Рефераты

Ювелирные изделия

ленте.

Изготавливают кулоны с оправой из золота, платины и серебра, со

вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных и синтетических

камней или в виде подвески (без оправы) из полудрагоценных и поделочных

камней, янтаря, кости и др. Имеются кулоны из керамики, фарфора, фаянса

различных форм с дополнительной декоративной отделкой, из металла в виде

пластин – круглых, квадратных, овальных и других форм, с эмалью, с

гравированным, штампованным или чеканным рисунком.

В верхней части подвески просверливают отверстие или припаивают

колечко, в которое вставляют свободно вращающееся ушко, служащее для

продевания цепочки. Выпускают кулоны, у которых, помимо ушка для цепочки,

на обратной стороне к металлической оправе припаяна булавка с шарниром и

запором. Такой кулон одновременно является и брошью.

Медальоны бывают овальной, круглой, прямоугольной и других форм. В

верхней части медальона имеется колечко для продевания тонкой цепочки.

Изготавливают медальоны из золота, серебра и сплавов цветных металлов.

Поверхность медальонов украшают гравированным или штампованным рисунком,

вставками из мелких граненых полудрагоценных или синтетических камней,

граненого стекла на фольге, художественной эмалью.

Различают медальоны открывающиеся и неоткрывающиеся. Открывающиеся

состоят из двух половинок на шарнирах или без шарниров. Внутри медальона

обычно имеется ободок (рамка), что позволяет вставлять в него миниатюрный

портрет. Неоткрывающиеся медальоны также состоят из двух половинок, но они

спаяны между собой.

Цепочки вырабатывают из золота, платины, серебра, медных сплавов

(позолоченные или посеребренные) и анодированного алюминия. По размерам

цепочки различают тонкозвенные – шейные (для медальонов и кулонов) и из

более крупных звеньев – бортовые (для часов); по видам звеньев – панцирные,

якорные, фантазийные и др.

На цепочках имеются замочки разной конструкции (кольцевые

шпрингельные, пружинящие шомпольные цилиндрические, карабинчиком) или

заводное колечко.

Предметы туалета.

К группе предметов туалета относят пудреницы, зеркала, флаконы для

духов, булавки для шляп, запонки, зажимы для галстуков и др.

Пудреницы бывают для женских сумок и настольные.

Пудреницы для женских сумок бывают круглыми, овальными, квадратными,

многогранными и других форм. Состоят они из двух половинок, соединенных

шарнирами. Одна половинка служит для закрепления зеркальца, другая – для

пудры. Их изготавливают из серебра, латуни, томпака, мельхиора, алюминия,

пластических масс и других материалов. Украшают пудреницы вставками из

шлифованного поделочного камня (яшмы, малахита и др.), граненого стекла на

фольге; пластмасс, имитирующих поделочные камни; перламутра, янтаря, а

также различными рельефными изображениями. Бывают пудреницы, отделанные

штампованным или гравированным рисунком, эмалью, различными декоративными

накладками из металла, перламутра, янтаря и др.

Пудреница настольная представляет собой коробочку или баночку разной

емкости с крышечкой, чаще на ножках. Изготовляют настольные пудреницы из

металла (серебра, томпака и др.), фарфора, фаянса, хрусталя, папье-маше и

других материалов с различной художественной отделкой поверхности.

Зеркала. Они бывают для женских сумочек и ручные. Зеркала для сумок

изготовляют обычно круглой и прямоугольной формы, с фацетом и без фацета,

одинарные и двойные.

Ручные зеркала могут быть круглыми, овальными, подковообразными и др.

Оправы для зеркал делают из серебра, с гравированными, рельефными

штампованными, оксидированными рисунками или с гладкой полированной

поверхностью, а также из сплавов цветных металлов и других материалов.

Флаконы для духов бывают для женских сумок и настольные.

Флаконы для женских сумок изготавливают из серебра или стекла в

металлической ажурной позолоченной или оксидированной оправе. Пробкой

служит навинчивающийся колпачок с корковой или из другого материала

прокладкой для герметизации. Колпачок закреплен на цепочке, соединенной с

корпусом флакона.

Настольные флаконы изготавливают из стекла хрустального или

обыкновенного бесцветного, цветного и с нацветом, разной емкости и

декорируют различными способами: шлифованием, полированием, гравированием,

травлением, нанесением рисунка препаратами жидкого золота, цветными

силикатными красками, закрепляемыми обжигом. Кроме того, имеются флаконы

оригинальных форм из цветного стекла, имитирующего малахит, лазурит,

мрамор.

Булавки для шляп. Они состоят из металлического заостренного стержня

длиной до 10 см, головки и предохранителя. Стержень изготавливают из

серебряной, латунной или стальной проволоки, головку и предохранитель – из

металла, янтаря, пластмассы, кости, дерева, стекла. Бывают головки,

украшенные вставками из полудрагоценных, поделочных и синтетических камней

различных форм и огранки или эмалью, штампованным, гравированным рисунком и

др.

Головку обычно закрепляют наглухо на одном конце стержня, а в другой,

заостренный, конец вставляют или навинчивают на него предохранитель.

Запонки для манжет изготавливают с одной или двумя розетками разных

фасонов. Наиболее распространенная конструкция запонок – с одной розеткой.

Розетка соединяется с челночком посредством стойки или цепочки. Запонка из

двух розеток обычно скрепляется цепочкой или проволочкой, изогнутой в виде

восьмерки, либо шарнирной стойкой.

Запонки делают из золота, серебра и сплавов цветных металлов, с

позолотой или без неё. Для отделки запонок применяются драгоценные,

полудрагоценные, поделочные и искусственные камни, янтарь, стекло и др.

гладкие запонки без вставок украшают эмалью, чернью, гравированием,

штампованным рисунком и др.

Зажимы для галстуков. Такие зажимы бывают проволочными и

пластинчатыми, с замком или без замка. Их изготавливают из золота, серебра,

латуни, мельхиора, томпака, со вставками из полудрагоценных, поделочных и

синтетических камней, янтаря, стекла и других материалов, а также гладкими

со штампованным, гравированным рисунком или эмалью.

Зажимы могут быть с цепочкой или подвешенным к ней брелоком и без

него. Для скрепления галстука с сорочкой используют мелкозвенную цепочку

длиной 17-18 см, которую продевают через пуговичную петлю цепочки и

запирают замочком-шпрингелем или пластинчатым зажимом.

Цепочку изготавливают из золота, серебра, латуни и томпака, покрытых

золотом или серебром, а также анодированного алюминия, окрашенного под цвет

золота или серебра.

Принадлежности для курения.

Портсигары, сигаретницы, порттабаки, пепельницы, спичечницы, мундштуки

составляют группу принадлежностей для курения.

Портсигары изготавливают из золота (редко), серебра с позолотой или

без неё; из медных сплавов – посеребренными; из анодированного алюминия,

окрашенного под цвет золота, и других материалов. Створки портсигаров

делают из поделочного камня – яшмы, лазурита, малахита, агата и др.

Выпускают портсигары с различными видами художественной отделки

корпуса: с чеканным, гравированным или рельефным штампованным рисунком;

оксидированным, рифованным, гильошированным, эмалево-филигранным, с

перегородчатой, просвечивающей или живописной эмалью, с чернью. Для

украшения золотых портсигаров используют бриллианты. Портсигары бывают

гладкими полированными, матовыми или напоминающими по форме самородки

золота; последние изготавливают преимущественно из серебра.

Сигаретницы от портсигаров отличаются в основном только размером. На

сигаретницы идут те же материалы и с такими же видами художественной

отделки, что и на портсигары, но изделия меньше по размеру.

Порттабаки служат для хранения табака и представляют собой коробочки

прямоугольной формы. Внешне порттабак сходен с портсигаром, но отличается

от него тем, что имеет глубокий корпус, закрывающийся плоской крышкой на

шарнире. Порттабаки изготавливают в основном из золота и серебра. По

отделке они бывают гладкими и полированными, матовыми, рифованными или с

художественной эмалью.

Пепельницы изготавливают из фарфора и хрустального стекла в

металлической (серебряной или мельхиоровой посеребренной) оправе или без

оправы, поделочных камней, лака и дерева с раскраской, из сплавов цветных

металлов, с чеканным или гравированным рисунком, с перегородчатой эмалью

Спичечницы представляют собой футляр для коробки со спичками.

Изготавливают спичечницы из серебра, латуни, томпака, мельхиора,

анодированного алюминия с различной художественной отделкой поверхности.

Мундштуки курительные делают из серебра, кости, рога и других

материалов. По форме они могут быть круглыми, овальными, квадратными,

ромбическими; без оправы и в металлической (серебряной или латунной

позолоченной) оправе, которую закрепляют на конце мундштука. Выпускают

мундштуки комбинированные, в которых одна часть, образующая прикус, из

янтаря, кости или рога, а другая – наконечник, соединенная насадкой или

винтовой резьбой, - из серебра, латуни, томпака с позолотой. Наконечник

мундштука может быть гладким, с гравировкой, со штампованным рисунком, с

чернью, пресс-филигранью или накладной филигранью с эмалью.

Предметы для сервировки стола.

К предметам для сервировки стола относят столовые и чайные приборы:

ложки, вилки, ножи, рюмки, бокалы, стопки, графины для вина, чайники,

кофейники, чашки с блюдцами, подстаканники, лопатки для пирожного, кольца

салфеточные, солонки и перечницы, изделия из хрустального стекла, а также

сервизы и приборы (для вина и ликера) и изделия из хрустального и

обыкновенного стекла. Предметы для сервировки стола, входящие в ассортимент

ювелирных магазинов, изготавливают из серебра, мельхиора, нейзильбера и

томпака с последующим серебрением или золочением, а также из нержавеющей

стали, рога, кости, хрустального стекла и фарфора.

Ложки по назначению бывают столовыми, десертными, чайными, кофейными,

разливательными, для соуса, варенья, салата, горчицы, соли, для заварки

чая. Ложки бывают гладкими полированными или с гравированным, чеканным,

штампованным оксидированным рисунком на ручке, с чернью, эмалью.

Ложки столовые, десертные, чайные, кофейные обычно выпускают яблоком

(чепраком) вытянутой и округлой формы, разливательные – полушаровой,

круглой, с несколько плоским дном; для соуса – полушаровой со сливом на

боковой части черпака; для варенья – округлой; для салата – из рога с

серебряным или мельхиоровым посеребряным черенком.

Вилки. Как и ложки они бывают столовыми, десертными, для рыбы, салата,

лимона и др. их изготавливают цельноштампованными и сборными с насадными

ручками. Цельноштампованные вилки делают из серебра, стали или

посеребренных мельхиора и нейзильбера. Ручки у сборных вилок из серебра,

мельхиора, нейзильбера, фарфора и др., а рожки – из нержавеющей и

углеродистой стали; ручки металлические бывают гладкими полированными, с

гравированным или штампованным оксидированным рисунком, с чернью, эмалью, а

фарфоровые – с разделкой живописью и декалькоманией различной тематики.

В отличие от столовых и десертных вилок, имеющих по 4 рожка, рыбная

вилка имеет 3 рожка, один из которых (левый) более широкий и служит для

разрезания рыбы. Салатная вилка напоминает ложку, оканчивающуюся 3

короткими рожками. Ее изготавливают преимущественно из рога с серебряным

или мельхиоровым посеребряным черенком. Вилки для лимона бывают разной

длины и имеют 2 рожка.

Ножи. Различают ножи столовые, десертные, для фруктов, масла, сыра,

икры и др. Изготавливают их цельноштампованными и составными. Лезвия ножей

могут быть из нержавеющей и углеродистой стали, серебра и неметаллических

материалов (кости, рога, пластмассы). Ручки ножей изготавливают из серебра,

посеребренного мельхиора и нейзильбера, фарфора и др. Металлические ручки

бывают гладкими полированными, с гравированным, чеканным или штампованным

рисунком, с чернью, эмалью, а фарфоровые – с разделкой живописью и

декалькоманией.

Клинки ножей различные – прямые с выемкой, широкие и узкие; ручки –

прямые и фигурные, по профилю – овальные, прямоугольные, многогранные и др.

У ножа для фруктов клинок остроконечный, для масла – широкий криволинейный,

закругленный на конце, для сыра – широкий криволинейный с тремя короткими

рожками, образующими вилку на конце, для икры – фасонный с выемкой и фаской

на конце обушка. Иногда клинки ножей для масла и икры делают из рога с

серебренным или мельхиоровым посеребренным черенком.

Рюмки изготавливают из серебра и посеребренного мельхиора, разных

фасонов и размеров. По отделке рюмки подразделяют на гладкие,

гравированные, эмалево-филигранные, с чернью.

Внутреннюю поверхность корпуса рюмки золотят, а затем полируют и

крацуют. Гравированные рисунки большей частью золотят и оксидируют. Рюмки

из серебра выпускают также с гравированным, но не позолоченным рисунком.

Бокалы от рюмок отличаются емкостью, которая может быть 100 см3 и

более.

Стопки. Их изготавливают из серебра, мельхиора и томпака. Они имеют

форму правильно усеченного конуса.

Различают стопки гладкие, с гравированным рисунком или рисунком

чернью, эмалево-филигранные, пресс-филигранные и с перегородчатой эмалью.

Стопки из томпака покрывают золотом или серебром, а из серебра – золотят и

полируют или крацуют. Наружная поверхность стопок из серебра бывает

матовой, с гравированным, оксидированным и позолоченным рисунком.

Гравированные стопки могут быть и без позолоты. Стопки из мельхиора

серебрят, внутреннюю поверхность их полируют или золотят и полируют,

наружную – крацуют.

Графины для вина. Такие графины бывают различных форм и фасонов, с

ручкой и без ручки, емкостью обычно не более 750 см3. Графины из серебра

декорируют гравированием, чеканкой, чернением или филигранью в сочетании с

цветными эмалями.

Выпускают графины, как правило, в составе винных приборов: графин,

комплект рюмок или стопок с подносом или без него.

Сервизы – это комплект посуды одного назначения, рассчитанный на

определенное количество людей. Различают сервизы чайные и кофейные, в

которые входят различные предметы, оформленные в одном стиле.

Сервизы из серебра бывают гладкими или матовыми крацоваными, со

штампованным, гравированным или чеканным рисунком, с чернью, пресс-

филигранными и ручной накладной филигранью с художественной эмалью.

Подстаканники изготовляют серебряные, мельхиоровые, нейзильберовые и

томпаковые, из нержавеющей стали и алюминиевые.

Серебряные подстаканники могут быть золочеными как снаружи, так и

внутри; из мельхиора и нейзильбера – посеребренными снаружи и позолоченными

внутри; из томпака – золочеными или обработанными кислотой способом

травления под цвет золота; из нержавеющей стали – полированными; из

алюминия – анодированными и окрашенными под цвет золота.

Подстаканники бывают с рельефным штампованным, оксидированным и

полированным (из нержавеющей стали и анодированного алюминия) рисунком, с

гравировкой и золочением по рисунку, ажурной филигранной работы, пресс-

филигранные с эмалью, эмалево-филигранные (ручной работы), с рисунком

чернью.

Лопатки для пирожного. Их применяют для раскладки пирожных, пирогов и

тортов. Материалом для лопаток служат серебро, посеребренный мельхиор и

нейзильбер, нержавеющая полированная сталь, хромированная или

никелированная латунь.

Кольца салфеточные. Такие кольца вырабатывают из серебра,

посеребренных нейзильбера и мельхиора, кости, фарфора и других материалов.

Серебряные кольца могут быть гладкими полированными, со штампованным,

оксидированным рисунком; гравированными, с чернью, эмалево-филигранными;

мельхиоровые – полированными или со штампованным и оксидированным рисунком;

костяные – гладкими или с художественной резьбой; фарфоровые – с росписью

керамическими красками, декалькоманией и др.

Солонки и перечницы. Их изготавливают из серебра, мельхиора и других

материалов. В продажу они поступают в виде штучного товара и в составе

комплекта; солонка, перечница, ложечка для соли и поднос.

Солонки изготавливают открытыми цельноштампованными вставками из

стекла и без них, а также с навинчивающейся перфорированной крышечкой.

Наиболее распространенные формы перечниц – яйцевидная и

цилиндрическая. Выпускают перечницы и солонки более сложных форм: в виде

птиц, рыб и т.д.

Изделия из хрустального стекла. К ним относят вазы для конфет,

варенья, фруктов, цветов; салатники, солонки, графины, кувшины и другие

изделия.

Как правило, их отделывают серебряной оправой со штампованным

оксидированным или чеканным рисунком. Встречаются изделия в серебряной

оправе художественной чеканной работы.

Изделия из хрустального или обыкновенного стекла с алмазной гранью

(вазы для конфет, салатники и др.) могут быть в мельхиоровой посеребренной

гладкой оправе, со штампованным оксидированным рисунком.

Письменные принадлежности.

Письменные принадлежности, входящие в ассортимент товаров ювелирных

магазинов, изготавливают из серебра, мельхиора, поделочных камней, папье-

маше, кости и др.

К таким принадлежностям относят чернильницы на подставке, пресс-папье,

ножи для резки бумаги, стаканы для карандашей, настольные блокноты и

бювары, письменные приборы с одной или двумя авторучками на каменной

подставке.

Письменные приборы. Серебряные письменные приборы декорируют

штампованным, гравированным и чеканным рисунком или эмалью и чернью.

Приборы и отдельные принадлежности из поделочных камней украшают

металлическими обрамлениями и рельефными накладками.

Ножи для резки бумаги. Такие ножи изготавливают из серебра с ручкой,

отделанной гравированным, чеканным, штампованным рисунком или рисунком

чернью; из кости с художественными ажурными узорами, из пластмассы с

металлической штампованной ажурной оправой. Выпускают ножи с лезвием из

металла с художественной гравировкой, позолоченным или никелированным и

ручкой из поделочного камня, кости и других материалов.

Стаканы для карандашей. Они могут быть из серебра, поделочного камня,

кости и папье-маше.

Настольные блокноты и бювары. Их изготавливают из картона и оклеивают

шелком, кожей, бархатом или заменителем кожи – ледерином.

Обычно они имеют серебряную пластину с гравированным позолоченным или

рельефным штампованным и оксидированным рисунком, бывают художественной

чеканной работы. Выпускают также блокноты и бювары с мельхиоровой

посеребренной пластиной с рельефным штампованным и оксидированным

рисунками.

Предметы для украшения интерьера.

В ассортименте ювелирных магазинов значительное место занимают

художественные изделия из камня, кости, рога, лаковые изделия из папье-

маше. Они являются декоративными предметами, украшающими наш интерьер

(вазы, скульптуры, ларцы, декоративные настенные украшения и др.).

Камнерезные художественные изделия. Эти изделия – вазы, ларцы, фигурки

и др. – изготавливают из поделочных камней, иногда в сочетании с

полудрагоценными камнями. Их вытачивают из целого куска или вырабатывают из

тонких пластин. Некоторые виды камнерезных изделий украшают кусочками

цветного камня.

Мозаичная миниатюра может выполняться из деталей различной формы,

вырезанных из камня разных пород. Фон такой мозаики заполняют мастикой из

каменной крошки и клея. Иногда композицию мозаики высверливают в монолитной

тонкой пластинке камня и в полученные отверстия вставляют детали мозаики из

камня другой породы.

Значительное место в изготовлении камнерезных изделий занимают мягкие

поделочные камни (гипсовый камень и селенит), которые легко распиливаются и

обтачиваются на станке. Из этих камней делают различные ларцы в русском

стиле, вазы, ковши с фигурными ручками, настольные коробки с ажурными

крышками, различные фигурки птиц, зверей и др.

Художественные изделия из кости и рога. Это кубки, миниатюрная

скульптура, изображающая людей, птиц, животных и др. Их изготавливают из

бивней слона и мамонта, клыков моржей и трубчатых костей крупных домашних

животных. Такие изделия отличаются тонкой художественной резьбой затейливых

узоров. Для изготовления изделия используют также рог крупного рогатого

скота, иногда в сочетании с костью. Из рога изготавливают главным образом

миниатюрную скульптуру.

Лаковые художественные изделия из папье-маше. К ним относят ларцы,

декоративные тарелки и другие предметы, которые приобретают широкую

известность как в нашей стране, так и за рубежом благодаря украшающим их

миниатюрам. Тематика миниатюр разнообразна: пейзажи, мотивы, заимствованные

из сказок, былин, песен; портреты, натюрморты, орнаментальные рисунки и др.

Различают изделия из папье-маше палехские, федоскинские, мастерские и

холуйские. Свои названия они получили от тех мест, где возникли эти

промыслы мастеров-живописцев.

Принадлежности для часов.

Изделия этой группы разделяют на две подгруппы: принадлежности для

наручных часов (браслеты для часов и ремни) и принадлежности для карманных

часов (бортовые цепочки, ремни и шатленки). Шатленки – это украшения к

карманным часам, изготавливаемые из сплавов золота, серебра, цветных

металлов. Состоят шатленки из короткой цепочки с замками на концах с

помощью которых крепятся к ушку карманных часов и ключам (вместо брелока)

Сувениры.

Сувенир – это памятная вещь, связанная с воспоминаниями и сохраняемая

на память о ком-либо, о чем-либо. Сувениры изготавливают в честь больших

событий: олимпиад, спартакиад, космических полетов, в честь выдающихся

деятелей страны, искусства и т.д.

Сувениры подразделяют на несколько групп: памятные детали; нагрудные

значки; гербы; ключи; брелоки-сувениры; символы; сувениры-скульптуры малых

форм; сувенирные изделия народных художественных промыслов; прочие

сувенирные изделия (самовары сувенирные, светильники-ночники в сувенирном

исполнении и др.).

5. Клеймение ювелирных изделий из драгоценных металлов

В соответствии с указом Президента РФ от 2 октября 1992 г. № 1152

«Положение о пробах и клеймении изделий из драгоценных металлов в РФ» и

Постановлениями Правительства РФ от 12 февраля 1993 г. № 114 и от 15 июня

1994 г. № 684 продажа изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней

осуществляется только при наличии на них оттисков именников изготовителей и

оттисков государственных пробирных клейм РФ. Изделия иностранного

производства, также в обязательном порядке должны иметь оттиски

государственных пробирных клейм РФ.

Все изделия из цветных металлов, выпускаемые в нашей стране для

продажи, обязательно должны иметь пробу, которая ставится Инспекцией

пробированного надзора Министерства финансов России.

Государственное пробирное клеймо – специальный знак, чеканящийся на

изделиях или накладывающийся немеханическим способом государственными

инспекциями пробирного контроля. Оно означает, что изделие проверено в

государственной инспекции и имеет пробу не ниже указанной в клейме.

Государственное пробирное клеймо состоит из знака удостоверения и знака

пробы, которые могут проставляться вместе (в одном изображении) или

отдельно.

С 1958 г. знак удостоверения представлял собой контурное изображение

звезды с серпом и молотом для золота и серебра.

Этот знак используется и в наше время, хотя с 1994 г. в России

установлен знак удостоверения в виде женской головы в кокошнике и в

профиль, повернутой направо.

Именник – оттиск клейма изготовителя, который ставится на всех

изделиях, содержит индивидуальные знаки и знаки, указывающие на год

клеймения.

С 1988 г. и до нашего времени во всех именниках после последней цифры,

обозначающей год изготовления, располагается буква, содержащая шифр

инспекции, в районе деятельности которой находится предприятие. С 1990 г. и

по настоящее время в именниках последняя цифра года указывается с двумя

вертикальными точками перед ней и располагается перед шифром предприятия

изготовителя.

Инспекции пробирного надзора клеймят изделия пробирными клеймами

установленного образца, в которых имеется шифр, присвоенный каждой

инспекции.

Пробирные клейма делят на две группы: основные и дополнительные.

Основными клеймами являются следующие:

1. Клеймо в виде круга с пятиконечной звездой с изображением серпа и

молота – между лучами пятиконечной звезды должен стоять шифр,

присвоенный той или иной инспекции пробирного надзора. Это клеймо

используют для клеймения зубопротезных дисков, а также золотых,

серебряных, платиновых и палладиевых изделий в сочетании с одним из

дополнительных клейм.

2. Клеймо в виде лопатки – для золотых и платиновых изделий он состоит

из знака удостоверения, шифра инспекции и одной из установленных

проб: 375, 500, 583, 750, 958-й для изделий из золота и 950-й для

изделий из платины.

3. Клеймо в виде фигуры с выпуклыми противоположными горизонтальными

сторонами – для серебряных изделий. Клеймо состоит из знака

удостоверения, шифра инспекции и одной из установленных проб: 750,

800, 875, 916 и 960-й.

4. Клеймо усеченно овальной формы – для палладиевых изделий. Оно

состоит из знака удостоверения, шифра инспекции и одной из

установленных проб: 500-й и 850-й.

5. Клейма двухсторонние, круглые – для золотых, серебряных, платиновых

и палладиевых изделий и часов. Эти клейма состоят из двух отдельных

частей, т.е. знака удостоверения с шифром инспекции и круглого

знака с цифрами одной из установленных проб: 375, 500, 583, 750 и

958-й; 750, 800, 875, 916 и 960-й; 950-й и 850-й.

6. Клеймо продолговатой формы с закругленными углами – для клеймения

книжек с сусальным золотом и серебром. Такое клеймо состоит из

знака удостоверения, шифра инспекции и одной из установленных проб:

910, 920, 930, 940, 950, 960, 970, 980, 990 и 1000-й; 750-й.

Дополнительные пробирные клейма самостоятельного значения не имеют и

при клеймении изделий из драгоценных металлов их применяют только в

сочетании с одним из основных пробирных клейм.

Дополнительными клеймами являются следующие:

1. Клеймо квадратной формы с закругленными углами – для разъемных и

легко отделяемых второстепенных и дополнительных частей золотых,

серебряных, платиновых и палладиевых изделий одной из установленных

проб: 375, 500, 583, 750 и 958-й; 750, 800, 875, 916 и 960-й; 500-й

и 850-й.

2. Клеймо квадратной формы с закругленными углами и буквами «НП» (не

соответствует пробе) для изделий после реставрации, оказавшихся

ниже низшей установленной пробы. Это клеймо ставят на изделиях в

сочетании со знаком удостоверения, а также на изделиях из золота,

серебра, платины и палладия, представленных предприятием-

изготовителем для клеймения, но не соответствующих заявленной пробе

Изделия, состоящие из двух половинок (портсигары, серьги, запонки

парные и др.), клеймят на обоих частях клеймом.

Цепочки различных фасонов клеймят на одном из концевых ушек клеймом, и

на другом – знаком-именником предприятия.

6. Экспертиза ювелирных товаров.

Экспертиза ювелирных изделий проводится методами органолептической

оценки и лабораторными методами: определение физических свойств,

химического состава и экологической безопасности изделий, которые

определяют качество ювелирных изделий.

Модель и конструкция изделий должна соответствовать утвержденному

образцу, ТУ или ТО (техническое описание), чертежам и технической

документации по рисунку, форме и назначению.

Вставки из полудрагоценных камней должны иметь равномерно

прополированную и блестящую поверхность. Вставки из искусственно

выращенного жемчуга должны быть гладкими и не иметь на поверхности царапин

В отдельных изделиях и вставках из натурального янтаря допускаются

включения органического и неорганического происхождения, трещины, пузыри,

слоистость, участки с внутренними и внешними окислениями, которые не

снижают художественной ценности изделий. В цветных вставках из стекла

допускается разнотонность.

В изделиях из драгоценных и недрагоценных металлов допускается посадка

жемчуга и янтаря одновременно на клей и на штифты с резьбовой нарезкой или

насечкой. На поверхности изделий не должно быть следов клея.

Закрепка вставок и накладок с помощью стержня, загнутого ушком, и

клепки допускаются в изделиях из недрагоценных металлов.

Изделия из драгоценных металлов не должны иметь раковин, вмятин,

заусенцев, шероховатостей, острых кромок, следов работы инструмента, облоя

и царапин на лицевой поверхности. На поверхности изделий из золота 958-й

пробы допускаются незначительные риски и седы работы инструмента на

кромках, не ухудшающие внешний вид изделия.

В изделиях из драгоценных металлов, изготовленных методом литья по

выплавляемым моделям, не допускается на лицевой поверхности более 5 пор

диаметром более 0,4 мм и глубиной более 0,2 мм; при этом расстояние между

порами должно быть не менее 5 мм. Изделия из драгоценных металлов не должны

иметь отклонения массы более чем на +15% номинальной массы изделия.

Эмалевые покрытия на изделиях из драгоценных металлов должны быть

равномерными, надежными, без заметных невооруженным глазом пропусков,

просветов, царапин и пятен.

В изделиях из недрагоценных металлов на эмалевом покрытии не

допускается более одной трещины длиной свыше 2 мм, либо одного скола эмали

площадью свыше 1 мм2, или более 2 пузырьков, или включения в виде точки на

2 мм2 эмалевого покрытия. Наличия в одном изделии трех видов дефектов не

допускается.

Все детали должны быть хорошо и прочно смонтированы. Декоративное и

защитно-декоративное покрытие – равномерное по всей поверхности, ровным

слоем соответствующей толщины, без пропусков, подтеков, трещин,

пористостей, отслаивания, пятен, царапин, пузырей и посторонних включений.

Места пайки в изделиях тщательно заправлены и следы пайки не должны быть

заметны невооруженным глазом. Цвет припоя не должен резко отличаться от

цвета изделия. Прожоги не допускаются.

Художественная отделка и форма изделий должны соответствовать их

назначению, обеспечивать удобство пользования и соответствовать современным

эстетическим требованиям.

Форма колец должна быть правильной, края гладко заправлены, касты

припаяны без перекосов и строго соответствовать размеру камня, крапаны

гладко заправлены и не должны царапать руку.

Замки у серег должны быть одинакового размера, плотно припасованы,

свободно запираться и отпираться с защелкиванием, отверстие для запора у

сложного замка -–строго в центре детали, свободный конец крючка – хорошо

заправленным, не иметь острых кромок, камни должны быть парными по размеру,

цвету и огранке.

У брошей булавки должны быть упругими, коны их – заостренными

правильным конусом, без заусенцев, следов запиливания, а также должны

исключать возможность самооткрывания и не выступать за пределы габаритов

изделия.

Браслеты для часов должны быть эластичными в изгибе и в пружине,

браслеты из звеньев – прочно соединенными, звенья растяжки должны

равномерно перемещаться и после растягивания свободно принимать исходное

положение, защелка замка должна хорошо пружинить и без усилий

защелкиваться. При наличии у браслета предохранителя последний проверяется

на прочность. Длина браслетов от 130 до 190 мм должна быть кратной 5 и 7,5.

Бусины должны быть без сколов, трещин, царапин, затертостей, граней, а

отверстия для ниток расположены в центре бусин и не иметь режущих кромок.

Детали колье должны быть прочно соединены и обеспечивать свободную

подвижность, а замок – прочный запор цепочки и легко открываться, крепление

колье и кулона к цепочке надежное.

Запонки с челночком должны иметь эластичную пружину, запонки с мягким

соединением и запонки без пружин – легко вращаться в заштифтовке шарнира, а

челночок – не опускаться без нажима на него.

У цепочек все детали должны быть прочно соединены между собой, звенья

цепочки – подвижные, цепочка должна обладать максимальной гибкостью,

текучестью и при отвесе иметь строго вертикальное направление, без

угловатостей. Замок цепочки при нажиме должен свободно открываться и

закрываться, запор хорошо пружинить.

У изделий из хрустального стекла края дна и верхней кромки не должны

быть острыми. Не допускаются включения в виде шамотного камня, непрозрачные

кристаллические образования, выделившиеся в стекломассе, осыпь края и

продутость стенок изделия, просвет между корпусом изделия и крышкой.

Серебряная или мельхиоровая оправа должна быть тщательно закреплена на

корпусе из хрустального или обыкновенного стекла без перекосов и следов

гипса и полностью закрывать матовую поверхность корпуса, предназначенную

для посадки оправы. детали серебряной или мельхиоровой оправы должны быть

прочно соединены между собой, симметрично расположены, не иметь непропаяных

мест, следов инструмента и припоя.

У камнерезных художественных изделий наружная поверхность должна быть

тщательно отполированной до зеркального блеска, на лицевой поверхности не

допускаются сколы, раковины, царапины и следы обработки, если они ухудшают

вид изделий.

В парных изделиях (серьги, запонки), многопредметных гарнитурах и

приборах предметы должны быть одинаковыми по форме, размерам и расцветке,

рисунку, цвету и огранке вставок, а также по виду оправы.

В скульптурных, рельефных и ажурных изделиях из кости и рога резьба

должна быть четкой, чистой и точной по рисунку; в рельефных изделиях –

выдержана равномерность распределения высот рельефа в соответствии с общей

формой. Изделия из кости и рога должны быть хорошо отполированы, а из кости

к тому же хорошо отбелены. Все детали изделия должны быть прочно, без

зазоров соединены между собой и свободно сопрягаться по месту разъема.

Лаковые художественные изделия из папье-маше не должны иметь на

внутренней и внешней поверхностях наплывов, засоренности лака, неровностей,

царапин, пятен, трещин. Живопись, орнамент или другое декоративное

оформление – с ровным красочным слоем, рисунок без искажений и недоработок,

поверхность отполирована до зеркального блеска. Коробки, шкатулки и ларцы,

крышки для которых крепят на шарнирах, должны иметь хорошую заделку петель

и плотно закрываться без перекосов крышки. Не допускается коробление

изделий

Качество ювелирных изделий на предприятиях –изготовителях проверяется

поштучно, а на торговых предприятиях, как правило, выборочным методом,

отбирается до 10% изделий от партии, но не менее 10 штук.

У отобранных изделий определяют внешний вид, соответствие

опломбированному образцу-эталону и НТД (нормативно-технической

документации), ТО (технический образец); проверяют правильность оформления

этикеток (наличие и правильность заполнения всех реквизитов), соответствие

фактического размера браслетов и колец данным маркировки, а также наличие и

качество ювелирных камней (размер пор, сколков, трещин, пузырей, зазоров и

др.), а также определяют подлинность ювелирных камней.

При диагностике ювелирных камней одним из свойств, позволяющих

получить важную информацию, является люминесценция, наиболее часто

возникающая под действием ультрафиолетовых лучей. Цвет определяют в

затемненных помещениях.

Прочность закрепления ювелирных камней определяют легким нажатием

деревянной палочкой или встряхиванием изделия. Прочность пайки и закрепки

вставок, правильность шарнирных соединений и замков устанавливают путем

осмотра и опробования в действии.

Массу изделий из драгоценных металлов определяют взвешиванием на

технических весах 1-го класса, при этом изделия из сплавов золота и

металлов платиновой взвешивают с точностью до 0,01 г; изделия из сплавов

серебра взвешивают на весах 3-го класса с точностью до 0,1 г.

В случае несоответствия хотя бы одного из отобранных контрольных

образцов требованиям ГОСТа проводят повторную проверку удвоенного

количества (до 20%), но не менее 20 образцов. Если и при этой проверке

окажется, что одно из изделий не соответствует требованиям ГОСТа и

опломбированному образцу-эталону, то вся партия бракуется.

7. Заключение

Ювелирные товары – это высокохудожественные изделия тонкой работы,

изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов, драгоценных,

полудрагоценных, поделочных, искусственных и синтетических камней, а также

рога, кости, художественной эмали, стекла, фарфора, керамики и других

материалов применяемых для декоративных целей.

Ювелирное искусство возникло в глубокой древности. До нас дошли

тончайшие украшения, пышно декорированные разнообразные кубки и чаши,

изготовленные из золота за несколько тысячелетий до нашей эры.

Вторая половина 19-го столетия, и особенно рубеж 19 и 20-х веков, была

временем исключительного расцвета русского искусства, и в том числе

периодом значительных успехов отечественного ювелирного дела, когда 4,5

тысячи фирм, фабрик и мастерских практически на 95% обеспечивали внутренний

рынок ювелирных товаров. Работы мастеров лучших из них, трудившихся на

ювелирные дома Сазикова, Оловянишникова, Феберже, Болина, Овчинникова и

других, бесспорно, стали одним из символов блестящей поры Серебряного века

русской художественной школы.

Главными центрами ювелирного дела в этот период были Петербург и

Москва, вокруг которых складывались две основные художественные школы

России.

За последние годы значительно увеличился выпуск ювелирных изделий,

расширился их ассортимент, улучшилось качество и художественное оформление.

На многих ювелирных заводах страны внедрена лазерная техника,

обеспечивающая качественную сварку, резку и сверление драгоценных металлов,

увеличился выпуск ювелирных изделий с алмазной гравировкой, чернью, эмалью,

рельефным рисунком.

Таблица 1

Химический состав золота и сплавов на основе золота

|Марка |Проба |Массовая доля компонента, % |

| | |Золото |Серебро |Платина |Палладий |

|ЗлСрМ 375-20 |375 |37,5-38 |1,7-2,3 |- |- |

|ЗлСрМ 375-100 | |37,5-38 |9,5-10,5 |- |- |

|ЗлСрМ 375-160 | |37,5-38 |15,5-16,5 |- |- |

|ЗлСрМ 375-250 | |37,5-38 |24,5-25,5 |- |- |

|ЗлСрПдМ375-100-38 | |37,5-38 |9,5-10,5 |- |3,5-4,1 |

|ЗлСрМ 500-100 |500 |50,0-50,5 |9,5-10,5 |- |- |

|ЗлСр 585-415 |585 |58,5-59 |Ост. |- |- |

|ЗлСрМ 585-80 | |58,5-59 |7,5-8,5 |- |- |

|ЗлСрМ 585-200 | |58,5-59 |19,5-20,5 |- |- |

|ЗлСрМ 585-300 | |58,5-59 |29,5-30,5 |- |- |

|ЗлСрПд 585-255-160 | |58,5-59 |25-26 |- |Ост. |

|ЗлСрПдЦ 585-287-100 | |58,5-59 |28,2-29,2 |- |9,5-10,5 |

|ЗлСрПдКд 585-280-100 | |58,5-59 |27,5-28,5 |- |9,5-10,5 |

|ЗлСрНЦМ 585-80-8,2-2,5 | |58,5-59 |7,5-8,5 |- |- |

|ЗлНЦМ 585-12,5-4 | |58,5-59 |- |- |- |

|ЗлСр 750-250 |750 |75,0-75,5 |24,5-25,5 |- |- |

|ЗлСрМ 750-125 | |75,0-75,5 |12,0-13,0 |- |- |

|ЗлСрМ 750-150 | |75,0-75,5 |14,5-15,5 |- |- |

|ЗлСрНЦ 750-150-7,5 | |75,0-75,5 |14,5-15,5 |- |- |

|ЗлСрПд 750-100-150 | |75,0-75,5 |14,5-15,5 |- |- |

|ЗлСрПдМ 750-80-90 | |75,0-75,5 |7,5-8,5 |8,5-9,5 |- |

|ЗлСрПдН 750-90-140 | |75,0-75,5 |8,5-9,5 |- |- |

|ЗлСрПдН 750-70-140 | |75,0-75,5 |6,5-7,5 |- |- |

|ЗлСрПдНКд 750-90-85-4** | |75,0-75,5 |8,5-9,5 |- |- |

|ЗлНЦМ 750-7,5-2,5 | |75,0-75,5 |- |- |- |

|ЗлСрМ 958-20*** |958 |95,8-96,3 |1,7-2,3 |- |- |

|Зл 999,94 |999,9 |99,99 |- |- |- |

| | |(не менее)| | | |

|ЗлСрМ 375-20 |375 |- |Ост. |- |- |

|ЗлСрМ 375-100 | |- |Ост. |- |- |

|ЗлСрМ 375-160 | |- |Ост. |- |- |

|ЗлСрМ 375-250 | |- |Ост. |- |- |

|ЗлСрПдМ 375-100-38 | |- |Ост. |- |- |

|ЗлСрМ 500-100 |500 |- |Ост. |- |- |

Окончание таблицы 1

|ЗлСр 585-415 |585 |- |- |- |- |

|ЗлСрМ 585-80 | |- |Ост. |- |- |

|ЗлСрМ 585-200 | |- |Ост. |- |- |

|ЗлСрМ 585-300 | |- |Ост. |- |- |

|ЗлСрПд 585-255-160 | |- |- |- |- |

|ЗлСрПдЦ 585-287-100 | |- |- |Ост |- |

|ЗлСрПдКд 585-280-100 | |- |- |- |Ост. |

|ЗлСрНЦМ 585-80-8,2-2,5 | |7,7-8,7 |Ост. |2,2-2,8 |- |

|ЗлНЦМ585-12,5-4 | |12,0-13,0 |Ост. |3,6-4,4 |- |

|ЗлСр 750-250 |750 |- |- |- |- |

|ЗлСрМ 750-125 | |- |Ост. |- |- |

|ЗлСрМ 750-150 | |- |Ост. |- |- |

|ЗлСрНЦ 750-150-7,5 | |7,0-8,0 |- |Ост |- |

|ЗлСрПд 750-100-150 | |- |- |- |- |

|ЗлСрПлМ 750-80-90 | |- |Ост. |- |- |

|ЗлСрПдН 750-90-140 | |Ост |- |- |- |

|ЗлСрПдН 750-70-140 | |Ост |- |- |- |

|ЗлСрПдНКд 750-90-85-4** | |3,5-4,5 |- |- |Ост. |

|ЗлСрНЦМ 750-7,5-2,5 | |7,0-8,0 |Ост. |2,1-2,9 |- |

|ЗлСрМ 958-20*** |958 |- |Ост. |- |- |

|Зл 999.9****1 |999,9 |- |- |- |- |

* Примеси в каждой марке сплава не должны превышать, %: свинец –

0,005; железо – 0,15%; сурьма – 0,005; висмут – 0,005; кислород – 0,007;

всего – 0,17.

** Сплав содержит от 0,008 до 0,040% бора.

*** Примеси в сплаве не должны превышать, %: свинец – 0,003; железо –

0,08; сурьма – 0,003; висмут – 0,003; кислород – 0,007; всего – 0,10.

**** Примеси не должны превышать, %: свинец – 0,003; железо – 0,004;

сурьма – 0,001; висмут – 0,002; медь – 0,007; серебро – 0,008; всего –

0,01.

Таблица 2

Химический состав сплавов на основе серебра

|Марка |Проба |Массовая доля, % |

| | |компонента |примеси, не более |

| | |серебр|медь|свинец|железо|сурьма|висмут|кислород|всего|

| | |о | | | | | | | |

|СрМ 800 |800 |80,0-8|Ост |0,005 |0,13 |0,002 |0,002 |0,01 |0,15 |

| | |0,5 | | | | | | | |

|СрМ 830 |830 |83,0-8|Ост |0,005 |0,13 |0,002 |0,002 |0,01 |0,15 |

| | |3,5 | | | | | | | |

|СрМ 875 |875 |87,5-8|Ост |0,004 |0,1 |0,002 |0,002 |0,01 |0,12 |

| | |8,0 | | | | | | | |

|СрМ 925 |925 |92,5-9|Ост |0,004 |0,1 |0,002 |0,002 |0,01 |0,12 |

| | |3,0 | | | | | | | |

|СрМ 960 |960 |96,0-9|Ост |0,004 |0,08 |0,002 |0,002 |0,01 |0,1 |

| | |6,5 | | | | | | | |

Таблица 3

Химический состав сплавов на основе платины

|Марка |Проба |Массовая доля компонента, % |

| | |Платина |Иридий |Палладий |Родий |Медь |

|ПлИ 900-100 |900 |90,0-90,5 |Ост |- |- |- |

|ПлМ 900 | |90,0-90,5 |- |- |- |Ост |

|ПлИ 950-50 |950 |95,0-95,5 |Ост |- |- |- |

|ПлПд 950-50 | |95,0-95,5 |- |Ост |- |- |

|ПлРд 950-50 | |95,0-95,5 |- |- |Ост |- |

|ПлМ 950 | |95,0-95,5 |- |- |- |Ост |

* Примеси в каждой марке сплава не должны превышать, %: железо – 0,04;

кремний – 0,009; свинец – 0,015; золото – 0,05; всего – 0,11.

Таблица 4

Химический состав сплавов на основе палладия

|Марка |Проба |Массовая доля компонента, % |

| | |Палладий |Серебро |Никель |Медь |

|ПдСрН 500-450 |500 |50,0-50,5 |44,5-45,5 |Ост |- |

|ПдСрН 850-130 |850 |85,0-85,5 |12,5-13,5 |Ост |- |

|ПдМ 850 | |85,0-85,5 |- |- |Ост |

* Примеси в каждой марке сплава не должны превышать, %: железо – 0,05;

свинец – 0,004; висмут – 0,002; платина – 0,05; золото – 0,05; всего –

0,16.

Таблица 5

Ассортимент ювелирных камней

|Камни |

|Драгоценные |Полудрагоценные |Поделочные |Искусственные |

|Минерального происхождения |

|Алмаз, |Аквамарин, |Твердые: |Синтетические: рубин, |

|изумруд, |альмандин, аметист, |авантюрин, агат,|аметист, сапфир и др. |

|аметист, |берилл, бирюза, |амазонит, | |

|сапфир |гиацинт, горный |лазурит, |Искусственные: |

| |хрусталь, гранат, |моховик, нефрит,|гранаты, фианиты, |

| |лунный камень, опал,|оникс, обсидиан,|изумруды, сапфиры и |

| |топаз, турмалин, |орлец, сердолик,|др. |

| |хризоберилл, |халцедон, яшма. | |

| |хризолит, шпинель и |Средней | |

| |др. |твердости: | |

| | |ангидрит, | |

| | |змеевик, | |

| | |малахит, мрамор | |

| | |и др. | |

| | |Мягкие: | |

| | |алебастр, гипс | |

| | |поделочный, | |

| | |селенит | |

|Органического происхождения |

|Жемчуг |Коралл, янтарь |Перламутр |Выращиваемый жемчуг |

Таблица 6

|Наименование |Цвет камней |

|камней | |

|Алмаз |Бесцветный или с окраской желтых, зеленых, розовых и |

| |других оттенков. |

|Рубин |Темно-красный (лучший рубин), красный, светло-красный. |

| |Синий различных оттенков. |

|Сапфир |Бледно-зеленый, густо-зеленый (наиболее ценный). |

|Изумруд |Изумрудно-зеленый при дневном освещении, |

|Александрит |фиолетово-красный – при искусственном. |

| |Красный, ярко-красный, розовый с легким фиолетовым |

|Шпинель |оттенком. |

| |Бесцветный, светло-желтый, винно-желтый, |

|Топаз |золотисто-желтый, фиолетово-розовый и др. |

| |Зеленовато-голубой, морской воды, голубоватый различной |

|Аквамарин |интенсивности. |

| |Розовый, красный, фиолетовый, синий, сине-зеленый, |

|Турмалин |черный. |

| |Фиолетово-сиреневый, голубовато-фиолетовый. |

|Аметист |Кроваво-красный, красно-фиолетовый, иногда с голубоватым|

|Альмандин |оттенком. |

| |Молочно-белый, голубоватый, желтоватый или черный, |

|Опал |обладает красивой игрой цветов. |

| |Голубой, голубовато-зеленый |

|Бирюза | |

Таблица 7

Цвет люминесценции ювелирных камней.

|Длина волны |

|254 нм |365 нм |

|Белый |

|Алмаз, воробьевит, жадеит, жемчуг, |Жемчуг, опал, смитсонит, флюорит, |

|колеманит, опал, сапфир, серпентин, |янтарь, шеелит, дюмортьерит |

|флюорит, янтарь | |

|Красный, розовый |

|Александрит, апатит, изумруд, |Александрит, алмаз, изумруд, лунный |

|коралл, лазурит, лунный камень, |камень, родохрозит, опал огненный, |

|рубин, сапфир, родонит, шпинель |шпинель |

|Оранжевый, коричневый |

|Алмаз, лазурит, лунный камень, |Алмаз, андалузит, сапфир, топаз, |

|сапфир, топаз, циркон, шпинель |цирконит, тугтупит |

|Желтый |

|Алмаз, кунций, опал огненный, топаз,|Алмаз, топаз, янтарь, циркон, |

|циркон, янтарь, фриделит, смитсонит |турмалин желтый и коричневый |

|Зеленый |

|Александрит, алмаз, апатит, топаз, |Александрит, алмаз, андалузит, опал,|

|бирюза, изумруд, жемчуг, шпинель, |топаз, флюорит, янтарь |

|янтарь, флюорит | |

|Голубой, синий |

|Алмаз, апатит, бирюза, сапфир, |Алмаз, жемчуг, смитсонит, янтарь, |

|лунный камень, янтарь, флюорит, |шеелит, амблигонит |

|целестин, воробьевит | |

|Фиолетовый |

|Алмаз, апатит, кварц розовый, |Алмаз, воробьевит, дюмортьерит, |

|коралл, смитсонит, воробьевит |родозрозит, скаполит |

Литература:

1. Э.И. Орловский «Товароведение ювелирных товаров и часов» Москва

«Экономика» 1983.

2. А.Ф. Шепелев «Товароведение и экспертиза ювелирных товаров и часов»

Ростов-на-Дону «МарТ» 2001.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты