Рефераты

Виды графики

Виды графики

1. Книжная графика.

В книге, являющейся одной из важнейших духовных потребностей современного

человека, органически сочетается труд художника, издательских работников и

полиграфистов. На долю художников книги выпадает ответственная задача

воплощения средствами изобразительного искусства идейно-художественного

замысла, содержание литературного текста и создание художественно-

декоративного облика книги. Только гармоническое сочетание этих двух сторон

книжной графики создают полноценную книгу.

Отличительной особенностью книжной графики является ее тесная связь с

полиграфией, ее зависимость от уровня и культуры труда полиграфического

производства.

Исходя из основных задач книжной графики ее подразделяют на оформление и

иллюстрирование книги. К оформлению книги относят ее декоративный наряд, ее

украшения, рисованные шрифтовые элементы, композиционное построение

текстового набора и т.д. Иллюстрирование книги решает задачи образного

раскрытия литературного текста при помощи рисунков.

Существуют различные виды литературы и различные типы книг. В Зависимости

от их назначения, от того, к какому кругу читателей обращена книга, какие

цели она преследует, будет зависеть ее тираж, формат, степень и характер

оформления и иллюстрирования.

Художественная литература составляет один из самых обширных разделов

книгоиздательства. По своей природе она органически связана с

изобразительным искусством, она оформляется и иллюстрируется широко и

разнообразно.

Содержанию политической литературы соответствует простое и строгое

оформление. В качестве иллюстративного материала не редко привлекаются

фотографии.

Детская книга, как правило, отличается богатством оформления, нарядности,

большими форматами, четким, легким для чтения шрифтом.

Научная и техническая литература, большинство учебников и словарей

отличаются очень скупым, скромным оформлением.

Особую группу составляют специальные издания, так называемые уникальные

книги. Оформление и иллюстрирование таких изданий поручается лучшим

мастерам. Используются редкие и дорогие материалы, которые не применяются

для массовых изданий. Такие книги называют еще библиофильскими

(книголюбие).

Сложный организм книги состоит из многих элементов.

Обложка – художественное решение покрытия книги, в которой заключен книжный

блок. Решение обложки должно быть условно-декоративным, ясным, придавать

книге красивый внешний вид, но в то же время давать точную характеристику

книги, раскрывать ее основной смысл, стиль и образный строй. На обложке

должны быть шрифтовые элементы, отражающие основные заголовочные данные.

Титульный лист – правая половина первого разворота книги. Титул содержит

более сложные шрифтовые элементы, поясняющие заголовочные и издательские

данные. Если на левой странице первого разворота помещается иллюстрация,

или печатается портрет автора, такая страница называется фронтисписом.

Рисунок на титуле применяется сравнительно редко и имеет больше

декоративное значение.

Шмуцтитулами называются отдельные листы, которыми открываются части,

разделы книги. На шмуцтитуле помещается заголовок и несложный

орнаментальный мотив или рисунок.

Суперобложкой называется художественно решенное бумажное покрытие книги

поверх обложки. Главная задача – привлечь внимание к книге и на некоторое

время предохранить обложку от повреждения.

Иллюстрации – это рисунки, образно раскрывающие литературный текст,

подчиненные содержанию и стилю литературного произведения.

Заставка – небольшая композиция орнаментального характера или в виде

рисунка, открывающего какой-нибудь раздел текста.

Концовка – небольшой рисунок или орнаментальный мотив, завершающий

последнюю страницу какого-либо раздела или всей книги.

Инициал – начальная буква в тексте книги, созданные художником.

Первая страница текста книги, обычно украшенная заставкой или буквицей

называется спуском или спусковой полосой. Таков краткий перечень элементов

книги.

Художник книги должен не только знать шрифты и уметь использовать их, но

также уметь их видоизменять существующие шрифты и создавать новые –

соответствующие его замыслу, стилю книги, характеру литературного

произведения. Все изобразительные элементы книги должны быть гармонично

связаны с плоскостью бумаги, с полосой набора. Работая, например, над

иллюстрацией, художник должен четко представлять себе, как она будет

сочетаться с полосой набора на соседней странице, каким будет разворот

книги.

В современной книжной графике распространены штриховые и тоновые

иллюстрации. Встречаются иллюстрации, исполненные в объемно-

пространственном плане и условно-плоскостной трактовке.

В книге существуют свои принципы разработки светотени, объемов и

перспективы, свои масштабы и приемы композиции. Вот почему обычные

графические станковые произведения, если их даже уменьшить до книжных

форматов не могут служить иллюстрациями и будут лишь репродукциями,

вклеенными в книгу. Необходимо подчеркнуть особо выдающуюся роль торцовой

гравюры на дереве в искусстве книги.

История книги теснейшим образом связана с историей изобразительного

искусства и графики, в частности художникам принадлежала видная роль в

создании рукописных книг. Они были творцами и шрифта, и украшений, и

рисунков. В России первые рукописные книги с изображениями относятся к 10

веку. С изобретением книгопечатанья в середине 15 века и широким

распространением книги роль художников все более возрастает и задачи его

становятся все более глубокими.

2. Плакат.

Плакат – самый массовый вид графического искусства, выполняющий задачи

наглядной политической агитации или служащий средством информации, рекламы

и инструктажа.

Оригиналы плакатов создаются художниками в расчете на полиграфическое

производство.

Строго определенные функции плаката диктуют выбор изобразительных средств,

приема работы, определяют особый изобразительный язык плаката и его

размеры. Плакаты быстро сменяют друг друга и, воздействую сравнительно

короткое время, должны отличатся четким и ясным языком. Плакат должен

привлечь внимание зрителя на большом расстоянии. Зрителю в предельно

краткий срок должно стать ясно, к чему плакат призывает, какова его цель.

Именно такими задачами продиктованы относительно большие размеры плакатов.

Во имя краткости, доходчивости и выразительности в плакате применяется

особенно острая типизация образа и широко используется такие условно-

декоративные приемы как обобщение изображения, упрощение цветовых

отношений, отказ от второстепенных деталей, символические обозначения.

Текст должен быть предельно кратким и понятным с первого прочтения. Он не

должен механически приставляться к изображению, а органически входить в

него. Характер шрифта должен соответствовать содержанию плаката, хорошо

читаться.

Виды плаката разнообразны и разбиваются по своему назначению на несколько

групп.

Политический плакат – является одной из самых действенных форм политической

агитации, воплощает изобразительные средства политические задачи и лозунги.

Необычайно широка тематика политических плакатов: они посвящены борьбе за

мир, направлены на разоблачение врагов и т.д.

Многие плакаты создаются в честь революционных праздников, международных

событий и т.д. Большое значение приобрели сатирические плакаты.

Информационно-рекламный плакат – решает задачи информации, оповещение о

разнообразных культурно-просветительных мероприятиях или задачи рекламы –

ознакомления потребителей с товарами, услугами. Особыми качествами наделены

театральные плакаты и киноплакаты. Выполняя задачи рекламирования

спектаклей или кинофильмов, они должны отражать присущие данному зрелищу

стиль, творческое устремления его авторов.

Учебно-инструктивный плакат – преследует цели пропаганды научных знаний,

методов труда, различных правил и т.д. В отличие от других видов плаката,

содержит значительное количество текста, целую серию рисунков и

предназначается для более длительного использования.

Современному плакату предшествовали гравюры и рисунки большого размера,

расходившиеся по рукам, расклеивавшиеся на стенах, выставлявшиеся в

витринах. В Германии 16 века они были известны как «летучие листки». Широко

распространялись такие агитационные изображения в период буржуазных

революций 17-18 веков в Англии, Франции и Голландии. С изобретением новых

способов размножения и развитием полиграфии тираж агитационных листов все

увеличивался. В конце 19 века появились плакаты, близкие современным по

назначению и виду.

Министерство образования Республики Беларусь

Витебский государственный технологический университет

Кафедра дизайна

Реферат

Тема: Виды графики

Выполнила:ст. Гр.4и-27

_____________

Проверила:

_____________

г.Витебск.2004г.

Литература

1.

2.


© 2010 Современные рефераты