Свободные экономические зоны: оффшорные центры
наркобизнесом). При этом внутренний рынок ссудных капиталов зоны
изолируется от счетов резидентов. Дело в том, что классический вариант
оффшора предполагает хозяйственную и финансовую деятельность в оффшорной
зоне только нерезидентов.
По налоговым льготам, в свою очередь, возможны варианты. В оффшорных
зонах Ирландии, Либерии налоги не взимаются. В Швейцарии взимаются, но явно
низкие. В оффшорных зонах Лихтенштейна, Антильских островов и Панамы в
момент регистрации фирм в качестве налога выплачивается единая сумма
(паушальный налог). В таких зонах обычно также взимаются ежегодные
регистрационные взносы компаний, сборы за предоставление банковских и
страховых лицензий, лицензий на трастовую деятельность. Можно также
добавить, что если в Ирландии, Швейцарии от оффшорных компаний требуется
лишь минимальный бухгалтерский учет, то на Антильских островах, в Либерии,
Панаме, Лихтенштейне отсутствует даже такое требование. В Западном Самоа
форма и порядок бухгалтерского учета не регламентированы и выбираются
владельцем компании.
Идея оффшорного бизнеса родилась ещё в конце XIX в. и опиралась на
судебные прецеденты британского суда по вопросам налогообложения
иностранных резидентов. Первоначально этот вид бизнеса был связан с
использованием "гавани удобного флота", а затем распространился на сферу
финансов и предоставление различного рода услуг.
Первым историческим прецедентом "налогового убежища" в Европе был г.
Кампионе на границе между Швейцарией и Италией, спонтанно ставший таковым
после отказа обеих стран от налоговой юрисдикции над этим населённым
пунктом.
Однако основы современной практики оффшорного бизнеса были разработаны
и осуществлены британскими юристами, банкирами, страховщиками и
судовладельцами. Поэтому первоначально "налоговые гавани" создавались в
Великобритании и в бывших её колониальных владениях.
Любопытный взгляд на становление и развитие института международного
налогового планирования.
На протяжении всей истории предпринимательства корпорации стремились к
тому, чтобы ограничить ответственность своих инвесторов. В XIX веке
правительство Великобритании и ряд правительств других стран ввели
законодательное положение об ограниченной ответственности, позволившее
создавать компании, в которых максимально возможные потери владельцев
ограничивались бы размерами их акционерного капитала. Это было необходимо
для поощрения делового инвестирования, поскольку, согласно существовавшей
тогда практике, в случае банкротства кредиторы могли претендовать на
имущество владельца компании и полностью разорить его и его семью.
Разделение компаний с ограниченной ответственностью и их владельцев
действительно привело к бурному оживлению деловой активности в странах,
принявших подобные законодательства. Кроме того, налоги на физических лиц и
компании устанавливались, как правило, разные, что выявило возможность для
так называемого налогового планирования, на практике означающего поиски
законных путей снижения налогообложения.
В свое время лорд Клайд заметил, что “ни один человек не имеет ни
малейших моральных, ни каких-либо других обязательств относительно ведения
своих дел таким образом, чтобы сборщики налогов выгребли как можно больше
из его карманов”. Точно так же современные директора сознают, что их
обязанность перед держателями акций заключается в том, чтобы законно
уменьшить налоговую ношу вверенной им компании.
Сентябрь 1945 года, ознаменовавшись концом Второй мировой войны, стал
началом новой эры в мировой экономике - воспрянувшие промышленные капиталы
принялись за реализацию своих потенциалов на поприще товаров, необходимых
мировому сообществу в мирное время.
Естественно, что наибольшую активность в этом проявили промышленные
суперкорпорации, освоившие небывалые доселе производственные мощности за 4
года войны. Эти же самые корпорации, сильно “наследившие” во время войны
неподотчетными финансовыми махинациями в области финансирования
разведывательных, карательных и прочих операций, были вынуждены скрывать
как свои сегодняшние, так и прошлые доходы.
Те капиталы, которые, так или иначе, выступали на стороне Гитлера,
(заводы Круппа, как наиболее яркий пример) также не исчезли, а, наоборот,
приумножались и были вынуждены, так или иначе, официализироваться.
С другой стороны, правительства даже тех стран, которые не понесли
больших (по сравнению с Россией и Германией) жертв в войне, были вынуждены
по объективным причинам всерьез пересматривать налоговое законодательство,
возложив немалую долю своих расходов на налогоплательщиков. Естественно,
что такие промышленные гиганты, как British Steel, BASF, ITT и им подобные
не были готовы отдавать ощутимую долю своей прибыли фактически в никуда.
Тут-то и пришли в движение силы, которые в течении предыдущих десятилетий
вряд ли играли значительную роль в мировой экономике.
Ища выход из сложившейся ситуации - необходимостью обложить массы
населения разных стран ощутимым налогом, с одной стороны, и нежеланием
кормить эти же самые массы налогами со сверхприбылей банковских и
промышленных корпораций - лидеры международных промышленных гигантов,
крупнейших компаний и банков (а среди них были такие фигуры, как Морган,
Ротшильд, Рокфеллер) создали идею налоговых убежищ. Чтобы не привлекать
внимание к высокоразвитым экономическим странам, прежде всего обратили свой
взор на множество бывших Британских колоний, получивших самостоятельность,
но не имеющих никаких ресурсов - ни природных, ни интеллектуальных. Путем
негласных договоренностей законодательство этих стран было приведено к
максимальной либеризации налогового бремени и валютного контроля, были
инвестированы немалые капиталы в средства телекоммуникаций и т.п. Таким
образом, крупные финансовые и промышленные корпорации получили возможность
проведения финансовых операций без уплаты налогов. С другой стороны
создание беспошлинных и безналоговых зон активизировало приток иностранного
капитала, т.к. Подобные территории становились весьма привлекательны для
международных вкладчиков. В свое время британский Foreign Office специально
рекомендовал островам Тюркс и Кайкос превратиться в такого рода налоговый
рай, чтобы привлечь иностранный капитал и обеспечить себе быстрый
экономический рост.
На руку подобным оффшорным зонам сыграло бурное развитие действий
холодной волны, приведшее к созданию огромного количества военных баз НАТО.
Так как для создания военных баз требовались как раз территории Карибского
и Тихоокеанского бассейнов была автоматически решена задача охраны
оффшорных зон, в которых скапливалось со временем огромное количество
коммерчески значимой информации.
Использование иностранных компаний особенно актуально для
предпринимателей, работающих в странах бывшего Восточного блока. Высокая
степень инвестиционного риска, обусловленная существующей в этих странах
экономической, политической, социальной и правовой нестабильностью,
ограничивает приток иностранных инвестиций, необходимых для модернизации
промышленности, торговли и финансовой сферы. Дефицит государственного
бюджета в значительной степени покрывается за счет внешних займов. Сегодня
на международном рынке правила игры диктуют кредиторы, а страны–рецепиенты
иностранных инвестиций участвуют в соревновании на право получения этих
займов путем предоставления дополнительных гарантий. РФ как страна-
получатель иностранных займов не является исключением. Однако, можно лишь с
натяжкой утверждать, что Россия пытается привлечь иностранный капитал всеми
доступными средствами,– хотя нельзя не согласиться, что иностранные
компании, извлекающие прибыль на ее территории, действуют в более
благоприятном инвестиционном, налоговом и валютном режиме по сравнению с
национальными компаниями.¶
К наиболее "старым" оффшорным зонам относятся острова Мэн, Гернси,
Джерси, Гибралтар, а также Ирландия и Панама. Именно эти страны и
территории в течение достаточно длительного времени не только обслуживали
интересы европейского бизнеса, но и замыкали на себя значительную часть
всех оффшорных операций.
В послевоенный период количество оффшорных центров в мире исчислялось
единицами. Однако в начале 70-х годов начался своеобразный бум в создании
оффшорных центров, По состоянию на середину прошлого десятилетия во всём
мире существовало около 65 оффшорных центров, которые были довольно
неравномерно распределены по континентам и странам. В частности, в Южной
Америке было зарегистрировано 19 центров, в Европе—17, в Азии — 12, в
Океании — 7, в Северной Америке — 5, в Африке —4, в Австралии — 1 центр.
Около 70% всех оффшорных центров создано в развивающихся странах и
территориях, остальные — в промышленно развитых государствах.
За редким исключением оффшорные центры располагаются на территориях,
островах и архипелагах с выгодным географическим положением, развитыми
транспортными и телекоммуникационными сетями, вблизи крупных международных
финансовых и торговых центров.
Масштабы оффшорного бизнеса в последние годы растут весьма
стремительными темпами. По существующим оценкам, в середине 90-х годов до
половины всего объёма мировых валютных операций проходило через оффшорные
центры. Весьма наглядно о роли оффшорного бизнеса в мировой валютно-
финансовой системе и в движении капитала свидетельствуют дынные
специального исследования, проведенного экспертами Международного валютного
фонда (МВФ).
В подготовленном МВФ докладе анализировались масштабы и динамика
зарубежных банковских депозитов в семи наиболее крупных оффшорных центрах
(Багамские острова, Гонконг, Бахрейн, Панама, Сингапур, Каймановы острова,
Нидерландские Антильские, острова).
В результате исследования оказалось, что накопленные зарубежные
банковские депозиты по своим размерам значительно превышают основные
макроэкономические показатели стран пребывания и существенно превышают
обычные потребности банковского обслуживания национальной экономики.
Совокупные зарубежные банковские депозиты всех семи оффшорных центров
составили в 1975 г. 21,7% таких депозитов всех развитых стран мира, в 1980
г. — 27.6, в 1985 г. — 28,1, в 1990 г. — 27,1, в 1995г. — 28,3%.
О масштабах оффшорного бизнеса свидетельствуют и данные о количестве
оффшорных компании, зарегистрированных в этих центрах. Так, в Панаме в
начале 90-х годов было зарегистрировано около 120 тыс. оффшорных компаний,
на острове Мэн — 40 тыс., в Гибралтаре — 25 тыс., в Ирландии — 22 тыс., на
Багамах — 21 тыс., на островах Гернси и Джерси — по 20 тыс., на Каймановых
островах — 18 тыс., на Кипре — 13 тыс.
По оценкам экспертов МВФ, в отдельных странах доходы от оффшорного
бизнеса достигают от 30 до 40% валового внутреннего продукта.
Интересен опыт Венгрии. В этой стране был реализован режим
классического оффшора. Оффшорные компании получают скидку на налог на
прибыль в размере 85%, что позволяет сократить реальную ставку налога до
5,4%. Оффшорной компании предоставляется право вести операции с иностранной
валютой; получать иностранные займы и кредиты без специального разрешения
властей, регулирующих операции с иностранной валютой; иметь счета в
иностранных банках при условии, что определенная доля счетов приходится на
Венгерский банк. Посредническая деятельность таких компаний в Венгрии
ограничена внешней торговлей с Россией, а также посредничеством между
российскими компаниями. Принцип такого ограничения простой - ориентировать
оффшорные льготы на основные, преобладающие во внешней торговле товарные
потоки и широкий круг хорошо известных деловых партнеров.
Аналогичная идея вполне может быть использована и при создании
оффшорных зон в регионах России. Так, для оффшорных компаний льготы могут
быть целенаправленно ориентированы на основных торговых партнеров того или
иного региона (для Республики Татарстан это, например, Германия, США,
Венгрия, Швейцария, Австрия, Китай, Турция, Великобритания, Нидерланды,
Финляндия); данная рекомендация, разумеется, небесспорна и нуждается в
дополнительной проработке.
Кипр
В настоящее время среди европейских государств оффшорные операции
наиболее динамично развиваются и вносят значительный вклад в развитие
национальной экономики на Кипре. Этот вид экономической деятельности возник
здесь после 1974г., когда стране угрожала экономическая разруха и для
выхода из кризиса киприоты стали искать возможности достижения
экономического успеха за пределами острова, пытаясь внедриться на внешний
рынок.
В настоящее время доля оффшорного бизнеса в ВЦП страны составляет
примерно 5-6%. За короткое время Кипр приобрёл статус признанною центра
деловой активности в восточном Средиземноморье и вошёл в первую десятку
стран, специализирующихся на оффшорном бизнесе.
Для представителей иностранных деловых кругов привлекательными являются
выгодное географическое положение Кипра, современная система связи,
отлаженное банковское дело, отсутствие ограничений на вывоз капитала,
льготное налогообложение. Кроме того, один из главных стимулов —
незначительный налог на прибыль (4,25%). Никакими другими видами налогов
кипрские оффшорные компании не облагаются.
Также освобождена от налога прибыль от продажи акций оффшорных компаний
и прибыль от реализации ими недвижимости за пределами Кипра, исключая
случаи, когда фирма не специализируется на торговле недвижимостью.
Согласно данным Центрального банка Кипра, в стране ежегодно
регистрируется более тысячи оффшорных компаний, а всего в республике в
настоящее время действует около 13тыс. таких компаний. Общий доход от них,
поступивший в государственный бюджет Кипра, составил примерно 200 млн.
долл. Местные власти добиваются того, чтобы оффшорные компании проявляли
активность; в случае, если аудиторская ревизия даёт отрицательный отчёт о
фирме как о бездействующей, ей грозит закрытие. Одновременно правительство
внимательно следит за тем, чтобы деятельность иностранных фирм не
затрагивала интересы местного капитала.
Сферы деятельности оффшорных компаний весьма разнообразны. Наибольшее
их число специализируется на торговле и маркетинге, обслуживании судов,
инжиниринге и консалтинге, издательском и банковском деле, менеджменте и
страховании.
В последние годы заметно возросло количество компаний, занимающихся
судоходством и обслуживанием судов. Система налогообложения в области
судоходства на Кипре для бизнесменов выгоднее, чем в Панаме и Либерии,
особенно для новых судов: правительство предлагает скидку при регистрации
судов возрастом до 10 лет. В 1996 г. под кипрским флагом плавало более 2
тыс. судов, и тенденция к росту их числа продолжается. В настоящее время
Кипр занимает 7-е место в мире по суммарному тоннажу флота, а ежегодная
прибыль от индустрии судоходства составляет около 50 млн. долл. Современные
морские порты в Лимасоле и Ларнаке позволяют ежегодно обслуживать около 5
тыс. судов с 25 морских линий, проходящих через Кипр.
Развитию оффшорного бизнеса способствует современная банковская
система. В стране функционируют 7 коммерческих банков с 300 отделениями и
20 оффшорных банков, входящих в международную межбанковскую систему SWIFT.
В последние годы прибыль в банковском секторе увеличивалась ежегодно
примерно на 20%, что объясняется притоком капиталов извне, в том числе из
арабских государств Персидского залива.
Крупнейшие держатели капиталов в Кувейте, ОАЭ, других странах Ближнего
и Среднего Востока, стремясь обезопасить себя, направляли свои вклады в
стабильно работающие банки Кипра, способствуя его постепенному превращению
в "ближневосточную банковскую Швейцарию". Общие активы кипрских банков
достигают примерно 10 млрд. долл.
По сообщениям Центрального банка Кипра, в последние годы число
оффшорных компаний растет в значительной степени благодаря оживлению
деловой активности в восточноевропейских государствах и странах бывшего
СССР. Так, в 1990 г. на острове было зарегистрировано всего 10 фирм из
республик
БАГАМСКИЕ ОСТРОВА
Содружество Багамских островов (так официально называют Багамы) состоит
примерно из 700 островов и 2500 коралловых рифов и островков, разбросанных
в Атлантическом океане. Только около 25 островов архипелага населены, при
этом три четверти населения проживают на двух островах - Нью-Провиденс (где
расположена столица Багамских островов - Нассау) и Большая Багама
(Фрипорт).
Летопись Багамских островов ведется с 12 октября 1492 г. со дня высадки
Кристофора Колумба в Сан-Сальвадоре (Остров Ватлинг), занявшего его для
Испании. До 1973 г. Багамские острова были колонией Великобритании, но 10
июля 1973 г. окончилось трехсотлетие колониального правление, и Багамские
острова стали 33-им независимым членом Содружества. Чернокожий премьер-
министр Линден О.Кинглинг, возглавлявший кампанию за независимость, был
избран Законодательным собранием (Ассамблеей) при поддержке чернокожего
большинства, составляющего 85 % из 250 000 человек, проживающих на
Багамских островах. Члены Ассамблеи избираются по всеобщему избирательному
праву, и они назначают Премьер Министра.
Переход от колонии к независимой нации был мирным, и новое
правительство дало понять, что оно не намерено разрушать статус Багамских
островов как налоговой гавани с её хрупкими финансовыми инфраструктурами.
Сегодня Содружество Багамских островов представляет собой
конституционную монархию, и официальным главой государства является
Королева Великобритании Елизавета II. По конституции 1973 г. Британский
Монарх назначает Генерал-губернатора, который официально назначает
остальных из 17 членов Сената. На самом деле, чернокожее большинство,
управляющее Ассамблеей, сейчас руководит белокожим меньшинством в вопросах
политических дел Багамских островов.
В отношении политической стабильности следует расценить Багамские
острова как одну из наиболее стабильных налоговых гаваней в мире. Благодаря
прочным связям с Великобританией защита от иностранных агрессоров
практически гарантирована Британским Королевским Флотом. В качестве
отрицательной черты следует отметить проблему безработицы в рядах 20 000
чернокожих жителей. Вспышки гражданского недовольства происходили в других
налоговых гаванях. В 1973 г. на Бермудских островах чернокожие
революционеры организовали бунты и волнения, которые вылились в убийство
губернатора Сэра Ричарда Шарпса, его помощника и шефа полиции. Двое
чернокожих были осуждены за убийство и повешены, но это привело к
дальнейшим бунтам в декабре 1977 г., принесшим около 5 млн. убытков. Хотя
правительство Бермудских островов смешанное, именно белое меньшинство
(составляющее до 40 % населения) в действительности доминирует как
политически так и экономически).
Багамские острова - одна из наиболее процветающих стран Карибского
бассейна. Уровень инфляции и внешний долг очень низкие, правительственный
бюджет сбалансирован, и доход на душу населения - один из самых высоких в
регионе (9000 долларов США).
С точки зрения бизнесмена Багамские острова - это гавань с нулевыми
налогами. Здесь нет как прямого, так и косвенного налогообложения, нет ни
корпоративного, ни личного подоходного налога, нет налога на имущество,
дарение, наследование, продажу, прирост капитала и пр.
Современные багамцы наслаждаются большей свободой и демократией, чем
можно было найти в древних греческих и римских демократиях.
Нерезидентам для ведения бизнеса в валюте, отличной от багамского
доллара, необходимо разрешение Центрального Банка, но его легко получить в
Департаменте Валютного контроля.
Багамский закон о банковской секретности представляет точную копию
правил, регулирующий деятельность банковских и трастовых компаний
Каймановых островов, изданных в 1966 г. Когда правительству Каймановых
островов потребовался закон о банковской секретности для укрепления своего
статуса налоговой гавани, оно просто скопировало аналогичный закон
Багамских островов и приняло его как собственный.
На Багамских островах ведется самый интенсивный в мире безналоговый
бизнес. Здесь нет ни личного, ни корпоративного подоходного налога, ни
имущественного налога, ни налога на дарение, на исследование, на
предпринимателя, ни налога с оборота, ни пошлин на завещание. Эти
освобождения от налогов распространяются как на частных лиц, так и на
корпорации, товарищества, трастовые компании и т.д. (в том числе
нерезидентные багамские корпорации). Основным источником налога
правительства являются пошлины за регистрацию компании и таможенные
пошлины.
Так как багамская компания при определенных условиях предлагает
налоговые преимущества неофициальным владельцам, проживающим за пределами
Багамских островов, очень важно тщательно учитывать законы их собственной
страны до того, как предпринято какое-либо действие. Налоговые преимущества
могут быть окончательно потеряны для владельца, если не было произведено
адекватное планирование. Такой учет и планирование необходимы для
окончательного размещения накопленных средств.
Нассау - туристическая Мекка в тропическом раю в окружении красивейших
побережий. Тот факт, что Багамские острова считались третьим в мире
финансовым центром после Нью-Йорка и Лондона, и что стоимость регистрации
компании здесь составляет 865 $, и что компания может торговать акциями и
облигациями на американских и мировых фондовых биржах свободно от налогов
на прирост капитала, пожалуй, достаточен, чтобы разжечь аппетиты.
Невозможно не принять в расчет и красоту этих тропических островов,
окруженных мелководными морями, по-испански именуемыми Баха Мар. Астронавты
на вопрос, какое место Земли кажется самым красивым, ответили, что это,
безусловно, изумрудные, топазные, синие и меловато-розовые воды Баха Мар
вокруг Багамских островов. И это неудивительно. Вид с высоты птичьего
полета открывается восхитительный, захватывающий дух и незабываемый.
Правительство Багамских островов находится в Нассау (Нью-Провиденс), но
это не единственное место для ведения оффшорного бизнеса. Остров Большая
Багама это великолепный тропический оазис в 100 км от побережья Флориды.
Большая Багама обладает достоинствами, которые не может предложить ни один
другой остров Карибского бассейна, плановым развитием и налоговыми льготами
в районе Фрипорта и Лукайа.
На Большой Багаме проживает 40 000 человек, 15% из которых -
экспатриоты. Фрипорт потенциальным инвесторам уникальные преимущества, в
том числе:
1) превосходные банки с очень строгими законами охраны информации и
возможность вести бизнес с теплого тропического Карибского острова;
2) близость к США (25 минут от Майами);
3) хорошо организованный транспорт с иммиграционными и таможенными службами
США;
4) экономическая и политическая стабильность;
5) превосходные средства связи.
Туризм и банковское дело составляют костяк экономики Багамских
островов, насчитывая две трети общего прироста национального дохода и
представляя собой основной источник твердой валюты. Только туризм дает 50%
прироста национального дохода и занимает половину рабочей силы Багамских
островов.
Багамская экономика тесно связана с экономикой США, и багамский доллар
свободно обменивается на доллар США. Ежегодно в местную экономику вливается
до 1,15 млрд. долларов, получаемых от туристского бизнеса.
Основные туристические центры - это Нью-Провиденс и Большая Багама с
целой сетью отелей-люкс и казино. В связи с этим на этих двух островах
проживает около 75% из 250 000 человек, населяющих Багамские острова (200
000 на Нью-Провиденс и 50 000 на Большой Багаме).
Вторым по важности сектором экономики являются финансовые услуги.
Статус Багамских островов как налоговой гавани и законы о тайне банковских
вкладов привели к их развитию как международного банковского центра. Из 391
банка и трастовой компании, получивших лицензии на Багамских островах,
около 75% действительно содержат в стране офис и персонал. Большинство этих
банков управляют средствами зажиточных частных лиц наравне с оффшорными
компаниями и трастами.
Банковское дело обычно насчитывает около 8% прироста национального
дохода, и обслуживающий персонал составляет не более 3000 человек, 95% из
которых жители Багамских островов. Общая сумма заработных плат и жалований,
выплачиваемых банковским сектором, составляет около 60 млн. долларов в год.
Большинство банков и трастовых компаний является нерезидентными или
оффшорными компаниями, которые не зарабатывают багамских долларов и
покрывают свои административные, накладные и коммунальные расходы и расходы
на содержание офиса за счет ввоза зарубежной валюты. Общие расходы банков
по данным статьям составляют около 120 млн. долларов в год.
В 17 веке моря и земли вокруг Багамских островов нахолодились под
контролем пиратов. Банковское дело тогда, по сути, заключалось в копании ям
и составлении карт сокровищ, где место клада указывалось крестиком.
Благодаря своей пестрой истории Багамские острова стали первым
международным банковским центром, учрередившим оффшор задолго до Каймановых
островов, и до сих пор они считаются законодателями стандартов для
остальных оффшорных центров.
Банковское дело на Багамских островах сегодня стало наиболее сложным.
Сейчас там зарегистрировано 391 банковская единица. 107 из них не действуют
или ограничились операциями с лицами, указанными в лицензии. Оставшиеся 284
банка являются финансовыми организациями, работающими с населением, причем
некоторые из них получили привилегию работать с любой валютой в
соответствии с правилами валютного обмена.
Пошлины, уплачиваемые банками и трастовыми компаниями, колеблются от
1000 до 160 000 долларов в год в зависимости от типа лицензии.
Из 284 финансовых организаций, имеющих лицензию, только 9 имеют право
работать с золотом и иностранной валютой. 7 из них являются клиринговыми
банками. Еще 10 трастовых компаний являются уполномоченными банковскими
агентами и работают как попечители и дилеры ценных бумаг в иностранной
валюте.
Эти 19 уполномоченных дилеров и агентов включают 3 филиала и 3
отделения крупнейших канадских банков, 2 отделения и 3 филиала, крупнейших
американских банков, 2 отделения и 2 филиала четырех крупнейших банков
Великобритании, одно люксембургское отделение, филиал Швейцарского банка и
филиал Каймановых островов. Девятнадцатая организация является компанией,
основанной на Багамских островах.
Секретность взаимоотношений и сделок между финансовыми организациями
была другим существенным фактором, привлекающим бизнес в Нассау. Законы
Багамских островов, наложенные на мудрость английских законов, усилили
нерушимость секретности и конфиденциальности в налоговой гавани.
Багамские законы о секретности обязательны для всех банковских и
трастовых компаний, их директоров, должностных лиц, служащих, поверенных и
аудиторов. Третья сторона может получить информацию о каком-либо счете в
криминальных ситуациях только при наличии постановления Верховного Суда.
Уклонение от налогов в собственной стране не считается на Багамских
островах незаконным. Любой оффшорный счет защищен этим законом строгой
банковской секретностью.
Багамские острова не вступили ни в какие соглашения с другими странами
о раскрытии банковской и финансовой информации. Таким образом, если вы
открыли счет на Багамских островах, только вы будете иметь привилегию
доступа к нему.
Вероятно, есть люди, считающие, что по этим законам о секретности можно
использовать багамские банки для сокрытия незаконных денег (такие, как
доходы от наркобизнеса). Но если вы попробуете пойти по этому пути, то
обнаружите, что законы о секретности к вам не будут применяться, и вся
информация о вашем счете будет передана соответствующим властям по
требованию Багамского Верховного Суда на основании соглашения о
взаимопомощи в отношении наркотиков США.
Банковское сообщество считает, что законы о секретности банковских
вкладов должны быть усилены, чтобы представить инвесторам большую
конфиденциальность. Но иностранным инвесторам из юрисдикций с высокими
налогами не стоит беспокоиться. Службы учета доходов других стран не могут
получить информацию о багамских банковских счетах.
Но хочется предостеречь граждан юрисдикций с высокими налогами.
Уменьшение собственного дохода путем сокрытия доходов, получаемых по
депозитным вкладам на оффшорные банковские счета является тяжким уголовным
преступлением в США, Канаде, Великобритании и большинстве других стран.
Соответствующее налоговое планирование и использование холдинговых и
трастовых компаний зачастую может помочь иностранному инвестору избежать
нарушения налогового законодательства его собственной страны.
Оффшорная банковская индустрия, сектор N2 багамской индустрии,
представляет частным инвесторам возможность осуществлять вклады на
европейский манер в 80 км от побережья США. И если вы приехали на Багамские
острова даже только на отдых, посмотрите, как много могут предложить вам
оффшорные банки.
Среди причин наличия десятков частных банков можно назвать английский
трастовый закон, отсутствие подоходного налога и налога на прирост
капитала, применяемые правила работы, профессиональные услуги, системы
моментального перевода денег, факсимильную связь, связь по S.W.I.F.T. и
другие средства связи.
Частные банки в основном, специализируются на дискреционном управлении
крупных сумм избранных частных клиентов и обеспечивают высокие доходы своим
клиентам и вкладчикам. Они сохраняют предельную конфиденциальность и
анонимность.
Объем рынка достигает 8 триллионов долларов. Ежегодно свыше 16 млрд.
долларов передается по наследству.
Еще одно предупреждение иностранным инвесторам. Иностранные инвесторы,
рассматривающие возможность вклада средств на рынки США, предпочитают
использовать багамские международные предпринимательские компании вместо
непосредственного инвестирования на свое имя. Если вы не вкладываете
средства от своего имени, то в США ваш вклад может быть субъектом для
уплаты имущественного налога. При этом имущественный налог в США не
применяется к оффшорным багамским международным предпринимательским
компаниям, даже если единственным активом этой компании является
недвижимость на территории США и все ее акции принадлежат нерезидентным
частным лицам.
Как и в Швейцарии, на Багамских островах существует Этический Кодекс,
призывающий банкиров узнавать, с кем они имеют дело, в целях предотвращения
незаконной деятельности. Здесь нет такой вещи как "секретный" счет. Клиент
банка известен банкирам в связи со своим счетом. Короче говоря, каждое лицо
имеет номерной счет.
Если вы являетесь довольно известным лицом, вы можете предпочесть
носить в банке номер вместо имени, но информация об идентификации вашей
личности будет все равно доступна банковским должностным лицам.
Если нужна большая анонимность, откройте зашифрованный счет в Панаме
или счет "с печатью" в Гонконге. Счет "с печатью" сопровождается личной
печатью, и чек будет принят к оплате лишь при условии, что на нем стоит эта
печать.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ КОМПАНИИ НА БАГАМСКИХ ОСТРОВАХ(МПК).
Был момент, когда Багамские острова по рейтингу мировых банковских и
финансовых центров, были третьими после Лондона и Нью-Йорка. Сегодня они
все еще остаются в первой десятке, но их уже обогнали Каймановы и
Британские Виргинские острова. В целях несколько поднять престиж в 1990 г.
был принят новый Закон о компаниях, и 15 января 1990 г. вступил в силу
Закон о предпринимательских компаниях, принятый в 1989 г. Закон упрощает
требования, предъявляемые к регистрации, и сокращает стоимость регистрации
оффшорной компании на Багамских островах. Этот новый закон отметил начало
новой эры для багамского финансового сектора. И в первые же несколько часов
в день вступления его в силу было зарегистрировано 100 новых компаний.
Международная предпринимательская компания представляет собой компанию,
которой не разрешается вести бизнес с лицами, резидентными на Багамских
островах, и вкладывать средства в недвижимость на территории Багамских
островов, кроме аренды офиса. МПК не может вести банковский, трастовый,
страховой или перестраховочный бизнес или предоставлять юридический адрес
другим компаниям. По существу, МПК ведет деятельность по всему миру,
вкладывая средства в акции и облигации, торгуя нефтью, газом, товарами
народного потребления и т.д. Налогами на Багамских островах она не
облагается.
На территории Багамских островов МПК может открывать банковские счета,
пользоваться местными профессиональными услугами, подготавливать и хранить
свои записи, созывать собрания директоров и акционеров. В соответствии с
Законом это не считается ведением бизнеса на территории Багамских островов.
МПК может также владеть акциями и долговыми обязательствами других
компаний, зарегистрированных на Багамских островах, кроме того, акции МПК
могут принадлежать багамским резидентам.
МПК образуется при представлении Регистратору Устава и Учредительного
договора. При этом к акционерному капиталу не предъявляется никаких
определенных требований, кроме того, не зафиксирована его максимальная
граница. Для акционерного капитала, не превышающего 5000$, установлена
ежегодная пошлина за продление регистрации в размере 100$. Если акционерный
капитал выше 5000$, но не превышает 50 000$, пошлина составляет 300$. Если
же акционерный капитал превышает 50 000$, то эта пошлина составляет 1000$ в
год.
МПК может быть зарегистрирована двумя подписчиками за 24 часа. Акции
МПК могут быть как именные, так и на предъявителя. МПК имеет право указать
в Уставе, будет ли она выпускать сертификаты акций. Акции МПК могут быть
выкуплены или приобретены каким-либо другим образом, но только из
резервного капитала или в обмен на вновь выпущенные акции.
Для управления МПК должен быть избран, по крайней мере, один директор,
при этом им может быть как частное лицо, так и корпорация, и не обязательно
резидент Багамских островов. Компания должна вести соответствующие записи в
зарегистрированном офисе на Багамских островах, но эти записи не доступны
для проверки. Кроме того, нет необходимости заполнять в Регистрационной
палате ежегодный отчет.
МПК должна вести регистр акций, протоколы всех собраний директоров и
акционеров, копии всех резолюций, регистр директоров и должностных лиц, а
также записи, отражающие беспристрастную оценку финансового положения
компании. Необходимо также хранить в зарегистрированном офисе компании
оттиск ее печати. Записи компании не доступны для общественной проверки, но
они открыты для проверки акционерам, но даже в этом случае право проверки
предоставляется только при наличии обоснованной причины.
Последние изменения в законодательстве Багамских островов
Правительство Багамских островов пошло на значительное ужесточение
своего законодательства, регулирующего деятельность международных
предпринимательских компаний, зарегистрированных на этих островах.
С 1 января 2001 года здесь вместо Закона «О международных
предпринимательских компаниях», принятого в 1989 году (IBC Act 1989),
вступил в действие другой одноимённый Закон в редакции 2000 года (IBC Act
2000).
В первую очередь, изменения касаются выпуска акций на предъявителя:
отныне оффшорные багамские компании такого права больше не имеют.
Во-вторых, вводится новое требование, связанное с минимальным числом
директоров: теперь компания должна иметь не менее двух директоров, один из
которых должен быть обязательно местным жителем.
В-третьих, закон обязывает владельцев компаний вносить данные о
директорах в багамский Регистр компаний.
В-четвёртых, международным предпринимательским компаниям запрещается
заниматься операциями с ценными бумагами в качестве агентов, а также
оказывать консультационные услуги по вопросам вложения средств в покупку
ценных бумаг.
Ещё одно требование - проведение ежегодного собрания Совета директоров
на Багамах, что само по себе не так уж и плохо...
Кроме того, увеличивается стоимость регистрации компаний, а также сумма
ежегодной пошлины.
Всем ранее зарегистрированным компаниям для их нормального
функционирования в будущем предлагается в течение 180 дней осуществить
следующие действия:
o первое - подготовить новые уставы и учредительные договора,
предусматривающие выпуск только именных акций и исключающие виды
деятельности, запрещённые законом от 2000 года;
o второе - подготовить реестры акционеров с именами и адресами владельцев
акций (иными словами, выпустить именные акции и ликвидировать акции на
предъявителя);
o третье - предоставить регистрационным агентам на островах информацию о
подлинных владельцах (бенефициарах) компаний;
o четвёртое - подготовить реестр директоров с указанием их имён и адресов.
Специалисты отмечают, что в связи с новыми требованиями багамского
законодательства владельцы ранее зарегистрированных компаний захотят,
скорее всего, либо «закрыть» свои багамские корпорации, либо
«перепрописать» их в другие юрисдикции. Впрочем, не исключается и вариант
использования действующих багамских компаний в новой ситуации при условии
соблюдения требований, вытекающих из только что принятого закона о
компаниях. По прошествии какого-то времени эти изменения в
законодательстве Багамских островов, в свою очередь, также подверглись
некоторым изменениям. В частности, с недавних пор было упразднено
требование о наличии у компании в качестве второго директора местного
гражданина, а реестр бенефициаров компаний стал закрытым. Кроме того,
теперь в случае продления существующей багамской компании владельцам
компаний необходимо предоставить своему регистрационному агенту на
островах две рекомендации на себя: одну - из банка, вторую - от юриста.
Тем самым появляется необходимость сообщать о себе и своём бизнесе некий
минимум информации. Также следует предоставить ксерокопию паспорта
бенефициара компании и любое свидетельство, подтверждающее проживание
данного лица по указанному адресу.
Заключение
А нужны ли России СЭЗ?
По мнению А.И. Тельминова[xx] в настоящее время экономика России
находится в состоянии стагфляции – стагнация производства сопровождается
скрытой безработицей и высоким уровнем инфляции. Поэтому приоритетной
задачей на ближайшую перспективу является создание условий, обеспечивающих
экономический рост.
Согласно экономической теории изменение совокупного продукта может быть
достигнуто за счет:
o изменения цен на энергоносители;
o изменения производительности труда;
o использования правовых факторов (изменения налоговой политики и др.).
Что касается первых двух факторов, то их применение вряд ли возможно –
снижение цен на энергоносители неминуемо приведет к снижению объема их
производства и катастрофическому снижению поступлений в бюджет, а о
существенном повышении производительности труда при существующем уровне
отечественной технологии и состоянии оборудования не может быть речи. Таким
образом, наиболее реальным способом вывода экономики России из кризиса
является грамотное использование налоговой политики.
Проведенный анализ А.И. Тельминова[xxi] показывает, что, создавая СЭЗ,
можно постепенно снизить общий уровень налогообложения, достигнув при этом
существенного (более чем в 2 раза) роста поступлений платежей в бюджет.
Решение проблемы увеличения поступлений в бюджет за счет создания СЭЗ имеет
и другие положительные стороны, а именно:
o поддерживается приоритетное развитие высокоэффективных отраслей и
предприятий;
o осуществляется целенаправленная поддержка социально значимых отраслей и
предприятий;
o отсутствует дотирование предприятий – потенциальных банкротов.
Таким образом, ответ на вопрос: «Нужны ли России свободные
экономические зоны?» не должен вызывать сомнений – России для выхода из
кризиса жизненно необходимо создавать СЭЗ как на федеральном, так и на
региональном уровне.
Приложение 1
Компания на багамах:
| |Корпоративное |Акт о международных Бизнес Компаниях 1989 г. |
| |законодательство |Изменения в 1992, 1994, 2000 гг. |
| |Форма |International Business Company (IBC), далее в тексте|
| |освобожденной от |– Компания |
| |налогов компании | |
| |Разрешенные виды |Любая не запрещенная законом деятельность. Не теряя |
| |деятельности |статус IBC компании, разрешено: |
| | |- владеть акциями других Багамских компаний; |
| | |- открывать банковские счета на Багамах; |
| | |- нанимать услуги местных профессионалов |
| | |(юристы, аудиторы и пр.). |
| |Запрещенная |Компания получает статус IBC только при выполнении |
| |деятельность |следующих условий: |
| | |- не проводить сделки с резидентами Багам; |
| | |- не владеть недвижимостью на территории |
| | |Багам (разрешена аренда офиса); |
| | |- не разрешены банковские, страховые и |
| | |перестраховочные услуги; |
| | |- услуги по управлению и регистрационному |
| | |обслуживанию компаниями, зарегистрированными на |
| | |Багамах. |
| |Налогообложение |На Багамах отсутствует налог на прибыль и другие |
| | |корпоративные налоги, также налог на прирост |
| | |капитала, НДС, и налог с выплат (withholding tax). |
| | | |
| | |Существуют гербовые сборы и налог на некоторые виды |
| | |имущества. |
| | | |
| | |Термин «оффшор» отсутствует в законодательстве |
| | |Багам. Так как на Багамах нет корпоративных налогов,|
| | |кроме гербового сбора, то отсутствует и «оффшорный» |
| | |сектор как таковой. |
| | | |
| | |Отсутствие местной деятельности - ключевой фактор |
| | |избежания налогообложения, уплаты некоторых или всех|
| | |гербовых сборов, валютного регулирования и |
| | |требования лицензирования отдельных видов |
| | |деятельности. |
| |Срок регистрации |24 часа |
| |Возможность |Да |
| |приобретения | |
| |готовых компаний | |
| |Наименование |Не должно быть идентичным или похожим на уже |
| |компании |существующее название. |
| | | |
| | |Название должно содержать слова «Limited», |
| | |«Corporation», «Incorporated», «Societe Anonyme», |
| | |«Sociedad Anonima», «Gesellschaft mit beschankter |
| | |Haftung» или аббревиатуру «Ltd.», «Corp.», «Inc.», |
| | |«GmbH», «SA». |
| | | |
| | |Слова «Assurance», «Bank», «Building Society», |
| | |«Chamber of Commerce», «Chartered», «Cooperative», |
| | |«Imperial», «Insurance», «Municipal», «Royal», |
| | |«Trust Company», «Trustee Company» или другие слова |
| | |или словосочетания, имеющие такое же значение, могут|
| | |быть использованы в наименовании IBC компании. |
| |Необходимые для |Меморандум об учреждении, устав |
| |регистрации | |
| |документы | |
| |Кто подписывает |Минимум два подписчика, в функции которых входит |
| |учредительные |только подписание учредительных документов и |
| |документы |назначение первого директора. |
| |Уставной капитал |Нет требований о размере минимального уставного |
| |компании |капитала. Уставной капитал является объявленным. |
| |Предлагаемый |5 000 USD. Разделен на 5000 акций номиналом 1 USD. |
| |уставной капитал | |
| |Акции |Разрешены именные акции. Выпуск акций на |
| | |предъявителя запрещен с 29 декабря 2000 года. |
| | |Компании, выпустившие акции на предъявителя до этой |
| | |даты, должны в течение 180 дней отозвать, отменить |
| | |или заменить их именными акциями. В противном случае|
| | |они будут считаться недействительными. |
| |Акционеры | |
| |-минимальное |-одно физическое или юридическое лицо |
| |количество |-разрешены |
| |-номинальные |-разрешено |
| |акционеры | |
| |-владение акциями| |
| |по трасту | |
| |Директора | |
| |-минимальное |-два физических или юридических лица |
| |количество |-нет требований |
| |-национальность, |-обладают всеми правами, кроме находящихся в |
| |гражданство |исключительной компетенции акционеров (определяется |
| |-статус |по уставу, закону и/или меморандуму) |
| |Обеспечивается ли| |
| |законом не | |
| |раскрытие |-согласно требованиям законодательства, информация о|
| |информации: |реальном владельце должна храниться у |
| |-о реальном |регистрационного агента. В некоторых случаях эта |
| |собственнике |информация может быть затребована у агента. |
| |-о банковских | |
| |операциях |-да |
| |Наличие на | |
| |территории Багам | |
| |-регистрационного|-обязательно |
| |офиса | |
| |-регистрационного|-обязательно |
| |агента | |
| |Проведение |Собрания могут проводиться в любой точке мира. |
| |собраний |Проведение собраний возможно посредством телефонной |
| |акционеров/директ|связи. Протоколы собраний могут храниться в любом |
| |оров |месте. |
| |Необходимость | |
| |-бухучета |-нет |
| |-годового отчета |-нет |
| |-аудиторского |-нет |
| |заключения | |
| |Информация, |Меморандум об учреждении, устав, регистрационный |
| |доступная по |агент и офис |
| |требованию | |
| |третьих лиц | |
| |Документы, |Регистр акционеров и директоров, оттиск печати |
| |хранящиеся в | |
| |регистрационном | |
| |офисе | |
| |Договоры об |Нет |
| |избежании | |
| |двойного | |
| |налогообложения | |
| |Валютный контроль|Существующие ограничения в сделках с иностранными |
| | |валютами применяются только к резидентам Багам |
| | |(жители, компании с бенефициарным владением на |
| | |Багамах и компании, ведущие бизнес на Багамах). |
| | | |
| | |Нерезиденты могут свободно заключать сделки в |
| | |иностранной валюте, однако, для сделок в багамских |
| | |долларах требуется разрешение центробанка. |
| | |Нерезидентными компаниями признаются иностранные |
| | |компании или Багамскими компании с иностранными |
| | |собственниками, не ведущие деятельность на Багамах. |
Список литературы
1. Овчиникова С.Г. Зоны свободного предпринимательства.-СПб.:изд-во
СПбГУЭФ,1996
2. Свободные экономические зоны: понятие, виды.-//http://students.nino.ru
(сайт «Студенческий городок»)
3. а также со ссылками из текста:
-----------------------
[i] Андрианов. Экономическая география.-М.
[ii] В. Ощенко. Зона несбывшихся надежд и исчезнувших миллиардов. –
Владивосток, 27 ноября 1998 г.
[iii] Т.П. Данько, З.М. Окрут. Свободные экономические зоны: Учебное
пособие. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 168 с.
[iv] Т. Мухина. На зоне свобода особая. – Эксперт, № 20 (137), 1 июня 1998
г.
[v] В. Ощенко. Зона несбывшихся надежд и исчезнувших миллиардов. –
Владивосток, 27 ноября 1998 г.
[vi] Лемешко М. Свободные зоны не свободны от кризиса.-Деловые люди, 1994,
№3, с.48-50
[vii] Постановление ВС РСФСР от 13.09.90 г. N 165-1 "О создании зон
свободного предпринимательства".
[viii] Постановление ВС РСФСР от 14.07.90 г. N 106-1 "О создании зон
свободного предпринимательства".
[ix] Положение о свободной экономической зоне в районе г. Находки
Приморского края. Утверждено постановлением СМ РСФСР от 23.11.90 г. N 540.
Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области (СЭЗ
"Янтарь"). Утверждено постановлением СМ РСФСР от 25.09.91 г. N 497
[x] Глуховский М. СЭЗ "Находка": иллюзии и реальность. - Деловые люди,
1994, N 3, c.53-54.
[xi] Закон РСФСР от 4.07.91 г. N 1545-1 "Об иностранных инвестициях в
РСФСР".
Указ Президента РСФСР от 15.11.91 г. N 213 "О либерализации
внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР".
[xii] Указ Президента РФ от 4.06.92 г. N 548 "О некоторых мерах по развитию
свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации".
[xiii] Письмо Госналогслужбы РФ от 29.06.93 N НП-4-06/93н, Минфина РФ от
25.06.93 N 04-06-01 "О налогообложении предприятий, расположенных в
свободных экономических зонах".
[xiv] Указ Президента РФ от 27.09.93 г. N 1466 "О совершенствовании работы
с иностранными инвестициями".
[xv] Постановление Правительства РФ от 08.09.94 г. N 1033 "О некоторых
мерах по развитию СЭЗ "Находка".
[xvi] Постановление ВС РФ от 7 июля 1993 г. N 5343-1 "О внесении дополнений
в постановление ВС РФ "О введении в действие закона Российской Федерации "О
таможенном тарифе".
Указ Президента РФ от 07.12.93 г. N 2117 "О Калининградской области".
[xvii] Смородинская Н. Туманно будущее свободных зон. - Экономика и жизнь,
1997, N 12, с.1. [стр.35]
[xviii] Федеральный закон от 13.03.95 г. N 31-ФЗ "О некоторых вопросах
предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности".
Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и
российские перспективы. - Вопросы экономики, 1994, N 12, с.126-140.
[xix] Вновь принят закон о СЭЗ. – http://www.fez.nakhodka.ru/
[xx] Общество. Культура. Управление: Сб. научн. трудов - М.: МИЭТ, 2001, с.
132-141.
[xxi] Общество. Культура. Управление: Сб. научн. трудов - М.: МИЭТ, 2001,
с. 132-141.
Страницы: 1, 2
|