Рефераты

Россия в мировом производстве и торговле продовольствием

Россия в мировом производстве и торговле продовольствием

Министерство сельского хозяйства РФ

Воронежский государственный аграрный университет

им. К.Д. Глинки

Кафедра экономической теории и мировой экономики

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

РОССИЯ В МИРОВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ И ТОРГОВЛЕ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ

Выполнил: студент Б-III-3а Зотов

Алексей Васильевич

Проверил: доцент, к.э.н. Иваньшина

Татьяна Борисовна

Воронеж 2001 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

стр.

Введение

3-4

1. Теории внешней торговли

4-8

1.1. Меркантилизм

4-5

1.2. Идея «Свободы торговли» Смита-Рикардо и понятие

«Условия торговли»

5-6

1.3. Неоклассическая концепция Хекшера-Олина

6

1.4. Новые и новейшие теории внешней торговли

6-8

2. Внешняя торговля России

8-15

2.1. Условия торговли России

8-9

2.2. Структура внешней торговли России

10-11

2.3. Система внешнеторгового регулирования России

11-13

2.4. Положение России в мире по информационному обеспечению

и эффективность экономики

13-14

2.5. Российская Федерация в системе современных мирохозяйст-

венных связей

14-15

3. Международная торговля продовольствием России

15-24

3.1. Характеристика продовольственного рынка России

15-19

3.2. Продовольственная зависимость России от импорта

19-20

3.3. Обеспечение качества продовольствия при международном

обмене

20-23

3.4. Экономические задачи на перспективу

23-24

4. Заключение (пути решения внешнеторговых проблем в России) 24-27

5. Список использованной литературы

27

ВВЕДЕНИЕ

Основной формой мировых хозяйственных связей является внешняя торговля,

которая по динамике и стоимостным показателям опережает движение капиталов

и другие виды внешнеэкономических связей. Кроме того, темпы прироста

международных экспортно-импортных операций превышают темпы роста мирового

промышленного производства.

Стимулом быстрого развития мировой торговли послужила революция в

области информационных технологий.

Промышленно развитые страны контролируют более 70% мирового

товарооборота. Крупнейшими торговыми державами мира являются США, Германия

и Япония, на которые приходится около трети мировых экспортно-импортных

операций. В десятку крупнейших торговых стран мира входят Франция,

Великобритания, Италия, Канада, Гонконг, Нидерланды, Бельгия/Люксембург.

Россия традиционно входила в число крупнейших торговых держав мира.

Пристальное внимание развитию торгового сотрудничества с зарубежными

странами Российское государство начало уделять еще со времен царствования

Петра I, когда началось активное освоение европейского рынка.

В международной торговле конца XIX в. Россия занимала 8-е место, а среди

европейских держав по объему экспортно-импортных операций уступала лишь

Англии, Германии, Франции и Голландии, при этом значительно опережая Австро-

Венгрию и Италию.

В структуре российского экспорта в тот период преобладали

сельскохозяйственные товары, в частности на зерновые приходилось 47%

стоимости вывоза, лен – 8,6, сахар – 2,9, пеньку – 2,4, яйца – 2,3,

домашнюю птицу – 0,7, масло коровье – 0,5, сало – 0,1%. Следует

подчеркнуть, что для внешней торговли России конца прошлого века было

характерно положительное сальдо торгового баланса, причем были годы, когда

отечественный экспорт в 2 раза превышал импорт.

Бывший Советский Союз также относился к числу ведущих мировых торговых

держав. В 1990 г. по размеру экспорта (103 млрд. долл.) СССР занимал 10-е

место, а по размеру импорта (121 млрд. долл.) – 8-е место в мире.

Однако в связи с распадом СССР, глубоким экономическим кризисом, который

распространился на сферу внешнего товарообмена России, ее значение как

мировой державы резко упало. Удельный вес России в мировой торговле с 1990

г. по 1993 г. сократился в три раза (с 3 до 1%). Россия переместилась на 19-

е место по стоимости экспорта (32,9 млрд. долл.) (1).

За период экономических преобразований продовольственный рынок претерпел

коренные изменения. Проведена масштабная приватизация государственной

собственности. В некоторых секторах продовольственного рынка сформировалась

конкурентная среда. Возросла предпринимательская и инвестиционная

активность в торговле. Централизованная система продовольствия полностью

заменена отношениями свободной купли-продажи.

Вместе с тем позитивные тенденции развития продовольственного рынка

сопровождаются рядом негативных проявлений. Произошло падение производства

сельскохозяйственного сырья и продовольствия, сопровождающееся диспаритетом

цен между промышленной и сельскохозяйственной продукцией, снижением

производительности труда, не соблюдением технологий производства. На

продовольственном рынке сохраняется сложная с элементами дублирования

система контроля, не дающая полной гарантии качества и безопасности

товаров. Сертификация товаров и услуг формируется медленно (4).

Наличие крупных нерешенных проблем участия России в мировом производстве

и торговле продовольствием и регулирование продовольственного рынка

являются весьма актуальными в современных условиях.

1. ТЕОРИИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

1.1. МЕРКАНТИЛИЗМ

Попытки разработки последовательной экономической концепции,

объясняющей причины внешней торговли и ее место в хозяйственной жизни

страны, начали предприниматься при ликвидации феодальной раздробленности

европейских стран. Выступая против местничества отдельных феодалов,

европейские государи обеспечивали создание централизованного государства с

помощью сильной армии и флота; и то, и другое требовало полноценных денег,

ассоциировавшихся в тот период с золотом и серебром.

Внешняя торговля, считали меркантилисты, должна быть ориентирована на

получение золота, поскольку в случае простого товарного обмена (например,

шерсти на вино) оба товара, будучи использованными, перестают существовать.

Для получения максимальной выгоды предлагалось усиление государственного

вмешательства и контроля за состоянием внешней торговли.

Поскольку количество металла в каждый определенный момент было

фиксированным, то приобретение большего количества золота было возможно

только за счет других стран или наций при ограничении их экспорта. Подобное

обстоятельство способствовало развитию национализма, стремлению получить

больше преимуществ за счет других стран и, как следствие, увеличению числа

конфликтных ситуаций.

Международная торговля разделялась на «зоны», удовлетворяющие интересы

метрополий и связанных с ними колониальных стран (Англии, Франции, Испании

и т.д.).

Примером меркантилистической политики была политика французского

государства эпохи Людовика XIV, российского царя Петра I.

Однако подобные действия противоречили развитию капиталистического

производства, ориентированного на активный передел мировых рынков,

всестороннее расширение международной торговли; требовались новые

концепции.

1.2. ИДЕЯ «СВОБОДЫ ТОРГОВЛИ» СМИТА – РИКАРДО И ПОНЯТИЕ «УСЛОВИЯ

ТОРГОВЛИ»

В конце семнадцатого столетия появилась идея (теория) «свободы торговли»

классиков английской политической экономии А.Смита и Д.Рикардо.

Главной в работе А.Смита «Исследование о природе и причинах богатства

народов» была идея о том, что основой богатства нации и народов служит

разделение труда. Автор сформулировал следующий вывод: выгоду получают

страны, активно участвующие в международном разделении труда.

Международное разделение труда, утверждал А.Смит, должно осуществляться

с учетом тех абсолютных преимуществ, которыми обладает та или иная страна.

Каждая страна должна специализироваться на производстве того товара, где

она обладает абсолютным преимуществом.

Отказ от производства товаров, по которым страны не обладают абсолютными

преимуществами, и концентрация ресурсов на производстве других товаров

приводят к увеличению общих объемов производства, росту обмена между

странами продуктами своего труда.

Заключение А.Смита противоречило выводам меркантилистов. Не столько

золото или драгоценные металлы, притекающие в страну как следствие

превышения экспорта над импортом, сколько активное участие в международном

разделении труда за счет использования природных и абсолютных преимуществ,

которыми обладает страна, обеспечивает рост государственного

благосостояния.

Поскольку именно развитие производства на базе абсолютных преимуществ

отдельных стран и свободный торговый обмен обеспечивают рост всеобщего

благосостояния, то отсюда учеными и разрабатывались рекомендации в области

внешнеэкономической политики, прямо противоположные взглядам

меркантилистов.

Государству при этом предлагалось свести до минимума свое вмешательство

в отбор межгосударственной специализации, предоставив его «невидимой руке

конкуренции».

Вмешательство же государства во внешнеторговый обмен допускалось лишь в

редких случаях: с целью нейтрализации государственной поддержки экспорта в

другой стране; в связи с необходимостью обеспечить безопасность страны.

Д.Рикардо удалось доказать, что абсолютные преимущества, рассматриваемые

А,Смитом, представляют собой лишь частный случай общего правила. Свободная

торговля, стимулируя международную специализацию, обеспечивает следующее

преимущество: позволяет каждой стране потреблять не меньшее количество

товаров, что и до специализации, минимизируя реальные расходы рабочего

времени, необходимые для создания данного объема товаров.

Однако здесь не учитывается то обстоятельство, что в реальности обмен

происходит с участием денег. Страны обменивают одну валюту на другую, чтобы

расплатиться друг с другом.

В соответствии с доктриной устанавливается, что торговля осуществляется

за счет использования преимуществ в отношении условий производства. Однако

при этом не определяется, какие конкретные количества товаров будут

обмениваться.

Главным фактом, влиявшим на производство товаров, считали А.Смит и

Д.Рикардо, был труд, и цена зависела от трудовых издержек, т.е. они

придерживались трудовой теории стоимости.

1.3. НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ХЕКШЕРА-ОЛИНА.

Согласно неоклассической концепции Хекшера-Олина торговля должна быть

наиболее эффективной между странами с максимально различающейся структурой

экономики (вследствие различной наделенности факторами производства).

Однородные производства следует сосредоточить в одной стране.

Развитие торговли эффективно в том случае, если стимулирует отдельные

государства отказаться от производства однородных товаров, т.е. усиливает

межотраслевую специализацию производства.

Странам надо экспортировать товары, при производстве которых максимально

используются относительно избыточные факторы. Свободная торговля при этом

должна выравнивать цены таких факторов. В результате внешней торговли

необходимо выравнивать заработную плату, процентные ставки, рентные платежи

и т.д. Международные инвестиции должны стимулироваться различиями в

обеспеченности факторов. Наконец, необходима взаимозаменяемость

международной торговли и международных инвестиций.

Многие исследователи пытались решить вопрос о несоответствии

неоклассической концепции практике развития внешнеторговых связей

конкретных стран и избрали путь «поправок» отдельных элементов

неоклассической концепции при сохранении главных ее положений. В

подавляющей части поправки сводятся к увеличению числа факторов, прежде

всего к включению дополнительного фактора «технология» или «квалификация

рабочей силы».

1.4. НОВЫЕ И НОВЕЙШИЕ ТЕОРИИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

Доктрине сравнительных преимуществ Д.Рикардо был противопоставлен иной

анализ проблем внешнеторгового обмена американскими исследователями

С.Робиком и К.Симмондсом. Основой их подхода является общепринятый

экономической наукой факт: значительная часть внешнеторговых операций

фактически представляет собой внутрифирменный обмен. Точные расчеты доли

внутрифирменных поставок в общем объеме внешней торговли отсутствуют,

однако ориентировочные данные позволяют сделать вывод о том, что на

внутрифирменные связи приходится около 70% всей мировой торговли, 80-90%

продаваемых лицензий и патентов, 40% экспорта капитала.

Особенности внутрифирменной торговли, выделяющие ее из традиционной

внешней торговли, отражаются в качестве характеристик современного

торгового обмена.

Международные монополии заинтересованы во внешнеторговых поставках

прежде всего в страны, наиболее близкие по своим характеристикам к

параметрам страны, где находится штаб-квартира монополии. Внешнеторговая

статистика свидетельствует о том, что внешняя торговля быстро расширяется

между индустриально развитыми странами, где находятся крупнейшие

транснациональные корпорации (ТНК).

С.Линден делает вывод о том, что технологически сложные изделия

создаются фирмой в качестве реакции на уже существующие потребности, т.е.

прежде всего потребности внутреннего рынка. Только после очередного

расширения производства, после насыщения внутреннего рынка фирма стремится

завоевать внешний.

Однако теория С.Линдена была незаконченной, она охватывала только один,

притом ограниченный, аспект поставки технологически сложных товаров на

внешний рынок. Дальнейшая ее разработка привела к созданию теории «цикла

жизни продукта» Ч.Киндельберга, Р.Вернона, Л.Уэлса, которая объясняла

закономерности развития внешней торговли большой группы товаров.

Хронологические показатели «цикла жизни продукта» могут быть различными и

длиться от нескольких лет до десятилетий. Разбивка производства на этапы

условна, поскольку бывает так, что товар сразу же с первого переходит на

четвертый этап. Например, длительность «цикла жизни», начиная от

производства хлопчатобумажных изделий в Англии и кончая их изготовлением в

Индии, составляет десятки, а иногда и сотни лет.

Недостатком этой теории являлось некоторое ограничение ее приложения. Во-

первых, производство ряда товаров сохранялось в узкоспециализированных

районах и не распространялось на другие страны. Во-вторых, теория

закрепляла за США лидирующее положение. Однако в последнее время некоторые

страны (Япония и Германия) смогли догнать и даже перегнать США,

специализируясь на определенных видах производств.

Попытку совместить элементы неоклассической теории и теории

внешнеторговой деятельности фирм предпринял американский исследователь

М.Портер. По мнению М.Портера, четырьмя главными параметрами, определяющими

развитие современной внешней торговли, являются: факторные условия; условия

спроса, близкие и обслуживающие отрасли; стратегия фирмы и конкуренция. М.

Портер признает значимость первого параметра – факторных условий,

численность которых увеличивается путем введения новых. Второй параметр –

условия спроса – представляет собой требования внутреннего рынка,

определяющие развитие фирмы, взаимосвязь с потенциальным развитием мирового

рынка. Третий параметр – близкие и обслуживающие отрасли – характеризуют

наличие эффективного производственного окружения, непосредственно влияющего

на деятельность фирмы. Четвертый параметр – стратегия фирмы и конкуренция

связан с фирменной стратегией и организационной структурой. При этом нельзя

выделить какую-либо единую и универсальную систему управления, которая была

бы одинаково применима для всех (2).

2. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ

2.1. УСЛОВИЯ ТОРГОВЛИ РОССИИ

Внешняя торговля имеет жизненно важное значение для экономики России

(1).

Как известно, на протяжении четырех послевоенных десятилетий положение

Советского Союза в мировом хозяйстве давало основания рассматривать его как

развитую в экономическом и научно-техническом плане державу, к тому же

обладающую разнообразными и значительными сырьевыми и топливно-

энергетическими ресурсами. В этот период по совокупному экономическому

потенциалу и абсолютным размерам ВВП (валовой внутренний продукт) СССР, в

котором Российской Федерации принадлежало весьма видное место, находился на

второй позиции в мировой «табели о рангах» после США, фактически опережая

прочие страны «Большой семерки» и Китай. Его положение в качестве одной из

«сверхдержав» поддерживалось в немалой степени и военно-стратегическим

паритетом с США (9).

Начиная с середины 80-х годов и особенно в период радикальных

экономических преобразований в России наметилась тенденция к ухудшению

показателя условий торговли (отношение индекса экспортных цен к индексу

импортных цен). В бывшем Советском Союзе доля внешней торговли в ВВП

составляла в 1990 г. 6,5%, что свидетельствовало не столько о малых

размерах экспорта и импорта, сколько о значительных размерах ВВП.

В период с 1984 г. по 1992 г. соотношение индекса экспортных цен России

к индексу импортных цен в среднем составляло 88,3%, что соответствовало 34-

му месту в мире. В 1993 г. показатель условий торговли сократился до

максимально низкого уровня – 69%. Низкий показатель условий торговли

свидетельствует о неэффективной внешней торговли, когда цены на

экспортируемую продукцию занижаются, а на импортную завышаются.

Однако в последние годы наметилась положительная динамика в изменении

показателя условий торговли России.

Начиная с 1993 г. наметилась устойчивая тенденция к росту внешней

торговли России. В 1994 г. объем внешней торговли России увеличился до 88,5

млрд. долл., в 1995 г. – до 105,9 млрд. долл. С учетом торговли России со

странами ближнего зарубежья общий стоимостной объем экспортно-импортных

операций страны составлял в 1994 г. 104,2 млрд. долл. в 1995 г (табл. 1).

Таблица 1

Динамика развития внешней торговли России (млрд. долл.)

|Годы |Оборот |Экспорт |Импорт |Сальдо |

|1991 |95,4 |50,9 |44,5 |6,4 |

|1992 |79,4 |42,4 |37,0 |5,4 |

|1993 |77,3 |44,3 |32,9 |12,4 |

|1994 |88,5 |51,4 |37,0 |14,4 |

|1995 |105,9 |64,3 |41,6 |22,7 |

|1996 |71,6 |41,4 |30,1 |11,3 |

| | | | | |

Примечание: в 1996 г. данные приведены за 1-ю половину года.

Положительным моментом в развитии внешней торговли России в последние

годы является стабильный рост положительного сальдо экспортно-импортных

операций. В 1994 г. превышение экспорта над импортом в России составляло

14,4 млрд. долл., и по этому показателю страна занимала 4-е место в мире,

уступая лишь Японии (120 млрд. долл.), Германии (35 млрд. долл.) и Италии

(21 млрд. долл.). В 1995 г. положительное сальдо торгового баланса России

достигло 22,7 млрд. долл., в 1996 г. – 27,9 млрд. долл.

Основной причиной возникновения и роста положительного сальдо во внешней

торговле России является резкое увеличение экспорта сырьевых товаров,

черных и цветных металлов, химических товаров, а также значительное

сокращение централизованного импорта товаров, в том числе уменьшение

массовых закупок зерна и некоторых других продовольственных товаров.

Россия не относится к странам с экстравертивной моделью экономики, где

приоритетным направлением развития является экспортная ориентация и,

соответственно, достаточно велик удельный вес внешней торговли в валовом

внутреннем продукте (Гонконг – 188%, Сингапур – 179, Малайзия – 77, Бельгия

– 69, Ирландия – 61, Тайвань – 45%). Вместе с тем внешняя торговля имеет

жизненно важное значение для экономики России, а в последние годы ее роль

как основного источника валютных поступлений несколько возросла. Удельный

вес экспорта в ВВП России в 1996 г. составлял 19,9%, в импорте – 13,5%.

Тем не менее внешняя торговля России имеет экспортную направленность, о

чем свидетельствует коэффициент экспортно-импортной специализации

(отношение стоимостного объема экспорта к импорту), в 1995 г. составивший

1,3.

2.2. СТРУКТУРА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ

Долгое время бывший Советский Союз был одним из крупнейших экспортеров

оружия и военной техники, которые продавались практически во все страны

региона мира. На долю России в 80-х годах приходилось 42% мировой торговли

оружием. По стоимости экспорта вооружений Россия уступала лишь США.

В вывозе сырьевых товаров в 90-е годы отмечалась тенденция к снижению

эффективности экспорта, особенно топлива. При увеличении физических объемов

зарубежных поставок валютные поступления от экспорта сокращались.

Однако современная структура внешней торговли России носит ярко

выраженный сырьевой характер (1). В последние годы на мировой рынок

поставляется свыше 40% добываемой в стране нефти, более 30% природного

газа, около 30% нефтепродуктов, более 35% минеральных удобрений, не менее

25% круглого леса, свыше 60% фанеры (6). Рост экспорта сырьевых товаров из

России стимулировался завышенным курсом доллара и низким уровнем рентной

платы за природные ресурсы (1).

В 1997 г. резко упали мировые цены на нефть и металлы, что сразу

усугубило внутриэкономическое положение страны (6).

В экспорте России, который в 1995 г. составил 64,3 млрд. долл., на

долю сырьевых товаров приходилось более половины всего вывоза. При этом

всего лишь два товара – сырая нефть и природный газ – давали 35% всей

валютной выручки страны.

В середине 90-х годов на экспорт поставлялось 90% общего объема

производства алюминия, 85 – минеральных удобрений, 80 – меди, 70 –

продукции – продукции черной металлургии, 41 – сырой нефти, 40 – никеля, 35

– алмазов, 33 – природного газа, 31,2 – целлюлозы, 25 – нефтепродуктов,

11,6 – каменного угля, 6,7% - чугуна.

Россия по-прежнему остается ведущим мировым экспортером ряда сырьевых

товаров, черных и цветных металлов. В частности, ее доля в мировой торговле

алюминием в середине 90-х годов составляла 25%, никелем – 20, медью – 11,

цинком – 8,4% (1).

Так, положение России в мировой экономике в конце ХХ века

характеризовалось следующими данными:

удельный вес страны в совокупном валовом продукте мира снизился с 3,4%

до менее чем 2% - примерно 10-е место в мире;

доля в мировом промышленном производстве не превышала 4% - 5-я позиция в

мире;

по уровню производительности труда в промышленности (годовая выработка

на одного занятого) страна занимала 64-ю, а в сельском хозяйстве – 77-ю

ступень в мировой классификации (9).

Основной причиной уменьшения импорта с началом экономических реформ

является прежде всего политика правительства России, направленная на

сокращение государственных расходов, включая расходы на централизованный

импорт, а также на постепенную ликвидацию системы бюджетного дотирования

импорта (1).

2.3. СИСТЕМА ВНЕШНЕТОРГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИИ

Вплоть до 80-х годов регулирование внешнеэкономических связей России

определялось особенностями советской экономики, основанной на

централизованном распределении финансовых и материальных ресурсов.

Система государственной монополии внешней торговли жестко определяла

внешний рынок от внутреннего. Главной целью распределения ресурсов было

направлено на обеспечение производственных нужд в бывшем СССР. Импорт решал

задачу получения недостающих товаров, а экспорт обеспечивал необходимые

средства платежа. Все союзные объединения специализировались на экспорте

(импорте) отдельных товаров.

Право на внешнеторговые операции было предоставлено исключительно

специализированным государственным организациям 95% внешнеторгового оборота

страны приходилось на объединения Министерства внешней торговли (позже –

Министерства внешних экономических связей).

На внешнем рынке товары продавались по мировым ценам, в то время как на

внутреннем они закупались по фиксированным национальным. Возникающие

прибыли и убытки покрывались за счет государственного бюджета. Банк для

внешней торговли и Государственный банк финансировали торговую деятельность

этих объединений.

Монополизация внешнеторговой деятельности, оторванность производителей

от мирового рынка, косвенная связь с ним через обязательных внешнеторговых

посредников, подчиненность задач внешнеторговой деятельности, призванной

компенсировать дисбалансы в национальном хозяйстве, - все это приводило к

ухудшению качества производимой продукции, национальной структуре экспорта

и импорта.

Таможенный тариф России, действующий в настоящее время, представляет

собой перечень товаров, подготовленный на базе международной классификации.

Каждому товару соответствуют различные уровни ставок таможенных пошлин в

зависимости от режимов, применяемых в отношении стран происхождения товара.

Основой являются ставки, применяемые по отношению к странам,

пользующимся в России режимом наибольшего благоприятствования; по отношению

к этим 125 странам используются базовые ставки. Для товаров, поступающих из

стран, не пользующихся этим режимом, базовые ставки увеличиваются вдвое.

Для товаров, ввозимых из стран, относящихся к развивающимся (по

классификации ООН), базовые ставки уменьшаются в 2 раза. Товары,

происходящие из 46 наименее развитых государств, ввозятся безпошлинно,

точно также, как импорт товаров из стран СНГ.

В среднем базовая ставка таможенного тарифа составляет 20% стоимости

изделия. Более высокие пошлины установлены на ряд изделий, которые в

российских условиях можно считать предметом роскоши.

Новый тариф предусматривает не только адвалорный порядок начисления

ставок таможенных пошлин, но и возможность использования двух новых: в экю

за физическую единицу ввозимого товара (за 1 кг, за 1 л или 1 шт.), т.е.

специфические пошлины, и комбинированный порядок начисления. На некоторые

виды сельскохозяйственной продукции растительного происхождения (овощи,

фрукты) введены сезонные пошлины с ограниченным сроком действия.

Вводится также налог на добавленную стоимость, исчисляемый с величины,

включающей таможенную стоимость товара, импортную пошлину и сумму акциза.

Итак, наблюдается тенденция к фискальному обложению импорта, а также

разработка четко выраженных протекционистических правительственных

программ. По сравнению с национальным производством импортные товары

ставятся в заведомо невыгодное положение не только потому, что облагаются

дополнительными высокими пошлинами, но и в связи с явно завышенной базой

для взимания налога на добавленную стоимость.

Особенностью таможенного режима России является применение экспортных

налогов, взимаемых с целью уравнивания внутренней и внешней цен, в первую

очередь сырьевых товаров, и пополнения госбюджета. Наиболее значительны в

настоящее время ценовые диспропорции по сырьевым товарам, и поэтому

основными товарами, подлежащими экспортному налогообложению, служат

минералы и сырье, на которые приходится более 80% всего экспорта России.

Экспортные пошлины взимаются в экю с 1 т (т.е. являются специфическими),

лишь в отдельных случаях используются адвалорные пошлины.

Основным методом определения таможенной стоимости товара, закрепленным в

таможенном тарифе России, выступает признаваемый и рекомендуемый ГАТТ метод

определения по цене сделки с ввозимыми товарами или идентичными (в

российской редакции «однородными») по расчетной цене товарами.

Такое построение таможенной оценки приближает Россию к использованию

мировых норм и правил. На практике же реальный контроль осуществляется лишь

над очень крупными сделками. То, что происходит при заключении небольших

сделок, обычно происходит мимо контролирующих организаций, а именно в этой

сфере двух - трехкратное занижение контрактной стоимости практически

является нормой.

Действующий российский таможенный тариф можно рассматривать как

временный. Его основная задача – пополнение госбюджета и протекционистская

защита национальных отраслей.

Система таможенно-тарифного налогообложения дополняется широким

использованием импортного субсидирования.

Импортное субсидирование представляет собой рудимент прежней

распределительной системы с целью выравнивания различий во внешних и

внутренних ценах. Завышенный обменный курс в рублях иностранной валюты, в

которой происходит оплата импортного товара, дополнительные сборы и в том

числе налог на добавленную стоимость – все это делает импортные товары

недоступными по цене малоимущим слоям населения.

Источниками субсидирования обычно являются займы, получаемые

правительством от иностранных государств, банков или международных

организаций.

Неценовые методы регулирования внешней торговли в России широко

распространены и включают квоты, лицензии, систему специальной регистрации

экспортеров и специальный экспортный контроль.

Наиболее значимый из перечисленных методов – квотирование с целью

резервирования определенного количества жизненно важных товаров для

внутреннего рынка. Квоты формируются на основе материальных балансов и

представляют собой разницу между производством и внутренним потреблением.

Таким образом, квотирование выступает своеобразным порождением прежней

системы централизованного распределения товаров, при которой экспорт

осуществляется только в том случае, если товары производились в избытке по

сравнению с требованиями внутреннего рынка, а объем квот обеспечивал

получение необходимого количества валюты для оплаты запланированного

импорта (2).

2.4. ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ В МИРЕ ПО ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ И

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКОНОМИКИ

Мировое сообщество стремительно переходит от традиционного состояния к

так называемому информатизационному обществу – обществу электронной

переработки информации и развитых коммуникационных систем, где

информатизационные потоки приобретают не меньшее значение, чем потоки

материально-энергетические. Место любой страны в современном мире в

значительной степени определяется степенью включонности в процесс

информатизации общества. Активное участие в нем позволяет повысить

эффективность экономики, помогает приобрести преимущества по многим

параметрам экономического социального развития.

Россия вступила на путь информатизации в период упадка плано-

распределительной системы в рамках СССР, последовавшего затем его распада,

сложно протекающей рыночной трансформации общества. Этим в значительной

степени объясняется отставание страны в темпах развития информационной

индустрии, информационного обновления материального производства, сферы

услуг и индустриального устройства. Известно отставание страны и в развитии

коммуникационных сетей и средств связи, в частности, следует назвать и

низкое качество телефонной сети. Несмотря на то, что положение с

компьютерной оснащенностью и развитием коммуникаций в последние годы

меняется к лучшему, сегодня задача перевода на качественно новую ступень

информационного обеспечения страны стоит как никогда остро, ибо только с ее

решением можно связывать расчеты на благоприятные перспективы развития

экономики и интеллектуального потенциала.

2.5. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ

Крупнейшими внешнеторговыми партнерами в прошлом десятилетии являлись:

Среди стран дальнего зарубежья – Германия (традиционно; на нее в 1998

году приходилось 9,7% объема экспортно-импортных связей), США (8%), Италия

(4,4%), Нидерланды (4,3%), Великобритания (3,7%) и Финляндия (3,0%).

Из числа ближнего зарубежья – Украина (традиционно; ее доля во

внешнеторговом обороте РФ в 1998 году составляла 7,6%), Белоруссия (8%) и

Казахстан (3,3%).

В 1999 году общая сумма внешней задолженности РФ достигла 150 млрд

долларов США. При этом на долги бывшего СССР приходится 79,9 млрд долларов,

а чисто «российская» задолженность составляет 70,7 млрд долларов США (10).

Импорт товаров и услуг представляет собой первое звено связи с внешним

миром.

Экспорт представляет собой еще одно звено, связывающее внутреннюю

национальную экономическую систему с зарубежными странами.

Средства, полученные в качестве платежей, компенсирующих стоимость

товаров и услуг, проданных иностранным покупателям, поступают на рынки

продуктов, где они сливаются с потоками денежных средств, полученных от

продажи товаров и услуг внутренним семейным хозяйствам, фирмам и

государству в лице правительства. Средства из всех этих источников

прибавляются к доходам, получаемым фирмами от продажи национального

продукта (12).

Новая стратегия ВЭД (внешняя экономическая деятельность) была

разработана в середине 1992 г. с учетом обстановки, сложившейся после

распада СССР: разрушения хозяйственных связей, неопределенности нормативно-

договорной базы ВЭД, ослабления контроля государства за экспортно-

импортными и платежно-расчетными операциями из-за отсутствия таможенных

границ и недееспособности системы регулирования торговли со странами СНГ с

использованием прежних методов, не учитывающих новой специфики

внешнеэкономических отношений; отсутствия надежного банковского и валютного

контроля; кризиса неплатежей и денежного обращения, негативно влияющего на

курс рубля и затрудняющего его использование в качестве платежного средства

во внешнеторговых операциях.

Особо следует остановиться на противодействии развитых стран Запада

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты