Рефераты

Тара и тарные операции в торговле

Тара и тарные операции в торговле

Министерство образования Российской Федерации

Московский государственный профессионально-педагогический колледж

Специальность: 0608

Группа: К-461

Курсовой проект

по предмету: «Организация и технология коммерческой деятельности».

Тема: «Тара и тарные операции в торговле».

Выполнил: Иванов Василий Николаевич

(фамилия и инициалы студента)

Проверила: Кухтенкова Юлия Александровна _

(фамилия, инициалы подпись)

Защитил с оценкой «____»

Москва 2001 г.

План:

1. Введение

3

2. Роль упаковки и тары в торгово-технологическом процессе 4

2.1.Классификация и характеристика основных видов тар 4

3. Стандартизация, унификация тары и качество тары

10

4. Практическая часть

4.1. Организация оборота тары в торговле 14

Заключение 16

Библиография

17

1. ВВЕДЕНИЕ

Я выбрал эту тему для выполнения своего курсового проекта, так как

данная тема вызвала у меня наибольший интерес, чем другие, ее актуальность

на сегодняшней день просматривалась даже в названии. Тара (упаковка) есть

неотъемлемая часть любого товара. В данном курсовом проекте я постараюсь

наиболее ярко выразить основные аспекты и проблемы, с которыми сталкиваются

предприятия в своих нелегких трудовых буднях.

2. РОЛЬ УПАКОВКИ И ТАРЫ В ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Перемещение большинства товаров из сферы производства в сферу

потребления невозможно без упаковки.

Упаковка — это средство или комплекс средств, которые обеспечивают

защиту товаров от повреждений и потерь, а окружающей среды от загрязнений.

Основным элементом упаковки является тара. Она представляет собой

изделие для размещения товара. Отдельные виды тары участвуют в процессе

обращения не только вместе с товаром, но и без него.

Элемент упаковки, который в комплексе с тарой или без нее выполняет

функцию упаковки, называется вспомогательным упаковочным средством.

Упаковка играет важную роль в торгово-технологическом процессе, так

как ее применение позволяет:

. защитить окружающую среду от вредного воздействия некоторых

товаров;

. защитить товары от влияния других товаров и внешней среды;

. обеспечить сохранность количества и качества товаров;

. упростить выполнение погрузочно-разгрузочных операций;

. эффективно использовать транспортные средства при перевозках

грузов;

. упростить количественный учет товаров;

. эффективно использовать емкость складских помещений;

. донести коммерческую информацию до потребителя товара.

Таким образом, применение упаковки во многом способствует рациональной

организации процесса товарного обращения, то есть транспортирования,

хранения и продажи товаров.

Процесс розничной продажи заметно ускоряется, если предлагаемые

покупателю товары упакованы в мелкую, соответствующую запросам

потребителей, тару. При этом возрастает производительность труда работников

торговли, повышается уровень культуры торгового обслуживания, улучшаются

показатели работы торгового предприятия.

Тара, применяемая в торговле, должна отвечать ряду требований

(экономическим, техническим, санитарно-гигиеническим, эстетическим).

Она должна быть недорогой в изготовлении. При перевозках товаров и

порожней тары обеспечить экономию средств можно за счет применения

портативной тары, а также тары, обладающей низким коэффициентом собственной

массы (отношение массы к объему).

Обязательным является соответствие материала, из которого изготовлена

тара, физико-химическим свойствам помещаемых в нее товаров. Конструкция

тары должна быть прочной и служить гарантией сохранности товаров при

перевозке и хранении.

Необходимо, чтобы тара отвечала эстетическим потребностям человека.

Она должна гармонично сочетаться с товаром, воздействовать на покупателя,

стимулируя его решение о покупке.

2.1. классификация и характеристика основных видов тары

Для упаковки товаров используется разнообразная тар. Это обусловлено

физико-химическими свойствами товаров, также применением различных

упаковочных материалов (т есть материалов, из которых изготавливается тара

и упаковка)!

Классифицируют тару по следующим основным признакам:

функции в процессе товарного обращения;

кратность использования;

принадлежность;

назначение;

метод изготовления;

конструктивные особенности;

прочность;

устойчивость к внешним воздействиям;

материал изготовления.

По выполняемым в процессе товарного обращения функциям тару

подразделяют на транспортную, потребительскую и тару-оборудование.

Транспортная тара применяется для транспортирования и хранения

товаров. Она образует самостоятельную транспортную единицу.

Потребительская тара поступает к потребителю с товаром и не выполняет

функцию транспортной тары. К ней относятся флаконы, бутылки, банки, тубы,

стаканчики, пакеты, коробки и т. п. Их стоимость включается в цену товара и

оплачивается конечным покупателем. К потребительской таре предъявляются

повышенные эстетические требования, она должна привлекать внимание

покупателя, а также содержать информацию об изготовителе, количестве,

потребительских свойствах и правилах использования товара, создавать товару

рекламу.

Разновидностями потребительской тары являются подарочная и порционная.

Художественно-конструкторское исполнение подарочной тары подчеркивает

назначение товара как подарка или сувенира. Порционная тара обеспечивает

использование размещенного в ней товара заданными дозами. Разовая

порционная тара, товар в которой зафиксирован в определенном положении, а

его извлечение происходит продавливанием или разрывом, называется

контурной.

Тара-оборудование представляет собой изделие, предназначенное для

укладывания, транспортирования, временного хранения и продажи из него

товаров.

В зависимости от кратности использования тара делится на разовую,

возвратную и многооборотную.

Разовая тара предназначена для однократного использования при

поставках товаров. К ней относится большинство видов потребительской тары,

а также подлежащая утилизации после использования транспортная тара.

Возвратной является тара, бывшая в употреблении, используемая

повторно.

Многооборотная тара предназначена для многократного ее

использования при поставках товаров, а потому, как правило, подлежит

обязательному возврату поставщику.

В зависимости от принадлежности следует различать тару общего

пользования и инвентарную. Инвентарной является многооборотная тара,

принадлежащая конкретному предприятию и подлежащая возврату данному

предприятию.

По назначению тару делят на универсальную, применяемую для затаривания

различных товаров, и специализированную — только для определенных товаров.

По методам изготовления различают бондарную, клееную, штампованную,

литую, сварную и другую тару.

По конструктивным особенностям тару подразделяют на неразборную,

разборную, складную, разборно-складную, закрытую, открытую, а также

штабелируемую.

Неразборная тара состоит из неразборных неподвижно соединенных частей.

Конструкция разборной тары позволяет разобрать ее на отдельные части и

вновь собрать, соединив сочленяющиеся элементы.

Конструкция и свойства складной тары позволяют сложить ее без

нарушения сочленения элементов и вновь придать таре первоначальную форму.

Разборно-складная тара сочетает в себе конструктивные особенности

разборной и складной тары.

Если конструкция тары предусматривает применение крышки или

другого затвора, то такая тара называется закрытой. Тара, применяемая без

крышки или другого вида затвора, относится к открытой.

Штабелируемой называется тара, конструкция и свойства

которой позволяют укладывать ее в устойчивый штабель.

По степени прочности тара бывает жесткой (деревянные и полимерные

ящики, бочки), полужесткой (картонные ящики, полимерные тубы), мягкой

(мешки, пакеты), а также хрупкой (различные виды стеклянной тары).

В зависимости от устойчивости к внешним воздействиям тара бывает пыле-

, свето-, жиро-, газо-, паро- и влагонепроницаемой.

По материалу изготовления тару подразделяют на деревянную, картонную,

бумажную, текстильную, металлическую, стеклянную, керамическую, полимерную

и комбинированную.

Деревянная тара получила наибольшее распространение в обращении.

Жесткая, способная выдерживать механическое воздействие, она хорошо

защищает товары при транспортировании. Однако деревянная тара обладает

высоким коэффициентом собственной массы, что увеличивает стоимость

перевозки в ней товаров. К этой группе тары относят ящики, бочки и корзины.

Ящики представляют собой транспортную тару, корпус которой образован

прямоугольным дном, двумя торцовыми и боковыми стенками, с крышкой или без

нее. Они бывают дощатые (изготовленные из пиломатериалов заданных

размеров), тонкостенные дощатые (из тонких, толщиной не более 10 мм,

дощечек), фанерные (из фанеры с планками из пиломатериалов),

древесноволокнистые (из древесноволокнистой плиты с планками из

пиломатериалов) и комбинированные.

Кроме того, деревянные ящики различают:

по назначению (универсальные и специализированные, например, фанерные

ящики для чая);

по конструкции (разборно-складные и неразборные);

по способу соединения деталей (плотные и решетчатые);

по виду крепления деталей (проволочными скобами, гвоздями и др.);

по размерам (устанавливаются стандартами, исходя из габаритных

размеров и массы упаковываемого груза, которая может достигать 20000 кг) и

другим признакам.

Разновидностью деревянных ящиков являются лотки, представляющие собой

ящик, высота которого не превышает 110мм.

Деревянные бочки, как и ящики, относятся к транспортной таре. Корпус

бочки имеет цилиндрическую или параболическую форму. Он состоит из стянутых

металлическими или деревянными обручами клепок (специально обработанных

деталей), образующих остов. На внутренней поверхности остова имеется

уторный паз — углубление по длине окружности, предназначенное для вставки

дна. В месте соединения корпуса бочки с дном располагается уторный обруч, в

той части бочки, которая имеет наибольший диаметр — пуковый, а между ними —

шейный.

Клепки бочек могут быть изготовлены из пиленой или коло-j той

древесины или многослойного шпона (для фанерно-штампованных бочек).

В зависимости от назначения деревянные бочки делят на сухотарные и

заливные. Сухотарные бочки предназначены для хранения и перевозки сухих

молочных продуктов, яичного порошка, охлажденной рыбы, сухой краски и др. В

заливные бочки затаривают тузлучные продукты, плодоовощные продукты с

рассолом, пиво, вина, соки и другие жидкие продукты, а также пищевые жиры,

замороженные плоды и ягоды и т. п. В этих бочках обычно высверливают одно

или два наливных отверстия, которые закупоривают пробками.

Вместимость бочек может быть различной. Например, бочки для коньяка,

вин, соков и морсов имеют вместимость от 50 до 600 дм3, для пива — 50 и 100

дм3. Для большинства других товаров изготавливают деревянные бочки

вместимостью от 5 до 250 дм3.

Наряду с бочками для затаривания сыпучих и пастообразных товаров

применяют барабаны — транспортную тару с. корпусом цилиндрической формы,

без обручей, с плоским] дном и крышкой. Их изготавливают из фанеры или

древесины и используют для хранения и перевозки грузов массой до; 200 кг.

Одной из разновидностей деревянной тары являются корзины. Они бывают

прутяные и драночные. Используют их для сбора, хранения и перевозки ягод,

плодов, овощей, а также рыбы и других продовольственных товаров.

Картонная тара широко применяется для упаковки многих

продовольственных и непродовольственных товаров. Она обладает небольшой

удельной массой по отношению к затариваемой продукции. Изготавливают такую

тару прессованного, литого или склеенного картона, для производства

которого используют древесину и ее отходы, целлюлозу макулатуру.

Наиболее распространенным видом транспортной картонной тары являются

ящики. Их изготавливают из цельного листа плоского или гофрированного

картона, сшитого проволочными скобами или стальной лентой. Дно и крышка

ящика образуются четырьмя клапанами, стыки которых заклеивают бумажной

клейкой лентой. Картонные ящики делают складными, что упрощает процесс их

хранения и транспортирования в порожнем виде.

Потребительская картонная тара — это коробки и пачки. Коробки имеют

разнообразную форму, плоское дно, а закрываются они клапанами или крышкой

(съемной или на шарнире). Пачка закрывается клапанами, а ее корпус имеет

форму параллелепипеда.

Бумажная тара применяется для затаривания сыпучих и штучных товаров. К

ней относятся мешки и пакеты.

Мешки изготавливают двух типов: с открытой или закрытой клапаном

горловиной. Для их производства используют мешочную бумагу, которая может

быть многослойной, ламинированной полиэтиленом или пропитанной специальными

составами.

Пакеты бывают двух типов: одинарные и с внутренним пакетом-вкладышем.

Для производства наружных и одинарных пакетов используют бумагу с

полимерным покрытием, мешочную бумагу, а также специальную бумагу для

упаковки продуктов на автоматах. Внутренние пакеты изготавливают из

пергамента или парафинированной бумаги. Бумажные пакеты склеивают, а у

пакетов из комбинированных материалов швы сварные.

Текстильная тара — это паковочные ткани и тканевые мешки.

Паковочные ткани (хлопчатобумажные, льняные, льноджуто-кенафные)

служат для упаковки в виде рулонов, кип, тюков ковровых изделий, тканей и

других товаров.

Тканевые мешки шьют из льняных, полульняных, льноджуто-кенафных и

других мешочных тканей. По назначению они делятся на продуктовые мешки (для

упаковки муки, крупы и других сыпучих продуктов) и мешки для сахара.

Выпускают мешки обычной и повышенной прочности. Вместимость их чаще всего

равна 50 или 100 кг, но может быть и другой.

Металлическая тара применяется для затаривания, транспортирования и

хранения жидких, летучих, огнеопасных и других товаров, обладающих

специфическими свойствами. Сюда относят бочки, барабаны, фляги, канистры и

баллоны (в том числе аэрозольные). Их изготавливают из листовой стали,

жести, алюминия.

Для фасовки пищевых нестерилизуемых продуктов (чай, кофе, кондитерские

изделия и т. п.) предназначены жестяные банки с крышкой, а для

консервируемой продукции — банки для консервов. К таре, предназначенной для

пищевых продуктов, предъявляются повышенные санитарно-гигиенические

требования. Так, внутреннюю поверхность банок для консервов покрывают

специальными лаками или эмалями, препятствующими взаимодействию содержимого

тары с металлом.

Стеклянная тара служит для упаковки жидких продовольственных (соки,

алкогольные и безалкогольные напитки и др.) и непродовольственных

(парфюмерно-косметические изделия, средства бытовой химии и др.) товаров. К

ней относятся баллоны (бутыли), бутылки, банки и флаконы различной формы и

емкости, изготовленные из бесцветного или окрашенного стекла.

Из-за хрупкости стеклянную тару транспортируют либо в специальных

полимерных ящиках с гнездами, либо в ящиках, заполненных прокладочными

материалами (стружкой, картоном и т. п.).

Керамическая тара, как правило, значительно увеличивает

стоимость товара, поэтому наиболее часто применяют в качестве

подарочной тары для упаковки чая, ликероводочных изделий и парфюмерии.

Полимерная тара находит все более широкое применение, так как

обладает небольшой удельной массой, высокой механической прочностью, низкой

влагопроницаемостью.

Применение полиэтиленовой и полипропиленовой пленки различной толщины

позволяет с помощью вакуумно-упаковочного оборудования герметично

упаковывать пищевые продукты, значительно увеличивая срок их хранения.

Тара, изготовленная различными способами из полиэтилена,

полипропилена, полистирола, поливинилхлорида и пенополистирола

(пенопласта), позволяет заменить некоторые виды тары из других материалов.

Например, полимерную тару можно использовать вместо деревянных ящиков и

бочек, тканевых мешков, стеклянных бутылок и флаконов, бумажных мешков и

пакетов. Однако такая замена не всегда возможна, в частности, из-за

отрицательного воздействия на организм человека соединений, образующихся

при взаимодействии некоторых полимерных материалов с пищевыми продуктами.

Комбинированную тару изготавливают из двух или более различных

материалов. Некоторые виды такой тары (бумажные мешки, пакеты) были

рассмотрены ранее. К этому же типу относятся ящики, материалом для

производства которых служит резофан (листовой материал, состоящий из трех

слоев: внутреннего эластичного — из невулканизированной резины и внешних —

из шпона).

3. стандартизация, унификация и качество тары

В обращении постоянно находится большое количество разнообразной тары.

Это разнообразие затрудняет работу по ее обслуживанию (транспортирование,

хранение, учет). В связи с этим большое значение имеет стандартизация и

унификация тары.

Стандартизация предусматривает замену излишнего многообразия тары

одинакового назначения оптимальным (как правило, небольшим) числом наиболее

рациональных ее видов и типов.

С этой целью применяются стандарты, разрабатываемые как на нормы,

правила, требования различного характера (нормативные стандарты), так и на

материальные предметы (предметные стандарты).

Нормативные стандарты содержат термины и определения, общие

технические условия, методы испытания тары в зависимости от ее функций

(транспортная, потребительская) или отдельных видов тары. Предметные

стандарты нормируют различные показатели конкретных видов и типов тары, в

том числе и с учетом ее назначения, то есть той продукции, для которой она

предназначена.

Одним из методов стандартизации тары является ее унификация, то есть

приведение различных видов тары к наименьшему числу типоразмеров (типов

тары одного размера).

Система размеров тары устанавливается на базе модуля (исходной

меры). Таким модулем признаны номинальные размеры поддона 800x1200 мм.

Транспортная тара, размеры которой лежат в пределах модуля,

называется малогабаритной, а тара, размеры которой превышают модуль —

крупногабаритной.

Унифицированные размеры тары определяются следующим образом;

наружные размеры транспортной прямоугольной тары должны быть такими,

чтобы при укладке на поддон его площадь использовалась максимально. Иными

словами, они рассчитываются делением линейных размеров поддона на

количество единиц тары, размещаемой на нем. При расчете наружных размеров

тары круглого сечения применяют тот же принцип;

внутренние размеры транспортной тары должны быть кратными наружным

размерам размещаемой в них тары.

наружные размеры потребительской тары рассчитывают, исходя из

внутренних размеров предназначенной для них транспортной тары.

Стандартами не только устанавливаются размеры тары, но и рекомендуются

примерные схемы ее размещения на поддоне, что позволяет наиболее эффективно

использовать его площадь (рис. 1).

| |

|Рис. 1. Примерные |

|схемы размещения |

|транспортной тары на |

|поддоне размером |

|800x1200 мм (в плане) |

Следует отметить, что модульная система унифицированных размеров

применяется не только для тары, но и для транспортных средств, складов,

средств механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ. Это

способствует повышению эффективности использования средств транспорта и

емкости складских помещений.

Одним из наиболее важных показателей тары является ее качество.

Качество новой, не бывшей в употреблении, тары нормируется стандартами

по ряду показателей (безопасности, надежности, эргономическим и др.), в

зависимости от ее назначения.

Качество тары, находящейся в обращении, определяется в соответствии с

требованиями специальных правил.

Так, в соответствии с Правилами обращения возвратной деревянной и

картонной тары деревянные ящики (дощатые, комбинированные и из листовых

древесных материалов) по качеству подразделяются на следующие категории:

• ящики, требующие ремонта;

• ящики деревянные отремонтированные.

Возвратными ящиками, требующими ремонта, считаются ящики, у которых

имеется одно из следующих повреждений:

поломка (отсутствие) до четырех дощечек или планок, за исключением

вертикальных планок торцовых стенок плотных и решетчатых дощатых ящиков;

поломка (отсутствие) одной дощечки в одной из стенок или дне лотков

для плодов и овощей;

повреждение металлической ленты или проволоки, уголков из ленты,

расшатанность;

наличие торчащих гвоздей.

В отремонтированных ящиках указанные повреждения должны быть

устранены. В них допускаются следующие отступления от нормативно-

технической документации, в соответствии с которой они были изготовлены:

увеличение толщины дощечек и планок до 3 мм;

просветы между дощечками в плотных ящиках до 5 мм, в решетчатых — не

более 5 мм сверх предусмотренных стандартами;

сквозные трещины не более 1/2 длины;

несквозные сколы дощечек боковых стенок, дна, крышки, в пределах,

предусмотренных для обзола;

сквозные сколы не более 1/2 длины и шириной до 10 мм, но не более трех

в решетчатых ящиках;

наличие отверстий от выдернутых гвоздей;

наличие отверстий от выпавших сучков в решетчатых ящиках;

увеличение количества гвоздей и скоб;

расслоение и коробление листов фанеры, излом древесно-волокнистой

плиты в ящиках из листовых древесных материалов, не превышающий 5% площади

каждой детали без нарушения их целостности;

поверхностная коррозия на металлических креплениях;

применение металлической ленты или проволоки, соединенных из двух или

трех частей (в замок или внахлест — для металлической ленты, скруткой

концов — для проволоки);

отклонения по внутренним размерам ящиков, длине досок, планок и ширине

щитов не более 5% (в ящиках, предназначенных для упаковки продукции в

стеклянной таре, допускаются только в сторону увеличения);

отсутствие маркировки завода-изготовителя, характеризующей тару.

Детали ящиков, а также ящики с повреждениями, не позволяющими отнести

их к ящикам, требующим ремонта, считаются деревянным тароматериалом. Он

должен иметь размеры по длине не менее 500 мм (кроме ящиков, изготовленных

по стандартам), а по сечению (дощечки, планки, детали обшивки, обрешетка) —

не менее 9x40 мм.

В соответствии с теми же Правилами возвратные картонные ящики по

качеству подразделяются на:

• ящики, требующие ремонта;

• ящики картонные отремонтированные.

Ящики, требующие ремонта, в свою очередь, делят на две категории, в

зависимости от характера имеющихся у них повреждений.

К первой категории относятся ящики годные для повторного

использования, чистые с внутренней стороны, без сквозных повреждений, с

цельными клапанами и укомплектованные вспомогательными упаковочными

средствами, с наличием скрепок. В них допускаются обрывки клеевой ленты и

этикеток.

Ко второй категории относятся ящики годные для повторного

использования, с деформацией двух стенок до 15% их площади, имеющие до

четырех сквозных повреждений, но не более двух на одной стенке, размером по

длине и диаметру до 5 см или с оголенной гофрой размером по длине не более

12 см, по ширине до 6 см, наличие скрепок, обрывков клеевой ленты и

этикеток.

Допускается загрязнение внутренней поверхности ящиков следами

упакованной в них продукции, не более двух мест на ящик, площадью до 50

см2.

В отремонтированных ящиках должны быть устранены указанные

повреждения, но при этом допускаются следующие отклонения от требований

нормативно-технической документации:

деформация двух стенок до 15% их площади;

заклеенные сквозные отверстия размером по длине и по диаметру не более

5 см, в количестве не более четырех на ящик и не более двух на одной

стенке;

заклеенная оголенная гофра размером по длине не более 12 см и по

ширине до 6 см, в количестве не более двух штук;

размер наклеек должен превышать размеры повреждений и загрязнений не

менее чем на 2-3 см. Клеевая лента должна быть приклеена ровно, не иметь

пузырей, морщин и складок.

В отремонтированных ящиках неприклеенные обрывки старой клеевой ленты

не допускаются.

Картонным тароматериалом считаются картонные ящики, имеющие

повреждения, превышающие предусмотренные для ящиков второй категории, но не

более указанных ниже:

пяти сквозных повреждений в ящике, размером по длине и ширине до 10

см;

излом картона, расслоение или оголение гофры картона до 15% площади

каждой стенки или клапана;

отрыв клапанов или отсутствие стенок ящика;

загрязнение наружной или внутренней поверхности ящиков маслами до 10

см2 на каждой стенке.

Кроме названного выше документа в торговле применяются и Правила

применения, обращения и возврата многооборотных средств упаковки. В них, в

частности, определены требования к качеству находящихся в обращении

тканевых мешков.

Мешки тканевые из-под сахара подразделяют на три категории.

К первой категории относятся мешки новые, отечественные или импортные,

а также бывшие в употреблении, сухие, не прелые, без заплат, штопок и дыр.

Ко второй категории — мешки бывшие в употреблении, сухие, не прелые,

имеющие или требующие не более трех заплат или штопок.

К третьей категории — мешки бывшие в употреблении, сухие, не прелые,

имеющие или требующие на более пяти заплат или штопок.

При наличии на поверхности мешков сахарной корки категории их качества

не снижаются.

Мешки тканевые из-под хлебопродуктов и семян сельскохозяйственных

культур по качеству делятся тоже на три категории и по тем же признакам.

Мешки первой и второй категорий используются для упаковки всех видов и

сортов муки, крупы и сортовых семян сельскохозяйственных культур. Мешки

третьей категории — для упаковки муки, крупы (кроме риса, пшена, манной

крупы и бобовых), зерна, сортовых семян сельскохозяйственных культур, семян

трав, комбикормов, пищевых жмыхов, шрота и отрубей.

Категории мешков не снижаются:

при наличии заплат, штопок и дыр на горловине мешка (верхней части

шириной 10 см) или нашитой на горловину ленте, как на части, так и по всей

окружности мешка;

при распоротом шве длиной не более 20 см, не затрагивающем ткань

мешка;

при загрязнении мешка маркировочной краской;

при наличии пятен или остатков мучной корки (клейстера) после удаления

бумажных маркировочных ярлыков;

при разреженности ткани мешка вдоль шва.

Категории затечных мешков (с тестовой коркой общей площадью 200 см2 и

более) определяются после обработки и удаления затечки.

Новые мешки, получаемые от промышленности, подлежат обязательному

клеймению до упаковывания в них хлебопродуктов и семян. Мешки, бывшие в

употреблении, после их обработки подлежат клеймению на специализированных

ремонтных предприятиях.

Клеймение производится штампом размером 75x35 мм несмывающейся

краской, который ставится в середине мешка на расстоянии 30-40 см от кромки

горловины. В штампе слева ставятся буквы, обозначающие название материала,

из которого изготовлен мешок, а затем цифры «1», «2» или «3», обозначающие

категорию мешка. Она определяется по последней стоящей в штампе цифре.

4. практическая часть

4.1. организация оборота тары в торговле

Под оборотом тары понимают ее обращение между двумя последовательными

заполнениями. В торговле выполняется целый ряд операций, связанных с

обращением тары. Основными из них являются:

• приемка тары, поступившей с товаром;

• вскрытие и высвобождение тары из-под товара;

• хранение тары;

• возврат тары;

• документальное оформление операций с тарой.

На предприятиях торговли происходит приемка тары по количеству и

качеству. Она осуществляется в порядке, установленном договором купли-

продажи или поставки. При этом стороны договора могут ссылаться в нем на

правила, записанные в инструкциях о порядке приемки продукции

производственно-технического назначения и товаров народного потребления по

количеству и качеству.

Приемка тары осуществляется материально ответственными лицами

одновременно с приемкой поступившего в ней товара. Количество поступившей

тары сверяется с указанным в сопроводительных документах. При проверке

качества и комплектности тары руководствуются нормами соответствующих

нормативно-технических документов, устанавливающих требования к ним.

Кроме того, проверяется правильность маркировки. Характеризующая тару

маркировка должна содержать: наименование предприятия-изготовителя тары или

его товарный знак;

обозначение стандарта или другой нормативно-технической документации;

надпись «Многооборотная» (для многооборотной тары).

В случае выявления расхождений в количестве тары или ее ненадлежащего

качества покупателем составляется акт, служащий основанием предъявления

претензии поставщику. Более подробно вопросы приемки на предприятиях

оптовой и розничной торговли рассмотрены в соответствующих главах учебника.

Вскрытие тары производят в определенной последовательности с помощью

специального инвентаря (рис. 2), что позволяет избежать ее повреждений.

Такой инвентарь включает различные приспособления, при помощи

которых производится вскрытие деревянной, металлической и мягкой тары.

Сюда относят съемники обручей, гвоздодеры-ножницы для выдергивания гвоздей

и резки упаковочной ленты, гвоздодеры ударные для выдергивания гвоздей и

шурупов, головки которых не выступают над поверхностью тары, обыкновенные

гвоздодеры, хозяйственные молотки, клещи, ключи для вскрытия резьбовых

металлических бочек. Для выполнения комплекса операций по вскрытию тары

применяют комбинированные инструменты — молоток-гвоздодер-ножницы, молоток-

топорик-гвоздодер и др. Вскрытие тканевых и бумажных мешков производят

специальным ножом для вскрытия мягкой тары.

|Рис. 2. Инвентарь для вскрытия|

|тары: |

|1 — гвоздодер-молоток; 2 — |

|клещи; 3 — гвоздодер |

|обыкновенный; 4 — томагавк; 5 |

|— гвоздодер-ножницы; 6 — |

|гвоздодер-молоток-ножницы; 7 —|

|фигурный рычаг; 8 — съемники |

|для обручей; 9 — бондарная |

|сбойка; 10 — нож для |

|вспарывания мешков; 11 — |

|деревянный молоток |

Освобожденную из-под товаров тару очищают, сортируют по видам,

назначению и категориям.

Хранят тару в специально отведенных помещениях или под навесом,

защищающим ее от воздействия прямых солнечных лучей и атмосферных осадков.

Располагают тару на деревянных решетках, настилах, подтоварниках. Условия

хранения тары различных видов и типов определяются соответствующими

стандартами.

Многооборотная тара хранится на предприятиях торговли до накопления

отгрузочных партий. Разовая тара после освобождения из-под товара в

большинстве случаев подлежит утилизации.

Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрена обязанность

покупателя (получателя) возвратить поставщику многооборотную тару и

средства пакетирования, в которых поступил товар, если иное не установлено

договором поставки. Порядок и сроки возврата тары установлены законом,

иными правовыми актами, принятыми в соответствии с ними обязательными

правилами или договором. Прочая тара, а также упаковка товара подлежат

возврату поставщику лишь в случаях, предусмотренных договором.

Как правило, в договорах предусматривается имущественная

ответственность покупателя не только за несвоевременный возврат тары, но и

за возврат тары более низкого, чем при получении, качества. Поэтому на

многих предприятиях оптовой торговли и в крупных магазинах создаются

ремонтные мастерские, производящие ремонт тары перед ее отправкой

поставщикам.

Завершающая операция с тарой на предприятиях оптовой и розничной

торговли — ее вывоз — производится на основании товарно-транспортной

накладной.

Предприятия торговли могут возвращать многооборотную тару

непосредственно поставщикам или сдавать ее на тарные предприятия (склады),

основная задача которых — сбор, ремонт, очистка, хранение и возврат тары

предприятиям-поставщикам.

Тарные склады имеют в своем распоряжении надлежаще оборудованные

автомобили для централизованного вывоза тары, а также мастерские,

оснащенные современным деревообрабатывающим и другим оборудованием.

Организация таких предприятий-складов способствует снижению потерь по таре.

5. заключение

При выполнении работы, я сделал выводы, о том, как сегодня важна

упаковка для товара, ведь без красочной упаковки товар пользовался бы

приблизительно на 30 % меньше спросом, чем тот же товар, но в упаковке.

Упаковка дает первое представление о товаре, по одежке встречают, и несет

потребителю информацию о составе и качестве товара (продукта). Конечно,

хотелось бы, чтоб за красочной упаковкой скрывались бы не «подводные

камни», а товар достойного качества, к сожалению такое в последнее время

редкое явление.

6. библиография

1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Принят

Государственной Думой 22 декабря 1994 г.

3. Правила продажи отдельных видов товаров. Утверждены постановлением

правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. №55 с

изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Правительства

Российской Федерации от 20 октября 1998 г. №1222.

4. Панкратов Ф. Г., Серегина Т. К. Коммерческая деятельность: Учебник для

студентов высших и средних специальных учебных заведений. — М.:

Маркетинг, 1998.

5. Рынок: Бизнес. Коммерция. Экономика. Толковый терминологический словарь

/Сост. В: А. Калашников. — М.: Маркетинг, 1998.

6. Торговый бизнес в России: правовое обеспечение. Справочник. — М.:

Маркетинг, 1996.


© 2010 Современные рефераты