Рефераты

Проблемы формирования доходной части бюджета Ханты-Мансийского Автономного Округа

Налоги на доходы корпораций взимаются также в бюджеты штатов. Ставка

обычно стабильна, хотя встречается и градуированная шкала штатного налога.

Наиболее высок этот налог в штатах Айова -12%, Коннектикут - 10.25%, в

округе Колумбия (центр Вашингтон) - 10.25%. Наиболее низкие налоги в штатах

Миссисипи - от 3 до 5%, Юта - 5%. Налог на доходы корпораций имеет большое

количество льгот.

Федеральные акцизные сборы имеют ограниченное значение и скромное

место в доходах государственного бюджета. Федеральные акцизы установлены из

товаров - на алкогольные и табачные изделия, из услуг - на дороги и

воздушные перевозки.

Доля прочих налогов, включая налог на имущество, переходящее в

порядке наследования и дарения, и государственные пошлины очень

незначительна.

Свою отдельную от федеральной налоговую систему имеет каждый штат.

Штаты взимают подоходный налог с корпораций и граждан. Причем вопросы

обложения решать бывает подчас не просто. Так, штат имеет право взимать

налог с доходов корпорации в том случае, если она имеет на его территории

строения или служащих.

Не всегда просто бывает решить вопрос и с налогообложением личных

доходов. Подоходный налог штату платят его жители и граждане, получающие

здесь доходы.

Одним из основных источников доходов штатов, которым они делятся с

городами, является налог с продаж. Обычно им не облагаются

продовольственные товары, за исключением ресторанов. Налог с продаж

применяется в большинстве штатов. Его ставка колеблется, поскольку

устанавливается правительствами самих штатов. Наиболее низкая она в

Колорадо и Вайоминге - 3%, в Алабаме, Луизиане, Мичигане, Джорджии, Южной

Дакоте, Айове - 4, наиболее высокая - в Калифорнии - 7.25, Иллинойсе - 8,

Нью-Йорке - 8.25%. Например, в штате Иллинойс налог с продаж распределяется

следующим образом: в бюджет штата - 6%, в бюджет крупных городов - 1% и

оставшийся 1% направляется на нужды департамента скоростного транспорта.

Некоторые штаты, например Калифорния, взимают налог на деловую

активность. Налог включает два элемента: налогообложение общего годового

оборота предприятия обычно в пределах от 1 до 2.5% и налог на фонд

заработной платы - 1.6%.

Таким образом, финансы штатов базируются на подоходном налоге с

граждан, налоге с корпораций, налоге с продаж и налоге на деловую

активность.

В США, ряде европейских стран федеральные налоги поступают в

федеральный бюджет, местные налоги - в местный бюджет, региональные налоги

- в региональный бюджет. Перераспределение финансовых ресурсов

осуществляется сверху вниз путем субсидий вышестоящих бюджетов в виде

дотаций и субвенций.

2) Опыт Германии.

В Германии наиболее крупные налоговые источники формируют сразу три

или два бюджета. Так, подоходный налог с физических лиц - это основной

источник государственных доходов, распределяется следующим образом: 42.5%

поступлений направляется в федеральный бюджет, 42.5% - в бюджет

соответствующей земли и 15% - в местный бюджет. Налог на корпорации делится

в пропорции 50 на 50% между федеральными и земельными бюджетами. Налог на

предпринимательскую деятельность взимается местными органами управления, но

им остается 50%, а другая половина перечисляется в федеральный и земельный

бюджеты. Налог с продаж также распределяется по всем трем бюджетам. Но в

последующем случае соотношения могут быть самыми разными. Налог с продаж

служит регулирующим источником доходов. За счет него происходит

выравнивание финансового положения земель при формировании текущих

бюджетов. Каждые 2-3 года финансовые органы федерального правительства и

земель проводят переговоры о распределении налога с продаж.

Нужно отметить, что Германия одна из немногих стран, где применяется

не только вертикальное, но и горизонтальное выравнивание доходов.

Высокодоходные земли, как, например, Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-

Вестфалия, перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым

землям, таким, как Нижняя Саксония, Шлезвиг-Гольштейн.

Принципиальным отличием налоговой системы Германии является наличие

налога с продаж вместо НДС. В государственных доходах он составляет

примерно 28% - второе место после подоходного налога и, как отмечалось выше

служит регулирующим источником. Его основная ставка - 14%. Но основные

продовольственные товары, а также книжно-журнальная продукция облагаются по

ставке 7%.

Налог на доходы корпораций взимается с балансовой прибыли компаний.

Ставка налога на нераспределенную прибыль - 50%, а на прибыль,

распределенную по дивидендам,-36%. Широко используется ускоренная

амортизация. Проценты по ссудам не облагаются налогом, а дивиденды

выплачиваются из прибыли за минусом налога.

Промысловым налогом - это один из основных местных налогов -

облагаются предприятия, товарищества, физические лица, занимающиеся

промышленной, торговой и другими видами деятельности по ставке 5%. По этому

налогу существует необлагаемый минимум. Кроме того, в бюджет вносится 0.2%

от стоимости подлежащих обложению основных фондов.

Поземельным налогом, еще одним из местных облагаются предприятия

сельского и лесного хозяйств, земельные участки, ставка 1.2%. Освобождены

от поземельного налога государственные предприятия, религиозные учреждения.

Подоходный налог в Германии прогрессивен. Его минимальная ставка -

19.5%, максимальная - 53%.

Ставка налога на собственность: 0.5% - для физических лиц и 0.6% - для

компаний и фирм. Имущество до 700 тыс. марок налогом не облагается.

Уровень налога на наследство и дарение зависит от степени родства. В

Германии с этой точки зрения различают 4 разряда. Если в первом (супруги

и дети) ставка налога - 3%, то в четвертом - она поднимается до 70%.

Социальные отчисления от фонда заработной платы составляют 6.8%. Сума

отчислений, как в США, делится в равной пропорции между нанимателем и

работником.

С лиц, исповедующих евангелическую или римско-католическую религию,

взимается церковный налог 9% к базе подоходного налога.

3) Опыт Швейцарии.

Швейцарская конфедерация включает в себя 26 кантонов, в их состав

входит 3030 общин, представляющих собой отдельные города или деревни.

Деятельность кантонов ограничена федеральными законами лишь в немногих

областях - оборона, внешняя политика и экономическая политика всей

конфедерации. Во всем остальном кантоны самостоятельны.

Трехступенчатая система управления предполагает наличие бюджетов на

каждом уровне. Надо отметить, что по бюджету не существует никаких

законодательных актов, в отличие от других стран.

В Швейцарии, как и в других странах, применяется так называемое

финансовое выравнивание, т. е. Сильные в смысле налогообложения кантоны

передают часть своих средств в распоряжение слабых кантонов. То же самое

происходит и на общинном уровне.

Около половины прямых налогов конфедерации, составляющих 20 -30% ее

доходов перераспределяется, хотя в законе о финансовом выравнивании никаких

норм нет. Конкретные размеры перераспределения обсуждаются на совещании

финансовых директоров кантонов.

Налоговая система в Швейцарии имеет некоторые особенности, которые

отличают ее от других европейских стран. Прежде всего это автономность

кантонов в отношении налогов. Другая особенность - конкуренция среди

кантонов, так как каждый из них самостоятельно определяет налоговые ставки,

действующие на его территории. Если налоговые ставки будут повышены, то

соответственно кантон получит больше денежных средств, но, с другой

стороны, из-за налоговых ставок его население может просто переехать в

более дешевый кантон. Вот такая конкуренция между налоговыми системами

разных кантонов и является эффективным средством снижения налоговых ставок

по территории всей Швейцарии.

Налоги, которыми облагаются частные и юридические лица, не превышают

на территории Швейцарии 35%.

Главный вид налога - подоходный налог. Его размер, взимаемый с

частных или юридических лиц, составляет от 2 до 5%. Существуют косвенные

виды налогообложения, например, налог на товарооборот. Есть налоги, которые

не имеют большого значения, к примеру имущественный налог. Все эти виды

налогов существуют на трех разных уровнях: федерации, кантонов и общин.

Другой вид налога - зачетный берется, берется с оборота ценных

бумаг. Он позволяет обезопасить всю налоговую систему. Данный налог берется

с прибыли на капитал (в момент ее возникновения), но в конце года

возвращается налогоплательщикам. Делается это для того, чтобы инвестор не

мог спрятать доход от налогообложения. Если бы все налогоплательщики

честно платили налоги, то в конце года зачетный налог полностью возвратился

бы им. В случае, если государство получает данный зачетный налог, например

с ценных бумаг, которые больше нигде не будут задекларированы, как доход,

этот налог поступает в доход государства и не возвращается

налогоплательщику.

Косвенные налоги получает конфедерация, а прямые кантоны и общины.

Всего кантонам и общинам идет, как правило, около 70% всех налоговых

поступлений, а конфедерации - примерно 30%. Налоги, поступающие в

конфедеративный бюджет, как бы пересекаются с налогами кантональными. Имеет

место также двойное налогообложение одних и тех же объектов.

Важнейшей особенностью налоговой системы Швейцарии является

обобщенное толкование налоговых законов. Здесь действуют универсальные

положения, дающие налоговым сотрудникам возможность самостоятельно

толковать налоговые законы. Экономические соображения принимаются во

внимание в первую очередь (перед юридическими, например). Любые юридические

конструкции, излюбленное средство в Швейцарии, как и в любой другой стране,

становятся второстепенными, если появляются экономические соображения.

Налогоплательщиками считаются любые частные или юридические лица -

резиденты, проживающие в стране, и юридические лица - не резиденты,

находящиеся за границей, предприятия которых находятся на территории

Швейцарии. Они тоже подлежат налогообложению.

Основой налогообложению прибыли являются данные баланса, каждое

предприятие должно их публиковать. Имеет место двойное налогообложение:

прибыль облагается, с одной стороны, налогом уже на уровне самого

предприятия, а с другой - в момент ее распределения. Акционеры тоже обязаны

платить налог на прибыль.

При расчете прибыли из всех доходов, получаемых предприятием,

вычитаются разрешенные или как бы оправданные расходы, Предприниматель со

своей стороны будет пытаться включить большую сумму расходов, а налоговый

инспектор - сократить ее. Две стороны после обсуждения в конце концов

приходят к единому решению. Эта система функционирует достаточно хорошо.

Налог взимается один раз в год, на основе средних показателей за два

предыдущих года. Это сделано специально, чтобы избежать сильных колебаний

при налогообложении.

Существует налог на капитал, взимаемый в начале налогового года с

прогрессивным тарифом. Размер его незначителен, чтобы отрицательно влиять

на функционирование капитала.

4) Опыт Скандинавских стран.

В Скандинавских странах функционируют довольно высокие налоги. В

налоговой системе Дании как и в большинстве стран с развитыми рыночными

отношениями, основной доходный источник - подоходный налог. Он делится на

две части: федеральный налог с прогрессивной шкалой ставок и муниципальный

налог, взимаемый по единой ставке - 30%. Градация шкалы федерального налога

от22 до 40%.

Таким образом, с учетом муниципального налога ставка находится в

пределах 52-70%. Наличие налоговых льгот снижает среднюю ставку до 49%.

В стране готовится налоговая реформа, в соответствии с которой ставки по

подоходному налогу должны быть снижены.

Крупные доходы приносит НДС. Его ставка по сравнению с общемировым

уровнем достаточно велика - 25%. Даже в соседних Скандинавских странах она

ниже: в Швеции - 23.5%, в Финляндии - 19.5%.

Налог на прибыль корпораций уплачивается по ставке 34%, что соответствует

среднемировому уровню. Акцизами облагаются товары народного потребления по

дифференцированным ставкам. Это алкогольные напитки, табачные изделия,

бензин, топливо для отопления жилых домов, автомобили. Для последних ставка

акцизов наиболее высока - 180%. Экспортные товары освобождаются от акцизов

и НДС.

Налог на социальное страхование составляет 3% от фонда оплаты труда.

Две трети уплачивает работодатель и одну треть - наемный работник.

Налог на имущество устанавливают муниципалитеты, но в законодательно

разрешенных пределах от 0.6 до 5%. Юридические и физические лица уплачивают

его по одинаковым ставкам.

В Швеции налог на корпорации составляет в настоящее время 30%, НДС,

как отмечалось выше, - 23.5%. Налог на наследство и дарение - ступенчатый -

от 10 до 60%. Кроме муниципальных налогов на имущество есть предельный

национальный налог на здания -1.4 - 2.5% его стоимости.

Значительны по величине и местные налоги. В Швеции два уровня местных

органов власти: лены- региональный уровень, коммуны - местный. Виды местных

налогов определяет риксдаг, а ставки устанавливают лены и коммуны.

В соответствии с административно-территориальным делением страны

подоходный налог взимается так:

национальный налог - в размере 20% с доходов, превышающих 170 тыс.

крон, местный подоходный налог, который отличается по различным местностям,

в среднем уплачивается- 13% ленам, 17% -коммунам и 1.1% - церкви. Все лица

облагаются налогом индивидуально.

А вот налог на имущество, наоборот, учитывает суммарную собственность

семьи. Уплачивают его только физические лица.

Нидерланды, как страна с относительно небольшой, но очень открытой

экономикой всегда признавала, что налоги не должны препятствовать

расширению международных компаний. Поэтому ее налоговая система имеет много

черт, которые делают страну привлекательной для международной деятельности

других стран. Примером может служить налоговая концепция обложения прибыли

от бизнеса, освобождение от налогов, а также большое количество налоговых

конвенций, которые Нидерланды подписали с другими странами.

Основными налогами в Нидерландах являются: подоходный налог,

корпорационный налог, налог на чистое богатство, таможенные пошлины, налог

на добавленную стоимость, акциз, налог на юридические сделки, налог на

вклады на социальное обеспечение.

Подоходный налог собирается по прогрессивной ставке с годового дохода

физических лиц. Однако принимаются во внимание личные обстоятельства и

вычитаются определенные расходы. Существует три градации ставки: 38.4%,

50%, 60%. Первая состоит из налогов и взносов на социальное обеспечение,

остальные содержат только налог. Существует два авансовых сбора подоходного

налога: налог с зарплаты и с дивидендов, которые могут уплачиваться за год

вперед.

Корпорационный налог с предприятий собирается с налогооблагаемого

дохода частных и государственных предприятий. Важным является то, что он

собирается на прибыль, только однажды полученную компанией. Он собирается

по ставке 35%, но первые 250 тыс. гульденов облагаются по ставке 40%. Этот

налог платят компании, зарегистрированные или получающие доход в

Нидерландах.

Чистое богатство включает в себя все, чем обладает человек:

собственный дом, акции, облигации, сбережения, а также капитал, вложенный в

собственный бизнес. Ставка составляет 0.8% и платят его все, кто имеет

собственность и их чистое богатство превышает определенную законом сумму.

Существует ряд налогов, которые увеличивают налогооблагаемую базу. К;

ним относятся импортная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы,

налоги на юридические сделки и автотранспортный налог.

Налог на добавленную стоимость является потребительски налогом, так

как включается в цену товаров и услуг. Все предприятия за небольшим

исключением, платят этот налог. Существует две ставки НДС: общая - 17.5%;

6% - для продовольствия и медикаментов. Экспортируемые товары освобождены

от НДС.

Акцизный сбор взимается на стадии конечного использования или

потребления товаров. Акциз в основном платится производителями товаров и

оптовыми торговцами.

В Нидерландах существует три вида налогов на юридические сделки Первый

вид налога собирается при приобретении собственности в Нидерландах по

ставке по ставке 6%. Второй вид собирается со страховых премий по ставке

7%. Третий вид - пошлина на капитал, вложенный в Голландские компании и

собирается, если капитал состоит из акций по ставке 1% от действующей

стоимости или номинальной стоимости акций, если она выше.

Транспортный налог платится за пользование дорогами. Его сумма зависит

от типа транспортного средства, вида топлива и провинции, где он

собирается.

В Нидерландах имеются и местные налоги и сборы. Но Голландские

провинции имеют очень ограниченные полномочия по увеличению налогов.

Разрешенным для них является дополнительный сбор на автотранспортные

средства, собираемые центральным правительством.

Они также имеют общие полномочия по сбору взносов и платежей за выдачу

документов, предоставление услуг, пользование местной собственностью и

службами, правом иметь строения (такие как балконы и магазинные вывески)

над общественной землей. Провинциальные администрации могут также собирать

налоги, связанные с особыми функциями. Например, налог на грунтовые воды,

вязанные с затратами на исследование морского побережья и ремонт

повреждений в дамбовых сооружениях.

Муниципалитеты имеют более широкие фискальные полномочия, чем

провинции. Они могут собирать следующие виды налогов: налоги на

недвижимость; мелиоративный сбор; налог на строительные площадки; налог на

собак; различные сборы и платежи.

Таким образом, системы налогообложения во всех вышеперечисленных

странах представляют собой лишь различные модели налогового регулирования в

рыночной экономике, отражая, естественно характерные именно для этих стран

экономические и социальные особенности. Помимо некоторых чисто технических

аспектов этих моделей значительный интерес для нас может представлять и

сами концепции, на которых они построены. Суть этих концепций заключается в

том, что платить налоги должно быть выгодно. Понятие выгоды в данном

контексте имеет достаточно широкий смысл.

Налогоплательщики должны знать, на что расходуются их деньги, т.е.

должны понимать ту выгоду, которую представляют для них программы и

проекты, финансируемые правительством.

Законы и механизмы уплаты налогов должны быть ясными как для

налогоплательщиков, так и для налоговых служащих. Все они должны

сотрудничать в климате взаимопонимания и уважения.

Глава 3 Направления разрешения проблем, связанных с формированием доходной

части бюджета ХМАО и оценка их эффективности.

Раздел 1 Возможные пути решения проблем на федеральном уровне.

1) Изменения в налоговой системе за 1996 год.

С новой налоговой политикой мы вступим только в 1999 год. Пока же

налоговая реформа затягивается и в 1996 году сохранялась старая налоговая

система со всеми присущими ей недостатками.

При осуществлении налоговой политики Минфин России исходит из

необходимости проведения срочных и решительных мер, направленных на

устранение целого ряда серьезных недостатков, присущих действующей

в РФ налоговой системе. Это нашло отражение в проекте подготовленной

Минфином общей части Налогового кодекса РФ, которая сейчас находится на

доработке в Государственной Думе. Вторая, третья и четвертая части Кодекса

находятся в Комиссии по совершенствованию налогового законодательства.

Реально же Налоговый кодекс, регулирующий всю совокупность налоговых

отношений, вступит в действие не ранее 1999 г.

Но начиная с 1996 года Министерство финансов считает необходимым

решать наиболее насущные вопросы существующей налоговой системы: отмены

ряда неэффективных налоговых льгот, перехода в целях налогообложения при

расчете выручки от реализации продукции к использованию метода отгрузки и

использованию счетов-фактур, перекрытия существующих способов уклонения от

выполнения налоговых обязательств, а также некоторое снижение ставки

обложения по налогу на прибыль.

Согласительной комиссией принято решение о введении с 1997 г. Налога

на покупку иностранной валюты гражданами и организациями.

В предстоящем году также планируется постепенное сокращение общего

числа налогов, отмена большинства льгот для предприятий и организаций, а

также повышение ставок некоторых налогов.

1996 год Россия еще проживет по старому налоговому законодательству,

принятому в 1992 г. Поскольку нынешнее законодательство не соответствует

экономической ситуации, то вносимые в него в дальнейшем поправки и

изменения не будут способствовать стабильности и предсказуемости налоговой

системы в целом и, следовательно, не смогут решить налоговых проблем

формирования доходной части бюджета.

Для увеличения доходов бюджета нынешнего года Президент РФ подписал

пакет налоговых законов. Правда произойти это должно за счет значительного

увеличения налогового бремени как для граждан, так и для организаций.

Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон «Об акцизах» повысил

акциз на бензин на 5%. Это новшество ударит по карману не только

автомобилистов, расплачиваться придется всем. Кроме того, введен единый

порядок исчисления и уплаты акцизов, а также ставки как на ввозимую, так и

на производимую в России алкогольную и табачную продукцию. Результат, хотя

и не столь существенный, все же рост цен на алкоголь.

Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О налоге на

прибыль предприятий и организаций» изменяет порядок уплаты налога на

прибыль. Хотя налог и подлежит уплате ежемесячно, необходимость авансовых

платежей отпадает.

Уже с 01.01.97г. компании имеют право перейти на уплату налога исходя

из фактически полученной прибыли за предшествующий месяц. Теперь схема

расчетов упростится.

Отменяется льгота по уменьшению налогооблагаемой прибыли на сумму

отчислений в резервные и другие аналогичные по назначению фонды.

Отменена льготная ставка налогообложения прибыли коммерческих банков и

страховых организаций, оказывающих профессиональные услуги сельскому

хозяйству и малым предприятиям. По мнению разработчиков, на практике льгота

не способствовала развитию этих видов кредитования и страхования.

Изменен порядок учета при налогообложении курсовых разниц по валютным

счетам и по операциям в иностранной валюте. Теперь для целей

налогообложения корректировку налогооблагаемой базы на сумму положительных

и отрицательных курсовых разниц производить не обязательно. При

существующем сейчас порядке налогооблагаемая прибыль увеличивается на суммы

отрицательных курсовых разниц и уменьшается на величину положительных, тем

самым исключая влияние курсовых разниц на налогообложение.

Введены ограничения по предоставлению льгот по налогу на прибыль для

предприятий, использующих труд инвалидов. Это перекроет лазейки,

позволяющие получать сверхприбыль. Кроме того, органам власти субъектов

Федерации предоставляется право устанавливать ежеквартальную налога на

прибыль для предприятий, добывающих драгоценные металлы и камни,

религиозных объединений, общественных организаций, садоводческих

товариществ, гаражных, жилищно- и дачно-строительных кооперативов. Также

изменяется порядок предоставления льготы по финансированию капитальных

вложений. Льгота остается только для предприятий сферы отраслей

материального производства при финансировании ими капвложений

производственного назначения, а также при погашении кредитов банков,

полученных и использованных на эти цели.

Законом «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О

подоходном налоге с физических лиц» вводится 15-процентный налог на доходы

граждан по банковским депозитам. Направление этого удара совершенно

очевидно - предприятия, которые выплачивают зарплату с депозитных счетов,

открытых для своих работников. Этим способом большинство российских

компаний укрывают от налогов зарплату своих сотрудников. Облагаться будет

сумма превышения процентов и выигрышей по вкладам в банках и других

кредитных учреждениях, полученных гражданами, ставки рефинансирования ЦБ

России (сейчас 48%). Ставка налога на проценты по депозиту банковских

вкладов в рублях составляет 15%, по вкладам в валюте - 12% в год от суммы

вклада. А удерживаться он будет банком при выплате процентов. При этом

разрешено не включать суммы таких доходов в налоговые декларации,

предполагая, что это каким-то образом банкам удержать своих клиентов -

крупных вкладчиков.

Фирмы лишились одной из самых распространенных схем оплаты труда,

которая позволяла им экономить на уплате налога с фонда оплаты труда 41%.

Другой способ, с помощью которого фирмы могли, не нарушая закона,

снизить платежи по подоходному налогу для своих работников, - различные

страховки, теперь тоже перекрыт. Подоходным налогом будет облагаться

полученная гражданами сумма превышения выплаченных им страховых сумм над

теми, что они реально внесли в страховую компанию. Правда платить налог

можно не сразу, а до 15 июля следующего года, так как эти доходы облагаются

в составе совокупного годового дохода. В то же время это положение не

коснется страховых выплат, полученных физическими лицами в возмещение

ущерба в связи с повреждением здоровья либо увечьем.

Перекрыта будет и еще одна лазейка, позволяющая избежать уплаты

подоходного налога. Вводится 15-процентное налогообложение займов,

полученных гражданами от предприятий, учреждений и организаций. Таким

образом при получении займов на необычных условиях (длительный срок или

слишком низкие проценты ) придется платить налог. Правда, облагаться будет

лишь разница между 2/3 ставки рефинансирования ЦБ России при рублевых

кредитах (10% годовых по валютным вкладам) и уплаченными процентами за

пользование займами.

Сокращается размер необлагаемого налогом вычета из дохода граждан при

приобретении или строительстве нового жилья. С будущего года Правительство

предложило делать вычет в размере 5000 минимумов один раз в жизни и за

период в три года (417.45 млн. руб.). Раньше гражданин имел право каждый

год в течение трех лет исключать из своего налогооблагаемого дохода сумму,

равную 5000 минимальных зарплат неограниченное количество раз в своей

жизни.

Таким образом, перекрыты три наиболее распространенных схемы оплаты

труда компаний и одна схема уклонения от уплаты подоходного налога для

граждан. Теперь фирмам придется менять свою финансовую политику и либо

увеличивать налоговые выплаты, оставив зарплату работников на прежнем

уровне, либо полностью переложить налоговое бремя на работников, что

приведет к уменьшению заработной платы.

Все вышеперечисленные изменения, предпринятые федеральными органами

власти, окажут влияние на формирование доходной базы бюджета Ханты-

Мансийского автономного округа, так как доли налога на прибыль и

подоходного налога велики в окружном бюджете на 1996 год (доля налога на

прибыль - 12.5%, доля подоходного налога - 10.2%).

2) Предложения по реформированию налоговой системы.

Проанализировав ряд источников и учитывая объективные требования к

эффективности налоговой системы и потребности экономики России и ее

регионов, а также необходимость действенного механизма выравнивания уровня

межрегиональной дифференциации душевых бюджетных доходов, можно

сформулировать следующие предложения:

1. Требуется проведение предварительных мер, не связанных

непосредственно с налоговыми механизмами.

Следует в законодательном порядке решить вопросы, касающиеся права

собственности на различные виды природных ресурсов во всех субъектах

Федерации. Решение этой проблемы должно включать в себя не только

обобщающую формулировку совместной или общей собственности на те или иные

ресурсы, но и режим их эксплуатации, право на налогообложение, режим

использования доходов от собственности на ресурсы, непосредственно от их

эксплуатации и т.д.

Необходимо также законодательно решить вопрос о допустимости или

недопустимости переноса части экономического бремени за пределы юрисдикции

субнационального образования. В действующем законодательстве данная

проблема вообще не рассматривается.

2. Назрела необходимость объединения ряда близких по экономическому

содержанию налогов. Это касается в первую очередь таких налогов, как налог

на реализацию горюче-смазочных материалов и акцизов на бензин, сходных по

характеру установления, способу исчисления, методу определения

налогооблагаемой базы.

Учитывая фактическую консолидацию в бюджетной системе ранее

внебюджетных дорожных фондов, представляется возможным объединить эти

налоги, предусмотрев полное их зачисление в доход бюджетов субъектов

Федерации. Перераспределение доходов по сравнению со сложившимся в

настоящее время не будет значительным, однако повлечет за собой

существенное усиление взаимосвязи фактических доходов территориальных

бюджетов с различными показателями населения и насыщенностью дорожной сетью

( оцененной по объемам потребления горючего).

Целесообразно также рассмотреть вопрос о слиянии акцизов на

минеральное сырье (природный газ, нефть, включая газовый конденсат) с

платежами за пользование природными ресурсами. По существу, сегодня данные

акцизы представляют собой не что иное, как специфическую форму изъятия

дифференцированной ренты. Теоретически именно платежи за пользование

природными ресурсами должны были бы исполнять эту функцию.

Объединение акцизов на минеральное сырье с платежами за пользование

природными ресурсами в единый налог и установление режима распределения по

нему в соответствии с тем, как будет решен вопрос о собственности, доходах

от нее, позволят нормализовать режим использования совокупных доходов от

природных ресурсов.

3. Необходимо однозначное определение налогов, по которым может иметь

место совместное использование налоговой базы федеральным бюджетом и

бюджетами субъектов Федерации, а также, возможно, муниципальными и местными

бюджетами.

В настоящее время уже фактически практикуется совместное

использование такой налоговой базы, как прибыль, хотя оно однозначно еще

нормативно не оформлено. В соответствии с действующим законодательством

налог на прибыль отнесен к категории федеральных налогов, а регионы только

“допускаются” к участию в поступлениях от него через собственную ставку и

возможность некоторой корректировки базы.

Тенденция к разделению федерального налога на прибыль на два

самостоятельных налога - федеральный налог на прибыль и территориальный

налог на прибыль ( налог на прибыль субъекта Федерации) - практически уже

сформировалась. Об этом свидетельствует, во-первых, утверждение

самостоятельной территориальной ставки налога на прибыль, имеющей верхнее

ограничение и не ограниченной снизу. Фактически субъектам Российской

Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать ставку

независимо от федеральной ставки налога. Во-вторых, в соответствии с

действующим законодательством органы власти субъектов Федерации имеют

право корректировать (сужать) налоговую базу по налогу на прибыль в его

территориальной части. То есть субъекты Российской Федерации имеют право

самостоятельно формировать не только не только налоговую ставку, но и

налоговую базу, ограничение по последней касается лишь невозможности

расширения налоговой базы по налогу на прибыль сверх установленной

федеральным законодательством.

Существует значительная вероятность, что механизм подоходного налога

с физических лиц будет развиваться по этому же направлению. Пока органам

власти регионов не предоставлено право корректировать льготы и ставки по

данному налогу.

В целом предоставляется целесообразным полное закрепление этого

источника за бюджетами субъектов Федерации хотя бы для того, чтобы

приблизить фактические доходы бюджетов субъектов Федерации к средним

потенциальным потребностям в расходах. При этом следовало бы расширить

права субъектов Федерации по регулированию налоговой базы и налоговых

ставок по данному налогу (хотя бы в направлении усиления прогрессивности

обложения данным налогом).

4. Необходимо однозначное определение налоговой базы, полностью

закрепленной за субъектами федерации в качестве источника доходов

соответствующих бюджетов. В первую очередь это относится ко всем

поимущественным налогам (налогу на имущество предприятий, налогу на

имущество физических лиц, налогу на имущество, переходящее в порядке

наследования и дарения). Причем представляется целесообразным передать в

юрисдикцию субъектов федераций определение облагаемой базы по этим налогам,

оставив за федеральным уровнем лишь функции установления общих принципов

налогообложения данных объектов.

По налогу на имущество предприятий следует существенно расширить

права субнациональных образований по регулированию (в сторону сужения)

налоговой базы по сравнению по сравнению с установленной федеральным

законодательством.

Нужно закрепить за субъектами Федерации такой источник налоговых

поступлений, как розничные продажи, допустив введение на территории

субъектов Федерации налога с продаж. При этом целесообразно предусмотреть

понижение ставки налога на добавленную стоимость на определенное количество

пунктов (в пределах 2-3 пунктов) за счет части, поступающей в бюджеты

субъектов Федерации.

Данная мера достаточно сложно реализуема, поскольку использование НДС

в налоговой системе объективно требует его всеохватности. Это означает,

что, если будет введен налог с продаж, возникнет необходимость понижения

национальной ставки НДС для всех регионов независимо от того, собираются ли

они вводить налог с продаж или нет. Кроме того, данная мера существенно

повысит нагрузку на налоговые органы и, вероятно потребует увеличения их

численности.

Целесообразно расширить права субъектов Федерации по налогообложению

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Современные рефераты