Сущность, методы и формы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации
национальные или региональные масштабы, а на мировое экономическое
пространство.
Экспорт капитала способствует появлению таких новых форм международных
экономических связей как долгосрочная аренда оборудования (лизинг),
субподрядные контракты на оказание инженерно-строительных работ
(инжиниринг), технологических, финансовых и других услуг. Новые формы в
известной мере отражают эволюцию в способах использования иностранных
капиталов на территории тех или иных государств от владения полного или
частичного к контрактным соглашениям, связанным с передачей технологий,
бытовых, информационных услуг. Отражают они и разницу в стратегических
намерениях партнеров: для одних — это достижение мирового лидерства, для
других — преодоление отставания.
3.3. Оценка последствий использования иностранного капитала.
Однако следует отметить, что в подходе к оценке последствий прямых
зарубежных инвестиций и в странах базирования (из которых идет отток
капитала), и в странах принимающих (куда направляется капитал) существует
большой разброс мнений.
В публичных дискуссиях в странах, принимающих капитал, преобладает
тема национальной экономической безопасности. Причем ее обыгрывают и
сторонники и противники прямых зарубежных инвестиций. Так, если первые
расценят открытие зарубежной фирмы как появление новых рабочих мест, то
вторые заявят о выкачивании средств из страны и эксплуатации местного
населения иностранным капиталом.
На более конкретный уровень оценка выгод и потерь в отношении страны в
целом к иностранному капиталу переходит тогда, когда речь идет о
налогообложении. Направление потоков капитала, кроме всего прочего, связано
с поиском мест, обеспечивающих наименьшие издержки производства и низкий
уровень налогообложения. Правительства стран, желающих привлечь иностранный
капитал, предоставляют для него специальные налоговые льготы. Страны
базирования могут вводить дополнительные налоги для регулирования оттока
инвестиций или для получения выигрыша от дохода на инвестиции своих
граждан.
Как уже отмечалось, прямые зарубежные инвестиции могут давать так
называемые положительные побочные технологические и кадровые преимущества
принимающим странам. Вывоз предпринимательского капитала — это организация
компанией экспортером производства на территории данной страны,
использование современного оборудования и технологий. Это подготовка и
обучение рабочей силы, усиление конкурентного давления на местных
производителей. И неудивительно, что государства, особенно экономически
отсталые, проводя «политику открытых дверей» для иностранного капитала,
рассматривают ее как шанс на собственный экономический прорыв.
.
4. Основные принципы торговой политики РФ(
На объемы, структуру и региональное распределение российского
экспортно-импортного обмена заметное влияние оказали меры госу-
дарства по регулированию внешней торговли. В целом его основные
направления отвечают задачам российской экономики и внешней торговли,
проведению начатых реформ. Примером может служить изданный в 1995 году
закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Однако
есть и негативные стороны ( недоработанность многих аспектов нормативно-
правовой базы, непоследовательность и поспешность в принятии отдельных
решений.
Отношения РФ с иностранными государствами в области внешнеторговой
деятельности строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм
международного права и обязательств,вытекающих из международных договоров
России.
В целях интеграции экономики России в мировую экономику Российская
Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами
международного права участвует в международных договорах о таможенных
союзах и свободных экономических зонах со всеми вытекающими отсюда
последствиями.
В настоящее время торговая политика России осуществляется
посредством таможенно-тарифного регулирования ( экспортные и импортные
таможенные тарифы ) и нетарифного регулирования ( в частности, путем
квотирования и лицензирования ) внешнеторговой деятельности. Не допускаются
иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности
путем вмешательства и установления различных ограничений органами
государственной власти. Экспорт и импорт осуществляются без количественных
ограничений. Количественные ограничения вводятся в исключительных целях :
1) обеспечения национальной безопасности РФ;
2) выполнения международных обязательств РФ с учетом состояния на
внутреннем товарном рынке;
3) защиты внутреннего рынка РФ.
В целях защиты национальных интересов действует система
экспортного контроля. Существуют технические, фармакологические,
санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические стандарты и
требования в отношении ввозимых товаров, контроль за их качеством.
Предусматриваются защитные меры в отношении импорта товаров, наиболее яркое
проявление которых мы видим в растущих импортных пошлинах.
В настоящее время Правительство России уделяет большое внимание
проекту Федеральной программы развития экспорта России, основной целью
которой является увеличение стоимостного объема российского экспорта,
расширение его номенклатуры за счет продукции с повышенной степенью
обработки( наукоёмких товаров( технологий( Механизм реализации программы
предусматривает образование фонда развития высокотехнологического экспорта(
пополняемого за счет получения бюджетных ссуд( формируемых путем отчислений
от налога на добавленную стоимость и направляемых на кредитование
экспортоориентированных проектов(
Программа предполагает свести воедино и систематизировать меры
содействия развитию машинотехнического экспорта( Программой предусмотрено
умеренное бюджетное финансирование наиболее эффективных проектов развития
экспортных производств(
Среди других важных решений( касающихся стимулирования российских
производителей экспортных товаров( необходимо также отметить проект
постановления Правительства РФ “ О создании системы кредитования
производства экспортных товаров и страхования экспортных кредитов”(
Переход России к рыночной экономике сопровождается помимо глубоких
внутренних структурных преобразований, изменением торгово-экономических
отношений.
По информации Минторга внешнеторговый оборот РФ в 1998 году
сократился на 17% по сравнению с 1997 годом и составил , без учета
неорганизованной торговли, 116 млрд. долларов. В 1998 году экспорт
сократился до 72 млрд. долларов, импорт также на 17%, до 44 млрд. долларов.
Министр тогровли РФ Георгий Габуния на коллегии Мининстерства торговли
заявил что на страны дальнего зарубежья в 1998 году пришлось 81% экспорта и
72% импорта РФ. Обьем торговли со странами ближнего зарубежья сократился на
15% и не превышает 26 млрд. долларов. Экспорт в эти страны составил 14
млрд. долларов, импорт 12 млрд. В 1998 году более 40% общего обьема
экспорта из РФ приходится на ТЭК по данным Минестерства физический обьем
экспорта нефти в 1998 году вырос на 7%, природного газа на 2%.
На объемы , структуру, и динамику экспорта в значительной мере влияют
продолжающийся спад промышленного производства, ухудшение конъюнктуры
мирового рынка, отсутствие последовательной государственной экспортной
политики, динамика валютного курса рубля. При сокращении объемов внешней
торговли продолжается ухудшение ее структуры: растет доля топливно-сырьевой
продукции в экспорте при дальнейшем сокращении в нем доли изделий
машиностроения ( в торговле с западными странами она вообще приближается к
нулю ) , в импорте резко возросла доля сырья и потребительских товаров при
резком сокращении удельного веса оборудования и технологий. Именно
последнее является основным фактором образования существенного активного
сальдо во внешней торговле России за последнее время, стагнации
инвестиционнго процесса в стране.
Объем иностранных инвестиций в Россию за 9 месяцев 1998 года составил
18 млрд. 600 млн. долларов По данным ЦБР,это почти вдвое меньше
аналогичного показателя 1997 года. Прямые инвестиции в российскую экономику
составили всего 8% от этой суммы. Иностранные инвестиции в российские
компании за 9 месяцев 1998 года составили 11 млрд. 600 млн.долларов против
25 млрд. в 1997 году.
Положительное сальдо внешнеторгового баланса России, т.е. преьвышение
экспортса над импортом увеличелось за последние три месяца 1998 года более
чем вдвое по сравнению с уровнем третьего квартала. После кризиса в августе
1998 года российский рубль к концу года потерял 70% стоимости, что сделало
российский экспорт более дешевым, а импортные товары на внутреннем рынке
более дорогими. Только за последние три месяца 1998 года объем российского
импорта сократился на 4 млрд. долларов, с 13,5 до 9,5 млрд., при этом объем
российского экспорта увеличился на 1 млрд. долларов.
Низкие показатели импорта связаны преимущественно с сокращением
государственных расходов на централизованные закупки и ужесточением
таможенно-тарифной и налоговой системы. Сказались также ограничения внешних
заимствований, задолженность государства и предприятий иностранным
партнерам, постепенная отмена бюджетного дотирования импорта.
Применяемые ведущими промышленно развитыми странами меры по защите
внутренней экономики и интересов своих бизнесменов (в том числе
административные) по жесткости значительно превосходят российские.
Законодательство этих стран продолжает характеризовать Россию как
государство с нерыночной экономикой, что не соответствует результатам
общеэкономических преобразований в стране.
Это дает возможность западным странам под различными предлогами
создавать препятствия на пути российского экспорта, причем даже в отношении
сырьевых товаров, это затрагивает интересы производителей на их собственных
рынках. Что касается экспорта высокотехнологичной продукции и услуг, то на
Россию оказывается давление даже в случае ее попыток выйти на рынки
развивающихся стран.
Можно привести следующие примеры ущемления интересов
российских экспортеров:
а) применение антидемпинговых мер на основе дискриминационных
положений национального законодательства, позволяющих игнорировать
конкурентные преимущества России (против российских товаров действует свыше
20 таких мер: в США они распространяются на поставки урана, ферросилиция,
карбамида; в странах ЕС – хлоркалия, чугуна, изобутанола, карбида кремния и
др.);
б) затрудненный доступ на рынки для товаров и услуг высокой
технологии, где Россия имеет очевидные конкурентные преимущества
(космические запуски коммерческих грузов российскими носителями, ядерные
технологии);
в) ограничения доступа России к передовым технологиям на основе
национальных списков товаров «двойного назначения»;
г) использование стандартов и технических барьеров, процедур
испытаний и сертификации, которые усложняют, а в ряде случаев делают
невозможным экспорт российской продукции (гражданская авиатехника, пушнина
– в странах ЕС).
Со своей стороны, Правительство России со значительным опозданием
стало предпринимать целенаправленные действия для создания адекватного
мировым нормам механизма защиты интересов российских производителей как
внутри страны, так и за рубежом, предотвращения «утечки» из страны средств,
а также недопущения недобросовестной конкуренции, хотя попытки
предотвратить либерализацию с непредсказуемыми последствиями
предпринимались с самого начала реформ.
Главной целью развития ВЭС является равноправная интеграция России в
систему международных экономических отношений, с тем чтобы использовать в
интересах страны преимущества международного разделения труда. Нынешняя
модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее
потенциальным возможностям, ни долговременным экономическим интересам.
5. Присоединение к ГАТТ/ВТО и интересы России
Лишь с началом экономических преобразований в нашей стране стал
вопрос о необходимости ее постепенного сближения с ГАТТ.
В мае 1990 года бывший Советский Союз получил статус наблюдателя в
ГАТТ, и в 1992 году этут статус перешел к Российской Федерации. В июле 1993
года в ходе встречи Президента РФ Б.Н. Ельцина с тогдашним Генеральным
директором ГАТТ А. Дупнелем ему было передано официальное заявление
Правительства России о намерении присоединиться к ГАТТ в качестве
полноправного члена. В соответствии с существующей процедурой в марте 1994
года в ГАТТ был направлен Меморандум о внешнетогровом режиме РФ и в мае
1995 года ответы на вопросы стран-членов ВТО, заданные по Меморандуму. В
связи с образованием Всемирной торговой организации (ВТО) Россия приняла
решение о присоединеннии к ВТО , о чем в декабре 1994 мы официально
уведомили секретариат ГАТТ.
Присоединяясь к ВТО, мы исходим из того , что это выгодно как для
России, так и для стран, членов этой организации. Для полноправного участия
в деятельности ВТО России потребуется внести необходимые изменения в
национальное законодательство, регулирующее сферы, которые входят в
компетенцию ВТО. В ходе реформ уже разработано, в том числе с привлечение
международной экспертизы, и принята целая серия законодательных и
подзаконодательных актов, базирующихся на фундаментальных принципах
ГАТТ/ВТО. К моменту присоединения российское законодательство должно быть
гармонизировано соответующими положениями ВТО.
Переговорный процесс продолжается уже несколько лет. Причем если на
первоначальном этапе основное внимание уделялось рассмотрению экономической
политики и внешнеторгового режима России с точки зрения их соответствия
нормам и правилам ВТО, то сейчас начинаются переговоры по конкретным
условиям доступа иностранных товаров и услуг на российский рынок.
Россия, возможно, станет полноправным членом Всемирной торговой
организации, в которую сейчас входят 130 стран-членов и еще 30 ведут
переговоры о вступлении. Уже две страны: Латвия и Киргизия на территории
постсоветского пространства вступили в эту оргранизацию.
Однако наша страна присоединится к ВТО не любой ценой, а только на
выгодных для нее условиях.
Присоединение России к ВТО позволит создать предсказуемые условия для
деятельности как российских, так и иностранных экономических операторов, в
частности в области урегулирования торговых споров. Россия также
рассчитывает, что будут созданы более благоприятные, равноправные для всех
условия для доступа российских товаров и услуг на мировой рынок. Однако за
все это Россия будет вынуждена заплатить открытием своего внутреннего
рынка. В этих условиях чрезвычайно важно выработать комплекс мер,
направленных на защиту отечественного производителя. При этом должны быть
сохранены нормальные условия для развития конкуренции.
Следует отметить, что в настоящее время практически нет ни одной
сферы деятельности ВТО, по которой ведущие члены этой организации - США и
ЕС не выдвигали бы требований к российской стороне. Речь, в частности, идет
о снижении тарифных ставок ввозных таможенных пошлин, расширении доступа
иностранных поставщиков услуг на российский рынок, сокращении
субсидирования отдельных отраслей, в первую очередь сельского хозяйства.
Кроме того, основные торговые партнеры требуют от России упрощения норм и
процедур, связанных с техническими барьерами в торговле, санитарными
нормами. Об этом, в частности, заявил директор генеральной дирекции по
внешним экономическим связям Комиссии ЕС Э.Жуан Жан. Он обратил внимание на
то, что для вступления в ВТО Россия должна будет сформировать
либерализованный рынок за счет принятия на себя рыночных обязательств.
Однако Россия не может одномоментно либерализовать свой рынок и открыть его
сразу для всех зарубежных товаров и услуг в силу незащищенности ряда
секторов национальной промышленности перед лицом качественной импортной
продукции: По словам министра МВЭС РФ Г. Габуния, Россия будет отстаивать
право на постепенное открытие своего рынка в течение определенного периода,
который может продлиться 6-7 лет
Было заявлено о неправомерности связывать вопрос присоединения России
к ВТО с признанием ее статуса как страны с рыночной экономикой. Россию
следует считать страной с рыночной экономикой на основании того набора
показателей, которые приняты в мире. Поэтому при вступлении нашей страны в
ВТО этот вопрос не должен быть доминирующим.
Присоединение России к ВТО приведет к переменам в российской
экономике, в жизни каждой компании, в функционировании практически
каждого рынка товаров или услуг. Изменится не только правовая среда, но и
инструменты регулирования рынка и конкуренции - ставки пошлин, база
налогообложения, возможности государственной поддержки, сохранения или
приобретения монопольных или эксклюзивных прав, принципы лицензирования
предпринимательской деятельности, правила перевода капиталов и платежей.
Вместе с тем у российских предпринимателей появятся новые возможности
влияния на решения правительства РФ, торговых партнеров и их
административную практику, нарушающую интересы компании и обязательства
ВТО. Законодатели смогут действовать только в пределах норм ВТО.
6. Курская область. Перспективы развития экономики и внешнеэкономических
отношений.
Россия – обладатель 20% всех мировых разведанных запасов полезных
ископаемых. Весомая их доля – на курской территории. Уникальность ее в том,
что здесь – почти все полезные ископаемые которыми богата Россия. Плюс к
тому: развитая промышленность, плодородный чернозем, благоприятные для
жизнедеятельности природно-климатические условия. В сочетании с выгодным
геополитическим расположением все это создает необходимые предпосылки для
успешной реализации различных проектов.
Однако рыночная реальность – сурова. Чтобы вписаться в нее с расчетом
на процветание надобно ясно видеть не только привлекательное, но и еще и
давление сдерживающих обстоятельств. Курская область, как большинство
регионов России, на протяжении последних восьми десятков лет была
заложницей различных реформаторских замыслов. Наша область пострадала от
этого не больше других. За последнии полтора-два десятка лет госбюджет не
осуществил каких-либо весомых финансовых вливаний в Курскую область.
Справедливости ради нельзя сказать, что исключения составили отдельные
предприятия оборонного комплекса, кожевенный завод и завод «Химволокно».
Это для них в конце 80-х годов было закуплено современное дорогостоящее
импортное оборудование. В рамках такой стратегии достаточно индустриальная
область развивалась как аграрная. Материальной опорой экономики области
стали , в первую очередь, богатства курских недр.
Областная Администрация совместно с руководством банка «Российский
кредит» навела порядок на «Михайловском» ГОКе, расположенном в зоне
всемирной известной «Курской магнитной аномалии» (КМА). Запасы тут таковы,
что при годовом уровне добычи железной руды порядка 40 млн. тонн его можно
эксплуатировать в течение 300 лет. Учитывая, что кроме «Михайловского» ГОКа
на территории Курской области раведанно еще восемь месторождений железной
руды, этих запасов хватит для того чтобы обеспечить потребности
промышленности многих стран мира.
В июне-июле 1997 года были получены результаты, подтверждающие наличие
в Курской области значительных запасов рудного золота и платины. Учитывая ,
Курская область расположена в Центрально-Черноземном районе России,
разработка месторождений драгоценных металлов и металлов платиноидной
группы потребует значительно меньше инвестиций чем разработка рудного
золота в районах Крайнего Севера России.
Курские запасы железа и драгметаллов дополняют еще более 90
месторождений другого минерального сырья. Оно может быть использовано в
строительной инфустрии при производстве минеральных удобрений для сельского
хозяйства, а также в медицинских и лечебно-профилактических целях.
Создание в Курской области ряда предприятий строительной индустрии по
производству современных строительных материалов с использованием местной
сырьевой базы должно представлять большой интерес для многих западных
компаний, производящих такие материалы и поставляющих их на российский
рынок. С другой стороны, пременение в сельском хозяйстве нашей области
минеральных удобрений, произведенных с использованием местной сырьевой
базы, позволит значительно увеличить рентабельность производства
сельскохозяйственной продукции, а также продуктов ее переработки. Во всем
этом, как представляется очевидным, можно разглядеть не мало инвестиционно
привлекательных элементов.
Промышленный потенциал области достаточно разнообразен и высок. Он
представлен предприятиями таких отраслей, как текстильная и легкая
промышленность, станкостроение, приборостоение, машиностроение, химия и
нефтехимия, горнорудная промышленность, а так же предприятиями оборонного
комплекса. Продукция этих предприятий высокого качества, известна далеко за
пределами России. И пользуется спросом на различных рынках.
Однако, несмотря на высокое качество продукции Курской области и ее
конкурентноспособность на мировом рынке, обьем промышленного производства в
регионе за период с 1990-го по 1996-й год сократился на 43.6%.
Падение производства … конкурентноспобной продукции. Такого просто
быть не может на рынке,если он рынок и если его участники умеют на него
выходить и способны играть по рыночным правилам.Так вот этого умения и
способностей, очевидно нет у руководителей наших предприятий. Выручить
может установление партнерских взаимоотношений с иностранными инвесторами.
Инвестировав в это сотрудничество вместе со своим капиталом еще и знания, и
комерческий опыт они получат хороший шанс на прибыльный бизнес.
Сельское хозяйство региона в благоприятных условиях, однако обьем
производства сельскохозяйственной продукции с 1990 года по 1996 сократился
на 43.88%.
Этот спад предопределен тем, что в Курской области, равно как и в
других регионах России, отсутствует современная высокопроизводительная
сельхоз техника, а это подорвало возможность применения современных
агротехнологий выращивания различных культур.
Выход виден в сотрудничестве с иностранным партнером, с которым
намерены организовать произодство современных тракторов и различной
сельхозтехники, не утупающих по своим характеристиками мировым образцам.
Для этого в Курске есть все необходимые условия. Новый парк современных
тракторов и сельхозтехники , наряду с применением современных
агротехннологий, способен существненно поднять урожайность зерновых, и в
первую очеред, пшеницы. Наличие в регионе большого количества коммерчески
эффективных спиртовых и лекеро-водочных заводов способно подкрепить
инвестиции в этот проект.
Ключевые элементы развитой инфраструктуры Курской области – это два
крупных железнодорожных узла – в Курске и в Льгове, и две автомагистрали
Федерально значения.Она идет с Севера на Юг, соединая Москву с Курском, и
далее через территорию Украины выходит к Севастополю, вторая с Запада на
Восток, соединяет столицу Украины Киев с Воронежем, далее следуя на Восток
России. Курск ставит вопрос о строительстве «Южного тракта» - скоростной
платной автомагистрали первой категории, которая пройдет от Москвы до
границы с Украиной. Если страительство всей магистрали начать одновременно
на территории четырех областей – Тульской, Орловской, Курской и
Белгородской, то весь обьем работ может быть выполнени в течение трех –
пяти лет.
Привлекательная сторона проекта в том, что фирме или банку
предоставляющему кредит или инвестиционные средства, могут быть переданны в
аренду на согласованые сроки земельные участки по обе стороны дороги – для
строительства гостиниц, мотелей, кемпингов, минимаркетов, АЗС, станций
ремонта и техобслуживания автомобилей и т.п.
Еще один привлекательный прект – строительство на базе Курского
аэропорта – Аэропота международного класса при соотношении пассажирских и
грузовых перевозок в пределах, близких к соотношениям, 30% к 70%. После
небольшой реконструкции взлетно-посадочной полосы – и установки современной
навигационной системы аэропорт может принимать тяжелые транспортные
самолеты типа «Боинг-747»
Удобное географическое расположение Курской области и близость границы
с Украиной, наличие собственно таможенной и пограничной служб, двух крупных
железнодорожных узлов, двух автомагистралей Федерального значения, позволит
Международному аэропорту в Курске добиться быстрой доставки в Центральный и
Центрально-Черноземный районы России, на Урал, в Поволжье, на Украину, в
Республику Беларусь, Республики Закавказья и т.д. различных грузов.
В январе 1998 г. приняты Закон «О создании экономических условий для
привлечения инвестиций в Курскую область» и Закон «О налоговых льготах
российским , зарубежным , совместным организациям, предприятиям,
учреждениям, зарегистрированным и расположенным на территории Курской
области», которые предусматривают широкий спектр льгот по налогам в
областной бютжет, на прибыль по подоходному налогу, налогам на имущество
организаций, предприятий, учреждений, на приобретение автотранспортных
средств, налогам с владельцев автотранспортных средств.
Кроме того, закон определяет порядок использования финансовых средств,
высвобождаемых от налогооблажения и предоставления соответствующих отчетов.
О потенциале производственного комплекса Курской области достаточно
красноречиво говорят цифры – Курская область экспортирует свою продукцию в
52 страны мира. Она производит 1/6 электроэнергии, почти столько же сахара,
более четрверти железнорудных окатышей, пятую часть аккумуляторов, каждый
десятый подшибник.
Взяв инвестиционный страрт всего около 2-х лет назад , администрация
области провела активную работы с инофирмами по организации совместных
производств.
Комитет внешнеэкономической деятельности областной администрации
сотрудничестве с отраслевыми комитетами и курскими предприятиями
осуществляет планомерное привлечение инвестиционных и кредитных ресурсов
для реализации проектов на основе динамичного и сбалансированного развития
экономики области.
Пакет прорабатываемых проектов включает около сорока предложений.
Общая сумма привлекаемых инвестиционных и кредитных ресурсов составляет 800
-1000 млн. долл. США.
Основные усилия были направлены но переоснащение сельского хозяйства
современными тракторами фирмы ZANELLO (Аргентина), сельскохозяйственными
машинами фирмы KVERNELAND (Норвегия) и зерноуборочными, свеклоуборочными и
картофелеуборочными комбайнами фирм JOHN DEERE и CASE (США), GLAAS
(Германия), NEW HOLLAND (Бельгия).
Кроме того, с фирмой ZANELLO достигнута договоренность о создании на
базе АО 'Электроагрегат' совместного предприятия по производству гаммы
пропашных тракторов. С фирмой KVERNELAND достигнута договоренность о
создании аналогичного совместного предприятия по производству и сбыту
различной сельхозтехники.
Создание на базе ОАО «Плодоовощ» агрокомплекса с использованием новых
технологий по выращиванию и переработке картофеля предусмотрено контрактом
с фирмой AGRICO (Голландия). Общая стоимость проекта 30 млн. долл. США.
Намечены покупка двух молокозаводов, производительностью 100 т. молока
каждый, по производству широкой гаммы молокопродуктов (общая стоимость 25
млн. долл. США) и приобретение завода по производству сыра,
перерабатывающего 10 т. молока в сутки (общая стоимость 1 млн. долл. США) и
др.
Подготовлен контракт с фирмой FOODCO (Швеция) на строительство на
базе складских помещений в Ворошнево завода с высокой производительностью
по копчению мяса, птицы и рыбы (общая стоимость 10,5 млн. долл. США).
Высокие потребительские свойства продукции позволят транспортировать ее на
большие расстояния. Прорабатываются меры привлечения инвестиций для
приобретения линии по переработке гречки, закупки у французской фирмы
COMALOU технологического оборудования для производства карамели и сахара.
Подписан контракт с фирмой "Гасконе - Меллот" (Голландия) и
начинается реконструкция двух животноводческих ферм (общая стоимость
проекта 1,5 млн. долл. США). Ведутся переговоры с фирмой BLESS (Голландия)
об организации искусственного осеменения коров.
Завершаются переговоры с фирмой BMA (Германия) о строительстве на
условиях "под ключ" завода по производству сухих дрожжей, которые позволят
существенно сократить сроки производства хлебопродуктов.
Осуществление этого комплекса проектов откроет возможность резко
сократить сроки проведения полевых робот, повысить урожайность и снизить
себестоимость сельскохозяйственной продукции и, в конечном счете, сделать
сельскохозяйственное производство рентабельным.
Завершаются переговоры с фирмой SIEMENS и администрациями аэропортов
Франкфурта и Брюсселя о строительстве на базе аэропорта г. Курска
международного пассажирского и грузового аэропорта (общей стоимостью около
50 млн. долл. США).
Инвестиционной программой области предусматривается развертывание
жилищного строительства. К строительству 141 тыс. кв. м жилья привлекаются
фирмы CINTEREX (Португалия) и консорциум ВМА.
Поселок из 300 - 500 коттеджей будет сооружать фирма CONSTRUCT QUEBEC
(Канада).
Финансирование строительства жилых зданий и коттеджей предусмотрено
осуществить за счет выпуска облигаций жилищного займа, а также привлечения
долгосрочных кредитов банка САRE (Бельгия). Коммерческий банк "СБС -АГРО"
выразил заинтересованность в размещении облигаций жилищного займа. Общая
стоимость проекта оценивается в 150-170 млн. долл. США. Реализация проекта
позволит не только приблизиться к решению жилищной проблемы г. Курска, но и
значительно изменить его облик.
Для строительства колхозного рынка и вокзала привлекаются фирмы
Испании и Турции .
Завершаются переговоры с фирмой SIMPELKAMP (Германия) о строительстве
'под ключ' завода по производству гипсоволоконных плит, применение
которых позволит значительно удешевить стоимость жилищного строительства.
Спрос на эту продукцию на внутреннем и внешнем рынках очень высок и
продолжает увеличиваться. Общая стоимость проекта около 30 млн. долл. США.
В стадии завершения переговоры с фирмой РСЕ (Германия) о
строительстве "под ключ" завода по производству сухих смесей, применение
которых позволит существенно сократить сроки строительных работ при высоком
их качестве. Общая стоимость - около 7 млн. долл. США.
Завершены переговоры с фирмой AGEMAC (Испания), и с банками Германии
и Швейцарии заканчивается разработка условий финансирования проекта
строительства на базе свободных производственных площадей. Общая стоимость
проекта составляет 75 млн. долл. США.
АО “Композит”, производящее гибкие рукава для земснарядов, включается
в изготовление их голландской модификации, а также в производство
картофелеуборочных комбайнов, изготавливаемых в Норвегии и Голландии.
Каждый из перечисленных проектов предусматривает выделение кредитных
и инвестиционных средств банками стран-поставщиков оборудования и
технологий при наличии гарантий Администрации области, подтвержденных
первоклассными коммерческими банками Российской Федерации.
Гарантии областной Администрации - дополнительная мера, вызванная
тем, что все проекты, кроме строительства фирмой ZEISS (Германия)
Медицинского центра, должны быть на первом этапе самоокупаемыми. И это
должно быть подтверждено соответствующими бизнес-планами, подготовленными в
соответствии с требованиями Европейского банка реконструкции и развития
(ЕБРР). Отсутствие необходимого количества квалифицированных специалистов в
хозяйствах и на предприятиях области для подготовки таких бизнес-планов
задерживает реализацию многих проектов. Разработка бизнес-планов
специализированными консультативными фирмами как в России, так и за рубежом
требует значительных затрат. Предприятия и хозяйства, областная
Администрация соответствующими средствами не располагают, что также
сдерживает реализацию проектов.
Все проекты, в том числе связанные с перевооружением
сельскохозяйственного производства за счет оснащения современными
тракторами, комбайнами и сельхозтехникой, создаваемых МТС, на первом этапе
могут стать самоокупаемыми при постановке надлежащего контроля со стороны
областной Думы и Администрации области, принятия соответствующих законов,
постановлений и распоряжений.
Заключение
Важность разгосударствления всех отношений при переходе от плановой системы
к рыночной порождает ошибочное представление о, якобы, необходимости
устранения государства из сферы экономических преобразований. Происшедшее в
реальности, в частности в российской переходной экономике, умаление роли
государства в надежде на всесильнутворческую роль рынка привело к
дополнительным издержкам и трудностям в трансформационном процессе.
На деле, роль государства при некотором изменении его функций в переходной
экономике возрастает. Если в прежней системе всесильное тоталитарное
государство во внешнеэкономической сфере прежде всего осуществляет функцию
сохранения сложившейся и разьедаемой усиливающимся кризисом плановой
экономики, то в переходном процессе оно призвано активно способствовать
формированию новой будущей системы.
Список использованных источников
1. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. Учеб.
пособие –М.: Финансы и статистика, 1996.
2. Глобальные процессы и перспективы взаимодействия России и третьего мира.-
М.: ИМЭМО РАН, 1994.
3. Грабошников В. Направления нвестиционныхпотоков.Проекты, решения,
проблемы. // Инвестиции в Россию, 1998 , № 3.
4. Давыдов О. Присоединение России к ГАТТ/ВТО – новый этап в освоении
мировых рынков.//Внешняя торговля, 1996, №1-2.
5. Документы. Регулирование внешнеторговой деятельности. Федеральный закон
«О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». // Внешняя
торговля, 1996, №1-3.
6. Камаев В.Д. и колл. авт. Экономическая теория : Учебник. – М.:
Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 640 с.
7. Комаров В. Мировой инвестиционный прогресс. Региональные
тенденции.//Инвестиции в Россию,1998,№1.
8. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику.-М.: ТПК «Квадрат», 1991.
9. Макконелл К., Брю С. Экономикс: Принципы , проблемы и политика. В 2-х т.-
М.: Республика, 1992.
10. Основы внешнеэкономических знаний: Учеб. / Под ред. И.П. Фламинского. –
М.: Международные отношения, 1992.
11. Основы экономической теории. Учеб. пособие / Под ред. Камаева В.Д. –М.:
Изд-во МГТУ им. Баумана, 1996.
12. Присоединие к ВТО и интересы России.// Внешняя торговля, 1998, № 1-3.
13. Руцкой А.В. Курская инвстиционная реальность. // Инвестиции в Россию,
1998 , № 3.
14. Справочник. Внешнеэкономический бизнес в России : справ. / Под ред.
И.П. Фламинского. – М.: Республика, 1997.
15. Холопов А. Внешнеторговая политика: тарифные методы регулирования
международной торговли.// Мировая экономика и международные отношения,
1997, №11.
16. Холопов А. Внешнеторговая политика: нетарифные методы регулирования
международной торговли.// Мировая экономика и международные отношения,
1997, №12.
17. Экономика. Учебник / Под ред. А.С. Булатова.-М.: Изд-во БЕК, 1994.
Страницы: 1, 2
|