Рефераты

Различия государственного регулирования страховой деятельности за рубежом и в Российской Федерации

сетей. В Германии однозначно доминирует одна страховая компания- «Альянс».

Она забирает 42% страхования жизни и 38% всех других отраслей страхования.

До недавнего слияния двух французских страховых компаний «АХА» и «ИАР»

«Альянс» был самой крупной страховой компанией в Европе. На втором месте в

Германии стоит страховая компания под названием «R +V». Несмотря на

отсутствие законодательных ограничений для иностранного капитала, немецкий

страховой рынок относительно закрыт. Это связано с психологией населения:

немцы предпочитают своих страховщиков.

Страховые услуги традиционные, германские страховые компании не склонны

к рискованным экспериментам. Например, Германия- единственная страна в

Европе, кроме России, где до сих пор продают смешанные договоры страхования

жизни, гарантирующие 100%-ное получение страховой суммы на случай смерти

клиента и на случай его доживания до установленного срока.

В Германии чрезвычайно сильно развито перестрахование. Это мировой цент

перестрахования, услугами которого пользуются и российские страховые

компании. Важная особенность немецкого рынка- банкострахование, когда

страховая компания в своих торговых точках занимается не только

страхованием, но и предоставлением банковских услуг.

Французский страховой рынок ориентирован на страхование жизни и

автомобильное страхование. Здесь исключительно сильно развито страхование

автомобилей и гражданской ответственности владельцев автотранспорта.

Французский рынок практически не имеет убытков по автомобильному

страхованию.

Во Франции очень велика роль социального страхования. Государство

предприняло ряд мер по стимулированию страхования жизни, и за 10-15 лет

Франция догнала и обогнала в этом отношении своих соседей.

Основная причина- введение серьезных налоговых льгот по страхованию

жизни. На сегодня их две. Первая: проценты, начисляемые по договору

страхования на сумму выплаченных премий, не облагаются налогом. Это значит,

что договор страхования выгоднее, чем банковский вклад. Эта льгота

действует при сроке действия договора в 8 лет. Второе: с капитала,

полученного по договору страхования, в случае смерти страхователя не надо

платить налог на наследство ( он может составлять от 5 до 60%). Кроме того,

страховка не входит в состав наследуемого имущества, т.е. не подлежит

разделу между прочими наследниками. Таким образом, страхование жизни- это

самый лучший законный способ передачи денег своим наследникам без обложения

налогом на наследство.

Во Франции также развито банкострахование.

Таким образом, страхование в разных странах демонстрирует значительное

разнообразие форм и приспосабливается к социальным и экономическим условиям

жизни населения.

4.Необходимость государственного надзора за страховой деятельностью

4.1. Формы осуществления государственного надзора за страховой

деятельностью в России

Страховая деятельность во всех странах находится под надзором

государства. Это объясняется значением страхования в экономической и

социальной жизни общества. Интересы общества в широком развитии страхования

предполагают прямое участие государства в наблюдении за функционированием

этой сферы. Эта необходимость определяется двумя обстоятельствами. Первое:

государство заинтересовано в развитии страхования, так как оно решает

важные народохозяйственные задачи, обеспечивая компенсацию ущербов и

пополняя инвестиционные ресурсы. Второе: страхователи нуждаются в защите,

так как они доверяют страховым компаниям свои деньги.

Поэтому в каждой стране существует законодательство о надзоре за

страховыми организациями, в соответствии с которым строится система

надзора. В дореволюционной России деятельность страховых обществ подлежала

надзору со стороны Министерства внутренних дел, что предписывалось законами

1894 и 1898 гг. Задачи страхового надзора были достаточно широки, однако в

полной мере они никогда не выполнялись.

Одновременно на страховые компании были возложены обязательства в

отношении государственного бюджета- уплата страховой пошлины и гербового

сбора. Эти налоги уплачивались страхователями вместе с премией.

Российское законодательство строго регламентировало инвестирование

капиталов страховщиков. Оно разрешалось: в государственные процентные

бумаги и гарантированные правительством облигации, в закладные листы

учреждений поземельного кредита, в облигации городских кредитных обществ и

городских займов, в ссуды под заклад ценных бумаг, в городскую недвижимость

и др.

Крупные банки имели важное значение для страховщиков в роли клиентов.

Банки являлись непосредственными страхователями по принадлежащему или

заложенному у них имуществу. От их влияния в большей мере зависело

страхование большинства крупных фабрик и заводов. Но помещать средства в

частные банки страховщики имели право лишь с разрешения МВД и Министерства

финансов.

В социалистической экономике роль государственного регулирования в

области страхования ограничивалась управлением и контролем за деятельностью

двух страховых организаций, являвшихся государственными учреждениями: одной

(ИНГОССТРАХ)- обслуживающей экспортно- импортные операции, другой

(ГОССТРАХ)- обеспечивающей потребности страховой защиты интересов

населения.

При переходе к рынку механизмом, обеспечивающим защиту интересов

страхователей, служит система лицензирования страховых организаций до

начала их деятельности и последующий контроль за исполнением действующего

законодательства в области страхования.

Для реализации страховой деятельности системы государственного

регулирования страховой деятельности в России Указом Президента Российской

Федерации в феврале 1992 г. был образован Государственный страховой надзор

(Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью_

Росстрахнадзор), который был создан в форме федерального органа

исполнительной власти. На него возложены функции контроля за соблюдением

требований законодательства в сфере страхования и регулирования этой

деятельности посредством лицензирования, ведения единого реестра страховых

и перестраховочных организаций, регистрация страховых брокеров. В 1996 г.

Росстрахнадзор ликвидирован, а его функции переданы Департаменту страхового

надзора Министерства финансов РФ.

Формирование российской системы надзора за страховой деятельностью

опирается на мировой опыт. В развитии государственного страхового надзора

сложились два альтернативных направления, реализованные в мировой практике.

Различают две формы веления надзора: английскую и немецкую.

Английская система либеральна. Она делает упор на последующем контроле

за деятельностью страховщиков на основе изучения балансов страховых

компаний. Поэтому она не может оказать непосредственное воздействие на

страховые операции. Немецкая система надзора характеризуется четкой

регламентацией всех операций и жестким контролем за соблюдением всех

законов и положений по защите интересов и прав страхователей и

страховщиков. Она включает в себя системы обязательных публикаций данных о

работе страховых компаний, нормативных предписаний, лицензирования и

текущего надзора. Есть основания полагать, что развитие государственного

страхового надзора в Российской Федерации идет по германскому образцу.

Система государственного надзора в России опирается на действующую

систему законодательства, которая включает общие правовые акты, специальное

страховое законодательство и комплект подзаконных актов и ведомственных

нормативных документов, принимаемых в пределах компетенции различными

органами исполнительной власти.

Общее законодательство охватывает правовые акты, регулирующие

деятельность всех субъектов права, независимо от вида предпринимательской

деятельности, рода занятий. К ним можно отнести Гражданский кодекс РФ,

Закон РФ «О налогообложении прибыли предприятий» и др. Этими правовыми

актами устанавливаются организационно- правовые формы и определяется единый

порядок создания предприятий, в т.ч. и страховых. Законодательством

регулируются договорные правоотношения, взаимоотношения предприятий между

собой и государством, что особенно важно в области налогообложения, и т.д.

Правовые нормы общего законодательства создают условия для формирования

специального законодательства и принятия на их основе нормативных

документов различных органов исполнительной власти, рекомендаций и методик

по вопросам страхования.

Специальное страховое законодательство, регулирующее специфические

страховые отношения, включает в себя законы, указы Президента,

постановления Правительства РФ по вопросам страхования. Важнейшим в их

числе является Закон РФ «О страховании» от 27.11.92 г., введенный в

действие постановлением ВС РФ от 27.11.92 г. В декабре 1997 г. в этот закон

внесены изменения и поправки и он получил новое название «Об организации

страхового дела в Российской Федерации».

Закон «О страховании» явился основой для формирования правовой базы

страхования и развития рыночных структур в страховой сфере, установил

механизм государственного регулирования страховой деятельности, определил

права, обязанности и функции страхового надзора.

После вступления в силу нового Гражданского кодекса РФ (части 1 и 2 – с

01.01.95 г. и с 01.03.96 г. соответственно) Закон РФ «О страховании»

действует в части, не противоречащей ему. С 1998 г. Закон действует в своей

новой редакции.

В системе законодательства, регулирующего деятельность страховщиков,

особое место занимает система подзаконных актов и ведомственных нормативных

документов, принимаемых в пределах компетенции различными органами

исполнительной власти, в том числе указания и рекомендации по различным

вопросам страхования, принятые Росстрахнадзором. В их числе условия

лицензирования страховой деятельности, план счетов бухгалтерского учета и

инструкции по его введению, положение о порядке регистрации объединений

страховых организаций, требования к размеру нормативного соотношения

активов и обязательств страховщиков и соблюдения платежеспособности

страховщиками, правила формирования технических резервов, правила

размещения активов страховщиков, связанных со страховыми резервами.

План счетов, применяемый страховщиками, отличается от плана счетов,

применяемого нестраховыми предприятиями и организациями, в нем отражена

специфика учета страховых операций и операций по перестрахованию.

Финансовая отчетность также предоставляется страховщиками в соответствии

со специальными требованиями.

Одним из важнейших нормативных актов является инструкция о порядке

применения методики расчета нормативного соотношения между активами и

обязательствами страховщика.

Правила формирования технических резервов по видам страхования иным, чем

страхование жизни, устанавливают единый для всех страховщиков состав

технических резервов и порядок их образований. Переход на формирование

технических резервов по единым принципам, сходным с используемыми в мировой

практике, позволяет сделать сопоставимыми балансы и финансовые результаты

деятельности российских и зарубежных страховщиков.

Основой регулирования инвестиционной деятельности страховых компаний

являются правила размещения страховых резервов. Для обеспечения

устойчивости страховых компаний и гарантии страховых выплат размещение

страховых резервов должно осуществляться на принципах возвратности,

прибыльности и ликвидности. Для соблюдения этих принципов в правилах

регламентируется структура инвестиций, вводится перечень запрещенных

направлений.

4.2. Основные функции федерального органа исполнительной власти по надзору

за страховой деятельностью

В целях обеспечения проведения единой государственной финансовой,

бюджетной, налоговой и валютной политики и координации деятельности в этой

сфере федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Указом

Президента №1177 от 14.08.96 г. была ликвидирована Федеральная служба

России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор) как

самостоятельный орган и ее функции переданы Департаменту страхового

надзора, созданному при Минфине РФ.

Однако функции надзорных органов остались прежними, и они заключаются в

следующем:

> Выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;

> Лицензирование аудита страховщиков;

> Организация проведения аттестации на право аудита страховщиков;

> Введение единого государственного реестра страховщиков и объединений

страховщиков, а также реестра страховых брокеров;

> Контроль за обоснованностью страховых тарифов и платежеспособностью

страховщиков;

> Установление правил формирования и размещения страховых резервов,

показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой

деятельности;

> Установление нормативных размеров соотношений между активами и

принятыми обязательствами страховщика;

> Разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой

деятельности, законодательно отнесенным к компетенции федерального

органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, в

т.ч. методики расчета соотношений между активами и принятыми

обязательствами страховщика, методики расчета ставок страховых взносов

и типовых правил страхования;

> Обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление

в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию

законодательства РФ о страховании;

> Проведение мероприятий по профессиональной подготовке и переподготовке

кадров страхового надзора.

Для осуществления своих функций надзорные органы вправе:

> Устанавливать условия лицензирования страховой деятельности на

территории РФ в соответствии со страховым законодательством;

> Запрашивать и получать от страховщиков установленную отчетность о

страховой деятельности, информацию об их финансовом положении,

получать необходимую для выполнения возложенных на нее функций

информацию от предприятий, учреждений и организаций, в т.ч. банков, а

также от граждан;

> Производить проверки соблюдения страховщиками законодательства РФ о

страховании и достоверности предоставляемой ими отчетности;

> При выявлении нарушений страховщиками требований законодательства

давать им предписания по их устранению, а в случае невыполнения

предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих

страховщиков впредь до устранения выявленных нарушений либо принимать

решение об отзыве лицензий;

> Обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае

неоднократного нарушения последним законов РФ, а также ликвидации

предприятий и организаций, осуществляющих страхование без лицензии;

> Принимать участие в экспертизе учебных программ по страхованию в

высших учебных и специальных заведениях, программ специализированных

организаций по подготовке и повышению квалификации кадров для

страховых организаций;

> Взимать за выдачу каждой лицензии на осуществление страховой

деятельности и регистрацию объединений страховщиков плату в размере,

установленном законодательством РФ;

> Устанавливать требования платежеспособности с учетом особенностей

осуществляемых страховщиком операций;

> Устанавливать по согласованию с Министерством финансов РФ и

Государственным комитетом РФ по статистике план счетов и правила

бухгалтерского учета, показатели и формы учета страховых операций и

отчетности страховщиков, публикаций страховщиками годовых балансов,

счетов прибылей и убытков.

При осуществлении своей деятельности федеральный орган надзора может

создавать временные советы, комиссии, привлекать экспертов, назначать

уполномоченных для проведения проверок страховых организаций.

В связи с пробелами в страховом законодательстве федеральный орган

надзора не только выполняет функции государственного регулирования

страховой деятельности, но и непосредственно разрабатывает проекты

законодательных актов и предложения по различным вопросам страхования.

Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности

и недобросовестной конкуренции на страховом рынке обеспечивается

Государственным комитетом РФ по антимонопольной политике и поддержке новых

экономических структур в соответствии с антимонопольным законодательством

РФ.

В целях усиления воздействия на формирование и деятельность страховщиков

на территории России Правительством было принято решение (постановление

Правительства РФ от 26.06.93 г. №609) о создании 30 территориальных органов

страхового надзора, наделенных практически всеми правами и обязанностями

федерального органа надзора, за исключением функций по выдаче лицензий и

даче предписаний о приостановлении, ограничении либо отзыве лицензий, а

также по обращению в суд с иском о ликвидации страховщика в случае

неоднократного нарушения последним действующего законодательства.

Перспективой дальнейшего совершенствования страхового регулирования в

нашей стране является переход к европейской практике страхового

регулирования.

4.3.Страховое регулирование в странах Европейского союза

Одна из задач экономической интеграции стран Европейского экономического

содружества- формирование единого страхового рынка. Целью создания

страхового рынка является обеспечение свободы продвижения страховых услуг,

капитала и страховых брокеров, способствующее развитию конкуренции и росту

эффективности работы страховщиков.

Однако процесс формирования общего рынка в страховом секторе не может

быть быстрым. Каждая страна имеет свою нормативно- правовую основу

страховой деятельности, свою систему страхового надзора, которые, несмотря

на общие черты, обладают несомненной национальной спецификой. Отличаются

предлагаемые страховые продукты, налоговые условия страхования, условия

деятельности страховщиков.

Формирование единого страхового рынка идет постепенно в двух

направлениях: обеспечение свободы деятельности страховщиков во всех странах

ЕС и гармонизация страхового законодательства. Руководитель и координатор

этой деятельности- Европейский комитет по страхованию, в котором

представлены все национальные союзы и ассоциации страховщиков.

Первым шагом выработки общего страхового рынка стали выработка и

принятие принципов создания этого рынка, признанных всеми его участниками.

Принципами создания общего страхового рынка в рамках Европейского союза

являются:

> Свобода создания филиалов внутри стран- членов сообщества для любого

его члена;

> Свобода распространения страхового продукта в рамках сообщества для

любого его члена без обязательного открытия филиалов;

> Честная конкуренция на добросовестных и равных условиях;

> Невозможность использования запрещенных элементов конкуренции.

Основу страхового регулирования в странах ЕС составляют директивы

Европейского сообщества.

Первая (основная) директива относится к личному и неличному страхованию

(73/239/ЕЕС и 79/267/ЕЕС). Все последующие директивы базируются на ней.

Этот документ предусматривает группы правил, рекомендуемых всем странам-

членам ЕС:

> Единые правила по финансовым гарантиям- по платежеспособности и по

гарантийному фонду страховщика;

> Единая группировка классов страхования.

Обеспечивает унификацию страхового продукта. Страховое регулирование и

надзор распространяются на все классы страхования, выделение классов

производится в соответствии с природой покрываемых рисков. Директива ЕС

1973 г. выделила 17 классов страхования, позже был введен еще один класс-

страхование помощи;

> Единые правила лицензирования.

Обеспечивают унифицированные требования по лицензированию страховой

деятельности на территории всех стран- членов ЕС. Выдача лицензии

осуществляется для страховщиков стран- членов ЕС в соответствии с принятой

классификацией видов страхования;

> Правила, определяющие ответственность национальных органов надзора за

регулирование страховой деятельности.

Они предусматривают разделение ответственности между двумя группами

стран- странами, где выпускается страховой продукт, и странами,

продвигающими продукт. Для стран, на территории которых находится головная

страховая организация, предусмотрена ответственность органов надзора за

платежеспособностью головной компании по всей ее деятельности, включая

филиалы. Для стран, осуществляющих продвижением услуг, предусмотрена

ответственность органов надзора за регулированием технических резервов и

активов, покрывающих эти технические резервы, лишь по части портфеля

страховых рисков, находящихся в данной стране.

Вторая директива по личному и неличному страхованию (88/357/ЕЕС,

90/619/ЕЕС) предусматривает введение свободы продвижения страховых услуг на

территории других стран- членов ЕС. Данная директива говорит о

необходимости контроля за продвижением больших рисков- этот контроль должна

осуществлять страна, продвигающая страховую услугу.

Третья директива по личному и неличному страхованию (92/49/ЕЕС и

92/96/ЕЕС) предусматривает следующие правила:

> Правило о передаче, распространении страхового портфеля и отдельных

страховых рисков.

Оно предполагает разделение и некоторое пересечение обязанностей между

органами надзора стран, выпускающих и продвигающих страховой продукт.

> Правило единой лицензии.

Лицензия, выданная одной из стран- членов ЕС, действительна для всех

стран ЕС. Данное правило предполагает, что любая дочерняя страховая

компания самостоятельно получает лицензию, в то время как филиал и

представительство пользуется лицензией, полученной их головной

организацией.

> Правило запрета мелочной опеки по предварительному и систематическому

согласованию условий полиса, тарифов и математической базы со стороны

регулирующих органов (надзора).

> Правило о следовании принципу хорошего качества предоставляемой

услуги.

Национальные правила не должны быть дискриминационными, они должны быть

достаточными, т.е. не должны повторять общих для сообщества правил или

изменять то, что уже принято Европейским сообществом. При этом цели и

средства их достижения должны быть пропорциональными, т.е. должны

соответствовать друг другу.

> Правило о координации технических резервов.

Означает соблюдение следующих требований: по обязательствам (определения

перечня технических резервов и расчет резервов должны идти в соответствии с

директивой по годовому бухгалтерскому отчету и по консолидированному отчету

страховых компаний), по активам (выбор направлений и объемов размещения

активов, покрывающих технические резервы, должен осуществляться в

соответствии с предложенными рекомендациями).

> Правило о качестве и содержании информации, предоставляемой

страхователю по личному страхованию.

Включает требование о том, что предоставляемая потребителю информация

должна быть достаточной, понятой и сопоставимой для разных стран- членов

ЕС.

Особое внимание в директивах ЕС по страхованию уделяется организации

страхового надзора. К числу минимальных требований, предъявляемых к

национальным органам надзора за страховой деятельностью, относятся:

> Осуществление надзора за финансовой деятельностью страховых компаний и

в первую очередь надзор за платежеспособностью и размещением активов

страховых организаций;

> Разработка надежных административных и учетных процедур контроля

деятельности страховых организаций, а также механизмов внутреннего

контроля, соответствующих типу страховой компании (ее размеру, видам

страховой деятельности и т.д.).

В центре внимания органа страхового надзора должен находится анализ

платежеспособности страховой компании, который включает в себя:

> Оценку рисков, связанных с активами;

> Анализ актуарного риска;

> Анализ соотношения активов с принятыми обязательствами в части

соответствия между размещением активов, с одной стороны, и принятыми

обязательствами, с другой стороны (по валюте, срокам и т.д.);

> Валютное согласование между валютой, в которой принимается риск на

страхование, и валютой, в которой страховщик выполняет свои

обязательства;

> Анализ эффективности и прибыльности.

В целях обеспечения стабильного состояния национальной экономики,

эффективной защиты потребителя страховых услуг органы страхового надзора

осуществляют финансовый анализ страхового рынка своей страны, включающий:

> Исследование макроэкономических рыночных тенденций, тенденций

изменений в законодательной базе, в демографической статистике, анализ

конкуренции, оценку технических улучшений в страховом бизнесе и т.п.;

> Исследование финансового состояния отдельных страховых компаний:

анализ годовых отчетов, достаточности капитала, диверсификации рисков,

оценку рыночных рисков, платежеспособности, эффективности и

прибыльности деятельности компании (для целей собственно анализа и

определения рейтинга страховых компаний), ее стратегии (бизнес-

плана), целевых установок собственников, финансовых групп и др.

Важнейшим шагом в формировании единого страхового рынка в ЕС является

введение правило единой лицензии. Директивы ЕС предъявляют следующие

требования к выдаче единой лицензии:

> Использование единых организационно- правовых форм для создания

страховых компаний.

> Ограничение на вид деятельности.

Данное требование означает, что страховые компании ЕС наряду со

страховой деятельностью не должны заниматься никаким другим видом

деятельности. Введение данного требования обусловлено особой значимостью

страхования как института финансовой защиты.

> Обязательность предоставления схемы страховых операций (бизнес- плана,

прогноза) на ближайший после начала период деятельности страховой

компании.

> Обязательность наличия гарантийного фонда, обеспечивающего

выполнимость обязательств страховщика перед страхователями.

Размер гарантийного фонда зависит от организационно- правовой формы

страховой компании, дифференцируется по видам страхования и зависит от

объема предполагаемых страховых операций.

> Наличие честного, надежного и квалифицированного управления страховой

компанией.

> Честность и добропорядочность собственников (для акционерных обществ)

и членов компании (для зависимых страховых компаний). Они не должны

иметь криминального прошлого, не должны находится под судом и обязаны

понимать, что «быстрых денег» данный бизнес не дает. Данное требование

в основном предъявляется к собственникам и членам общества, имеющим не

менее 10% доли.

Заключение

В настоящее время в Российской Федерации наблюдается развитие страхового

рынка, появление новых страховых услуг. Государственный надзор за страховой

деятельностью опирается на систему законодательства. Данная система

включает специальное страховое законодательство, подзаконные акты, общие

правовые акты и др. Большую роль играет жесткий надзор за деятельностью

страховых организаций: выдача лицензии и последующий контроль. На

российском страховом рынке практически не распространены страховые компании

с иностранным участием. Можно сделать вывод, что российский страховой рынок

находится под жестким государственным надзором и в дальнейшем контроль

может усилиться.

В Европейском союзе страховое регулирование направлено в большей степени

на формирование единого страхового рынка, чем на надзор за страховой

деятельностью предприятий. Страховой рынок ЕС развивается по двум

направлениям: свобода деятельности национальных страховых компаний на всей

территории ЕС и гармонизация страхового законодательства. Т.е. страховая

организация, получившая лицензию на страховую деятельность в одной из стран-

участниц ЕС, имеет право в дальнейшем работать по той же лицензии в любой

другой стране ЕС. Уже сделаны первые шаги в гармонизации страхового

законодательства стран- участниц ЕС: введение единых правил по финансовым

гарантиям страховщиков, единых правил лицензирования, определение

ответственности национальных органов надзора за страховой деятельностью,

введение единой классификации видов страхования.

Итак, различия государственного регулирования страховой деятельности в

Российской Федерации и за рубежом (на примере Европейского союза) очевидны.

В странах- участницах ЕС национальные страховые рынки открыты для

иностранных страховых компаний, в то время как российский страховой рынок

еще не готов конкурировать с сильными западными страховыми компаниями. В

странах ЕС конечно уделяется внимание надзору за страховой деятельностью

организаций. Такой надзор в основном носит характер публикации данных

страховых компаний и выписку нормативных предписаний. В нашей стране

лицензированию страховых организаций и надзору за страховой деятельностью

уделяется большое внимание: выдача лицензий, аттестация страховых

аудиторов, ведение реестров страховщиков и брокеров, контроль за

обоснованностью страховых тарифов т.д.

Факторами, ограничивающими в настоящее время возможности развития

российского страхового рынка, являются невысокая платежеспособность

физических и юридических лиц, выступающих на стороне спроса; недостаточная

страховая культура населения и самих страховщиков; а самое главное-

недостаточная емкость рынка с точки зрения капитала, которыми располагают

страховые компании для несения рынка. Собственные средства и страховые

резервы российских страховщиков недостаточны для предоставления гарантий по

крупным рискам. Если они такие риски берут, то вынуждены перестраховывать

за рубежом. Такого рода практика традиционна для страхования, имеющего по

своей природе интернациональный характер. И все же Россия заинтересована,

чтобы несколько большая, чем сегодня, часть страховых взносов оставалась

дома и инвестировалась в развитие отечественной экономики.

Во всех странах, включая и Россию, все виды страхования, исходя из

техники обоснования страховых тарифов, формирования страховых резервов и

управления ими, делятся на две группы: страхование жизни и отрасли, иные,

чем страхование жизни. Все нормативные акты и методические рекомендации

идут, как правило, раздельно по этим блокам.

Одной из главных тенденций развития рынка будет концентрация

страхового бизнеса, в результате чего финансово слабые страховые

организации уступят рынок наиболее устойчивым компаниям, способным

развивать национальное страховое дело в соответствии с современными

требованиями.

Регулирование структурных преобразований должно включать защиту

добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение

монополизма.

Намечен бурный рост системы перестрахования, который позволяет поощрять

развитие различных форм объединения страховщиков в целях реализации крупных

страховых проектов.

Сегодня емкость российского перестраховочного рынка не позволяет надежно

защитить такие крупные риски, как экологические, авиационные, морские,

космические. С учетом того, что запрет перестрахования за рубежом

невозможен, полный отказ от регулирования этого процесса с открытием рынка

обусловит передачу практически всей перестраховочной премии на западный

страховой рынок. Выход только в разумных протекционистских мерах, включая

меры налогового регулирования, сопровождающихся опережающим созданием

инфраструктуры перестрахования. Первоочередной задачей является подготовка

силами национальных объединений страховщиков свода обычаев делового оборота

по перестраховочной деятельности.

Стабильность страхового рынка во многом определяется его

инфраструктурой, которая должна представлять собой слаженно работающий

механизм с развитой системой информационно- аналитического обеспечения

органов государственной власти, субъектов страхового рынка и

заинтересованных лиц (создание информационно- аналитических центров,

проведение регулярных выставок, подготовка ежегодных аналитических докладов

по вопросам страхования и др.)

Развитие системы страхования зависит от уровня профессионализма

руководителей и специалистов страховых компаний.

Большие изменения намечено провести по совершенствованию стимулирования

в сфере малого бизнеса, где давно назрела разработка концепции развития

страхового рынка.

Намечено усилить контроль за компаниями, осуществляющими страхование

жизни, в частности за введением специальных аудиторских проверок и

актуарной оценки страховых обязательств, принятием скоординированных мер со

стороны финансовых, налоговых и правоохранительных органов по отношению к

страховым компаниям и страхователям. Подобные действия необходимы для

пресечения недобросовестной страховой деятельности, преступлений в сфере

страхования и мошенничества, совершенствования условий лицензирования

страховой деятельности.

Для решения задачи развития взаимоотношений российского и международных

страховых рынков «Основными направлениями» намечено следующее.

В связи со вступлением в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве

между РФ и Европейским союзом, а также предстоящим вступлением России в ВТО

предстоит решать сложные задачи развития взаимоотношений российского и

международных страховых рынков.

При этом основной целью должно быть сохранение инвестиционного капитала

страхового сектора, его использование в интересах национальной экономики.

По мере укрепления российского страхового рынка и создания необходимых

предпосылок для его развития будет поэтапно проводиться либерализация

допуска на него иностранных страховых компаний. Главным направлением станет

привлечение зарубежных страховщиков и перестраховщиков в отечественную

экономику для создания системы защиты инвестиций.

В то же время необходимо создавать условия для увеличения емкости

национального страхового рынка.

При выходе российской экономики из состояния депрессии потребность в

страховых услугах будет расти вместе с ростом объемов хозяйственной

деятельности. Во многих отраслях страхование является необходимой

предпосылкой экономического роста, его составной компонентной. Это

относится, в частности, к инвестициям в жилищное строительство, которые

финансируются ипотечным кредитом и гарантируются в значительной части

страхованием жизни заемщика в пользу кредитора. Поэтому более чем скромные

объемы российского страхования отнюдь не свидетельствуют об отсутствии у

него огромного потенциала развития.

Список использованной литературы

1. Основы страховой деятельности/под ред. Федорова Т.А.М.,2002

2. Балабанов И.Т. Страхование: организация, структура, практика.

С-Пб,2002

3. Шахов В.В. Страхование.М.,1997

4. Страховой портфель/под ред. Гомелля В.Б., Рубина В.Б.М.,1994

5. Страховое право.М.,2002

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты