Рефераты

Основные объекты коньюктурных исследований

Основные объекты коньюктурных исследований

Содержание :

1. Введение и некоторые теоретические основы

2. Краткий экскурс в историю

3. Факторы влияющие на коньюктуру рынка.

4.Основные объекты коньюктурных исследований

5. Заключение

Введение и некоторые теоретические основы.

Одно из определений слова "конъюнктура"- это связь различных,

сложившаяся на данный промежуток времени обстоятельств,явлений и

условий,создающих определённую ситуацию в какой-либо сфере общественной

жизни.Впервые понятие коньюктуры было использовано в Германии в 17

в.экономистом А.Вагнером .Наиболее важными факторами, влияющими на

коньюктуру,он назвал изменения в технологии производства, изменения

количества урожая в сельском хозяйстве, изменения в экономической политике

и социальной структуре общества. Основоположником коньюктурных исследований

стал У.Митчелл.Основной его идеей стало статистическое изучение системы

экономических показателей,обьясняющих действие различных факторов и

экономическое моделирование процессов изменяющих коньюктуру.Если говорить о

экономической коньюнктуре, то она определяется отношением факторов и

условий и выражаемая соотношением спроса, предложения и динамики

цен.Факторами отражающими коньюктуру можно назвать, например, производство

товаров и товарные запасы.Однако главной в механизме формирования рыночной

коньюктуры является цена, потому, что она обеспечивает взаимодействие всех

остальных факторов и поддерживает динамику.Определение понятиям спрос и

предложение можно дать и относительно цены.Спрос это количество данного

товара, которое может быть приобретенным по определённой цене.Цена это один

из основных факторов, влияющих на спрос и предложения, а следовательно и на

коньюктуру рынка. Коньюктура хозяйства, как объект исследования,

представляет собой конкретное соотношение процесса общественного

воспроизводства в определённое время, в различных рамках.,например

отраслевых. Экономическая коньюктура, складывающаяся под воздействием

коньюктурообразующих факторов является составной частью экономической

науки.

Краткий экскурс в историю.

Коньюктурные исследованя-один из методов оперативного изучения

рынка, который обеспечивает отрасли и предприятия информацией о состоянии

рынка на данный момент,выявляет причины изменения спроса и предложения, а

также ожидающиеся направления развития рынка в ближайшие месяцы.

Как мы уже говорили ранее основу коньюктурных исследований

составила концепция У.Митчела о системе статистического изучения

экономических показателей.Эта модель включала следующие блоки :

- Барометр доходов (учетные процентные ставки, индексы цен, курсы

акций);

- Барометр производства (уровень занятости, поступление заказов,

поставки сырья, объем производства);

- Барометр сбыта (оптовый и рознечный товарооборот );

- Барометр кредита (денежное обращение).

По данным данной модели исследовались рынки различных товаров,

ценных бумаг,валют и.т.д..

Совместно с исследованиями рыночной коньюктуры формировалась

различные теории ( распределения, сбыта ),которые впоследствии создали

теорию маркетинга. Начиная с 50 годовисследования коньюктуры рынка в

западных странах переориентируются на обслуживание стратегического

планитования развития крупных корпораций.В наше время эти исследованя

сформировали отдельное научное направление - ,, исследование рынка,,

( Market research).

Факторы влияющие на коньюктуру рынка.

Изучение коньюктуры товарных рынков включает в себя обработку,

анализ и систематизацию количественных показателей и качественной

информации, характеризующей развитие рынка в данный период времени.Выбор

системы показателей определяется целями конкретного исследования,например

анализ развития рынка, анализ ситуации на рынке за определённый период

времени, изменение технико-экономических характеристик производства.

Все коньюктурообразующие факторы, стимулирующие развитие рынка или

сдерживающие его, класифицируются на :

- постоянные

- временные;

- циклические;

- нециклические.

К постоянно действующим факторам относится государственное

регулирование экономики, научно-технический процесс,инфляция,сезонность в

производстве и потреблении товаров.

Факторы воздействующие на коньюктуру переодически называются

временными.Это например,стихийные бедствия,сициальные конфликты,

черезвычайная обстановка.

В развитии рынков может появляться определенная повторяемость,

цикличность, вызванная сезонным изменением спроса и предложения, жизненными

циклами товаров ( выведение товаров на рынок, рост, зрелость, упадок ),

сдвиги в воспроизводственной структуре, колебаниями инвестиционной

активности, сменой экономической политики.

Факторы нециклического характера определяют специфику производства и

реализацию конкретных товаров.Воздействие различных факторов на процесс

производства и обращения любого товара позволяет выявить связи между

происходящими событиями и вызвавшими их причинами. Именно воздействие

различных факторов на процесс производства и обращения товара отражается в

движении коньюктуры рынков.

Основные объекты коньюктурных исследований.

Задача коньюктурных исследований состоит в определении степени

воздействия отдельных факторов на формирование коньюктуры в определённый

момент времени.Решить такую задачу возможно, если вести исследование

коньюктуры с учетом новых явлений, возникающих в сфере производства.Для

того, что бы представлять ситуацию происходящую на рынке, недостаточно

знать изменения цен, биржевых индексов, движение запасов и колебания других

показателей.Исследование рыночной коньюктуры требует знаний закономерностей

развития экономики, взаимодействий рынков в воспроизводственном процессе.

Выделяются три уровня исследования коньюктуры :

- Общехозяйственный ( показывает состояние мирового хозяйства или

хозяйства отдельной страны, группы стран,складывающихся под воздействием

коньюктурообразующих факторов, включает следующие аспекты :экономический

потенциал хозяйства и его элементы ( природные, производственные, трудовые,

финансовые ресурсы., научно-образовательный и инфраструктурный потенциал;

институциональная структура хозяйства.Включает фирменную структуру,

масштабы концентрации , специализации производства и сбыта, организасионные

формы государственного регулирования экономики; система региональных рынков

и ее структура, характеристики реализуемых товаров,факторы влияющие на

формирование региональных рынков, уровень экономического развития,

распределение доходов между хозяйствующими субъектами и населением,

соотношение цен на конкурирующие товары, накопление товарных запасов и др.;

соотношение спроса и предложения с учётом степени использования

материаолных,финансовых, трудовых ресурсов; коммерческие и финансовые

условия реализации товаров.

- Отраслевой ( показывает положение в отрасли национальнлго или

мирового хозяйства )

- Отдельного товара ( показывает положение отдельного товара в

масштабе мирового, национального или регионального рынка )

Одним из главных понятий исследования коньюктуры является изучение

изменений в динамике и соотношении цен.Необходимо установить пречины ,

вызвавшие сдвиг в уровне или структуре цены.Так же необходим анализ

изменений технологии производства, условий потребления товаров, учет

изменений в оптовой и розничной торговле.Исследования этих изменений

помогают лучше понять направления движения цен.На цены и издержки

производства товаров воздействует ряд различных факторов. Оценка этого

воздействия, т.е.учет происходящих изменений в уровне цен, производится

путём анализа соответствующих показателей, определяющих динамику и уровень

цен различных товаров.После того как получено представление о направлении

развития экономики в целом, следует переходить к исследованию развития тех

отраслей экономики, которые являются главными потребителями на данном

рынке.В результате исследований изменений в объёме и структуре потребления

составляется оценка развития производства товара, коньюктура рынка которого

изучается.Анализ развития потребления и производства позволяет сделать

вывод об изменении в соотношении между спросом и предложением, определить

возможную емкость рынка и будующий уровень цен.

Методы исследования коньюктуры любого товарного рынка, хозяйства или

отрасли разрабатываются на основе показателей, которые могут помочь в

определении направления развития производства, торговли и финансов в

будущем. При этих исследованиях проводится оценка соотношения предложения и

спроса за необходимый отрезок времени, изучение колебаний цен, продажи

товаров и услуг, товарных запасов, оценка устойчивости развития рынка.

При изучении коньюктуры рынков необходимо рассмстривать показатели,

которые могут дать количественную оценку различным изменениям, которые

происходят в экономике исследуемой отрасли. Количественно состояник

коньюктуры может быть оценено с помощью следующих групп показателей :

- Измеряется объём и динамика производства в целом, размер

иквестиций, уровень занятости, размеры заработной платы, данные о

заказах.Это так называемые показатели сферы производства.

- Платёжеспособный спрос, размеры реализации товаров в кредит,

данные о розничной и оптовой торговле –Перечисленное относится к

показателям внутрирегиональной торговли.

- Обьёмы, динамика, географическое распределение межрегиональных

связей, объёмы импорта и экспорта, объемы грузоперевозок Данная группа

показателей относится к группе межрегиональных и внешнеэкономических

связей.

- Кредитно-денежное обращение.К этой группе оценки относятся курсы

акций и других ценных бумаг, процентные ставки, размеры банковских

депозитов, валютные курсы.

Основной характеристикой коньюктуры рынка является степень

сбалансированности спроса и предложения.Она проявляется в поведении цен,

скорости оборачиваемости товаров.Эта оценка позволяет определять тип

коньюктуры,Типы коньюктуры различают на благоприятный или неблагоприятный.

При благоприятной коньюктуре достигается сбалансированность спроса и

предложения,цены удерживаются на стабильном уровне.

При неблагоприятной коньюктуре спрос отстает от предложения, что

приводит к росту товарных запасов,замедлению оборачиваемости товатов,

наблюдаются затрудненис в сюыте товаров.

Успех коньюктурных исследований зависит от скорости получения

объективной и полной информации о причинах, характере и размере колебаний

соответствия спроса и предложения на различных рынках.Главные требования к

информации – оперативность и представительность.Информация состоит из трёх

этапов :

- Определение круга показателей;

- разработка схемы передачи информации во времени и пространстве;

- Объём и форма представления информации.

При изучении коньюктуры рынка ведутся систематические наблюдения за

всеми экономическими показателями, изменение которых показывает сдвиги в

соотношении спроса и предложения, а также позволяет анализировать причины

этих изменений.После переработки информации составляется аналитический

документ,который называется коньюктурный обзор.

Заключение.

Итак, что же такое коньюктура рынка и для чего она нужна ?

Коньюктура это совокупность определённых признаков,сочетание различных

обстоятельств, которые характеризуют состояние экономики в определённый

период. Коньюктура хозяйства, является составной частью экономической

науки. Поскольку основными характерными признаками коньюктуры являются

изменчивость, неравномерность, противоречивость, поэтому чтобы принять

правильное , экономическое решение необходимо обладать информацией о

ситуации на рынке, а значит проводить его изучение.Процес изучения

включает в себя такие аспекты, как исследование процесов производства и

реализации продукции, деятельность ведущих промышленных и торговых фирм,

финансирование и кредитование, ценообразование, перспективы развития

производства и потребления.

Результаты коньюктурных исследований могут быть использованы для

различных целей , таких как составление экономических и технических

прогнозов, определение перспективы направления научных исследований,

составления бизнес- планов.

В настоящее время появляются большие возможности быстрого и

качественного исследования коньюктуры.Для качественного анализа, прогноза

необходимо условие быстрого получения, обмена и обработки информации. В

настоящее время благодаря новым информационным системам и компьютерным

технологиям становится возможным более точное и быстрое получение всей

необходимой информации для исследования коньюктуры, что повышает качество

прогнозов и принятия экономически эфективных решений.

Список используемой литературы :

1. Р.И.Хасбулатов МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ /М:Новости - 1991/

2. К.Р.Макконнелл, С.Л.Брю ЭКОНОМИКС /М:Республика - 1992/

3.Ф.М.Левшин.,В.В.Пономарёв КОНЬЮКТУРА МИРОВЫХ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ М.Инфра –

1985/


© 2010 Современные рефераты