Рыночная экономика \Украина\
В таких подотраслях, как мясная, молочная, сахарная,
спиртовая, маслобойная, консервная, винодельческая,
перспективной формой организации производства может стать
добровольное объединение сельскохозяйственных,
заготовительных, перерабатывающих, транспортных, торговых и
др. предприятий в ассоциации. При этом все их члены могут
сохранять хозяйственную самостоятельность.
Однако, несмотря на то, что в ряде подотраслей уже
функционируют производственные ассоциации, все же в них еще не
отработан хозяйственный механизм. Анализ отчетных данных
концерна "Укрмясо" показывает, что в 1993 г. в розничной цене
на мясо стоимость сырья составила примерно 53%, затраты на ее
заготовку и траспортирование, а также на переработку и сбыт
продукции - 11%, торговая надбавка к оптовой цене - 20%,
отчисления в госбюджет и НДС - 16%. То есть, мясная
промышленность получила только 11% от средств, которые
поступали от реализации продукции.
В пивоваренной промышленность среди приватизированных
предприятий Киева одним из крупных является пивоваренный завод
"Оболонь", который производит 10 млн. декалитров пива в год. В
1992 г. объем его товарной продукции (в действующих ценах)
составил 14 млрд. крб. Начало процесса приватизации завода
приходится на 1991 г. После реорганизации Укрпищепрома было
создано арендное предприятие в составе трех заводов
("Оболонь", №1 и №2). Предусматривалось, что эти предприятия
будут выкуплены трудовыми коллективами в течение 10 лет.
Фактически - за счет той части фонда развития производства,
которая отчислялась от прибыли, из собственных сбережений
членов трудовых коллективов - они были выкуплены уже в марте
1992 г. На базе завода "Оболонь" было создано закрытое АО, в
состав которого вошли челны его трудового коллектива, две
французские фирмы "Pepsi Cola Inernational", а также
предприниматель из Франции, который вложил в него 100 тыс.
дол. США. Согласно с утвержденным положением, высшим органом
управления таким обществом является собрание акционеров, а в
период между собраниями - правление, главой которого является
директор.
АО осуществляет производственный процесс на основе
материального самообеспечения, устанавливает цены и тарифы на
продукцию, реализует ее и использует полученные доходы для
развития производства. Из доходов, полученных АО, покрываются
материальные затраты и приравненные к ним затраты труда,
проценты за кредит, страховые взносы, арендная плата, налоги и
прочее. При этом труд оплачивается в соответствии его
количеством и качеством, с учетом вклада каждого работника в
конечный результат деятельности общества. Остальная часть
прибыли используется для создания фондов и начисления
дивидендов. Однако отчисления из прибыли в резервный фонд
производятся только тогда, когда его объем не превышает 25%
Уставного фонда.
Сравнительный анализ хозяйственной деятельности АО
"Оболонь" и объединения Укрпивпром свидетельствует об успехах
первого из них и наращивании производства продукции. Так, за
1992 г. товарная продукция по АО "Оболонь" выросла
(сравнительно с 1991г.) на 5%, тогда как по Укрпивпрому она
уменьшилась на 16.6%. При этом АО "Оболонь" значительно
снизила себестоимость продукции, а удельный вес заработной
платы не превысил 5%.
Однако, наряду с позитивными сторонами, в работе АО есть
ряд негативных. В связи с выходом из состава Укрпивпрома
материальное обеспечение производства осуществляется здесь
самостоятельно, без помощи вышестоящих инстанций. Это
значительно осложняет производственный процесс. В частности,
на протяжении четырех месяцев 1992 г. объединение не
обеспечивало АО сырьем, и руководство вынуждено было
самостоятельно организовывать его закупки непосредственно в
хозяйствах - колхозах и совхозах, что принесло ему 510 млн.
крб. убытков. Например, для реализации продукции
непосредственно предприятием было установлено наценку 15%, а в
системе госторговли - 50%, что существенно повысило розничную
цену, тормозя своевременную реализацию продукцию, что привело
к затовариванию складов даже в летний период.
При приватизации предприятий хлебопекарной промышленности
следует учитывать ту особенность, что в этой подотрасли
сложилась глубокая специализация предприятий. Выпуская
продукцию, которая отличается своей трудоемкостью (к тому же и
себестоимостью), собственники не будут заинтересованы в
производстве диетически, диабетических и др. изделий, которые
имеют сравнительно невысокие цены, но являются крайне
необходимыми населению. Поэтому одновременная приватизация
всех предприятий поставит их в различные финансовые условия.
При этом следует учитывать, что в современных условиях из-
за недостатков в организации заготовки, транспортировании и
хранение сырья, из-за низкого технического уровня
инфраструктуры много перерабатывающих предприятий не полностью
обеспечиваются качественным сырьем. Кроме того, для многих
подотраслей пищепрома характерна высокая стоимость основных
фондов производства, что осложняет выкуп их имущества
трудовыми коллективами.
Поэтому, результаты анализа первого опыта приватизации
имущества предприятий пищевой промышленности показывают, что
рыночные отношения тяжело входят в их хозяйственную
деятельность, а попытки быстрого и массового перехода к рынку
"шоковыми способами" не срабатывают. Потому в пищепроме
внедрение рыночных отношений может происходить только при
условии государственного регулирования, комплексного
разрешения всех вопросов в непосредственной связи с учетом
технико- экономических особенностей ее отдельных
подотраслей.
Для успешного функционирования предприятий в условиях
рыночной экономики особенно важными являются не только их
разгосударствление и приватизация, но и объединения капитала и
усилий трудовых коллективов, направленных на повышение его
отдачи. На основе такой концентрации ресурсов и мощностей
производств различного профиля можно будет маневрировать
средствами, ускорить НТП, снизить затраты материальных и
трудовых ресурсов.
При приватизации предприятий пищепрома желательно было бы
отказаться от принципа оценки его объектов только по стоимости
ОПФ и оборотных фондов, поскольку от нее не зависят их отдача
и величина прибыли. При акционировании имущества предприятий
целесообразно исходить из потенциальной прибыли, которую они
приносят, уменьшив ее на процент фактического износа ОПФ,
которая рассчитывается по нормам амортизации и фактическому
сроку эксплуатации.
Для ускорения процессов приватизации пищевой
промышленности целесообразно реорганизовать большие и средние
предприятия в акционерные общества, со свободной продажей
акций. При этом на первом этапе следует запретить
госпредприятиям принимать участие в приобретении акций, а
продавать их только членам трудовых коллективов. Иначе такие
предприятия за счет государственных средств скупят
значительную часть акций, что может привести к появлению новых
монополий. На втором этапе акции можно будет, по решению
правительства, продавать предприятиям, кооперативам, своим и
иностранным гражданам, а также частным фирмам.
Итак, в условиях Украины применение методов "народной
приватизации" довольно перспективно, поскольку в ряде
подотраслей пищепрома есть множество предприятий, которые уже
обанкротились или находятся на грани банкротства. Для
практического осуществления приватизации этих предприятий и их
выживания на первом этапе необходимой является продуманная
государственная поддержка и принятие соответствующих законов.
Восемь способов приватизации.
Центральное место в государственной приватизационной
программе отводится способам приватизации.
Программа предусматривает 8 способов приватизации
государственного имущества:
1. Выкуп объектов малой приватизации ( способ
приватизации, при котором собственником объекта становится
товарищество покупателей, образованное его работниками. Этот
способ приватизации не предусматривает конкуренции
покупателей.
2. Выкуп государственного имущества предприятия с
альтернативным планом приватизации, по которому собственником
объекта ил его части становится товарищество покупателей,
образованное его работниками в соответствии с разработанным
покупателями планом, который является альтернативным к плану,
предложенному комиссией по приватизации.
3. Выкуп государственного имущества, сданного в аренду с
выкупом, ( способ, приватизации, по которому собственником
объекта становится арендатор, в соответствии с договором
аренды.
4. Продажа на аукционе ( способ приватизации, по которому
собственником объекта становится покупатель, который предложил
в ходе аукциона максимальную цену.
5. Продажа по коммерческому курсу ( способ приватизации,
по которому собственником объекта становится покупатель,
который предложил наилучшие условия дальнейшей эксплуатации
объекта, или при равных условиях ( наибольшую сумму.
6. Продажа по коммерческому курсу ( способ приватизации,
по которому собственником объекта становится покупатель,
который предложил при фиксированных начальных ценах наивысшую
цену.
7. Продажа по конкурсу с отсрочкой платежа ( способ
приватизации, по которому собственником объекта становится
покупатель, который на конкурсной основе добился права
уплатить за приобретение объекта с отсрочкой платежа на три
года, на условиях предоплаты 30% его стоимости.
8. Продажа акций открытых акционерных обществ ( способ
приватизации, по которому собственниками акций,
преобразованных в открытые акционерные товарищества
государственных предпритий, на конкурсной основе становятся
покупатели, которые предложили наибольшую цену за наибольшее
количество акций после реализации акций на льготных условиях.
Не теоретизируй, а приватизируй!
. Приватизацию необходимо начинать с маленьких предприятий.
. Нужно устроить жизненный порядок так, чтобы в обществе было
как можно больше собственников, но следить, чтобы акционеров,
которые владеют одним предприятием, было не очень много. Иначе
годовые собрания акционеров превратятся в базар и станут
неуправляемыми.
. Самая серьезная группа интересов ( работники предприятия,
которое приватизируется. Они встревожены своим будущим. Им
необходимо дать возможность стать совладельцами фирмы.
. Государственное предприятие, которое работает плохо, можно
продать приватному предприятию, желательно акционерному.
. Еще не было такого, чтобы за государственную собственность,
которая приватизируется, назначили действительную цену. Те,
кто оценивает, могут быть специалистами наивысшей
квалификации, но наилучший советчик ( сам покупатель. Он и
скажет какую сумму готов вложить в дело. Слишком дорого не
купит никто, при слишком дешевой продаже появится много
претендентов, начнутся скандалы. Лучше, если претенденты
выяснят отношения между собой на основе финансовых
возможностей.
. Нет никакого смысла возвращать собственность ее бывшим
собственникам. Это только затормозит весь процесс. Бывшим
собственникам можно предложить определенную компенсацию в
будущем, когда дела предприятия наладятся, но и то с условием,
что сам собственник на протяжении определенного срока объявит
о своих претензиях.
Интервью с Юрием Ехануровым.
На заседании 3 марта Верховный Совет Украины утвердил
список предприятий, которые не подлежат приватизации в 1995
году. В соответствии с формулой постановления Верховного
Совета от 29 июля 1994 года, как только постановление об этом
списке будет подписано, мораторий на заключение актов купли-
продажи снимается. А коль так, то приватизационные процессы
охватят огромный сектор предприятий, которые уже давно ждут
этого решения. Самого списка в Фонде госимущества мы еще не
имеем, но известно, что приватизации в нынешнем году не
подлежат около 6 тысяч предприятий.
“Серый Вторник” украинской приватизации.
Практический ход приватизации в 1994 году в Украине можно
условно разделить на два этапа, водоразделом которых было
принятия постановления Верховного Совета “О совершенствовании
механизма приватизации в Украине и усилении контроля за ее
проведением” от 29 июля 1994 года. В первом полугодии
приватизационные процессы осуществлялись более динамично, чем
в 1993 году и второй половине отчетного года. Во втором
полугодии объемы приватизации значительно сократились: по
сравнению с первым полугодием количество приватизированных
предприятий уменьшилось в 1,5 раза.
По состоянию на 1 января 1995 года за 1994 год
приватизировано 7967 объектов. Основными способами
приватизации в 1994 году были выкуп и аренда с выкупом,
которыми приватизировано соответственно 39,7 и 36,3% всех
объектов. Продажа объектов по некоммерческому конкурсу
составила 2,2%, по коммерческому ( 2,5%, на аукционе ( 5,0%.
По состоянию на 1 января 1995 года приватизационные
имущественные счета открыли 8,3 млн. Человек, или 16% от общей
численности населения Украины.
Центр послеприватизационной поддержки.
Центр послеприватизационной поддержки (ЦПП) предприятий
Украины Был создан согласно приказу по Фонду госимущества
Украины от 24 февраля 1995 года. По большому счету такая
поддержка ( не только консультационная, но и финансовая, (
наверняка понадобится и уже приватизированным предприятиям, и
8 тысячам, предназначенным к приватизации в 1995 году. Многие
из них испытывают трудности в своем развитии вследствие
неблагоприятности общей экономической ситуации, а некоторым
просто не хватает знаний для избрания верного ориентира в
переходный к рынку период.
Информация о ходе приватизации предприятий государственной
собственности по Днепропетровской области.
В соответствии с Указом Президента Украины от 19.02.94 г.
№56 в области создана единая система органов приватизации. В
городах и районах учреждены представительства Фонда
госимущества Украины, которые будут осуществлять
реформирование предприятий коммунальной собственности.
В 1994 году в сфере приватизации происходили сложные
процессы, о чем свидетельствуют результаты анализа работы
органов приватизации области.
В первом полугодии 1994 года наблюдалась тенденция к
ускорению приватизации в области. Так, в течение первого и
второго квартала 1994 года было приватизировано 90%
предприятий, осуществляющих продажу имущества в течение 1993-
1994 годов.
Ускорению приватизации способствовало принятие Кабинетом
министров Украины постановления от 20.05.94 № 327 “О
проведении индексации основных фондов 1994 г.”. Это побудило
потенциальных покупателей, в первую очередь трудовые
коллективы предприятий, выступать с инициативой относительно
приватизации ввиду ожидаемого возрастания платежей за объемы
приватизации в результате увеличения их стоимости после
индексации основных фондов.
В 1994 году было приватизировано 648 предприятий области,
в том числе: 169 ( общегосударственной собственности, 479 (
коммунальной собственности.
Предприятия общегосударственной собственности были проданы
путем:
- аренда с выкупом членами трудовых коллективов (116);
- выкуп трудовым коллективом (24);
- продажа акций открытых акционерных обществ (28);
- аукционы (1).
Приватизация имущества предприятий перерабатывающей
промышленности, сервисных, строительных и других предприятий
проводится только путем преобразования их в открытые
акционерные общества.
Квота льготной продажи акций членами трудовых коллективов
предприятий и сельскохозяйственным производителям составляет
более 51% акций.
При таком разделении акций приватизируются предприятия
ассоциаций “Плодородие”, “Днепромолпром”, “Днепромяспром” и
другие. Доля акций предприятий, подлежащих льготной продаже
работникам каждого сельскохозяйственного предприятия
определяется областным управлением сельского хозяйства и
продовольствия пропорционально к объемам сырья и услуг.
Для недопущения замены в процессе приватизации
государственных организационных структур монопольного типа
частными и предотвращения появления новых монопольных
образований необходима организация четкого взаимодействия
Фонда гоимущества Украины, Министерства экономики Украины и
антимонопольного комитета Украины между собой и с другими
центральными и местными органами государственной
исполнительной власти. Такое взаимодействие необходимо прежде
всего при приватизации предприятий мясной, молочной,
хлебопекарной промышленности и т.п., которые занимают
монопольное положение на соответствующих региональных рынках.
Следует отметить, что в области имеется возможность
обеспечить все приватизационные имущественные сертификаты
имуществом объектов приватизации. По предварительным расчетам,
стоимость сертификатов, которые не использованы в нашей
области, намного меньше, чем стоимость имущества предприятий,
расположенных на территории области, которые подлежат
приватизации.
Одними из наиболее важных причин приостановки приватизации
на наш взгляд являются:
- Нестабильность законодательной базы для проведения
приватизации, что затрудняет практическую деятельность органов
приватизации. Принятые предыдущим составом Верховного Совета
Украины последние поправки к законодательству по вопросам
аренды и приватизации фактически ревизуют концепцию
разгосударствления и приватизации предприятий, земли и
жилищного фонда, создают противоречивую правовую среду для
деятельности органов приватизации.
- Широкое применение неконкурентных способов приватизации
ограничивает права граждан Украины, не являющихся членами
трудовых коллективов приватизируемых предприятий, на получение
доли государственной собственности в процессе приватизации и
на использование своих приватизационных бумаг; создает
предпосылки для продажи всего государственного имущества по
заниженным ценам, поскольку, как свидетельствует мировой опыт,
лишь применяя конкурентные способы, можно определить реальную
цену объектов приватизации.
- Отсутствие мотивации у потенциальных инвесторов для
осуществления инвестиций вследствие неудовлетворительного
состояния финансово-кредитной системы, налогового бремени,
необоснованного повышения цен на объекты приватизации.
- Искусственное завышение в Государственной программе
приватизации на 1994 год украинского карбованца к доллару США,
в котором не учтены экономические и социально-политические
реалии в Украине.
Это не только послужило причиной невыполнения заданий
программы по поступлению средств в свободно конвертируемой
валюте, но и вообще затормозило процесс иностранного
инвестирвания.
Непонимание населением объективных причин необходимости
проведения приватизации, преждевременные ожидания ее
конкретных результатов условиях неудач с проведением
экономических реформ, что создает в обществе предпосылки
отрицательного восприятия приватизации. Такое восприятие
поддерживают некоторые средства массовой информации,
представляя лишь отрицательные материалы или замалчивая о ходе
приватизиционных процессов.
Наметилась устойчивая тенденция по созданию в процессе
корпоратизации предприятий государственных холдинговых
компаний, которая при соответствующем ее развитии может
привести к торможению приватизационных процессов и повышению
уровня монополизма в экономике Украины.
Активизация процесса приватизации является обязательной
предпосылкой общего улучшения состояния экономики Украины.
Поэтому приватизацию следует рассматривать только в контексте
проведения экономических реформ в Украине, оживления
инвестиционного процесса, повышения заинтересованности в
развитии производства.
Обесценивание приватизационных сертификатов как способ
восстановления социальной справедливости.
В официальных разъяснениях сути приватизационного процесса
в Украине нередко утверждается, что номинальная цена
приватизационного сертификата не имеет существенного значения
для владельца сертификата. Это действительно так. Для граждан
Украины важнее реальная цена сертификата, а точнее ( рыночная
стоимость акций прватизируемых предприятий, на которые можно
обменять сертификат. Цена акций, в свою очередь, должна
определяться долей государственной собственности, подлежащей
приватизации (за сертификаты), от всего того, что является
государственной собственностью в Украине ( земля, недра,
здания, предприятия и другое имущество. Кроме того, реальная
цена приватизационного сертификата зависит от механизмов
приватизации, которые существуют сегодня и могут возникнуть в
будущем.
Один из таких механизмов, понижающих реальную стоимость
сертификата (не подлежащего продаже), определен указом
Президента Украины от 24 ноября 1994 года. Согласно указу с
целью компенсации гражданам Украины потерь от обесценивания
денежных сбережений в учреждениях Сберегательного банка
Украины и бывшего Укрсоцстраха в свободное обращение вводятся
сертификаты номиналом 1млн. Крб. на сумму индексации остатков
вкладов и уплаченных страховых взносов по состоянию на 2
января 1992 года. Коэффициент индексации, равный 2200,
соответствует индексу повышения потребительских цен в 1992-
1993 годах. Эти сертификаты предназначены для использования в
процессе приватизации государственного имущества, не
предназначенного для продажи. Долларовый номинал сертификата в
соответствии с официальным обменным курсом карбованца на 1
декабря 1994 года равен $9.
Как сообщил председатель Фонда государственного имущества
Украины Юрий Ехануров, номинальная цена приватизационного
имущественного сертификата должна быть увеличена в
соответствии с индексацией стоимости основных фондов в 50(!)
раз.
Компенсация потерь владельцам сбережений осуществляется за
счет уменьшения доли имущества, подлежащего приватизации за
приватизационные сертификаты, то есть “справедливость” для
части граждан восстанавливается за счет всех граждан Украины.
Насколько реальным окажется “восстановление социальной
справедливости”, оценить довольно сложно, однако чем более
реальным будет процесс приватизации, тем более значительная
доля государственной собственности, предназначенной для
бесплатной передачи гражданам, будет приватизирована за
“новые” сертификаты. При этом основной массой “новых”
сертификатов благодаря их ликвидности будет распоряжаться
сравнительно небольшое число новых владельцев.
В оценке возможного хода приватизации следует также
учитывать другие процессы, способные существенно ограничить
процесс первоначально объявленной “народной приватизации”. С
этой точки зрения стоит обратить внимание на проекты создания
финансово-промышленных групп и планы привлечения иностранных
инвестиций под залог государственной собственности,
находящейся в распоряжении государственных предприятий.
Реализация этих проектов приведет к процессу “залоговой
приватизации”, в котором с гражданами Украины будут
конкурировать иностранные инвесторы и коммерческие банки.
Кроме того, идет и будет продолжаться процесс “теневой
приватизации”, связанный с приобретением государственными
предприятиями некоторых прав собственника. Если учесть, что
объектом “народной приватизации” не является земля, то у
большинства граждан Украины не остается шансов для получения
реальной собственности в приватизационном процессе.
Опыт приватизации в Чехии.
В течение десятилетий в нас воспитывали гордость первопроходцев. Мы
гордились тем, что были первыми на неповторимом пути к “сияющим вершинам”.
То, что происходило в окружающем мире, или подтверждало верность нашего
движения или имело множество недостатков и признаки вырождения.
Отесанное годами чувство собственной уникальности и сегодня не позволяет
нашим соотечественникам уяснить простую вещь ( наши проблемы вовсе не
оригинальны. Много стран уже успешно справились с ними. Поэтому напрасны
поиски своего пути туда, куда ведет битая дорога. Лучше присмотреться к
опыту решения проблем теми, кто шагает впереди.
Безусловно, полезным и поучительным является опыт страны, которая достигла
значительных успехов в экономических реформах, ( Чехии.
Еще несколько лет назад чешская экономика имела те же признаки, что и наша.
Ей были свойственны и централизация управления с общим огосударствлением
собственности, и высокая концентрация производства. Но, в отличие от
Украины, глубокие экономические преобразования, начавшиеся в начале 90-х
годов, не сопровождались катастрофическим падением уровня жизни и массовой
безработицей. Экономику трансформировали без вовлечения страны в вихрь
инфляции. Капиталы не покидали страну. Население активно и, главное,
сознательно поддерживало правительство в его реформаторстве.
Основой экономической трансформации Чехии стала взвешенная финансовая
политика. Курс национальной валюты годами оставался почти без изменений и
составлял 25-30 крон за один доллар. Экономический организм имел здоровую
систему кровообращения ( стабильную денежную единицу, которая стала
объективным показателем эффективности производства.
Центральное же место в процессе экономических преобразований заняла
приватизация. Чехия ( пример достижения оптимального компромисса между
главными критериями приватизации: экономическим, социальным, политическим и
моральным.
Приватизация в Чехии началась с продажи малых предприятий через аукционы и
конкурсы. Прежде всего это были объекты розничной торговли, общественного
питания и сервиса. Уже в 1991 году было проведено 30 тысяч аукционов. К
середине 1993 года программа приватизации в Чехии была практически
завершена. Всего было продано 25967 объектов общей стоимостью 27,61 млрд.
крон. За два с половиной года свыше 80% малых предприятий стали частными.
Быстро и масштабно проведенная малая приватизация в течение двух лет
создала 1,5 млн. рабочих мест. Это повлекло за собой спад в обществе
социальной напряженности, возникшей из-за структурной перестройки народного
хозяйства, сформировало позитивное отношение населения к приватизации в
целом.
В 1992 году началась приватизация больших и средних предприятий. Сначала
идея “большой приватизации” сводилась к отчуждению собственности за
ваучеры. Но со временем стал доминировать такой подход:
- если кто-то проявлял желание приобрести тот или другой объект,
Министерство приватизации разрешало его продажу;
- если покупателей было несколько ( организовать конкурс их
приватизационных проектов. В среднем на один объект предлагалось 5
проектов;
- если прямых покупателей не было, государство акционировала это
предприятие, реализуя населению не меньше, чем 60% акций.
Первая волна приватизации, проведенная в 1992-в начале 1993 года, передала
в руки пяти с половиной миллионов граждан государственную собственность на
общую сумму 10 млрд. Долларов.
Сегодня же, в процессе осуществления второго этапа массовой приватизации, в
Чехии наметился уверенный рост производства ( приватное хозяйство начало
демонстрировать свою эффективность.
Какие же уроки дает чешский опыт? Вот они:
- государственное имущество в Чехии в процессе приватизации продавалось и
за ваучеры, и через выкуп, и через аукционы. Правительство
продемонстрировало, так сказать, высший пилотаж экономической политики,
оптимально объединив денежную и массовую (ваучерную) приватизацию. Наиболее
социально справедливая ваучерная модель привлекла к этому процессу миллионы
граждан, что обеспечило ему высокий темп и общественную занятость
Закон Украин мы “О приватизации имущества государственных
предприятий”(от 4 марта 1992г.).
Настоящий Закон регулирует правовые, экономические и
организационные основы приватизации предприятий
общегосударственной, республиканской (Республики Крым) и
коммунальной собственности в целях создания многоукладной
социально ориентированной рыночной экономики Украины.
Приватизация имущества государственных предприятий
Украины ( это отчуждение имущества, находящегося в
общегосударственной, республиканской (Республики Крым) и
коммунальной собственности, в пользу физических и
негосударственных юридических лиц.
Приватизация осуществляется на основе следующих принципов:
- законности;
- предоставления льгот на приобретение государственного
имущества членами трудовых коллективов приватизируемых
предприятий;
- обеспечения социальной защищенности и равенства прав
граждан Украины в процессе приватизации;
- приоритетного предоставления гражданам Украины прав на
приобретение государственного имущества;
безвозмездной передачи доли государственного имущества
каждому гражданину Украины;
- приватизации государственного имущества на платной
основе с применением приватизационных бумаг;
- соблюдения антимонопольного законодательства;
- полного, своевременного и достоверного информирования
граждан о всех действиях по приватизации;
- приоритетного права трудовых коллективов на выбор формы
собственности и приобретения имущества своих предприятий.
Лица, которые приобрели государственные предприятия в
качестве целостных имущественных комплексов, являются
правопреемниками их имущественных прав и обязательств в
соответствии с условиями договора между продавцом и
покупателем и законодательством Украины.
Указанные объекты не подлежат отчуждению путем купли-
продажи, обмена, дарения до введения собственной национальной
валюты.
Споры, возникающие в процессе приватизации, разрешаются
судом или арбитражным судом в установленном порядке в
соответствии с их компетенцией.
Закон Украины о приватизации небольших государственных
предприятий (малой приватизации) от 6 марта 1992 г.
Настоящий Закон устанавливает правовой механизм
приватизации целостных имущественных комплексов небольших
государственных предприятий путем их отчуждения в пользу
одного покупателя одним актом купли-продажи.
Сферой применения Закона являются отрасли, подлежащие
первоочередной приватизации: перерабатывающая и местная
промышленность, промышленность строительных материалов, легкая
и пищевая промышленность, строительство, отдельные виды
транспорта, торговля и общественное питание, бытовое
обслуживание населения, жилищно-эксплуатационное и ремонтное
хозяйство. В соответствии с настоящим Законом могут также
приватизироваться предприятия других отраслей, если они
отвечают требованиям части первой статьи 2 настоящего Закона
или если это предусмотрено планами их приватизации. К
отношениям по приватизации небольших государственных
предприятий, не урегулированным настоящим Законом, применяется
Закон Украины “О приватизации имущества государственных
предприятий”.
К покупателю, который приобрел на аукционе, конкурсе
объект приватизации, переходит право владения, пользования и
распоряжения этим объектом с момента удара молотка лицитатора
или подписания протокола заседания конкурсной комиссии об
определении окончательного победителя, при выкупе предприятия
( с даты принятия органом приватизации решения о выкупе.
Декрет Кабинета министров Украины “О приватизации
земельных участков” от 26 декабря 1992 г.
Кабинет министров постановляет:
1. Сельским, поселковым, городским Советам народных
депутатов обеспечить передачу до 1 марта 1993 года гражданам
Украины в частную собственность земельных участков,
предоставленных им для ведения личного подсобного хозяйства,
строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных
построек (приусадебный участок), садоводства, дачного и
гражданского строительства, в пределах норм, установленных
Земельным кодексом Украины.
Запрещается передача в частную собственность земельных
участков на территориях зон отчуждения и безусловного
(обязательного) отселения, подвергшихся радиоактивному
загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы.
2. Право частной собственности граждан на землю в случаях,
предусмотренных статьей 1 настоящего Декрета, удостоверяется
соответствующим Советом народных депутатов, о чем делается
запись в земельно-кадастровых документах, с последующей
выдачей государственного акта на право частной собственности
на землю.
3. Установить, что граждане Украины ( владельцы земельных
участков, указанных в статье 1 настоящего Декрета, имеют право
продавать или иными способами отчуждать принадлежащие им
земельные участки.
5. Контроль за исполнением настоящего Декрета возложить на
местные государственное администрации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Сергей Рожков “Обесценивание прватизационных
сертификатов как способ восстановления социальной
справедливости” // “Коммерсант Украины”, №4 / 1995.
2. Валентин Вернодубенко “Украинские ваучеры. Как ими
пользоваться?” // “Киевский вестник”, 26 апреля 1995 г.
3. “Восемь способов приватизации” // “Казначей”, 12 июня
1994 г.
4. “Не теоретизируй, а приватизируй!”, советы пана Батлера
(Лондонский приватный институт Адама Смита) // “Дело”
5. Интервью с председателем Фонда государственного
имущества Украины Юрием Ехануровым // “Зеркало недели”, 11
марта 1995г.
6. Максим Тихомиров “Как стать собственником” // “Пресс-
клуб” №17 / 1995 г.
7. В. Слюсар “Приватизация предприятий пищевой
промышленности” // “Экономика Украины”, №6 / 1994 г.
8. М. Павлишенко “Разгосударствление и приватизация: новый
взгляд на проблему” // “Экономика Украины”, №9 / 1994 г.
9. Т. Голикова “Про структуру государственной
собственности”, “Экономика Украины” №8 / 1995 г.
10. Валентин Бабенко “Приватизация в потребительской
кооперации” // “Пресс-клуб”, №17 / 1995 г.
11. С приватизацией в науке Кабинет министров разберется
// “Зеркало недели”, 29 апреля 1995 г.
12. Наталия Яценко “Серый вторник” украинской
приватизации” // “Зеркало недели”, №15 / 1995г.
13. Наталия Бетина “Малая приватизация-95 пойдет по
УКАЗанному Президентом пути” // “Зеркало недели”, 6 января
1995 г.
14. Игорь Ляшенко “Какой сертификат ( такие результаты” //
“Зеркало недели”, 6 декабря 1994 г.
15. “21 вопрос Юрию Еханурову про приватизацию через
сертификаты” // “Пресс-клуб”, №17 / 1995 г.
16. Андрей Ларионов “Центр послеприватизационной
поддержки”, “Зеркало недели”, 4 марта 1995 г.
17. В. Сахаев “Экологическая политика в условиях
приватизации “ // “Экономика Украины”, №9 /.1994 г.
18.
Закон Украины о приватизации имущества государственных
предприятий // “Днепр вечерний”, 6 мая 1992 г.
17. Декрет Кабинета министров Украины “О приватизации
земельных участков” // “Днепр вечерний”, 9 января 1993 г.
18. Порядок предоставления и рассмотрения заявлений о
приватизации // “Днепр вечерний”, 17 сентября 1994 г.
-----------------------
Организационно-экономические формы приватизации
Закрытое
Открытое
Акционерное общество
С акционерной собственностью закрытого типа
Хозяйственные товарищества
С ограниченной ответственностью
С акционерной собственностью открытого типа
Командитное товарищество
С дополнительной ответственностью
С паевой собственностью /так называемое “народное предприятие”/
Полное товарищество
Частное предприятие
Страницы: 1, 2
|