Рефераты

Обучающая программа Графика программированию в графическом режиме на языке turbo-pascal 7.x

Обучающая программа Графика программированию в графическом режиме на языке turbo-pascal 7.x

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...................................................... 7

1. НАЗНАЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ............................. 9

1.1. Обзор существующих обучающих средств и методов........... 9

1.2. Назначение программы для обучения работе в графическом

режиме........................................................ 12

1.2.1. Роль ЭВМ в учебном процессе СПГУАП..................... 12

1.2.2. Методика обучения с помощью обучающей программы........ 13

1.2.3. Возможности языка TURBO-PASCAL 6.0\7.О ................ 16

1.3. Техническое задание...................................... 17

1.3.1. Постановка задачи...................................... 17

1.3.2. Выбор технических средств и программного обеспечения... 18

1.3.3. Технико-экономическое обоснование ..................... 18

2. ОПИСАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ....................................... 20

2.1. Методическое оснащение базы данных....................... 20

2.2. Структура базы данных.................................... 22

2.3. Возможности изменения или обновления .................... 25

2.3.1. Теория................................................. 25

2.3.2. Вопросы................................................ 26

2.3.3. Справки ............................................... 28

3. ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ......................................... 30

3.1. Общие сведения........................................... 30

3.2. Функциональное назначение................................ 31

3.3. Описание логической структуры............................ 32

3.4. Используемые технические средства........................ 38

3.5. Вызов и загрузка......................................... 39

3.6. Входные и выходные данные................................ 39

4. ОПИСАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ........................................ 41

4.1. Назначение программы..................................... 41

4.2. Условия применения....................................... 41

4.2.1. Технические средства................................... 41

4.2.2. Общие характеристики входной и выходной информации..... 42

4.3. Пример использования..................................... 42

5. РУКОВОДСТВО ПРОГРАММИСТА................................... 45

5.1. Назначение и условия применения программы................ 45

5.2. Характеристики программы................................. 45

5.3. Обращение к программе.................................... 46

5.4. Входные и выходные данные................................ 46

6. РУКОВОДСТВО ОПЕРАТОРА...................................... 47

6.1. Назначение программы .................................... 47

6.2. Условия выполнения программы............................. 47

6.3. Выполнение программы..................................... 47

6.4. Сообщения оператору...................................... 48

7. ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ............... 49

8. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТ ПО СОЗДАНИЮ ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ.

СМЕТА ЗАТРАТ.................................................. 51

8.1. Построение ленточного графика........................... 51

8.2. Расчет сметы затрат ................................... 54

9. ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ТРУДА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.БЕЗОПАСНОСТЬ И

ХАРАКТЕРИСТИКА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ТРУДА НА

РАБОЧЕМ МЕСТЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ.................................... 57

9.1. Основные санитарно-технические требования к помещению ... 57

9.2. Характеристика санитарно-гигиенических условий труда..... 57

9.2.1. Микроклимат производственного помещения................ 57

9.2.2. Вредные вещества и пыль................................ 59

9.2.3. Излучение.............................................. 60

9.2.4. Освещенность........................................... 60

9.2.5. Шум.................................................... 61

9.3. Расчет необходимого воздухообмена........................ 61

9.4. Система освещения........................................ 62

9.5. Инженерно-технические мероприятия по созданию

благоприятных условий труда................................... 62

9.5.1. Защита от шума......................................... 62

9.5.2. Защита от излучения.................................... 63

9.5.3. Меры защиты от поражения электрическим током........... 63

9.6. Организация рабочего места пользователя при работе

с терминалом.................................................. 65

9.7. Противопожарные требования............................... 65

9.8.Приборы контроля параметров среды ........................ 66

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................... 68

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.............................. 69

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Текст программы................................. 70

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 База данных..................................... 107

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Экранные формы ................................ 157

ВВЕДЕНИЕ

Обучение - очень важный процесс в современном обществе. От того

насколько качественно и эффективно оно будет осуществляться зависит

благосостояние народа. В нынешней сложной экономической ситуации крайне

необходим прилив новых хорошо подготовленных кадров во все сферы народного

хозяйства. Необходимо быстрое внедрение всех достижений науки и техники в

производство- Возрождение отечественного производства - залог

экономического подъема, роста социального благосостояния народа.

Компьютер - одно из главных изобретений века. В последнее десятилетие

он стал неотъемлемой частью жизни человека. Компьютер применяют в самых

различных областях жизнедеятельности начиная с решения простейших

математических задач, моделирования различных процессов, применение в

банковском деле, медицине, образовании, издательском деле, использование

компьютера для управления различной техникой в том числе автомобилем,

самолетом, космическим кораблем до использования в быту, играх.

Идея обучения с помощью компьютера родилась давно. Связана она была с

видимостью человекоподобного поведения компьютера, его способности вести

осмысленный диалог с человеком.

Первые попытки внедрить компьютер В обучение были сделаны еще в 50-х

годах , когда в качестве устройства ввода/вывода использовался телеграфный

аппарат. В течение последующих 40-лет ведутся непрерывные интенсивные

исследования в этой области. За это время компьютерная техника изменилась,

стала более совершенной, появились персональные компьютеры ,

микрокомпьютеры. Разработано программное обеспечение , обеспечивающее

довольно широкое использовать технический возможности компьютера. Снижение

стоимости компьютерной техники позволило внедрить ее в образовательных

учреждениях. Теперь компьютеры пошли в школы, институты и в количественном

выражении Компьютеризация образования идет высокими темпами: в отдельных

странах число школьных компьютере составляет уже десятки и сотни тысяч, а в

США - миллионы. И в нашей стране школьники старших классов уже в течение

семи лет изучают такой предмет как информатика, знакомятся с компьютерами и

основами работы на них. Однако, обучение с помощью компьютера остается

малоэффективным. Основная причина состоит в том, что разработчики

автоматизированных обучающих систем преследуют цель компьютеризация

обучения ради самой компьютеризацию!. Мало внимания уделяется дидактике.

Возможности применения компьютера в учебном процессе, весьма

многообразны. Он может служить для моделирования изучаемых явлений или

систем, для реализации учебных игр, применяться для выполнения вычислений ,

для редактирования текстов, в качестве различного рода тренажеров, как

инструмент автоматизации проектирования, программируемого управления

экспериментами, как информационно-поисковая или экспертная система и

наконец как средство практического обучения самой компьютерной технике и

программированию .

В настоящее время уже создано множество средств обучения с помощью

компьютера- Их можно квалифицировать следующим образом: компьютерные

учебники, предметно-ориентированные среды (микромиры, моделирующие

программы, учебные пакеты), лабораторные практикумы тренажеры,

контролирующие программы.

Компьютеры прочно вошли в учебный процесс Санкт-Петербургской

государственной академии аэрокосмического приборостроения. Компьютер здесь

служит не Только предмета изучения, но и средством обучения. Уже внедрены и

применяются ряд компьютерных программ для обучения и контроля, в частности

контролирующие программы, моделирующие с элементами контроля по таким

предметам как "Охрана труда", "Экономика и планирование производства",

"Схемотехника", "Кодирование информации" и др...

Однако, потребности академии в компьютерных обучающих программах не

удовлетворены. Именно поэтому темой данной дипломной разработки стала

программа для обучения работе в графическом режиме. В учебном плане

академии отсутствует лекционный курс по теме "Графический режим языка Turbo-

Pascal". Это делает сложным работу со студентами на лабораторных

практикумах, вызывает много вопросов у студентов и усложняет работу

преподавателей. Среди уже существующих обучающих программ отсутствует

программа обучения работе в графическом режиме. К требуемой программе

предъявлялись совершенно конкретные специальные требования . Перед

разработчиком была поставлена задача создания программы для обучения с

элементами контроля, дающей возможность повторного изучения материала,

поясняющей ошибки обучаемому студенту. Программа должна включать в себя

соответствующий методический материал по заданной теме, подобрать и

оформить который предстояло также разработчику.

Именно такая программа была создана. Программа имеет название

"Графика" , содержит теоретический материал по заданной теме, контрольные

вопросы с необходимыми поясняющими справками.

Разработчик надеется, что цель восполнения пробела лекционного курса,

повышения качества и интенсивности обучения студентов с ' " помощью

данной программы, им достигнута.

1. НАЗНАЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

1. Обзор существующих обучающих средств и методов

Известно, что возможности применения компьютеров в учебном процессе

весьма многообразны. Он может служить для моделирования изучаемых явлений

или систем, для реализации учебных игр, применяться для выполнения

вычислений, для редактирования текстов, в качестве различного рода

тренажеров, а также как инструмент автоматизации проектирования,

программируемого управления экспериментами, как информационно-поисковая или

экспертная система, наконец, как средство практического обучения самой

компьютерной технике и программированию. Вместе с тем, особый интерес

представляет использование компьютера в качестве дидактического инструмента

общего назначения, применимого для обучения любым знаниям.

Идея обучения с помощью компьютера появилась давно. Первые попытки

относятся к концу 50-х годов. В то время уже имелась возможность "общения"

человека с компьютером посредством используемого в качестве устройства

ввода/вывода телеграфного аппарата-телетайпа. Надлежащим образом

запрограммированный компьютер заносит в свою память набираемый человеком на

клавиатуре телетайпа текст запроса, а по окончании ввода этого текста

производит некоторый анализ его и печатает на телетайпе заранее

заготовленный, или конструируемый из подходящих элементов текст ответа. Или

проще - компьютер выдает на телетайп текст вопроса или условия задачи и

ждет ввода с клавиатуры ответа, который затем сверяется с имеющимся

эталоном, чтобы выдать оценку: верно/неверно. С тех пор во всем мире

ведутся непрерывные научные поиски решения проблемы эффективного и дешевого

способа обучения с помощью компьютера.

Проблему дороговизны попробовали решить в 70-е годы специалисты

Иллинойского университета. Их силами была создана поражавшая своими

техническими возможностями суперсистема PLATOIY. Каждому учащемуся здесь

был предоставлен уже не телетайп, а комфортабельный терминал с плазменным

дисплеем, обеспечивающим выдачу произвольного текста, графики и цветных

кадров с микрофишей в сопровождении звука. Расчеты на низкую стоимость

системы не оправдались и после проведенных испытаний в условиях обучения

школьным предметам выявилась сложность, дидактическая неэффективность и

трудоемкость подготовки учебных материалов. Создание компьютерных систем

обучения приняло широкий размах и в связи с этим говорили о революции в

образовании. Но в действительности существенного влияния на практику

обучения разрабатываемые системы не оказали, и ни одна из них не получила

сколько-нибудь значительного применения: системы создавались сами по себе,

а обучение людей производилось с помощью книг и лекций. С появлением

массового производства недорогих и удобных в использовании

микрокомпьютеров, компьютеризация в настоящее время в количественном

выражении идет высокими темпами.

В конце 80-х годов проблемной лабораторией электронных вычислительных

машин Московского государственного университета была создана

микрокомпьютерная система обучения "Наставник". Эта система предназначена

для обучения предметам теоретического характера в вузах, техникумах,

профессионально-технических училищах, общеобразовательных школах, центрах

подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на предприятиях.

Типовой вариант системы рассчитан на обучение одновременно до 32 учащихся,

обслуживаемых одним микрокомпьютером. Система проста и удобна в управлении,

не требует специальной подготовки преподавателей и удобна для обучаемых.

Все общение с компьютером происходит по подсказкам и контролем с его

стороны. В состав аппаратуры системы входит микрокомпьютер общего

назначения, дисплей с клавиатурой, гибкий магнитный диск или магнитная

лента, принтер, специализированное оборудование для связи учащихся и

преподавателя с компьютером, включающее мини терминалы, источники

электропитания мини терминалов и контроллер для сопряжения их с

микрокомпьютером, систему кабелей. Программное обеспечение системы состоит

из пяти частей. Три части, "Обучение", "Экзамен", "Тест" , обеспечивают

возможность проведения соответствующих занятий. Существуют еще две

служебные подсистемы - подготовки управляющей информации и обработки

протоколов. Программное оснащение реализовано и функционирует в диалоговой

системе структурированного программирования ,. ДССП , которая после ее

начальной загрузки, обеспечивает всю дальнейшую работу. По вводимым с

клавиатуры командам производится дозагрузка требуемой подсистемы и ввод

управляющей информации . Далее система работает не обращаясь к внешней

памяти. И только в конце занятия согласно вводимым командам производит

распечатку и(или) запись в архив протокола. Алгоритмы функционирования

основных подсистем разработаны так, что обеспечивают управление обучением и

проведение экзаменов или тестов независимо от конкретного содержания

учебных материалов. т.е. пригодны для автоматизированных занятий по любым

предметам. Работа подсистемы "Обучение" заключается в предоставлении

учебных материалов, разбитых на секции, и назначении упражнений по каждому

разделу, в случае неверных ответов обучаемому выдается справка, поясняющая

суть ошибки и отсылающая к необходимому абзацу инструктивного текста. В

отдельных случаяx назначаются дополнительные упражнения. В случае успешного

ответа на все вопросы по разделу обучаемый переходит к изучению следующей

секции. В случае неверного ответа - возврат в предшествующую секцию или

отправка к преподавателю. Подсистемы "Экзамен" и "Тест" предназначены для

контроля знаний и умений. В режиме "Экзамен" обучаемый получает от

преподавa- теля набор секций, в которых получает определенное

преподавателем число упражнений с ограниченным числом попыток ответов.

Верные ответы подтверждаются, а неверные отрицаются, однако справки не

выдаются. "Тест" отличается от "Экзамена" тем, что каждый учащийся

отвечает на все имеющиеся в учебном материале вопросы, причем попытка

ответа предоставляется только одна. Ответы не подтверждаются и не

отрицаются. Вся работа учащегося протоколируется . Учебно-мето- дическое

оснащение наименее фиксировано и наиболее открыто для наращивания и

развития. Жестко определены только форматы и правила оформления учебных

материалов. Никаких ограничений по тематике и содержанию учебных

материалов, равно как и методик или дидактических приемов, кроме

необходимости выражаться в форме множественного выбора, нет. Подробнее о

микрокомпьютерной системе " Наставник" можно прочитать в [1].

В период с 1991 по 1994 годы Российским НИИ информационных систем по

заданию государственного комитета высшей школы России были проведены четыре

конкурса "Электронный учебник", В результате этих конкурсов в фонде РосНИИ

ИС накоплено более 150 компьютерных обучающих программ готовых к

распространению на IBM PC и

совместимых с ними. Их классификация и краткая характеристика, применяемых

в них методов подробнее приведена в [2] Среди этих программ можно выделить

следующие основные группы : инструментальные системы , прикладные пакеты,

учебные пакеты. Инструментальные среды предназначены для создания

компьютерных обучающих программ. Они сокращают трудоемкость при создании

этих программ, то же время дают возможность легко участвовать в разработке

программ преподавателям, не являющимся квалифицированными программист ми.

Примерами отечественных инструментальных сред могут служить такие системы

как "Адонис", "Урок", "Аосмикро", "Сценарий" и др.. Недостатком таких

систем является то, что они дорогостоящи. Кроме того для эффективного

применения инструментальных систем необходимо привлечение стабильной группы

специалистов, что создает определенные трудности. Обучающие программы могут

создаваться на базе прикладных пакетов, которые позволяют преобразовывать

математические выражения, производить вычисления, строить графики,

обрабатывать экспертные данные и т.п. ... По сравнению с инструментальными

средами прикладные пакеты дешевле, более универсальны, доступны широкому

кругу пользователей. Альтернативой прикладным пакетам могут служить учебные

пакеты.

В общем случае компьютерные программы учебного назначения можно

разбить на следующие группы:

1) компьютерные учебники;

2) предметно-ориентированные среды (микромиры, моделирующие программы,

учебные пакеты);

3) лабораторные практикумы;

4) тренажеры;

5) контролирующие программы;

Проблема практического применения ЭВМ в учебном процессе продолжает

стоять и сейчас. Важно использовать все новейшие достижения науки и техники

для более эффективного обучения школьников, студентов, специалистов самых

разных специальностей, На кафедре общей физики Новосибирского

государственного университета компьютеры при чтении лекций начали

использовать около 10 лет назад. С 1992 года здесь ведутся разработки по

созданию универсального автоматического комплекса, предназначенного для

лекционных демонстраций. В комплекс входят персональные ЭВМ,

видеоаппаратура, TV-мониторы и программное обеспечение. К настоящему

времени уже создан и действует макет такого комплекса, лекционная

мультимедиа аудитория ("ЛЕММА"). Программное обеспечение - это полный набор

средств создания, модификации и воспроизведения мультимедиа продуктов,

предназначенных для сопровождения лекционных курсов. Мультимедиа продукт

создается из слайдов(графических изображений в стандарте PCX) , анимации

(анимационных сюжетов в стандарте FLI), задач (исполнимых программ DOS) и

видео сюжетов, записанных на видеокассетах в стандартах PAL/SECAM.

Мультимедиа продукт включает информацию о демонстрационных единицах и их

расположении на информационных носителях, названия демонстрации и способы

их представления. Программы обеспечение выполнено в системе Turbo-Pascal с

использованием стандартной библиотеки Turbo Vision и состоит из трех

основных программ:

1) Программа "Планировщик лекций". Выполняет функции создан* настройки

и модификации мультимедиа продуктов, вставки в продукт новых и изъятие

устаревших материалов, просмотр материалов, планирование сценарием для

лекционной работы. В режиме разметки видеофрагментов выполняет полный набор

функций управления видеоаппаратурой и обеспечивает разметку выбранного

видео сюжета.

2) Программа "Ассистент". Предназначена для предоставления

демонстрационного лекционного материала в процессе лекций. Матери ал

выбирается в соответствии со сценарием.

3) Программа "Демонстратор анимации" . Данная программа осуществляет

демонстрацию анимационных сюжетов в стандарте FLI аниматора Autodesk

Animator и организует управление анимацией в ходе исполнения. Возможна

приостановка воспроизведения. Для пояснения представляемого материала

используется "указка" - графический курсор, управляемый манипулятором

"мышь".

Сценарий лекций составляется методистами - профессиональными лекторами

- применительно к конкретной тематике лекций с учетом подготовки аудитории.

Более подробно данный метод описан в [3]

Все описанные выше обучающие средства и методы имеют общую цель -

максимально возможное использование компьютера в процессе обучения. Однако,

они не решают задачу , поставленную перед разработчиком темы данной

дипломной работы. Поиски наиболее рационального решения вопроса применения

ЭВМ в обучении идут и сейчас. Разработка данной дипломной работы - это еще

одна попытка использовать компьютер как средство обучения.

1.2. Назначение программы для обучения работе в графическом режиме

1.2.1. Роль ЭВМ в учебном процессе СПГУАП

В учебном процессе очень важна в последнее время роль ЭВМ. Научно-

технический прогресс требует от учебных заведений оперативности в решении

вопросов технического обеспечения учебного процесса. Однако, слабое

финансирование не позволяет в полной мере соответствовать этим требованиям.

В настоящее время вычислительная техника развивается достаточно

быстро. Появляются Как новые машины, так и все более сложное и

разнообразное программное обеспечение. ЭВМ входит в нашу жизнь все больше и

в самых различных областях науки и производства, сферы обслуживания и

образования. Потребность в грамотных пользователях возрастает с каждым

днем. ЭВМ прочно вошли в учебный процесс Санкт-Петербургской

Государственной Академии аэрокосмического приборостроения. Академия имеет

кафедру "Вычислительных машин", которая готовит специалистов по

вычислительной технике. Помимо будующих программистов-электронщиков на

кафедре проходят подготовку и студенты других специальностей. Студенты

изучают курсы "Алгоритмизация и программирование", "Языки прог-

рамирования", "Вычислительные комплексы, системы и сети" и др..

Лаборатории кафедры оснащены персональными ЭВМ, микроЭВМ, имеется класс

аналоговых вычислительных машин, вычислительный центр, установлена

локальная сеть. Студенты Академии учатся пользоваться компьютером как

помощником в учебе. Они приобретают навыки работы на компьютере, учатся

программировать . В Академии на многих кафедрах введены курсы лабораторных

работ на компьютере. Они представляют собой набор контрольных работ. В

частности, такие программы введены по курсам "схемотехника", "охрана

труда". На кафедре экономики введен курс лабораторных работ на компьютере.

Программа предоставляет студенту возможность смоделировать то или иное

производство и самому проследить результаты его работы, в затем сделать

выводы. Такие программы повышают интерес студентов к предмету, дают

возможность получить навыки работы с компьютером, сокращают время на

изучение той или иной темы, освобождают преподавателя для индивидуальной

работы со студентами.

Компьютеры прочно вошли в учебный процесс СПГУАП. Это обеспечивает

высокое качество подготовки специалистов по всем специальностям.

1.2.2. Методика обучения с помощью обучающей программы

Данная обучающая программа предназначена для студентов младших курсов

Академии аэрокосмического приборостроения. Она восполняет отсутствие курса

лекций по теме "Графический режим языка Turbo-Pascal".

Теоретический материал изложен следующим образом. В начале раздела

приводится его краткое содержание и цели его изучения. Затем приводятся

названия процедур и функций с параметрами , а ниже описываются их

назначение и роль параметров. Название процедур и функций для наглядности

выделены красным цветом . Процедуры и функции, требующие иллюстрации

содержат графические комментарии.

Одновременно с теоретическим материалом программа содержит контрольные

вопросы. Это обеспечивает возможность студенту самостоятельно изучить

предлагаемый материал и самостоятельно проверить свои знания. После

изучения тем 3-7 студенту предлагается ответить на четыре вопроса,

случайным образом выбираемые из имеющихся в базе данных. Контрольные

вопросы оформлены следующим образом. Сам вопрос расположен наверху экрана.

Ниже приведены четыре варианта ответов. Студенту предлагается выбрать

правильный и ввести его номер. Такая форма вопросов удобна . Практически

студенту необходимо найти все ошибки в приведенных вариантах ответов .

Необходимо помнить при написании базы данных, что при такой форме

контрольных вопросов нецелесообразно приводить варианты ответов типа "Да",

"Нет", "Возможно". И вопросы должны формулироваться соответственно.

За работу с контрольными вопросами студенту выставляется оценка.

Выставляемая оценка может быть занесена преподавателем в журнал, а может

быть использована и как итог самоконтроля при самостоятельном обучении с

помощью компьютера.

Программа для обучения работе в графическом режиме языка Turbo-Pascal

содержит 7 разделов:

1) программирование графических режимов;

2) управление курсором и полем рисования;

3) формирование прямолинейных монохромных изображений;

4) управление цветом и стилем изображений;

5) программирование цветных криволинейных изображений;

6) формирование графических текстов;

7) программирование динамические озвученные сцены;

Первый раздел посвящен графическим режимам. В разделе, на базе

элементарной структуры Turbo-Pascal-программы, показано использование

графических средств языка. Здесь изучаются процедура вхождения в

графический режим, UnitGraph, процедура восстановления текстового режима,

CloseGraph, процедура изменения графического режима и процедура

восстановления исходного текстового режима. В разделе приводится описание

вспомогательных процедур и функций, с помощью которых можно получить

справки о текущем графическом режиме и графическом адаптере. Этот раздел

вводит студента в курс изучаемой темы. Знание этого раздела будет

необходимо при написании любой программы с использованием графики.

Второй раздел содержит информацию также необходимую для любой работы в

графическом режиме. Он посвящен процедурам управления курсором и полем

рисования. В языке существует возможность перемещать курсор относительно

исходного положения без рисования. Возможно определять координаты курсора.

Это бывает необходимо, когда координаты очередного местонахождения курсора

заранее неизвестны. В данном разделе описаны процедуры очищения экрана,

установки прямоугольного окна, очищения открытого окна, возвращение

параметров активного окна.

Система меню данной обучающей программы дает возможность обучаемому

самому уста навивать порядок изучения разделов. Однако, автор рекомендует

начать изучение разделов в порядке их следования Если обучаемый уже владеет

информацией, содержащейся в первых двух разделах, то их можно просто

просмотреть, чтобы еще раз вспомнить возможности графического режима. Такой

просмотр не займет много времени, но поможет быстрее и точнее ответить на

контрольные вопросы следующих разделов.

Третий раздел посвящен формированию прямолинейных монохромных

изображений. Цель данного раздела обучить студента пользоваться операторами

построения прямолинейных фигур: отрезков, прямоугольников, параллелепипедов

и ломаных линий. Рассматривается возможность закраски фигур определяемым

предварительно стилем и цветом. Изучив этот раздел студент должен не только

научиться строить фигуры с использованием приведенных процедур, но и видеть

разницу между аналогичными с первого взгляда процедурами, находить наиболее

рациональное решение поставленной задачи. На это обращается большое

внимание в контрольных вопросах.

Этот и все последующие разделы содержат после теоретической части

контрольные вопросы. Обучаемому предоставляется возможность дважды через

меню войти в каждый из этих разделов. При этом повторное изучение теории

обязательно. После ответов на вопросы выставляется оценка. Эта оценка

хранится в разделе "Результаты Вашей работы". Таким образом можно получить

две оценки за одну тему. Обе они будут зафиксированы и учтены при

выставлении оценки работы за сеанс. Все дальнейшие разделы включая третий

посвящены непосредственно формированию графических изображений. Они по сути

самостоятельные под темы. Однако, каждый следующий раздел содержит часть

информации предыдущий разделов, опирается на эту информацию, использует в

приводимых примерах и в контрольных вопросах. Поэтому и последующие разделы

рекомендуется в первый раз изучать в порядке их следования.

Четвертый раздел знакомит с операторами управления стилем и цветом

изображений. В данном разделе приведены процедуры установки цвета фона и

цвета рисования, процедуры изменения одного или нескольких цветов палитры,

а также процедуру дающую справочную информацию о текущей цветовой палитре.

Цветовая палитра проиллюстрирована. Приведен пример и стандартных стилей

закраски. Изучив данный раздел студент получает возможность управлять

стилем рисования, а именно: устанавливать тип контурных линий (один из

четырех стандартных или нестандартный), устанавливать стиль закраски (один

из 12 стандартных) или формировать свой, нестандартный образец закраски.

Приведено также описание справочных процедур возвращающих значение текущих

цвета и стиля рисования.

Пятый раздел посвящен криволинейный изображениям. В нем студент сможет

ознакомиться с процедурами построения дуг окружности и эллипса, контуров

окружности и эллипса, круга, секторов криволинейных фигур, а также с

процедурой закраски ограниченных областей, закрашенного эллипса и сектора.

Данные процедуры проиллюстрированы и это дает возможность быстрее

разобраться в их возможностях. При формировании иллюстраций к данным

процедурам были использованы различные цвета и стили закраски. Это

обеспечивает повторение уже изученного в разделе четыре материала. Пятый

раздел знакомит студента с понятием генератора случайных чисел и функцией

возврата случайного числа.

Шестой раздел назван "Формирование графических текстов". Он посвящен

операторам языка, с помощью которых возможно формировать стандартные шрифты

(один растровый и четыре штриховых) и нестандартные (их количество зависит

от содержимого внутренней таблицы шрифтов компьютера). Примеры этих шрифтов

приведены в качестве иллюстраций в программе. В этом разделе

рассматривается возможность изменения пропорций штриховых шрифтов,

вспомогательные процедуры возврата ширины заданной текстовой строки,

привязки выводимого текста к текущему положению курсора, возврат параметров

текущего текстового шрифта. Вывод символьной строки осуществляется с

помощью процедур OutText и OutTextXY. Они также рассмотрены в разделе.

Знание возможностей языка Turbo-Pascal, в частности графических шрифтов,

дает возможность более полно их использовать. Поэтому изучение данного

раздела не менее важно чем изучение предыдущих .

Последний раздел программы является наиболее сложным для изучения,

однако и наиболее интересным с точки зрения будущего программиста. Он

знакомит со способами программирования эффектов мультипликации с

использованием динамической и видеопамяти компьютера, программированием

звуковых эффектов с использованием одноканального звукогенератора. Здесь

рассматриваются наиболее общие приемы мультипликации, основанные на

предварительном формировании, сохранении и быстром выводе, если требуется с

наложением, на экран статических изображений. Это обеспечивается наличием

средств работы с динамической памятью компьютера и возможностью

использования страничной организации его видеобуфера. Программа знакомит

студентов с соответствующими процедурами. В качестве иллюстрации приведен

пример создания эффекта движения вдоль экрана объекта в области 50x50

пикселов. Создание звуковых эффектов с использованием одноканального

звукогенератора сводится к включению, выключению и программированию

определенных законов изменения частоты звукогенератора. Это делается с

помощью процедур Sound и NoSound. В программе также приведен пример

использования звукогенератора.

Для обучения с помощью данной обучающей программы необходимо знать

язык Pascal , интегрированную среду и персональный компьютер IBM PC.

Программа рассчитана на работу с ней в течение 40 минут . Если после работы

с программой в течение этого времени студент получил неудовлетворительные

оценки, то целесообразно дать ему возможность пополнить свои знания с

помощью учебной литературы, а затем вернуться к компьютерной версии.

1.2.3. Возможности языка TURBO-PASCAL 6.0\7.0

Pascal является широко распространенным языком программирования

высокого уровня. Система программирования Turbo-Pascal была разработана в

середине 80-х годов фирмой Borland International (США). Turbo - торговая

марка фирмы-разработчика. Turbo-Pascal включает в себя как язык

программирования - одно из расширений языка Pascal для ЭВМ типа IBM, так и

среду, предназначенную для написания, отладки и запуска программ. Turbo-

Pascal имеет широкие возможности. Практически он полностью реализует

аппаратные возможности персонального компьютера фирмы IBM и совместимых с

ним. Система имеет два основных достоинства: простота и естественность

языка программирования Pascal, великолепные сервисные возможности

диалоговой среды программирования фирмы Borland. Язык характеризуется

расширенными возможностями по сравнению со стандартом, хорошо развитой

библиотекой стандартных модулей, позволяющих использовать возможности

операционной ., системы, создавать оверлейные структуры, организовывать

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010 Современные рефераты