный бюджет на 1998 год по расходам в сумме
499 945,2 млн. рублей и по доходам в сумме 367 548,0 млн. рублей исходя
из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта.
Направить на покрытие дефицита федерального бюджета на 1998 год
поступления из источников:
- внутреннего финансирования в общей сумме 105 830,2 млн. рублей, включая
доходы от эмиссии государственных ценных бумаг;
- внешнего финансирования в обшей сумме 26 567,0 млн. рублей.
Утвердить в составе федерального бюджета на 1998 год Бюджет развития
Российской Федерации на 1998 год в сумме 16 380,4 млн. рублей.
Закон о федеральном бюджете каждый год меняется. Сейчас на данный
момент вступил в силу новый закон "О федеральном бюджете на 2000 год[4].
Который был принят Государственной Думой 3 декабря 1999 года. И одобрен
Советом Федерации 22 декабря 1999 года.
Статья 1. Утвердить федеральный бюджет на 2000 год по расходам в сумме
855 073,0 млн. рублей и по доходам в сумме 797 200,9 млн. рублей исходя
из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 5 350
млрд. рублей и уровня инфляции 18,0 процентов (декабрь 2000 года к
декабрю 1999 года).
Установить предельный размер дефицита федерального бюджета на 2000 год
в сумме 57 872,1 млн. рублей, или 1,08 процента объема валового
внутреннего продукта, и объем повышения доходов федерального бюджета на
2000 год над его расходами (за исключением расходов на обслуживание
государственного долга) не менее 3,18% объема валового внутреннего
продукта.
Статья 2. Правительство РФ вправе направлять в 2000 году на покрытие
дефицита федерального бюджета сальдо поступлений от поступлений от
операций на рынке с государственными ценными бумагами, доходы от
приватизации государственного имущества, сумму превышения доходов над
расходами по государственным запасам драгоценных металлов и камней,
кредиты международных финансовых организаций, правительств иностранных
государств, банков и фирм, остатки средств на счетах по учету средств
федерального бюджета по состоянию на 1 января 2000 года.
В целях покрытия внутригодовых разрывов между текущими доходами и
расходами федерального бюджета на 2000 год разрешить Центральному банку
Российской Федерации приобрести государственные ценные бумаги при их
первичном размещении на сумму 30,0 млрд. рублей с направлением выручки от
реализации указанных бумаг на погашение и обслуживание государственного
долга.
Установить, что государственные ценные бумаги приобретаются
Центральным банком РФ на срок не менее трех месяцев с погашением до 1
января 2001 года с выплатой дохода в размере, соответствующем уровню
инфляции на соответствующий период 2000 года.
Закон "О федеральном бюджете" каждый год меняется, то в связи с
инфляцией, то с объемом курса доллара, то с внутригодовыми разрывами
между текущими доходами и расходами федерального бюджета.
|Виды налогов |1998 г. |2000 г. |
| |млн. |% к ВВП |млн. |% к ВВП|
| |руб. | |руб. | |
|ВВП |2840000 | |5350000 | |
|Налоговые доходы, всего |306975,7|10 |675039,1|12 |
|1 Налог на прибыль предприятий и |48140,6 |1,6 |63448,5 |1,2 |
|организаций | | | | |
|2 НДС |141270,2|4,9 |17489,7 |3,2 |
|3 Акцизы |78700 |2,7 |119938,4|2,2 |
|4 Налог на покупку иностранных |1924,6 |0,06 |1549,9 |0,02 |
|денежных знаков и платежных | | | | |
|документов, выраженных в | | | | |
|иностранной валюте. | | | | |
|5 Лицензионные сборы |400,0 |0,01 |533,7 |0,0 |
|6 Платежи за пользование |8448,4 |0,2 |11112,2 |0,2 |
|природными ресурсами, в том числе:| | | | |
| |3685,8 |0,1 |5350,0 |0,1 |
|Плата за пользование недрами |144,0 |0,0 |47,0 |0,0 |
|Плата за пользование объектами | | | | |
|животного мира и водными |2467,2 |0,08 |681,4 |0,01 |
|биологическими ресурсами |1600,9 |0,05 |3891,0 |0,07 |
|Плата за пользование водными | | |349,0 |0,0 |
|объектами | | | | |
|Земельный налог | | | | |
|Плата за нормативные и | | | | |
|сверхнормативные выбросы и сбросы | | | | |
|вредных веществ, размещение | | | | |
|отходов | | | | |
|Ввозные таможенные пошлины | | |87488,0 |1,6 |
|Вывозные таможенные пошлины | | |84495,2 |1,5 |
|Таможенные пошлины и иные |27091,5 |0,9 | | |
|таможенные сборы и платежи | | | | |
|Прочие налоги, пошлины и сборы |1000,0 |0,03 |3492,7 |0,0 |
|Неналоговые доходы, всего в том |28493,3 |1 |61906,5 |1,2 |
|числе | | | | |
|Доходы от имущества, находящегося |5334,7 |0,1 |25154,9 |0,4 |
|в государственной собственности, | | | | |
|или от деятельности из них: | | | | |
|Перечисление прибыли центрального |2000,0 |0,07 | | |
|банка РФ |8125,5 |0,2 |4920,5 |0,09 |
|Доходы от продажи имущества, | | | | |
|находящегося в государственной |5430,5 |0,2 | | |
|собственности |6883,5 |0,2 |34559,6 |0,6 |
|Доходы от реализации |1869,1 |0,06 |2192,0 |0,04 |
|государственных запасов |850,0 |0,02 | | |
|Доходы от внешнеэкономической | | | | |
|деятельности | | | | |
|Прочие неналоговые доходы | | |3500,0 |0,06 |
|Плата за выделение квот на вылов | | | | |
|водных биологических ресурсов | | |4920,5 |0,09 |
|российскими и иностранными | | | | |
|юридическими лицами | | | | |
|Дивиденды по акциям, принадлежащим| | | | |
|государству | | | | |
|Доходы от сдачи в аренду | | | | |
|имущества, находящегося в | | | | |
|государственной собственности | | | | |
|Доходы от оказания услуг или | | |1349,9 |0,02 |
|компенсации затрат государства в | | | | |
|том числе: | | |200,0 |0,0 |
|консульский сбор в рублевом | | |636,0 |0,01 |
|исчислении | | |231,4 |0,0 |
|плата за выдаваемые паспорта | | | | |
|плата за предоставление информации| | |52,5 |0,0 |
|по единому государственному | | | | |
|реестру налогоплательщику | | |230,0 |0,0 |
|плата за опробирование и клеймение| | |4909,5 |0,09 |
|изделий и сплавов из драгоценных | | |9600,0 |0,1 |
|металлов | | | | |
|прочие доходы | | | | |
|Платежи от государственных | | | | |
|предприятий | | | | |
|Доходы от осуществления | | | | |
|мероприятий по претензионной | | |875,0 |0,2 |
|работе, по восстановлению | | | | |
|принадлежащих Российской Федерации| | | | |
|прав на результаты | | | | |
|научно-исследовательских, | | | | |
|опытно-конструкторских и | | | | |
|технологических работ военного, | | | | |
|специального и двойного назначения| | | | |
| | | | | |
|Прочие поступления от имущества, | | | | |
|находящегося в государственной | | | | |
|собственности, или от деятельности| | | | |
|Средства передаваемые в целевые | | |-330,1 |0,0 |
|бюджетные фонды | | | | |
|Доходы целевых бюджетных фондов, |32079,0 |0,0 |60585,4 |1,1 |
|всего | | | | |
|Федеральный дорожный фонд РФ |21328,0 |0,07 |36048,8 |0,7 |
|Федеральный экологический фонд РФ | | |205,0 |0,0 |
|Государственный фонд борьбы с |300,0 |0,01 |450,0 |0,0 |
|преступностью |3222,0 |0,1 |4980,0 |0,09 |
|Федеральный фонд воспроизводства | | | | |
|минерально-сырьевой базы | | |330,1 |0,0 |
|Федеральный фонд восстановления и | | | | |
|охраны водных объектов | | |5153,9 |0,09 |
|Фонд управления, изучения, | | | | |
|сохранения и воспроизводства |2450,0 |0,08 |13417,6 |0,3 |
|водных биологических ресурсов |1700,0 |0,05 | | |
|Фонд Министерства РФ по атомной | | | | |
|энергии |3007,0 |0,1 | | |
|Фонд развития Федеральной | | | | |
|пограничной службы РФ | | | | |
|Фонд развития таможенной системы | | | | |
|РФ | | | | |
Из данной таблицы, мы можем сделать следующие выводы: что налоговые
доходы, неналоговые доходы и доходы целевых бюджетных фондов увеличились
в связи с инфляцией, повышением курса доллара.
В законе "О федеральном бюджете на 2000г." появились новые платежи и
налоги (плата за нормативные, сверхнормативные выбросы и сбросы вредных
веществ, размещение отходов; ввозные и вывозные таможенные пошлины и
т.д.)
2.2. Прямые налоги.
По платежеспособности налоги классифицируют на прямые и косвенные.
Прямые налоги прямо взимаются с субъекта налога (подоходный налог, с
населения, подоходный налог с предприятий, корпораций, организаций,
налоги в фонд социального страхования и т.д.). Прямые налоги прямо
пропорциональны платежеспособности.
Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги.
Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене.
Виды косвенных налогов: налог на добавленную стоимость (охватывает
широкий диапазон продукции), акцизы (облагается относительно небольшой
перечень избранных товаров), таможенные пошлины.
Прямые налоги подразделяются на реальные и личные.
Объектом налогообложения прямых налогов являются отдельные виды
имущества налогоплательщика (земля, строения), стоимость которых
определяется по кадастру и учитывает среднюю, а не действительную его
доходность. Разновидность реальных налогов зависят от того, какой вид
имущества облагается налогом: земля, дом, промысел, ценные бумаги. Ставки
реальных налогов обычно пропорциональные. В качестве налоговых льгот чаще
всего применяются необлагаемый минимум и разные вычеты.
В развитых странах реальные налоги применяются, в основном, в системе
местного налогообложения.
Поземельным налогом называется налог, падающий на владельца земли и
имеющий в виде обложение дохода от земли. Объектом этого налога служит
земля. Субъектом этого налога считается собственник земли. Источником
этого налога является доход от земли, т.е. поземельная рента.
Поземельный налог - это один из налогов, существовавших с древнейших
времен.
Во второй половине XIX века значение поземельного налога в доходах
государства относительно уменьшилось в результате введения новых видов
налога, но не утратило своего значения для бюджета.
Преимущество поземельного налога исходит из тех качеств, которыми
обладает земля, и из ее значения в экономической и политической жизни.
Землю, как объект обложения, нельзя утратить. Поэтому финансовая наука
считала, что земля является самым лучшим объектом обложения. По общему
правилу для всех налогов, поземельный налог должен падать на чистый доход
с земли. Способы определения дохода с земли в разное время и в разных
странах были разнообразны.
С развитием техники обложения появились более современные способы и
приемы, в основе которых лежало определение чистого дохода с земли,
кадастр. Кадастр был выгоден и государству, и землевладельцу. С одной
стороны, с его помощью можно было установить более или менее равномерный
поземельный налог. С другой - кадастр не мешал владельцам земли улучшать
культуру земледелия с целью увеличения их дохода. В начале XX века в
финансовой науке было принято определение кадастра как "совокупности всех
мер, служащих к точному определению объекта, т.е. чистого дохода с
Страницы: 1, 2, 3
|