Рефераты

Тестирование программного обеспечения

Тестирование программного обеспечения

ПЛАН РЕФЕРАТА.

I. ВСТУПЛЕНИЕ.

1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ.

2. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

II. ТЕСТИРОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ.

1. ФИЛОСОФИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ.

2. ИНТЕГРАЦИЯ МОДУЛЕЙ.

3. ВОСХОДЯЩЕЕ ТЕСТИРОВАНИЕ.

4. НИСХОДЯЩЕЕ ТЕСТИРОВАНИЕ.

5. МОДИФИЦИРОВАННЫЙ НИСХОДЯЩИЙ МЕТОД.

6. МЕТОД БОЛЬШОГО СКАЧКА.

7. МЕТОД САНДВИЧА.

8. МОДИФИЦИРОВАННЫЙ МЕТОД САНДВИЧА.

9. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ТЕСТИРОВАНИЯ.

III. ИСПЫТАНИЕ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ (АНАЛИЗ).

1. ЦЕЛЬ И ОСОБЕННОСТИ ИСПЫТАНИИ.

2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ИСПЫТАНИЯ.

3. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ЗАВЕРШЕННОСТИ ИСПЫТАНИЙ.

4. СТЕНДЫ ОТЛАДКИ И ИСПЫТАНИЯ ПРОГРАММ.

IV. СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ.

1. СТАНДАРТИЗАЦИЯ СИСТЕМ КАЧЕСТВА.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА.

3. ВЫБОР НОМЕНКЛАТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА

4. ГРУППЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА

I. ВСТУПЛЕНИЕ.

1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ.

Многие организации, занимающиеся созданием программного обеспечения,

до 50% средств, выделенных на разработку программ, тратят на тестирование,

что составляет миллиарды долларов по всему миру в целом. И все же, несмотря

на громадные капиталовложения, знаний о сути тестирования явно не хватает и

большинство программных продуктов неприемлемо ненадежно даже после

«основательного тестирования».

О состоянии дел лучше всего свидетельствует тот факт, что большинство

людей, работающих в области обработки данных, даже не может правильно

определить слово «тестирование», и это на самом деле главная причина

неудач.

«Тестирование — процесс, подтверждающий правильность программы и

демонстрирующий, что ошибок в программе нет.» Основной недостаток подобного

определения заключается в том, что оно совершенно неправильно; фактически

это почти определение антонима слова «тестирование». Читатель с некоторым

опытом программирования уже, вероятно, понимает, что невозможно

продемонстрировать отсутствие ошибок в программе. Поэтому определение

описывает невыполнимую задачу, а так как тестирование зачастую все же

выполняется с успехом, по крайней мере с некоторым успехом, то такое

определение логически некорректно. Правильное определение тестирования

таково: Тестирование — процесс выполнения программы с намерением найти

ошибки.

Невозможно гарантировать отсутствие ошибок в нетривиальной программе;

в лучшем случае можно попытаться показать наличие ошибок. Если программа

правильно ведет себя для солидного набора тестов, нет основании утверждать,

что в ней нет ошибок; со всей определенностью можно лишь утверждать, что не

известно, когда эта программа не работает. Конечно, если есть причины

считать данный набор тестов способным с большой вероятностью обнаружить все

возможные ошибки, то можно говорить о некотором уровне уверенности в

правильности программы, устанавливаемом этими тестами.

Психологические эксперименты показывают, что большинство людей,

поставив цель (например, показать, что ошибок нет), ориентируется в своей

деятельности на достижение этой цели. Тестовик подсознательно не позволит

себе действовать против цели, т. е. подготовить тест, который выявил бы

одну из оставшихся в программе ошибок. Поскольку мы все признаем, что

совершенство в проектировании и кодировании любой программы недостижимо и

поэтому каждая программа содержит некоторое количество ошибок, самым

плодотворным применением тестирования будет найти некоторые из них. Если мы

хотим добиться этого и избежать психологического барьера, мешающего нам

действовать против поставленной цели, наша цель должна состоять в том,

чтобы найти как можно больше ошибок. Сформулируем основополагающий вывод:

Если ваша цель — показать отсутствие ошибок, вы. их найдете не слишком

много. Если же ваша цель — показать наличие ошибок, вы найдете значительную

их часть.

Надежность невозможно внести в программу в результате тестирования,

она определяется правильностью этапов проектирования. Наилучшее решение

проблемы надежности — с самого начала не допускать ошибок в программе.

Однако вероятность того, что удастся безупречно спроектировать большую

программу, бесконечно мала. Роль тестирования состоит как раз в том, чтобы

определить местонахождение немногочисленных ошибок, оставшихся в хорошо

спроектированной программе. Попытки с помощью тестирования достичь

надежности плохо спроектированной программы совершенно бесплодны.

Тестирование оказывается довольно необычным процессом (вот почему оно

и считается трудным), так как этот процесс разрушительный. Ведь цель

проверяющего (тестовика) — заставить программу сбиться. Он доволен, если

это ему удается; если же программа на его тесте не сбивается, он не

удовлетворен.

Еще одна причина, по которой трудно говорить о тестировании — это тот

факт, что о нем известно очень немногое. Если сегодня мы располагаем 5% тех

знании о проектировании и собственно программировании (кодировании),

которые будут у нас к 2000 г., то о тестировании нам известно менее 1%.

2. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

Хотя в тестировании можно выделить несколько различных процессов,

такие термины, как тестирование, отладка, доказательство, контроль и

испытание, часто используются как синонимы и, к сожалению, для разных людей

имеют разный смысл. Хотя стандартных, общепринятых определений этих

терминов нет, попытка сформулировать их была предпринята на симпозиуме по

тестированию программ. Нашу классификацию различных форм тестирования мы

начнем с того, что дадим эти определения, слегка их дополнив и расширив их

список.

Тестирование (testing), как мы уже выяснили,—процесс выполнения

программы (или части программы) с намерением (или целью) найти ошибки.

Доказательство (proof) — попытка найти ошибки в программе

безотносительно к внешней для программы среде. Большинство методов

доказательства предполагает формулировку утверждений о поведении программы

и затем вывод и доказательство математических теорем о правильности

программы. Доказательства могут рассматриваться как форма тестирования,

хотя они и не предполагают прямого выполнения программы. Многие

исследователи считают доказательство альтернативой тестированию — взгляд во

многом ошибочный; более подробно это обсуждается в гл. 17.

Контроль (verification) — попытка найти ошибки, выполняя программу в

тестовой, или моделируемой, среде.

Испытание (validation) — попытка найти ошибки, выполняя программу в

заданной реальной среде.

Аттестация (certification) — авторитетное подтверждение правильности

программы, аналогичное аттестации электротехнического оборудования

Underwriters Laboratories. При тестировании с целью аттестации выполняется

сравнение с некоторым заранее определенным стандартом.

Отладка (debugging) не является разновидностью тестирования. Хотя

слова «отладка» и «тестирование» часто используются как синонимы, под ними

подразумеваются разные виды деятельности. Тестирование — деятельность,

направленная на обнаружение ошибок; отладка направлена на установление

точной природы известной ошибки, а затем — на исправление этой ошибки. Эти

два вида деятельности связаны — результаты тестирования являются исходными

данными для отладки.

Тестирование модуля, или автономное тестирование (module testing, unit

testing) — контроль отдельного программного модуля, обычно в изолированной

среде (т. е. изолированно от всех остальных модулей). Тестирование модуля

иногда включает также математическое доказательство.

Тестирование сопряжении (integration testing) — контроль сопряжении

между частями системы (модулями, компонентами, подсистемами).

Тестирование внешних функций (external function testing) — контроль

внешнего поведения системы, определенного внешними спецификациями.

Комплексное тестирование (system testing) — контроль и/или испытание

системы по отношению к исходным целям. Комплексное тестирование является

процессом контроля, если оно выполняется в моделируемой среде, и процессом

испытания, если выполняется в среде реальной, жизненной.

Тестирование приемлемости (acceptance testing) — проверка соответствия

программы требованиям пользователя.

Тестирование настройки (installation testing) — проверка соответствия

каждого конкретного варианта установки системы с целью выявить любые

ошибки, возникшие в процессе настройки системы.

Отношения между этими типами тестов и проектной документацией, на

которой основывается тест, показаны на рис.3,

[pic]

Рис. 2. Спектр подходов к проектированию тестов,

[pic]

Рис. 3. Процессы тестирования и их связь с процессами проектирования.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1. ФИЛОСОФИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ

Тестирование программного обеспечения охватывает целый ряд видов

деятельности, весьма аналогичный последовательности процессов разработки

программного обеспечения. Сюда входят постановка задачи для теста,

проектирование, написание тестов, тестирование тестов и, наконец,

выполнение тестов и изучение результатов тестирования. Решающую роль играет

проектирование теста. Возможен целый спектр подходов к выработке философии,

или стратегии проектирования тестов, изображенный на рис.2. Чтобы

ориентироваться в стратегиях проектирования тестов, стоит рассмотреть два

крайних подхода, находящихся на границах спектра. Следует отметить также,

что многие из тех, кто работает в этой области, часто бросаются в одну или

другую крайность.

Сторонник (или сторонница) подхода, соответствующего левой границе

спектра, проектирует свои тесты, исследуя внешние спецификации или

спецификации сопряжения программы или модуля, которые он тестирует.

Программу он рассматривает как черный ящик. Позиция его такова: «Меня не

интересует, как выглядит эта программа и выполнил ли я все команды или все

пути. Я буду удовлетворен, если программа будет вести себя так, как указано

в спецификациях». Его идеал — проверить все возможные комбинации и значения

на входе.

Приверженец подхода, соответствующего другому концу спектра,

проектирует свои тесты, изучая логику программы. Он начинает с того, что

стремится подготовить достаточное число тестов для того, чтобы каждая

команда была выполнена по крайней мере один раз. Если он немного более

искушен, то проектирует тесты так, чтобы каждая команда условного перехода

выполнялась в каждом направлении хотя бы раз. Его идеал — проверить каждый

путь, каждую ветвь алгоритма. При этом его совсем (или почти совсем) не

интересуют спецификации.

Ни одна из этих крайностей не является хорошей стратегией. Читатель,

однако, уже, вероятно, заметил, что первая из них, а именно та, в

соответствии с которой программа рассматривается как черный ящик,

предпочтительней. К сожалению, она страдает тем недостатком, что совершенно

неосуществима. Рассмотрим попытку тестирования тривиальной программы,

получающей на входе три числа и вычисляющей их среднее арифметическое.

Тестирование этой программы для всех значений входных данных невозможно.

Даже для машины с относительно низкой точностью вычислений количество

тестов исчислялось бы миллиардами. Даже имей мы вычислительную мощность,

достаточную для выполнения всех тестов в разумное время, мы потратили бы на

несколько порядков больше времени для того, чтобы эти тесты подготовить, а

затем проверить. Такие программы, как системы реального времени,

операционные системы и программы управления данными, которые сохраняют

«память» о предыдущих входных данных, еще хуже. Нам потребовалось бы

тестировать программу не только для каждого входного значения, но и для

каждой последовательности, каждой комбинации входных данных. Поэтому

исчерпывающее тестирование для всех входных данных любой разумной программы

неосуществимо.

Эти рассуждения приводят ко второму фундаментальному принципу

тестирования: тестирование — проблема в значительной степени экономическая.

Поскольку исчерпывающее тестирование невозможно, мы должны ограничиться чем-

то меньшим. Каждый тест должен давать максимальную отдачу по сравнению с

нашими затратами. Эта отдача измеряется вероятностью тою, что тест выявит

не обнаруженную прежде ошибку. Затраты измеряются временем и стоимостью

подготовки, выполнения и проверки результатов теста. Считая, что затраты

ограничены бюджетом и графиком, можно утверждать, что искусство

тестирования, по существу, представляет собой искусство отбора тестов с

максимальной отдачей. Более того, каждый тест должен быть представителем

некоторого класса входных значений, так чтобы его правильное выполнение

создавало у нас некоторую убежденность в том, что для определенного класса

входных данных программа будет выполняться правильно. Это обычно требует

некоторого знания алгоритма и структуры программы, и мы, таким образом,

смещаемся к правому концу спектра.

2. ИНТЕГРАЦИЯ МОДУЛЕЙ.

Вторым по важности аспектом тестирования (после проектирования тестов)

является последовательность слияния всех модулей в систему или программу.

Эта сторона вопроса обычно не получает достаточного внимания и часто

рассматривается слишком поздно. Выбор этой последовательности, однако,

является одним из самых жизненно важных решении, принимаемых на этапе

тестирования, поскольку он определяет форму, в которой записываются тесты,

типы необходимых инструментов тестирования, последовательность

программирования модулей, а также тщательность и экономичность всего этапа

тестирования. По этой причине такое решение должно приниматься на уровне

проекта в целом и на достаточно ранней его стадии.

Имеется большой выбор возможных подходов, которые могут быть

использованы для слияния модулей в более крупные единицы. В большинстве

своем они могут рассматриваться как варианты шести основных подходов,

описанных в следующих шести разделах. Сразу же за ними идет раздел, где

предложенные подходы сравниваются по их влиянию на надежность программного

обеспечения.

3. ВОСХОДЯЩЕЕ ТЕСТИРОВАНИЕ.

При восходящем подходе программа собирается и тестируется снизу вверх.

Только модули самого нижнего уровня («терминальные» модули; модули, не

вызывающие других модулей) тестируются изолированно, автономно. После того

как тестирование этих модулей завершено, вызов их должен быть так же

надежен, как вызов встроенной функции языка или оператор присваивания.

Затем тестируются модули, непосредственно вызывающие уже проверенные. Эти

модули более высокого уровня тестируются не автономно, а вместе с уже

проверенными модулями более низкого уровня. Процесс повторяется до тех пор,

пока не будет достигнута вершина. Здесь завершаются и тестирование модулей,

и тестирование сопряжении программы.

При восходящем тестировании для каждого модуля необходим драйвер:

нужно подавать тесты в соответствии с сопряжением тестируемого модуля. Одно

из возможных решении — написать для каждого модуля небольшую ведущую

программу. Тестовые данные представляются как «встроенные» непосредственно

в эту программу переменные и структуры данных, и она многократно вызывает

тестируемый модуль, с каждым вызовом передавая ему новые тестовые данные.

Имеется и лучшее решение: воспользоваться программой тестирования модулей —

это инструмент тестирования, позволяющий описывать тесты на специальном

языке и избавляющий от необходимости писать драйверы.

4. НИСХОДЯЩЕЕ ТЕСТИРОВАНИЕ.

Нисходящее тестирование (называемое также нисходящей разработкой не

является полной противоположностью восходящему, но в первом приближении

может рассматриваться как таковое, При нисходящем подходе программа

собирается и тестируется сверху вниз. Изолировано тестируется только

головной модуль. После того как тестирование этого модуля завершено, с ним

соединяются (например, редактором связей) один за другим модули,

непосредственно вызываемые им, и тестируется полученная комбинация. Процесс

повторяется до тех пор, пока не будут собраны и проверены все модули.

При этом подходе немедленно возникает два вопроса: что делать, когда

тестируемый модуль вызывает модуль более низкого уровня (которого в данный

момент еще не существует), и как подаются тестовые данные. Ответ на первый

вопрос состоит в том, что для имитации функций недостающих модулей

программируются модули-заглушки», которые моделируют функции отсутствующих

модулей. Фраза «просто напишите заглушку» часто встречается в описании

этого подхода, но она способна ввести в заблуждение, поскольку задача

написания заглушки» может оказаться трудной. Ведь заглушка редко сводится

просто к оператору RETURN, поскольку вызывающий модуль обычно ожидает от

нее выходных параметров. В таких случаях в заглушку встраивают

фиксированные выходные данные, которые она всегда и возвращает. Это иногда

оказывается неприемлемым, так как вызывающий модуль может рассчитывать, что

результат вызова зависит от входных данных. Поэтому в некоторых случаях

заглушка должна быть довольно изощренной, приближаясь по сложности к

модулю, который она пытается моделировать.

Интересен и второй вопрос: в какой форме готовятся тестовые данные и

как они передаются программе? Если бы головной модуль содержал все нужные

операции ввода и вывода, ответ был бы прост:

Тесты пишутся в виде обычных для пользователей внешних данных и

передаются программе через выделенные ей устройства ввода. Так, однако,

случается редко. В хорошо спроектированной программе физические операции

ввода-вывода выполняются на нижних уровнях структуры, поскольку физический

ввод-вывод — абстракция довольно низкого уровня. Поэтому для того, чтобы

решить проблему экономически эффективно, модули добавляются не в строго

нисходящей последовательности (все модули одного горизонтального уровня,

затем модули следующего уровня), а таким образом, чтобы обеспечить

функционирование операций физического ввода-вывода как можно быстрее. Когда

эта цель достигнута, нисходящее тестирование получает значительное

преимущество: все дальнейшие тесты готовятся в той же форме, которая

рассчитана на пользователя.

Остается еще один вопрос: в какой форме пишутся тесты до тех пор, пока

не будет достигнута эта цель? Ответ: они включаются в некоторые из

заглушек.

Нисходящий метод имеет как достоинства, так и недостатки по сравнению

с восходящим. Самое значительное достоинство — в том, что этот метод

совмещает тестирование модуля, тестирование сопряжении и частично

тестирование внешних функций. С этим же связано другое его достоинство —

когда модули ввода-вывода уже подключены, тесты можно готовить в удобном

виде. Нисходящий подход выгоден также в том случае, когда есть сомнения

относительно осуществимости программы в целом или если в проекте программы

могут оказаться серьезные дефекты.

Преимуществом нисходящего подхода очень часто считают отсутствие

необходимости в драйверах; вместо драйверов вам просто следует написать

«заглушки». Как читатель сейчас уже, вероятно, понимает, это преимущество

спорно.

Нисходящий метод тестирования имеет, к сожалению, некоторые

недостатки. Основным из них является тот, что модуль редко тестируется

досконально сразу после его подключения. Дело в том, что основательное

тестирование некоторых модулей может потребовать крайне изощренных

заглушек. Программист часто решает не тратить массу времени на их

программирование, а вместо этого пишет простые заглушки и проверяет лишь

часть условий в модуле. Он, конечно, собирается вернуться и закончить

тестирование рассматриваемого модуля позже, когда уберет заглушки. Такой

план тестирования определенно не лучшее решение, поскольку об отложенных

условиях часто забывают.

Второй тонкий недостаток нисходящего подхода состоит в том, что он

может породить веру в возможность начать программирование и тестирование

верхнего уровня программы до того, как вся программа будет полностью

спроектирована. Эта идея на первый взгляд кажется экономичной, но обычно

дело обстоит совсем наоборот. Большинство опытных проектировщиков признает,

что проектирование программы — процесс итеративный. Редко первый проект

оказывается совершенным. Нормальный стиль проектирования структуры

программы предполагает по окончании проектирования нижних уровней вернуться

назад и подправить верхний уровень, внеся в него некоторые

усовершенствования или исправляя ошибки, либо иногда даже выбросить проект

и начать все сначала, потому что разработчик внезапно увидел лучший подход.

Если же головная часть программы уже запрограммирована и оттестирована, то

возникает серьезное сопротивление любым улучшениям ее структуры. В конечном

итоге за счет таких улучшений обычно можно сэкономить больше, чем те

несколько дней или недель, которые рассчитывает выиграть проектировщик,

приступая к программированию слишком рано.

5. МОДИФИЦИРОВАННЫЙ НИСХОДЯЩИЙ МЕТОД

Нисходящий подход имеет еще один существенный недостаток, касающийся

полноты тестирования. Предположим, что есть большая программа и где-то

ближе к нижнему ее уровню находится модуль, предназначенный для вычисления

корней квадратного уравнения. Для заданных входных переменных А, В и С он

решает уравнение [pic].

При проектировании и программировании модуля с такой функцией всегда

следует понимать, что квадратное уравнение может иметь как действительные,

так и комплексные корни. Для полной реализации этой функции необходимо,

чтобы результаты могли быть действительными или комплексными числами (или,

если дополнительные затраты на нахождение комплексных корней не оправданы,

модуль должен по крайней мере возвращать код ошибки в случае, когда входные

коэффициенты задают уравнение с комплексными корнями). Предположим, что

конкретный контекст, в котором используется модуль, исключает комплексные

корни (т. е. вызывающие модули никогда не задают входных параметров,

которые привели бы к комплексным корням). При строго нисходящем методе

иногда бывает невозможно тестировать модуль для случая комплексных корней

(или тестировать ошибочные условия). Можно попытаться оправдывать это тем,

что, поскольку такое уравнение никогда не будет дано модулю, никого не

должно заботить, работает ли он и в этих случаях. Да, это безразлично

сейчас, но окажется важным в будущем, когда кто-то попытается использовать

модуль в новой программе или модифицировать старую программу так, что

станут возможными и комплексные корни.

Эта проблема проявляется в разнообразных формах. Применяя нисходящее

тестирование в точном соответствии с предыдущим разделом, часто невозможно

тестировать определенные логические условия, например ошибочные ситуации

или защитные проверки. Нисходящий метод, кроме того, делает сложной или

вообще невозможной проверку исключительных ситуаций в некотором модуле,

если программа работает с ним лишь в ограниченном контексте (это означает,

что модуль никогда не получит достаточно полный набор входных значений).

Даже если тестирование такой ситуации в принципе осуществимо, часто бывает

трудно определить, какие именно нужны тесты, если они вводятся в точке

программы, удаленной от места проверки соответствующего условия.

Метод, называемый модифицированным нисходящим подходом, решает эти

проблемы: требуется, чтобы каждый модуль прошел автономное тестирование

перед подключением к программе. Хотя это действительно решает все

перечисленные проблемы, здесь требуются и драйверы, и заглушки для каждого

модуля.

6. МЕТОД БОЛЬШОГО СКАЧКА.

Вероятно, самый распространенный подход к интеграции модулей — метод

«большого скачка». В соответствии с этим методом каждый модуль тестируется

автономно. По окончании тестирования модулей они интегрируются в систему

все сразу.

Метод большого скачка по сравнению с другими подходами имеет много

недостатков и мало достоинств. Заглушки и драйверы необходимы для каждого

модуля. Модули не интегрируются до самого последнего момента, а это

означает, что в течение долгого времени серьезные ошибки в сопряжениях

могут остаться необнаруженными. Метод большого скачка значительно усложняет

отладку.

И все же большой скачок не всегда нежелателен. Если программа мала и

хорошо спроектирована, он может оказаться приемлемым. Однако для крупных

программ метод большого скачка обычно губителен.

7. МЕТОД САНДВИЧА

Тестирование методом сандвича представляет собой компромисс между

восходящим и нисходящим подходами. Здесь делается попытка воспользоваться

достоинствами обоих методов, избежав их недостатков.

При использовании этого метода одновременно начинают восходящее и

нисходящее тестирование, собирая программу как снизу, так и сверху и

встречаясь в конце концов где-то в середине. Точка встречи зависит от

конкретной тестируемой программы и должна быть заранее определена при

изучении ее структуры. Например, если разработчик может представить свою

систему в виде уровня прикладных модулей, затем уровня модулей обработки

запросов, затем уровня примитивных функций, то он может решить применять

нисходящий метод на уровне прикладных модулей (программируя заглушки вместо

модулей обработки запросов), а на остальных уровнях применить восходящий

метод.

Применение метода сандвича - это разумный подход к интеграции больших

программ, таких, как операционная система или пакет прикладных программ.

Метод сандвича сохраняет такое достоинство нисходящего и восходящего

подходов, как начало интеграции системы на самом раннем этапе. Поскольку

вершина программы вступает в строй рано, мы, как в нисходящем методе, уже

на раннем этапе получаем работающий каркас программы. Поскольку нижние

уровни программы создаются восходящим методом, снимаются те проблемы

нисходящего метода, которые были связаны с невозможностью тестировать

некоторые условия в глубине программы.

8. МОДИФИЦИРОВАННЫЙ МЕТОД САНДВИЧА.

При тестировании методом сандвича возникает та же проблема, что и при

нисходящем подходе, хотя здесь она стоит не так остро. Проблема эта в том,

что невозможно досконально тестировать отдельные модули. Восходящий этап

тестирования по методу сандвича решает эту проблему для модулей нижних

уровней, но она может по-прежнему оставаться открытой для нижней половины

верхней части программы. В модифицированном методе сандвича нижние уровни

также тестируются строго снизу вверх. А модули верхних уровней сначала

тестируются изолированно, а затем собираются нисходящим методом. Таким

образом, модифицированный метод сандвича также представляет собой

компромисс между восходящим и нисходящим подходами.

9. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ТЕСТИРОВАНИЯ.

С точки зрения надежности программного обеспечения эти стратегии можно

оценить по восьми критериям, как показано на рис. 10.7. Первый критерий —

время до момента сборки модулей, поскольку это важно для обнаружения ошибок

в сопряжениях и предположениях модулей о свойствах друг друга. Второй

критерий — время до момента создания первых работающих «скелетных» версий

программы, поскольку здесь могут проявиться главные дефекты проектирования.

Третий и четвертый критерии касаются вопроса о том, необходимы ли заглушки,

драйверы и другие инструменты тестирования. Пятый критерий—мера

параллелизма, который возможен в начале или на ранних стадиях тестирования.

Это интересный вопрос, поскольку необходимость в ресурсах (т. е.

программистах) обычно достигает пика на этапах проектирования и

программирования модулей.

| |Восходящ|Нисходящ|Модифицир|Метод |Метод |Модифици|

| |ий |ий |ованный |большог|сандвич|рованный|

| | | |нисходящи|о |а |метод |

| | | |й |скачка | |сандвича|

|Сборка |Рано |Рано |Рано |Поздно |Рано |Рано |

|Время до |Поздно |Рано |Рано |Поздно |Рано |Рано |

|появления | | | | | | |

|работающего | | | | | | |

|варианта | | | | | | |

|программы | | | | | | |

|Нужны ли |Да |Нет |Да |Да |Частичн|Да |

|драйверы | | | | |о | |

|(новые | | | | | | |

|программы или| | | | | | |

|готовые | | | | | | |

|инструменты) | | | | | | |

|? | | | | | | |

|Нужны ли |Нет |Да |Да |Да |Частичн|Частично|

|заглушки | | | | |о | |

|Параллелизм в|Средний |Слабый |Средний |Высокий|Средний|Высокий |

|начале работы| | | | | | |

|Возможность |Легко |Трудно |Легко |Трудно |Средне |Легко |

|тестировать | | | | | | |

|отдельные | | | | | | |

|пути | | | | | | |

|Возможность |Легко |Трудно |Трудно |Легко |Трудно |Трудно |

|планировать и| | | | | | |

|контролироват| | | | | | |

|ь | | | | | | |

|последователь| | | | | | |

|ность | | | | | | |

Рис. 10.7. Количественная оценка подход к сборке.

Поэтому важно, чтобы возможность параллельного тестирования появилась ближе

к началу, а не концу цикла тестирования.

Шестой критерий связан с ответом на обсуждавшийся ранее вопрос:

возможно ли проверить любой конкретный путь и любое условие в программе?

Седьмой критерий характеризует сложность планирования, надзора и управления

в процессе тестирования. Это связано с осознанием того факта, что

тестирование, которым трудно управлять, часто ведет к недосмотрам и

упущениям. Время от времени раздаются возражения против нисходящего подхода

в связи с тем, что тестирование нижних модулей требует многократных лишних

прогонов головных модулей. Однако этот критерий отмечен как несущественный.

Хотя лишние прогоны действительно бывают необходимы, возможно также, что во

многих случаях, которые кажутся лишними, в действительности воссоздаются

несколько разные условия. Эти прогоны могут вскрыть новые ошибки, превращая

таким образом недостаток в достоинство. Поскольку этот эффект недостаточно

осознан, мы им пренебрегаем.

Теперь оценим наши шесть подходов с помощью перечисленных восьми

критериев. Как уже говорилось, такая оценка зависит от конкретного проекта.

В качестве исходного приближения для выполнения ваших собственных оценок

приведен вариант очень грубой оценки. Прежде всего следует взвесить

относительное влияние каждого из восьми критериев на надежность

программного обеспечения. Ранняя сборка и раннее получение работающего

каркаса программы, а также возможность тестировать любые конкретные условия

представляются наиболее важными, поэтому им дается коэффициент 3. Сложность

подготовки заглушек, а также сложность планирования и управления

последовательностью тестов также важны, поэтому они получают вес 2. Третий

критерий, необходимость драйверов, вес 1 ввиду доступности общих

инструментов тестирования. Критерий, связанный с параллелизмом работы,

также имеет вес 1, потому что, хотя он, может быть, и важен по другим

причинам, на надежность сильно не влияет. Восьмой критерий получает

коэффициент нуль.

На рис. 10.8 показаны результаты этой оценки. В каждой графе таблицы

вес берется со знаком плюс или минус либо не учитывается, в зависимости от

того, благоприятно, неблагоприятно или безразлично проявляется

соответствующий фактор при рассматриваемом подходе. Модифицированный метод

сандвича и восходящий метод оказываются наилучшими подходами, а метод

большого скачка— наихудшим. Если способ оценки оказывается близким к вашей

конкретной ситуации, следует рекомендовать модифицированный метод сандвича

для тестирования больших систем или программ и восходящий подход для

тестирования программ малых и средних.

|Ве| |Восход|Нисхо|Модифици|Метод|Метод |Модифиц|

|с | |ящий |дящий|рованный|больш|сандви|ированн|

| | | | |нисходящ|ого |ча |ый |

| | | | |ий |скачк| |метод |

| | | | | |а | |сандвич|

| | | | | | | |а |

|3 |Сборка |Рано |Рано |Рано |Поздн|Рано |Рано |

| | |+ |+ |+ |о |+ |+ |

| | | | | |- | | |

|3 |Время до |Поздно|Рано |Рано |Поздн|Рано |Рано |

| |появления |- |+ |+ |о |+ |+ |

| |работающего | | | |- | | |

| |варианта | | | | | | |

| |программы | | | | | | |

|1 |Нужны ли драйвера|Да |Нет |Д а |Да |Частич|Да |

| |(новые программы |- |+ |- |- |но |- |

| |u/uли готовые | | | | | | |

| |инструменты) ? | | | | | | |

|2 |Нужны заглушки? |Нет |Да |Да |Да |Частич|Частичн|

| | |+ |- |- |- |но |о |

|1 |Параллелизм в |Средни|Слабы|Средний |Высок|Средни|Высокий|

| |начале работы |й |й- | |ий+ |й |+ |

|3 |Возможность |Легко |Трудн|Легло |Легко|Средне|Легко |

| |тестировать |+ |о - |+ |+ | |+ |

| |отдельные пути | | | | | | |

|2 |Возможность |Легко |Трудн|Трудно |Легко|Трудно|Трудно |

| |планировать и |+ |о - |- |+ |- |- |

| |контролировать | | | | | | |

| |последовательност| | | | | | |

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты