Билеты на государственный аттестационный экзамен по специальности Информационные Системы
Билеты на государственный аттестационный экзамен по специальности Информационные Системы
1 Кибернетический подход к информационной системе как системе управления.
Понятие кибернетической системы связано с процессами управления и
переработки данных. Процесс управления рассматривается как процесс
взаимодействия двух систем – управляющей и управляемой, в которой X –
входные параметры о состоянии объектов управления, Y – выходные параметры,
по которым судится о том, достигнута ли цель управления. Обратная связь –
обеспечивает передачу данных в управляющую систему, по которым судят о
рассогласовании цели и получаемых результатов.
Управляющие или управленческие воздействия (( - среда. Процесс управления
содержит следующие этапы:
1) Сбор информации об объекте управления.
2) Выработка решения в соответствии с критериями эффективности
управления.
3) Формирование и выдача управляющих воздействий (реализуется в
управляющей системе).
4) Реализация решения.
5) Изменение состояния объекта (реализуется в управляемой
системе). Управление – это целенаправленное информационное
воздействие одной системы на другую, стремящейся изменить
состояние последней в соответствии с выбранными критериями
эффективности функционирования. (пример ИС – управление
предприятием). 2. Основные направления совершенствования
систем управления:
1) Совершенствование организационных отношений, т.е.
формирование рациональной структуры системы управления
(состав и структура АУП), распределение прав и должностных
обязанностей. Основное правило – чем меньше уровней
управления, тем меньше звеньев управленческого аппарата, тем
проще система управления предприятием, но сложнее и
интеллектуальнее задача, решаемая каждой подсистемой
управления.
2) Совершенствование экономических отношений – формирование
управленческих воздействий в соответствии с объективными
экономическими закономерностями общественного развития.
3) Совершенствование техники и технологии управления.
Обязательным элементом любой системы управления является информационная
система – это коммуникационная система сбора, передачи, переработки
данных об объекте управления. Данная система снабжает работников
различного уровня информацией для реализации функций управления.
Информационные системы могут быть – прочными, автоматизированными и
автоматическими. Данная классификация учитывает пропорции ведения данных
между человеком и вычислительным устройством.
2) Информационно-справочные системы
ВУ – вычислительное устройство
3) Информационно-управляющие системы
Если в системе есть человек, то система называется автоматизированной. ИС
сама по определению является тоже системой управления. Определение ИС
включает:
. Структуру системы, как множество элементов и взаимоотношения
. Состав
. Описание функций
. Описание входов и выходов, как для системы в целом, так и для каждого
элемента
. Цели, ограничения и критерии
. Архитектура системы
|
2 Трехзвенная архитектура информационных систем.
Трехуровневая (распределенная) архитектура включает в себя сервер,
приложения-клиенты, сервер приложений.
Сервер приложений является промежуточным уровнем, обеспечивающим
организацию взаимодействия клиентов и сервера, например выполнение
соединения с сервером, разграничение доступа к данным и реализацию бизнес-
правил. Сервер приложений реализует работу с клиентами, расположенными на
различных платформах, т.е. функционирующими на компьютерах различных
типов и под управлением различных ОС. Основные достоинства 3-х звенной
архитектуры клиент-сервер:
- Снижение нагрузки на сервер;
- Упрощение клиентских приложений;
- Единое поведение всех клиентов;
- Упрощение настройки клиентов;
- Независимость от платформы.
Технологии программной реализации трехзвенной ИС в Delphi. Поскольку в
трехзвенной архитектуре клиент и сервер приложений в общем случае
располагается на разных машинах, связь клиента с сервером приложений
реализуется с помощью той или иной технологии удаленного доступа:
Модель DCOM позволяет использовать объекты, расположенные на другом
компьютере. ОС Windows NT Server или Windows 2000 Server
Сервер MTS (сервер транзакций Microsoft)- дополнения к технологии COM, и
предназначенная для управления транзакциями.
По сравнению с DCOM, MTS обеспечивает следующие дополнительные
возможности:
- Управление системными ресурсами, включая процессы, потоки и соединения с
БД;
- Управление транзакциями, в том числе старт, подтверждение или откат
транзакции;
- Управление доступом к набору данных, основанное на закреплении за НД той
или иной роли; пользователь получит доступ к данным только в том случае,
когда его роль совпадает с ролью НД.
Модель СОМ+ (усовершенствованная объектная модель компонентов) фирмы
Microsoft введена в Windows2000 и интегрирует технологии MTS в
стандартные службы COM.
Сокеты TCP/IP (транспортный протокол/ протокол Интернета) используется
для соединения компьютеров в различных сетях, в том числе в Интернете.
CORBA (общедоступная архитектура с брокером- (сервер приложений) при
запросе объекта) позволяет организовать взаимодействие между объектами,
расположенными на различных платформах.
SOAP ( простой протокол доступа к объектам) служит универсальным
средством обеспечения взаимодействия с клиентами и серверами Web-служб на
основе кодирования XML и передачи данных по протоколу HTTP.
Главные особенности трехуровнего приложения связаны с созданием сервера
приложений и клиентского приложения, а также с организацией
взаимодействия между ними.
Для разработки многоуровневых приложений в Delphi используются удаленные
модули данных и компоненты, размещенные на странице DataSnap палитры
компонентов.
|
3 База данных как независимое хранилище данных и бизнес-правил.
БД – это совокупность данных и описаний свойств этих данных,
предназначенных для машинной обработки, которая служит для удовлетворения
нужд многих пользователей.
Проектирование БД – это процесс разработки структуры БД в соответствии с
требованиями пользователя.
Бизнес-процесс – это формализованное описание заданного набора
управленческих процедур, включающее как выполняемые этим набором функции,
так и используемые им данные и взаимоотношение, затрагиваемых им
организационных подразделений и единиц.
Бизнес-правила – это набор существующих правил, необходимых для организации
бизнеса.
Предметная область (ПО) – это часть реального мира, подлежащая
автоматизации. (институт, завод и т. п.).
Система управления базами данных (СУБД) – это обобщенный инструмент для
манипулирования данными.
База данных – это триединая концепция, которая включает:
1) совместно используемый механизм, предоставляющий общее хранилище
взаимосвязанных и управляемых данных.
2) инструментальные средства поиска, анализа отображения данных.
3) обширная модель для представления состояния бизнеса, как в
кратковременном, так и долговременном аспекте.
Три этих аспекта – суть базы данных. Помимо основных концепций БД включает
в себя определенную технологию (хранение, поиск, отображение данных). В БД
существуют независимо друг от друга данные и бизнес-правила.
Концептуальная стадия – первая в проекте: обзор требований и разработка
общего проекта. В слое документов рассматриваются обширные потоки работ от
офиса к офису, от службы к службе, от сотрудника к сотруднику. На уровне
процессов выявляются термины, описывающие бизнес-правила, алгоритмы.
Рассматривается высокоуровневая интегрированная основа модели предприятия,
подразделения.
Логическая стадия. Принимаем во внимание детальные правила бизнеса:
разработка последовательности детализированных форм, необходимых для
реализации задач;
детализация процессов взаимодействия объектов. Разработка диаграмм "Запрос
- действие".
Разрабатывается высокоуровневая модель "сущность-связь", которая показывает
потенциальную схему БД. В ней учитываются основные вопросы согласованности
и содержательности БД.
Физическая стадия. Проектируются формы, бизнес-правила описываются в виде
программных кодов, БД нормализованы, упорядочены.
При проектировании и реализации БД необходимо учитывать потенциальные
требования пользователей, что актуально с первого этапа работы
| |
|