Основные типы систем управления
Основные типы систем управления
ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По курсу: ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
На тему: ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ: СОДЕРЖАНИЕ, ЛОГИЧЕСКОЕ
ПОСТРОЕНИЕ, РАЗЛИЧИЕ
Студента 2 курса 3 г/о
Группы № 124 вз
Антипова Виктора Ивановича
2000 год
ПЛАН
Вступление 2
Типы систем по взаимодействию с внешней средой 2
Типы систем по взаимодействию подразделений 2
Типы систем по взаимодействию с человеком 2
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 2
Вступление
"Системы управления организацией", или "организационная система управления"
(ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями,
функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между
ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий
процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в
котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной
специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой
системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы
осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое
руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур
управления, выбору их типов изучению тенденций изменения и оценкам
соответствия задачам организаций.
Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво
взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие
организации Kak единого целого. ОСУ определяется также как форма разделения
и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется
процесс управления по соответствующим функциям, .направленным на решение
поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций системы
управления представляется в виде системы оптимального распределения
функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм
взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и
работающими в них людьми.
Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи
(отношения), уровни и полномочия. К структуре управления предъявляется
множество требований, отражающих ее ключевое для менеджмента значение. Они
учитываются в принципах формирования ОСУ, разработке которых было посвящено
немало работ отечественных авторов в дореформенный период. Практически это
означает, что попытки слепо копировать структуры управления, успешно
функционирующие в других социально-культурных условиях, не гарантируют
желаемого результата.
Реализация этих принципов означает необходимость учета при формировании
(или перестройке) структуры управления множества различных факторов
воздействия на ОСУ. Главный фактор, "задающий" возможные контуры и
параметры структуры управления, - сама организация. Известно, что
организации различаются по многим критериям. Большое разнообразие
организаций в Российской Федерации предопределяет множественность подходов
к построению управленческих структур. Подходы эти различны в организациях
коммерческих и некоммерческих, крупных, средних и малых, находящихся на
разных стадиях жизненного цикла, имеющих разный уровень разделения. и
специализации труда, его кооперирования и автоматизации, иерархических и
"плоских", и так далее. Очевидно, что системы управления крупными
предприятиями более сложна по сравнению с той, какая нужна небольшой фирме,
где все функции менеджмента подчас сосредоточиваются в руках одного - двух
членов организации (обычно руководителя и бухгалтера), где соответственно
нет необход имости проектировать формальные структурные параметры. По мере
роста организации, а значит, и объема управленческих работ, развивается
разделение труда, и формируются специализированные звенья (например, по
управлению персоналом, производством, финансами, инновациями и т.п.),
слаженная работа коих требует координации и контроля. Построение формальной
структуры управления, в которой четко определены роли, связи, полномочия и
уровни, становится императивом.
Типы систем по взаимодействию с внешней средой
В современной теории менеджмента выделяются два типа управления
организациями: бюрократический (механический) и органический. Они построено
на принципиально различных основаниях и имеют специфические черты,
позволяющие выявлять сферы их рационального использования и перспективы
дальнейшего развития. Исторически первым сформировался бюрократический тип.
Соответствующую концепцию подхода к построению организационных структур
разработал в начале XX столетия немецкий социолог Макс Вебер. Он предложил
нормативную модель рациональной бюрократии, кардинальным образом менявшую
ранее действовавшие системы коммуникации, отчетности, оплаты труда,
структуры работы, отношений на производстве. В основе этой модели -
представление о предприятиях как об "организованных организациях",
предъявляющихжесткиетребования.как к людям, так и системы, в рамках которых
они действуют. Ключевые концептуальные положения нормативной модели
рациональной бюрократии таковы: 1) четкое разделение труда, использование
на каждой должности квалифицированных специалистов; 2) иерархичность
управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется
вышестоящим; 3) наличие формальных правил и норм, обеспечивающих
однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей: 4) дух
формальной обезличенности, характерной для выполнения официальными лицами
своих обязанностей: 5) осуществление найма на работу в соответствии с
квалификационными требованиями к данной должности, а не с субъективными
оценками. Главные понятия бюрократического типа структуры управления -
рациональность, ответственность и иерархичность. Сам Вебер считал
центральным пунктом концепции исключение смещения "человека" и "должности",
ибо состав и содержание управленческих работ должны определяться исходя из
потребностей организации, а не людей в ней работающих. Четко
сформулированные предписания по каждой работе (что необходимо делать и
какими приемами) не оставляет места для проявления субъективизма и
индивидуального подхода. В этом принципиальное отличие бюрократической
структуры от исторически предшествовавшей ей общинной, где главная роль
отводилась партнерству и мастерству. Бюрократические структуры управления
показали свою эффективность, особенно в крупных и сверхкрупных
организациях, в которых необходимо обеспечивать слаженную четкую работу
больших коллективов людей, работающих на единую цель. Эти структуры
позволяют мобилизовать человеческую энергию и кооперировать труд людей при
решении сложных проектов, в массовом и крупносерийном производстве. Однако
им присущи недостатки, особенно заметные в контексте современных условий и
задач экономического развития. Очевидно, прежде всего, что бюрократический
тип структуры не способствует росту потенциала людей, каждый из которых
использует только ту часть своих способностей, которая непосредственно
требуется по характеру выполняемой работы. Ясно также: коль скоро вопросы
стратегии и тактики развития организации решаются лишь на высшем уровне, а
все остальные уровни заняты исключительно исполнением "спускаемых сверху"
решений, теряется общий управленческий интеллект (который рассматривается
сегодня как важнейший фактор эффективного управления). Еще один изъян
структур бюрократического типа - невозможность с их помощью управлять
процессом изме нений, направленных на совершенствование работы.
Функциональная специализация элементов структуры приводит к тому, что их
развитие характеризуется неравномерностью и различной скоростью. В
результате возникают противоречия между отдельными частями структуры,
несогласованностью в их действиях и интересах, что замедляет прогресс в
организации. Второй упомянутый - органический тип структур управления имеет
сравнительно недолгую историю и возник как антипод бюрократической
организации, модель которой перестала удовлетворять многие предприятия,
испытывающие необходимость в более гибких и адаптированных системах. Новый
подход отвергает представление об эффективности организации как
"организованной" и работающей с четкостью часового механизма: напротив,
считается, что эта модель проводить радикальные изменения, обеспечивающие
приспособляемость организации к объективным . требованиям реальной
действительности. Исследователи этой проблемы подчеркивают; постепенно
вырисовывается иной тип организации, в которой импровизация ценится выше,
чем планирование; которая руководствуется возможностями гораздо больше, чем
ограничениями, предпочитает находить новые действия, а не цепляться за
старые; которая больше ценит дискуссии, чем успокоенность, и поощряет
сомнения и противоречия, а не веру. В исходном определении органического
типа структуры подчеркивались такие ее принципиальные отличия от
традиционной бюрократической иерархии, как более высокая гибкость, меньшая
связанность правилами и нормами, использование в качестве базы групповой
(бригадной) организации труда. Дальнейшие разработки позволили существенно
дополнить перечень свойств, характеризующих органический тип структуры
управления. Речь идет о следующих чертах. Во-первых, решения принимаются на
основе обсуждения, а не базируются на авторитете, правилах или традициях.
Во-вторых, обстоятельствами, которые принимаются во внимание при обсуждении
проблем, являются доверие, а не власть, убеждение, а не команда, работа на
единую цель, а не ради исполнения должностной инструкции. В-третьих,
главные интегрирующие факторы - миссия и стратегия развития организации. В-
четвертых, творческий подход к работе и кооперация базируются на связи
между деятельностью каждого индивида и миссией. В-пятых, правила работы
формулируются в виде принципов, а не установок. В-шестых, распределение
работы между сотрудниками обусловливается не их должностями, а характером
решаемых проблем. В-седьмых, имеет место постоянная готовность к проведению
в организации прогрессивных изменений. Рассматриваемый тип структуры
предполагает существенные изменения отношений внутри организации: отпадает
необходимость в функциональном разделении труда, повышается ответственность
каждого работающего за общий успех. Реальный переход к органическому типу
структуры управления требует серьезной подготовительной работы. Прежде
всего компании принимают меры к расширению участия работающих в решении
проблем организации (путем обучения, повышения уровня информированности,
заинтересованности и т.п.), ликвидируют функциональную обособленность,
развивают информационные технологии, радикально пересматривают характер
взаимоотношений с другими компаниями (вступая сними в союзы или образуя
виртуальные компании, где реализуются партнерские отношения). Необходимо
отметить, что органический тип структуры управления находится лишь в
начальной фазе своего развития, и в "чистом" виде его используют пока
немногие организации.
Типы систем по взаимодействию подразделений
Бюрократический тип систем управления имеет много разновидностей, но
наиболее распространенной является линейно-функциональная организация, до
сих пор широко используемая компаниями всего мира. Основу линейно-
функциональной структуры составляет "шахтный" принцип построения и
специализация управленческого персонала по функциональным подсистемам
организации. По каждой подсистеме формируются "иерархия" служб ("шахта"),
пронизывающая всю организацию сверху донизу. Результаты работы любой службы
аппарата управления оцениваются показателями, характеризующими реализацию
ими своих целей и задач. Например, работа служб, управляющих производством,
- показателями выполнения графика выпуска продукции, затрат ресурсов,
производительности труда, качества, использования производственных
мощностей. Для оценки служб, осуществляющих управление персоналам,
Используются такие параметры, как текучесть кадров, дисциплина труда и
другие. Соответственно строится и система материального поощрения,
ориентированная прежде всего на достижение высоких показателей каждой
службой. При этом конечный результат работы организации в целом становится
как бы второстепенным, ибо считается, что все службы в той или иной мере
работают на его достижение. Многолетний опыт использования линейно-
функциональных структур управления показал, что они наиболее эффективны
там, где аппарату управления приходится выполнять множество рутинных, часто
повторяющихся процедур и операций при сравнительной стабильности
управленческих задач и функций: посредством жесткой системы связей
обеспечивается четкая работа каждой подсистемы и организации в целом. В то
же время выявились и существенные недостатки, среди которых в первую
очередь отмечают следующие: невосприимчивость к изменениям, особенно под
воздействием научно-технического и технологического прогресса;
закостенелость системы отношений между звеньями и работниками аппарата
управления, обязанными строго следовать правилам и процедурам; медленную
передачу и переработку информации из-за множества согласований (как по
вертикали, так и по горизонтали); замедление прогресса управленческих
решений.
Аналогичные характеристики имеет и так называемая линейно-штабная системы
управления, тоже построенная по принципу функционального разделения
управленческого труда, используемого в штабных службах разных уровней.
Главная задача линейных руководителей здесь - координировать действия
функциональных служб и направлять их в русло общих интересов организации.
Еще одной разновидностью бюрократического типа является системы, которая в
зарубежной литературе получила название дивизиональной. Формирование этого
вида структур за рубежом связано с процессами "разукрупнения" гигантских
корпораций в 60-е годы. Стремясь повысить гибкость и приспособляемость к
изменениям во внешней среде, крупнейшие компании начали выделять из своего
состава производственные отделения с предоставлением им определенной
самостоятельности в осуществлении оперативного управления. При этом все
важнейшие общекорпоративные функции управления оставались в ведении
центрального аппарата управления, который разрабатывал стратегию развития
организации в целом, решал проблемы инвестирования, научных исследований и
разработок. В СССР введение этого типа системы управления сопрягалось с
формированием объединений. В их состав включались различные предприятия и
организации, которые отчасти сохраняли свою самостоятельность. Управление
объединениями строилось исходя из предпосылки органической
взаимосвязанности их составных частей, реализующих общую цель. Однако имело
место существенное различие в уровнях централизации: наряду с
объединениями, в которых управление было полностью централизовано и
осуществлялось аппаратом головного предприятия (или специально созданным
органом), практиковались и децентрализованные структуры, особенно там, где
предприятия сохраняли свою хозяйственную и юридическую самостоятельность.
Ключевыми фигурами в управлении организациями сдивизиональной структурой
становятся не руководители функциональных подсистем, а управляющие
производственными отделениями. Структурирование организации по отделениям
производится, как правило, по одному из трех критериев: по видам
выпускаемой продукции или предоставляемых услуг (продуктовая
специализация), по ориентации на те или иные группы потребителей
(потребительская специализация), по обслуживаемым территориям
(территориальная или региональная специализация). Такой подход обеспечивает
более тесную связь с потребителями и рынком, существенно ускоряя реакцию
организации на изменения, происходящие во внешней среде . Мировая практика
показала: с введением дивизиональных принципов структура управления
организацией (и входящими в нее,отделениями) в основе своей остается
линейно-функциональной, но одновременно усиливается ее иерархичность, то
есть управленческая вертикаль. В результате существенно уменьшается
нагрузка На верхний эшелон управления, который сосредоточивается на
стратегическом менеджменте организации в целом. В то же время отделения,
обретающие оперативно-хозяйственную самостоятельность, начинают работать
как "центры прибыли", активно использующие предоставленную им свободу для
повышения эффективности своей деятельности. И все же в целом системы
управления оказывается усложненной, прежде всего за счет промежуточных
(средних) уровней менеджмента, созданных для координации работы различных
отделений. Дублирование функций управления на разных уровнях в конечном
счете вело к росту затрат на содержание управленческого аппарата.
Аналогичные в принципе результаты продемонстрировали и отечественные
объединения, применявшие такой же вид структуры. Сохранение линейно-
функционального построения управления усиливало недостатки по всей цепи
принятия управленческих решений, удлиняло сроки согласований и потоки
циркулирующей управленческой информации. Но самым главным негативом
оказалось то, что не произошло ожидаемого прорыва в области научно-
технического прогресса. Вся система управления объединениями и входящими в
их состав предприятиями и организациями нацеливала прежде всего на
выполнение краткосрочных и оперативных планов и задач. Перспективные же
цели, в том числе научно-технические, как правило, отодвигались на второй
план; на них не хватало ни времени, ни средств. Не было и прямой
заинтересованности в их постановкой решении, ибо оценка работы
производилась, как и раньше, по итогам текущей производственно-
хозяйственной деятельности. Все это отрицательно сказалось на
производительности труда и эффективности работы объединений. Переход к
более простым и гибким системам, лучше приспособленным к динамичным
изменениям в экономике, стал объективной и настоятельной необходимостью.
Проектные структуры формируются при разработке организацией проектов,
охватывающих любые процессы целенаправленных изменений в системе (например,
модернизацию производства, освоение новых изделий или технологий,
строительство сложных объектов). Управление проектом включает определение
его целей, формирование структуры, планирование и организацию выполнения
работ, координацию действий исполнителей. Одна из форм проектного
управления - создание специального подразделения - проектной команды
(группы), работающей на временной основе, то есть в течение времени,
необходимого для реализации заданий проекта. В состав группы обычно
включаются различные специалисты, в том числе по управлению работами.
Руководитель проекта наделяется так называемыми проектными полномочиями,
охватывающими ответственность за планирование, составление графика и ход
выполнения работ, расходование выделенных средств, а также за материальное
поощрение работающих. В связи с этим большое значение приобретает умение
руководителя разработать концепцию управления проектом, распределить задачи
между членами группы, четко наметить приоритеты и конструктивно подойти к
разрешению конфликтов. По завершении проекта системы распадается, а
сотрудники переходят в новую проектную команду или возвращаются на свою
постоянную должность. При контрактной работе они увольняются в соответствии
с условиями соглашения.
Рассматриваемого типа структуры обладают большой гибкостью, достаточно
просты и экономичны. К тому же они позволяют организации параллельно
разрабатывать несколько проектов, не меняя привычной структуры управления.
Правда, при этом возникает проблема распределения ресурсов (в том числе
персонала специалистов) между проектами, а от руководителей проектов
требуются не только умелое управление всеми стадиями жизненного цикла
разработки, но и учет той роли, которую они играют в сети проектов данной
организации. Для облегчения проблем координации в организациях создаются
штабные органы управления из руководителей проектов или используются
матричные структуры. Матричная структура управления может быть
охарактеризована как "решетчатая" организация, построенная на основе
принципа двойного подчинения исполнителей: с одной стороны,
непосредственному руководителю функционального подразделения, которое
предоставляет персонал и другие ресурсы руководителю проекта (или целевой
программы), с другой, - руководителю временной группы, который наделен
необходимыми полномочиями и несет ответственность за сроки, качество и
ресурсы. При такой организации руководитель проекта взаимодействует с двумя
группами подчиненных: с членами проектной группы и с другими работниками
функциональных подразделений, подчиняющимися ему временно и по
ограниченному кругу вопросов (причем сохраняется их подчинение
непосредственным руководителям подразделений - отделов, служб). Переход к
матричным структурам охватывает не всю организацию, а лишь ее часть, причем
успех здесь в значительной мере зависит от того, в какой степени
руководители проектов обладают профессиональными качествами менеджеров и
способны выступить в проектной группе в роли лидеров. Масштабы применения
матричных структур в организациях довольно значительны, что говорит об их
эффективности, хотя система двойного ( а в ряде случаев даже
множественного) подчинения вызывает немало проблем с управлением персоналом
и его эффективным использованием. В нашей стране проектные и матричные
структуры успешно использовались в тех случаях, когда наряду с ними
внедрялись новые экономические взаимоотношения между подразделениями
предприятий и объединений с целью повышени их заинтересованности в
реализации проектов и целевых программ.
Типы систем по взаимодействию с человеком
В корпоративная организациях, или, в корпорациях, рассматривается
взаимодействие как особая система связи между людьми в процессе
осуществления ими совместной деятельности. Такое понимание корпорации
следует отличать от понимания корпорации как субъекта права — юридического
лица, часто ассоциируемого с формой акционерного объединения. Корпорации
как социальный тип организации представляют собой замкнутые группы людей с
ограниченным доступом, максимальной централизацией и авторитарностью
руководства, противопоставляющие себя другим социальным общностям на основе
своих узко корпоративных интересов. Корпорация — это древнейшая форма
человеческого объединения, Использовавшаяся еще охотничьими группами до
образования парной семьи. Своего рода корпорациями были семья и род,
обеспечившие процесс воспроизводства определенных отношений внутри группы.
Корпоративные структуры были достаточно характерны для античного азиатского
общества, когда люди не мыслили себя вне специфического замкнутого в
большей или меньшей степени сообщества, организованного по
профессиональному, кастовому или другому принципу. В средневековой Европе
они существовали в виде городских ремесленных цехов и купеческих гильдий.
Позже таковыми стали хозяйственные монополистические объединения,
профессиональные организации и политические партии. В России в силу ее
специфики корпорации существуют в хозяйственной и культурной жизни в
основном в форме различных государственных (министерства, ведомства и
псевдоприватизированные естественные монополии) и общественных (союзы,
общества, академии и политические партии) институтов. Благодаря объединению
ресурсов, и в первую очередь людских, корпорация как форма организации
совместной деятельности людей предоставляет и обеспечивает возможность для
самого существования и воспроизводства той или иной социальной группы,
профессий касты и т.п. Однако объединение людей в корпоративной организации
происходит через их разделение по социальным, профессиональным) кастовым и
другим (классовым и расовым) критериям. Помимо объединения ресурсов, важным
орудием корпоративной организации в борьбе за выживание является монополия,
и главным образом, монополия на информацию. Поддерживая монополию,
корпорация стремится стандартизировать свою деятельность и ее результаты,
не допускать разрушительной для нее внутренней конкуренции. Поддержка
слабых и ограничение сильных — основной принцип в борьбе против внутренних
конкурентов. Отсюда — тенденция к уравниловке. Объединение людей через их
разделение и поддержание монополии невозможно в корпоративной организации,
если в ней не доминируют иерархические властные структуры. Так, интересы
“разделенных” людей согласовываются лидерами корпораций. Это и является
основным источником их власти. В основе данной схемы лежит принцип
“разделяй и властвуй”. • Важным условием и способом поддержания
существования корпоративной организации является постоянное поддержание в
ней дефицита тех или иных ресурсов, а если необходимо, то и обострение
дефицита. Распределение в условиях монополии лидерами корпорации этого
дефицита служит для них еще одним важным источником власти. Из понятия
корпорации видно, что субъектом интереса в ней является сама группа или вся
организация. Персонализация индивида осуществляется за счет
деперсонализации других индивидов. В соответствии с этим устанавливается
приоритет в целях,
характеризуемый преобладанием целей организационных над индивидуальными. У
индивида могут быть свои, отличные от организационных, личные интересы или
цели, но чтобы получить от корпорации условия поддержания своего
существования, он способен на самопожертвование ради группы/организации,
отождествляя их с собой. Отсюда —ложная солидарность, квазипатриотизм,
групповщина и прочая корпоративная атрибутика. Внешне кажется, что
организация выступает как единое целое. Создается обманчивое впечатление ее
мощи и всесильности. На деле же нередко случается, что это “колосс на
глиняных ногах”. Корпоративная организация берет на себя ответственность за
своих членов, за человека. Это позволяет ей быть свободной в своих
действиях по отношению к человеку. Существует суверенитет организаций. В
резуль-тате организация или все ее члены становятся над каждым отдельным
человеком. Та- кая “коллективная” ответственность ставит человека в сильную
зависимость и практически лишая его самостоятельности. Действует принцип
“организация всегда права” Принятие решения в корпоративной организации
строится принципу большинства или старшинства. Борьба меньшинства свое
мнение нередко заканчивается его уходом из организации Стремление завоевать
поддержку большинства вынуждает руководителя к популистским действиям. Так,
например, введенная в ходе перестройки в СССР выборность руководителей
предприятий существенным образом повлияла на перекачивание денег из прибыли
предприятий в фонды заработной платы и стимулирования в ущерб техническому
развитию. Борьба за сторонников в организации больше развивает политические
способности у руководителя, чем профессиональные и деловые навыки и умения.
В корпоративной организации интересы производства (или любой другой ее
деятельности) определяют интересы воспроизводства самого работника.
Создаются условия, в которых работники организации во все большей степени
не способны обеспечить себя в работе необходимыми ресурсами, в особенности
информацией. Интересы работника существуют всегда в “завтра”, а интересы
корпорации — в “сегодня”. Корпоративной организации соответствует
определенная мораль. Последняя выступает как двойная мораль в поведении —
мораль индивидуалистская и мораль корпоративная. Индивидуализм врамках
корпоративной идеологии не имеет права на существование и поэтому как бы не
регламентируется. На деле же он часто выступает в извращенной форме,
игнорируя правила цивилизованного, а порой и законного поведения. Отсюда,
например, коррупция и взяточничество. Корпоративная мораль действует только
в тех случаях, когда есть заинтересованные в ней лица. Многие могут брать
взятки. Но если кто-то попался, то на него изливается гнев всех членов
организации. Межличностные отношения порой опосредствуются антисоциальными
ценностными ориентациями. В корпоративных системах доминирует лояльность по
отношению к организации, приветствуются послушание и исполнительность,
рождающие в конечном счете безответственность. Противоположным
корпоративному является индивидуалистский тип организации. Это тоже
объединение людей, осуществляющих совместную деятельность, но объединение
свободное, открытое добровольное. Сама организация представляет собой
совокупность или сообщество полуавтономных образований. Например,
коллективная собственность в таких организациях — это не собственность
всех, а собственность каждого члена коллектива. Монополия в
индивидуалистской организации заменяется сочетанием конкуренции и
кооперации в деятельности ее членов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афанасьев В.Г. Общество, системность, познание, управление. М., 1982 г.
2. Ансофф И. Стратегическое управление. М., 1989 г.
3. Валуев С.А., Игнатьев А.В. Организационный менеджмент. М., 1993 г.
4. Виханский О.С., Наумов О.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация,
процесс., М., 1995 г.
5. Мильнер Б.З. Системный подход к организации управления. М., 1983 г.
6. Доблаев В.Л. Теория организации. М., 1995 г.
|