Рефераты

Рынок корпоративных ценных бумаг

Рынок корпоративных ценных бумаг

Содержание.

Введение.

1. Экономическое содержание и роль рынка корпоративных ценных бумаг.

1.1. Этапы становления рынка корпоративных ценных бумаг.

1.2. Приватизация государственных предприятий и ее последствия.

1.3. Рынок корпоративных ценных бумаг в России и за рубежом.

2. Особенности корпоративных ценных бумаг.

2.1. Основные виды корпоративных ценных бумаг.

2.2. Структура современного рынка.

2.3. Тенденции развития рынка.

3. Организация рынка корпоративных ценных бумаг в РФ.

3.1. Особенности организованного и неорганизованного рынков, значение и

функции фондовой биржи.

3.2. Связь рынка корпоративных ценных бумаг с рынком государственных

ценных бумаг.

3.3. Государственное регулирование фондового рынка в РФ.

Заключение.

Используемая литература.

Введение.

Сформировавшийся в течении 90-х годов фондовый рынок воспринимается в

российском обществе как обособленная часть экономики, интересы и

деятельность которой не связаны с функционированием отраслей, занятых

производством товаров и услуг. Это не позволяет использовать возможности

рынка ценных бумаг для целей повышения эффективности функционирования

экономики. Фондовый рынок не обеспечивает привлечения и перераспределения

инвестиционных ресурсов, дефицит которых, по некоторым оценкам, составляет

90-95% от потребности.

Переходные процессы в экономике Российской Федерации и их динамика

явились существенными причинами несовершенства и неэффективности фондового

рынка, что не дает ему быть эффективным механизмом преобразования

инвестиций в сбережения. Во многом именно переходные процессы

предопределили институциональное построение российского фондового рынка,

когда разработанные в зарубежной практике подходы и механизмы были в

короткий срок перенесены на российскую почву без согласования с имеющейся в

России спецификой.

Можно выделить несколько причин, обусловивших сегодняшние особенности

российского рынка ценных бумаг:

. В момент своего создания фондовый рынок был призван обеспечить

максимальную вовлеченность населения в отношения собственности в ходе

массовой приватизации.

. Неотложная необходимость финансирования высоких социальных запросов

населения и стереотипы поведения предприятий реального сектора

предопределили непропорциональное развитие сегментов государственных и

корпоративных ценных бумаг в пользу первых.

. Стремление в короткий срок построить "развитый" фондовый рынок, имеющий

все необходимые институты и инструменты, обернулось постоянным переходом

к новым финансовым инструментам, что дало возможность ухода от решения

существующих проблем в плоскость поиска новых финансовых инструментов,

делая рынок более спекулятивным, не оставляя возможности для повышения

его эффективности и снижения процентных ставок.

Вышесказанное позволяет констатировать, что само построение фондового

рынка заложило в нем значительные противоречия, которые привели к имеющимся

негативным тенденциям. Необходимы существенные изменения как в российском

реальном секторе экономики, так и в индустрии ценных бумаг.

В настоящей работе рынок корпоративных ценных бумаг рассматривается как

элемент финансовой системы страны, описывается его структура, особенности,

а также его роль в формировании и развитии рыночной экономики России.

1. Экономическое содержание и роль рынка корпоративных ценных бумаг.

1.1. Этапы становления рынка корпоративных ценных бумаг.

Зарождение рынка корпоративных ценных бумаг берет свое начало с момента

появления первых акционерных обществ с частным капиталом. Законодательно

это было закреплено Постановлением СМ РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 601 "Об

утверждении "Положения об акционерных обществах".

Одними из первых акционерных обществ были крупные, в основном, бывшие

государственные, банки. Акционерные общества в промышленно-производственном

секторе стали активно образовываться после издания Указа Президента РФ от

14 августа 1992 г. N 914 "О введении в действие системы приватизационных

чеков в Российской Федерации", положившего начало приватизации

государственной собственности.

Но, несмотря на определенные трудности формирования рынка ценных бумаг,

в 1991 и 1992 гг. были сделаны определенные шаги к его созданию и развитию.

Прежде всего, это касается создания фондовых бирж и фондовых отделов

товарных бирж.

По существу весь ограниченный поток ценных бумаг предприятий, банков и

других учреждений устремился на фондовые биржи, фондовые отделы товарных

бирж. Однако рынок фондовых ценностей наполнялся, в основном, за счет акций

коммерческих банков и так называемых финансовых инструментов, т.к. на тот

момент еще не началась широкая приватизация государственной собственности,

которая позволила бы создать акционерные общества и таким образом наполнить

рынок ценных бумаг акциями и облигациями предприятий.

В результате этого произошло определенное искажение понятия рынка

ценных бумаг в России, и в частности, в деятельности фондовой биржи в

общепринятом понимании. Торговля ценными бумагами в 1991 — 1992 гг. не

стала основным видом деятельности фондовых бирж Российской Федерации,

поскольку ведущее положение на них заняли не акции и облигации предприятий,

а финансовые инструменты за счет расширения их номенклатуры. Так, в 1992 г.

на Московской центральной фондовой бирже (МЦФБ) при покупке и продаже

преобладали опционы, депозитные, сберегательные и инвестиционные

сертификаты.

Таким образом, фондовая биржа выполняла в основном не свойственные ей

функции. Денежные ресурсы, предложенные на бирже, носили исключительно

краткосрочный характер. Поэтому заемщики не могли использовать эти средства

для долгосрочных инвестиционных программ.

Доверие различных инвесторов к выпущенным акциям существенно снижалось,

что и определило небольшой объем сделок. Так, на МЦФБ оборот акций снизился

с 400 млн. руб. за первые четыре месяца 1991г. до 18 млн. руб. за

соответствующий период 1992 г. В то же время этот процесс носил в

определенной степени позитивный характер, поскольку имел очистительный

эффект. Большое количество сомнительных акций выбыло из оборота биржи, а

некоторые акционерные компании подали заявки на регистрацию своих ценных

бумаг.

В результате всех этих противоречивых процессов операции с акциями,

которые были официально зарегистрированы, составили всего 0,04% от общего

оборота на МЦФБ.

Основной поток выпуска акций на фондовые биржи России обеспечивали

коммерческие банки, так как они раньше других юридических лиц, действующих

на рынке, начали осуществлять акционирование. За коммерческими банками

следовали страховые, инвестиционные и торговые компании. Однако

сравнительно небольшое количество этих компаний давало довольно слабый

приток ценных бумаг на биржу. Самое последнее место в обороте фондовых бирж

1992 — 1993 гг. заняли акционерные производственно-промышленные компании,

что в основном определялось отставанием процесса приватизации в

промышленности и на транспорте на первом этапе разгосударствления

собственности.

В условиях жесткой денежно-кредитной политики в первом квартале 1992 г.

предложение ценных бумаг на биржах выросло, и наоборот, обещанная

правительством широкая приватизация во втором квартале 1992 г. обусловила

миграцию денежных средств от ценных бумаг в банковские депозиты. Другим

позитивным моментом развития рынка ценных бумаг явилось увеличение объема

операций фондовых бирж и фондовых отделов товарных бирж. Так, к концу 1992

г. объем операций достиг нескольких сотен миллиардов рублей. Однако этот

объем включал не только сами ценные бумаги, но и финансовые инструменты, и

кредитные ресурсы.

Положительной стороной деятельности российского рынка ценных бумаг

явилось установление контактов российских бирж с крупнейшими фондовыми

биржами США, Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. Эти связи

использовались, прежде всего, для изучения опыта функционирования фондовых

бирж этих стран. Были созданы государственные органы, регулирующие

деятельность рынка ценных бумаг: Комиссия по ценным бумагам и фондовым

биржам при Президенте РФ, в состав которой вошли представители фондовых

бирж, специалисты ЦБР и Минфина, Антимонопольного комитета и

Госкомимущества; Минфин определяет нормативы выпуска ценных бумаг,

деятельность брокеров и фондовых бирж; ЦБР регулирует нормативы выпуска

государственных облигаций. Сами биржи создали консультативно-

координационный орган — Федерацию фондовых бирж, которая объединяет

фондовые биржи и фондовые отделы всех регионов Российской Федерации.

Наиболее активное расширение рынка ценных бумаг происходило в 1993—

1994 гг. и продолжалось в 1995 — 1996 гг. Новым аспектом финансового рынка

стали появление новых видов ценных бумаг, работа новых кредитно-финансовых

учреждений на рынке ценных бумаг и изменение структуры рынка.

Ряд крупных предприятий, которые прошли акционирование, стали выпускать

свои облигации для финансирования целевых проектов по созданию новой

конкурентной продукции. Например, Автоваз, Камаз и ряд других крупных

акционерных обществ создали специальные подразделения для реализации своих

облигаций. В 1993 — 1994 гг. таких предприятий и компаний, осуществляющих

эмиссию, было немного. Однако позитивной стороной этого процесса стал

переход от финансирования через акции к финансированию через облигации.

Другим новым элементом развития рынка ценных бумаг были появление и бурное

развитие инвестиционных фондов, финансово-промышленных компаний и частных

пенсионных фондов.

Если в 1991 — 1992 гг. рынок был представлен в основном фондовыми

биржами, то к концу 1994 г. сложился первичный (внебиржевой) рынок.

В последующие годы рынок корпоративных ценных бумаг продолжал

развиваться и совершенствоваться. Ценные бумаги торговались на Московской

Фондовой Бирже (МФБ) и на Московской Межбанковской Валютной Бирже (ММВБ).

Внебиржевой рынок был представлен Российской Торговой Системой (РТС).

Постоянно развивается и совершенствуется электронная система расчетов для

ускорения совершения сделок с акциями и облигациями на биржах.

1.2. Приватизация государственных предприятий и ее последствия.

Одной из особенностей становления рынка ценных бумаг в РФ явился

массовый выпуск в 1992 г. нового вида ценных бумаг — государственных

приватизационных чеков, рассчитанных на все 150-млн. население, с целью

вложить их в акции акционируемых предприятий приватизируемой постепенно

государственной собственности. Таким образом, все население согласно

проекту Правительства должно было стать собственниками и в дальнейшем

получать дивиденды на свои вложения в акции.

Планируемое конвертирование чеков в акции предприятий быстро не

произошло, так как сама приватизация оказалась неподготовленной, и перед

владельцами ваучеров, которые не располагали четкой информацией, стал

довольно ограниченный круг акционированных промышленных предприятий. В

качестве альтернативы для помещения чеков были быстро образованы

инвестиционные фонды, задача которых состояла в том, чтобы вложить чеки

населения в будущие акционерные предприятия. Однако сами инвестиционные

фонды не могли обеспечить гарантию получения доходов на будущие акции.

Кроме того, образование ряда таких компаний носило чисто мошеннический

характер. Собрав чеки с населения, они, продав их, либо обанкротились, либо

вообще исчезли.

Следует отметить, что Правительством РФ не были созданы гарантированные

учреждения, куда могли быть направлены эти ценные бумаги, а также была явно

преждевременно разрешена повсеместная свободная продажа чеков. В результате

чеки за бесценок стали скупаться коммерческими структурами и организациями

сомнительного характера, что подорвало правительственную кампанию на

превращение каждого в собственника.

Кроме того, негативной явился отказ акционерных коммерческих банков

обменять свои акции на чеки. В то же время коммерческие банки стали

наиболее активными и крупными покупателями ваучеров.

Таким образом, ваучеры стали первоначально широко продаваться на

стихийном внебиржевом, а затем и на биржевом рынках. При этом определенную

роль в обесценении чеков сыграли как фондовые, так и торговые биржи,

которые в 1992 г. начали осуществлять довольно масштабные аукционы по

продаже ваучеров. В результате этих операций котировки стали падать до 3

тыс. руб. за каждую бумагу. Дальнейший неконтролируемый рост цен в стране

создал дополнительные условия для дальнейшего падения курса чеков и в целом

доверия к ним.

Выпуску новых ценных бумаг, рассчитанных на все население, должна была

предшествовать серьезная разъяснительная работа, так как до этого в

финансово-кредитном обороте не было ценных бумаг, кроме небольшого

количества государственных выигрышных облигаций, олицетворяющих

государственные займы. Поэтому в насыщении рынка ценных бумаг

приватизационными чеками были допущены существенные недостатки, которые

делали проблематичным их дальнейшее выживание.

1.3. Рынок корпоративных ценных бумаг в России и за рубежом.

В начале 90-х гг. российский рынок ценных бумаг не превратился в важный

инструмент по мобилизации капиталов, необходимый как для реорганизации

экономики в целом, так и для финансирования предприятий с целью внедрения

новых технологий и повышения эффективности управления производством и

мотивации труда. Именно это его отличало от рынков ценных бумаг западных

стран.

Далее кратко описана структура рынка корпоративных ценных бумаг в

развитых зарубежных странах.

Соединенные Штаты Америки

США имеют самый крупный рынок корпоративных ценных бумаг в мире. Одной

из особенностей является то, что обыкновенные акции в США не имеют

номинальной стоимости.

Ведущей биржей является Нью-йоркская фондовая биржа, где торгуются

наиболее ликвидные акции корпораций. Однако растущая Североамериканская

ассоциация дилеров по ценным бумагам (NASD) при помощи своей системы

автоматических котировок создала особую рыночную нишу специально для акций

высокотехнологичных компаний и технически считается организованным

внебиржевым рынком.

Рынок США — самый регулируемый в соответствии с законодательством,

первоначально введенным в действие в начале 1930-х годов. На этом рынке в

отношении всех его участников применяются чрезвычайно строгие меры контроля

при их допуске на рынок и проведении операций на нем. На коммерческие

банки, например, наложено ограничение, не разрешающее банкам заключать

сделки на товары и ценные бумаги одной и той же компании.

Япония

Японский рынок акций является вторым по размеру в мире. Маркетинг и техника

продаж в Японии показали, что в силу своей склонности к спекуляциям местное

население было особенно расположено к варианту вложения средств в акции.

Этому также способствовали огромные успехи японской промышленности и

своеобразная японская философия бизнеса, явившиеся важным фактором успеха

как на внутренних, так и на внешних рынках.

Биржевой рынок представлен биржами в Токио и Осаке, между которыми

существует серьезное соперничество. Токийская фондовая биржа также имеет

рынок второго уровня, который называется «Второй секцией».

Регулирование рынка корпоративных ценных бумаг в Японии все еще

совершенствуется, но пока все еще существуют значительные проблемы с его

осуществлением на практике.

Германия

Рынок корпоративных ценных бумаг в Германии, несмотря на свое развитие

в последние годы, все еще остается небольшим по сравнению с промышленным и

коммерческим оборотом в этой довольно крупной стране.

Стиль торговли здесь среднеевропейский в том смысле, что банки играют

всеобъемлющую роль в предоставлении финансовых услуг своему полному кругу

клиентов. Хотя и существует небольшое количество региональных бирж,

большинство операций проводится через Франкфуртскую биржу с использованием

электронной системы торговли, хотя разрешено и заключение сделок на

внебиржевом рынке.

Отличие фондового рынка России от рынков зарубежных стран не в

последнюю очередь обусловлено различиями в поведении предприятий реального

сектора, т.е. главными наполнителями фондового рынка. Существует три модели

поведения предприятий реального сектора: англо-американская; континентально-

европейская; японская.

В англо-американской во главу угла поставлены интересы собственников,

которые защищаются четко определенными законодательными нормами и

возможностью быстрой продажи акций на вторичном фондовом рынке, что

является основными инструментами контроля акционеров за менеджерами

предприятий.

Главным каналом мобилизации капитала для инвестиций в реальном секторе

в данной модели является ликвидный рынок ценных бумаг, который обеспечивает

быстрое перетекание капитала в наиболее эффективно развивающиеся отрасли и

предприятия. Однако в основе критериев эффективности лежат показатели

поквартальной прибыли на акцию, как наиболее доступные для понимания, что

приводит к смещению интересов в сторону роста стоимости компании в ущерб

задачам долгосрочного повышения экономической эффективности и увеличения

доли предприятия на рынке. Этому способствуют ограничения на взаимное

участие в собственности, возможности в манипулировании отчетностью и частая

ротация менеджеров, ориентированных на быстрое достижение видимых

результатов и карьерный рост. В итоге, предприятия пытаются получить

прибыль и нарастить стоимость акций без инвестирования в производство, а

вся экономическая система начинает базироваться на краткосрочной основе.

Противоположностью является японская модель, основанная на учете

широкого спектра интересов: акционеров, работников, поставщиков и

потребителей, групп аффилированных предприятий, государства. Механизмы

финансирования и контроля в японской модели основаны на совмещении

банковского кредитования и взаимного участия в акционерном капитале в

рамках финансово-промышленных групп. Этим создаются жесткие долгосрочные

связи финансовых и нефинансовых институтов, дополненные связями на основе

взаимной торговли в рамках маркетинговых каналов. В результате

управленческий состав получает значительную независимость от краткосрочных

интересов собственников, что полностью освобождает японских менеджеров, в

отличие от американских управленцев, от целой системы рыночных аналитиков,

трейдеров, менеджеров фондов. Это делает роль фондового рынка как механизма

финансирования, регулирования и контроля весьма незначительной.

Промежуточное положение занимает континентально-европейская

(германская) модель, в которой главную цель представляет кооперация и

достижение консенсуса между группами интересов. Подобно японской модели,

предприятия реального сектора пользуются банковским кредитом и используют

перекрестное инвестирование. Преобладание банков и других долгосрочных

инвесторов в капитале предприятий, а также отсутствие обязанности

публиковать квартальную и полугодовую финансовую отчетность понижает роль

фондового рынка не только как механизма привлечения капитала, но и как

механизма саморегулирования немецкой экономики.

Сопоставляя российские предприятия реального сектора и рынок ценных

бумаг, нетрудно обнаружить, что модель поведения российских предприятий

более напоминает континентально-европейскую или японскую, тогда как рынок

ценных бумаг стремиться развиваться в рамках англо-американской модели. В

результате фондовый рынок, как механизм привлечения капитала, регулирования

экономики и контроля управления, оказывается не востребован со стороны

реального сектора.

2. Особенности корпоративных ценных бумаг.

2.1. Основные виды корпоративных ценных бумаг.

В настоящее время на рынке корпоративных ценных бумаг обращаются

следующие виды бумаг:

1. Акции компаний и предприятий, кредитно-финансовых институтов.

2. Облигации компаний и предприятий, банков, которые рассчитаны на

заимствование дополнительных денежных средств для финансирования целевых

проектов.

3. Векселя организаций и кредитно-финансовых институтов.

4. Сберегательные сертификаты; депозитные сертификаты.

В соответствии с Законом «О рынке ценных бумаг» № 39-ФЗ от 22.04.96 г.:

Акция – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца

(акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде

дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть

имущества, остающегося после его ликвидации. Выпуск акций на предъявителя

разрешается в определенном отношении к величине оплаченного уставного

капитала эмитента в соответствии с нормативом, установленным Федеральной

комиссией по рынку ценных бумаг.

Облигация – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя

на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной

стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного

имущественного эквивалента. Облигация может предусматривать иные

имущественные права ее держателя, если это не противоречит законодательству

Российской Федерации.

Акции и облигации могут выпускаться в документарной и бездокументарной

форме. Виды акций: именные, на предъявителя, обыкновенные,

привилегированные.

В соответствии с Гражданским Кодексом РФ Вексель – это ценная бумага,

удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой

вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель)

выплатить по наступлению предусмотренного векселем срока определенную сумму

векселедержателю.

Вексель может выпускаться только в документарной форме.

Депозитными и сберегательными сертификатами признаются ценные бумаги,

представляющие собой письменные свидетельства банка о вкладе денежных

средств, удостоверяющие право владельца на получение в установленный срок

суммы вклада и процентов по ней в любом учреждении данного банка.

Сберегательные сертификаты выдаются вкладчикам - гражданам, а

депозитные – юридическим лицам.

2.2. Структура современного рынка.

Процесс формирования рынка ценных бумаг занял около пяти лет и к

настоящему времени сложилась следующая его структура:

Первичный рынок Вторичный рынок

Рынок акций Фондовые биржи

Рынок облигаций Фондовые отделы товарных бирж — ранее

Рынок финансовых инструментов выпущенные акции и финансовые инструменты

На фондовых биржах России и фондовых отделах товарных бирж

концентрируются для перепродаж в основном акции, облигации и финансовые

инструменты (сертификаты, опционы и фьючерсы, векселя).

В настоящее время из всех инструментов рынка корпоративных ценных бумаг

наиболее развит рынок акций. Акции в зависимости от их эмитента

подразделяются на акции «первого эшелона» и акции «второго эшелона».

Акции «первого эшелона» – это высоколиквидные акции крупных, в основном

промышленно-производственных корпораций и некоторых их дочерних структур.

Они включены в листинг[1] ведущих российских бирж и торговых систем, таких

как ММВБ, МФБ, РТС. Среди акций «первого эшелона» отдельно можно выделить

так называемые «голубые фишки» – акции предприятий-монополистов, таких как

ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» ОАО «НК «ЛУКойл», ОАО «Норильский Никель»,

ОАО «Связьинвест» и некоторые другие. Оборот по акциям этих эмитентов

составляет большую часть оборота биржи.

Акции «второго эшелона» – это низколиквидные акции некоторых

региональных дочерних структур монополистов, а также акции

машиностроительных, металлургических, пищеперерабатывающих и других

компаний. Они включены в листинг электронной системы торгов РТС-2, которая

специально создавалась для торговли низколиквидными акциями.

В 1997 г. в связи с бурным ростом акций «второго эшелона» их

ликвидность оказалась на уровне многих акций из листинга РТС, что повлекло

за собой перевод многих акций из РТС-2 на РТС и наоборот.

В начале 90-х гг. на рынке ценных бумаг преобладала непроизводственная

сфера, что подтверждают следующие данные:

85—90% выпущенных ценных бумаг имели низкие инвестиционные качества и лишь

20—30% отвечали минимальным инвестиционным стандартам. Среди эмитентов на

рынке промышленные компании и предприятия занимали всего 27%, а 72%

приходилось на различные биржи, банки, инвестиционные компании и торговые

дома. Несмотря на трудности развития рынка ценных бумаг, общая

капитализация составила в 1994 г. 30 млрд. Долларов США, или 150 трлн. руб.

В настоящее время 27% всего населения России имеют вложения в ценные

бумаги, но роль населения невелика, да и слово «население» нельзя понимать

буквально: основные инвесторы – это крупные предприниматели и брокеры,

деятельность которых непосредственно связана с ценными бумагами. Другая

часть населения – это работники предприятий, получившие акции в процессе

приватизации либо в счет задолженности – это пассивные инвесторы, которые

не оказывают особого влияния на рынок корпоративных ценных бумаг.

Другая часть инвесторов – это иностранные инвесторы, которые постепенно

возвращаются на российский рынок после кризиса 1998 г. Этому способствует

повышение устойчивости экономики страны и снижение темпов инфляции. Но на

данный момент существуют определенные ограничения на размер доли всех

иностранных инвесторов в капитале некоторых крупнейших акционерных обществ

(Сбербанк, Газпром). Это делается для того, чтобы ограничить влияние

нерезидентов на деятельность наиболее важных для России структур, особенно

монополистов.

Еще один фактор, вынудивший иностранных инвесторов приобретать

облигации российских корпораций, – невозможность из-за ограничений в

российском законодательстве репатриировать денежные средства, оставшиеся на

счетах после объявления дефолта по госбумагам. На данный момент эти

средства могут инвестироваться еще только в корпоративные облигации, что

сейчас и происходит.

До сих пор, несмотря на определенное движение вперед, рынок не

обеспечивает должного финансирования экономики, так как идет продажа и

перепродажа, игра на курсовой разнице, т.е. преобладает спекулятивный

рынок.

Развитию рынка мешают неустойчивость экономики, высокие риски, разрыв

хозяйственных связей, что делает проблематичным вложения в ценные бумаги

как отечественного, так и иностранного капитала.

2.3. Тенденции развития рынка.

Из практики последних лет очевидно, что состояние российского рынка и

активность его участников существенным образом зависят от политической

обстановки в стране. Макроэкономическую ситуацию будут формировать в первую

очередь внешние факторы, такие как отношения с МВФ. Ключевым внутренним

фактором, по-видимому, останется борьба олигархических группировок за

контроль над основными секторами экономики.

Существенное изменение нынешнего состояния экономики вероятно лишь в

среднесрочной перспективе (3-5 лет).

Прирост объема инвестиций на отечественном рынке ценных бумаг в

ближайшие 1-2 года будет обеспечиваться на 90% за счет притока

спекулятивного капитала из-за рубежа и лишь на 10% - за счет привлечения

отечественных инвесторов (в основном физических лиц). Доминирование

иностранных инвесторов приведет к продолжению начавшейся с августа 1998 г.

консолидации финансовой инфраструктуры, укрупнению брокерских и

регистраторских компаний, ликвидации или объединению некоторых расчетных

депозитариев, клиринговых центров и фондовых бирж.

В любом случае конкуренция на наиболее перспективных сегментах рынка

неизбежно будет возрастать. Успех в этой борьбе на ближайший год будет в

значительной степени определяться готовностью участников мириться с нулевой

или отрицательной рентабельностью бизнеса и инвестировать дополнительные

средства в его развитие. Среди организаторов торговли основными

действующими лицами выступят крупнейшие биржевые группы (ММВБ-НДЦ и РТС-

ДКК), имеющие в своем составе расчетные депозитарии. Конкуренция между ними

будет вестись как путем расширения спектра предлагаемых услуг, так и через

установление демпинговых тарифов, в том числе за депозитарное обслуживание.

Несмотря на достигнутый в сложнейших условиях последних двух лет

прогресс, испытанием для финансовой инфраструктуры в ее нынешнем состоянии

является не только кризис, но и выход из него. И от того, насколько успешно

она его преодолеет, будет зависеть не только внутренний расклад сил на

фондовом рынке, но и общая привлекательность российского рынка в глазах

международных инвесторов, а значит, и перспективы его перехода из разряда

экзотических в более стабильное состояние.

3. Организация рынка корпоративных ценных бумаг в РФ.

3.1. Особенности организованного и неорганизованного рынков,

значение и функции фондовой биржи.

Рынок ценных бумаг делится на организованный и неорганизованный.

Организованный рынок ценных бумаг (ОРЦБ) – совокупность отношений,

связанных с обращением ценных бумаг, правила исполнения сделок с которыми

соответствуют требованиям, установленным законодательством РФ. То есть ОРЦБ

– это биржи, торговые системы, где торговля подчинена определенным

правилам.

Неорганизованный рынок ценных бумаг – весь остальной рынок, где правила

торговли определяются сторонами сделки и закреплены договором на исполнение

сделки.

Существует также первичный и вторичный рынок ценных бумаг.

На первичном рынке ценных бумаг осуществляется первичная продажа

(размещение) всех существующих видов ценных бумаг, акций и облигаций

предприятий и компаний, финансовых инструментов (различных сертификатов,

выпускаемых банками, векселей). Реализация на первичном рынке может

осуществляться самими эмитентами (например, закрытая подписка на акции

среди своих акционеров; выдача векселей, сертификатов), т.е. имеет место

неорганизованный рынок, а также через фондовые биржи, т.е. через

организованный рынок.

Вторичный рынок — фондовые биржи и фондовые отделы товарных бирж,

осуществляющие перепродажу ранее выпущенных ценных бумаг, а также поиск и

заключение сделок с контрагентами самостоятельно, не через биржу, что

является неорганизованным рынком.

Как уже упоминалось ранее, в РФ существует несколько различных торговых

систем:

. Московская Межбанковская Валютная Биржа – ведущая российская биржа,

которая изначально создавалась для организации операций купли-продажи

валюты, но в середине 90-х гг. начала проводить операции с ценными

бумагами и даже стала рассчитывать собственный индекс корпоративных

ценных бумаг.

. Московская Фондовая Биржа – учреждена 20.02.97 г. как альтернатива

существовавшим ММВБ и РТС. В ее листинг включено ограниченное число

наиболее ликвидных ценных бумаг. Имеет одну особенность: только на этой

бирже осуществляются торги по акциям ОАО «Газпром».

. Российская Торговая Система – система электронных внебиржевых торгов. Это

первый в истории российского фондового рынка официально признанный

внебиржевой организатор торговли. Создавалась самими участниками системы

для организации внебиржевой торговли между ними.

Биржи выполняют следующие функции:

- создание инфраструктуры организации торгов на рынке ценных бумаг и

обеспечения ее функционирования на высоком профессиональном уровне в

интересах всех участников;

- обеспечение координации в деятельности профессиональных участников рынка

ценных бумаг в целях проведения единой политики в вопросах организации

торгов ценными бумагами и исполнения заключенных сделок;

- сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и

подготовка бухгалтерских документов по ним, зачет по поставкам ценных

бумаг и расчетов по ним;

- внедрение и осуществление механизма контроля за добросовестным

заключением и исполнением сделок с ценными бумагами;

- анализ складывающейся экономической конъюнктуры фондового рынка и

определение на этой основе направлений деятельности биржи, ее членов и их

клиентов;

- оказание консультационных услуг по вопросам обращения ценных бумаг;

- создание условий для привлечения иностранных инвестиций в различные сферы

экономики.

Целью деятельности биржи является создание и развитие организованного

рынка ценных бумаг через единую систему организации торговли ценными

бумагами, обеспечение необходимых условий его нормального функционирования

в интересах профессиональных участников рынка и инвесторов, а также иных

целях, направленных на развитие и совершенствование механизма защиты прав и

законных интересов инвесторов и профессиональных участников рынка ценных

бумаг.

В настоящее время биржи приобрели универсальный характер, они

объединяют практически все основные сегменты финансового рынка. Их доля в

обслуживании финансового оборота в настоящее время составляет в среднем

порядка 50-60%.

3.2. Связь рынка корпоративных ценных бумаг с рынком

государственных ценных бумаг.

Рынок корпоративных ценных бумаг и рынок государственных ценных бумаг

несомненно взаимосвязаны.

Чем руководствуется инвестор при приобретении той или иной ценной

бумаги? В первую очередь возможностью получить по ней максимальный доход за

наименьший промежуток времени. В 1993 г. с появлением на рынке

государственных ценных бумаг произошло перемещение средств с корпоративного

на государственный рынок. Несомненно, отсутствие налогообложения, гос.

гарантии, высокая доходность были очень сильным аргументом против еще

неустойчивого и высокорискового рынка корпоративных ценных бумаг.

Еще несколько лет рынок государственных бумаг оставался наиболее

привлекательным для спекулятивных операций и только в 96-97 гг. доходность

стала заметно снижаться.

Введение в 1997 г. 15% налога на операции с государственными ценными

бумагами способствовало повышению интереса спекулятивно настроенных

инвесторов к рынку акций. Снижение доходности по ГКО, да еще и введение 15%

налога на операции с ними вызвали переток средств инвесторов с рынка

государственных на рынок корпоративных ценных бумаг. Это выразилось в

проявлении сильнейшего интереса спекулянтов к акциям «второго эшелона»,

которые стали стремительно расти.

Разразившийся кризис 1998 г. практически ликвидировал рынок госбумаг и

надолго остановил деятельность на рынке корпоративных бумаг. И хотя

государство реструктурировало свой долг, утрата доверия инвесторов

способствовала перемещению инвестиций на корпоративный рынок.

3.3. Государственное регулирование фондового рынка в РФ.

Сегодня прежде всего необходима активная государственная политика,

направленная на восстановление отечественного рынка ценных бумаг.

Произошедший кризис еще раз убедил сомневающихся в необходимости усиления

государственного регулирования, особенно в вопросах обеспечения

безопасности рынка ценных бумаг в переходный период, который переживает

Россия. Решение данной проблемы в первую очередь должно найти отражение в

концепции развития рынка ценных бумаг, законодательстве, отвечающем

национальным интересам России и устанавливающем правила поведения его

участников, в вопросах формирования инфраструктуры и системы ее

регулирования.

Государство должно выполнять на рынке ценных бумаг прежде всего

системообразующую функцию и нести ответственность за состояние его

национальной и экономической безопасности. Национальная безопасность рынка

ценных бумаг означает надежную и обеспеченную всеми необходимыми средствами

и институтами государства защищенность национально-государственных

интересов на рынке ценных бумаг от внутренних и внешних угроз. Состояние

безопасности оценивается системой параметров, критериев и индикаторов,

определяющих пороговые значения функционирования как рынка в целом, так и

отдельных его сегментов. Способность государства защитить рынок от

негативных воздействий и не допускать таких обвалов, как массовый крах

мошеннических финансовых пирамид или пирамиды государственных ценных бумаг,

является основной характеристикой состояния его национальной и

экономической безопасности. Сегодня государство с этим не справляется.

Рынок ценных бумаг является одним из наиболее регламентированных в

рыночной экономике. Сложность отношений на рынке, его масштабность,

присущие ему повышенные риски, интересы безопасности его участников

(субъектов) обусловливают необходимость принятия детальных стандартов и

правил работы на рынке, а также привлечения к вопросам регулирования

различных государственных органов.

Государство через регулирующие и правоохранительные органы должно

разработать устойчивую систему, основывающуюся на балансе интересов

государства и участников рынка ценных бумаг и его безопасности, способную

защищать от внешних и внутренних угроз. В концепции национальной и

экономической безопасности рынка ценных бумаг необходимо предусмотреть меры

по предотвращению системных (всей системы рынка ценных бумаг) и

фрагментарных (сегментов рынка) рисков, которые обусловлены в основном

внутренними причинами. Развитие системы правоприменения как одного из

ключевых элементов системообразующей функции государства должно стать

приоритетным направлением государственной политики на рынке ценных бумаг.

Имеется три главных обстоятельства, требующих коренного пересмотра

государственной политики на рынке ценных бумаг.

Во-первых, проведение приватизации под лозунгом будущего повышения

стоимости акций приватизированных предприятий предполагало осуществление

уже с 1996-1997 гг. государственных мероприятий по массовому выводу новых

акционерных обществ на фондовый рынок. Вместо этого преемственность

государственной политики не была обеспечена, задача создания массового

фондового рынка для приватизированных акционерных обществ даже не была

поставлена. В итоге, десятки миллионов акционеров и многие тысячи

акционерных обществ ощущают себя обманутыми государством, которое даже не

попыталось завершить цели и задачи приватизации, а отсутствие возможности

выхода на фондовый рынок резко ограничило привлечение инвестиций особенно в

реальный сектор экономики.

Во-вторых, фактическое создание узкого внутреннего рынка для десятка

акций при сотнях «статистов» привело к тому, что фондовый рынок не имел

значения для развития тысяч приватизированных АО. Рынок развивался как узко

спекулятивный, нацеленный на интересы незначительного количества западных

инвестиционных компаний. Эта политика потерпела очевидный крах, и ее

приоритеты должны быть изменены, в том числе в интересах противодействия

утечке капитала за рубеж.

В-третьих, мировая практика показывает, что даже высокоразвитые страны,

где сильный фондовый рынок не балансирует валютный рынок и банковскую

систему, периодически попадают в ситуацию финансового кризиса. В России же

отсутствие возможности оттока средств с валютного рынка на фондовый стало

одной из причин кризиса августа 1998 года. Именно поэтому нужны неотложные

меры по восстановлению фондового рынка, а не только долгосрочные,

отложенные на годы мероприятия.

Особая роль в регулировании рынка ценных бумаг возлагается на ФКЦБ

России. Для активизации государственного регулирования фондового рынка

должен быть повышен ее статус, ФКЦБ должна быть наделена также

соответствующими полномочиями.

Для создания эффективных механизмов рынка ценных бумаг, обеспечивающих

переток инвестиций в реальный сектор экономики, необходим комплекс мер

нормативно-законодательного, организационного, экономического,

политического, социально-психологического характера, направленный на

создание динамично развивающейся устойчивой системы функционирования

российского фондового рынка. Таким образом, усиление роли государства в

формировании, регулировании и обеспечении безопасности отечественного рынка

ценных бумаг является жизненно важной необходимостью и требует принятия

руководством страны соответствующих мер.

Заключение

Истинное предназначение рынка ценных бумаг - не только спекуляции,

покрытие дефицита бюджета, перераспределение собственности, как это

преимущественно происходило в 1993 -1998 годах, но еще и создание

финансового механизма для запуска инвестиций, для выживания и обновления

промышленности.

Вместо рынка с огромным преобладанием государственных ценных бумаг

должен появиться обслуживающий инвестиционные проекты в производстве,

жилищном строительстве фондовый рынок экономического роста.

Сейчас инструментов, с которыми можно работать, очень мало. Реально

можно выделить только акции и облигации. Рынок гособлигаций неинтересен для

инвесторов по той причине, что никто не ответил за события двухлетней

давности, и хотя доверие возвращается, это очень слабый рынок. Сегодня

очень распространено мнение, что все проблемы фондового рынка будут решены,

если в России начнется экономический рост. С этим утверждением согласиться

нельзя. Экономический рост, как и высокая инфляция, позволяют скрыть, но не

решить реальные проблемы и противоречия, имеющиеся в российском фондовом

рынке. Изменению существующей ситуации возможно только при одновременных и

согласованных реформах, как в реальном секторе, так и в индустрии ценных

бумаг. Фондовый рынок должен развернуться лицом к реальному сектору

экономики, а предприятия реального сектора должны научиться удовлетворять

критериям фондового рынка.

В дальнейшем развитии российского рынка ценных бумаг, несомненно, нужно

опираться на лучший мировой опыт. Сейчас наиболее срочным вопросом, стоящим

перед органами регулирования, является создание и развитие государственной

программы по формированию отечественных инвесторов. Достаточно много усилий

до сих пор направлялось на защиту прав инвесторов, при этом не уделялось

никакого внимания финансовой грамотности потенциальных инвесторов. Сложно

искать в стране, где 97% населения не имеет представления о различиях между

акциями и облигациями, не говоря уже о более сложных понятиях типа

депозитарий или трансфер-агент.

Основная проблема развития фондового рынка и экономики России в целом -

отсутствие у политиков и управленцев всех уровней представления об

экономике как о системе, в которой должен быть полный набор правильно

организованных составляющих, и отсутствие хотя бы одного элемента

останавливает работу всей системы. Рынок ценных бумаг сам по себе - не

самый главный элемент, но без него не будет работать вся система. Пока этот

инструмент существует в несовершенном виде, состояние экономики будет

определяться не хозяйственно-экономической активностью предприятий,

выраженной в курсах акций, а различными заменителями типа собираемости

налогов, западными стабилизационными займами или забастовками шахтеров.

Используемая литература.

1. «Финансы, денежное обращение, кредит» под ред. Л.А. Дробозиной,

Москва, «Юнити», 1997 г.

2. Журнал «Рынок ценных бумаг», №№ 1, 2, 5, 6, 15, 18, 22, 24 за 1999

г., №№ 1, 2, 8, 9 за 2000 г.

3. Ежемесячный информационный бюллетень Национального Депозитарного

Центра и Московской Межбанковской Валютной Биржи, №№ 5, 8, 10 за 1999 г.,

1, 2, 3 за 2000 г.

4. Закон «О Рынке ценных бумаг»

5. Гражданский Кодекс РФ

6. Аналитические материалы РИА «РосБизнесКонсалтинг»

7. Устав некоммерческого партнерства “МОСКОВСКАЯ ФОНДОВАЯ БИРЖА”, утв.

решением Общего собрания членов Московской фондовой биржи от 26 ноября

1997 г.

-----------------------

[1] Листинг ценных бумаг - совокупность процедур по включению ценных бумаг

в котировальный лист и осуществлению контроля за соответствием ценных бумаг

условиям и требованиям организатора торговли


© 2010 Современные рефераты