Рефераты

Программирование на языке SHELL (OS UNIX)

Программирование на языке SHELL (OS UNIX)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЛОМОНОВ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет компьютерных наук

ДОКЛАД

Современные операционные системы.

на тему: Программирование на языке Shell в системе UNIX. Примеры

программирования

Подготовил: Крыгин А.В.

Проверил: проф. Погорелый С.Д.

1999 г.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ 3

2. ПРОСТЕЙШИЕ СРЕДСТВА SHELL 4

2.1. Структура команд 5

2.2. Группировка команд. 5

2.3. Перенаправление команд 7

2.4. Командные файлы. 10

2.5 Отладка командных файлов 10

3. СРЕДА SHELL (ПЕРЕМЕННЫЕ И ПАРАМЕТРЫ) 11

3.1. shell-переменные 11

3.2. Экранирование 12

3.3. Манипуляции с shell-переменными 14

3.4. Экспорт переменных 15

3.5. Параметры 15

3.6. Подстановки shell-интерпретатора 16

3.7. Программная среда 17

4. ПРОГРАММНЫЕ СТРУКТУРЫ 20

4.1. Команда test ("[ ]") 20

4.2. Условный оператор "if" 21

4.3. Оператор вызова ("case") 22

4.4. Оператор цикла с перечислением ("for") 23

4.5. Оператор цикла с истинным условием ("while") 23

4.6. Оператор цикла с ложным условием ("until") 24

4.7. Пустой оператор 25

4.8. Функции в shell 25

4.9. Обработка прерываний ("trap") 25

5. ЛИТЕРАТУРА 26

1. ВВЕДЕНИЕ

Среди операционных систем особое место занимает Unix. Беспрецедентным

является то, что ОС Unix может работать практически на всех выпускаемых

платформах. UNIX - это стандарт де факто открытых и мобильных операционных

систем. (поскольку название UNIX запатентовано компанией AT&T - различные

юниксы называются различно: SCO UNIX, BSDI, Solaris, Linux, DG/UX, AIX и

т.д.).

Это не только многозадачная, но и многопользовательская система. Она

обеспечивает современный пользовательский интерфейс на базе системы X

Window и межмашинную связь на базе протоколов TCP/IP и т.п.

ОС Unix была создана Кеном Томпсоном и Деннисом Ритчи в Bell

Laborotories (AT&T). Широко распространяться Unix/v7 (версия 7) начала в 79

- 80-м годах. Вручение создателям Unix в 1983 году Международной премии

А.Тьюринга в области программирования ознаменовало признание этой системы

мировой научной (computer science) общественностью. Что также

беспрецедентно.

ОС Unix стоит на трех китах: язык Си, файловая система, командный

язык. В дальнейшем к ним добавились система X Window и протоколы TCP/IP.

2. ПРОСТЕЙШИЕ СРЕДСТВА SHELL

Командный язык shell (в переводе - раковина, скорлупа) фактически есть

язык программирования очень высокого уровня. На этом языке пользователь

осуществляет управление компьютером. Обычно, после входа в систему вы

начинаете взаимодействовать с командной оболочкой. Признаком того, что

оболочка (shell) готова к приему команд служит выдаваемый ею на экран

промптер. В простейшем случае это один доллар ("$").

Shell не является необходимым и единственным командным языком (хотя именно

он стандартизован в рамках POSIX [POSIX 1003.2] - стандарта мобильных

систем). Например, немалой популярностью пользуется язык cshell, есть также

kshell, bashell и другие. Более того, каждый пользователь может создать

свой командный язык. Может одновременно на одном экземпляре операционной

системы работать с разными командными языками.

shell - это одна из многих команд UNIX. То есть в набор команд оболочки

"shell" входит команда "sh" - вызов интерпретатора "shell". Первый "shell"

вызывается автоматически при вашем входе в систему и выдает на экран

промтер. После этого вы можете вызывать на выполнение любые команды, в том

числе и снова сам "shell", который вам создаст новую оболочку внутри

прежней.

Так например, если вы подготовите в редакторе файл "file_1":

echo Hello!

то это будет обычный текстовый файл, содержащий команду "echo", которая при

выполнении выдает все написанное правее ее на экран. Можно сделать файл

"file_1" выполняемым с помощью команды "chmod 755 file_1". Но его можно

выполнить, вызвав явно команду "sh" ("shell"):

sh file_1

или

sh < file1 [1]

Файл можно выполнить и в текущем экземпляре "shell". Для этого существует

специфическая команда "." (точка), т.е.

. file_1

Поскольку UNIX - система многопользовательская, вы можете даже на

персональном компьютере работать параллельно, скажем, на 12-ти экранах

(переход с экрана на экран ALT/функциональная клавиша), имея на каждом

экране нового (или одного и того же) пользователя со своей командной

оболочкой. Можете и в графическом режиме X-Window также открыть большое

число окон, а в каждом окне может быть свой пользователь со своей командной

оболочкой...

Стержневым элементом языка shell является команда.

2.1. Структура команд

Команды в shell обычно имеют следующий формат:

Например:

ls -ls /usr/bin

Где ls - имя команды выдачи содержимого директория,

-ls - флаги ( "-" - признак флагов, l - длинный формат, s - об'ем

файлов в блоках),

/usr/bin - директорий, для которого выполняется команда.

Эта команда выдаст на экран в длинном формате содержимое директория

/usr/bin, при этом добавит информацию о размере каждого файла в блоках.

К сожалению, такая структура команды выдерживается далеко не всегда. Не

всегда перед флагами ставится минус, не всегда флаги идут одним словом.

Есть разнообразие и в представлении аргументов. К числу команд, имеющих

экзотические форматы, относятся и такие "ходовые" команды, как сс – вызов

компилятора языка С, tar – работа с архивами, dd – копирование файла с

преобразованием, find – поиск файлов и ряд других.

Как правило, первое слово shell воспринимает, как команду. Поэтому в

командной строке

cat cat

первое слово будет расшифровано shell, как команда (конкатенации), которая

выдаст на экран файл с именем "cat" (второе слово), находящийся в текущем

директории.

2.2. Группировка команд.

Средства группировки:

. ; и - определяют последовательное выполнение

команд;

. & - асинхронное (фоновое) выполнение предшествующей команды;

. && - выполнение последующей команды при условии нормального

завершения предыдущей, иначе игнорировать;

. || - выполнение последующей команды при ненормальном завершении

предыдущей, иначе игнорировать.

При выполнении команды в асинхронном режиме (после команды стоит один

амперсанд) на экран выводится номер процесса, соответствующий выполняемой

команде, и система, запустив этот фоновый процесс, вновь выходит на диалог

с пользователем.

Например, наберем команду "find" в фоновом режиме для поиска в системе ,

начиная от корня "/", файла с именем "conf", а затем "pwd" в обычном

режиме. На экране этот фрагмент будет выглядеть следующим образом (курсивом

выделены комментарии):

$ find/-name conf -print & ввод команды "find"

288 номер (PID) фонового процесса

$ pwd ввод команды "pwd"

/mnt/lab/asu результат работы "pwd"

$ возвращение shell в промптер

/usr/include/sys/conf результат работы "find"

Иногда необходимо, чтобы все фоновые процессы завершились, прежде чем будет

выполняться какой-то расчет. Для этого служит специальная команда "wait

[PID]". Эта команда ждет завершения указанного идентификатором (числом)

фонового процесса. Если команда без параметра, то она ждет завершения всех

фоновых процессов, дочерних для данного "sh".

Для группировки команд также могут использоваться фигурные "{}" и круглые

"()" скобки. Рассмотрим примеры, сочетающие различные способы группировки:

Если введена командная строка

command1 && command2; command3

где command1, command2 и command3 - какие-то команды, то "command2" будет

выполнена только при успешном завершении "command1"; после любого из

исходов обработки "command2" (т.е. "command2" будет выполнена, либо

пропущена) будет выполнена "command3".

command1 && { command2; command3}

Здесь обе команды ("command2" и "command3") будут выполнены только при

успешном завершении "command1".

{command1; command2} &

В фоновом режиме будет выполняться последовательность команд "command1" и

"command2".

Фоновые процессы сложно уничтожить, поскольку традиционная команда "CTL/C"

прерывает только процессы переднего плана. Для уничтожения фонового

процесса надо знать его номер. При запуске фонового процесса на экран

выдается число, соответствующее номеру (идентификатору) этого процесса

(PID). Если этот номер забыт или надо убедиться, что этот процесс не

закончен, с помощью команды

ps -aux

можно получить перечень идентификаторов процессов (PID), имена

пользователей, текущее время, затраченное процессами, и т.д.

В выведенной таблице можно найти номера процессов, подлежащих уничтожению,

например это "849" и "866". Тогда командой

kill -9 866 849

можно уничтожить эти процессы. При уничтожении процессов надо вы должны

иметь то же имя пользователя, какое было приписано уничтожаемым процессам

или root.

Круглые скобки "()", кроме выполнения функции группировки, выполняют и

функцию вызова нового экземпляра интерпретатора shell.

Пусть мы находились в начальном каталоге "/mnt/lab/asu"

Тогда в последовательности команд

cd ..; ls; ls

две команды "ls" выдадут 2 экземпляра содержимого каталога "/mnt/lab", а

последовательность

(cd ..; ls) ls

выдаст сначала содержимое каталога "/mnt/lab", а затем содержимое

"/mnt/lab/asu", т.к. при входе в скобки вызывается новый экземпляр shell, в

рамках которого и осуществляется переход. При выходе из круглых скобок

происходит возврат в старый shell и в старый каталог.

2.3. Перенаправление команд

Стандартный ввод (вход) - "stdin" в ОС UNIX осуществляется с клавиатуры

терминала, а стандартный вывод (выход) - "stdout" направлен на экран

терминала. Существует еще и стандартный файл диагностических сообщений -

"stderr", о котором речь будет чуть позже.

Команда, которая может работать со стандартным входом и выходом, называется

ФИЛЬТРОМ.

Пользователь имеет удобные средства перенаправления ввода и вывода на

другие файлы (устройства). Символы ">" и ">>" обозначают перенаправление

вывода.

ls >file_1

команда "ls" сформирует список файлов текущего каталога и поместит его в

файл "file_1" (вместо выдачи на экран). Если файл "file_1" до этого

существовал, то он будет затерт новым.

pwd >>file_1

команда pwd сформирует полное имя текущего каталога и поместит его в конец

файла "file_1", т.е. ">>" добавляет в файл, если он непустой.

Символы "file_4

и

wc -l >file_4 file_2

Данный конвейер из файла "file_1" ("cat") выберет все строки, содержащие

слово "result" ("grep"), отсортирует ("sort") полученные строки, а затем

пронумерует ("cat -b") и выведет результат в файл "file_2".

Поскольку устройства в ОС UNIX представлены специальными файлами, их можно

использовать при перенаправлениях. Специальные файлы находятся в каталоге

"/dev". Например, "lp" - печать; "console" - консоль; "ttyi" - i-ый

терминал; "null" - фиктивный (пустой) файл (устройство).

Тогда, например,

ls > /dev/lp

выведет содержимое текущего каталога на печать, а

file_1 < /dev/null

обнулит файл "file_1".

sort file_1 | tee /dev/lp | tail -20

В этом случае будет отсортирован файл "file_1" и передан на печать, а 20

последних строк также будут выданы на экран.

Вернемся к перенаправлению выхода. Стандартные файлы имеют номера:

0 - stdin,

1 - stdout

2 - stderr.

Если вам не желательно иметь на экране сообщение об ошибке, вы можете

перенаправить его с экрана в указанный вами файл (или вообще "выбросить",

перенаправив в файл "пустого устройства" - /dev/null). Например при

выполнении команды

cat file_1 file_2

которая должна выдать на экран последовательно содержимое файлов "file_1" и

"file_2", выдаст вам, например, следующее

111111 222222

cat: f2: No such file or directory

где 111111 222222 - содержимое файла "file_1", а файл "file_2" отсутствует,

о чем команда "cat" выдала сообщение в стандартный файл диагностики, по

умолчанию, как и стандартный выход, представленный экраном.

Если вам не желательно такое сообщение на экране, его можно перенаправить в

указанный вами файл:

cat file_1 file_2 2>f-err

сообщения об ошибках будут направляться (об этом говорит перенаправление

"2>") в файл "f-err". Кстати, вы можете всю информацию направлять в один

файл "ff", использовав в данном случае конструкцию

cat file_1 file_2 >>ff 2>ff

Можно указать не только какой из стандартных файлов перенаправлять, но и в

какой стандартный файл осуществить перенаправление.

cat file_1 file_2 2>>ff 1>&2

Здесь сначала "stderr" перенаправляется (в режиме добавления) в файл "ff",

а затем стандартный выход перенаправляется на "stderr", которым к этому

моменту является файл "ff". То есть результат будет аналогичен предыдущему.

Конструкция "1>&2" - означает, что кроме номера стандартного файла, в

который перенаправить, необходимо впереди ставить "&"; вся конструкция

пишется без пробелов.

|- |закрывает стандартный вывод. |

2.4. Командные файлы.

Для того, чтобы текстовый файл можно было использовать как команду,

существует несколько возможностей.

Пусть с помощью редактора создан файл с именем "cmd", содержащий одну

строку следующего вида:

date; pwd; ls

Можно вызвать shell как команду, обозначаемую "sh", и передать ей файл

"cmd", как аргумент или как перенаправленный вход, т.е.

$ sh cmd

или

$ sh file_1

echo 'str_1

str_2' > file_2

cat file_1 file_2

даст выдаст последовательно одинаковые файлы file_1 и file_2:

str_1

str_2

str_1

str_2

Заметим также, что бэк-слэш (\) не только экранирует следующий за ним

символ, что позволяет использовать специальные символы просто как символы,

представляющие сами себя (он может экранировать и сам себя - \\), но в

командном файле бэк-слэш позволяет об'единять строки в одну (экранировать

конец строки).

Например, приводившийся ранее пример командной строки:

cat file_1 | grep -h result | sort | cat -b > file_2

может быть записан в командном файле, скажем, как

cat file_1 | grep -h \

result | sort | cat -b > file_2

Кстати, эффект продолжения командной строки обеспечивает и символ

конвейера. В данном случае это может дать более симпатичный результат,

например:

cat file_1 |

grep -h result |

sort |

cat -b > file_2

3.3. Манипуляции с shell-переменными

Несмотря на то, что shell-переменные в общем случае воспринимаются как

строки, т. е. "35" - это не число, а строка из двух символов "3" и "5", в

раде случаев они могут интерпретироваться иначе, например, как целые числа.

Разнообразные возможности имеет команда "expr".

Проиллюстрируем некоторые на примерах:

Выполнение командного файла:

x=7 y=2

a=`expr $x + $y` ; echo a=$a

a=`expr $a + 1` ; echo a=$a

b=`expr $y - $x` ; echo b=$b

c=`expr $x '*' $y` ; echo c=$c

d=`expr $x / $y` ; echo d=$d

e=`expr $x % $y` ; echo e=$e

выдаст на экран

a=9

a=10

b=-5

c=14

d=3

e=1

Операция умножения ("*") обязательно должна быть заэкранирована, поскольку

в shell этот значок воспринимается, как спецсимвол, означающий, что на это

место может быть подставлена любая последовательность символов.

С командой "expr" возможны не только (целочисленные) арифметические

операции, но и строковые:

A=`expr 'cocktail' : 'cock'` ; echo $A

B=`expr 'cocktail' : 'tail'` ; echo $B

C=`expr 'cocktail' : 'cook'` ; echo $C

D=`expr 'cock' : 'cocktail'` ; echo $D

На экран будут выведены числа, показывающее число совпадающих символов в

цепочках (от начала). Вторая из строк не может быть длиннее первой :

4

0

0

0

3.4. Экспорт переменных

В ОС UNIX существует понятие процесса. Процесс возникает тогда, когда

запускается на выполнение какая-либо команда.

Например, при наборе на клавиатуре "р " порождается процесс "р". В

свою очередь "р" может породить другие процессы. Допустим, что "р" вызывает

"р1" и "р2", которые последовательно порождают соответствующие процессы.

У каждого процесса есть своя среда - множество доступных ему переменных.

Например, до запуска "р" уже существовала среда, в которой уже были

определены некоторые переменные. Запуск "р" порождает новую среду; уже в

ней будут порождены "р1" и "р2".

Переменные локальны в рамках процесса, в котором они объявлены, т.е. где им

присвоены значения. Для того, чтобы они были доступны и другим порождаемым

процессам, надо передать их явным образом. Для этого используется

встроенная команда "export".

3.5. Параметры

В командный файл могут быть переданы параметры. В shell используются

позиционные параметры (т.е. существенна очередность их следования). В

командном файле соответствующие параметрам переменные (аналогично shell-

переменным) начинаются с символа "$", а далее следует одна из цифр от 0 до

9:

Пусть "examp-1" вызывается с параметрами "cock" и "tail". Эти параметры

попадают в новую среду под стандартными именами "1" и "2". В (стандартной)

переменной с именем "0" будет храниться имя вызванного расчета.

При обращении к параметрам перед цифрой ставится символ доллара "$" (как и

при обращении к переменным):

|$0 |соответствует имени данного командного файла; |

|$1 |первый по порядку параметр; |

|$2 |второй параметр и т.д. |

Поскольку число переменных, в которые могут передаваться параметры,

ограничено одной цифрой, т.е. 9-ю ("0", как уже отмечалось имеет особый

смысл), то для передачи большего числа параметров используется специальная

команда "shift".

Своеобразный подход к параметрам дает команда "set".

Например, фрагмент

set a b с

echo первый=$1 второй=$2 третий=$3

выдаст на экран

первый=a второй=b третий=c

т.е. команда "set" устанавливает значения параметров. Это бывает очень

удобно. Например, команда "date" выдает на экран текущую дату, скажем, "Mon

May 01 12:15:10 2000", состоящую из пяти слов, тогда

set `date`

echo $1 $3 $5

выдаст на экран

Mon 01 2000

Команда "set" позволяет также осуществлять контроль выполнения программы,

например:

|set -v |на терминал выводятся строки, читаемые shell. |

|set +v |отменяет предыдущий режим. |

|set -x |на терминал выводятся команды перед выполнением. |

|set +x |отменяет предыдущий режим. |

Команда "set" без параметров выводит на терминал состояние программной

среды.

3.6. Подстановки shell-интерпретатора

Перед началом непосредственной интерпретации и выполнением команд,

содержащихся в командных файлах, shell выполняет различные виды

подстановок:

1. ПОДСТАНОВКА РЕЗУЛЬТАТОВ. Выполняются все команды, заключенные в

обратные кавычки, и на их место подставляется результат.

2. ПОДСТАНОВКА ЗНАЧЕНИЙ ПАРАМЕТРОВ И ПЕРЕМЕННЫХ. То есть слова,

начинающиеся на "$", заменяются соответствующими значениями переменных

и параметров.

3. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРОБЕЛОВ. Заэкранированные пробелы игнорируются.

4. ГЕНЕРАЦИЯ ИМЕН ФАЙЛОВ. Проверяются слова на наличие в них спецсимволов

("*", "?","[]") и выполняются соответствующие генерации.

3.7. Программная среда

Каждый процесс имеет среду, в которой он выполняется. Shell использует ряд

переменных этой среды.

Если вы наберете команду "set" без параметров, то на экран будет выдана

информация о ряде стандартных переменных, созданных при входе в систему (и

передаваемых далее всем вашим новым процессам "по наследству"), а также

переменных, созданных и экспортируемых вашими процессами.

Конкретный вид и содержание выдаваемой информации в немалой степени зависит

от того, какая версия UNIX используется и как инсталлирована система.

Результат выполнения команды set без параметров (не полный):

HOME=/root

PATH=/usr/local/bin:/usr/bin:/bin:.:/usr/bin/X11:

IFS=

LOGNAME=sae

MAIL=/var/spool/mail/sae

PWD=/home/sae/STUDY/SHELL

PS1=${PWD}:" "

PS2=>

SHELL=/bin/bash

Прокомментируем значения переменных.

HOME=/root - это имя домашнего директория, в котором пользователь

оказывается после входа в систему. То есть, правильно набрав имя и пароль,

я окажусь в директории "/root".

PATH=/bin:/usr/bin:.:/usr/local/bin:/usr/bin/X11 - эта переменная задает

последовательность файлов, которые просматривает "shell" в поисках команды.

Имена файлов разделяются здесь двоеточиями. Последовательность просмотра

соответствует очередности следования имен в тропе. Но первоначально поиск

происходит среди так называемых встроенных команд. В число встроенных

команд входят наиболее часто используемые команды, например "echo", "cd",

"pwd", "date". После этого система просматривает директорий "/bin", в

котором могут находиться команды "sh", "cp", "mv", "ls" и т.п. Затем

директорий "/usr/bin" с командами "cat", "сс", "expr", "nroff", "man" и

многими другими. Далее поиск происходит в текущем директории (".", или

другое обозначение "пусто", т.е.""), где скорее всего находятся написанные

вами команды.

После набора командной строки и нажатия "shell" (после выполнения

необходимых подстановок) распознает имя, соответствующее команде и

осуществляет ее поиск в директориях, перечисленных в PATH. Если команда

размещена вне этих директориев, она не будет найдена. Если присутствует

несколько команд с одинаковым именем, то вызвана будет та, которая

расположена в директории, просматриваемом первым.

PATH, как и прочие переменные, можно легко менять, добавляя, переставляя

или исключая директории.

IFS= (Внутренний Разделитель Полей) перечисляет символы, которые служат для

разделения слов (полей). Таковыми являются "пробел", "табуляция" и "перевод

строки", поэтому здесь слева от присваивания ничего не видно и занято две

строки.

LOGNAME=root - имя входа ("имя" пользователя).

MAIL=/var/spool/mail/root - имя файла, в который поступает (электронная)

почта.

PWD=/root - имя текущего директория

PS1=${PWD}:" " - вид промтера. В данном случае в промптере будет выдаваться

имя текущего директория двоеточие и пробел. То есть здесь будет "/root: ".

PS2=> - этот промтер (здесь ">") используется как приглашение к продолжению

ввода (в очередной строке) незаконченной команды. Например, наберите

открывающую скобку "(" и после нажатия в следующей строке вы

увидите этот промптер. Если пока не знаете, что дальше делать, наберите

закрывающую скобку ")" и он исчезнет.

SHELL=/bin/sh - эта переменная указывает оболочку, которую использует

пользователь. В данном случае используется стандартный shell ("sh").

Исходная среда устанавливается автоматически при входе в систему с

использованием файлов типа "/etc/rc" и "/etc/.profile".

Один из способов просто изменит среду (например, тропу поиска команд, вид

промтера, вид оболочки, цвет экрана и т.п.) можно, разместив эту информацию

в своем домашнем директории в специализированном файле ".profile"

(${HOME}/.profile), присвоив нужные значения переменным среды. То есть

вызвать это файл в редактор и написать, что пожелаете). Тогда при каждом

вашем входе в систему этот файл будет автоматически выполняться и

устанавливать новую среду. Этот файл должен ОБЯЗАТЕЛЬНО размещаться в вашем

ДОМАШНЕМ директории (директории входа).

Следует иметь в виду, что имена файлов, начинающиеся с точки, вообще имеют

особый статус. Так, они не выдаются на экран простой командой "ls" -

необходимо вызывать эту команду с флагом "-a". Кстати, и не уничтожаются

огульно командой "rm *".

Сам интерпретатор shell автоматически присваивает значения следующим

переменным (параметрам):

|? |значение, возвращенное последней командой; |

|$ |номер процесса; |

|! |номер фонового процесса; |

|# |число позиционных параметров, передаваемых в shell; |

|* |перечень параметров, как одна строка; |

|@ |перечень параметров, как совокупность слов; |

|- |флаги, передаваемые в shell. |

При обращении к этим переменным (т.е при использовании их в командном файле

- shell-программе) следует впереди ставить "$".

Важную роль при создании уникальных файлов играет специальная переменная

"$$", значение которой соответствует номеру процесса, выполняющего данный

расчет. Каждый новый расчет, выполняемый компьютером, инициирует один или

несколько процессов, автоматически получающих номера по порядку. Поэтому,

используя номер процесса в качестве имени файла, можно быть уверенным, что

каждый новый файл будет иметь новое имя (не запишется на место уже

существующего). Достоинство является и главным недостатком такого способа

именования файлов. Неизвестно, какие имена будут присвоены файлам. И, если

в рамках данного процесса можно найти файл "не глядя", т.е., обратившись к

нему, используя $$, то потом такие файлы можно легко потерять. Это создает

дополнительные проблемы при отладке программ.

3.8. Вызов интерпритатора

Вслед за регистрацией пользователя в системе (с помощью команды login)

вызывается интерпретатор языка SHELL. Если регистрационный справочник

пользователя содержит файл .profile, то прежде чем с терминала будет

принята хотя бы одна команда, интерпретатор выполняет этот файл

(подразумевается, что файл .profile содержит команды). При вызове могут

указываться следующие ключи:

-c строка

Команды считываются из заданной строки.

-s

Команды читаются из стандартного файла ввода. Сообщения интерпретатора

записываются в стандартный файл диагностик.

-i

Интерактивный режим работы.

Если первым символом параметра "0" является знак -, то команды считываются

из файла .profile.

4. ПРОГРАММНЫЕ СТРУКТУРЫ

Как во всяком языке программирования в тексте на языке shell могут быть

комментарии. Для этого используется символ "#". Все, что находится в строке

(в командном файле) левее этого символа, воспринимается интерпретатором как

комментарий. Например,

# Это комментарий.

Как во всяком процедурном языке программирования в языке shell есть

операторы. Ряд операторов позволяет управлять последовательностью

выполнения команд. В таких операторах часто необходима проверка условия,

которая и определяет направление продолжения вычислений.

4.1. Команда test ("[ ]")

Команда test проверяет выполнение некоторого условия. С использованием этой

(встроенной) команды формируются операторы выбора и цикла языка shell.

Два возможных формата команды:

test условие

или

[ условие ]

мы будем пользоваться вторым вариантом, т.е. вместо того, чтобы писать

перед условием слово "test", будем заключать условие в скобки, что более

привычно для программистов.

На самом деле shell будет распознавать эту команду по открывающей скобке

"[", как слову, соответствующему команде "test". Между скобками и

содержащимся в них условием обязательно должны быть пробелы.

Пробелы должны быть и между значениями и символом сравнения или операции

В shell используются условия различных "типов".

УСЛОВИЯ ПРОВЕРКИ ФАЙЛОВ:

|-f file |файл "file" является обычным файлом; |

|-d file |файл "file" - каталог; |

|-с file |файл "file" - специальный файл; |

|-r file |имеется разрешение на чтение файла "file"; |

|-w file |имеется разрешение на запись в файл "file"; |

|-s file |файл "file" не пустой. |

УСЛОВИЯ ПРОВЕРКИ СТРОК:

|str1 = str2 |строки "str1" и "str2" совпадают; |

|str1 != str2 |строки "str1" и "str2" не совпадают; |

|-n str1 |строка "str1" существует (непустая); |

|-z str1 |строка "str1" не существует (пустая). |

Примеры.

x="who is who"; export x; [ "who is who" = "$x" ]; echo $?

0

x=abc ; export x ; [ abc = "$x" ] ; echo $?

0

x=abc ; export x ; [ -n "$x" ] ; echo $?

0

x="" ; export x ; [ -n "$x" ] ; echo $?

1

Кроме того, существуют два стандартных значения условия, которые могут

использоваться вместо условия (для этого не нужны скобки).

УСЛОВИЯ СРАВНЕНИЯ ЦЕЛЫХ ЧИСЕЛ:

|x -eq y |"x" равно "y", |

|x -ne y |"x" неравно "y", |

|x -gt y |"x" больше "y", |

|x -ge y |"x" больше или равно "y", |

|x -lt y |"x" меньше "y", |

|x -le y |"x" меньше или равно "y". |

СЛОЖНЫЕ УСЛОВИЯ:

Реализуются с помощью типовых логических операций:

|! |(not) инвертирует значение кода завершения. |

|-o |(or) соответствует логическому "ИЛИ". |

|-a |(and) соответствует логическому "И". |

4.2. Условный оператор "if"

В общем случае оператор "if" имеет структуру

if условие

then список

[elif условие

then список]

[else список]

fi

Здесь "elif" сокращенный вариант от "else if" может быть использован наряду

с полным, т.е. допускается вложение произвольного числа операторов "if"

(как и других операторов). Разумеется "список" в каждом случае должен быть

осмысленный и допустимый в данном контексте.

Самая усеченная структура этого оператора

if условие

then список

fi

если выполнено условие (как правило это ком получен код завершения "0", то

выполняется "список", иначе он пропускается.

Примеры.

Пусть написан "if-1"

if [ $1 -gt $2 ]

then pwd

else echo $0 : Hello!

fi

Тогда вызов if-1 12 11 даст /home/sae/STUDY/SHELL

а if-1 12 13 даст if-1 : Hello!

4.3. Оператор вызова ("case")

Оператор выбора "case" имеет структуру:

case строка in

шаблон) список команд;;

шаблон) список команд;;

...

шаблон) список команд;;

esac

Здесь "case" "in" и "esac" - служебные слова. "Строка" (это может быть и

один символ) сравнивается с "шаблоном". Затем выполняется "список команд"

выбранной строки.

Непривычно выглядят в конце строк выбора ";;", но написать здесь ";" было

бы ошибкой. Для каждой альтернативы может быть выполнено несколько команд.

Если эти команды будут записаны в одну строку, то символ ";" будет

использоваться как разделитель команд.

Обычно последняя строка выбора имеет шаблон "*", что в структуре "case"

означает "любое значение". Эта строка выбирается, если не произошло

совпадение значения переменной (здесь $z) ни с одним из ранее записанных

шаблонов, ограниченных скобкой ")". Значения просматриваются в порядке

записи.

4.4. Оператор цикла с перечислением ("for")

Оператор цикла "for" имеет структуру:

for имя [in список значений]

do

список команд

done

где "for" - служебное слово определяющее тип цикла,

"do" и "done" - служебные слова, выделяющие тело цикла.

Пусть команда "lsort" представлена командным файлом

for i in file_1 file_2 file_3

do

proc_sort $i

done

В этом примере имя "i" играет роль параметра цикла. Это имя можно

рассматривать как shell-переменную, которой последовательно присваиваются

перечисленные значения (i=file_1, i=file_2, i=file_3), и выполняется в

цикле команда "proc_sort".

Часто используется форма "for i in *", означающая "для всех файлов текущего

каталога".

Пусть "proc_sort" в свою очередь представляется командным файлом

cat $1 | sort | tee /dev/lp > ${1}_sorted

т.е. последовательно сортируются указанные файлы, результаты сортировки

выводятся на печать ("/dev/lp") и направляются в файлы file_1_sorted

file_2_sorted и file_3_sorted

4.5. Оператор цикла с истинным условием ("while")

Структура "while", также обеспечивающая выполнение расчетов,

предпочтительнее тогда, когда неизвестен заранее точный список значений

параметров или этот список должен быть получен в результате вычислений в

цикле.

Оператор цикла "while" имеет структуру:

while условие

do

список команд

done

где "while" - служебное слово определяющее тип цикла с истинным условием.

Список команд в теле цикла (между "do" и "done") повторяется до тех пор,

пока сохраняется истинность условия (т.е. код завершения последней команды

в теле цикла равен "0") или цикл не будет прерван изнутри специальными

командами ("break", "continue" или "exit"). При первом входе в цикл условие

должно выполняться.

Команда "break [n]" позволяет выходить из цикла. Если "n" отсутствует, то

это эквивалентно "break 1". "n" указывает число вложенных циклов, из

которых надо выйти, например, "break 3" - выход из трех вложенных циклов.

В отличие от команды "break" команда "continue [n]" лишь прекращает

выполнение текущего цикла и возвращает на НАЧАЛО цикла. Она также может

быть с параметром. Например, "continue 2" означает выход на начало второго

(если считать из глубины) вложенного цикла.

Команда "exit [n]" позволяет выйти вообще из процедуры с кодом возврата "0"

или "n" (если параметр "n" указан). Эта команда может использоваться не

только в циклах. Даже в линейной последовательности команд она может быть

полезна при отладке, чтобы прекратит выполнение (текущего) расчета в

заданной точке.

4.6. Оператор цикла с ложным условием ("until")

Оператор цикла "until" имеет структуру:

until условие

do

список команд

done

где "until" - служебное слово определяющее тип цикла с ложным условием.

Список команд в теле цикла (между "do" и "done") повторяется до тех пор,

пока сохраняется ложность условия или цикл не будет прерван изнутри

специальными командами ("break", "continue" или "exit"). При первом входе в

цикл условие не должно выполняться.

Отличие от оператора "while" состоит в том, что условие цикла проверяется

на ложность (на ненулевой код завершения последней команды тела цикла)

проверяется ПОСЛЕ каждого (в том числе и первого!) выполнения команд тела

цикла.

Пример.

until false

do

read x

if [ $x = 5 ]

then echo enough ; break

else echo some more

fi

done

Здесь программа с бесконечным циклом ждет ввода слов (повторяя на экране

фразу "some more"), пока не будет введено "5". После этого выдается

"enough" и команда "break" прекращает выполнение цикла.

4.7. Пустой оператор

Пустой оператор имеет формат

:

Ничего не делает. Возвращает значение "0".".

4.8. Функции в shell

Функция позволяет подготовить список команд shell для последующего

выполнения.

Описание функции имеет вид:

имя()

{

список команд

}

после чего обращение к функции происходит по имени. При выполнении функции

не создается нового процесса. Она выполняется в среде соответствующего

процесса. Аргументы функции становятся ее позиционными параметрами; имя

функции - ее нулевой параметр. Прервать выполнение функции можно оператором

"return [n]", где (необязательное) "n" - код возврата.

4.9. Обработка прерываний ("trap")

Бывает необходимо защитить выполнение программы от прерывания.

Наиболее часто приходится встречаться со следующими прерываниями,

соответствующими сигналам:

|0 |выход из интерпретатора, |

|1 |отбой (отключение удаленного абонента), |

|2 |прерывание от , |

|9 |уничтожение (не перехватывается), |

|15 |окончание выполнения. |

Для защиты от прерываний существует команда "trap", имеющая формат:

trap 'список команд' сигналы

Если в системе возникнут прерывания, чьи сигналы перечислены через пробел в

"сигналы", то будет выполнен "список команд", после чего (если в списке

команд не была выполнена команда "exit") управление вернется в точку

прерывания и продолжится выполнение командного файла.

Например, если перед прекращением по прерываниям выполнения какого то

командного файла необходимо удалить файлы в "/tmp", то это может быть

выполнено командой "trap":

tarp 'rm /tmp/* ; exit 1' 1 2 15

которая предшествует прочим командам файла. Здесь, после удаления файлов

будет осуществлен выход "exit" из командного файла.

5. ЛИТЕРАТУРА

1. http://www.citforum.ru/ftp/pub/os/shell-win.zip - Интерпритатор

командного языка Shell

2. http://www.citforum.ru/ftp/pub/os/manpages-win.zip – Man Pages на

русском

3. http://www.citforum.ru/ftp/pub/os/handbook-win.zip - Free BSD Hand

Book руководство пользователя.

-----------------------

[1] Символ “<” определяет направление ввода-вывода смотри пункт 3.3.


© 2010 Современные рефераты