Схемы управления электродвигателями
| |Неподходящий сорт | |
| |смазки. |Заменить. |
| |Износ подшипника. | |
| Механические |Небаланс ротора, |Проверить балансировку |
|колебания двигателя |большая осевая игра | |
| |ротора |Проверить зазор в |
| |Износ скользящих |подшипниках и их |
| |подшипников |установку. |
__________________________________________________________
1 Когда обрыв происходит на ходу, двигатель продолжает вращаться и если его
своевременно не остановить, то он сгорит.
2 Обрыв питающего провода и несоответствующая защита являются частой
причиной повреждения статорной обмотки трехфазных асинхронных двигателей. 3
Включение обмотки «звездой» вместо «треугольника» приводит к понижению
напряжения на каждой из обмоток в 1,73 раза и, следовательно, к уменьшению
пускового и максимального моментов в три раза.
Таблица3: Неисправности электрических двигателей постоянного тока.
|Неисправность |Возможная причина |Способ устранения |
|Искрят все щетки или их|Щетки установлены |Проверить положение |
|часть |неправильно |щеток по заводским |
| | |меткам, имеющимся на |
| | |траверсе. |
|Искрение сопровождается|-Щетки в плохом |Следует правильно |
|повышенным нагревом |состоянии (имеют |установить |
|коллектора и щеток. |неровную обгоревшую |щеткодержатели и щетки.|
| |рабочую поверхность с |Угольные щетки |
| |царапинами; плохо |тщательно пришлифовать |
| |пришлифованы; их края |к коллектору стеклянной|
| |обломаны или обгорели) |шкуркой, наждачной |
| |и неправильно |бумагой не |
| |установлены в |рекомендуется. |
| |щеткодержателях. | |
| |Размеры обойм | |
| |щеткодержателей не | |
| |соответствуют размерам | |
| |щеток*, плохой контакт | |
| |между щетками и их | |
| |арматурой. | |
| |-Щетки слабо прилегают | |
| |к коллектору. | |
| | |Сильнее прижать щетки, |
| | |в случае надобности |
| | |укоротить нажимную |
| |-Поставлены угольные |пружину, лучше заменить|
| |щетки неподходящей |её новой**. |
| |марки (слишком мягкие |Заменить щетки. |
| |или твердые). | |
|Равномерно перегрета |Машина перегружена. |Снизить нагрузку. При |
|вся машина. Других | |отсутствии искрения |
|признаков ненормальной | |щеток усилить |
|работы нет. | |вентиляцию машины. |
| |Вентиляционные пути |Тщательно очистить |
| |машины засорились; |машину и продуть |
| |активная сталь и |сжатым, чистым и сухим |
| |обмотки покрылись |воздухом. |
| |теплоизолирующим слоем| |
| |мелких волокон и пыли. | |
| |Засорились воздушные | |
| |фильтры. | |
| | |Очистить фильтры. |
|Двигатель не |Перегорели |Заменить на другие. |
|запускается. В якоре |предохранители. | |
|нет тока при включенном|Обрыв в пусковом |Найти при помощи |
|реостате. |реостате или в |приборов обрыв и |
| |проводах. |устранить его. |
| |Обрыв в обмотках якоря.|Найти место обрыва |
| | |(обрыв чаще всего |
| | |происходит в |
| | |соединениях между |
| | |коллектором и |
| | |обмоткой). |
* Расстояние от обоймы щеткодержателя до поверхности коллектора, должно
составлять от 2,5 —3мм. у мощных машин, до 1мм. у маломощных машин.
** Нажатие на щетку должно соответствовать определенному удельному
давлению, зависящему от марки щеток и окружной скорости коллектора или
контактных колец.
Таблица4: Неисправности щеткодержателей и способы их устранения
|Неисправность |Возможная причина |Способ устранения |
|Быстрый износ |Коллекторный бой, |Обточка коллектора, |
|внутренней поверхности |заусенцы в обоймах |исправление обоймы |
|обоймы и боковой | | |
|поверхности щеток | | |
|Разъедание внутренней |Неправильное |Замена шунтов. Подтяжка|
|поверхности обоймы |прохождение тока с |контактов в цепи тока. |
| |обоймы на щетку, |Замена щеток с |
| |неисправная арматура |неисправной арматурой |
|Ослабление пружины |щетки |Замена шунтов и |
| |Отжиг пружин из-за |щеточной арматуры. |
| |неправильного |Подтяжка контактов в |
| |токопрохождения |цепи тока. Проверка |
| | |изолирующей головки |
| | |пружины. |
|Зажим щетки в обойме |Механическое |Выправления |
| |повреждение обоймы. | |
| |Заусенцы от обработки | |
| |или наплывы от |Опиловка |
| |кругового огня | |
| |Выгиб обоймы от нагрева| |
| |током вследствие | |
| |прохождения тока через |Выправление. |
| |обойму. |Обеспечение нормального|
| | |токопрохождения |
Таблица5: Неисправности коллекторов и способы их устранения.
|Неисправность |Возможная причина |Способ устранения |Дополнения и пояснения |
|Обгар поверхности |Искрение. Круговой |Обточка, шлифовка. Поверхность|При обточке коллектора без |
| |огонь |шлифуют стеклянной шкуркой. |разборки машины в |
| | |Обточку производят с частотой |собственных подшипниках не |
| | |не менее 200об/мин. резцом с |следует допускать дрожание |
| | |напайкой из твердого сплава, с|резца и необходимо |
| | |тем чтобы коллектор не |обеспечить тщательное |
| | |«затянуло» медью (заусенцы). |удаление стружки из машины. |
|Биение |Плохая сборка |Нагрев. Подтягивание. Обточка.|Состояние поверхности |
| | |Для уменьшения биения |коллектора проверяют |
| | |подтягивают гайку или |индикатором. Допустимым |
| | |коллекторные болты, затем |является эксцентриситет |
| | |нагревают коллектор до |порядка 0,03мм. |
| | |температуры 100—110єС, снова | |
| | |подтягивают и обтачивают | |
|Выступание изоляции|Износ пластин. Ослаб|Продораживание. Подтягивание. |После продораживания |
|между пластинами |коллектор. |Обточка. Продораживание |коллектор тщательно |
| | |производят куском ножовочного |отшлифовывают и продувают. |
| | |полотна, обточенного до |Продораживание также |
| | |толщины, равной толщине |выполняют специальной |
| | |миканитовой изоляции. Весь |дисковой фрезой |
| | |миканит вырезают на глубину | |
| | |1—1,5мм. | |
|Выступание пластин |Предельная обточка, |Замена комплекта пластин и |Чрезмерно обточенный |
|на краю коллектора |слишком тонкие |межламельной изоляции. При |коллектор требует |
| |пластины. |разборке коллектора на него |капитального ремонта — |
| | |одевают прессовочное кольцо |замены комплекта пластин. |
| | |или накладывают временный | |
| | |бандаж из стальной бандажной | |
| | |проволоки. Под бандаж ставят | |
| | |полосу электрокартона. Затем | |
| | |вывертывают болты, (гайки), | |
| | |снимают нажимную шайбу и конус| |
|Отломана часть |Повреждения при |Если место поломки петушка |В установленный петушок |
|петушка |транспортировке, |удалено более чем на 10мм от |вставляют штифт и |
| |монтаже и |места его заделки в |припаивают к пластине и |
| |эксплуатации |коллекторную пластину, следует|обмотке. На обмотку |
| | |спаять сломанные части петушка|накладывают проволочный |
| | | |бандаж и производят |
| | | |балансировку ротора |
| | |Если поломка произошла в близи| |
| | |места заделки его в | |
| | |коллекторную пластину, нало | |
| | |поврежденный петушок заменить | |
| | |новым. | |
|Замыкание между |Заусенцы на |Осмотр. Расчистка. Глубокая | |
|пластинами |поверхности. Прогар |прочистка между пластинами. | |
| |миканитовой изоляции|Промывка спиртом. Замазка | |
| |из-за попадания |пастой (глифталевый лак с | |
| |масла или |цементом). | |
| |медно-угольной пыли | | |
| | | | |
| |Разборка | | |
|Замыкание внутри | |То же | |
|коллектора | | | |
|Замыкание на корпус|Пробой, прогар |Разборка, ремонт или смена |Иногда удается исправить |
| |изоляционных конусов|конусов. Если прогоревшая зона|коллектор переточкой всего |
| | |невелика, расчищают |ласточкина хвоста одной |
| | |поврежденное место, подрезают |стороны коллектора вглубь |
| | |его края на конус и лаком |без замены пластин |
| | |наклеивают на него кусочки | |
| | |слюды | |
| | | | |
| | |Если неисправность |Если замена конуса |
| | |значительна, поврежденную |необходима, применяют |
| | |часть конуса удаляют. На нее |составной конус. |
| | |укладывают сегменты, | |
| | |вырезанные из миканита. | |
| | | | |
| | | | |
Таблица6: Надзор и уход за электрическими двигателями
|Объект или операция |Требование |Дополнение и пояснение |
|Осмотры |Периодичность осмотров |При осмотрах следует |
| |устанавливаются в |очищать двигатель от |
| |зависимости от |загрязнений, надежность |
| |производственных |заземления и соединения |
| |условий, но не реже 1 |двигателя с механизмом. |
| |раза в 2 месяца |Кроме того, надо |
| | |убедиться в отсутствии |
| | |повреждений на корпусе |
| | |двигателя. Проверить |
| | |целостность крыльев |
| | |вентилятора и отсутствие|
| | |вмятин на его кожухе. |
| | |Проверить изоляцию |
| | |выводов обмоток и |
| | |питающих проводов. |
|Контроль напряжения |Для нормальной работы |Допускается работа |
| |электродвигателя |электродвигателя при |
| |напряжение на питающих |отклонении напряжения от|
| |шинах должно быть |-5% до +10% номинального|
| |100-105% номинального | |
|Подшипники |Температура подшипников |Предельно допустимая |
| |должна быть не выше |температура для |
| |допустимой |подшипников скольжения |
| | |80єС, для подшипников |
| | |качения 100єС |
| |Уровень масла в |Нормальный уровень масла|
| |подшипниках должен быть |отмечен чертой на |
| |нормальным |маслоуказателе |
|Чистка коллектора |Коллектор должен быть |Допустимо чистить на |
| |всегда чистым. Наличие |ходу дощечкой обернутой |
| |металлической и угольной|сухой тряпкой, с |
| |пыли недопустимо. Чистку|соблюдением мер |
| |производят сухой тряпкой|безопасности |
| | | |
| | | |
| |Царапины и почернения во| |
| |избежание усиленного |Царапины и почер-нения |
| |искрения устранять по |устраняют полировкой |
| |мере их возникновения |коллектора при его |
| | |номинальной частоте |
| | |вращения мелкой |
| | |стеклянной бумагой |
| | |закрепляемой на |
| | |деревянной колодке. |
| | |Применять наждач-ное |
| | |полотно запрещено |
|Продораживание |При появлении над |Выступающую слюду |
|коллектора |поверхностью коллектора |снимают на 1-1,5 мм. |
| |выступающей слюды её |Края пластин коллектора |
| |надо снять |скашивают под углом 45є |
| |продораживанием с |на ширину не более 0,5 |
| |помощью пилки-скребка |мм. (Рис.12) |
| |(Рис.11) | |
|Щетки |Подбор щеток |Размер щеток должен |
| |производится по указанию|обеспечивать их |
| |завода-изготовителя, а |свободное передвижение в|
| |при отсутствии заводских|обойме. Расстояние от |
| |данных щетки подбирают |обоймы до поверхности |
| |по специальным таблицам.|коллектора должно быть |
| | |2-4 мм. (Рис.13) |
| | |Применение разных щеток |
| | |недопустимо. |
| |Щетки необходимо |Пришлифовку щеток |
| |пришлифовывать к |производят так: под |
| |коллектору. По окончании|щетку подкладывают |
| |шлифовки коллектор |стеклянную бумагу, |
| |необходимо очистить от |которую передвигают |
| |осевшей на него пыли. |влево и вправо (Рис.14).|
| |Сила нажатия щеток | |
| |должна быть | |
| |отрегулирована. |Регулировка производится|
| |отклонение от нормы не |пружиной |
| |более 10(. | |
|Периодичность ремонтов |Устанавливает лицо |Электродвигатели, |
| |ответственное за |работающие в тяжелых |
| |электрохозяйство, с |условиях, следует |
| |учетом местных условий |капитально ремонтировать|
| | |не реже 1 раза в 2 года.|
|Резервные |Должны быть постоянно |Осмотр и опробование |
|электродвигатели |готовы к немедленному |этих электродвигателей |
| |пуску |производят по |
| | |утвержденному графику. |
Рис.11
[pic]
Рис.12 Рис.13
[pic] [pic]
Рис.14
[pic]
Таблица7:Разборка электродвигателей
| Операция |Выполнение операции |Дополнения и пояснения |
|Снятие с вала |Снятие деталей |Перед тем как снять |
|передаточных и |производят: |детали, необходимо |
|соединительных деталей|двух лапчатыми винтовыми |отвернуть стопорный |
|(полумуфт, шестерен, |съемниками |винт или выбить |
|шкивов) | |фиксирующую шпонку |
| |гидросъемниками |Гидросъемники применяют|
| | |только для крупных |
| | |двигателей |
| | | |
| |прогревом до температуры | |
| |250єС или токами высокой | |
| |частоты | |
|Съем подшипниковых |При съеме щитов |У крупных |
|щитов |производят |электродвигателей перед|
| |предварительные работы: |съемом щита необходимо |
| |- снимают наружный |под конец вала |
| |вентилятор и крышки |установить домкрат или |
| |подшипников |подвесить его на кран |
| |- отсоединяют провода от | |
| |щеточного устройства | |
| |-фиксируют отметками | |
| |положение щита | |
| |относительно статора и | |
| |вывертывают болты, | |
| |крепящие щит | |
| |Снятие щита: равномерный | |
| |отвод отжимными болтами; |Отвод производят до |
| |либо рычагом вводимым в |выхода из центрирующей |
| |отверстие между торцом |заточки станины. |
| |станины и краем щита |Операцию выполняют |
| | |рычагом при отсутствии |
| | |отжимных болтов. |
|Вывод ротора из |Для электродвигателей |Длина стропы должна |
|расточки статора |средней мощности вывод |быть в 3-4 раза длиннее|
| |ротора осуществляют с |вала. |
| |помощью удлинителя | |
| |-- толстостенной трубы, | |
| |насаживаемой на конец | |
| |вала | |
|Снятие с вала |Снятие производят: | |
|подшипников качения |-- винтовыми или | |
| |гидравлическими | |
| |съемниками | |
| |-- специальными | |
| |приспособлениями | |
| |-- подогревом под- | |
| |шипников до 120єС | |
|Разборка подшипников |Специальных устройств не | |
|скольжения |требуется | |
|Выемка обмотки |Электродвигатель помещают|Пазовая и витковая |
| |в герметически закрытую |изоляции теряют |
| |электропечь, в которой |механическую прочность |
| |поддерживается |и легко, по частям, |
| |температура 300є-400єС, и|извлекают из пазов. |
| |выдерживают в ней в | |
| |течение 4-6 часов | |
__________________________________________________________
1. Чтобы вал сильно не нагревался, подогрев надо вести интенсивно, одной
двумя автогенными грелками. Во избежание внутренних повреждений при
подогреве вал обертывают асбестовым картоном, смоченным в воде. 2.
Подшипники снимают с вала и заменяют новыми в случае их износа. 3. в
процессе разборки электродвигателя все детали, снятые с ротора и статора,
помещают в комплектовочный ящик, к которому прикрепляют бирку с указанием
ремонтного номера двигателя. Бирки также прикрепляют к статору, ротору и
каждому из подшипниковых щитов. При всех операциях по разборке
электродвигателя, а также при выемке обмоток производится дефектирование.
Все данные заносят в специальную ведомость.
Таблица8: Приемка в эксплуатацию электродвигателей. Разные требования.
|Объект или операция |Требование |Дополнение и пояснение |
|Указатели и надписи |-На электродвигателях и|Стрелки указывают |
| |приводимых ими |правильное направление |
| |механизмах должны быть |вращения приводимых |
| |нанесены стрелки |механизмов. |
| |направления вращения. | |
| |-На пускорегулирующих |Указатели нужны во |
| |устройствах должны быть|избежание ошибок при |
| |отмечены положения |включении и отключении |
| |«Пуск» и «Стоп». |электродвигателей. |
| |-Выключатели, | |
| |контакторы, магнитные |Надписи на аппаратуре |
| |пускатели, рубильники и|необходимы во избежание|
| |предохранители должны |ошибок при эксплуатации|
| |иметь надписи, |и ремонте |
| |указывающие, к какому |электродвигателей. |
| |электродвигателю они | |
| |относятся. | |
|Ограждения |Ограждениями должны |Ограждения должны быть |
| |быть закрыты выводы |установлены на |
| |обмоток статора, ротора|вращающихся частях |
| |и кабельные заделки. |машин. Снимать их при |
| | |работе машины |
| | |запрещено. |
|Защита |На двигателях, у |Защита должна |
|электродвигателей |которых возможна |действовать на |
|от перегрузки |систематическая |сигнал, автоматическую |
| |перегрузка по |разгрузку механизма или|
| |технологическим |на отключение |
| |причинам, | |
| |устанавливается защита | |
| |от перегрузки | |
|Предохранители |Плавкие вставки |Клеймо должно быть |
| |предохранителей должны |завода изготовителя или|
| |быть калиброваны с |электротехнической |
| |указанием на клейме |лаборатории. Применять |
| |номинального тока |некалиброванные вставки|
| | |запрещено. |
|Контроль тока |Для наблюдения за |Амперметр устанавливают|
| |пуском и работой |на пусковом щитке или |
| |электродвигателей и |панели. На шкале |
| |механизмов, |амперметра должно быть |
| |регулирование |отмечено красной чертой|
| |технологических |значение тока, |
| |процессов которых |превышающее номинальное|
| |ведется по току, должен|на 5%. |
| |быть установлен | |
| |амперметр в цепи | |
| |статора. | |
|Контроль напряжения |Наличие напряжения |Вольтметры или |
| |должно контролироваться|сигнальные лампы |
| |вольтметрами или |устанавливают на |
| |сигнальными лампами. |групповых щитках и |
| | |сборках. |
Техника безопасности
. ЭЛЕКТРОТРАВМАТИЗМ
Современный уровень технического прогресса невозможен без широкого
внедрения электрооборудования, что в свою очередь вызывает необходимость
постоянного совершенствования требований к его безопасному обслуживанию
и средств защиты.
Работа в области электробезопасности должна основываться на
продуманной, четкой, конкретной системе мероприятий, обеспечивающей
полное и точное выполнение «Правил технической эксплуатации
электроустановок потребителей» и «Правил техники безопасности при
эксплуатации электроустановок потребителей». Особое внимание
руководители электрохозяйства, должны уделять строжайшему выполнению
требований указанных Правил относительно содержания и эксплуатации
электрических сетей и станций, включая распределительные устройства, где
по данным статистики чаще всего происходят несчастные случаи. Большое
число несчастных случаев бывает при обслуживании и ремонтах
электропривода, пускорегулирующей аппаратуры, электрического освещения,
сварочных аппаратов, электрифицированного транспорта,
электрооборудования, подьемно-транспортных механизмов, ручного
переносного инструмента, а также высокочастотных установок.
Электроустановки по напряжению разделяются на две группы:
напряжением до 1000 В и свыше 1000 В. Практика свидетельствует, что
электротравмы, как уже было сказано выше, чаще случаются в
электроустановках с напряжением до 1000 В.
Большая часть несчастных случаев происходит из-за низкого уровня
организации работ, грубых нарушений Правил, в том числе:
1. Непосредственного прикосновения к открытым токоведущим частям и
проводам.
2. Прикосновения к токоведущим частям, изоляция которых повреждена.
3. Прикосновения к металлическим частям оборудования, случайно
оказавшихся под напряжением.
4. Касания к токоведущим, частям при помощи предметов с низким
сопротивлением изоляции.
5. Отсутствия или нарушения защитного заземления.
6. Ошибочной подачи напряжения во время ремонтов или осмотров.
7. Воздействия электрического тока через дугу.
8. Воздействия шагового напряжения и др.
. ДЕЙСТВИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
Электрический ток, действуя на организм человека, может привести к
различным поражениям: электрическому удару, ожогу, металлизации кожи,
электрическому знаку, механическому повреждению, электроофтальмии (табл
9).
Таблица 9. Характеристика воздействия на человека электрического
тока различной силы
|Сила тока, мА |Переменный ток 50 — 60 |Постоянный ток |
| |Гц | |
|0,6 — 1,5 |Легкое дрожание пальцев |Не ощущается |
| |рук | |
|2 — 3 |Сильное дрожание пальцев|Не ощущается |
| |рук | |
|5 — 7 |Судороги в руках |3yд. Ощущение нагревания|
|8 — 10 |Руки с трудом, но еще |Усиление нагревания |
| |можно оторвать от | |
| |электродов. Сильные боли| |
| |в руках, особенно в | |
| |кистях и пальцах | |
|20 — 25 |Руки парализуются |Еще большее усиление |
| |немедленно, оторвать их |нагревания, |
| |от электродов |незначительное |
| |невозможно. Очень |сокращение мышц рук |
| |сильные боли. | |
| |Затрудняется дыхание | |
|50 — 80 |Паралич дыхания. Начало |Сильное ощущение |
| |трепетания желудочков |нагревания. Сокращение |
| |сердца |мышц рук. Судороги. |
| | |Затруднение дыхания |
|90 — 100 |Паралич дыхания и сердца|Паралич дыхания |
| |при воздействии более | |
| |0,1 с. | |
Электрический удар ведет к возбуждению живых тканей; В зависимости
от патологических процессов, вызываемых поражением электротоком, принята
следующая классификация тяжести электротравм при электрическом ударе:
a. электротравма I степени — судорожное сокращение мышц без потери
сознания;
b. электротравма II степени — судорожное сокращение мышц с потерей
сознания,"
c. электротравма III степени — потеря сознания и нарушение функций
сердечной деятельности или дыхания (не исключено и то и другое);
d. электротравма IV степени — клиническая смерть.
Степень тяжести электрического поражения зависит от многих факторов:
сопротивления организма, величины, продолжительности действия, рода и
частоты тока, пути его в организме, условий внешней среды.
Исход электропоражения зависит и от физического состояния человека.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|