Рефераты

Объединения предпринимателей

Объединения предпринимателей

Джон Салливан исполнительный директор Центра международного

частного предпринимательства (CIPE)

Данный материал был разработан в рамках Проекта по развитию

институционных партнерств, финансируемого Агентством международного

развития США (USAID). Контроль за выполнением проекта осуществлял Совет по

международным исследованиям и обменам (IREX).

Economic Reform Today, Number 2, 1995

Объединения предпринимателей и демократическая реформа

В то время, как большинство групп, включившихся в процесс

демократической реформы с ориентацией на рынок, хорошо понимают важные

принципы экономической политики, такие как макроэкономическая стабилизация,

либерализация торговли и приватизация для осуществления этой политики,

вероятно, существует недооценка политической стороны процесса реформ. Эта

сторона играет существенно важную роль, так как в демократическом обществе

трудно продолжать экономическую реформу, если она проходит вне рамок

политического процесса.

Опыт реформируемых стран показывает, что экономическая реформа

невозможна без поддержки Объединений бизнесменов, выступающих в защиту

реформы в самых различных формах. Концепция защиты играет важную роль при

строительстве демократической системы. В качестве одной из многих групп,

составляющих гражданское общество, Объединения предпринимателей играют

значительно большую роль по сравнению с группами по защите особых

интересов, которые воздействуют на законодательные органы государства.

Группы предпринимателей представляют важный слой общества, который

стимулирует экономический рост через создание товаров и услуг, а также

рабочих мест, обусловленных ими. Надо, чтобы к их голосу прислушивались в

процессе принятия политических решений, если мы хотим, чтобы этот процесс

протекал с подлинно демократических рамках.

Однако нельзя забывать, что не все Объединения бизнесменов будут

выступать в пользу реформ. Фактически решающую роль играют два ключевых

обстоятельства, которые во многом предопределяют отношение таких групп к

рыночной реформе: типы компаний и фирм и их взаимоотношения с государством.

Если в Объединениях главенствующую роль играют фирмы, зависящие от

государства ради особых привилегий, они будут насаждать фаворитизм и

антирыночные экономические тенденции. Хотя на первый взгляд цели и

структура Объединений деловых людей может выступать в качестве

эзотерического аспекта, они в значительной степени воздействуют на то, как

протекает реформа во вновь создаваемом демократическом обществе.

Объединения деловых людей и реформа

Солидарные друг с другом компании и фирмы могут осуществлять и обычно

осуществляют через свои Объединения политическое влияние на законодательные

предложения, затрагивающие их интересы. Это может найти свое выражение в

различных формах, которые могут двинуть вперед или затормозить рыночную

реформу. То, как это проводят Объединения деловых людей также зависит от

того, учреждена ли организация в рамках публичного права при обязательном

членстве, или она является чисто добровольным Объединением, о которой

говорилось в нашей статье о типах торговых палат (см. с. 4).

Наиболее распространенным способом, по которому Объединения с

добровольным членством могут продвигать реформу, является отстаивание такой

политики, которая способствует конкуренции и открытости рынков. Эти

Объединения могут прямо выступать в защиту конкретного законодательного

решения. Они также могут выступать с законодательной инициативой, используя

каналы связи с политическими деятелями, ответственными за принятие решений.

Например, Торговая палата США представляет ежегодно перечень первоочередных

задач для деловых людей страны Президенту Соединенных Штатов. Эта повестка

дня отражает отношение Палаты к конкретным законодательным вопросам, а

также формулирует в общем виде цели своей политики и информирует

политических деятелей исполнительной ветви власти о своем понимании

руководства страной. Эта информация используется при формулировании будущих

политических ориентиров, а также при принятии конкретных политических

решений.

Все Объединения деловых людей смогут способствовать реформам,

поддерживая научно-исследовательские учреждения, известные под названием

"мозговых центров", выступающих за конкретные политические меры через свои

научные издания, а также через анализ предстоящих законодательных решений.

Они могут оценивать издержки и преимущества принимаемых законов по

отношению к частному сектору в целом и/или к конкретному

предпринимательскому сообществу, которое они представляют. Затем они

информируют законодателей об этих издержках и преимуществах перед

проведением голосования. Одним из "мозговых центров", который стал играть

такую роль, является Центр экономической ориентации в Доминиканской

Республике, основанный в 1985 г. Подобную роль играет Институт свободы и

демократии (1ЬО) в Перу. В силу своей важной роли, которую они осуществляют

в процессе демократических реформ, Центр международного частного

предпринимательства (С1РЕ) оказал поддержку этим двум Институтам, а также

другим подобным организациям в многочисленных развивающихся странах с

переходной экономикой.

Объединения деловых людей могут также поддержать демократические

реформы через обучение предпринимателей на местах различным аспектам

организационной работы и предпринимательскому менеджменту в условиях

рыночной экономики. Институт управления во Львове на Украине и Венгерский

институт менеджмента в Будапеште предлагают современные программы

подготовки предпринимателей. В этих и других странах с переходной

экономикой подготовка предпринимателей играет жизненно важную роль в

обеспечении поступательного хода продолжающихся реформ, объединяя

население, которое выступает в их поддержку.

Узковедомственный подход

Объединения предпринимательских структур, созданных в рамках

публичного права, подучили распространение во многих развивающихся странах,

в которых до наступления рыночных реформ государство играло ведущую

командную роль в экономике. Эти Объединения часто использовались как

инструменты экономического контроля со стороны правительства. Например, в

Латинской Америке некоторые органы власти заключили широкомасштабные

соглашения с профсоюзами и группами деловых людей, в которых определяются

задания по заработной плате, ценам и другим важнейшим экономическим

параметрам. Хотя эти соглашения укрепляют стабильные экономические условия,

они зачастую ограничивают реакцию рынков на меняющиеся условия, а также

сужают открытость рынков для конкурирующих фирм, которые не входят в

ключевые организации деловых людей.

Это узковедомственное наследие публичного права зачастую толкает

Объединения деловых людей, находящихся под контролем государства, к

принятию антирыночной политики. Бразилия являет собой разительный пример в

свете этого феномена. Начиная с июля 1994 г. тогдашний Министр финансов, а

нынешний Президент Фернандо Энрике Кордозо начал вводить новую денежную

единицу реал, что способствовало установлению макроэкономической

стабильности. Более стабильная валюта также укрепила покупательную

способность, особенно в отношении импортных товаров, после того, как были

снижены тарифы. Например, тарифы на импортируемые автомашины были снижены в

октябре 1994 г. с 35 до 20%.

В ответ на то, как журнал " Экономист "охарактеризовал Бразилию как

"подлинно узковедомственную систему промышленных торговых палат" (29

апреля, 1955 г., с. 23) Объединение производителей автомобилей оказала

нажим на правительство, и недавно тарифы были подняты до 32%.

Следовательно, хотя бразильские производители автомашин получают выгоды от

более высоких тарифов на ввозимые машины, фирмы, торгующие и обслуживающие

импортные автомашины вероятнее всего пострадают в результате такого

повышения тарифов.

Интересы предпринимателей

На примере Бразилии понятна ошибочность предположения о том, что

предприниматели - это один монолит или иными словами, что все частные

предприятия проявляют общность интересов по отношению к предстоящим

законам. В действительности различные предпринимательские структуры

зачастую имеют диаметрально противоположные взгляды на ряд законодательных

и политических решений.

Полезным методом выявления возможной позиции той или иной фирмы по

отношению к политике реформ является выяснение степени ее зависимости от

государства ради сохранения своей конкурентоспособности. Фирмы, получающие

прибыль благодаря закрытости рынков и другим процедурам, которые сковывают

потенциальных конкурентов, кровно заинтересованы в закреплении своих

прибылей через сохранение существующего положения. Поэтому, они будут

оказывать давление на правительство для сохранения статус-кво и окажутся в

лагере противников реформ.

Это поведение проявляется как в развивающихся странах, так и в

странах с переходной экономикой. Бразильский пример с ввозимыми

автомашинами был многократно

Полезным методом выявления возможной позиции фирмы в вопросе

политики реформ является выяснение степени ее зависимости от государства

ради сохранения свое конкурентоспособности повторен в качестве нормы

поведения торговых палат по всему развивающемуся миру до начала наступления

реформ. Вот почему, по мере развертывания реформ политические деятели и

предприниматели должны поощрять формирование добровольных групп деловых

людей в качестве противовеса узковедомственности торговых палат,

находящихся на иждивении у государства.

При экономике переходного периода, подобно странам Восточной и

Центральной Европы, торговые палаты, связанные с государством, могут также

выступать против реформ. Типичным примером является приватизация. Как

правило, государственные предприятия, запланированные для приватизации,

делают все, чтобы противодействовать ей. Во многих случаях, не только

рабочие озабочены возможной утратой своих рабочих место, но также и

руководители. Наиболее мощными экономическими группами в бывших

социалистических странах в допереходный период являлись директора

крупнейших государственных предприятий. Приватизация только тогда может

быть успешной, когда этому сопротивлению оказывается внимание и

противодействие (Экономическая реформа сегодня. Специальный выпуск,

посвященный приватизации, весна 1993 г. и #1 за 1995 г.)

Публичное или частное право?

Многие бывшие социалистические страны, такие как Польша, планируют

принятие модели палаты на основе публичного права. В то время, пока они

рассматривают такой подход, им полезно вспомнить слова Вацлава Клауса,

Премьера Чешской Республики, помещенные в этом номере (см. с. 8). Принятие

модели публичного права в этих странах связано с риском замедления реформ

из-за создания Объединений деловых людей, выступающих против реформ. Это

противодействие имеет уходит своими корнями во взаимоотношения фирм,

являющихся членами национальных торговых палат как наследниц

централизованного планирования, которое по своей природе узковедомственное.

Поэтому, палаты на основе публичного права при переходной экономике рискуют

попасть в "узковедомственную мышеловку", становясь орудием противодействия

реформам.

Учет модели публичного права

Нельзя утверждать, что палатам на основе публичного права внутренне

присуще неприятие экономических реформ или несовместимость по отношению к

демократии с рыночным подходом. Однако, их роль как инструмента государства

должна учитываться, с тем чтобы уменьшить любые антирыночные проявления,

которые у них могут появиться. В развитых демократиях Западной Европы, где

зародилась модель публичного права, этот учет осуществляется двумя путями.

С одной стороны, частные добровольные группы предпринимателей

возникли для отстаивания интересов своих членов перед государством, являясь

противовесом влиянию палат на основе публичного права. В Германии,

например, Объединение немецких промышленных и торговых палат функционирует

как палата на основе публичного права для решения таких задач как

ученичество и другие виды обучения, а также содействие развитию внешней

торговли. Объединение немецких промышленников, однако, возникла как

организация с добровольным членством, выступающая в защиту деловых людей в

законодательных вопросах и являющаяся мостом для связи с законодателями.

С другой стороны, западноевропейские страны с Объединениями на основе

публичного права также обладают сильными демократическими традициями,

включая институциональные и правовые структуры, предоставляющие большую

свободу для рыночных сил, а также противостоят намерениям государства в

установлении его командной роли над этими Объединениями, а, следовательно,

и над их членами.

Открытое правовое пространство является одним из таких механизмов,

который предоставляет фирмам право апеллировать к правительству через

независимый арбитраж при решении трудовых споров и конфликтов. Прочно

закрепленные права на частную собственность, свободная печать и

подотчетность высоких чиновников играют важную роль при защите от

Объединений деловых людей на основе публичного права, стремящихся подмять

компании, выполняя роль орудия государства.

Ясно, что переходные экономики, а также много других нарождающихся

демократий пока еще не в состоянии извлечь пользу из прочных

демократических традиций и должны это учитывать при решении вопроса о

структурировании Объединений деловых людей. Не целесообразно для них и

заимствование моделей Объединений у других стран без должного учета своей

собственной культуры.

В конечном итоге, - это самое важное соображение при создании

Объединений предпринимателей. Задачей политических деятелей является

создание условий, при которых реформы будут пользоваться поддержкой, в

форме здоровых экономик, в которых поощряется предпринимательская

деятельность и создаются малые предприятия. Они также обязаны сделать все,

чтобы и другие демократические институты и традиции, такие как независимый

арбитраж и подотчетность руководителей выступали как противовесы контролю

со стороны государства. В рамках этого процесса появятся заинтересованные

группы населения и поступательный ход реформам будет обеспечен.


© 2010 Современные рефераты