Рефераты

Проблема государственного долга: причины, последствия и пути решения

странах-должниках Латинской Америки. В среднем для региона это падение

составило 8,6%. В некоторых странах, например в Боливии, душевой доход упал

более чем на 20%. Огромные масштабы этой цены, платить которую приходилось

снижением доходов и занятости, ставили перед странами-должниками вопрос о

том, в состоянии ли они продолжать обслуживание долга или же они должны

признать необходимость аннулирования долгов, т.е. объявить о невозможности

их выплаты сейчас или в будущем. Аннулирование долгов имеет многочисленные

исторические прецеденты и было обычной практикой в 30-х годах. Однако

вплоть до начала 1987 г. ни одна страна не отказалась от своих долгов. Перу

ограничила свои выплаты процентов величиной своих экспортных поступлений, и

многие страны подхватили эту идею. В феврале 1987 г. Бразилия остановила

выплату процентов по своим банковским кредитам, но объявила, что хочет

возобновить выплаты позднее. Риск торговых санкций со стороны стран-

кредиторов и страх, что впоследствии они не смогут брать кредиты за

границей, вынуждали должников не предпринимать излишне вызывающие действия.

Таблица 5. Внешний долг и дефицит торгового баланса Латинской Америки (в

млрд. долл.)

| |В среднем за|1982 |1983 |1984 |1985 |

| |1978-1981 | | | | |

| |гг. | | | | |

|Дефицит |28,2 |41,9 |10,7 |3,1 |4,6 |

|текущего | | | | | |

|платежного | | | | | |

|баланса | | | | | |

|Непроцентный|5,3 |-3,8 |-29,9|-41,8|-36,5|

|дефицит | | | | | |

|Процентные |22,9 |45,7 |40,6 |44,9 |41,1 |

|платежи | | | | | |

|Внешний долг|216 |333 |343 |359 |369 |

Источник: International financial Statistics.

Но даже при этом к 1987 году стало ясно, что наращивание активного

сальдо торгового баланса LDC (и, следовательно, перераспределение ресурсов

в пользу богатых стран) так и не стало устойчивым процессом. В то же время

риск конфронтации между должниками и кредиторами угрожал серьезными

последствиями для коммерческих банков. Американские банки принимали участие

в кредитовании Латинской Америки в весьма крупных масштабах, и сумма

выданных ими кредитов во многих случаях превосходила величину уставного

(чистого собственного) капитала. Поэтому в случае отказа стран-должников

платить долги многие крупные коммерческие банки в развитых странах

превратились бы в банкротов, что могло бы спровоцировать финансовый крах в

мировом масштабе.

Те трудности, с которыми сталкиваются коммерческие банки в ситуации отказа

от обязательств, взятых перед ними,, и их неготовность допустить даже

возможность уступок за счет уменьшения, например, процентных ставок по

долгу ставят на повестку дня вопрос о том, имеют ли правительства стран-

должников достаточную политическую силу, чтобы выжить в условиях отсутствия

экономического роста и инвестиционной деятельности. Это представляется

маловероятным. В конце концов выход из кризиса задолженности, по-видимому,

будет включать ограниченное целевое списание долга, которое не принесет

значительного вреда банкам и будет способствовать экономическому росту

стран-должников. Но выработка такого решения явно запоздала.

Ссудный капитал

Формой международного движения ссудного капитала является международный

кредит, то есть денежный капитал, отдаваемый собственником в ссуду,

приносящий процент и обслуживающий кругооборот функционирующего капитала.

Его основные принципы:

o возвратность (иначе это было бы субсидирование);

o срочность – ссуду необходимо вернуть в оговоренный срок;

o платность, то есть выплата процентов за пользование кредитом.

Величина процента может дифференцироваться в зависимости от условий

кредитного соглашения, т.е. материальные гарантии погашения кредита.

В международных масштабах в качестве ссудного используется как

официальный, так и частный капитал. В качестве кредиторов и должников могут

выступать частные предприниматели, банки, государства, предоставляющие

займы другим странам, международные организации.

В зависимости от главных признаков, характеризующих отдельные стороны

кредитных отношений, можно произвести несколько различных видов

классификаций форм международного кредита.

по видам:

o товарные кредиты, предоставляемые экспортерами импортерам;

o валютные, выдаваемые банками в денежной форме.

по валюте займа:

o кредиты в валюте страны - должника;

o кредиты в валюте страны - кредитора;

o кредиты в валюте третьей страны; кредиты в международной счетной

единице (СДР[15]).

по срокам:

o сверхсрочные - суточные, недельные, до трех месяцев;

o краткосрочные - до одного года;

o cреднесрочные - от одного года до пяти лет;

o долгосрочные - свыше пяти лет.

по обеспеченности:

o обеспеченные (товарными документами, векселями, ценными бумагами,

недвижимостью и др.);

o бланковые - под обязательства должника (простой вексель).

по форме предоставления кредита:

o наличные, зачисляемые на счет и в распоряжение должника;

o в безналичной форме (переводные векселя, депозитные сертификаты и

др.).

Особенности прямых зарубежных инвестиций. Регулирование международного

движения предпринимательского капитала.

На протяжении последних десятилетий в мире происходил рост прямых

иностранных инвестиций. В 1998 году они достигли 430 - 440 млрд. долларов.

При этом можно выделить черты, характерные для международного движения

капитала в конце 20 века.

Основными участниками международного движения капитала продолжают

оставаться страны с развитой рыночной экономикой, причем их доля в объеме

мировых инвестиций постоянно увеличивается. За 1998 году удельный вес

развитых стран в общем объеме экспорта прямых зарубежных инвестиций

увеличился с 67 до 82 %. Но наряду с развитыми странами крупными

реципиентами (то есть, странами, принимающими капитал) стали Бразилия,

Мексика, Аргентина, Китай, возрастает роль стран с переходной экономикой

как импортеров капитала.

Ужесточается конкуренция за привлечение иностранных инвестиций. Для

этого иностранным инвесторам не только предоставляется благоприятный

национальный режим, но и разрабатываются специальные меры по привлечению

иностранного капитала. В 1997 году особый режим по отношению к иностранным

инвесторам имели уже 143 страны и территории.

Происходит переоценка факторов, которые являются привлекательными для

иностранного капитала. Традиционно таковыми были емкий внутренний рынок,

наличие природных и производственных ресурсов, наличие дешевой рабочей

силы. Эти обстоятельства сохраняют свою привлекательность. Но в настоящее

время возрастает значение таких обстоятельств, как наличие в принимающей

стране развитой инфраструктуры связи, профессиональные навыки рабочей силы,

технологические, инновационных, менеджерские способности работников,

отношение к созданию богатства, культура бизнеса.

В последние годы преобладают инвестиции на приобретение или поглощение

иностранных предприятий и фирм, а не в создание новых. Это во многом

объясняется процессами приватизации, которые были широко распространены во

многих странах. Мировой финансовый кризис 1997 - 1998 гг. выявил негативные

последствия использования иностранных кредитов и портфельных инвестиций. В

отличие от этих форм вложения капитала, прямые иностранные инвестиции не

создают для страны дополнительной внешней задолженности, а, напротив,

способствуют появлению источников ее покрытия. Это обстоятельство усилило

внимание многих стран к прямым инвестициям.

Международные валютно-кредитные и финансовые организации.

Международный валютный фонд.

Учреждение МВФ связано с созданием Бреттон - Вудской валютной системы в

1944 г. и он был неотъемлемой частью этой системы. Но крах Бреттон -

Вудского валютного порядка не привел к ликвидации МВФ. Этот факт

показывает, что МВФ является необходимым институтом регулирования

международных валютных отношений.

Цель МВФ заключается в поддержании стабильности в международных валютных

отношениях. Это должно способствовать экономическому росту, развитию

международной торговли и обеспечить высокий уровень занятости и доходов.

Для достижения этой цели МВФ определил в Уставе "кодекс поведения",

который, естественно, изменялся с течением времени. Правила МВФ касаются

конвертируемости валют и валютного курса, свободы платежей по текущим

операциям. Для выполнения своих задач МВФ регулярно анализирует

экономическую, финансовую и валютную политику государств - участников.

МВФ имеет значительные технические и финансовые возможности для помощи

государствам, испытывающим трудности с урегулированием платежных балансов.

Он может обеспечить займы в конвертируемой валюте. Эти займы

предоставляются в поддержку экономических программ оздоровления, одобренных

фондом. Таким образом, МВФ располагает финансовым рычагом, который

позволяет отклонять в нужную сторону экономическую политику стран,

испытывающих трудности в урегулировании сальдо платежных балансов.

Некоторые страны Европы прибегли к его помощи вследствие "нефтяных шоков".

С начала 80-х годов помощь МВФ сосредоточена в странах, испытывающих

проблемы структурной задолженности, то есть на большинстве развивающихся

стран.

Высший руководящий орган МВФ - Совет управляющих, в котором каждая

страна - участница представлена управляющим и его заместителем, назначаемым

на пять лет. Обычно это министры финансов или руководители центральных

банков. В ведение Совета входит внедрение изменений в Статьи Устава, прием

и исключение стран - членов, определение и пересмотр величины их долей в

капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на

сессии 1 раз в год. МВФ учрежден по принципу акционерного предприятия. В

соответствии с принципом "взвешенного" количества голосов каждое

государство имеет 250 "базисных голосов" независимо от величины взноса в

капитал и дополнительно по 1 голосу на каждые 100 тыс. единиц СДР его.

Глава 2

Бюджетные параметры экономики Узбекистана

Необходимым элементом государственного регулирования является также

бюджет, в частности, его расходная часть. Она, прежде всего, ориентирована

на крупные структурные преобразования в общественном производстве страны,

особенно в связи с переходом к экспортируемому развитию.

Нужно сказать, что бездефицитный бюджет - это основа финансовой

стабильности любого государства. Именно к такому состоянию стремится

экономика Узбекистана. Так, доходы госбюджета на 2000 год, были в размере

650 млрд. сумов (иди 29,2% к ВВП против 31% в 1999 году). Объем расходов,

соответственно, 712,4 млрд. сумов (или 32% к ВВП против 34% в 1999 году).

Таким образом, дефицит государственного бюджета предусматривается на уровне

2,8% к ВВП, тогда как в 1999 году он достигал 3%[16].

Для поддержания этой тенденции экспертами предлагается ввести

своеобразный "бюджетный мониторинг" на каждом уровне финансирования и по

каждому направлению затрат, чтобы обеспечить с учетом текущей и прогнозной

инфляции необходимый минимум социальных благ каждому жителю Узбекистана.

Пресса о внешнеэкономической деятельности Узбекистана

Всемирный Банк[17]: стратегия содействия Узбекистану на 2002-2004 годы[18]

| |

|Д.Вулфенсон |

|отвечает на вопросы|

|журналистов |

Внешний долг Узбекистана составляет $4,5 млрд. – заявил Президент

Всемирного банка Джеймс Вулфенсон в Ташкенте на встрече с журналистами.

Новые военные приоритеты Узбекистана[19]

… В апреле в Ташкенте побывал и президент Всемирного банка Джеймс

Вулфенсон. Он подтвердил намерение выделить Узбекистану для финансирования

новых проектов 350 млн. долларов США. Вулфенсон также напомнил, что за

последние годы Всемирный банк уже выделил республике в общей сложности 450

млн. долларов США. Вместе с тем он подчеркнул, что Узбекистан -

первоклассный пример выплаты и погашения внешнего долга, который составляет

4,5 млрд. долларов США.

А в декабре прошлого года Ташкент посетил президент Европейского банка

реконструкции и развития (ЕБРР) Жан Лемьер. По итогам визита были подписаны

четыре соглашения, касающиеся сотрудничества в финансовой сфере,

модернизации железнодорожного транспорта Узбекистана и реконструкции

системы теплоснабжения одного из густонаселенных регионов страны -

Андижанской области. Кроме того, ЕБРР решил открыть кредитные линии для

национального банка внешнеэкономической деятельности Узбекистана. В

настоящее время с участием ЕБРР в Узбекистане реализуются 14 проектов общей

стоимостью 671 млн. долларов США.

Не без помощи иностранных инвесторов был пущен в эксплуатацию Шуртанский

газо-химический комплекс, на строительство которого израсходовано более

миллиарда долларов. Две трети объема его финансирования составляют

иностранные инвестиции.

Узбекистан находится на первом месте среди бывших советских республик

Центральной Азии по объему предоставляемой ему японской государственной

экономической помощи. С 1993 года Токио предоставил Ташкенту в той или иной

форме безвозмездно около 60 млрд. иен (500 млн. долларов). В феврале Япония

обязалась еще предоставить Узбекистану безвозмездную помощь в размере 950

млн. иен (около 8 млн. долларов) на развитие рыночной экономики и борьбу с

бедностью. …

Ташкент попал в Poor-7 и рассчитывает на увеличение западной помощи[20]

Cемерку многие считают счастливым магическим числом. Ярчайшим примером,

оправдывающим этот символ в международных отношениях, стала Большая семерка

наиболее развитых стран. Сколько в ельцинские времена не пытались

сотрудничать по формуле 7+1, преобразовать G-7 в Большую восьмерку не

удалось. Теперь на постсоветском пространстве появилась своя семерка,

только она является полной противоположностью Great-7 и вполне может

называться Poor-7. (Poor – англ., неимущий, убогий, скудный, ограниченный,

несчастный). В прессе же дипломатично называют "группа СНГ-7".

Вошли в этой группу Армения, Грузия, Киргизия, Молдавия, Таджикистан,

Азербайджан и Узбекистан, которых объединяет сейчас крайне низкий уровень

жизни населения. На днях в Вашингтоне была подписана так называемая

международная инициатива стран СНГ-7. Инициатива поддержки Poor–7

принадлежит руководству Всемирного банка, Международного валютного фонда,

Европейского банка реконструкции и развития и Азиатскому банку развития.

Они хотят реализовать программу международного сотрудничества, которая

способствовала бы экономическому росту и сокращению уровня бедности в

странах группы СНГ-7.

Помощь будет заключаться в реструктуризации, а в некоторых случаях и

сокращении задолженности стран Poor–7. Предполагается также снять барьеры в

торговле и увеличить гранды, предоставляемые странам "семерки"

международными финансовыми организациями.

Однако на такую поддержку власти Еревана, Тбилиси, Бишкека, Кишинева,

Душанбе, Баку и Ташкента могут рассчитывать только в случае, если сами

займутся, наконец, стабилизацией своих экономик, в частности в бюджетной

сфере и стимулировании экономического роста. От них требуется демонстрация

приверженности и политической воли к осуществлению реформ, укрепление

управления, ослабление коррупции, повышение адресности социальных расходов

на бедные слои населения и ограничение роста нового внешнего долга. Так,

например, Грузии и Киргизии обещана стандартная реструктуризация до десяти

лет без списания в рамках Парижского клуба. В Армении же МВФ уже реализует

кредитную программу на сумму в 69 млн. долл. под названием "Механизм

финансирования роста и сокращения бедности". Правда, эта программа

закончится через два года, и тогда, если, конечно, Ереван будет активно

реформировать экономику, ВБ предоставит ему кредит еще в 40 млн. долл.

В надежде на помощь международных финансовых организаций активно начал

демонстрировать готовность к экономическому сотрудничеству и Ташкент. На

днях здесь прошло заседание Комиссии по реформированию экономической,

финансовой и банковской сфер, развитию и укреплению рыночных принципов и

механизмов Межведомственного координационного совета по реформированию и

инвестициям при президенте Узбекистана. Чиновникам был представлен

разработанный Центром эффективной экономической политики при

Минмакроэкономстате проект доклада "О программе структурных преобразований

в Республике Узбекистан на период до 2010 года".

Разработчики документа надеются, что в республике удастся сформировать

экспортоориентированную структуру экономики и развить конкурентоспособные

производства. Тогда доля промышленности в структуре ВВП увеличится почти в

два раза, рост малого и среднего бизнеса составит до 50% от ВВП, а доля

экспорта - до 30%. Среднегодовые темпы прироста ВВП в течение 2002-2010 гг.

прогнозируются на уровне 6-8%, промышленности - 10-11%, сельского хозяйства

– 6% и услуг – 8%. Прирост инвестиций в основной капитал в среднем в год

составит 8-9%.

Делегация узбекского антимонопольного комитета уже ездила советоваться

по основным вопросам в Вашингтон. Руководители Государственного комитета по

демонополизации и развитию конкуренции говорили с американскими коллегами о

проблемах антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий -

телекоммуникации, железнодорожные перевозки, электричество, природный газ.

Американцы пообещали техническую помощь. А в это время в Ташкенте

представители корпорации "Боинг" и авиакомпании "Узбекистон Хаво Йуллари"

подписали соглашение о предоставлении в лизинг двух авиалайнеров Б-767 под

гарантии узбекского правительства республики. 85% кредита с льготами на 12

лет обеспечивает американский "Эксимбанк", остальное - французский банк

"Сосьете Женераль". "Боинги" поступят в Ташкент в 2003-2004 годах.

Противоречивые процессы экономической интеграции стран центрально-

азиатского содружества[21]

Политику определяет экономика - эта старая истина продолжает оставаться

актуальной на пороге XXI века, вне зависимости от материков, экономических

формаций и правящих режимов. Все упирается в финансы и промышленные

возможности, точнее в их отсутствие. В богатом газом Узбекистане, который

из экономических соображений периодически тушит южно-казахстанские

конфорки, есть города с многотысячным населением, такие как Учкудук и

Зарафшан, где газа нет уже третий год, потому как республика не в состоянии

построить газопровод длиной в несколько десятков километров.

Именно экономические трудности, а не злой умысел Президента Каримова

толкают узбекскую сторону на "недружественные" действия по отношению к

своим ближайшим соседям. В налаживании нормальных, добрососедских и

партнерских отношений между Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном

заинтересованы народы каждой страны, но за некоторой эйфорией центрально-

азиатской интеграции уже сейчас явственно проглядывают острые углы. Так за

1994 год в Республику Казахстан из стран Единого экономического

пространства было ввезено продукции на сумму 1053 млн. тенге, что

составляет всего 3,5% от общего объема ввоза из стран СНГ, а вывезено в

страны ЕЭП казахстанской продукции на 3545,7 млн. тенге. То есть торгово-

экономическое сотрудничество несколько непропорционально.

Несмотря на громкие договоренности об усилении экономических

взаимосвязей, реальный уровень интеграции Казахстана с Узбекистаном в 1994

г. - году провозглашения Единого Экономического Пространства Центрально-

азиатского содружества, снизился. Иллюстрацией чего конкретные показатели:

поставки из Казахстана шин, по сравнению с 1993 годом сократились на 90 %;

нефтепродуктов - на 85 %, угля - на 83 %, проката черных металлов - на 54 %

и т.д.

Аналогична ситуация с обратными поставками из Узбекистана в Казахстан,

недополучено от договоренных на 1994 год объемов: нефтепродуктов - около 73

%, готового проката - 99 %, аммиака - 90 %. Практически прекратились

поставки продукции цветной металлургии (цинка и меди), а также

стратегического сырья - хлопка, вместо 17 тысяч тонн, которые обязался

продать Узбекистан, Казахстан получил только 100 тонн.

Единственный показатель, где достигнуто существенное перевыполнение

планов - это вывоз из Казахстана в Узбекистан медикаментов и медицинских

препаратов, которые, кстати, в остром дефиците в самой республике. Причем

перевыполнение планов поставок огромное - в 6 раз.

Экономический союз продекларирован, но в реальности: "Узбекистан не

приступил к поставкам холодильников, изделий из золота. Крайне

неудовлетворительно осуществляется завоз других товаров, включенных в

межправительственные соглашения, а именно, картофеля поставлено 1 % (от

договоренного объема), овощных консервов - 3 %, масла растительного - 4 %,

тканей шерстяных и хлопчатобумажных - 2 и 3 %, соответственно..." и т. д. В

среднем, выполнение соглашений с Узбекистаном составило от 8 до 38 % от

договоренностей. И подобное положение продолжает сохраняться.

Указанные экономические выкладки позволили первому заместителю

председателя Государственного Комитета по статистике и анализу РК Ю.К.

Шокаманову в специальной записке "О развитии экономической интеграции

Республики Казахстан с государствами, входящими в единое экономическое

пространство - Кыргызстаном и Узбекистаном" 01 - А/З от 6 апреля 1995 года,

прийти к выводу, что: 1) "приведенный анализ свидетельствует о снижении

уровня интеграции со странами ЕЭП"; 2) "почти по всему ассортименту

вывозимой и ввозимой продукции не выполняются поставки предусмотренные

протокольными соглашениями и заключенными договорами". Комментарии, как

говорится, излишни.

Периодические отключения подачи газа из Узбекистана в Алмату и другие

южные города Казахстана подтверждает проявляющуюся тенденцию: "дружба -

дружбой, а табачок - врозь". При этом найдена удобная формула объяснения

происходящего - мол, соглашения о взаиморасчетах (которые Казахстан

просрочил) заключались на уровне конкретных предприятий и посему в условиях

становления рыночной экономики правительство не правомочно вмешиваться в

деятельность договаривающихся субъектов.

Весьма настораживает тот факт, что несмотря на массу заверений

раздающихся на самом высоком уровне о полном решении газовой проблемы,

ситуация ничуть не меняется в позитивную сторону. Так в интервью "Панораме"

1-й вице-президент ГХК "Алаугаз" К. Рахимгалиев заявил, что в 1995 году

Казахстан должен был получить 4,5 млрд. куб. м. газа, но сейчас "речь уже

идет о 4,2 млрд." но не исключено, что и их РК не получит ". Реально, на

начало сентября 1995 было поставлено 2,7 млрд., и под предлогом очередного

казахстанского долга с 19 августа «объем поставок резко снижен, до 70 %

потребности». И как общий вывод Рахимгалиева: «Не надо питать никаких

иллюзий. В этом году зимой нас ждут не меньшие трудности с газом чем в

прошлом». Печальный прогноз полностью оправдался. Зимой 1996/1997 года едва

не вымерз областной центр Кокчетав (каз. — Кокшетау). Именно отсутствие

тепла и газа в густонаселенном Южном Казахстане привело к беспрецедентным

беспорядкам охватившим в ноябре 1996 года Чимкент (Шымкент) и другие города

Южно-казахстанской области. Узбекское правительство отказалось поставлять

газ без предоплаты и казахстанскому вице-премьеру Д. Дусенову пришлось

срочно подписывать очередное “дружеское” соглашение на узбекских условиях:

газ теперь “идет” под гарантии правительства, с валютной предоплатой и по

“засекреченной”, надо полагать в целях экономической безопасности, цене.

Характерно, что основной “движущей силой” событий в Чимкенте были

доведенные до отчаянного положения собственным правительством казахи, тем

самым напрочь опровергая популярный в интеллигентских и научных кругах

Москвы и Алма-Аты тезис о том, что, казахи вкусив сладкий плод

независимости, скорее вымрут от голода, но не поднимут руку на родное

правительство.

К вопросу о долгах. Еще в конце 1993 года Узбекистан был должен

Казахстану почти 96 миллионов долларов, но уже во второй половине 1994-го

картина меняется на обратную - Казахстан сам значится в должниках на сумму

порядка 100 миллионов долларов. Возникает вопрос: как такое могло

произойти?

Журналист официозного Казахстанского Телеграфного Агентства Е. Мироглова

уверенно указывает на главного виновного «посадки» Казахстана в долговую

яму. Им, по ее мнению, оказался бывший до июня 1994 года Министр энергетики

и топливных ресурсов К. Байкенов, подписавший крайне невыгодный (если не

вредительский) договор о закупке узбекского газа по цене 84 доллара за 1

тысячу кубометров, тогда как средняя стоимость данного продукта в СНГ - 50

и в Европе - 70 долларов.

На первый взгляд, кажется, все ясно - Байкенов, бывший партийный

работник (1-й секретарь Алма-Атинского горкома КПК), не имеющий

специального «топливного» образования в силу «некомпетентности» сделал

грубейшую ошибку. Но под упомянутым договором – «Соглашением между

Правительствами Узбекистана и Казахстана о торгово-экономическом

сотрудничестве в 1994 году» от 10 ноября 1993 года, по которому

устанавливалась закупочная цена 6300 тысяч кубометров узбекского газа по -

80 долларов за тысячу куб. м., - подписи Байкенова нет. Договор, как и

полагается на таком уровне, завизировал премьер-министр С. Терещенко.

Значит - правительство было или «в курсе», или его «обманул» тот же

Байкенов, ведомство которого готовило свою часть документов к подписанию. В

последующих «соглашениях» цена, кстати, еще более возрастает: в «протокол

согласования» конкретных исполнителей от 17 декабря 1993 года, подписан -

генеральным директором «Узгаза» Н. Жулиным и президентом госхолдинговой

компании «Казахгаз» Азербаевым, еще фигурирует цифра 80 долларов, но в

новом «межправительственном» уточненном соглашении от 10 января «всплывает»

цена 84 доллара, которая и становится окончательной.

Байкенов в записке вице-премьеру Абишеву (курировавшему

внешнеэкономическую деятельность) и узбекскому правительству от 9 февраля

1994 года N 2 - 01 - 361 указывает, что такой же по качеству газ можно

купить в России за 25 тысяч рублей - 1000 куб. м., и в Туркмении,

соответственно, за - 50 долларов, на основе чего предлагает понизить цену

до тех же 50-ти $. Что ответил на это письмо Абишев не известно, но

узбекский вице-премьер Г. Хакулов откликнулся на редкость оперативно - уже

14 февраля пришла телеграмма о том, что цену от 10 января они считают

окончательной и снижать не намерены.

Вот таким образом и сформировался фантастический долг, который к концу

1994 года рос ежедневно на 200 - 300 тысяч $ и на рубеже 1994/95-х годов

перевалил за 100 миллионную отметку долларов.

Более того, в оппозиционных политических кругах республики активно

циркулируют слухи о том, что газ, поступающий в Казахстан по южному

нефтепроводу, вовсе не узбекский, а туркменский. Суть предполагаемого

соглашения в устах оппозиции такова: в обмен на поддержку Узбекистаном

евразийских и центрально-азиатских интеграционных проектов Казахстан

«покупает» по 80 и более долларов США за тонну газ, который в

действительности бесплатно отдает Туркмения за право транзита по казахским

нефтепроводам в Россию. Затем газ, подлинная мировая цена которого

колеблется в пределах 40 - 45 долларов за один кубокилометр, перепродается

потребителям в Казахстане уже по цене 120 долларов и все остаются довольны.

Туркменам все равно как и кому «переспекулируют» их транзитные отчисления

лишь бы оговоренная договором основная часть дошла до главного покупателя -

России. Узбеки - наживаются на транзите. Правительство Казахстана не в

накладе, так как путем внутренней спекуляции деньги возвращаются в казну, а

перед СНГ и всем миром Назарбаев, с молчаливого согласия Каримова,

продолжает числиться лидером и главным “интегристом” региона.

* * *

В Ташкенте состоялись правительственные переговоры между Казахстаном и

Узбекистаном по вопросу поставки газа в Южный Казахстан[22].

Со следующего года узбекский газ будет обходиться казахстанцам в 50

долларов за тысячу кубометров. Об этом было заявлено на встрече

правительств двух стран в Ташкенте. Узбекская сторона отказалась изменить

свое решение даже после того, как стало известно, что Алматинская область

уже погасила долг в 846 тысячи долларов перед узбекской газовой компанией.

Правительство Казахстана внесло три варианта альтернативных поставок

голубого топлива, которые могли бы удешевить его доставку, а главное,

сделать ее стабильной.

Их суть в том, что мы внесли предложение, связанное с поставкой газа с

туркменских месторождений, с так называемым "обменом газа" - в Узбекистан и

Казахстан, - сказал Даниял Ахметов, заместитель премьер-министра РК.

Наиболее оптимальным и выгодным с экономической точки зрения

казахстанские эксперты считают проект поставки газа с Бозойского хранилища.

Если он начнет действовать, цена за газ будет близка к прежней. Сейчас

Южный Казахстан получает узбекский газ по 36 долларов за тысячу кубометров.

Но пока это только предложения, и примет ли их узбекское правительство - не

известно. Премьер-министр Уткир Султанов обещал их рассмотреть и дать ответ

уже на следующей неделе. Кроме "газовой" темы, на этой встрече были

затронуты вопросы делимитации границы и взаимных долгов. Узбекские

потребители задолжали связистам и железнодорожникам Казахстана 5 млн. 800

тысяч долларов США.

* * *

Долг Киргизии за газ перед узбекскими партнерами составляет около 3 млн.

долл.[23]

По акционерному обществу "Кыргызгаз" потери природного газа за прошлый

год в Киргизии составили около 14%., при плане 10%. Однако, как сообщает

агентство "Кабар", в тоже время дебиторская задолженность потребителей

природного газа уменьшилась на 11,5 млн. сомов. По последним данным АО

"Кыргызгаз", дебиторская задолженность потребителей за голубое топливо

составило 276 млн. 536 тыс. сомов, а задолженность перед акционерной

компанией "Узтрансгаз" составила свыше 2,8 млн. долл. На сегодня долг

населения республики составляет 155 млн. сомов. Сейчас узбекский газ по -

прежнему поступает в республику в необходимом количестве. Но, как отметил

руководитель "Кыргызгаза", в случае последующего роста долгов не исключена

вероятность перебоев в подаче голубого топлива в Киргизию.

* * *

Узбекистан поставит в Киргизию до 30 марта 2002 г. 300 млн кубометров

газа и допоставит топливный мазут[24]

C 20 октября в Кыргызстан из Узбекистана поступает газ в требуемых

объемах.

Как передает киргизское агентство "Кабар" со ссылкой на сообщение пресс

- службы правительства Киргизии, 19 октября в Ташкенте был подписан

специальный протокол к заключенному в 2000 г. соглашению между Киргизией и

Узбекистаном о совместном использовании топливно-энергетических и водных

ресурсов. В соответствии с этим документом узбекская сторона должна

обеспечить Киргизию до 30 марта 2002 года газом в объеме 300 млн.

кубометров и произвести требуемые допоставки топливного мазута, ГСМ на

Бишкекскую и Ошскую ТЭЦ. В свою очередь, Киргизия согласна принять в зимнее

время от Узбекистана 532 млн. киловатт часов электроэнергии в счет

погашения узбекскими энергетиками долга. Именно на таких условиях

республика может гарантировать накопление воды для Узбекистана в

вегетационный период 2002 года.

На 10 октября кредитная задолженность АО "Кыргызгаза" составляет чуть

более 1 млн. 809 тыс. долл.

Некоторые оценки визита в Москву Президента Узбекистана И. Каримова[25]

6 мая президент Узбекистана Каримов встретился в Кремле с Ельциным. …

Каримов провел встречу с российскими деловыми кругами. Стороны заявили о

широком круге взаимных интересов и о перспективном потенциале

сотрудничества. За круглым столом Овального зала "Президентотеля" Каримова

встретили представители как государственных, так и коммерческих банков и

компаний. Основные непосредственно заинтересованные лица - представители

российской автомобильной, лесной, нефтегазоперерабатывающей, добывающей и

металлургической промышленности, а также представители коммерческих банков,

имеющих свои интересы и представительства в Узбекистане. Каримов обозначил

направление узбекских интересов - развитие с помощью "живых" российских

инвестиций и акционирование добывающей и перерабатывающей промышленности

Узбекистана, автомобилестроение и нефтегазовая отрасль. По его словам,

разрыв экономических связей был спровоцирован непродуманной монетаристской

политикой России (отпуском цен) и неподготовленностью нормативной и

законодательной баз новых государств, что едва не поставило на грань краха

экономику бывших республик, которые были вынуждены замкнуться и искать

"живых" денег на Западе. В результате внутренний преимущественно сырьевой

рынок республик оказался один на один в свободной конкуренции с Западом.

Впрочем, едва ли этот разговор мог состояться, если бы Узбекистан в

результате этих вливаний в перспективные, прибыльные, а также новые для

себя отрасли не почувствовал себя более уверенно. ВВП с 1995 года неуклонно

растет. Товарооборот с РФ составил более 1,5 млрд. рублей или пятую часть

всего товарооборота Узбекистана. Кстати, накануне визита Каримова в Москву

узбекский парламент принял сенсационное решение, аннулировав долги

Узбекистана России. Едва ли это несогласованный и не просчитанный шаг.

Ташкент тем самым предупредил намерение России акционировать наиболее

интересные проекты в Узбекистане в счет этих долгов. Выплата старых долгов

(1992 - 1994 годов) названа в парламенте Узбекистана делом, не отвечающим

интересам Узбекистана. Его интересам сейчас отвечает вливание "живых"

российских денег, и основная ставка делается на негосударственные деловые

круги.

Казахстан, Узбекистан и Иран согласились на реструктуризацию долгов

Грузии[26]

Казахстан, Узбекистан и Иран официально согласились на реструктуризацию

долгов Грузии этим странам в соответствии с решением "Парижского клуба" от

марта 2000 года.

Как сказал во вторник журналистам министр финансов Мириан Гогиашвили, в

ходе его визитов на минувшей неделе в Узбекистан и Иран были подписаны

документы, согласно которым Грузия покроет задолженность перед этими

странами, составляющую соответственно 1 миллион долларов и 12 миллионов

долларов, до 2022 года при ежегодной трехпроцентной ставке…

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Артыков А. «Словарь экономико-правовых терминов» Т., 1997 г.

2. Долан Д., Линдсей Е. «Рынок» М., 1996 г.

3. Кузнецов В.М. «Основы рыночной экономики» М., 1992 г.

4. Макконнелл Р., Брю Л. «Экономикс» М., 1997 г.

5. Матвеев В.Г. «Основы экономических знаний» Т., 1998 г.

6. Тухлиев Н., Таксанов А. «Национальная экономическая модель Узбекистана»

Т., 2000 г.

7. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. «Экономика» М., 1993 г.

8. www.cbr.ru

9. www.eurasia.org.ru

10. www.fergana.ru

11. www.gazetasng.ru

12. www.info.debt.ru

13. www.nel.nns.ru

14. www.ngv.ru

15. www.oreanda.ru

16. www.press-service.uz

17. www.rambler.ru

18. www.rcbnet.ru

19. www.redstar.ru

20. www.uzland.uz

21. www.uzreport.com

-----------------------

[1] ::>@4=K5 =0;>38 Lump-sum taxes. 0;>38, CAB0=02;8205AC40@AB2>< =0

C@>2=5, =5 7028AOI8< >B @072 4>E>4>2 8;8 ?>:C?>:.

[2] '8ABK9 =0F8>=0;L=K9 ?@>4C:B (') Net national product (NNP). 70

2KG5B>< 0<>@B870F8>==KE >BG8A;5=89.

[3] 0;>2>9 =0Аккордные налоги Lump-sum taxes. Налоги, устанавливаемые

государством на уровне, не зависящим от размеров доходов или покупок.

[4] Чистый национальный продукт (ЧНП) Net national product (NNP). ВНП за

вычетом амортизационных отчислений.

[5] Валовой национальный продукт (ВНП) Gross national product (GNP).

Рыночная стоимость товаров и услуг, произведенных в течение данного периода

факторами производства, принадлежащими гражданам данной страны, независимо

от их местонахождения.

[6] Фискальная политика Fiscal policy. Решения, принимаемые государством

относительно своих расходов и налогов.

[7] Автоматические стабилизаторы Automatic stabilizers. Экономические

механизмы, такие, как подоходный налог, которые автоматически смягчают

реакцию уровня ВНП на изменение совокупного спроса.

[8] Трансфертные платежи (Трансферты) Transfer payments (Transfers)

Производятся без соответствующего возмещения товарами или услугами со

стороны реципиента.

[9] Чистые трансферты за границу равны трансфертам от фирм, домашних

хозяйств и правительств США иностранцам минус трансферты резидентам США от

иностранцев.

[10] В первом случае часто говорят о положительном сальдо текущего

баланса, или счета по текущим операциям; во втором — об отрицательном

сальдо.

[11] Избыток одной страны является дефицитом другой: если страша продаст

иностранцам больше, чем покупает у них, тогда иностранцы должны продевать

этой стране меньше, чем они покупают у нее.

[12] Такое урегулирование началось в 1985 г, когда цена доллара начала

падать и иностранные товары стали более дорогими для резидентов США, а

американские товары для иностранцев подешевели.

[13] Если, например, имеется дефицит по текущим операциям, а баланс

движения капиталов сводится с положительным сальдо, то платежный баланс

будет иметь дефицит только в случае, если дефицит по текущим операциям

превосходит положительное сальдо баланса движения капиталов, и наоборот.

[14] Облигация - это долговая ценная бумага. Та организация, которая

выпускает ценные бумаги, называется эмитентом. Эмитенты облигаций как бы

берут в долг у того, кто приобретает эти облигации (его называют

инвестором). Эмитент своей облигацией удостоверяет, что он погасит долг в

течение определенного времени и, кроме того, выплатит определенный процент

за пользование денежными средствами. Эмитентом облигаций может быть

государство, органы местного самоуправления, предприятия, фонды и другие

организации.

[15] Less-developed countries (LDC) Слаборазвитые страны. Это страны Юга,

или, другими словами, третий мир. Сюда входят страны от самых бедных,

например Индия и Китай, до стран со средним уровнем доходов, в число

которых входят, например, Аргентина и Югославия.

[16] Необходимо заметить, что в конкретных условиях развивающихся стран

использование займов на цели производственного инвестирования не является

само по себе гарантией от кризиса задолженности.

[17] СДР – специальные права заимствования.

[18] Постановление XV сессии первого созыва Олий Мажлиса Республики

Узбекистан, 1999, июль.

[19] Мировой банк World Bank. Международный институт, созданный в 1945

году как часть Бреттон-Вудской системы и расположенный в Вашингтоне.

Начинал с предоставления кредитов для финансирования послевоенного

восстановления. В настоящее время является важным источником финансирования

развития, проводит экспертизы и осуществляет консультации по вопросам,

связанным с проблемами экономического развития.

[20] Источник: www.UzReport.com Опубликовано 15.04.2002 18:03

[21] Источник: www.redstar.ru 23 июля

[22] Источник: www.GazetaSNG.ru (23 апреля)

[23] Источник: www.eurasia.org.ru (30.09.2002)

[24] Компания "ЮрИнфо" (11.11.2000)

[25] www.ngv.ru (18.12.2002)

[26] Источник: www.uzland.uz (17.04.2002)

[27] www.nel.nns.ru (06.09.1999)

[28] Источник: www.oreanda.ru (17 декабря)

-----------------------

[pic]

Рисунок 1 Государственный долг населению как доля ВНП, выраженная в

процентах, 1965-1986 гг. (Источник: Congressional Budget Office)

Баланс движения капиталов

поступления от продажи активов

расходы на покупки активов за границей

-

=

Платежный баланс

текущий платежный баланс

баланс движения капиталов

+

=

прирост чистых иностранных пассивов

Дефицит текущего платежного баланса

=

процентные платежи

Дефицит текущего платежного баланса

=

=

непроцентный дефицит

[pic]

[pic]

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты