Рефераты

SCADA системы

. Window Width - ширина окна в пикселях;

. Window Height - высота окна в пикселях.

По умолчанию при создании нового окна эти параметры примут значения

предыдущего (последнего) созданного окна.

Кнопка Scripts (скрипты) дает возможность войти в диалог Window Script для

создания оконного сценария.

Для унификации внешнего вида окон приложения и сокращения сроков разработки

приложений InTouch предлагает несколько приемов.

Один из таких приемов - дублирование окон. Создание копий окон выполняется

командой File/ Save Window As. Для быстрого доступа к этой команде можно

воспользоваться меню правой кнопки мыши (см. ниже).

Второй прием, который также позволяет экономить время разработки приложения

- импорт окон. Можно повторно использовать все ранее созданные окна,

объекты и скрипты. Чтобы импортировать окна из другого InTouch -

приложения, необходимо воспользоваться командой File/ Import.

Интерфейс WindowMaker с открытым окном представлен на рис. 3.

|[pic] |

|Рис. 3. Интерфейс WindowMaker. |

Сверху экрана расположена строка меню, включающая опции для работы с

окнами, редактирования и выравнивания объектов в окне, настройки

инструментариев, текста, толщины и стиля линий и т. д.

Слева от рабочего поля видно меню Application Explorer, которое может быть

выведено в интерфейс WindowMaker или закрыто нажатием соответствующей

иконки инструментария.

Объекты и их свойства

Простые объекты.

WindowMaker поддерживает четыре базовых типа простых объектов: линии,

заполненные контуры, текст и кнопки. Каждый из этих простых объектов имеет

свойства, влияющие на его внешний вид. Такими свойствами являются цвет

линии, цвет заполнения, высота, ширина, ориентация и т. д., и они могут

быть статическими или динамическими.

. Линия - это объект, представляющий собой один или несколько связанных

отрезков. Толщина линии и ее стиль являются статическими свойствами

линии, присваиваемыми ей во время создания, и лишь цвет линии может

быть связан с анимационной функцией.

. Заполненный контур (прямоугольник, скругленный прямоугольник, круг,

эллипс, многоугольник) представляет собой двухмерный объект. К

динамическим свойствам такого объекта относятся цвет контурной линии,

цвет заполнения, насыщенность цвета заполнения, высота, ширина,

расположение, видимость и ориентация.

. Текст представляет собой последовательность символов. К статическим

свойствам текста относятся тип шрифта, его размер, выделение, курсив,

подчеркивание, выравнивание. Анимационные свойства шрифта - цвет,

видимость и расположение.

. Кнопка - часто используемый объект при создании операторских

интерфейсов. С кнопками могут быть связаны функции различных типов.

Нажатие кнопки может вызвать выполнение скриптов, кнопкой можно

производить ввод аналоговых и дискретных величин и т. д.

Текст на кнопке редактируется с помощью команды Special/Substitute

Strings... При этом текстовое поле может содержать только одну строку.

Один и тот же объект может иметь набор различных динамических свойств.

Комбинации этих свойств предоставляют возможность создавать на экране в

режиме исполнения (Runtime) практически любые динамические эффекты. Для

установки динамических свойств надо прежде всего вызвать на экран диалог их

выбора (рис.4). Это достигается командой Special/Animation Link или двойным

щелчком левой кнопки мыши на объекте.

|[pic] |

|Рис. 4. Диалог выбора динамических свойств объекта. |

Все динамические связи можно разделить на две группы: Touch Links (левая

колонка) и Display Links (три колонки справа). С помощью свойств Touch

Links выполняется какой - либо ввод в систему. Свойства Display Links

осуществляют вывод информации на экран дисплея.

Нажатие на любую клавишу диалога (рис. 4) вызывает появление нового диалога

для определения соответствующего свойства объекта. Количество диалогов

соответствует количеству динамических свойств (кнопок) диалога выбора. Все

диалоги различны, но большинство из них имеет общие характеристики:

. окно типа объекта;

. одинаковую палитру цветов;

. быстрый вызов словаря переменных;

. быстрый доступ к полям переменных;

. поддержку правой кнопки мыши в полях Tagname (имя переменной) и

Expression (выражение).

На рис.5 приведен диалог для определения свойств объекта (кнопки),

управляющего значением дискретной переменной.

|[pic] |

|Рис.5. Диалог определения свойств кнопки. |

Завершение работы с диалогом производится нажатием кнопки Ok. Если

переменная поля Tagname была ранее определена в словаре переменных данного

приложения, пользователь возвращается в диалог выбора динамических свойств

объекта (рис. 4). Можно либо продолжить определение других динамических

свойств для данного объекта, либо, нажав Ok, вернуться на поле разработки

окна приложения.

Сложные объекты.

. Символ - это некоторая комбинация простых объектов, которые

обрабатываются как один объект. Любое изменение статических или

динамических свойств символа влияет на все составляющие символа.

Например, если создать символ "насос" из двух кругов и двух

прямоугольников и присвоить ему динамическое свойство Fill Color (цвет

заполнения), то это свойство будет распространяться на все четыре

простых объекта.

Различные объекты символа могут иметь разные значения одного и того же

свойства, если они были присвоены этим объектам до объединения в

символ. Bitmap - объекты, кнопки, компоненты не могут быть включены в

состав символа.

. Компонент - это совокупность двух или более объектов, символов или

других компонентов, образующих единый элемент. Они создаются путем

выбора двух и более объектов, символов или компонентов и последующего

запуска команды Arrange/Make Cell. Компоненты реализуют

пространственную взаимосвязь между составляющими их графическими

элементами. Каждая составляющая компонента может иметь свои

собственные динамические свойства. Компоненты используются для таких

виртуальных устройств, как панель управления контроллером, движковый

регулятор и т. д.

Компонент не может менять свой размер, ему нельзя присваивать

динамические свойства (внутри компонента есть объекты и символы со

своими динамическими свойствами). Нельзя изменять и статические

свойства (внешний вид). Для изменения статических и динамических

свойств компонента его надо разобрать на составные части командой

Arrange/Break Cell. Однако компоненты можно дублировать, копировать,

вставлять, выравнивать, перемещать и т. д.

Мастер-объект - это предварительно созданный компонент с определенными

статическими и динамическими свойствами, находящийся в библиотеке мастер-

объектов (Wizards) и доступный для многократного применения. Но, в отличие

от компонента, динамические свойства которого настраиваются для каждой

составляющей отдельно до объединения в компонент, динамические свойства

мастер-объекта быстро настраиваются с помощью специализированного диалога.

Другими словами, фирма Wonderware провела большую работу и создала огромное

количество мастер-объектов (несколько тысяч), определив для каждого из них

механизм быстрой настройки статических и динамических свойств. Все эти

мастер-объекты разделены на большое количество групп и размещены в

соответствующей библиотеке. Доступ к ней осуществляется нажатием иконки

Wizard в интерфейсе WindowMaker, что вызывает появление на экране диалога

Wizard Selection (Выбор мастер-объекта. В левой части диалога - список

групп мастер-объектов, включающий такие категории, как Buttons (кнопки),

Sliders (ползунковые регуляторы), Switches (переключатели) и т. д.

В правой части диалога приведены все мастер-объекты выбранной в данный

момент группы. Двойной щелчок по требуемому мастер-объекту возвращает

пользователя в окно разработки приложения. Курсор принимает форму уголка с

символом . Наконец, щелчок мыши на свободном месте окна приводит к

появлению мастер-объекта в окне приложения. Для его конфигурирования

(определения динамических свойств) следует дважды щелкнуть на мастер-

объекте.

|[pic] |Например, двойной щелчок по кнопке Momentary |

| |Button (кнопка запуска), предварительно |

| |вставленной в окно приложения, выводит на экран |

| |диалог конфигурирования этой кнопки (рис.6). |

Достаточно ввести имя дискретной переменной, желаемый текст на кнопке,

отметить несколько опций и нажать Ok. Инструмент Bitmap инструментальной

панели рисования позволяет копировать и встраивать в приложение InTouch

растровые объекты (совокупность точек). С помощью него создается

"контейнер" для последующей вставки объекта из папки обмена Windows либо

файлов с расширением .BMP, .JPG, .PCX, .TGA. Для WindowMaker растровое

изображение является единым объектом. Невозможно ни анимировать его

отдельные части, ни вставлять Bitmap - объекты в символы (можно вставлять в

компоненты). Такой объект можно развернуть на рабочем поле на 90, 180, 270,

360 градусов, а также определить для него цвет "прозрачности", чтобы через

него можно было видеть и другие объекты.

· Тренды. InTouch предлагает пользователю два сложных объекта типа тренд:

тренд реального времени и исторический (архивный) тренд. Эти объекты

позволяют отображать в виде графиков значения данных реального времени (4

пера) и архивных данных (8 перьев). Оба типа трендов создаются при

использовании специальных инструментов панели рисования окна WindowMaker с

последующим конфигурированием. Подробная информация по созданию и

конфигурированию трендов будет приведена в соответствующей главе.

Подводя итог описанию графических средств пакета InTouch, следует отметить,

что фирма Wonderware в этом плане предлагает потребителю хороший набор

возможностей:

. богатый, традиционный для пользователей Windows инструментарий;

. меню правой кнопки мыши для окон, графических объектов и полей

диалогов;

. широкий спектр динамических свойств объектов;

. огромную библиотеку мастеров-объектов (Wizards).

Организация взаимодействия с контроллерами

Современные SCADA - системы не ограничивают выбора аппаратуры нижнего

уровня (контроллеров), так как предоставляют большой набор драйверов или

серверов ввода/вывода и имеют хорошо развитые средства создания собственных

программных модулей или драйверов новых устройств нижнего уровня.

Для подсоединения драйверов ввода/вывода к SCADA - системе в настоящее

время используются следующие механизмы:

. ставший стандартом de facto динамический обмен данными (DDE);

. собственные протоколы фирм-производителей SCADA - систем, реально

обеспечивающие самый скоростной обмен данными;

. новый OPC - протокол, который, с одной стороны, является стандартным и

поддерживается большинством SCADA - систем, а с другой стороны, лишен

недостатков протоколов DDE.

Изначально протокол DDE применялся в первых человеко - машинных интерфейсах

в качестве механизма разделения данных между прикладными системами и

устройствами типа ПЛК (программируемые логические контроллеры). Для

преодоления недостатков DDE, прежде всего для повышения надежности и

скорости обмена, разработчики предложили свои собственные решения

(протоколы), такие как AdvancedDDE или FastDDE - протоколы, связанные с

пакетированием информации при обмене с ПЛК и сетевыми контроллерами. Но

такие частные решения приводят к ряду проблем:

. для каждой SCADA - системы пишется свой драйвер для поставляемого на

рынок оборудования;

. в общем случае, два пакета не могут иметь доступ к одному драйверу в

одно и то же время, поскольку каждый из них поддерживает обмен именно

со своим драйвером.

Основная цель OPC стандарта (OLE for Process Control) заключается в

определении механизма доступа к данным с любого устройства из приложений.

OPC позволяет производителям оборудования поставлять программные

компоненты, которые стандартным способом обеспечат клиентов данными с ПЛК.

При широком распространении OPC - стандарта появятся следующие

преимущества:

. OPC позволят определять на уровне объектов различные системы

управления и контроля, работающие в распределенной гетерогенной среде;

. OPC - устранят необходимость использования различного нестандартного

оборудования и соответствующих коммуникационных программных драйверов;

. у потребителя появится больший выбор при разработке приложений.

С OPC - решениями интеграция в гетерогенные (неоднородные) системы

становится достаточно простой. Применительно к SCADA-системам OPC серверы,

расположенные на всех компьютерах системы управления производственного

предприятия, стандартным способом могут поставлять данные в программу

визуализации, базы данных и т. п., уничтожая, в некотором смысле, само

понятие неоднородной системы.

Аппаратная реализация связи с устройствами ввода/вывода

Для организации взаимодействия с контроллерами могут быть использованы

следующие аппаратные средства:

. COM - порты.

В этом случае контроллер или объединенные сетью контроллеры

подключаются по протоколам RS-232, RS-422, RS-485.

. Сетевые платы.

Использование такой аппаратной поддержки возможно, если

соответствующие контроллеры снабжены интерфейсным выходом на Ethernet.

. Вставные платы.

В этом случае протокол взаимодействия определяется платой и может быть

уникальным. В настоящее время предлагаются реализации в стандартах

ISA, PCI, CompactPCI.

Прикладные протоколы, используемые для организации взаимодействия с

контроллерами, оставлены за границей этой книги.

Серверы ввода/вывода в InTouch

При функционировании InTouch - приложения в реальном времени информация обо

всех его переменных хранится в базе данных. К такой информации относятся

имя переменной, ее тип, минимальное и максимальное значения, уставки,

способ отображения (дисплей, журнал) и т. д., а также информация о

коммуникационных каналах, по которым происходит обмен данными между

технологическим процессом и приложением.

InTouch - приложение поддерживает взаимодействие с DDE и OPC-серверами.

Именно на организации взаимодействия с ними и остановимся ниже.

Поддерживаемые коммуникационные протоколы

DDE (Dynamic Data Exchange - динамический обмен данными) представляет собой

коммуникационный протокол, разработанный компанией Microsoft для обмена

данными между различными Windows - приложениями. Этот протокол реализует

взаимосвязи типа клиент - сервер между двумя одновременно исполняющимися

программами.

В InTouch поддерживается также пакетированный DDE - обмен - FastDDE.

Применение последнего заметно повышает эффективность и производительность

обмена данными благодаря уменьшению общего количества DDE - пакетов,

которыми клиент и сервер обмениваются между собой. Но принципиальные

недостатки, связанные с надежностью и зависимостью от количества

загруженных в текущий момент приложений Windows, остались. Необходимость в

появлении более совершенного технологичного протокола созрела! Но следует

отметить, что отказ от DDE-механизма происходит не мгновенно хотя бы

потому, что в мире наработано большое количество DDE - серверов.

С целью расширения возможностей стандартного протокола DDE на локальную

сеть компания Wonderware предложила NetDDE. Он позволяет приложениям,

запущенным на объединенных в локальную сеть компьютерах, вести DDE - обмен.

Позднее NetDDE лицензируется компанией Microsoft и поставляется в

дистрибутивном пакете Windows. Следует отметить и то, что NetDDE допускает

обмен информацией между приложениями на IBM PC и приложениями на машинах

другого типа с операционной системой VMS или UNIX. Компания Wonderware

предлагает и инструментальные средства для разработки DDE-серверов, в том

числе и для не-Windows-платформ.

Протокол SuiteLink был специально разработан фирмой Wonderware для того,

чтобы удовлетворить таким требованиям, как целостность данных, высокая

производительность и простота диагностики. В основе протокола SuiteLink

лежит протокол TCP/IP. SuiteLink не является заменой протоколам DDE,

FastDDE и NetDDE. Новый протокол разработан для поддержания

быстродействующих промышленных систем и обладает следующими

характеристиками:

. Передача данных осуществляется в формате VTQ (Value, Time, Quality -

значение, время, качество), в соответствии с которым каждая

пересылаемая клиенту единица информации сопровождается метками времени

и качества данных.

. Благодаря системному монитору операционной системы Windows NT

(Performance Monitor) стал возможным расширенный анализ

производительности по передаче данных, степени загрузки сервера,

степени потребления ресурсов компьютера и сети, что особенно важно для

проектирования и сопровождения больших распределенных промышленных

сетей.

. Поддержка обмена данными между приложениями происходит независимо от

того, исполняются ли эти приложения на одном узле сети или на разных.

Для реализации функций OPC - клиента Wonderware предлагает OPCLink -

сервер, преобразующий OPC в SuitLink - протокол.

В материалах, предложенных компанией Wonderware, отмечается, что

большинство реализованных OPC-серверов создают для каждого подключаемого к

серверу клиента новый канал связи или нить. Для текущей обработки каждого

клиента сервер должен переключаться между нитями. Каждая нить использует

DCOM (Distributed Component Object Model) для организации обмена данными, и

DCOM также управляет переключением нитей. В итоге возможна достаточно

низкая производительность в сети.

Тесты, проведенные фирмой Wonderware, показали, что при обслуживании OPC-

сервером 7 клиентов (при передаче 4 целых чисел в режиме обновления) сервер

на 95% занимал ресурсы CPU. Это означает, что ресурсы компьютера

практически целиком были заняты переключением нитей и DCOM- процедурами.

Поэтому на текущем этапе параметры производительности протокола SuiteLink

превосходят параметры DCOM. Поставляемый в комплекте FactorySuite

(Wonderware) OPCLink Server обеспечивает прием информации с OPC- сервера и

передачу ее по протоколу SuiteLink в SCADA - систему InTouch и наоборот.

Именно OPCLink Server рекомендуется устанавливать на одном узле с OPC-

сервером, чтобы для сетевых передач использовался SuiteLink- протокол, а не

DCOM (рис.7).

|[pic] |

|Рис. 7. Использование SuiteLink - протокола в SCADA - системах. |

Все описанные ниже особенности адресации распространяются и на OPC-серверы

с одним лишь ограничением. При разработке InTouch - приложения создается

канал связи с OPCLink - сервером (как с любым другим SuiteLink - сервером).

Но рекомендуется использовать встроенный в InTouch OPC Browser для

упрощения выбора параметров конфигурации подключаемого OPC - сервера.

Особенности адресации в InTouch

В InTouch вышеуказанные механизмы положены в основу обмена данными между

приложениями InTouch и DDE и SuiteLink - серверами, которые, в свою

очередь, связаны коммуникационными каналами с устройствами нижнего уровня

(контроллерами).

Так как InTouch предназначен для разработки и поддержания интерфейса сбора

данных и диспетчерского управления (рис.8), среда исполнения WindowViewer

при взаимодействии с контроллерным уровнем выступает, как правило, в роли

приложения - клиента (узел View), запрашивающего данные у приложения -

сервера (I/O Server).

|[pic] |

|Рис.8. Обмен данными между InTouch - приложением и технологическим |

|процессом. |

Через сервер ввода/вывода InTouch - приложение имеет возможность читать

данные из контроллера или писать данные в него. Процесс обмена информацией

InTouch - приложения с контроллером можно представить следующей схемой

Здесь и встает один из главных вопросов организации обмена с серверами

ввода/вывода: каким образом обеспечить клиенту доступ к запрашиваемой им

информации?

Для организации обмена с приложением определяются каналы обмена или каналы

доступа, характеризующиеся следующими параметрами:

. имя узла (Node Name);

. имя приложения ( Application Name );

. имя группы данных или топик (Topic Name );

. имя элемента ( Item Name ).

Имя приложения - это имя программы Windows, которая выполняет функции DDE,

FastDDE, SuiteLink - серверов. Имя группы данных (топика) определяется при

конфигурировании сервера на прием или передачу группы данных, которыми

сервер будет обмениваться с контроллером или объединенными в сеть

контроллерами. Определенные параметры группы (топика) зависят от

конкретного сервера (поэтому рекомендуется изучать документацию и

справочную систему выбранного сервера). Например, при использовании Modbus

- сервера, позволяющего обеспечить взаимодействие с контроллером Modicon

Micro 984 PLC, в качестве имени приложения (Application Name) должен быть

Modbus, в качестве имени группы или топика (Topic Name) вводится любое имя

(текстовая строка), но среди необходимых параметров группы из списка

выбирается имя контроллера Modicon 984 PLC. А в качестве имени элемента

(Item Name) следует выбирать название конкретного регистра контроллера

(например, 40001 для контроллера Modicon Micro 984). Чтобы узнать

правильный синтаксис имени элемента, необходимый для конкретных PLC, нужно

обратиться к руководству по соответствующему серверу.

Определены все компоненты коммуникационного канала. С учетом введенных

понятий схема обмена информацией для рассмотренного выше примера будет

выглядеть следующим образом (рис.9).

|[pic] |

|Рис. 9. Обмен информацией на примере Modbus - сервера. |

Фирма Wonderware предлагает DDE и SuiteLink - серверы, которые поддерживают

более 800 типов контроллеров основных производителей и различные протоколы.

Если нужного драйвера все-таки нет, можно воспользоваться пакетом

разработки драйверов FactorySuite Toolkit.

Схемы, приведенные на рис. 9, интерпретируют стандартный обмен информацией

между узлом (приложением) View и контроллером (ПЛК) в режиме сбора данных и

управления. В этом режиме, как уже было сказано выше, приложение View -

клиент по определению.

Обмен данными с другими приложениями

Но приложения InTouch могут взаимодействовать не только между собой, но и с

другими Windows - приложениями. Одним из известных примеров такого

приложения является Microsoft Excel. InTouch - приложение может считывать и

записывать какие - либо значения в любую клетку открытой в Excel

электронной таблицы. Аналогично и программа Excel может читать и записывать

информацию в базу данных InTouch - приложения. Данный механизм обеспечивает

одновременное обновление данных в одном приложении при изменении их

значений в другом.

Если клиентом (приложением, запрашивающим информацию) по - прежнему

является узел View, то Excel - это приложение, поставляющее информацию

(сервер). В качестве группы или топика (Topic) тогда будет выступать имя

таблицы Excel, а элемент обмена информацией - ячейка в таблице Excel

(табл.2.1, вариант 1).

Когда клиентом является приложение Excel, а сервером - приложение View,

группой в этом случае всегда является словарь переменных InTouch (база

данных) с именем Tagname. Элементом обмена будет элемент базы данных - имя

переменной (табл.2.1, вариант 2).

|Таблица 2.1. |

|Приложение-клиент |

|Приложение-сервер |

|Группа |

|Элемент |

| |

|View |

|Excel |

|Sheet1.XLS |

|R1C1 |

| |

|Excel |

|View |

|Tagname |

|R_Level |

| |

В случае обмена данными по сети с использованием пакета Wonderware NetDDE

необходимо к трехуровневой структуре адреса добавить четвертый уровень -

имя удаленного узла сети (Node Name).

Подводя итог вышесказанному, следует подчеркнуть, что информация по доступу

к данным устройств ввода/вывода или других приложений должна храниться в

приложении (в словаре переменных). И разработчику в InTouch-приложении

важно подключиться к вышеописанному каналу доступа. Для этого в InTouch

необходимо определить имя доступа Access Name и связать его с переменной

приложения.

Определение имени доступа в словаре переменных InTouch

В InTouch - приложениях вся информация о переменных приложения хранится в

Tagname Dictionary (Словарь переменных). Это не что иное, как база данных

реального времени - один из центральных компонентов InTouch.

При определении переменной в базе данных InTouch запрашивает определенную

информацию о каждой переменной, например, имя переменной, ее тип, имя

доступа и т. д.

В пакете InTouch используется два базовых типа переменных - Memory

(внутренние) и I/O (переменные ввода/вывода).

Переменные типа Memory могут быть использованы для создания различных

системных констант, моделирования элементов системы управления и в

вычисляемых переменных, доступных другим Windows - программам.

Все переменные, которые получают или передают свое значение другой Windows

- программе, должны иметь тип ввода/вывода (I/O). В эту категорию попадают

переменные, которые посредством канала доступа (Access Name) принимают или

отправляют данные из/в серверов ввода/вывода, других приложений InTouch,

других программ Windows.

Определение новой переменной в базе данных InTouch, как и просмотр, и

модификация атрибутов уже существующих переменных, производится в диалоге

Tagname Dictionary (рис.10). Доступ к этому диалогу осуществляется командой

Speсial/Tagname Dictionary в окне среды разработки WindowMaker или двойным

щелчком по иконке Tagname Dictionary в окне Application Explorer.

|[pic] |

|Рис. 10. Диалог Tagname Dictionary (Словарь переменных). |

Поля Tagname и Comment предназначены для ввода имени переменной и

соответствующего комментария. По умолчанию включена опция Read/Write

(чтение/запись). Можно отметить и опцию Read Only, если в процессе

исполнения WindowViewer должен только читать значение переменной.

В любое время в режиме проектирования можно открыть список переменных

приложения щелчком по кнопке Select для выбора соответствующей переменной,

просмотра списка или модификации атрибутов. Диалог Select Tag (выбор

переменной) представлен на рис.11.

|[pic] |

|Рис. 11. Диалог Select Tag (выбор переменной). |

Для каждой переменной в этом диалоге приведена следующая информация: имя

переменной, ее тип, имя доступа, группа аларма и комментарий.

Группа алармов (Alarm group, рис.11) для переменной определяется в диалоге,

вызываемом нажатием кнопки Group диалога Tagname Dictionary. Все, что

касается алармов, рассматривается в соответствующем разделе ниже.

Выбор типа переменной осуществляется в диалоге Tag Types (тип переменной,

рис. 12), вызываемом на экран нажатием кнопки Туре диалога Tagname

Dictionary.

|[pic] |

|Рис. 12. Диалог Tag Types (тип переменной). |

В этом диалоге представлен полный список основных типов переменных InTouch.

Выбор завершается отметкой соответствующей опции и щелчком по Ok.

После выбора типа переменной программа возвращает пользователя в диалог

Tagname Dictionary (Словарь переменных). При этом будет открыт и

дополнительный диалог подробного описания переменной, содержание которого

зависит от выбранного типа. Кнопка Access Name (имя доступа) используется

для определения канала обмена (канала доступа) с сервером, с которым будет

связана описываемая переменная. Имя доступа Access Name определяется именем

узла, именем приложения и именем группы или топика. Имя топика должно

совпадать с соответствующим именем, заданным при конфигурировании DDE,

SuiteLink-сервера. Имя элемента, как компонента многоуровневого адреса,

определяется в поле Item (рис.13).

В распределенных системах InTouch имя доступа может быть определено либо

как локальный адрес, либо как глобальный.

Локальные адреса используются в том случае, когда View - узлы имеют свои

серверы ввода/вывода. На рис. 13 узлы исполнения (View - узлы), каждый со

своей копией одного и того же приложения, ссылаются на свои собственные

источники данных ввода/вывода (серверы ввода/вывода).

|[pic] |

|Рис. 13. Сеть View – узлов с собственными серверами ввода/вывода. |

Поэтому при определении канала доступа к информации ввода/вывода достаточно

трехуровневого адреса (Application - приложение, Topic - объект, Item -

элемент). Имя узла (Node) в этом случае опускается. Щелчок по кнопке Access

Name (рис.2.3.8) вызывает на экран одноименный диалог. Этот диалог

предназначен для определения нового канала доступа (кнопка Add),

модификации существующего (Modify) или удаления (Delete). Щелчок по кнопке

Add вызывает диалог определения нового канала доступа. В качестве имени

(канала) доступа (Access Names) рекомендуется выбирать имя группы или

топика (Topic Name). Следует подчеркнуть, что поле Node Name (имя узла)

оставлено пустым. Щелчок по кнопке Ok возвращает пользователя в диалог

Access Names (имена доступа) с определенным именем доступа.

Глобальные адреса источников данных ввода/вывода позволяют нескольким View

- узлам обращаться к одному и тому же серверу ввода/вывода. Такой подход

предоставляет возможность отказаться от нескольких серверов ввода/вывода,

однако менее защищен от отказов (рис.14).

|[pic] |

|Рис.14. Архитектура с двумя View - узлами и сервером ввода/вывода. |

Два View - узла исполняют идентичные копии одного и того же приложения и

ссылаются на один и тот же источник ввода/вывода (I/O сервер). Поэтому при

определении канала доступа к информации ввода/вывода необходимо

использовать четырехуровневый адрес (Node - узел, Application -приложение,

Topic - объект, Item - элемент).

При выборе имени доступа действует то же правило, что и при локальной

адресации: рекомендуется, чтобы это имя совпадало с именем группы данных

или топика (Topic Name). Но поле Node Name (имя узла) необходимо заполнить.

В качестве этого имени при глобальной адресации выбирают имя узла, на

котором установлен сервер ввода/вывода, являющийся источником данных для

нескольких приложений.

Для каждой переменной ввода/вывода задается атрибут Access Name. С одним

именем доступа, как правило, связано большое количество переменных.

Распределение переменных по группам (топикам) - произвольное. Но для

оптимизации функционирования серверов рекомендуется в одну группу относить

переменные с одинаковой частотой обновления. В противном случае частота,

задаваемая при конфигурировании топика в сервере, должна соответствовать

минимальному временному кванту. Желательно на этапе конфигурирования

сервера определить группы (топики) для каждого частотного диапазона и в

соответствии с этими группами создать имена доступа (Access Name) в InTouch

(лучше даже, чтобы имена групп совпадали с именами доступа). А далее каждую

описываемую в InTouch-приложении переменную типа I/O связывать с подходящим

именем доступа для обеспечения рационального пакетирования данных.

Тренды в SCADA - системах

Графическое представление значений технологических параметров во времени

способствует лучшему пониманию динамики технологического процесса

предприятия. Поэтому подсистема создания трендов и хранения информации о

параметрах с целью ее дальнейшего анализа и использования для управления

является неотъемлемой частью любой SCADA - системы.

Тренды реального времени (Real Time) отображают динамические изменения

параметра в текущем времени. При появлении нового значения параметра в окне

тренда происходит прокрутка графика справа налево. Таким образом текущее

значение параметра выводится всегда в правой части окна.

Тренды становятся историческими (Historical) после того, как данные будут

записаны на диск и можно будет использовать режим прокрутки предыдущих

значений назад с целью посмотреть прошлые значения. Отображаемые данные

тренда в таком режиме будут неподвижны и будут отображаться только за

определенный период.

Тренды в InTouch

InTouch предлагает пользователю оба типа графических объектов, называемых

трендами: тренд реального времени и исторический (архивный) тренд. Тренды

реального времени дают возможность создавать графики изменения во времени

четырех переменных (4 пера), в то время как для исторических трендов можно

конфигурировать до восьми перьев в одном объекте. Количество объектов типа

"тренд" в приложении, в том числе и в одном окне, не ограничено.

Оба типа трендов создаются c использованием специальных графических

объектов инструментальной панели WindowMaker. InTouch также обеспечивает

полный контроль над конфигурированием трендов. Для примера, можно

определить диапазон времени, область значений, разрешение сетки, размещение

временных отметок, число перьев и атрибуты цвета и т. д. Допускается

переконфигурирование архивного тренда на этапе исполнения приложения (в

Runtime).

Архивирование (регистрация) значений переменной

При работе системы в режиме WindowViewer (среда исполнения) InTouch может

производить запись значений переменных в регистрационный файл. Для того,

чтобы архивирование переменной выполнялось, необходимо включить опцию Log

Data (регистрация данных) при определении переменной в диалоге Tagname

Dictionary.

Запись в регистрационный файл производится всякий раз при изменении

переменной на величину, превышающую порог для архивирования (Log Deadband),

и по умолчанию один раз в час, если значение переменной за это время не

изменилось. Поле Log Deadband находится в диалоге детального описания целой

или вещественной переменной.

Чтобы значения переменных, для которых опция Log Data разрешена,

записывались в регистрационные файлы, необходимо общее разрешение

глобальной функции регистрации. Его задают в диалоге Historical Logging

Properties (параметры архивирования, рис. 15), который вызывается на экран

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты