Рефераты

Схемы управления электродвигателями

| |Неподходящий сорт | |

| |смазки. |Заменить. |

| |Износ подшипника. | |

| Механические |Небаланс ротора, |Проверить балансировку |

|колебания двигателя |большая осевая игра | |

| |ротора |Проверить зазор в |

| |Износ скользящих |подшипниках и их |

| |подшипников |установку. |

__________________________________________________________

1 Когда обрыв происходит на ходу, двигатель продолжает вращаться и если его

своевременно не остановить, то он сгорит.

2 Обрыв питающего провода и несоответствующая защита являются частой

причиной повреждения статорной обмотки трехфазных асинхронных двигателей. 3

Включение обмотки «звездой» вместо «треугольника» приводит к понижению

напряжения на каждой из обмоток в 1,73 раза и, следовательно, к уменьшению

пускового и максимального моментов в три раза.

Таблица3: Неисправности электрических двигателей постоянного тока.

|Неисправность |Возможная причина |Способ устранения |

|Искрят все щетки или их|Щетки установлены |Проверить положение |

|часть |неправильно |щеток по заводским |

| | |меткам, имеющимся на |

| | |траверсе. |

|Искрение сопровождается|-Щетки в плохом |Следует правильно |

|повышенным нагревом |состоянии (имеют |установить |

|коллектора и щеток. |неровную обгоревшую |щеткодержатели и щетки.|

| |рабочую поверхность с |Угольные щетки |

| |царапинами; плохо |тщательно пришлифовать |

| |пришлифованы; их края |к коллектору стеклянной|

| |обломаны или обгорели) |шкуркой, наждачной |

| |и неправильно |бумагой не |

| |установлены в |рекомендуется. |

| |щеткодержателях. | |

| |Размеры обойм | |

| |щеткодержателей не | |

| |соответствуют размерам | |

| |щеток*, плохой контакт | |

| |между щетками и их | |

| |арматурой. | |

| |-Щетки слабо прилегают | |

| |к коллектору. | |

| | |Сильнее прижать щетки, |

| | |в случае надобности |

| | |укоротить нажимную |

| |-Поставлены угольные |пружину, лучше заменить|

| |щетки неподходящей |её новой**. |

| |марки (слишком мягкие |Заменить щетки. |

| |или твердые). | |

|Равномерно перегрета |Машина перегружена. |Снизить нагрузку. При |

|вся машина. Других | |отсутствии искрения |

|признаков ненормальной | |щеток усилить |

|работы нет. | |вентиляцию машины. |

| |Вентиляционные пути |Тщательно очистить |

| |машины засорились; |машину и продуть |

| |активная сталь и |сжатым, чистым и сухим |

| |обмотки покрылись |воздухом. |

| |теплоизолирующим слоем| |

| |мелких волокон и пыли. | |

| |Засорились воздушные | |

| |фильтры. | |

| | |Очистить фильтры. |

|Двигатель не |Перегорели |Заменить на другие. |

|запускается. В якоре |предохранители. | |

|нет тока при включенном|Обрыв в пусковом |Найти при помощи |

|реостате. |реостате или в |приборов обрыв и |

| |проводах. |устранить его. |

| |Обрыв в обмотках якоря.|Найти место обрыва |

| | |(обрыв чаще всего |

| | |происходит в |

| | |соединениях между |

| | |коллектором и |

| | |обмоткой). |

* Расстояние от обоймы щеткодержателя до поверхности коллектора, должно

составлять от 2,5 —3мм. у мощных машин, до 1мм. у маломощных машин.

** Нажатие на щетку должно соответствовать определенному удельному

давлению, зависящему от марки щеток и окружной скорости коллектора или

контактных колец.

Таблица4: Неисправности щеткодержателей и способы их устранения

|Неисправность |Возможная причина |Способ устранения |

|Быстрый износ |Коллекторный бой, |Обточка коллектора, |

|внутренней поверхности |заусенцы в обоймах |исправление обоймы |

|обоймы и боковой | | |

|поверхности щеток | | |

|Разъедание внутренней |Неправильное |Замена шунтов. Подтяжка|

|поверхности обоймы |прохождение тока с |контактов в цепи тока. |

| |обоймы на щетку, |Замена щеток с |

| |неисправная арматура |неисправной арматурой |

|Ослабление пружины |щетки |Замена шунтов и |

| |Отжиг пружин из-за |щеточной арматуры. |

| |неправильного |Подтяжка контактов в |

| |токопрохождения |цепи тока. Проверка |

| | |изолирующей головки |

| | |пружины. |

|Зажим щетки в обойме |Механическое |Выправления |

| |повреждение обоймы. | |

| |Заусенцы от обработки | |

| |или наплывы от |Опиловка |

| |кругового огня | |

| |Выгиб обоймы от нагрева| |

| |током вследствие | |

| |прохождения тока через |Выправление. |

| |обойму. |Обеспечение нормального|

| | |токопрохождения |

Таблица5: Неисправности коллекторов и способы их устранения.

|Неисправность |Возможная причина |Способ устранения |Дополнения и пояснения |

|Обгар поверхности |Искрение. Круговой |Обточка, шлифовка. Поверхность|При обточке коллектора без |

| |огонь |шлифуют стеклянной шкуркой. |разборки машины в |

| | |Обточку производят с частотой |собственных подшипниках не |

| | |не менее 200об/мин. резцом с |следует допускать дрожание |

| | |напайкой из твердого сплава, с|резца и необходимо |

| | |тем чтобы коллектор не |обеспечить тщательное |

| | |«затянуло» медью (заусенцы). |удаление стружки из машины. |

|Биение |Плохая сборка |Нагрев. Подтягивание. Обточка.|Состояние поверхности |

| | |Для уменьшения биения |коллектора проверяют |

| | |подтягивают гайку или |индикатором. Допустимым |

| | |коллекторные болты, затем |является эксцентриситет |

| | |нагревают коллектор до |порядка 0,03мм. |

| | |температуры 100—110єС, снова | |

| | |подтягивают и обтачивают | |

|Выступание изоляции|Износ пластин. Ослаб|Продораживание. Подтягивание. |После продораживания |

|между пластинами |коллектор. |Обточка. Продораживание |коллектор тщательно |

| | |производят куском ножовочного |отшлифовывают и продувают. |

| | |полотна, обточенного до |Продораживание также |

| | |толщины, равной толщине |выполняют специальной |

| | |миканитовой изоляции. Весь |дисковой фрезой |

| | |миканит вырезают на глубину | |

| | |1—1,5мм. | |

|Выступание пластин |Предельная обточка, |Замена комплекта пластин и |Чрезмерно обточенный |

|на краю коллектора |слишком тонкие |межламельной изоляции. При |коллектор требует |

| |пластины. |разборке коллектора на него |капитального ремонта — |

| | |одевают прессовочное кольцо |замены комплекта пластин. |

| | |или накладывают временный | |

| | |бандаж из стальной бандажной | |

| | |проволоки. Под бандаж ставят | |

| | |полосу электрокартона. Затем | |

| | |вывертывают болты, (гайки), | |

| | |снимают нажимную шайбу и конус| |

|Отломана часть |Повреждения при |Если место поломки петушка |В установленный петушок |

|петушка |транспортировке, |удалено более чем на 10мм от |вставляют штифт и |

| |монтаже и |места его заделки в |припаивают к пластине и |

| |эксплуатации |коллекторную пластину, следует|обмотке. На обмотку |

| | |спаять сломанные части петушка|накладывают проволочный |

| | | |бандаж и производят |

| | | |балансировку ротора |

| | |Если поломка произошла в близи| |

| | |места заделки его в | |

| | |коллекторную пластину, нало | |

| | |поврежденный петушок заменить | |

| | |новым. | |

|Замыкание между |Заусенцы на |Осмотр. Расчистка. Глубокая | |

|пластинами |поверхности. Прогар |прочистка между пластинами. | |

| |миканитовой изоляции|Промывка спиртом. Замазка | |

| |из-за попадания |пастой (глифталевый лак с | |

| |масла или |цементом). | |

| |медно-угольной пыли | | |

| | | | |

| |Разборка | | |

|Замыкание внутри | |То же | |

|коллектора | | | |

|Замыкание на корпус|Пробой, прогар |Разборка, ремонт или смена |Иногда удается исправить |

| |изоляционных конусов|конусов. Если прогоревшая зона|коллектор переточкой всего |

| | |невелика, расчищают |ласточкина хвоста одной |

| | |поврежденное место, подрезают |стороны коллектора вглубь |

| | |его края на конус и лаком |без замены пластин |

| | |наклеивают на него кусочки | |

| | |слюды | |

| | | | |

| | |Если неисправность |Если замена конуса |

| | |значительна, поврежденную |необходима, применяют |

| | |часть конуса удаляют. На нее |составной конус. |

| | |укладывают сегменты, | |

| | |вырезанные из миканита. | |

| | | | |

| | | | |

Таблица6: Надзор и уход за электрическими двигателями

|Объект или операция |Требование |Дополнение и пояснение |

|Осмотры |Периодичность осмотров |При осмотрах следует |

| |устанавливаются в |очищать двигатель от |

| |зависимости от |загрязнений, надежность |

| |производственных |заземления и соединения |

| |условий, но не реже 1 |двигателя с механизмом. |

| |раза в 2 месяца |Кроме того, надо |

| | |убедиться в отсутствии |

| | |повреждений на корпусе |

| | |двигателя. Проверить |

| | |целостность крыльев |

| | |вентилятора и отсутствие|

| | |вмятин на его кожухе. |

| | |Проверить изоляцию |

| | |выводов обмоток и |

| | |питающих проводов. |

|Контроль напряжения |Для нормальной работы |Допускается работа |

| |электродвигателя |электродвигателя при |

| |напряжение на питающих |отклонении напряжения от|

| |шинах должно быть |-5% до +10% номинального|

| |100-105% номинального | |

|Подшипники |Температура подшипников |Предельно допустимая |

| |должна быть не выше |температура для |

| |допустимой |подшипников скольжения |

| | |80єС, для подшипников |

| | |качения 100єС |

| |Уровень масла в |Нормальный уровень масла|

| |подшипниках должен быть |отмечен чертой на |

| |нормальным |маслоуказателе |

|Чистка коллектора |Коллектор должен быть |Допустимо чистить на |

| |всегда чистым. Наличие |ходу дощечкой обернутой |

| |металлической и угольной|сухой тряпкой, с |

| |пыли недопустимо. Чистку|соблюдением мер |

| |производят сухой тряпкой|безопасности |

| | | |

| | | |

| |Царапины и почернения во| |

| |избежание усиленного |Царапины и почер-нения |

| |искрения устранять по |устраняют полировкой |

| |мере их возникновения |коллектора при его |

| | |номинальной частоте |

| | |вращения мелкой |

| | |стеклянной бумагой |

| | |закрепляемой на |

| | |деревянной колодке. |

| | |Применять наждач-ное |

| | |полотно запрещено |

|Продораживание |При появлении над |Выступающую слюду |

|коллектора |поверхностью коллектора |снимают на 1-1,5 мм. |

| |выступающей слюды её |Края пластин коллектора |

| |надо снять |скашивают под углом 45є |

| |продораживанием с |на ширину не более 0,5 |

| |помощью пилки-скребка |мм. (Рис.12) |

| |(Рис.11) | |

|Щетки |Подбор щеток |Размер щеток должен |

| |производится по указанию|обеспечивать их |

| |завода-изготовителя, а |свободное передвижение в|

| |при отсутствии заводских|обойме. Расстояние от |

| |данных щетки подбирают |обоймы до поверхности |

| |по специальным таблицам.|коллектора должно быть |

| | |2-4 мм. (Рис.13) |

| | |Применение разных щеток |

| | |недопустимо. |

| |Щетки необходимо |Пришлифовку щеток |

| |пришлифовывать к |производят так: под |

| |коллектору. По окончании|щетку подкладывают |

| |шлифовки коллектор |стеклянную бумагу, |

| |необходимо очистить от |которую передвигают |

| |осевшей на него пыли. |влево и вправо (Рис.14).|

| |Сила нажатия щеток | |

| |должна быть | |

| |отрегулирована. |Регулировка производится|

| |отклонение от нормы не |пружиной |

| |более 10(. | |

|Периодичность ремонтов |Устанавливает лицо |Электродвигатели, |

| |ответственное за |работающие в тяжелых |

| |электрохозяйство, с |условиях, следует |

| |учетом местных условий |капитально ремонтировать|

| | |не реже 1 раза в 2 года.|

|Резервные |Должны быть постоянно |Осмотр и опробование |

|электродвигатели |готовы к немедленному |этих электродвигателей |

| |пуску |производят по |

| | |утвержденному графику. |

Рис.11

[pic]

Рис.12 Рис.13

[pic] [pic]

Рис.14

[pic]

Таблица7:Разборка электродвигателей

| Операция |Выполнение операции |Дополнения и пояснения |

|Снятие с вала |Снятие деталей |Перед тем как снять |

|передаточных и |производят: |детали, необходимо |

|соединительных деталей|двух лапчатыми винтовыми |отвернуть стопорный |

|(полумуфт, шестерен, |съемниками |винт или выбить |

|шкивов) | |фиксирующую шпонку |

| |гидросъемниками |Гидросъемники применяют|

| | |только для крупных |

| | |двигателей |

| | | |

| |прогревом до температуры | |

| |250єС или токами высокой | |

| |частоты | |

|Съем подшипниковых |При съеме щитов |У крупных |

|щитов |производят |электродвигателей перед|

| |предварительные работы: |съемом щита необходимо |

| |- снимают наружный |под конец вала |

| |вентилятор и крышки |установить домкрат или |

| |подшипников |подвесить его на кран |

| |- отсоединяют провода от | |

| |щеточного устройства | |

| |-фиксируют отметками | |

| |положение щита | |

| |относительно статора и | |

| |вывертывают болты, | |

| |крепящие щит | |

| |Снятие щита: равномерный | |

| |отвод отжимными болтами; |Отвод производят до |

| |либо рычагом вводимым в |выхода из центрирующей |

| |отверстие между торцом |заточки станины. |

| |станины и краем щита |Операцию выполняют |

| | |рычагом при отсутствии |

| | |отжимных болтов. |

|Вывод ротора из |Для электродвигателей |Длина стропы должна |

|расточки статора |средней мощности вывод |быть в 3-4 раза длиннее|

| |ротора осуществляют с |вала. |

| |помощью удлинителя | |

| |-- толстостенной трубы, | |

| |насаживаемой на конец | |

| |вала | |

|Снятие с вала |Снятие производят: | |

|подшипников качения |-- винтовыми или | |

| |гидравлическими | |

| |съемниками | |

| |-- специальными | |

| |приспособлениями | |

| |-- подогревом под- | |

| |шипников до 120єС | |

|Разборка подшипников |Специальных устройств не | |

|скольжения |требуется | |

|Выемка обмотки |Электродвигатель помещают|Пазовая и витковая |

| |в герметически закрытую |изоляции теряют |

| |электропечь, в которой |механическую прочность |

| |поддерживается |и легко, по частям, |

| |температура 300є-400єС, и|извлекают из пазов. |

| |выдерживают в ней в | |

| |течение 4-6 часов | |

__________________________________________________________

1. Чтобы вал сильно не нагревался, подогрев надо вести интенсивно, одной

двумя автогенными грелками. Во избежание внутренних повреждений при

подогреве вал обертывают асбестовым картоном, смоченным в воде. 2.

Подшипники снимают с вала и заменяют новыми в случае их износа. 3. в

процессе разборки электродвигателя все детали, снятые с ротора и статора,

помещают в комплектовочный ящик, к которому прикрепляют бирку с указанием

ремонтного номера двигателя. Бирки также прикрепляют к статору, ротору и

каждому из подшипниковых щитов. При всех операциях по разборке

электродвигателя, а также при выемке обмоток производится дефектирование.

Все данные заносят в специальную ведомость.

Таблица8: Приемка в эксплуатацию электродвигателей. Разные требования.

|Объект или операция |Требование |Дополнение и пояснение |

|Указатели и надписи |-На электродвигателях и|Стрелки указывают |

| |приводимых ими |правильное направление |

| |механизмах должны быть |вращения приводимых |

| |нанесены стрелки |механизмов. |

| |направления вращения. | |

| |-На пускорегулирующих |Указатели нужны во |

| |устройствах должны быть|избежание ошибок при |

| |отмечены положения |включении и отключении |

| |«Пуск» и «Стоп». |электродвигателей. |

| |-Выключатели, | |

| |контакторы, магнитные |Надписи на аппаратуре |

| |пускатели, рубильники и|необходимы во избежание|

| |предохранители должны |ошибок при эксплуатации|

| |иметь надписи, |и ремонте |

| |указывающие, к какому |электродвигателей. |

| |электродвигателю они | |

| |относятся. | |

|Ограждения |Ограждениями должны |Ограждения должны быть |

| |быть закрыты выводы |установлены на |

| |обмоток статора, ротора|вращающихся частях |

| |и кабельные заделки. |машин. Снимать их при |

| | |работе машины |

| | |запрещено. |

|Защита |На двигателях, у |Защита должна |

|электродвигателей |которых возможна |действовать на |

|от перегрузки |систематическая |сигнал, автоматическую |

| |перегрузка по |разгрузку механизма или|

| |технологическим |на отключение |

| |причинам, | |

| |устанавливается защита | |

| |от перегрузки | |

|Предохранители |Плавкие вставки |Клеймо должно быть |

| |предохранителей должны |завода изготовителя или|

| |быть калиброваны с |электротехнической |

| |указанием на клейме |лаборатории. Применять |

| |номинального тока |некалиброванные вставки|

| | |запрещено. |

|Контроль тока |Для наблюдения за |Амперметр устанавливают|

| |пуском и работой |на пусковом щитке или |

| |электродвигателей и |панели. На шкале |

| |механизмов, |амперметра должно быть |

| |регулирование |отмечено красной чертой|

| |технологических |значение тока, |

| |процессов которых |превышающее номинальное|

| |ведется по току, должен|на 5%. |

| |быть установлен | |

| |амперметр в цепи | |

| |статора. | |

|Контроль напряжения |Наличие напряжения |Вольтметры или |

| |должно контролироваться|сигнальные лампы |

| |вольтметрами или |устанавливают на |

| |сигнальными лампами. |групповых щитках и |

| | |сборках. |

Техника безопасности

. ЭЛЕКТРОТРАВМАТИЗМ

Современный уровень технического прогресса невозможен без широкого

внедрения электрооборудования, что в свою очередь вызывает необходимость

постоянного совершенствования требований к его безопасному обслуживанию

и средств защиты.

Работа в области электробезопасности должна основываться на

продуманной, четкой, конкретной системе мероприятий, обеспечивающей

полное и точное выполнение «Правил технической эксплуатации

электроустановок потребителей» и «Правил техники безопасности при

эксплуатации электроустановок потребителей». Особое внимание

руководители электрохозяйства, должны уделять строжайшему выполнению

требований указанных Правил относительно содержания и эксплуатации

электрических сетей и станций, включая распределительные устройства, где

по данным статистики чаще всего происходят несчастные случаи. Большое

число несчастных случаев бывает при обслуживании и ремонтах

электропривода, пускорегулирующей аппаратуры, электрического освещения,

сварочных аппаратов, электрифицированного транспорта,

электрооборудования, подьемно-транспортных механизмов, ручного

переносного инструмента, а также высокочастотных установок.

Электроустановки по напряжению разделяются на две группы:

напряжением до 1000 В и свыше 1000 В. Практика свидетельствует, что

электротравмы, как уже было сказано выше, чаще случаются в

электроустановках с напряжением до 1000 В.

Большая часть несчастных случаев происходит из-за низкого уровня

организации работ, грубых нарушений Правил, в том числе:

1. Непосредственного прикосновения к открытым токоведущим частям и

проводам.

2. Прикосновения к токоведущим частям, изоляция которых повреждена.

3. Прикосновения к металлическим частям оборудования, случайно

оказавшихся под напряжением.

4. Касания к токоведущим, частям при помощи предметов с низким

сопротивлением изоляции.

5. Отсутствия или нарушения защитного заземления.

6. Ошибочной подачи напряжения во время ремонтов или осмотров.

7. Воздействия электрического тока через дугу.

8. Воздействия шагового напряжения и др.

. ДЕЙСТВИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

Электрический ток, действуя на организм человека, может привести к

различным поражениям: электрическому удару, ожогу, металлизации кожи,

электрическому знаку, механическому повреждению, электроофтальмии (табл

9).

Таблица 9. Характеристика воздействия на человека электрического

тока различной силы

|Сила тока, мА |Переменный ток 50 — 60 |Постоянный ток |

| |Гц | |

|0,6 — 1,5 |Легкое дрожание пальцев |Не ощущается |

| |рук | |

|2 — 3 |Сильное дрожание пальцев|Не ощущается |

| |рук | |

|5 — 7 |Судороги в руках |3yд. Ощущение нагревания|

|8 — 10 |Руки с трудом, но еще |Усиление нагревания |

| |можно оторвать от | |

| |электродов. Сильные боли| |

| |в руках, особенно в | |

| |кистях и пальцах | |

|20 — 25 |Руки парализуются |Еще большее усиление |

| |немедленно, оторвать их |нагревания, |

| |от электродов |незначительное |

| |невозможно. Очень |сокращение мышц рук |

| |сильные боли. | |

| |Затрудняется дыхание | |

|50 — 80 |Паралич дыхания. Начало |Сильное ощущение |

| |трепетания желудочков |нагревания. Сокращение |

| |сердца |мышц рук. Судороги. |

| | |Затруднение дыхания |

|90 — 100 |Паралич дыхания и сердца|Паралич дыхания |

| |при воздействии более | |

| |0,1 с. | |

Электрический удар ведет к возбуждению живых тканей; В зависимости

от патологических процессов, вызываемых поражением электротоком, принята

следующая классификация тяжести электротравм при электрическом ударе:

a. электротравма I степени — судорожное сокращение мышц без потери

сознания;

b. электротравма II степени — судорожное сокращение мышц с потерей

сознания,"

c. электротравма III степени — потеря сознания и нарушение функций

сердечной деятельности или дыхания (не исключено и то и другое);

d. электротравма IV степени — клиническая смерть.

Степень тяжести электрического поражения зависит от многих факторов:

сопротивления организма, величины, продолжительности действия, рода и

частоты тока, пути его в организме, условий внешней среды.

Исход электропоражения зависит и от физического состояния человека.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты