Рефераты

Управление международными лизинговыми операциями

исключающие возможные потери по сравнению с национальной лизинговой

операцией, а также незначительные отличия в национальном законодательстве

по лизингу и др.

Существует международная унификация юридических понятий и условий

лизинговых соглашений, которая разработана Международным институтом по

унификации частного права на основе материалов, отражающих теорию и

практику лизинга в соответствующих странах мира. Впервые проект

унифицированного законодательства по лизингу был рассмотрен в 1979 г. Он

разрабатывался с участием Организации европейского лизинга, рассматривался

на нескольких конференциях и симпозиумах, в результате чего в мае 1998 г. в

Оттаве (Канада) Международной конференцией по лизингу при участии 55 стран

мира была принята Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге.

Основные положения, предусмотренные Конвенцией УНИДРУА, следующие:

• лизинг - самостоятельный правовой институт;

• лизинг - трехсторонняя сделка, имеющая общие черты с арендой, условной

куплей-продажей, ссудой, но не относящаяся ни к одной из них и

представляющая собой единство двух соглашений - купли-продажи и собственно

лизинга.

Определенная роль отведена потребителю имущества, который является

инициатором сделки и имеет все риски собственника, не являясь таковым

юридически. При этом лизингодатель играет роль исключительно посредника по

инвестированию сделки. Срок лизингового соглашения предусматривается исходя

из условия возврата лизингодателю капиталовложений и ориентировочно равен

сроку амортизации имущества. Отнесение лизинговой сделки к международной

предусматривается тогда, когда лизингодатель и лизингополучатель

принадлежат к разным странам. При этом собственник имущества -

лизингодатель не отвечает за его качество, а ответственность несет

изготовитель-поставщик имущества лизингополучателю.

При нарушении лизингового соглашения лизингодатель вправе либо востребовать

еще не оплаченные выплаты, либо прервать действие соглашения.

Конвенцией предусмотрена унифицированная согласованная концепция лизинга,

что способствует правовому регулированию лизинга в разных странах, исходя

из единых юридических понятий и на гармонизированных условиях.

Как известно, становлению международного лизинга предшествовало

формирование в странах мира внутреннего лизинга, поэтому интернациональные

лизинговые сделки стали возможны исходя и из национальных законодательств

многих стран, где предусмотрены льготы по лизингу, что могут использовать в

своих интересах страны-партнеры при проведении международной лизинговой

сделки. Такие сделки можно отнести к сделкам с двойной выгодой. Так,

например, лизингодатель, сохраняя право на льготные нормы амортизации в

своей стране, может воспользоваться низкими ставками арендных платежей,

получаемых при распространении на него налоговых льгот страны-

лизингодателя. Особенно широко таким преимуществом при международном

лизинге пользуются в Австралии, Великобритании, США, Японии. Однако

замедлению развития такого лизинга зачастую способствуют законодательства

некоторых стран, где не всегда предусмотренные льготы (которые

предоставляются лизингодателю и влияют на размер лизинговых выплат)

распространяются на сделки международного лизинга, из чего можно сделать

вывод о том, что далеко не во всех странах поощряется международный лизинг.

Процесс совершенствования международного лизинга, стандартизация условий

его проведения продолжаются силами Международного совета по лизингу,

которым разработано «Руководство по составлению документов в сделках по

международному лизингу».

Появление спроса на новый вид финансовых услуг в России связано с началом

рыночных отношений после 90-х годов. Именно в это время ведущими банками

России были сформированы лизинговые компании: Мосбизнесбанком -

«Лизингбизнес», Межрегиональным банком - «Меликон», Промстройбанком (Санкт-

Петербург) - «Балтлиз» и др. В 1994 г. была создана Российская ассоциация

лизинговых компаний («Рослизинг»), объединяющая в настоящее время более 50

лизинговых компаний.

Российские лизинговые компании можно сгруппировать следующим образом:

• компании, организованные крупными банками, в том числе и с участием

иностранных учредителей (Интеррослизинг, Пром-радтехлизинг, РГ-Лизинг и

др.);

• муниципальные и специализированные отраслевые лизинговые компании,

ориентированные в основном на выполнение инвестиционных проектов,

осуществляемых в рамках региональных программ (Центр - агролизинг при АО

«Агроснаб», Московская лизинговая компания и др.);

• лизинговая компания крупных промышленных структур (Аэрофрахт, Лукойл-

лизинг и др.).

Однако, несмотря на бурный рост числа лизинговых компаний, большинство из

них не смогли достигнуть необходим мого уровня. Более успешно работают лишь

те, которые имеют доступ к использованию в той или иной форме бюджетных и

других финансовых средств или статус уполномоченных органов исполнительной

власти федерального или местного уровней.

Хотя и имеет место существенный ежегодный рост объемов лизинговых услуг, их

доля в общем объеме инвестиций остается все-таки незначительной, где-то в

пределах 20%, тогда как в развитых странах мира она достигает 30 - 40%. При

этом большая доля лизинговых услуг обеспечивается крупными лизинговыми

компаниями (например, Евролизинг, РГ-Лизинг и др.) и в основном на

операциях международного лизинга. Причем более 80% сделок осуществляются на

передаче оборудования для переработки сельскохозяйственного сырья,

производства пищевой продукции, телекоммуникационной, компьютерной техники,

грузовых автомобилей и др.

Лизинговыми компаниями России достигнуты определенные успехи, о чем

свидетельствуют данные табл. 3.13.

| |1998 г. |1999 г. |2000 г. |

| |всего|в % к|всего |в % к |всего|в % к |

| | |итогу| |итогу | |итогу |

|Лизинговые операции|66 |100 |119 |100 |173 |100 |

|- всего | | | | | | |

|В том числе: по |42,9 |65 |77,1 |65 |112,6|65 |

|объектам | | | | | | |

|производственного | | | | | | |

|назначения | | | | | | |

|Из них: |6,6 |10 |11,9 |10 |19,1 |11 |

|машиностроение | | | | | | |

|химико-лесотехничес|5,3 |8 |10,7 |9 |17,3 |10 |

|кий комплекс | | | | | | |

|строительство |5,3 |8 |9,5 |8 |12,2 |7 |

|транспорт и связь |6,6 |10 |10,7 |9 |15,5 |9 |

|АПК |5,9 |9 |9,2 |8 |13,8 |8 |

|металлургия |3,3 |5 |7,2 |6 |10,4 |6 |

|ТЭК |4,5 |7 |7,2 |6 |8,6 |5 |

|другие отрасли |1,4 |2 |2,4 |2 |3,5 |2 |

|по объектам |23,1 |35 |41,9 |35 |60,4 |35 |

|непроизводственного| | | | | | |

|назначения | | | | | | |

При этом в общем объеме лизинговых операций в России значительную долю

составляют международные сделки. При международном лизинге имущества в роли

лизингоплучателей, как правило, выступают российские юридические лица.

Лизингополучателями могут быть также и иностранные юридические лица,

осуществляющие предпринималельскую деятельность в России. Чтобы

международная лизинговая сделка соответствовала российскому

законодательству об иностранных инвестициях, лизингодатель должен быть

иностранным инвестором. Что касается изготовителя имущества, то страна его

местопребывания не имеет значения (это может быть как иностранное

предприятие, так и российское). Главное, чтобы имущество, изготовленное им

и приобретенное иностранной лизинговой компанией, предназначалось для

российского лизингополучателя.

Вместе с тем иностранные и российские сталкиваются при осуществлении сделок

с некоторыми проблемами, которые снижают экономическую эффективность

международных лизинговых операций: это двойное обложение налогом на

добавленную стоимость. НДС начисляется на стоимость самого имущества при

ввозе его на таможенную территорию России, а также на стоимость собственно

лизинговых услуг, предоставляемых по международному соглашению лизинга.

Согласно действующим нормативным актам лизинговое имущество числится на

балансе лизингодателя, а в бухгалтерском учете лизингополучателя отражается

только на забалансовом счете. Это предполагает, что лизингополучатель не

имеет права на возмещение НДС, начисленного на используемое им по лизингу

имущество, поскольку оно не является предметом его бухгалтерского учета и

отчетности.

__________

3 Серегин В. П. Иностранный капитал на пути в Россию, М.: ИНФРА , 1999.

Двойное начисление НДС по международному лизингу приводит к тому, что при

прочих равных условиях получение одного и того же импортного имущества по

лизингу обходится российскому лизингополучателю на 20% дороже его обычной

покупки. Кроме того, российский лизингодатель не имеет прямой возможности

для возмещения этих 20% стоимости имущества. Право на зачет выплаченного

НДС принадлежит иностранному лизингодателю, но при этом он не может

получать в России доходы, облагаемые НДС. Однако при регистрации

иностранного лизингодаталя в качестве налогоплательщика в налоговых органах

России НДС на его лизинговые услуги начисляется по более низкой ставке, так

как в этом случае лизингодатель получает возможность возмещения налога.

Начисление НДС и на стоимость лизингового имущества (оборудования), и на

полный объем лизинговых платежей сдерживает заключение международных

лизинговых сделок. Для изменения ситуации необходимо внесение поправок в

российское налоговое законодательство. Например, НДС мог бы начисляться

лишь на определенную часть стоимости импортного лизингового имущества или

только на сумму комиссионного вознаграждения иностранного лизингодателя.

При реализации международного лизинга проблемой является и необходимость

получения российским лизингополучателем специальной лицензии Центрального

банка РФ для перевода лизинговых платежей в иностранной валюте зарубежному

лизингодателю.

В соответствии с письмом Центрального банка РФ от 6 октября 1995 г. № 12-

524 для получения лицензии на операции, связанные с движением капитала,

следует представить в Главное управление валютного регулирования и

валютного контроля Банка России следующие документы:

• письмо-заявление;

• нотариально заверенные копии учредительных документов резидента;

• нотариально заверенную копию документа о государственной регистрации

резидента;

• справку из налогового органа об отсутствии задолженности резидента по

платежам в бюджет и об отсутствии нарушений налогового законодательства;

• справки из уполномоченных банков России, в которых у резидента открыты

валютные счета, об отсутствии задолженности по поступлению валютной выручки

и обязательной продажи ее части, об имевших место нарушениях валютного

законодательства, а также о достаточности средств на счете для

осуществления перевода (для операций, предусматривающих перевод средств);

• справку из Министерства государственного имущества РФ, его

территориальных управлений и/или других уполномоченных

государственных органов при распоряжении объектами, находящимися в

федеральной собственности (в случае, если распоряжение этими объектами

должно осуществляться по решению указанных органов и/или с их согласия);

• баланс резидента за последний отчетный год с приложением аудиторских

заключений (если проводились аудиторские проверки);

• баланс резидента по состоянию на последнюю отчетную дату перед датой

обращения с заявкой в Банк России (заверенной подписями руководителя,

главного бухгалтера и удостоверенной печатью резидента);

• отчет о финансовых результатах резидента (прибыль/убытки) за последний

отчетный год и на последнюю отчетную дату перед датой обращения с заявкой в

Банк России (заверенной налоговой инспекцией);

• справку из соответствующего государственного органа по статистике о

присвоении кодов резиденту.

Кроме того, при лизинге имущества, используемого в производственных целях

на срок более 180 дней, требуется дополнительно представить:

• технико-экономическое обоснование, включая принципиальную схему

осуществления платежей за имущество (пользование имуществом) по сделке и

порядок движения денежных средств по бухгалтерскому учету;

• нотариально заверенные копии контрактов.

Необходимость получения лицензии Банка России на право осуществления

операций, связанных с движением капитала, во многом усложняла процедуру

заключения лизингового контракта с компанией-нерезидентом, особенно с

лизингополучателями из регионов.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и

валютном контроле» от 9 октября 1992 г. № 3615-1 все валютные операции

подразделяются на текущие и связанные с движением капитала. При этом

текущие валютные операции осуществляются резидентом без ограничений, в то

время как валютные операции, связанные с движением капитала, требуют

наличия лицензии Центрального банка РФ.

К валютным операциям с движением капитала по Закону РФ «О валютном

регулировании и валютном контроле» относятся операции по предоставлению и

получению отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту

товаров, работ и услуг.

Применительно к международному лизингу это означает, что если срок, в

течение которого лизингополучатель уплачивает нерезиденту плату за

предоставленное в лизинг имущество, превышает 180 дней от даты его

предоставления, то осуществляемые при этом переводы иностранной валюты

следует квалифицировать как валютные операции, связанные с движением

капитала. В этом случае лизингополучатель-резидент должен получить лицензию

Центрального банка РФ. Если же платежи осуществляются в течение 180 дней от

даты предоставления имущества в лизинг, то переводы валюты рассматриваются

как текущие операции, и лицензия не требуется.

Очевидно, что продолжительность договора лизинга и периода выплаты

лизинговых платежей, как правило, превышает 180 дней, что автоматически

требует от российского лизингополучателя получения лицензии на проведение

валютных операций. Исходя из вышеизложенного Центральный банк РФ приказом

«Об утверждении положения об изменении порядка проведения в Российской

Федерации некоторых видов валютных операций» от 24 апреля 1996 г. № 02-94

установил порядок, при котором перевод иностранной валюты из Российской

Федерации, а также перевод иностранной валюты на валютный счет, открытый на

имя нерезидента в уполномоченном банке в счет оплаты произведенных работ

(услуг), в случае после их приема резидентом или соответствующего этапа

работ (услуг) независимо от срока, прошедшего с момента их приема до даты

осуществляемого резидентом платежа, не требует разрешения Центрального

банка РФ, т. е. независимо от срока договора лизинга и периода лизинговых

платежей для лизингополучателя-резидента не требуется получения лицензии

Центрального банка РФ. Вместе с тем обобщенные формулировки документа

допускают возможность их различной трактовки и, следовательно, не создают

прочной нормативной основы для реализации международного лизинга. Особый

характер таких сделок и рас-

четов по ним требует четкого и адекватного режима валютного регулирования.

Несмотря на некоторые проблемы, многие иностранные лизинговые компании

высоко оценивают перспективы российского рынка лизинга и стремятся

закрепиться на нем. Одним из путей преодоления существующих сегодня

сложностей при реализации международного лизинга, которым идут иностранные

компании, является создание в России дочерних фирм-резидентов или участие в

капитале российских лизинговых компаний.

Осуществление лизинговых сделок через контролируемую компанию, имеющую

статус российского юридического лица, помогает решать некоторые из проблем

налогового и юридического характера.

Если данная компания самостоятельно осуществляет закупки имущества для

последующей его передачи в лизинг, а не выступает в качестве простого

посредника по операциям сублизинга, то тем самым решается вопрос о

возмещении НДС, а также расширяются возможности получения дополнительных

налоговых льгот. Эта компания, имея лицензию Центрального банка РФ на

осуществление валютных операций, способна обслуживать все расчеты

иностранной материнской компании по лизинговым платежам с различными

российскими предприятиями-лизингополучателями.

С другой стороны, работающая под иностранным контролем лизинговая компания

может иметь доступ к гораздо более значительным, а главное, более дешевым

кредитным ресурсам по сравнению с чисто российскими предприятиями. В России

в настоящее время процентные ставки и по рублевым, и по валютным кредитам

несколько выше, чем в странах с развитой рыночной экономикой. В этой

ситуации даже операции по сублизингу имущества через компанию с иностранным

участием обходились бы лизингополучателям в России дешевле прямого лизинга

имущества у отечественных лизингодателей.

Понятно, что действующие в России иностранные и подконтрольные им

отечественные лизинговые компании заинтересованы в продвижении на

российский рынок импортного имущества. Некоторые из них имеют порой очень

узкую специализацию, занимаясь передачей в лизинг определенных видов

имущества например только компьютеров или средств связи и т. д.

Созданию условий развития в России импортного и экспортного международного

лизинга способствуют Закон Российской Федерации «О лизинге» от 29 октября

1998 г. № 164-913 и предшествующие ему законодательные и подзаконные акты,

а также письмо Государственного таможенного комитета РФ «О таможенном

оформлении товаров, временно ввозимых в рамках лизинговых соглашений» от 20

июня 1995 г. № 01-13/10268, которое предусматривает частичное освобождение

объектов международного финансового лизинга, ввозимых на территорию России,

от уплаты таможенных пошлин и налогов.

При частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин и налогов за каждый

полный и неполный календарный месяц уплачивается 3% суммы таможенных пошлин

и налогов, которая подлежала бы уплате при выпуске товаров для свободного

обращения или при вывозе в соответствии с таможенным режимом экспорта

(периодические таможенные платежи).

При общей положительной оценке вышеуказанного письма следует заметить, что

им предполагается обязательный возврат имущества, ввозимого (вывозимого) по

лизинговому соглашению, т. е. отождествляются лизинговые и обычные арендные

отношения. На практике же при лизинге имущество часто становится

собственностью пользователя и второй раз границу не пересекает. Поэтому

лизингополучатель после выполнения лизингового соглашения обязан

предоставить отчет с приложением счетов и платежных поручений, выписок по

валютному счету, подтверждающих осуществление проплат при осуществлении

сделки. При» этом для выкупа передаваемого в лизинг имущества по остаточной

стоимости таможне необходимо разрешение ЦБ РФ.

Развитию международного финансового лизинга также способствуют следующие

законодательные документы:

• письмо Государственного таможенного комитета Российской \ Федерации «О

порядке уплаты таможенных платежей при • частичном освобождении от ушаты

таможенных пошлин, налогов, временно ввозимых (вывозимых) товаров» от 28

июля 1995 г. № 01-20/11927;

• инструкция «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью

платежей в иностранной валюте за импортируемые товары» от 26 июля 1995 г.

(введена в действие на основании письма ЦБ РФ от 15 ноября 1995 г. № 208 и

приказа Государственного таможенного комитета РФ от 15 ноября 1995 г. №

604);

• письмо ЦБ РФ «О введении в действие порядка осуществления валютного

контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые

товары» от 15 ноября 1995 г. № 208;

• положение «О порядке привлечения и погашения резидентами Российской

Федерации финансовых кредитов и займов в иностранной валюте от нерезидентов

на срок свыше 180 дней» от 6 октября 1997 г. № 527.

Наиболее комплексно изложены подходы к осуществлению операций по

международному финансовому лизингу в «Методических указаниях

(рекомендациях) по проведению международных лизинговых операций» от 25

декабря 1997 г. № 10-09/5249 (утверждены Министерством экономических связей

и торговли РФ по согласованию с ГТК РФ и Государственным комитетом по

поддержке и развитию малого предпринимательства РФ).

Значительный объем международных лизинговых услуг осуществляют в России не

только отечественные и совместные (с участием иностранного учредителя), но

и непосредственно зарубежные лизинговые компании. Как правило, их

лизинговый рынок охватывает воздушные суда, различного вида транспортное

оборудование, а также оборудование для многих отраслей промышленности. При

этом, как правило, все коммерческие и политические риски перестраховываются

специальными уполномоченными институтами (нерезидентами). Благодаря этому

создаются УСЛОВИЯ для заключения лизинговых соглашений напрямую между

лизинговой компанией (нерезидентом), выступающей в качестве лизингодателя,

и российским потребителем (лизингодателем). К сожалению, такая схема

лизинга не стимулирует российского производителя имущества, однако на

лизинговом рынке она присутствует, имея немалый объем услуг.

Существует и другой подход к развитию международных лизинговых услуг в

России, когда наряду с поощрением конкуренции в финансовой среде такие

институты, как, например, Европейский банк реконструкции и развития,

Международная финансовая корпорация и другие, оказывают содействие в

обеспечении широкого диапазона финансовых услуг, в том числе и лизинговых.

При этом отбор претендентов на получение инвестиций осуществляется на

основе опыта работы в лизинговой финансовой сфере исходя из существования

зарубежного стратегического партнера с опытом проведения лизинговых

операций и др. Однако в России этот подход пока не получил достаточно

широкого распространения.

Объясняется это в основном тем, что наряду с жестким налоговым и таможенным

законодательством существуют серьезные ограничения на деятельность

нерезидентов в российском финансовом секторе. При этом такое положение

заинтересованы сохранять российские банки, а также крупные лизинговые

компании, поскольку указанные ограничения вынуждают иностранные лизинговые

компании сотрудничать с ними по схеме сублизинга или по другим схемам

долевого участия (с малыми лизинговыми компаниями России).

Переход России к рыночным отношениям осуществляется в условиях неразвитости

необходимых экономических институтов, что сказывается на темпах развития

экономики. Поэтому лизинг как один из рыночных механизмов преодоления

инвестиционного кризиса необходимо поднять на достаточно высокий уровень,

обеспечить его развитие как экономического и инвестиционного инструмента,

создавая для этого необходимые льготные условия. В настоящее время

налоговый режим и таможенно-валютное регулирование недостаточны для

стимулирования лизинга. Необходимы дополнительные подзаконные акты,

государственные гарантии и прямая государственная поддержка эффективных

инвестиционных проектов реализуемых через финансовый (в том числе и

международный) лизинг. Как известно, последний имеет экономический смысл

только тогда, когда он выгоден для всех его участников. Однако если

лизингополучатель всегда получает

налоговый выигрыш за счет отнесения лизинговых платежей на себестоимость

производимой продукции, то лизингодатель, отнеся свои издержки на

производственные затраты, имеет ограничение действующими нормами налогового

законодательства. Поэтому государство может весьма эффективно регулировать

инвестиции и лизинг, например, путем введения в действие режима ускоренной

амортизации и других льготных мер. Рынок лизинговых услуг в условиях

инвестиционного кризиса ограничен, однако если его правильно организовать,

используя все преимущества, то лизинговые компании могут превратиться в

постоянный источник поставки имущества как отечественным, так и зарубежным

потребителям. При этом лизинговые компании могли бы иметь скидки с цен за

имущество, поставляемое крупными партиями. Кроме того, взаимодействуя с

зарубежными лизинговыми компаниями, обеспечили бы доступ к относительно

дешевым зарубежным кредитам.

Основными предпосылками такого развития рынка лизинговых услуг являются:

стандартизация лизинговых соглашений; система контроля кредитоспособности

клиентов; расширение каналов сбыта имущества и предложений инвестиционных

услуг.

Поскольку процентные ставки за валютные кредиты в России значительно выше,

чем во многих зарубежных странах, то взаимодействие российских

лизингодателей с зарубежными партнерами, имеющими доступ к более дешевым

кредитам, реализуемым в виде смешанных сделок по лизингу и сублизингу,

более выгодно.

Развитию лизингового рынка в России могут способствовать и некоторые его

особенности, преимущества как особого инвестиционного механизма:

• соглашение России с рядом зарубежных стран об изменении двойного

налогообложения;

• использование механизма получения более низких процентных ставок по

кредиту от развитых стран;

• исключение из списка того вида имущества, которое облагается НДС;

• использование преимуществ оффшорных зон;

• предоставление услуг по лизингу в одном пакете с традиционными

банковскими кредитами и др.

Международный лизинг, опирающийся на соответствующие исследования

национальной практики в области лизинга, инвестиционных, налоговых льгот,

особенностей нормативно-законодательной базы в той или иной стране, режима

амортизации экспортно-импортного регулирования и т. д., позволяет

комбинировать разного рода преимущества, предоставляемые национальным и

иностранным деловым участникам. Так, например, можно обеспечить

привлекательность лизинговой сделки и через третьи страны (путем

регистрации в ней своего филиала), которые предоставляют особо льготный

режим налогообложения через оффшорные зоны.

Как известно, валютное регулирование в России допускает лизинговые сделки

местными лизингополучателями с лизингодателями, расположенными в оффшорных

зонах, что обеспечивает им налоговые преимущества.

Развитие международного лизинга между Россией и теми странами, которые

имеют с ней соглашения о регулировании налогообложения, имеет определенные

преимущества. Так, если лизингодатель зарегистрирован в качестве

налогоплательщика в другой стране или в России, то российский

лизингополучатель освобождается от дополнительного налога на прибыль в

размере 20%, который должен быть выплачен в соответствии с постановлением

Правительства РФ «О внесении дополнений в положение о составе затрат по

производству и реализации продукции (работ, услуг),включаемых в

себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых

результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» от 20 ноября 1995 г.

№ 1133.

Таким образом, при осуществлении в России лизинговой сделки зарубежная

лизинговая компания может избежать двойного налогообложения, когда она

действует через оффшорную, российскую дочернюю лизинговую компанию или

через механизм сублизинга.

Участникам международного лизинга на территории России в соответствии с

Законом «О лизинге» разрешается выбирать форму международного, соглашения

для регулирования взаимоотношений сторон.

В заключение следует отметить, что макроэкономическая ситуация в России, а

также особенности таможенного, налогового, организационного

законодательства позволяют обеспечивать более эффективное развитие

международного лизингового рынка в России.

Заключение

Проблемы в экономике на данном этапе негативно сказываются на продвижении

экономических реформ и соответственно на благосостоянии российских граждан.

Отсутствие инвестиций в эффективно действующие отрасли порождает новые

проблемы как у потребителя, так и у производителя продукции промышленных

предприятий.

Промышленные предприятия, как правило, не способны оплачивать сразу

приобретение новой техники, хотя постепенный возврат - в большинстве

случаев - могут осуществлять за счет доходов от ее эксплуатации. При этом и

производители промышленной техники не в состоянии помочь потребителям

решить эту проблему, так как сами нуждаются в значительных оборотных

средствах для организации производства. Таким образом, образовался порочный

круг: с одной стороны, отечественные потребители готовы приобретать

российскую технику при условии, если производители отдадут ее в кредит; с

другой же - предприятия готовы производить необходимое имущество при

условии, что покупатель ее оплатит сразу, а не в рассрочку.

В результате российские промышленные предприятия приобретают

оборудование, машины, суда и другую технику зачастую у иностранных

производителей, которые широко используют отработанный в западных странах

рыночный опыт по передаче различной техники через механизм лизингового

кредитования.

К сожалению, на эту проблему на данном этапе эффективно повлиять не может

и государство, хотя поддержать реальные проекты необходимыми гарантиями оно

способно, что может быть использовано при заимствовании капитала как у

отечественных инвесторов, так и у зарубежных.

Состояние экономики в настоящее время диктует необходимость поиска новых

подходов к инвестиционной политике и механизмам ее реализации, а также к

формам воздействия государства на процессы, происходящие в этой сфере.

Одним из эффективных методов могут быть инновационные инвестиции - две

неразрывно связанные сферы экономической деятельности промышленных

предприятий.

Решать эту проблему с помощью строго централизованных бюджетных

источников и фондов министерств невозможно. Однако в условиях перехода к

рыночной экономике промышленным предприятиям удается формировать некоторые

средства за счет разгосударствления. Кроме того, на инновационную и научно-

техническую деятельность в отдельных случаях выделяются централизованные

(хотя и небольшие) средства как из федеральных, так и из местных бюджетов.

Основную же долю средств необходимо обеспечивать за счет капитала

предприятий (товаропроизводителей). Однако его накопление в настоящее время

происходит в основном в сфере обращения и в весьма малой степени

затрагивает производство, за счет чего в рыночной экономике, как правило,

обеспечивается самовозрастание капитала.

В связи с этим необходимо искать новые подходы к инновационно-

инвестиционной политике и механизмам ее реализации, а также формам

воздействия государства на процессы, происходящие в этой сфере.

Одним из таких подходов для предприятий может быть особая форма

инвестирования – лизинг, который является на данном этапе развития

экономики единственной перспективной формой долгосрочного привлечения

инвестиций. Для предприятий сейчас главное - выбрать приоритетные

нововведения, которые в короткий срок обеспечили бы ему успех.

Улучшению условий развития в России импортного и экспортного

международного лизинга способствует письмо Государственного таможенного

комитета РФ от 20 июля 1995 г. № 01-13/10268 «О таможенном оформлении

товаров, временно ввозимых в рамках лизинговых соглашений», которое

предусматривает частичное освобождение объектов международного финансового

лизинга, ввозимых на время на территорию РФ, от уплаты таможенных пошлин и

налогов.

При частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин и налогов за

каждый полный и неполный календарный месяц уплачивается 3% суммы таможенных

пошлин и налогов, которая подлежала бы уплате при выпуске продукции для

свободного обращения или при вывозе в соответствии с таможенным режимом

экспорта (периодические таможенные платежи).

При общей положительной оценке вышеуказанного письма следует заметить,

что оно предполагает обязательный возврат имущества, ввезенного

(вывезенного) по лизинговому соглашению, т. е. отождествляет лизинговые и

обычные арендные отношения. На практике же при лизинге имущество часто

становится собственностью пользователя и второй раз границу не пересекает.

Развитию международного лизинга способствовало принятие следующих

нормативных документов:

• Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и

валютном контроле»;

• инструкция ЦБ РФ от 26 июля 1995 г. «О порядке осуществления валютного

контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые

товары»;

• письмо ЦБ РФ от 15 ноября 1995 г. № 208;

• положение ЦБ РФ от б октября 1997 г. № 527 «О порядке привлечения и

погашения резидентами Российской Федерации финансовых кредитов и займов в

иностранной валюте от нерезидентов на срок свыше 180 дней»;

• Методические указания (рекомендации} по проведению международных

лизинговых операций.

Следует отметить, что последний из указанных документов является наиболее

обстоятельным в области регламентации вопросов международного лизинга.

Список использованной литературы:

1. Лещенко М. И. Основы лизинга: Учебное пособие. – М.: Финансы и

статистика, 2000. – 336 с.

2. Лещенко М. И. Лизинг в промышленности. – М.: МГИУ, 1998. – 234 с.

3. Серегин В. П. Иностранный капитал на пути в Россию, М.: ИНФРА, 1999. –

321 с.

4. Лизинг для малых предприятий / Под ред. В. С. Штерна, М.: ИНФРА, 1996. –

112 с.

5. Лизинг в России / Финансовая газета, № 18, 1999, с. 4 – 5.

6. Операции международного лизинга / Экономика и управление в зарубежных

странах, № 9. – 2001, с. 14 – 22.

7. Сущность международных лизинговых операций / Маркетинг в России и за

рубежом, № 1. – 2001, с. 11 – 19.

8. Организация лизинговой деятельности / Бизнес для всех, № 23. – 2000, с.

12 – 19.

9. Закон Российской Федерации «О лизинге» от 29 октября 1998 г. № 16Ф-ФЗ

10. Постановление Правительства РФ «Положение о лицензировании лизинговой

деятельности в Российской Федерации» от 26 февраля 1996 г. № 167.

-----------------------

Купля-продажа имущества

Производитель (продавец) имущества (страна С)

Поставка имущества

Лизингодатель (страна А)

Лизингополучатель (страна В)

Лизинговые платежи

Договор лизинга

Банк

12

10

11

1

2

6

7

8

6

5

3

Продавец

Лизингополучатель

Лизингодатель

Страховая компания

9

5

4

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты