Рефераты

Торгово-экономическое сотрудничество между Монголией и Российской Федерацией

Торгово-экономическое сотрудничество между Монголией и Российской Федерацией

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ИНСТИТУТ

МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РФ

КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

ИТОГОВАЯ РАБОТА

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ МОНГОЛИЕЙ И РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИЕЙ

Студента 4-го курса

Факультета МЭО

ЦОЛМОНА Э.

Научный руководитель:

к.э.н., доц. КАЛИБЕРДИН А.Г.

МОСКВА – 2003

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. Краткий обзор развития торгово-экономических

отношений Монголии и России……………………………………...…..….6

1. Исторические аспекты монгольско-российского

торгово-экономического сотрудничества……………………………..……..6

2. Договорно-правовая база торгово-экономических

отношений Монголии с Россией….……………….…………………...…….12

3. Характеристика торгово-экономических связей

Монголии и России на современном этапе………...…………………….…16

ГЛАВА II. Актуальные внешнеэкономические проблемы

между Монголией и Россией……………………………………………….21

1. Вопрос о задолженности Монголии по кредитам

бывшего

СССР....................................................……………………………....

21

2. Проблема управления совместным

предприятием ГОК

«Эрдэнэт»............................................…....…....….....…2

4

ГЛАВА III. Анализ ключевых аспектов российско-монгольских

торгово-экономических отношений………………………………………31

1. Межрегиональное сотрудничество и приграничные

связи...........……………………………………………………………………..31

2. Российская инвестиция в Монгольскую

экономику……………………….………………………………………….…..35

3. Перспективы развития торгово-экономических связей

Монголии с Россией……………………………………………………….….40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….44

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………....47

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..51

ВВЕДЕНИЕ.

Международная торговля является традиционной и основной формой

международных экономических отношений. Важнейшей тенденцией международной

торговли являются быстрые темпы роста в результате углубления разделения

труда и интернационализации мирового хозяйства, НТП, усиление роли ТНК в

международной торговле, увеличение масштабов и темпов вывоза капитала.

Данная тенденция имеет особую специфику для Монголия. В настоящее время

Монголия проводит широкую открытую внешнеэкономическую политику, имеет

торгово-экономические отношения более чем с 60 странами мира, соблюдая

принцип равноправия в отношениях с любой страной. Приоритетом является

сотрудничества с соседними странами – Российской Федерацией и Китайской

Народной Республикой.

Во-первых, это объясняется географическим положением Монголии, которое

предопределило взаимоотношения наших стран.

Во-вторых, исторически монгольский и российский народы связывают давние

дружественные отношения. Независимо от социально-экономического устройства

и политических режимов, существовавших в Монголии и России, взаимоотношения

двух стран развивались, народы двух государств имели тесные контакты, были

связаны крепкими экономическими, политическими, культурными и другими

отношениями.

В третьих, необходимость сотрудничества вызвана тем, что еще не в

полной мере используются имеющиеся ресурсы и возможности для развития

двусторонних торгово-экономических отношений, что связано с временными

трудностями переходного периода наших стран.

И, наконец, в четверых, от дальнейшего развития и расширения

внешнеэкономических связей Монголии с Россией в большой степени зависит и

дальнейшее социально-экономическое развитие Монголии.

Таким образом, с учетом приоритета эти связи должны быть направлены на

расширения и углубления внешнеэкономические связи с Российской Федерацией,

на качественно новом, более высоком уровне.

Актуальность данной темы вытекает из потребностей изучения состояния

торгово-экономических отношений Монголии и России на современном этапе. Это

позволить создать новый механизм экономического сотрудничества между

Монголией и Россией, который соответствовал и срабатывал бы в условиях

рыночной экономики.

В связи с этим целью итоговой работы является анализ торгово-

экономических связей России и Монголии в условиях перехода к рыночным

отношениям и определение перспективы дальнейшего развития двусторонних

отношений.

Для достижения указанных целей автор поставил перед собой следующие

основные задачи:

- дать краткий исторический экскурс торгово-экономических связей

Монголии и России;

- рассмотреть влияние результатов радикальных экономических реформ

в Монголии и России на экономических взаимоотношениях между

нашими странами;

- раскрыть основные проблемы, препятствующие расширению и

дальнейшему развитию двусторонних торгово-экономических

отношений;

- определить место и роль межрегиональных и приграничных монгольско-

российских торгово-экономических связей последних лет в

экономической жизни Монголии;

- оценить масштабы и роль российской инвестиций в экономику

Монголии;

- проанализировав торгово-экономическое сотрудничество двух стран,

определить дальнейшие перспективы развития внешнеэкономических

связей между Монголией и Россией.

Хронологические рамки – 1992-2002 гг. Выбор нижней рамки итоговой

работы обусловлен переходом к новой рыночной модели, основанной на рыночных

отношениях и демократических принципах в двух странах. Это дает возможность

провести сравнительный анализ историй торгово-экономических отношений

Монголии и России с ее современным состоянием. Выбор верхней границы –

2002г. – связан со стремлением автора, довести исследование насколько это

возможно до наших дней.

Теоретическую и методологическую основу работы составили труды ведущих

российских и монгольских экономистов по общим проблемам развития мировой

экономики, международных экономических отношений, внешнеэкономическим

связям. Содержащиеся в их исследованиях ценные выводы и результаты были

учтены в работе.

В работе над итоговой использованы труды ряда ученых, профессоров

нашего университета в т.ч. И.Н. Устинова, Н.Н. Ливенцева, В.Б. Буглая.

Проблеме внешнеэкономических связей Монголии с РФ рассматривались в

работах Г.С. Яскина, В.В. Грайворонского, М.И. Гольмана, В. Соколинского.

Изучение современного состояния торгово-экономических взаимоотношений

России и Монголии получило широкое развитие в трудах монгольских ученых.

Современные исследования опираются на труды Ц. Пунцагнорова, Ц. Батбаяра,

Б. Баабара, Д. Ганзорига.

Источником фактического материала для анализа послужили официальные

документы, законодательные акты, данные статистики, публикации в

периодической печати на монгольском и русском языках.

Данная работа состоит из введения, трех основных глав, заключения,

списка использованной литературы и приложения.

ГЛАВА 1. КРАТКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МОНГОЛИИ И

РОССИИ.

1. Исторические аспекты монгольско-российского торгово-

экономического сотрудничества.

Связи между Россией и Монголией уходят своими корнями в глубокое

прошлое, но непосредственно межгосударственные отношения между ними стали

развиваться с начала ХVII в., когда районы расселения монголов и их земель

стали соотноситься с границами российских владений.

Обмен посольствами между Монголией и Россией впервые состоялся в 1608

году. Для развития монгольско-российских отношений в тот период большое

значение имел Нерчинский договор 1689 г., регулировавший торговлю между

Монголией и Россией.

После утраты монголами своей независимости в 1691 г. монгольско-русские

отношения вплоть до 1911 г. регулировались русско-китайскими правовыми

актами.

Несмотря на строгие ограничения и запреты цинских правителей, между

монголами и русскими существовали тесные связи и хорошие взаимоотношения.

Пограничное население ступало между собой в непосредственные контакты. На

монгольско-русской границе шла мелкая розничная торговля, получил развитие

торговый караванный путь, пересекавший Внешнюю Монголию с севера на юг и

проходивший через российский город Кяхту.

Со временем торговля между Монголией и Россией стала осуществляться не

только по всей границе, но и затрагивая внутренние районы Монголии. Чайная

торговля и привоз из России в Китай пушнины, сукна, тканей через Кяхту-Ургу-

Калган-Пекин привела к тому, что общий объем русско-монгольской торговли с

1861 по 1900 гг. вырос в 80 раз.

Монголия экспортировала в Россию не только мясо, но и другие продукты

животноводства (кожа, шерсть, конский волос, войлок и др.), которые

проходили обработку на российских предприятиях в Монголии. В среднем,

начиная с 1908 г. только через Западную и Северную границы Монголии

ежегодно поставлялось 340 тыс. голов скота, а в 1911 г. российские

скотопромышленники закупили в Монголии 1,1 млн. голов. Живой скот составлял

40% всего русского экспорта из Монголии. В стоимостном выражении общий

годовой оборот монгольско-российской торговли возрос с 15 млн. в 1910 г. до

19,5 млн. руб. в 1917 г.

В 1912-1915 гг. на монгольский рынок выходят российские фирмы и сумели

наладить ввоз на монгольский рынок ранее традиционных для китайских

торговцев товаров – чая и далембы (вид сукна), пользовавшихся особым

спросом у монголов.

По инициативе российского представительства в Урге создавались русские

и монгольские предприятий, из числа которых, в первую очередь, следует

назвать российско-монгольскую типографию, телеграф, строительство

электростанции в Урге и др. Русские торговцы с помощью властей занимались

ремонтом и улучшением дорог, по которым проходили основные торговые

маршруты, без которых невозможно было вести успешную торговлю.

Таким образом, до начала XX в. Монголия и Россия имели тесные

многосторонние связи. Широкое развитие взаимоотношения двух стран в области

торговли в начале XX в. объективно способствовали экономическому развитию

Монголии.

Новый этап взаимоотношений двух стран начался после Октября 1917 г. в

России и победы Народной революции 1921 г. в Монголии. В 1921 году был

подписан Договор о дружбе и сотрудничестве между Россией и Монголией, в

рамках чего началось развиваться двусторонние, в том числе торгово-

экономическое сотрудничество.

В 1923 г. между Советской Россией и Монголией было заключено первое

торговое соглашение. Доля Советского Союза во внешней торговле Монголии

быстро росла. Если в 1923-1924 гг. на СССР приходилось всего 14%

монгольского экспорта, то в 1928-1929 гг. – 85,5% (напомним, что еще в 1926

г. доля иностранных капиталистических фирм в монгольском экспорте

составляла 60,7%; в импорте – 77,6%)[1].

В процессе расширения торговли между нашими странами происходило

вытеснение из товарооборота Монголии иностранного капитала (табл.1). Уже в

1931 г. Советский Союз становится единственным покупателем монгольского

скота и сырья и превращается в основного поставщика промышленных товаров в

МНР.

Таблица 1. Внешняя торговля МНР в 1928-1931 гг., %

|Год |Экспорт товаров, % |Импорт товаров, % |

| |из МНР в |из МНР в |из СССР в |из других стран |

| |СССР |другие страны |МНР |в МНР |

|1928 |57,8 |42,2 |23,8 |76,2 |

|1929 |85,5 |14,5 |48,3 |51,7 |

|1930 |90,2 |9,8 |74,9 |25,1 |

|1931 |99,2 |0,8 |90,7 |9,3 |

Источник: История Монгольской Народной Республики. М.: Наука, 1983,

с.206.

Индустриализация МНР предполагала создание, прежде всего отраслей

легкой и тяжелой промышленности, для развития которых в стране имелись

необходимые природные и экономические ресурсы.

В 30-х гг. были заложены основы промышленности Монголии. В 1933 г.

вступила в строй Хатхылская механизированная шерстомойка. В марте 1934 г.

было пущено в эксплуатацию первое крупное промышленное предприятие –

промкомбинат в Улан-Баторе2. Одновременно со становлением промышленности

Монголии шло развитие топливно-энергетической базы. К 1940 г.

промышленность Монголии превратилась в самостоятельную отрасль народного

хозяйства, выпускавшую почти 20% общего объема продукции, производимого МНР

в тот период.

Экономическая помощь Советского Союза Монголии в тот период играла

огромную роль и проявлялась в самых различных формах: СССР поставлял МНР

машины, оборудование, строительные материалы для предприятий

промышленности, транспорта и связи; в порядке экономической и технической

помощи помогал строить своими силами и средствами промышленные предприятия;

готовил инженерно-технические кадры для молодой промышленности.

Быстрое развитие промышленности в Монголии началось с 50-х гг. Именно в

этот период в МНР строились крупные промышленные предприятия,

осуществлялась техническая реконструкция заводов и фабрик. С середины 50-х

гг. крупные предприятия стали определять дальнейшее развитие промышленного

производства в стране, что привело к резкому росту основных фондов

промышленности и численности рабочих, инженерно-технических работников и

служащих.

В конце 50-х гг. удельный вес промышленного производства в экономике

Монголии значительно увеличился, кроме этого имелись большие перспективы,

связанные с будущим развитием добывающей и обрабатывающей отраслей

промышленности оказывавших большое влияние на развитие страны. В конце 1950-

х гг. в МНР завершилось социалистическое переустройство сельского

хозяйства, в результате которого в стране появилось 255

сельскохозяйственных объединений, 46 государственных хозяйства, 11 кормовых

хозяйств и 17 совместных предприятий1. К этому же времени относится и

широкое освоение целинных земель, которое привело к созданию в МНР

земледелия как самостоятельной отрасли в сельском хозяйстве. Оснащалась

новая отрасль советской техникой.

С начала 60-х гг. значительно возросли размеры и масштабы помощи СССР и

других стран социализма Монголии в развитии практически всех отраслей ее

экономики. Так, при непосредственном участии советских строителей,

буквально за считанные годы, был возведен 75-тысячный новый промышленный

центр – город Дархан. Советскими строителями были построены промышленный

комплекс, жилая зона. ТЭЦ, которая обеспечивала и обеспечивает энергией

центральные районы Монголии. Достаточно отметить, что, начиная с середины

70-х гг. ежегодно около 56% из общего объема строительно-монтажных работ;

выполненных по стране, осуществляли советские строительные организации1.

В середине 70-х гг. началось освоение одного из крупнейших в мире

месторождений меди и молибдена. Развернулось строительство города Эрдэнэта,

которое вели также советские строители. В 1978 г. была создана совместная

монголо-советская горнорудная корпорация «Монголсовцветмет», в 1981 г. уже

вступила в строй.

Достаточно отметить, что если в 1975 г. в суммарной продукции

промышленности и сельского хозяйства на долю индустрии приходилось 67%, то

в 1980 г. – более 76% продукции.

В целом в Монголии к 1978 г. при финансово-технической помощи

Советского Союза было построено более 450 промышленных,

сельскохозяйственных и культурных объектов, в том числе предприятия

энергетической, горнодобывающей, легкой, пищевой промышленности,

строительной индустрии.

СССР являлся основным поставщиком товаров как производственного, так и

потребительского назначения. По данным на начало 1980 г. он поставлял более

90% всех импортируемых МНР машин и оборудования, 70% товаров широкого

потребления. Монголия в свою очередь, поставляла в СССР и страны социализма

сырье и изделия из шерсти, меха кожи, продукцию мясной промышленности,

некоторые виды биопрепаратов. На рынке социалистических стран довольно

высоким спросом пользовались экспортируемые из Монголии такие промышленные

товары широкого потребления, как ковры, овчинно-меховые и кожаные изделия,

шерстяные ткани и одеяла. Вывоз этих товаров увеличился в 1979 г. почти в

два раза по сравнению с 1970г. Таким образом, экономики СССР и Монголии

были очень тесно переплетены друг с другом.

В то же время монгольская экономика во все большей степени попадала в

зависимость от, как тогда говорили, «старшего брата» Советского Союза.

Через различные формы сотрудничества, в первую очередь через оказание

кредитной и финансовой помощи Монголии, Советский Союз, исходя из

господствовавшей в тот период идеологии, фактически ставил во все большую

зависимость Монгольскую Народную Республику. В отношениях между странами

превалировали идеологические принципы и многие проблемы взаимоотношений, в

том числе и финансовые, решались под маркой «интернациональной

солидарности» и списывались на «братскую дружбу и взаимопомощь». Никто не

хотел видеть многих сложных проблем, которые до сих пор являются

трудноразрешимыми во взаимоотношениях наших стран.

Конечно, именно благодаря СССР и социалистическим странам Монголия

сделала рывок в экономическом развитии, за короткий срок были достигнуты

небывалые результаты в промышленности и других отраслях хозяйства страны, в

решении социальных проблем, а также в росте материального и культурного

уровня жизни монгольского народа.

В то же время экономика Монголии была целиком и полностью

ориентирована на экономику СССР, и последующие события показали, что такая

однобокая ориентированность привела к исключительно сложным проблемам.

Справедливости ради нужно отметить, что Монголия во многом существовала

за счет Советского Союза и других социалистических стран. В Монголии с

помощью СССР была создана экономика, на 80% ориентированная на экономику

социалистических стран. СССР выступала донором по отношению к Монголии,

давая ей кредиты в том количестве, в каком она нуждалась в тот момент. Все

это привело к тому, что у определенной части руководства Монголии

сформировались элементы иждивенчества, готовности существовать за счет

помощи извне.

1.2. Договорно-правовая база торгово-экономических

отношений Монголии с Россией.

В последние годы имевшаяся договорно-правовая база внешнеэкономических

связей Монголии c РФ подвергалась существенной корректировке исходя из

естественной необходимости ее адаптации как к современным международным

политическим и экономическим условиям, так и к реальным потребностям и

возможностям Монголии.

Существовали несколько основополагающих договоров, на основе которых

регулировались торгово-экономические отношения между двумя странами. К ним

относятся:

- Договора от 5 ноября 1921 г. между правительством Советской России и

народным правительством Монголии об установлении дружественных связей между

Россией и Монголией;

-Договор о равноправии в торговле между Монголией и Советским Союзом от

1923 г.;

- Протокола о взаимной помощи между СССР и МНР от 1936 г.;

- Договора от 27 февраля 1946 года о дружбе, сотрудничестве и

взаимопомощи между Советским Союзом и МНР;

- Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 1966 г.

Торгово-экономическое сотрудничество Монголии и России на современном

этапе базируется на следующих договорах:

- Договором о дружественных отношениях и сотрудничестве от 14 января

1993 г.

- Улан-Баторской Декларацией от 14 ноября 2000 года1.

Основным документом, определяющим договорно-правовую базу российско-

монгольских торгово-экономических отношений, является Договор о

дружественных отношениях и сотрудничестве, подписанный в 14 января 1993 г.

В соответствии с условиями этого Соглашения, стороны будут проводить в

отношении друг друга открытую экономическую политику и будут развивать

равноправное и взаимовыгодное сотрудничество. В этих целях они обязуются

взаимно предоставлять для участвующих в коммерческой, промышленной и

финансовой деятельности государственных и негосударственных предприятий,

индивидуальных лиц и других субъектов режим наибольшего

благоприятствования, поощрять инвестиционное сотрудничество, в том числе с

участием партнеров из третьих стран.

Отмечено, что Монголия и Россия всемерно будут содействовать развитию

приграничной торговли и сотрудничества, включая транспорт. Учитывая, то,

что Монголия не имеет выхода к морю, Российская Федерация обязалась

содействовать осуществлению ее права на доступ к морю в соответствии с

нормами международного права.

В договоре сказано, что страны будут уделять особое внимание взаимному

созданию условий для осуществления совместных программ и проектов в целях

использования современных технологических достижений, сотрудничества в

области внедрения их результатов в экономику и производство. Они обязуются

оказывать поддержку установлению и развитию прямых связей между аймаками

Монголии, республиками в составе Российской Федерации, другими

административно-территориальными образованьями всех уровней, а также между

государственными смешанными и частными предприятиями, учреждениями и

организациями для развития сотрудничества.

В Улан-Баторской Декларации от 14 ноября 2000г. говорится о том, что

«Констатировав наличие значительного потенциала для наращивания торгово-

экономического сотрудничества, президенты Монголии и России поручили

соответствующим органам исполнительной власти в своих странах в

конструктивном ключе рассмотреть вопросы либерализации и расширения

взаимной торговли, включая установление льготных железнодорожных тарифов,

таможенных пошлин и других сборов, в рамках начатых переговоров по этим

вопросам»1.

Существенную роль в координации двустороннего сотрудничества играет

монголо-российская Межправительственная комиссия по торгово-экономическому

и научному сотрудничеству. С 1992 г. проведено девять заседаний, на которых

обсуждались и принимались меры по разрешению актуальных проблем и вопросов

развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества между

двумя государствами2.

Межправительственные обязательства предусматривают экспорт Монголией в

РФ медного концентрата и поставки из России нефтепродуктов и

электроэнергии. Кроме того, эти протоколы содержат индикативные списки

взаимных поставок широкого круга товаров.

Заметно активизировалась деятельность рабочих групп и подкомиссии при

монгольско-российской Межправительственной комиссии по торгово-

экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Подписан «План

совместной деятельности по активизации торгово-экономического и научно-

технического сотрудничества между Правительством Монголии и Правительством

Российской Федерации».

Этот документ, содержат комплекс мероприятий на два года, и будет

ратифицирован в ближайшее время. В рамках двусторонних отношений и

сотрудничества осуществляется активная деятельность, направленная на поиски

оптимальных решений по актуальным проблемам. В частности, по либерализации

торговли, созданию более благоприятных условий для экономического

сотрудничества, вопросам задолженности и собственности, не находящих

разрешения на протяжении многих лет.

По итогам официального визита председателя правительства РФ М.

Касьянова в марте 2002 г. было принято совместное Коммюнике, подписан ряд

соглашений и протоколов. В совместном Коммюнике главы правительств двух

стран выразили позиции по главным принципиальным направлениям двусторонних

отношений и сотрудничества, при этом не обошли стороной и «острые» углы.

В частности, всесторонне рассмотрен вопрос урегулирования проблемы

задолженности и кредитов в переводных рублях, предоставленных Монголии

Советским Союзом. Во время обмена мнениями была достигнута договоренность о

том, что при решении вопроса долга необходимо учитывать исторические

условия возникновения задолженности, объективные возможности монгольской

экономики и международные тенденции, а также специфику двусторонних

дружественных отношений. Было выражено общее стремление позитивно решить

этот затянувшийся вопрос так, чтобы он не препятствовал обновленным

отношениям между Монголией и Россией.

Значение коммюнике в том, что в нем изложены общие принципы решения

актуальных проблем сотрудничества.

2002 г. состоялись визиты как министров экономики и финансов, так и

торговли и промышленности, способствовавшие развитию диалога по широкому

кругу вопросов монголо-российского сотрудничества, был подписан ряд новых

документов, свидетельствующих о поступательном развитии двусторонних

связей.

В соответствии с новыми Договорами, подписанными правительством

Монголии с Россией, в последние годы предпринимались:

- значительные усилия по возрождению двусторонних отношений и

сотрудничества;

- активизации диалога на всех уровнях;

- повышения взаимопонимания и взаимного доверия;

- дальнейшего укрепления правовых основ сотрудничества;

- проведения последовательных шагов в направлении позитивного

решения накопившихся актуальных проблем двусторонних связей;

- активизации приграничного и регионального сотрудничества между

Монголией и Россией;

- экономических связей с областями, краями, республиками России;

- ликвидации всех препятствий и трудностей, встречающихся на

практике.

За истекшие после подписания договора десять лет в отношениях между

Россией и Монголией достигнуто немало позитивных результатов. С расширением

взаимодействия постоянно обновляется правовая база двусторонних связей.

Двустороннее взаимодействие регулируется подписанными в последние

десять лет более 100 межправительственными и межведомственными договорами,

соглашениями и планами. Проведена ревизия межгосударственных документов,

подписанных до 1991 г., некоторые из них приведены в соответствие с новыми

историческими условиями.

Все эти организационные меры привели к определенному оживлению торговли

между странами (см. Приложение 2). Правительства обеих стран придают

большое значение последующему развитию двусторонних торгово-экономических

связей. Признано необходимым и дальше укреплять правовую базу двусторонних

отношений.

1.3. Характеристика торгово-экономических связей Монголии и России на

современном этапе.

В конце 80- нач. 90-х гг. рухнула система социализма. В мире произошли

кардинальные изменения, наступило время новых взаимоотношений между

странами и не только бывшими противниками, но и бывшими союзниками.

На всем постсоциалистическом пространстве начался процесс

реформирования, перехода к рыночным отношениям, смены модели общественного

развития. В соответствии с этими глобальными изменениями произошли

изменения в приоритетах и целях внешней политики Монголии, в том числе и по

отношению к своему бывшему союзнику и ближайшего партнера - России.

Если раньше Россия, как правопреемница Советского Союза, имела

возможность быть основным донором по отношению к Монголии, то на начальном

этапе рыночных реформ она была не в состоянии оказывать Монголии кредитную,

материально-техническую помощь в той степени, в какой это было раньше. В

июле 1991 г. перестал существовать Совет Экономической Взаимопомощи, членом

которого Монголия была с июня 1962 г. Распался Советский Союз, который был

основным экономическим партнером Монголии1.

В этих условиях Монголия оказалась перед необходимостью самостоятельно

решать свои проблемы. Политические и социально-экономические противоречия

ускорили отказ Монголии от советской модели развития и предопределили ее

вступление на путь демократизации всех сторон жизнедеятельности общества.

За годы экономической реформы произошли кардинальные сдвиги в

географическом распределении внешней торговли Монголии. Географические

распределения внешней торговли свидетельствуют о расширении связей с

развитыми и развивающимися странами и, прежде всего, со странами Европы и

Азии, доля которых во внешнеторговом обороте страны существенно

увеличилась. Об изменениях в географическом распределении монгольского

экспорта и импорта свидетельствуют данные Приложении 2 и 3.

В последние годы более ѕ общей стоимости экспорта Монголии приходится

на сырьевые товары. Так, в 2001 г. в совокупном экспорте Монголии доля

товарной группы «Минеральные товары», т.е. в основном горнодобывающей

промышленности, составила 44,2 %; на текстиль и текстильные изделия –

40,0%; кожевенное сырье, пушнину и изделия из них – 10,9%, а на

продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье – 5,8%. Более полная

характеристика товарной структуры экспорта Монголии представлена в

Приложении 4.

Монгольский экспорт минеральных продуктов и текстильных изделий в 2001

году составил 308,7 млн. долл., что на 18% меньше уровня 2000 г. Сокращение

стоимостных показателей монгольских поставок минерального сырья, и

текстильных изделий главным образом было обусловлено снижением мировых цен

на готовые изделия, что было связано со снижением международной

инвестиционной активности вследствие азиатского кризиса, а также

сопровождавшим этот процесс падением мировых цен на промышленное сырье.

В монгольском экспорте, как и ранее, доминирует медные и молибденовые

концентраты и плавиковый шпат. Они являются определяющей позицией в

товарной группе «Минеральные продукты». В 1999-2000 гг. из-за резкого

снижения мировых цен на их долю приходилось почти 44,0% товарной структуры

экспорта.

Импортные поставки традиционно играют значительную роль в решении

многих жизненно важных задач социально-экономического развития страны и

обеспечения как производственной сферы, так и населения теми видами

продукции, которые внутри страны не производится или производится в

недостаточных объемах. Проблемы индустриализации страны, исправление

неблагоприятного баланса продовольственных товаров в неурожайные годы и

многие другие не менее значимые задачи общенационального масштаба решались

в большей степени с помощью импорта.

Товарная структура импортных поставок в течение последних десяти лет

достаточно стабильна, несмотря на существенное увеличение стоимостных

параметров импорта (см. Приложение 4).

Наиболее масштабной позицией монгольского экспорта, как и прежние годы,

является товарная группа «Машины, оборудование и транспортные средства».

Доля этой группы в импорте Монголии составила в 2001 г. 30,2%, что на 28%

ниже показателя 1999г. Вместе с тем стоимостные объемы монгольского импорта

этой группы товаров значительно сократились, что обусловлено сокращением

объемов капиталовложений в стране.

Внешнеторговый оборот Монголии в 2002 г. составил 1159,9 млн. долл., в

том числе экспорт 500,9 млн., импорт 659,0 млн. В общем объеме

товарооборота первое место занимает Китай (32,2%), второе – Россия (23,1%),

третье – США (15,6%), четвертое - Южная Корея (8,8%), пятое – Япония

(4,0%)1. Подобная смена приоритетов представляется естественной, поскольку

внешнеэкономические связи Монголии стали определяться ее геополитическим

положением, сравнительными преимуществами и складывающимся спросом. Вместе

с тем, несмотря на диверсификацию внешнеэкономических связей и политику

открытости Россия остается одним из главных партнеров Монголии.

Товарооборот между Монголией и Россией в 2001 г. возрос на 7,7% по

сравнению с предыдущим 2000 г. В целом товарооборот между Монголией и

Россией в течение последних 5 лет был относительно стабильный (в среднем

235,8 млн. долл. в год), причем характерной особенностью торговли является

постоянное отрицательное сальдо торгового баланса Монголии с 1992 г1.

Общий объем экспорта из Монголии в Россию в 2002 году составил 43,0

млн. долларов, в том числе мяса и мясопродукции – более 20 тысяч тонн на

сумму 17,1 млн. долл., медного концентрата – 47,1 тыс. т. (12 млн. долл.),

молибденового концентрата – 57,6 тонны (195,3 тыс. долл.) и плавикового

шпата – 126,7 тыс. т (10,3 млн. долл.)2.

Общий объем импорта Монголии из России в 2002 году составил 224,6 млн.

долл., из них нефтепродуктов – 405,1 тыс. тонн на сумму 92,2 млн. долл.,

продовольственных товаров на сумму 11,8 млн. долл., машино-технической

продукции на 44,6 млн. долл., 150,6 млн. кВт электроэнергии3.

В 2002 году в общем объеме товарооборота Россия заняла второе место в

списке основных торговых партнеров Монголии, уступив лишь КНР, но опередив

США и Южную Корею. Однако доля Монголии в товарообороте России ничтожно

мала (в 2000г. в общем товарообороте – 0,2%, экспорте – 0,2%, импорте –

0,1%).

Баланс монгольско-русской торговли складывается в пользу России, и

отрицательное сальдо в 2002г. составило 181,5 млн. долл. Это произошло в

основном за счет резкого сокращения монгольского экспорта и роста импорта

из России.

Тенденция уменьшения объема монгольского экспорта в Россию в последние

годы, обусловлено следующими факторами:

- введением Россией высоких импортных тарифов на монгольские продукты;

- низкой конкурентоспособностью монгольских товаров на российском

рынке;

- высокими транспортными расходами на ввозимые и вывозимые товары

увеличивает конечную стоимость товара, что усложняет торговлю между нашими

странами;

- переориентацией монгольского экспорта на южного соседа (резкий скачок

монгольско-китайской торговли в 373 млн. долл. – 32,2% общего товарооборота

Монголии);

- ухудшением условий торговли вследствие высокой инфляции;

- усложнением системы расчетов между странами;

- конъюнктурными изменениями на мировом рынке.

Экспорт Монголии в Россию на 95% был представлен минеральным сырьем.

Сырьевая направленность экспорта и ориентация импортных поставок на

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты