Рефераты

Основные направления государственного регулирования финансовых отношений в РФ

Основные направления государственного регулирования финансовых отношений в РФ

МОСКОВСКИЙ

ЭКОНОМИКО-ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ

КУРСОВАЯ РАБОТА

По предмету: ФИНАНСЫ

На тему: Основные направления

государственного регулирования

финансовых отношений в РФ.

Выполнила:

Студентка гр. Офт-041-ВО-С

Котова Ольга

Проверил преподаватель:

Киселева Л. К.

Москва 2001 г.

Содержание

Стр.

Введение 3

Бюджетный кризис и государственный долг 4

Дефицит бюджета 6

Внутренний государственный долг 9

Внешний государственный долг 11

Место налогов в экономике страны и госбюджете 15

Заключение 18

Список используемой литературы 19

Введение

Управление финансами осуществляет специальный аппарат с помощью особых

приемов и методов, в том числе разнообразных стимулов и санкций. Контроль

за финансовой деятельностью органов исполнительной власти осуществляется

прежде всего при рассмотрении и утверждении проектов федерального и

нижестоящих бюджетов, государственных и местных внебюджетных фондов, а

также при утверждении отчетов об их исполнении.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации функции

государственного контроля с учетом распределения полномочий возложены на

Счетную палату, Банк России, Министерство финансов (Главное управление

федерального казначейства и Контрольно-ревизионное управление и их

подразделения в субъектах Российской Федерации), Министерство по налогам и

сборам, Федеральную службу по валютному и экспортному контролю,

Государственный таможенный комитет России, контрольно-ревизионные органы

федеральных органов исполнительной власти, а также иные органы,

осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств

федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Формы и порядок осуществления государственного финансового контроля

органами исполнительной власти, органами местного самоуправления

установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также иными актами

бюджетного законодательства и нормативно-правовыми актами Российской

Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления

Управление основано на знании объективных закономерностей развития

общества. Вместе с тем на управление большое влияние оказывает государство

в лице соответствующих управленческих структур.

Бюджетный кризис и государственный долг

Доходы бюджета складываются преимущественно из налогов на физических и

юридических лиц, внешнеторговых пошлин и других аналогичных источников, а

также из выручки от приватизации государственных предприятий и дивидендов

от находящихся в государственной собственности акций приватизированных

предприятий (пока этот важнейший источник практически не используется).

| | | |Государственный бюджет - план денежных доходов и расходов | | |

| | | |государства. | | |

| | | |Консолидированный бюджет включает федеральный бюджет, внебюджетные | | |

| | | |фонды, местные бюджеты. | | |

| | | |Консолидированный бюджет субъекта Федерации включает бюджет | | |

| | | |субъекта РФ, местные бюджеты, трансферты из федерального бюджета, | | |

| | | |доли внебюджетных фондов, приходящиеся на данный субъект. | | |

| | | |Внебюджетные фонды - денежные средства государства, имеющие целевое| | |

| | | |назначение и не включенные в государственный бюджет (Дорожный фонд,| | |

| | | |Фонд социального страхования и другие). | | |

За годы реформ налоговые доходы государства резко сократились, что связано

с сокращением налогооблагаемой базы из-за спада производства, с начатой в

1992 г. и не доведенной до конца налоговой реформой, низким внутренним

спросом, уходом бизнеса в теневую экономику, массовыми уклонениями от

уплаты налогов. Россия вот уже лет пять похожа на латиноамериканскую страну

по структуре распределения доходов населения. На 20% россиян приходится 47%

доходов. Причем эти 20% не платят налогов с трех четвертей своих доходов,

чего как раз и не хватает для исполнения государством социальных

обязательств.

Годовой прирост недоимок в бюджет (без внебюджетных фондов), % ВВП

|Недоимки |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 г., |

| |г. |г. |г. |г. |г. |г. |первое |

| | | | | | | |полугодие |

|В федеральный |0,3 |1,2 |2,0 |2,1 |1,0 |1,2 |2,1 |

|бюджет | | | | | | | |

|В консоли- |0,5 |2,0 |3,0 |3,9 |1,7 |2,9 |3,9 |

|дированный | | | | | | | |

|бюджет | | | | | | | |

Доходная часть бюджета систематически падает, а расходы государства

сокращаются медленнее и недостаточно для того, чтобы установилось бюджетное

равновесие. Кроме того, в условиях хронического недовыполнения бюджетных

планов по доходам секвестирование расходов проводилось под давлением

лоббирующих групп (АПК, ВПК, банковский и минерально-сырьевой сектор и

др.). В результате сложилась крайне нерациональная структура расходов,

которая не способна обеспечить ни экономический рост, ни поддержание

достаточного уровня социально-политической стабильности в обществе.

Расходы консолидированного бюджета (включая внебюджетные фонды и за вычетом

погашений) по направлениям, % ВВП

|Рас| |199|199|199|199|199|199|199|

|ход| |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |

|ы | | | | | | | | |

|На | |0,6|0,9|1,1|0,7|0,8|1,1|1,1|

|орг| | | | | | | | |

|аны| | | | | | | | |

|гос| | | | | | | | |

|уда| | | | | | | | |

|рст| | | | | | | | |

|вен| | | | | | | | |

|ной| | | | | | | | |

|вла| | | | | | | | |

|сти| | | | | | | | |

|и | | | | | | | | |

|упр| | | | | | | | |

|авл| | | | | | | | |

|ени| | | | | | | | |

|я | | | | | | | | |

|На | |4,7|4,4|4,4|3,0|2,9|3,0|2,1|

|обо| | | | | | | | |

|рон| | | | | | | | |

|у | | | | | | | | |

|На | |1,4|1,6|1,8|1,6|1,8|2,1|1,6|

|пра| | | | | | | | |

|воо| | | | | | | | |

|хра| | | | | | | | |

|нит| | | | | | | | |

|ель| | | | | | | | |

|ные| | | | | | | | |

|орг| | | | | | | | |

|аны| | | | | | | | |

|На | |0,6|0,6|0,5|0,3|0,4|0,4|0,2|

|нау| | | | | | | | |

|ку | | | | | | | | |

|На | |13,|18,|18,|16,|16,|17,|16,|

|соц| |8 |0 |0 |0 |6 |4 |6 |

|иал| | | | | | | | |

|ьны| | | | | | | | |

|е и| | | | | | | | |

|ком| | | | | | | | |

|мун| | | | | | | | |

|аль| | | | | | | | |

|ные| | | | | | | | |

|усл| | | | | | | | |

|уги| | | | | | | | |

| |на образование |3,8|4,3|4,4|3,6|3,8|4,1|3,6|

| |на культуру, искусство, средства |0,6|0,6|0,7|0,6|0,5|0,6|0,4|

| |массовой информации | | | | | | | |

| |на здравоохранение и физкультуру |2,6|3,3|3,1|2,5|2,6|4,1|3,8|

| |на социальное обеспечение |6,8|9,7|9,7|9,3|9,7|8,7|8,7|

|На | |20,|12,|10,|9,7|9,0|9,4|7,4|

|гос| |9 |7 |9 | | | | |

|уда| | | | | | | | |

|рст| | | | | | | | |

|вен| | | | | | | | |

|ные| | | | | | | | |

|усл| | | | | | | | |

|уги| | | | | | | | |

|, | | | | | | | | |

|пре| | | | | | | | |

|дос| | | | | | | | |

|тав| | | | | | | | |

|ляе| | | | | | | | |

|мые| | | | | | | | |

|нар| | | | | | | | |

|одн| | | | | | | | |

|ому| | | | | | | | |

|хоз| | | | | | | | |

|яйс| | | | | | | | |

|тву| | | | | | | | |

Правительство пыталось (особенно на рубеже 1997-1998 гг.) навести порядок в

расходовании бюджетных средств - в основном упорядочить отдельные расходы,

выявить и ликвидировать нерациональные расходы. Но проблема сложнее.

С одной стороны, государству нужно отказаться от значительной части своих

обязательств. Обязательства российского государства (идущие еще от

советской эпохи и принятые позже Госдумой - индексация зарплаты

бюджетников, детские пособия, выплаты офицерам при увольнении в запас или

отставку, долги бесчисленных бюджетных организаций по оплате топлива,

энергии и т.п.) в рамках федерального бюджета составили в 1998 г. около 25%

ВВП, в рамках консолидированного бюджета - 45-50%, что непосильно для

российской экономики (и для процветающей германской многовато: Германия

намерена к 2000 г. сократить госрасходы с 50 до 46%). Наличие таких

обязательств, даже если они не выполняются, порождает неплатежи и подрывает

авторитет государства.

За 1992-1998 гг. расходы консолидированного бюджета (по отношению к ВВП)

уменьшились на оборону и науку, а на социальные цели несколько выросли

(правда, реальные расходы государства сократились в 2,5 раза, а на

социальные нужды значительно меньше - сокращение примерно на треть).

С другой стороны, существуют серьезные ограничения на дальнейшее сокращение

расходов. Сказывается сложившийся в советское время и ставший привычным

уровень государственной поддержки населения. Кроме того, отношение россиян

к экономическим преобразованиям во многом определяется динамикой социальных

расходов государства. А его расходы на поддержание высокого уровня

образования населения отражаются на темпах экономического роста. Важно и

то, что дальше уменьшать расходы на управление, оборону, правоохранительные

органы, дотации региональным бюджетам вряд ли удастся без предварительных

радикальных реформ в этих сферах. Что, в свою очередь, требует немалых

бюджетных средств.

На возможности сокращения расходных обязательств государства серьезно

влияет заложенный в Конституцию 1993 года механизм формирования институтов

власти. Сильная президентская республика была призвана ограничить

популистскую и лоббистскую активность законодателей. Однако на практике

независимость от Государственной Думы не только оградила правительство от

популизма, но и поставила депутатов в комфортную и политически

беспроигрышную ситуацию, когда парламент не несет ответственности за

результаты социально-экономического курса. Особенно болезненно такое

положение отражается при прохождении через Госдуму федерального бюджета. У

депутатов нет желания делить ответственность с правительством за социальные

последствия исполнения нереального по расходам бюджета.

Дефицит бюджета

Превышение расходов над доходами приводит к дефициту бюджета. В бывшем СССР

дефицит бюджета начал расти еще в 1986 г. из-за падения мировых цен на

нефть и в результате капиталовложений в рамках политики "ускорения"

(реформ, направленных на возобновление экономического роста). За 1985-1989

гг. дефицит бюджета вырос с 2 до 9% ВНП. Особенно пагубную роль сыграл в

этом принятый в 1987 г. закон "О государственном предприятии",

предоставивший руководству предприятий неограниченную свободу повышения

зарплаты. В результате в 1990 г. средняя реальная зарплата на 27% превышала

уровень 1987 г. Рост зарплаты финансировался с помощью льготных банковских

кредитов и дотаций из госбюджета.

До 1990 г. правительство могло удерживать эмиссионное финансирование

бюджетного дефицита на низком уровне за счет заимствований на международных

рынках, а также кредитов, которые предоставляли иностранные государства.

Такая политика привела к увеличению внешнего долга с 20 млрд до 67 млрд

долларов за 1985-1991 гг. В IV квартале 1991 г. бюджетный дефицит достиг

30% ВВП в результате роста государственных дотаций для поддержания уровня

административно регулируемых цен (то же относится к обменному курсу),

сокращения производства, а также снижения налоговой дисциплины в связи с

распадом СССР и резким уменьшением налоговых платежей, которые республики

перечисляли в центр. В глазах западных кредиторов страна утратила

кредитоспособность, и для финансирования бюджетных расходов оставалось

единственное средство - стремительное наращивание денежной массы.

Доходы, расходы и дефицит бюджета, % ВВП

| |1992 г. |1993 г. |1994 г. |1995 г. |1996 г. |1997 г. |1998 |

| | | | | | | |г. |

|Федераль| | | | | | | |

|ный | | | | | | | |

|бюджет | | | | | | | |

|Доходы |17,7 |14,7 |12,7 |14,3 |12,7 |12,4 |11,3 |

|Расходы |47,2 |24,5 |24,5 |19,2 |20,1 |18,4 |14,1 |

|Дефицит |-29,5 |-9,8 |-11,8 |-4,9 |-7,4 |-6,0 |-2,8 |

|Консолид| | | | | | | |

|ированны| | | | | | | |

|й бюджет| | | | | | | |

|Доходы |40,4 |40,6 |36,3 |35,8 |36,3 |36,4 |35,0 |

|Расходы |65,1 |48,6 |47,5 |41,1 |43,0 |43,1 |39,2 |

|Дефицит |-24,7 |-8,0 |-11,2 |-5,3 |-7,7 |-6,6 |-4,2 |

Некоторые аналитики не считают катастрофичным размер бюджетного дефицита в

России, ссылаясь на то, что многие страны существовали какое-то время с

бюджетными дефицитами порядка 5-7% ВВП. Но такой дефицит велик для страны,

которая находится в продолжающемся семь лет кризисе при 40-процентном

сокращении ВВП и при все еще значительных государственных расходах (за

последние семь лет российский ВВП в расчете на душу населения уменьшился на

40%, по уровню душевого ВВП нам сейчас наиболее близки Китай, Албания,

Доминиканская Республика, Перу и Парагвай). Еще один важный аспект проблемы

- слабость частной финансовой системы, которая не может связать на

длительный срок внутренние сбережения и поднять их общий уровень.

| | | |Доходы российского консолидированного бюджета оценивались в 1998 г.| | |

| | | |в 45,6 млрд долларов, расходы - в 53,3 млрд. Для сравнения: доходы | | |

| | | |федерального бюджета США составили 1658 млрд долларов (около 20% | | |

| | | |ВВП). Доходы региональных бюджетов России - 23,76 млрд долларов, | | |

| | | |расходы - 26,6 млрд. Американцы в таком объеме финансируют охрану | | |

| | | |природных ресурсов и окружающей среды. | | |

Бюджетный кризис разразился в 1996 г., когда началась финансовая

стабилизация и у правительства резко сократились возможности извлекать

доходы из инфляционного налога. Бюджетный кризис, связанный с этими

обстоятельствами, характерен практически для всех постсоциалистических

стран, хотя и с разной степенью остроты. В странах, осуществивших быструю

стабилизацию и сохранивших высокий уровень монетизации экономики, он

оказался менее глубоким и менее тяжелым, чем в странах, где стабилизация

затянулась и "на выходе" уровень монетизации значительно ниже.

У бюджетного кризиса есть важная закономерность, практически не знающая

исключений. При переходе к рынку в странах, которые не в состоянии провести

решительную либерализацию и реструктурирование экономики, ликвидировать

субсидии неэффективным отраслям и предприятиям, усовершенствовать процедуры

и контроль за сбором налогов и исполнением бюджета, провести социальные

реформы, резко снижаются государственные доходы при прежней (или даже

возросшей - в случаях принятия популистских решений) "бюджетной нагрузке".

В таких странах население теряет доверие к национальной денежной системе,

снижается спрос на деньги, падает налоговая дисциплина.

| | | |Инфляционный налог возникает как бы сам собой, его никто не | | |

| | | |устанавливает и не взимает. Это потери реальных доходов населения в| | |

| | | |результате инфляции, поскольку имеющиеся у людей деньги теряют свою| | |

| | | |стоимость по мере роста цен. Когда ради восполнения дефицита | | |

| | | |бюджета правительство печатает деньги, оказывается, что | | |

| | | |инфляционный налог в точности равняется этому дефициту. От такой | | |

| | | |формы налогообложения ускользнуть наиболее трудно. Даже самое | | |

| | | |слабое правительство может прибегнуть к ней, когда оно уже | | |

| | | |неспособно ни на что другое. Однако возможности реального сбора | | |

| | | |денег таким путем не беспредельны: на определенном этапе ускоренная| | |

| | | |инфляция начинает "съедать" и доходы от инфляционного налога. | | |

| | | |Требуется еще и еще увеличивать денежную базу. Это ведет к | | |

| | | |гиперинфляции с ее разрушительными последствиями. | | |

Дефицит бюджета покрывается разными способами - с помощью денежной эмиссии

в форме прямых кредитов Центрального банка, заимствований на внутреннем и

внешнем рынках.

В 1992 г. и начале 1993 г. Центробанк имел в своем распоряжении только

денежные инструменты - целевые кредиты и обязательные резервы. В мае 1993

г. был сформирован рынок государственных краткосрочных облигаций (ГКО).

Первое время спрос на ГКО был низким в связи с высокой инфляцией (приведшей

к "бегству" капиталов) и закрытостью этого рынка для иностранных инвесторов

(нерезидентов). Чтобы обеспечить краткосрочную ликвидность банковской

системы на рыночных условиях, с февраля 1994 г. стали проводиться кредитные

аукционы Центрального банка.

После того как в апреле 1995 г. с принятием закона "О Центральном банке"

Центробанк обрел независимость, стало возможным разграничить денежно-

кредитную и фискальную политику и финансировать бюджетный дефицит не за

счет денежной "накачки", а с помощью долговых обязательств. С 1995 г. было

прекращено прямое финансирование дефицита (прямые кредиты правительству),

хотя участие Центрального банка в косвенном финансировании оставалось

значительным. Активно применялись ГКО и облигации федерального займа (ОФЗ).

Структура финансирования дефицита федерального бюджета (по определению

МВФ), % к итогу

|И| | |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |

|с| | |г. |г. |г. |г. |г. |г. |

|т| | | | | | | | |

|о| | | | | | | | |

|ч| | | | | | | | |

|н| | | | | | | | |

|и| | | | | | | | |

|к| | | | | | | | |

|и| | | | | | | | |

|ф| | | | | | | | |

|и| | | | | | | | |

|н| | | | | | | | |

|а| | | | | | | | |

|н| | | | | | | | |

|с| | | | | | | | |

|и| | | | | | | | |

|р| | | | | | | | |

|о| | | | | | | | |

|в| | | | | | | | |

|а| | | | | | | | |

|н| | | | | | | | |

|и| | | | | | | | |

|я| | | | | | | | |

|В| | |28,4 |12,1 |0,3 |-3,6 |7,3 |27,2 |

|н| | | | | | | | |

|е| | | | | | | | |

|ш| | | | | | | | |

|н| | | | | | | | |

|е| | | | | | | | |

|е| | | | | | | | |

|ф| | | | | | | | |

|и| | | | | | | | |

|н| | | | | | | | |

|а| | | | | | | | |

|н| | | | | | | | |

|с| | | | | | | | |

|и| | | | | | | | |

|р| | | | | | | | |

|о| | | | | | | | |

|в| | | | | | | | |

|а| | | | | | | | |

|н| | | | | | | | |

|и| | | | | | | | |

|е| | | | | | | | |

| |С| |н/д |13,7 |7,4 |9,7 |5,0 |7,8 |

| |в| | | | | | | |

| |я| | | | | | | |

| |з| | | | | | | |

| |а| | | | | | | |

| |н| | | | | | | |

| |н| | | | | | | |

| |ы| | | | | | | |

| |е| | | | | | | |

| |к| | | | | | | |

| |р| | | | | | | |

| |е| | | | | | | |

| |д| | | | | | | |

| |и| | | | | | | |

| |т| | | | | | | |

| |ы| | | | | | | |

| |Н| |н/д |3,0 |0,9 |3,1 |7,4 |10,2 |

| |е| | | | | | | |

| |с| | | | | | | |

| |в| | | | | | | |

| |я| | | | | | | |

| |з| | | | | | | |

| |а| | | | | | | |

| |н| | | | | | | |

| |н| | | | | | | |

| |ы| | | | | | | |

| |е| | | | | | | |

| |к| | | | | | | |

| |р| | | | | | | |

| |е| | | | | | | |

| |д| | | | | | | |

| |и| | | | | | | |

| |т| | | | | | | |

| |ы| | | | | | | |

| |Е| |н/д |0,0 |0,0 |0,0 |3,1 |15,1 |

| |в| | | | | | | |

| |р| | | | | | | |

| |о| | | | | | | |

| |о| | | | | | | |

| |б| | | | | | | |

| |л| | | | | | | |

| |и| | | | | | | |

| |г| | | | | | | |

| |а| | | | | | | |

| |ц| | | | | | | |

| |и| | | | | | | |

| |и| | | | | | | |

| |П| |н/д |-4,5 |-8,1 |16,4 |-8,2 |-5,9 |

| |л| | | | | | | |

| |а| | | | | | | |

| |т| | | | | | | |

| |е| | | | | | | |

| |ж| | | | | | | |

| |и| | | | | | | |

| |п| | | | | | | |

| |о| | | | | | | |

| |о| | | | | | | |

| |с| | | | | | | |

| |н| | | | | | | |

| |о| | | | | | | |

| |в| | | | | | | |

| |н| | | | | | | |

| |о| | | | | | | |

| |м| | | | | | | |

| |у| | | | | | | |

| |д| | | | | | | |

| |о| | | | | | | |

| |л| | | | | | | |

| |г| | | | | | | |

| |у| | | | | | | |

|В| | |71,6 |87,9 |99,7 |103,6 |92,7 |72,8 |

|н| | | | | | | | |

|у| | | | | | | | |

|т| | | | | | | | |

|р| | | | | | | | |

|е| | | | | | | | |

|н| | | | | | | | |

|н| | | | | | | | |

|е| | | | | | | | |

|е| | | | | | | | |

|ф| | | | | | | | |

|и| | | | | | | | |

|н| | | | | | | | |

|а| | | | | | | | |

|н| | | | | | | | |

|с| | | | | | | | |

|и| | | | | | | | |

|р| | | | | | | | |

|о| | | | | | | | |

|в| | | | | | | | |

|а| | | | | | | | |

|н| | | | | | | | |

|и| | | | | | | | |

|е| | | | | | | | |

| |Ц| |64,5 |79,9 |92,4 |27,7 |27,0 |17,5 |

| |е| | | | | | | |

| |н| | | | | | | |

| |т| | | | | | | |

| |р| | | | | | | |

| |а| | | | | | | |

| |л| | | | | | | |

| |ь| | | | | | | |

| |н| | | | | | | |

| |ы| | | | | | | |

| |й| | | | | | | |

| |б| | | | | | | |

| |а| | | | | | | |

| |н| | | | | | | |

| |к| | | | | | | |

| | |прямые кредиты |61,8 |75,5 |80,3 |0,0 |0,0 |0,0 |

| | |покупка ценных бумаг |2,6 |4,4 |12,1 |27,7 |27,0 |17,5 |

| | |плюс уменьшение ЧМР | | | | | | |

| |Г| |0,0 |0,6 |11,0 |53,0 |60,1 |52,6 |

| |К| | | | | | | |

| |О| | | | | | | |

| |-| | | | | | | |

| |О| | | | | | | |

| |Ф| | | | | | | |

| |З| | | | | | | |

| |Прочие источники |7,1 |7,4 |-3,7 |23,0 |5,6 |2,7 |

| | | | | | | | | |

|П| | | | | | | | |

|р| | | | | | | | |

|и| | | | | | | | |

|м| | | | | | | | |

|е| | | | | | | | |

|ч| | | | | | | | |

|а| | | | | | | | |

|н| | | | | | | | |

|и| | | | | | | | |

|е| | | | | | | | |

|.| | | | | | | | |

|Ч| | | | | | | | |

|и| | | | | | | | |

|с| | | | | | | | |

|т| | | | | | | | |

|ы| | | | | | | | |

|е| | | | | | | | |

|м| | | | | | | | |

|е| | | | | | | | |

|ж| | | | | | | | |

|д| | | | | | | | |

|у| | | | | | | | |

|н| | | | | | | | |

|а| | | | | | | | |

|р| | | | | | | | |

|о| | | | | | | | |

|д| | | | | | | | |

|н| | | | | | | | |

|ы| | | | | | | | |

|е| | | | | | | | |

|р| | | | | | | | |

|е| | | | | | | | |

|з| | | | | | | | |

|е| | | | | | | | |

|р| | | | | | | | |

|в| | | | | | | | |

|ы| | | | | | | | |

|(| | | | | | | | |

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты