Нравственное воспитание в труде
вызывает жалость и осуждение, поскольку он всегда нуждается в услугах
других, без помощи других живет неряшливо, нерадиво.
Профессор, доктор педагогических наук В.В. Макеев в своей работе
"Педагогика для передовиков" говорит о том, что "свободный творческий труд
есть необходимое условие всестороннего развития личности и ее
самоутверждения".
Трудолюбие является результатом трудового воспитания, обучения и
профессиональной ориентации и выступает как личностное качество, которое
характеризуется прочной потребностно-мотивационной сферой, глубоким
пониманием большой воспитательной силы труда знания и убеждения, умением и
стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу и проявлять
волевые усилия в преодолении тех преград, которые встречаются в процессе
трудовой деятельности.
По Харламову И.Ф. трудолюбие включает в себя следующие структурные
нравственные компоненты:
а) потребность в созидательно-трудовой деятельности и ее здоровые
социальные и личные мотивы;
б) понимание пользы труда для себя и убеждение в его нравственной
благотворительности;
в) наличие трудовых умений и навыков и их постоянное совершенствование;
г) достаточно сильную волю личности.
Важной стороной трудолюбия является глубокое понимание личностью
существенного значения труда в жизни общества и каждого человека, ее
взгляды и убеждения в необходимости вносить свой вклад в развитие
экономики, в создание личного материального благополучия.
Развитие сознательности, взглядов и убеждений по вопросам трудолюбия
осуществляется прежде всего в процессе учебных занятий. Учебный материал
по литературе, языкам, истории и другим предметам содержат много примеров
и фактов, позволяющих раскрывать благотворное влияние труда на
старшеклассника. его чувства и моральное формирование нравственности.
Возвышающая человека роль труда, его одухотворяющая нравственная
сущность ярко освещается в произведениях художественной литературы.
Благородство труда воспевали А.Н. Некрасов, М.А. Шолохов, Я. Купала, Я.
Колас и другие писатели. Глубокое осмысление и овладение этим материалом не
только расширяет кругозор учащихся по вопросам и роли труда в жизни
общества, но и позволяет им осознавать его большое значение в личностном
развитии человека, закладывает основы их взглядов и убеждений.
Добровольное отношение к труду и честность – основа нравственности
каждого труженика. Деньги, материальные ценности. нажитые нечестно,
приводят человека к духовному и нравственному падению, преступности.
Свободный и честный труд, оцениваемый справедливо, является
нравственной основой подлинно демократического общества.
Широкие возможности в этом плане предоставляют также разнообразные
формы морально-познавательной деятельности учащихся в системе внеклассной
работы. Различные вопросы о роли труда в улучшении благосостояния народа
раскрываются в этических беседах, лекциях, докладах, на классных часах.
Профессор, доктор педагогических наук В.Д. Макеев отмечает, что "в
условиях конкретных рыночных отношений у труженика проявляется стремление
продуктивно работать на себя и на общество. Чтобы работник трудился
высокопроизводительно, ему необходимы интеллект, информированность и
увлеченность делом. Трудолюбие в современном демократическом обществе
характеризуется высоким уровнем профессионализма, компетентностью,
изобретательностью, умением работать честно, на основе сотрудничества".
Общественно полезный труд формирует нравственные черты. Трудовое
воспитание – один из основных путей формирования личности. А.С. Макаренко
выразил эту мысль в ясной и четкой форме:
"Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание
нетрудовое. В воспитательной работе труд должен быть одним из самых
основных элементов".
Правильно поставленное трудовое воспитание и обучение, непосредственное
участие школьников в общественно полезном производительном труде являются
незаменимым фактором гражданского становления, нравственного и
интеллектуального формирования личности.
Основные условия трудового воспитания - включать детей в посильный и
полезный труд уже в дошкольном возрасте.
Если труд правильно организован и способствует формированию таких
нравственных черт личности, как трудолюбие, аккуратность, настойчивость,
целеустремленность, это еще не решение воспитательной задачи.
Воспитывает не столько сам труд, сколько те коллективные, общественные
отношения, в которые включается школьник в процессе труда.
Труд становится по-настоящему воспитывающим фактором при следующих
условиях:
1. Труд учащихся должен быть общественно полезным трудом. Школьник
должен осознавать, что его труд представляет определенную общественную
значимость, приносит пользу людям, коллективу, обществу. Это может быть
труд на пользу школе (работа на пришкольном участке, оформление школы,
ремонт школьной мебели и учебных пособий, благоустройство и озеленение
школьного двора, строительство школьной спортивной площадки).
2. Результатом труда обязательно должен быть полезный продукт, имеющий
определенную общественную ценность. Школьник должен ясно, зримо видеть
реальные результаты своего труда. Здесь очень важно на деле знакомить
школьника с общественным назначением цели его труда, показать ученику кому
нужен его труд. Но если школьники не видят, что их работа приносит пользу,
у них пропадает всякое желание трудиться, они работают по принуждению,
неохотно.
3. Труд школьника должен быть коллективным. Коллективный труд – это
совместное выполнение общих трудовых задач, это труд, объединенный общей
целью. Только такой труд вырабатывает умение подчинять свое поведение в
интересах коллектива. Именно в коллективе формируются и проявляются
нравственные качества каждого труженика. Коллективный труд позволяет
ставить и решать задачи, выполнение которых не под силу каждому отдельному
человеку, дает возможность школьникам приобрести опыт трудовой взаимопомощи
и солидарности.
4. Труд школьника должен быть инициативным. Желательно, чтобы он был
творческим, предоставлял школьникам возможность проявить инициативу,
стремиться к новому, поискам. Чем больше интеллектуальных усилий требует
труд, тем с большей готовностью занимаются им школьники.
5. В труде должны применяться различные формы самоуправления,
самоорганизации и самодеятельности. Самокоординация помогает развивать
самостоятельность, навыки руководства и подчинения, творческую инициативу,
чувство ответственности.
6. Труд школьников должен быть посильным для них. Если труд непосилен,
то он угнетающе действует на психику и ученик может потерять веру в себя,
отказываясь выполнять даже посильную работу.
7. При возможности труд школьников должен быть увязан с их учебной
деятельностью. Взаимосвязь между теоретическими знаниями школьников и их
практической трудовой деятельностью.
8. Совершенно недопустимо наказание школьников трудом. Труд
воспитывает тогда, когда он не является для школьника принуждением,
наказанием. В воспитательных целях можно наказывать школьника лишением
права трудиться в коллективе и с коллективом.
9. Необходимо требовать от школьника не просто выполнения работы, а
тщательного, аккуратного, добросовестного выполнения, бережного отношения к
оборудованию, материалам, орудиям труда.
Если все указанные условия соблюдаются, то труд для старшеклассников
становится весьма привлекательной деятельностью, вызывает у них чувство
большого морального удовлетворения. В таком труде они приобретают
практический опыт правильного общественного поведения, формируется такая
нравственная черта, как уважение к людям труда.
5. Нравственное воспитание в труде
во внешкольной, внеклассной деятельности
Важное место в системе трудового воспитания учащихся занимает
организация внешкольной работы – работа кружков, мероприятия по
профориентации- встречи с тружениками промышленности и сельского хозяйства,
конференции, вечера, читательские конференции, и внешкольной работы –
экскурсии не предприятия и учреждения, помощь колхозам, совхозам, стройкам,
а также сбор макулатуры и металлолома.
Особое значение также занимает летняя работа, направленная на сочетание
труда и отдыха. Она может включать труд на учебно-производственном участке,
работу по строительству и ремонту различных хозяйственных объектов,
чередование с экскурсиями, походами, занятиями спортом.
Воспитательное значение учебной и внеклассной работы в формировании
трудолюбия старшеклассников, их взглядов и убеждений зависит от ее
содержательности, эмоциональности и умелого учета особенностей школьников.
В структуре трудолюбия как нравственно личностного качества, пожалуй,
чуть ли не главным является трудовые умения и навыки, умелость личности
в различных видах производительной деятельности.
Производительный труд во внеклассной работе организуется руководителем
школы, органами самоуправления и общественными организациями. В него входит
трудовая производственная практика. По окончании учебного года
старшеклассники включаются в кратковременный производительный труд на
фабриках и заводах, предприятиях сферы обслуживания, в кооперативах, на
пришкольных участках, лагерях труда и отдыха. В течении всего года
школьники могут работать во вне учебное время..
Всякий производительный труд школьников должен быть оплачиваемым.
Самостоятельно заработанные деньги учат детей бережливости, хозяйственному
подходу к организации собственной жизни, самостоятельности, изживанию
иждивенческой психологии, умению соизмерять удовлетворение потребностей с
реальными возможностями. Эффективный, производительный, полезный обществу
труд школьников закрепляет их умения и навыки, развивает общественную
активность, создает основу для делового общения в коллективе,
совершенствует волю и такие важные нравственные черты характера, как:
дисциплинированность, ответственность, инициатива, точность и
исполнительность.
Общественно значимый, результативный труд включает в себя такие виды
общественно полезной деятельности, как сбор металлолома, макулатуры,
лекарственных растений, даров леса; у школьников развивается понимание
необходимости органического сочетания общественного интереса личным,
воспитываются такие нравственные черты, как: чувство долга перед людьми и
обществом, патриотизм и интернационализм, самосознание , чувство красоты
человеческой личности.
Бытовой самообслуживающий труд имеет целью удовлетворение бытовых
потребностей семьи или коллектива. Эта работа эффективна, когда посильна и
содержит в себе коллективистскую направленность: обеспечивает не только
личные нужды , но и потребности других членов семьи, школьных коллективов.
"Побуждающим школьника к бытовому труду фактором становится постепенно
укрепляющееся сознание возможности и необходимости обеспечивать собственным
трудом свои нужды. Большое значение имеет и нравственное удовлетворение,
рождаемое сознанием содеянного добра на общую пользу" (Лихачев Б.П.
Педагогический курс лекций. – М. Юрайт, 1998 г. стр 248-260).
Общественно полезный труд одновременно и средство и фактор морального
воспитания.
Спецификой взаимосвязи трудовой деятельности нравственного воспитания
школьников является то, что уровень нравственных качеств учащихся в этом
процессе нестабилен, он может или повышаться или понижаться.
Благодаря общению в труде дети развиваются более гармонично, проявляют
свой нравственный потенциал. Однако не любая работа может быть общественно
значимой. Нередко в коллективе двое – трое ребят неохотно выполняют
порученное дело, не испытывают потребности трудиться. Другие ученики
проявляют высоконравственные качества, труд в коллективе доставляет им
радость. Они вкладывают в выполнение трудового задания и физические и
умственные способности.
Необходимо подчеркнуть, что хорошо организованный общественно полезный
труд – благодатное поле для воспитания нравственного сознания и поступков.
Учащиеся старшего возраста редко задумываются над последствием своего
неправильного поведения, многие проступки совершают неосознанно. Это
показали наблюдения, Это показали наблюдения разного отношения к труду
учащихся Бадаменской средней школы Масаллинского района, которые
обрабатывают колхозный плодовый сад, хотя каждый класс имеет определенный
объект работы. Наблюдения проводились классными руководителями,
преподавателями по трудовому обучению и другим дисциплинам. Вместе выявили
и взяли на заметку учащихся с разными трудовыми навыками. Предполагаемое
количество учащихся с низким уровнем отношения к общественно полезному
труду оказалось незначительным (в каждом классе 1-4 человека). Трудолюбивых
было больше (5-6 человек). Число нарушителей дисциплины в действительности
возросло , в их среде были и вполне дисциплинированные учащиеся, которые на
уроках, (в том числе на занятиях по трудовому обучению) и в кружках
отличались своей добросовестностью, в саду они вели себя безобразно,
некоторые попали под влияние тех, кто бравировал своим пренебрежением к
труду.
В сфере трудовой деятельности все учащиеся имеют определенный опыт,
навыки, в меру своих возможностей могут качественно выполнять порученную им
работу. В чем же причины проявления нерадивого отношения к труду?
Это зависит от уровня морально-нравственной подготовки ученика (его
потребности в труде, понимания роли исполнительской дисциплины, чувства
ответственности, воли и т.д.).
Нередко в процессе общей работы вредные поступки заражают коллектив в
большей степени, нежели положительные. Поэтому для успешного выполнения
любой работы, требующей волевых усилий и умений, надо акцентировать
внимание на нравственных аспектах. Выделять из среды учащихся тех, морально
(психологически) устойчив и менее устойчив. Это решающий фактор в
организации любого вида труда.
Сознательное отношение к труду, духовная потребность, исполнительность
прочные деловые навыки и умения – воспитательной работы школы. Ведь
общественно полезный труд организуется в основном в коллективе и каждый его
член обязан предостеречь другого от повторения ошибок, чувствовать общую
ответственность. Качество коллективной ответственности формируется в труде,
и на уроке, и в клубе.
Общественно полезный труд оказывает воздействие на нравственное
воспитание личности, если осуществляется в деловой обстановке, если
организаторы поощряют трудовое усердие, патриотические чувства,
дисциплинированность учащихся.
Некоторые педагоги задают вопрос: можно ли наказывать трудом? Если
принуждать ученика к выполнению работ, то какая это связь с нравственным
воспитанием?
Разве может оказывать отрицательное влияние на нравственность ученика
работа, выполняемая в интересах коллектива, для пользы общества?
Можно ли говорить об отрицательном влиянии труда на нравственность
учащегося, если он привлекается к труду, который приносит пользу только
определённым личностям?
К.Д Ушинский указывал на то, что принудительный труд в пользу другого
отрицательно сказывается на развитии человеческой личности.
"Общественно полезный труд и нравственное воспитание –
взаимодополняющие факторы, связь между ними не односторонняя, а
всесторонняя, вытекающая из их природы и характера" (Гуламов Г. Взаимосвязь
общественно полезного труда и нравственного воспитания учащегося /
Советская педагогика, 1991, №4, с21-22.)
Именно эвристический, нравственный, эстетический замысел труда может
удерживать ученика в поле трудового напряжения: подпитывать терпение,
высвечивать смысл повседневных кропотливых, тонких, а часто и неприятных
забот, связывать приобретаемые знания и умения с эмоциональными и волевыми
усилиями.
Тренируя в самоопределении трудностей, важно обучать правильным приёмам
и умениям, дозировать требования с учётом индивидуальных особенностей.
В период взросления необходимо заботится о нравственности,
гуманистическом смысле труда. В опыт старшеклассников входят такие дела,
которые сопряжены с заботой о людях, о природе, об условиях жизни. Нужны
дела как кратковременные, так и длительные, рассчитанные на несколько
поколений школьников, способные стать традициями воспитательной системы.
Философия, благотворительность...
Какие славные источники для нравственного воспитания детей и юношества.
Но одно дело, когда ребёнок помогает инвалиду, старому, бедному, человеку
толикой денег, полученных от родителей, совсем иное, – когда из
заработанных своим трудом. А как хорошо, когда благотворительная
деятельность сливается с трудовой, когда деньги заработанные в домах
престарелых, больницах, помогают пенсионерам на дому.
Всякий честный добросовестный труд высоконравственен, а тут в двойне.
"Молодёжь надо учить отличать истинную благотворительность честных
тружеников от показной благотворительности проходимцев, нуворишей,
обдирающих сограждан на миллионы, и помогающих на рубли. Но особенно важно
добиваться понимания простой истины: главное средство избавления от
бедности, повышения благосостояния всех и каждого - это усиление
эффективности труда, это ответственное отношение каждого к своей работе и
её результатам".
(Аверчиев Ю.П. Нужна ли трудовая подготовка школьников?
/ Советские педагоги 1991, №12 с.38-40)
Труд учащихся старшей школьной ступени – это, прежде всего сфера
самоопределения личности. С его помощью формируются способности,
определяющие индивидуальность воспитанника, область его профессионального
призвания – до их уровня подтягивается нравственная, социальная зрелость
личности. Для старшеклассников необходимо существенно увеличить трудовой
радиус всего круга школьной жизни. В соответствии с образовательным
профилем следует усилить технический, научный, художественный,
экологический и другие аспекты труда старшеклассников, используя
возможности научно-производительного и культурного окружения школы. Не
утрачивают своего значения и другие источники приобщения к труду: развитие
трудовых увлечении, углубление в историю, культуру, народное художественное
творчество, исторических памятников, изготовление национальной одежды и
украшений, художественных изделий.
Трудовая подготовка студентов торгово-экономического техникума
осуществляется на уроках, лабораторных занятиях, во вне урочное время.
Здесь важно соблюдение культуры труда.
На лабораторных занятиях по технологии приготовлении пищи учащиеся
соблюдают нормы санитарии и гигиены, их учат пользоваться инвентарем и
оборудованием, содержать свое рабочие место в чистоте и порядке.
В летний период ведутся работы по благоустройству техникума. Студенты
занимаются ремонтом своих кабинетов, эстетических оформляют и озеленяют их.
Они участвуют в посадке деревьев, кустарников и цветов во дворе, на
улице, в прилегающем сквере, обеспечивают охрану и уход за зеленными
насаждениями.
Изготавливают и устанавливают скамейки, столики, игровые площадки,
физкультурные "дорожки здоровья", ремонтируют спортивную площадку.
С большим энтузиазмом включаются студенты в производственную практику.
Они вступают во взрослую трудовую жизнь.
Работают на предприятиях, в столовых, в магазинах, в кафе, в
ресторанах. Здесь они получают уроки мастерства, учащиеся пользуются
инвентарем, разбираются в оборудовании, умении культурно и грамотно
обслуживать покупателей, знать технологию приготовления пищи и с
эстетическим вкусом оформлять блюда.
На практике у студентов воспитывается такие чувства как трудолюбие,
профессиональное мастерство, производственные навыки и умения, которые
проявляются в творческом отношении к труду.
Вся трудовая деятельность связывается с развитием гражданского сознания
студентов, патриотических чувств и понимания своего общественного долга.
Каждый воспитанник готовиться стать частью трудового коллектива.
Коллектив влечет за собой товарищество, взаимную поддержку и помощь, у
студентов формируются нравственные черты как чувство ответственности и
долга, товарищеская взаимопомощь, требовательность к себе и другим в
интересах коллектива.
Включение студентов в общественно-полезный труд на производстве
приобщает их к сбережению материальных ценностей, добросовестному отношению
к труду сплочении в коллективе.
6. Формирование нравственных черт личности в
процессе общественно полезного труда в условиях семьи.
В процессе воспитания будущих граждан важная роль принадлежит семье,
поскольку дети большую часть времени проводят дома. "Тот ребенок, который
получил в семье правильное трудовое воспитание, тот в дальнейшем с большим
успехом будет проходить и свою специальную подготовку." (Макаренко А.С.
Соч. т IV , М., 1951, с. 393).
Привлекая старшеклассников к физической работе, важно не только
выработать у них необходимые умения и навыки, но и привить интерес к труду.
Труд, выполняемый с любовью, оказывает большое влияние на нравственное
развитие личности, формирование таких качеств, как дисциплинированность,
прилежание, упорство, организованность.
Подготовка к общественному труду – проблема общесоциальная. В ее
решении велика роль всех факторов, влияющих на развитие личности, школы,
неформальных объединений, средств массово1 информации, искусства и
литературы. Но все же основное влияние на приобщение к труду оказывает
семья, сложившиеся в ней определенные моральные и культурные установки. В
формировании отношения молодого человека к труду нет ничего важнее личного
примера родителей, всех старших членов семьи.
Личный пример в труде и отношение к людям родителей оказывает прямое и
сильное влияние на воспитание детей, которые в крепких и добрых семьях
растут трудолюбивыми и гуманными. Видя как родители помогают соседям,
ухаживают за старшими, трудятся с утра до вечера, дети стараются в свою
очередь облегчить их труд.
Формируется целый комплекс нравственных качеств, столь необходимых во
все времена: скромность, почитание родителей, уважительное отношение к
старшим, не показное гостеприимство, любовь к труду, исполнительность и
честность.
Совместный труд родителей и детей – это и основа формирование личности,
и основа укрепления контактов между родителями и детьми. Честное,
добросовестное отношение к труду всех членов семьи – необходимое условие ее
сплочения, укрепления ее воспитательной силы.
Чем больше у родителей и детей общих дел, тем крепче влияние взрослых
на сыновей и дочерей, тем значительнее сила их примера.
Ребенок видит каким уважением у всех окружающих пользуются его
родители, и ему хочется заслужить в будущем такое же уважение. Он понимает,
что это уважение можно заслужить только честной, трудовой, достойной
жизнью.
Главное в жизни человека – это труд. Именно отношением к работе, к
коллективу, вместе с которым он трудится, измеряется нравственная ценность
человека.
Честно делать дело, уметь даже при самых больших нагрузках не снижать
качество работы – вот основа и человеческой порядочности и гражданского
достоинства.
В воспитании у детей привычки к труду особенно велика роль семьи.
Умелая, дальновидная мать заботится о том, чтобы дочка с раннего
детства помогала ей по настоящему: накрывала на стол. мыла посуду.
Постепенно ее обязанности усложняются – она учится пеленать брата, покупать
хлеб, молоко, овощи, убирать квартиру. Мать учит ее готовить, вязать, шить.
Сначала они делают работу вместе, а потом дочка выполняет ее
самостоятельно. Если получилось плохо, мама попросит переделать и помогает
при этом, если хорошо – не поскупиться на похвалу. Так рождается
прилежание. Научившись работать, дети начинают с уважением относится к
труду окружающих.
Сыновья видят, как отец с удовольствием выполняет работу да дому. Его
пример очень важен для детей. Сыновья без принуждения делают любую работу,
если и для отца она стала привычкой, с удовольствием помогают ему.
Сын относит в ремонт обувь, вещи – в химчистку. Отец учит сыновей
пользоваться инструментами, пилить, строгать, работать ловко, быстро,
аккуратно. У детей формируется нравственные качества в труде, такие как:
доброта, трудолюбие.
Необходимо, чтобы у школьника было любимое дело. Обычно увлеченность
каким-нибудь трудом передают детям родители.
Когда, ребенок видит, с каким удовольствием они трудятся, у него
возникает желание поработать самому.
Чтобы поддержать интерес к труду, ребятам надо врем от времени поручать
дело, непривычное для них, способное захватить своей новизной; дать
творческую задачу и избегать изменений оценки при ее решении.
Особой примечательностью для подростков обладает труд, связанный с
техническим творчеством. Усердие и упорство, рожденное в одном виде
деятельности, постепенно проявляется и в других видах. Вырабатывается
привычка длительное время работать над выполнением одного и того же
задания, доводить дело до конца.
Важней найти старшекласснику дело, в котором чередовалось бы операции
простые и сложные, легкие и трудные, интересные и скучные, поставить его в
позицию организатора и исполнителя.
Если ребенок относится к труду как к вынужденной необходимости, которой
в каждом удобном случае надо избегать, это искалечит его нравственно.
Постоянная занятость ребенка, увлеченность его трудом – надежная
гарантия того, что он не станет пустым, никчемным человеком.
Большую воспитательную роль играет коллективные трудовые дни семьи.
Труд вместе с взрослыми позволяет детям усвоить навыки правильной
ориентации своего рабочего места, рациональные приемы работы, правило
техники безопасности. Можно привлекать детей к благоустройству квартиры,
созданию условий для наиболее полноценного отдыха. Наконец, всегда есть
потребность в благоустройстве своей улицы, своего квартала, где можно
организовать коллективные дела совместно с соседями.
Актуальны слова великого русского педагога К.Д. Ушинского: "Самое
воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для
счастья, а приговорить его к труду жизни".
Заключение.
Итак, осуществленное в рамках данной работы исследование подтвердило
актуальность проблемы нравственного воспитания в труде в
общеобразовательной школе.
Воспитание нравственности в труде проникает во все явления общественной
жизни и должно осуществляться всеми педагогическими средствами в процессе
любой педагогически целесообразной деятельности с учащимися.
Труд – главный воспитатель. Необходимо помочь старшеклассникам увидеть
в нем источник развития своих способностей и нравственных качеств,
подготовить молодое поколение к активной трудовой и общественной жизни, к
сознательному выбору профессии. Поэтому основная подготовка к труду
осуществляется на уроках по основам наук, предмету, "Трудовое обучение",
факультативных занятиях, в кружках технического творчества, в ходе
выполнения общественно полезного во внеурочное время.
В этих условиях осуществляется решение задач по формированию у
школьников нравственных черт в процессе трудового обучения.
Материалы дипломной работы дали возможность сделать вывод о том, что
нравственное воспитание учащихся в труде – это целостная система. Участие
школьников в общественно полезном и производительном труде рассматривается
в тесной связи с их умственным, нравственным, эстетическим и физическим
воспитанием и развитием.
Исследованный материал позволил сделать вывод, что труд
старшеклассников должен правильно, педагогически целесообразно организован.
Учащиеся познают в труде окружающую действительность, систематизируя и
закрепляя знания, ученик закрепляет свой кругозор. Он становится более
прилежным в учебе, начинает интересоваться техникой, производством. Все это
превращает труд в активный стимул для получения новых знаний. Педагоги
стараются воспитать в школьниках нравственное отношение к труду, вызвать
интерес к работе, добиться оказания ими полезности своего труда для
общества, помогают увидеть перспективы его развития.
В процессе труда учащиеся контактируют с коллективом взрослых,
знакомятся с передовиками производства, с жизнью своего предприятия. Такая
организация трудового воспитания способствует пробуждению любви к труду,
возникновению потребности трудиться на общую пользу, выработка навыков
коллективной деятельности, зарождению творческого отношения к труду
учащихся. Эти нравственные черты позволяют ребенку подготовиться к будущей
жизни.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сделать
вывод, что нравственное отношение к труду выражается в заботе об интересах
всего общества. Познание радости труда для людей, радости труда в
коллективе превращает труд в потребность, служит источником моральных
чувств школьника.
Единство цели, совместная работа, общие переживания, помощь товарищем в
будет воспитываться в ребятах нравственные черты как верная дружба,
понимание интересов коллектива, бескорыстность.
Труд всегда был источником красоты, нравственное воспитание в труде
позволяет учащимся непосредственно воспринимать красоту труда,
почувствовать его преобразующую силу, его привлекательность. Задача
нравственного воспитания в школе – сделать труд учащегося нравственно
значимым.
Из организационных форм общественно полезного производительного труда в
старших классах получили должное признание и распространение на селе:
ученические производственные бригады, в городе межшкольные мастерские,
учебно-производственные комбинаты, учебные цеха на предприятиях.
Очень важна организация коллективного труда, объединяющего интересы
школьников, где развиваются нравственные черты: дружба, взаимопомощь,
коллективное творчество в труде, устанавливать взаимозависимость и
согласованность в труде, атмосферу высокой моральной и материальной
ответственности, критики и самокритики.
Анализ исследуемых материалов позволяет прийти к выводу, что
самообслуживанием школьники этого возраста могут оказывать действенную
помощь родителям, приняв на себя часть домашних забот. Это воспитывает у
школьников инициативу, самостоятельность в работе, сознательную дисциплину,
деловитость, чувство ответственности за порученное дело, хозяйственность,
привычку проявлять заботу о других. Все эти нравственные взгляды и
обучение складываются на пороге юности, играющие важную роль у
старшеклассников сознательного отношения к трудовой деятельности.
Труд является практическим условием воспитания нравственных качеств,
надежным рукотворным средством создания тончащей материи – духовного облика
ребенка.
В процессе поэтического формирования готовности к труду, в духовном
мире ребенка происходит формирование социально-экономического,
нравственного, эстетического мотивов труда.
Проблемы организационного трудоустройства подростков особенно
усложнилась в последнее время. Служба занятости весьма наивно относится к
подросткам, желающим получить временную работу или трудиться неполный день.
Между, тем число ребят, обращающихся в эту организацию, увеличивается с
каждым годом. Фактически нет никакой информации о возможных работах для
подростков, отсутствует система их организованного трудоустройства.
Было выявлено, что в сложной социально-экономической обстановке
затруднены самоопределение и выбор даже у более или менее благополучных
подростков. В старших классах, первое место среди мотивов выбора занимают
"интересная работа" – 68, 5 %, второе – "престижность профессии" – 44, 3 %,
третье – "социальная значимость" (приносить пользу людям) – 30,9 %.
Критерий "материальная заинтересованность" (ничего, кроме заработка)
отодвинулся на девятое место и занимает предпоследнюю строку в списке
определяющих мотивов.
Постепенно проясняется тенденция начала 90-х годов: мотив "хорошо
оплачиваемая работа" уступает место "интересной и престижной работе".
80 % выпускников средней школы продолжают или собираются продолжить
учебу в техникумах, вузах, возрождается ценность высшего образования
Современная российская школа перестает быть организатором трудового
воспитания детей. Разрушается межотраслевой подход к осуществлению трудовой
подготовки и обеспечению занятости подростков. Сужается сфера
организованного труда, в который включены школьники, обедняется его
содержание. Примитивный характер бесплатного труда определяет в целом
негативное нравственное отношение к работе детей.. В школе плохо
прививаются новые формы организации труда детей, адекватные духу рыночных
отношений, стимулирующие, позволяющие им на практике приобщаться к работе в
условиях рынка.
Мы пришли к выводу, что в обществе формируется слой несовершеннолетних,
выбивающихся из нормальной для ребенка колеи социализации. Они бросают
учебу, испытывают физические и нервные перегрузки, легко попадают под
влияние криминальной сферы, деформируется их духовное развитие. Так
создаётся взрывоопасная и криминальная ситуация. Школьники не видят
нравственной красоты труда, у них возникает негативное отношение к труду, и
его необходимо устранить.
Особое внимание всех заинтересованных сторон должно быть сосредоточенно
на содержании труда подростков, создании условий для разнообразной,
посильной и нравственно мотивированной работе.
Современная ситуация в обществе своеобразно отражается на ценностных
ориентациях подростков: меняются установки на материальное благосостояние,
хотя у старшеклассников в последние годы мотив "хорошо оплачиваемая работа"
уступает место "интересной и нравственной работе".
Растёт число подростков нуждающихся во временной работе. Однако пока не
сложилась система их трудоустройства. Её поиск сейчас возможен на уровне
семейно-родственных отношений, дружеских связей.
Принципиальная важность вовлечения подростков в труд, значительный для
личности и общества, требует новых подходов, самостоятельного
финансирования, активизации служб социальной помощи семьям и детям.
Современное общество в период рыночных отношений предъявляет особые
требования к человеку как труженику, поэтому в школе проблема нравственного
воспитания детей в труде должна занимать одно из ведущих мест. Сегодняшний
школьник завтра займёт своё место в общественном производстве и значение
его будет зависеть от того насколько он окажется подготовленным к трудовой
деятельности.
Воспитать творческий подход к труду – высоко-особенная нравственная
задача воспитания.
Решить эту задачу возможно только в том случае, если школа сумеет
привить своим воспитанникам любовь к труду, понимание общественной
необходимости труда, разовьёт всесторонне их способности.
Участие в коллективном труде даёт возможность человеку выработать
правильное нравственное отношение к людям труда.
Воспитывая в труде и для труда, школа должна пробуждать в учащихся дух
коллективизма, желание жить и трудиться в коллективе, учить творить
прекрасное, строить жизнь по законам красоты, воспитывать нового человека в
условиях рыночной экономики.
Библиография
1. Аверичев Ю.П. "Нужна ли трудовая подготовка школьников?" //
"Педагогика", 1991, №12 с. 34-39
2. Батышев С.Я. "Трудовая подготовка школьников: вопросы теории и
методики" – М.: "Педагогика", 1981 с. 68-78, с. 103-120.
3. "Воспитание школьников в труде" под редакцией А.А. Шибанова:
М.: "Педагогика"; 1976
4. Гончаров И.Ф. "Эстетическое воспитание школьников средствами
искусства и действительности. – М. "Педагогика, 1986 – с. 84-96.
5. Гордин А.Ю. "Нравственное воспитание школьников в труде"
издательство "Просвещение" М, 1967 с. 5 –15.
6. Гуламов Г. " Взаимосвязь общественно полезного труда и
нравственного воспитания учащихся" // Сов. "педагогика",
1991 4, с. 21-22
7. Единство идейно-политического, трудового и нравственного
воспитания студентов. Научно методическое пособие для
преподавателей вузов / Донченко В.Н., Волина Э.Л., Преглова Н.Б.
и др., под редакцией Э.Л. Васиной – М.: Высшая школа,
1984 с 102-160
8. Зорова О.А. "Нравственные и эстетические факторы в трудовом
воспитании" Учебно-методическое пособие для вузов – М.:
Высшая школа, 1986 с. 16-28.
9. Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьников" Книга для
учителя . – М; просвещение; 1997, с. 7-24, с. 63-81
10. Копытов А.Д. Трудовая подготовка учащейся молодежи в
условиях рынка. // Педагогика, 1999 № 4, с. 21-26.
11. Крутецкий В.А. Психология; Учебник для учащихся
педагогических. училищ.-2-е изд, перераб. и доп. –М.:
Просвещение, 1986, с. 312-316.
12. Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьников Пособие для
классных руководителей, - М.: Просвещение., 1983 с. 87-109
13. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций; Учебное пособие для
студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК
и ФПК., - М. : Прометей, Юрайт, 1998, с. 248-260
14. Макаев В.В. Педагогика для переводчиков. Учебное пособие для
студентов. Изд. ПГЛУ, 1996, с.54-55.
15. Новожилов Э.Д. Трудовая подготовка школьников в период
экономической реформы // 1992, № 1-2, с. 28-32
16. Пашков А.Г. Труд как средство воспитания // Педагогика, 1992,
№ 7-8 с. 3-10
17. Педагогика : Учебник для институтов физ. культуры
/ под ред. В.В.Белорусовой и И.Н. Решетель, - 2-е изд.,
-М. : Физкультура и спорт, 1986. с. 212-221.
18. Педагогика : Лекции для студентов пед. институтов по курсу
"Педагогике школы". Эксперементальное учебное пособие
в 2-х ч., Часть 1 – Пятигорск, Изд. ПГПИИЯ, 1992г. с.99-116
(составитель и научный редактор В.В. Макаев)
18. Педагогическая энциклопедия, т.4
изд-во "Советская энциклопедия", М., 1968, с 308-317.
19. Подросток в семье / Сост. И.Я. Наумченко, Н.Ф. Яковлев, -
Мн. 6 Народная асвета, 1980., с.37-41
20. Психологические основы трудового воспитания школьников
(под ред. Э.А. Фарапоновой. – М : Педагогика, 1988, с. 36-76.
21. Степаненков Н.К. Педагогика : Учебное пособие. Мн.: изд.
Скакун, 1998, с. 242-260.
22. Учитель по имени труд / Сост. Л.Н. Гущин, В.Р. Хилтунен, - М.
Политиздат, 1986. – с. 60-66, с.100-115.
23. Харланов И.Ф. Педагогика : Учебное пособие. – 4-е изд., М. :
Гардарики, 1999, - с. 363-405.
24. Черепанова И.Б. Дети взрослеют в труде. – М.: Педагогика,
1990, с. 13-20, с. 98-104.
25. Шемякин Б.П. Экономическое воспитание школьников.
Вопросы теории и методики. – М: Педагогика, 1986 с. 83-90.
Страницы: 1, 2
|