78Возрастные изменения активного внимания у подростковых групп от 8 до 15 лет. практическая курсовая работа.
78Возрастные изменения активного внимания у подростковых групп от 8 до 15 лет. практическая курсовая работа.
ВВЕДЕНИЕ:
Внимание - один из познавательных процессов человека, в отношении которого
среди психологов часто возникают спорные моменты, не смотря на то что
исследования этого процесса проходят на протяжении многих лет. Одни учёные
утверждают, что особого независимого процесса внимания не существует, а
является частью какого-либо психологического процесса. Другие
предполагают, что внимание представляет собой независимое психическое
состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои
особенности. Внимание ребёнка очень важно для учителя, для усвоения
программного материала. В своей работе я поставил следующие задачи:
1. Рассмотреть свойства и виды внимания
2. Исследовать возрастные изменения активного внимания у школьников 1-11
классов средней общеобразовательной школы 141.
Явление и определение внимания. Его характерные особенности.
Одной из самых характерных особенностей нашей духовной жизни является тот
факт, что, находясь под постоянным наплывом все новых и новых впечатлений,
мы отмечаем и замечаем лишь самую малую, ничтожную их часть. Только эта
часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим
вниманием, выступает в виде образов, фиксируется память, становится
содержанием размышлений.
Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние,
характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они
выражаются в ее сосредоточенности на мнительно узком участке внешней или
внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся
осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы
человека в течение определенного периода времени. Внимание — это процесс
сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной
информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.
Свойства внимания
Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью,
сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом. Рассмотрим
каждое из них.
Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного
времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете
деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость внимания
может определяться разными причинами. Одни из них связаны с
индивидуальными физиологическими особенностями человека, в частности со
свойствами нервной системы, общим состоянием организма в данный момент
времени; другие характеризуют психические состояния (возбужденность,
заторможенность и т. п.), третьи соотносятся с мотивацией (наличием или
отсутствием интереса к предмету деятельности, значимостью для личности),
четвертые — с внешними обстоятельствами осуществления деятельности.
Люди со слабой нервной системой или перевозбужденные могут довольно быстро
утомляться, становиться импульсивными. Человек, который не очень хорошо
чувствует себя физически, также, как правило, характеризуется неустойчивым
вниманием. Отсутствие интереса к предмету способствует частому отвлечению
внимания от него, и, напротив, наличие интереса сохраняет внимание в
повышенном состоянии в течение длительного периода времени. При
обстановке, которая характеризуется отсутствием внешне отвлекающих
моментов, внимание бывает достаточно устойчивым. При наличии множества
сильно отвлекающих раздражителей оно колеблется, становится остаточно
устойчивым. В жизни характеристика общей устойчивости внимания чаще всего
определяется сочетанием всех этих факторов, вместе взятых.
Сосредоточенность внимания (противоположное качество - рассеянность)
проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности
внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Человек, к примеру,
может сосредоточить свое внимание на чтении какой-нибудь интересной книги,
на занятии каким-либо увлекательным делом и не замечал ничего, что
происходит вокруг. При этом его внимание может быть сконцентрировано на
определенной части читаемого текста, даже на отдельном предложении или
слове, а также более или менее распределено по всему тексту.
Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия
рассматриваются как синонимы.
Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на
другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика
человеческого внимания проявляется в скорости, которой он может переводить
свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть
как непроизвольным так и произвольным. В первом случае индивид невольно
переводит свое внимание на что-либо такое, что его случайно
заинтересовало, а во втором - сознательно, усилием воли заставляет себя
сосредоточиться на каком-нибудь, даже не очень интересном самом по себе
объекте. Переключаемость внимания, если она происходит на непроизвольной
основе, может свидетельствовать о его неустойчивости, но такую
неустойчивость не всегда есть основание рассматривать как отрицательное
качество. Она нередко способствует временному отдыху организма,
анализатора, сохранению и восстановлению работоспособности нервной системы
и организма в целом.
С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных
процесса: включение и отвлечение внимания. Первый характеризуется тем, как
человек переключает внимание на нечто и полностью сосредоточивается на
нем; второй — тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания.
Все три обсуждаемые характеристики внимания связаны, помимо прочего, со
специальными свойствами нервной системы человека, такими, как лабильность,
возбудимость и торможение. Соответствующие свойства нервной системы
непосредственно определяют качества внимания, особенно непроизвольного, и
поэтому их следует рассматривать в основном как природно обусловленные.
Распределение внимания — его следующая характеристика. Она состоит в
способности рассредоточить внимание на значительном пространстве,
параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько
различных действий. Заметим, что, когда речь идет о распределении внимания
между разными видами деятельности, это не всегда означает, что они в
буквальном смысле слова выполняются параллельно. Такое бывает редко, и
подобное впечатление создается за счет способности человека быстро
переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к
продолжению прерванного до того, как наступит забывание.
Известно, что память на прерванные действия способна сохраняться в течение
определенного времени. В течение этого периода человек может без труда
возвратиться к продолжению прерванной деятельности. Так именно и
происходит чаще всего в случаях распределения внимания между несколькими
одновременно выполняемыми делами.
Распределение внимания зависит от психологического и физиологического
состояния человека. При утомлении, в процессе выполнения сложных видов
деятельности, требующих повышенной концентрации внимания, область его
распределения обычно сужается.
Объем внимания — это такая его характеристика, которая определяется
количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере
повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика
среднего объема внимания людей - 5 - 7 единиц информации. Она обычно
устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на очень
короткое время предъявляются большое количество информации. То, что он за
это время успевает заметить, и характеризует его объем внимания. Поскольку
экспериментальное определение объема внимания связано с кратковременным
запоминанием, то его нередко отождествляют с объемом кратковременной
памяти. Действительно эти феномены тесным образом связаны друг с другом.
Функции и виды внимания
Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных
функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент
психологические и физиологические процессы, способствует организованному и
целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии
с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную
сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или
виде деятельности.
С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных
процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный
момент времени представляется наиболее важным для организма, для
реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и
детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность
и продуктивность мыслительной бдительности - словом, качество и результаты
функционирования всей познавательной активности.
Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем,
позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание
выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в
кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода
запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления
внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения
задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему
взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и
своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном
человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном
партнере по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается,
больше достигает в жизни, чем недостаточно внимательный. Рассмотрим
основные виды внимания.
Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной
способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние
стимулы, несущие в себе элемент информационной новизны. Основной механизм,
обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным
рефлексом. Он связан с активностью ретикулярной формации и
нейронов-детекторов новизны.
Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате
обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с
избирательным сознательным реагированием на объекты.
Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на
который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и
потребностям человека. Опосредствованное внимание регулируется с помощью
специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков,
предметов.
Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное
обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует
усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени
сосредоточивать на чем-то внимание, произвольное обладает всеми этими
качествами. Наконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного
обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных,
противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов,
каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание.
Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием
воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на
удовлетворение другого.
Послепроизвольное внимание - это активное, целенаправленное сосредоточие
сознания, не требующее волевых усилий вследствие высокого интереса к
деятельности. По мнению К.К. Платонова, послепроизвольное внимание
является высшей формой произвольного внимания. Работа настолько поглощает
человека, что перерывы в ней начинают его раздражать, так как приходится
заново втягиваться в процесс, врабатываться. Послепроизвольное внимание
возникает в тех ситуациях, когда цель деятельности сохраняется, но
отпадает необходимость в волевом усилии.
Наконец, можно различать чувственное и интеллектуальное внимание. Первое
по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств,
а второе — с сосредоточенностью направленностью мысли. При чувственном
внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а
в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.
Способы развития внимания.
Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие
формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые —
произвольным. Непосредственное внимание — это также более низкая форма его
развития, чем опосредствованное.
Историю развития внимания, как и многих других психических Функций,
пытался проследить Л. С. Выготский в русле своей культурно-исторической
концепции их формирования. Он писал, что история внимания ребенка есть
история развития организованности его доведения, что ключ к генетическому
пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.
Произвольное внимание возникает из того, что окружающие ребенка люди
«начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка,
руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в
руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам
овладевает своим вниманием». Культурное развитие внимания заключается в
том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных
стимулов-средств (знаков), посредством которых он дальше направляет свое
собственное поведение и внимание. С возрастом внимание ребенка улучшается,
однако развитие внешне опосредствованного внимания идет гораздо быстрее,
чем его развитие в целом, тем более натурального внимания. При этом в
школьном возрасте наступает перелом в развитии, который характеризуется
тем, что первоначально внешне опосредствованное внимание постепенно
превращается во внутренне опосредствованное, и со временем эта последняя
форма внимания занимает, вероятно, основное место среди всех его видов.
Различия в характеристиках произвольного и непроизвольное внимания
возрастают начиная с дошкольного возраста и достигают максимума в школьном
возрасте, а затем вновь обнаруживают тенденцию к уравниванию. Эта
тенденция как раз и связана с тем, что в процессе своего развития система
действий, обеспечивающих произвольное внимание, из внешней постепенно
превращается во внутреннюю.
Л. С. Выготский пишет, что с самых первых дней жизни ребенка развитие его
внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд
стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд — это сами окружающие предметы,
которые своими яркими необычными свойствами приковывают внимание ребенка.
С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова,
которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих
непроизвольное внимание ребенка. Таким образом, с первых дней жизни
ребенка его внимание в значительной своей части оказывается направляемым с
помощью слов-стимулов.
Вместе с постепенным овладением активной речью ребенок начинает управлять
и первичным процессом собственного внимания, причем сначала — в отношении
других людей, ориентируя их собственное внимание обращенным к ним словом в
нужную сторону, а затем - и в отношении самого себя.
Общая последовательность культурного развития внимания по Л. С. Выготскому
состоит в следующем: «Сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем
он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает
действовать на других и только в конце начинает действовать на себя...
Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и
вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы-указания;
затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает
пользоваться словом и звуком как средством указания, т. е. обращать
внимание взрослых на интересующий его предмет». Слово, которым пользуется
взрослый, обращаясь с ребенком, появляется первоначально в роли указателя,
выделяющего для ребенка те или иные признаки в предмете, обращающего его
внимание на эти признаки. При обучении слово все более и более
направляется в сторону выделения абстрактных отношений и приводит к
образованию абстрактных понятий. Л. С. Выготский считал, что употребление
языка как средства направления внимания и указателя к образованию
представлений имеет для педагогики огромное значение, поскольку с помощью
слов ребенок выходит в сферу межличностного общения, где открывается
простор для личностного развития. Первоначально процессы произвольного
внимания, направляемого речью взрослого, являются для ребенка скорее
процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно,
употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому
себе, ребенок переходит к самоуправлению поведением, т.е. к произвольному
вниманию.
Попытаемся теперь в виде своеобразного «хронологического» резюме
представить последовательность основных этапов развития детского внимания
в том виде, как она выглядит по данным соответствующих наблюдений и
экспериментальных исследований:
1. Первые недели-месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как
объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.
2. Конец первого года жизни. Возникновение
ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего
развития произвольного внимания.
3. Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания
под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный
взрослым предмет.
4. Второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше
первоначальной формы произвольного внимания.
5. Четыре с половиной - пять лет. Появление способности направлять
внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.
6. Пять-шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного внимания
под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательный
средства).
7. Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного
внимания, включая волевое.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ :
В исследовании приняло участие 126 учеников - учащиеся 1-11 класс ( см.
приложение № 5). Для выполнения работы каждому из учеников были показаны 4
таблицы 40 x 40 и числами от 1 до 25. Каждый ученик должен по порядку
показывать цифры от 1 до 25, громко произнося их. Цифры в таблицах
расположены беспорядочно, после проверки (правильно ли понял задание),
начинают опыт. На расстоянии 70 - 100 см. от глаз обследуемого показывают
таблица № 1, дают команду «начали» и отмечают время. В случае ошибки,
обследуемый снова находит нужную цифру. После числа 25 записывают время,
потраченное на просмотр таблицу № 1. Затем испытуемому предлагается
таблицы № 2, 3, 4. Далее вычисляется среднее время, затраченное на
просмотр таблиц.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ:
Физиологический механизм активного внимания заключается в возникновении в
коре больших полушарий очага оптимальной возбудимости с индуцированным
торможением по периферии. Очаг оптимальной возбудимости И. И. Павлов
называл творческим отделом больших полушарий, где идёт интенсивная
выработка новых условий рефлексов, в отличие от других участков, в которых
в это время могут лишь стереотипно осуществляться ранее выработанные
условные рефлексы. Чем выше возбудимость в творческом отделе больших
полушарий, тем быстрее вырабатываются в нём новые условные рефлексы, тем
быстрее и точнее выполняется умственная работа. Концентрированность и
продолжительность активного внимания зависит от возраста школьников. Чем
младше ребёнок, тем слабее у него процессы торможения и тем легче
иррадиация возбуждения по большим полушариям. Продолжительность активного
внимания у школьников 7-8 лет составляет 15 минут, 9-10 лет - 20 минут,
11-12 лет - 25 минут, 13-14 лет - 30 минут, 15-16 лет - 40 минут.
Исследования проводились в дни оптимума (вторник) и в дни спада (пятница).
Обработав данные, я выяснил, что скорость работы в эти дни у мальчиков 7-8
классов и юношей 9-11 классов была ниже чем у их сверстниц. Это говорит о
том, что внимание зависит от стадии полового созревания.
Учащиеся группы 15-16 лет показали более сконцентрированное активное
внимание (см. приложения 1-4). Это говорит о том, что концентрация
внимания у юношей и девушек этого периода хорошая. Группы 7-8, 9-10,
11-12, 13-14 при отыскании цифр первой таблицы показали удовлетворительную
концентрацию внимания (см. приложение № 1). При дальнейшем выполнении
работы концентрация внимания была показана удовлетворительная (7-8, 9-10)
и хорошая (13-14, 15-16) (см. приложение 2-4). При выполнении работы
неточности чаще всего показывали учащиеся групп 7-8, 9-10, при чём
наибольшее расхождение по точности проявляются между девочками и
мальчиками в возрасте 13-14 лет. Это указывает на отсутствие у мальчиков
равновесия между возбудителями и тормозными процессами. Продолжительность
активного внимания зависит от возраста, у школьников 7-8 лет составляет 15
минут, 9-10 лет - 20 минут, 11-12 лет - 25 минут, 13-14 лет - 30 минут,
15-16 лет - 40 минут, но при этом обязательно нужно учитывать, что в
период полового созревания продолжительность внимания у юношей меньше чем
у девушек.
ВЫВОДЫ:
В ходе работы над данной темой, анализируя полученные результаты, я пришёл
к следующим выводам:
1. При проведении урока необходимо учитывать время активного внимания в
разные возрастные периоды.
2. На уроках необходимо проводить динамические паузы.
3. Внимание зависит от стадий полового созревания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М. 1997.
2. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте.
Хрестоматия по вниманию.— М., 1996.
3. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических
учебных заведений. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. - 2-е изд. -
М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
4. Самохин А. И Физиология высшей нервной деятельности М. 1993 г
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Время, потраченное на таблицу № 1
0x01 graphic
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Время, потраченное на таблицу № 2
0x01 graphic
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Время, потраченное на таблицу № 3
0x01 graphic
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Время, потраченное на таблицу № 4
0x01 graphic
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
Распределение учащихся по возрастным группам
0x01 graphic
- 8 -
|