Бегство от свободы
Бегство от свободы
Э. Фромм Бегство от свободы
Предисловие к 1-му изданию
Книга рассматривает психику современного человека, проблемы взаимосвязи
и взаимодействия между психологическими и социологическими факторами общего
развития. Но в основном она сконцентрирована на значении свободы для
современного человека.
Основным субъектом социального процесса является индивид: его
стремление к тревоге, его страсти и раздумья и т.д. Но для понимания
динамики общего развития, мы должны понимать динамику психологических
процессов, проходящих внутри индивида, точно так же как для понимания
индивида необходимо рассматривать его вместе с обществом, в котором он
живет. Доиндивидуалистическое общество ограничивала человека, но в это же
время гарантировала безопасность и покой, и получив свободу, человека
охватила тревога, хотя он приобрел независимость и рациональность, свобода
также по словам Фромма изолировала его. Эта изолированность непереносима и
человек становится перед выбором: избавится от свободы с помощью новой
зависимости либо дорасти до полной реализации позитивной свободы,
основанной на индивидуальности и повторяемости каждого.
Фромм подчеркивает, что в этой книге скорее диагноз и анализ, чем
прогноз и решение проблемы и этими исследованиями Эрих Фромм пытается
уточнить направление необходимых действий, т.к. выяснение причин
тоталитарного бегства от свободы является предпосылкой любого действия
направленного к победе над силами тоталитаризма.
Предисловия к 25-му изданию.
Здесь также говорится, что об анализе феномена человеческого
беспокойства, вызванный распадом средневекового мира, чувствовал себя
уверенно.. После столетий борьбы человек смог создать материальные
удобства, создать демократическое общество и недавно сумел защитить его от
тоталитаризма и его угроз. Но он еще охвачен беспокойством и подвержен
соблазну отдать свою свободу диктаторам или совсем потерять ее, стать
частью машины, которой управляет тоталитаризм, не свободным человеком, а в
беспрекословную машину. Он проводит параллель, сравнивая причины вызывающие
у человека страх перед свободой с 25-летней давности и делает вывод, что
они значительно возросли и важнейшим событием было открытие атомной энергии
и возможность ее применения в качестве орудия уничтожения. Вместе с ядерной
революцией развивается революция кибернетическая и тут человека заменяет
гигантские установки, компьютеры (думающие и вычисляющие намного быстрее),
вследствие этого человек становится не нужен – увеличивается опасность
демографического взрыва..
Т.е. за минувшие 20 лет когда была написана 1-я книга, выросли
гигантские силы, угрожающие выживанию человеческого ряда, и отсюда ценность
и стремление к бегству от свободы. Но и произошли не менее важные события:
исчезли диктатура Гитлера и Сталина.
В этой главе говорится о том, что выросла важность осознания
индивидуальных и социальных реалий. Человек в большинстве случаев еще
недостаточно созрел, чтобы быть независимым, разумным, объективным.
Человеку невыносимо, что он предоставлен собственным силам, что он сам
должен придать смысл совей жизни, а не получить ее от какой-нибудь высшей
силы, к вывод – людям нужны идолы, легенды, мифы. Отсюда возникает вопрос
как же человечество может спастись от самоуничтожения в этом конфликте
между преждевременной интелектуально-технической зрелостью и эмоциональной
отсталостью?
Поэтому есть нужда в развитии научной, динамической социальной
психологии. Прогресс социальной психологии необходим, чтобы
противодействовать опасностям, вызванным прогрессом физики и медицины.
Глава 1. Свобода – психологическая проблема?
Новую историю Европы и Америки обусловили усилия, направленные на
завоевание свободы.
Когда определенный класс стремился к своему собственному освобождению,
он верил, что борется за свободу вообще и таким образом мог идеализировать
свои цели, мог привлечь на свою сторону всех угнетенных, в каждом из
которых жила мечта об освобождении.
Классы, которые по началу сражались против угнетения, объединились с
врагами свободы, едва лишь победа была завоевана и появились новые
привилегии, которые надо было отстаивать и защищать.
Во имя победы погибло много людей убежденных в том, что лучше погибнуть
за свободу, нежели жить без нее.
Стремление к свободе выразилось в принципах экономического либерализма,
политической демократии с отделения церкви от государства и индивидуализма
в личной жизни. Осуществление этих принципов, казалось приближало
человечество к реализации данного стремления. Человек сбросил иго природы и
сам стал ею управлять. Он сверг церковь и абсолютное государство.
Ликвидация внешнего принуждения казалось не только необходимым, но и
достаточным условием для достижения желанной цели – свободы человека.
Первую Мировую войну все считали последней битвой, а ее завершение –
окончательной победой свободы, но через некоторое время и возникли новые
системы, которые перечеркнули все, т.к. сущность этих новых систем
практический полностью определяющих и общественную и личную жизнь человека,
состоит в подчинении всех совершенно бесконтрольной власти и небольшой
кучки людей.
Одна из общепринятых иллюзий – быть может самая опасная из всех
состояла в убеждении, что люди вроде Гитлера якобы захватили власть над
государственным аппаратом лишь при помощи вероломства и мошенничества и
правление его основано на насилии. Но после, всем видно, что в Германии
миллионы людей отказывались от свободы с таким упорством, с каким когда-то
их отцы ее завоевывали, они не стремились к свободе, а искали способ от нее
избавится. Другие миллионы людей были безразличны к свободе и не считали,
что за нее нужно бороться. А так же всем стало ясно, что демократический
кризис не является сугубо итальянским или германским, а угрожает каждому
современному государству. Когда мы рассматриваем человеческий аспект
свободы и говорим о стремлении к подчинению или к власти, возникают
вопросы: что такое свобода в смысле человеческого переживания? Определяется
ли свобода одним лишь отсутствием внешнего принуждения или она включает в
себя некое присутствие чего-то, а если так, чего именно? Почему для одних
свобода – это заветная цель, а для других – угроза? Существует ли
стремление к подчинению? Анализ человеческих аспектов свободы и
авторитаризма вынуждает нас рассмотреть ту роль, с которой играют
психологические факторы в качестве активных сил процесса общественного
развития, а это приводит к проблеме взаимодействия психологических,
экономических и идеологических факторов. К примеру притягательность,
которая имеет фашизм для целых наций, вынуждает нас признать роль
психологических факторов. В течение последних веков человек был
рациональным существом (по общепринятым мнениям), деятельность, которых
должно было быть (по их утверждению) вызвана личными интересами и
желаниями.
На те периоды истории оглядывались, как на потухший вулкан, давно уже
неопасный. Все были уверены, что зловещие силы полностью уничтожены
достижениями современных демократий; мир казался ярким и безопасным.
Экономические кризисы считались случайностями хотя они повторялись
регулярно. И когда фашизм пришел к власти ни кто не был готов ни
теоретически, ни практически и никто не смог поверить в такую
предрасположенность к злу. И тот благодушный оптимизм XIX века потревожили
с очень разных сторон: Нация и Маркс и позже Фрейд. Но по мнению Фромма
Фрейд и его ученики имели лишь очень наивное представление о процессах,
производящих в обществе: большинство их попыток приложения психологии к
социальным проблемам вело к ошибочным построениям. Поскольку эта книга
подчеркивает роль психологических факторов в общем процессе общественного
развития и поскольку данный анализ основан на некоторых фундаментальных
открытиях Фрейда – в частности, на роли подсознательных сил в человеческом
характере и на зависимости этих сил от внешних воздействовал Фрейд
формулировал так называемые основные инстинкты человека, и тем самым он
совершал ошибку своих предшественников, что концепция человеческой натуры
является отражением тех важнейших стремлений, которые проявляются в
современном человеке. Индивид его культуры представляет и человека вообще,
а страсти и тревоги, характерные для человека в нашем обществе, коренящихся
в биологической природе человека.
Индивид является нам с полным набором биологически обусловленных
потребностей, которые должны быть удовлетворены, для эпох они вступают в
отношение с «объектами» (другими), служат для достижения цели определяется
обменом удовлетворения биологических потребностей при этом связь с другим
индивидом всегда является лишь средством достижения цели. А не целью как
таковой.
По Фромму ключевой проблемой психологии является особого рода
связанность индивида с внешним миром, а не удовлетворение или фустрация.
Есть потребности обусловленные природой: жажда, голод и т.д. На те
стремления, которые приводят к различию человеческих характеров – любовь
или ненависть, жажда власти или тяга к подчинению, влечения к чувственному
наслаждению или страх перед ними – все они являются продуктами социального
процесса; прекрасные и самые уродливые наклонности человека не вытекают из
фиксированной, биологически обусловленной человеческой природы, а возникают
в результате социального процесса формирования личности. Таким образом,
общество осуществляет функцию подавления и созидания личности. Главная
задача социальной психологии состоит в том, чтобы понять процесс
формирования человека в ходе истории. Социальная психология должна
объяснить, почему возникают новые способности и новые страсти, хорошие и
дурные люди создаются историей и история создается людьми а разрешения
этого кажущегося противоречия и составляет задачу социальной психологии.
Фрейд представлял себе историю как результат действия психических сил,
не подверженных социальному влиянию. Он подчеркивает свое несогласие с теми
теориями, которые отрицают роль человеческого фактора в динамике
общественного развития.
Общей ошибкой всех этих теорий было убеждение, что у человеческой
натуры нет своей динамики.
Лишь динамическая психология может понять человеческий фактор.
Фиксированный фактор «человеческой природы» не существует, но можно ее
рассматривать как нечто беспредельно пластичное. Фромм различает
«статистическую» и «динамическую» адаптацию.
Динамическая адоптация – это приспособляемость я к неизбежной ситуации
и во время принудительной адаптации с человеком что-то происходит – это
подавленная враждебность и она становится динамическим фактором
человеческого характера.
Любой невроз – это адаптация к таким условиям, которые является для
индивида иррациональными. Рассказывается также о чертах человеческой
натуры: они или гибкие, или менее гибкие. Те черты, которые проявляют
чрезвычайную эластичность развиваются как реакции на определенные условия
жизни. Гибкими они являются в том случае, когда индивиды развивают ту или
иную склонность в соответствии с обстановкой, в которой и приходится жить.
Ни одна из таких склонностей не является изначально присущей человеку, т.е.
человек развивает ту или иную склонность в зависимости от приобретенных
потребностей. Но кроме приобретенных потребностей у него есть и физические
потребности, объединившись эти потребности выступают как потребность
самосохранения и властная потребность самосохранения вынуждает его принять
условия, которыми является образ жизни общества где он живет (т.к.
отдельный индивид не может изменить общество, он принимает его условия), а
вне общества, одному ему не справится с потребностью связи с окружающим
миром, с потребностью избежать одиночества ==> т.к. чувство полного
одиночества ведет к психическому разрушению. Человек не может жить без
какого-то сотрудничества с другими. Есть еще одна причина, которая
становится к общности столь насущно необходимой: это субъективное
самосознание. Если его жизнь не приобретает какого-то смысла и
направленности, он чувствует себя пылинкой и ощущение собственной
ничтожности его подавляет. Человек должен иметь возможность отнести себя к
какой-то системе.
Резюмируя подход к проблемам социальной психологии: человеческая натура
– это не сумма врожденных, биологических закрепленных побуждений, но и не
безжизненный слепок с матрицы социальных условий, это продукт исторической
эволюции в синтезе с определенными врожденными механизмами и законами.
Натуре человека присущи некоторые неизменные факторы: необходимость
удовлетворять физиологические потребности и необходимость избегать
морального одиночества.
В процессе адаптации к этому образу жизни в индивиде развивается ряд
мощных стимулов, мотивирующих его чувства и действия. Возникнув, эти
стимулы требуют удовлетворения, стремление к удовлетворению этих
потребностей воздействует на процесс общего развития.
Человек должен суметь воссоединится с миром в спонтанности любви и
творческого труда или найти себе какую-то опору с помощью таких связей с
этим миром, которые уничтожают его свободу и индивидуальность.
Глава 2. Обособление индивида и двойственность свободы
Определяя значение свободы для современного человека, Фромм обсуждает
концепцию: свобода определяет человеческое существование как таковое, а
кроме того понятие свободы меняется в зависимости от степени осознания
человеком себя самого как независимого и отдельного существа.
Процесс обособления индивида от первоначальных связей – он определяет
это как процесс «индивидуализацией» – этот процесс достиг наивысшей стадий
в новое время, т.е. от эпохи возрождения и до наших дней.
Процесс индивидуализации проводит к полному обособлению индивида
«первыми узами» являясь естественным фактором нормального человеческого
развития, они предполагают отсутствие индивидуальности, но дают индивид
уверенность и жизненную ориентацию.
1 аспектом растущей индивидуальности является развитие личности.
Границы роста определяются условиями в основном социальными.
2 аспект процесса индивидуализации – растущее одиночество.
Пока человек был неотъемлемой частью мира, пока не осознавал ни
возможностей, ни последствий индивидуальных действий, ему не приходилось и
боятся его. Но превратившись в индивида, он остается один на один с этим
миром, ошеломляющим и грозным.
Возникает стремление отказаться от своей индивидуальности, подобрать
чувство одиночества и беспомощности, а для этого – слиться с окружающим
миром. Подчинение – не единственный способ избавится от одиночества и
тревоги. Другой способ – единственный продуктивный, не приводящих к
неразрешимым конфликтам – это путь спонтанных связей с людьми и природой,
т.е. таких связей, которые соединяют человека с миром, не уничтожая его
индивидуальности. Итак, растущая индивидуальность приводит либо к
подчинению, либо к спонтанной активности.
Указывается общий принцип: процесс, который развивается на основе
растущей индивидуализации и растущей свободы индивида, являющейся
диалектическим. Процесс индивидуализации – это процесс усиления и развития
его личности его собственного «я», но в ходе этого процесса утрачивается
идентичность с остальными людьми. Прогрессирующее отделение может привести
к изоляции, которая перерастает в потерянность и порождает интенсивную
тревогу и неуверенность. Процесс индивидуализации происходит
автоматический, развитие личности сдерживается рядом психологических и
социальных причин. Разрыв между этими тенденциями приводит к невыносимому
чувству изоляции и бессилия, а это в свою очередь приводит в действие
психические механизмы: механизмы избавления, бегства.
Человеческое существование и свобода с самого начала неразделимы.
«Свобода отчего-то – свобода от инстинктивной предопределенности действий».
Такая свобода представляет весьма сомнительное преимущество. Человек
рождается без врожденной способности к необходимым действиям, которые есть
у животных. Этот человек беспомощен и именно эта беспомощность явилась
почвой, на которой развился и вырос человек: биологическое несовершенство
человека обусловило появление цивилизации, «свобода от» не идентична
позитивной свободе. Акт неподчинения, кат свободы прямо связывается с
началом человеческого мышления.
Процесс развития человеческой свободы имеет тот же диалектический
характер, какой процесс индивидуального роста. С одной стороны это процесс
развития человека, овладения природой, возрастания роли разума, укрепление
человеческой солидарности. С другой стороны – усиление индивидуализации
означает и усиление изоляции, неуверенности, а следовательно, становится
все более сомнительным место человека в мире и смысл его жизни.
С точки зрения двойственного смысла свободы – упоминается как период
реформации. Реформация – это один из источников идей свободы и автономии
человека в том виде, как эта идея представлена в современных демократиях.
Говоря о реформации, забывается ее аспект: ее акцент на прочность
человеческой натуры, на ничтожность и беспомощность индивида, на
необходимость подчинения индивида внешней силе.
Глава 3. «Свобода в эпоху реформации»
«Средневековая предистория и возрождение».
Современный рационализм рассматривал средние века как мрачный период
истории. Вместе с тем средние века идеализировались. Акцентировалось
внимание на прямоту и конкретность человеческих отношений, чувство
уверенности, которое было свойственно человеку средних веков. Единственное
отличие средневекового общества от современного – отсутствие личной
свободы, каждый человек был прикован к своей роли в социальном порядке. Но
хотя человек не был свободен в современном смысле, он не был одинок и
изолирован. Занимая определенное, неизменное и бесспорное место в
социальном мире с самого момента рождения, человек был закреплен в какой-то
структурированной общности; его жизнь была с самого начала наполнена
смыслом. Что не оставляло места сомнениям, они и не возникали. Личность
отождествлялась с ее ролью в обществе; это был крестьянин, рыцарь или кто-
то еще, но не индивид занимающийся делом выбранным самим.
Было много страданий, но была и церковь, которая в какой-то степени
обеспечивала эти страдания, объясняя их как расплату за грех Адама и
собственные грехи каждого из нас. И крестьянин, и горожанин редко выходили
за пределы небольшой географической области, где протекала их жизнь. Мир
был ограничен и понятен: земля и человек были в центре этого мира, в
будущей жизни каждого ожидая или рай или ад, и вся жизнь от рождения до
смерти была ясна и понятна в причинной взаимосвязи поступков человека.
Таким образом, средневековое общество, с одной стороны было
структурировано и давало человеку ощущение уверенности, а с другой –
держало его в оковах. Однако эти оковы имели совсем не тот характер, какой
присущ авторитаризму и угнетению последующих веков. Средневековое общество
не лишало индивида свободу уже потому, что «индивида» как такового не было.
Недостаток самосознания индивида в средневековом обществе нашел
классическое выражение в описании средневековой культуры, которую дал Яков
Буркхардт. «В средневековые века обе стороны самосознания по отношению к
внешнему миру и своему внутреннему «я» как бы дремали под одним общим
покрывалом».
В позднем средневековье структура общества и личности стала меняться,
развиваться новый денежный класс. Во всех классах общества было заметно
развитие индивидуализма. В Италии человек в первые вырвался из феодального
общества и разорвал те узы, которые одновременно и придавали ему чувство
уверенности, и ограничивали его. Италия, по словам Буркхардта, принадлежит
«первородство в отношении развития личности в европейской семье», а
итальянец – это первый индивид.
Простой народ, которому не досталось ни богатства, ни новой власти
превратились в безликую массу. Все человеческие отношения были отравлены
этой смертельной борьбой за сохранение власти и богатство. Индивид был
охвачен страстным эгоцентризмом, ненасытной жаждой власти и богатства. В
результате было отравлено чувство уверенности в себе и ощущения
безопасности.
Есть основания для сомнения в том, что полновластные хозяева
капитализма эпохи возрождения были так счастливы и уверены в себе, как это
часто изображают. По-видимому, новая свобода принесла им не только
возросшее чувство силы, но и возросшую изоляцию, сомнения, скептицизм, и
как результат всего этого тревогу. Эта внутренняя уверенность, происходящая
из положения изолированного индивида во враждебном мире, по-видимому,
объясняет возникновение новой черты характера, которая, как указывает
Буркхардт, стала свойственна индивиду эпохи Возрождения, в то время как у
члена средневековой социальной структуры ее не было или по крайней мере она
была выражена гораздо слабее. Речь идет о страстном стремлении к славе.
Если смысл жизни стал сомнительным, если отношение с другими и с самим
собой не дают уверенности, то слава становится одним из средств, способных
избавить человека от сомнений.
В эпоху возрождения зародился современный индивидуализм. Но хотя идея
возрождения и оказали значительное влияние на дальнейшее развитие
европейской мысли, однако основные корни современного капитализма, его
экономической структуры и его духа мы находим не в итальянской культуре
позднего средневековья, а в экономической и общественной ситуаций.
Культура Возрождения представляла общество сравнительного капитализма:
небольшая группа богатых и обладавших властью индивидов управляла этим
обществом, составляла социальную базу философов, выражавших дух этой
культуры. Реформация была главным образом религии крестьянства из низших
слоев городского общества.
В соответствии с совершенно различной социальной основой возрождения и
реформации естественно различие духа этих движений. Рассматривая теории
Лютера и Кальвина – протестантство и кальвинизм, давая выражение новому
чувству свободы, в то же время представляли собой бегство от бремени этой
свободы.
В средневековом обществе экономическая организация городов была
сравнительно статичной. В конце средних веков ремесленники были объединены
в цехи; мастера были такие, что с трудом зарабатывали себе на жизнь, но в
общем член цеха мог быть уверен, что его работа его прокормит. Если он
делал хорошие стулья, и т.д., то этого было достаточно, чтобы обеспечить
ему жизненный уровень, полагавшийся по традиции его сословию. Отсюда видно,
что цехи были основаны на взаимном сотрудничестве и обеспечивали своим
членам относительную гарантию существования.
К концу средних веков жизнь стала насыщаться духом беспокойства.
Возникло современное понятие времени, минуты приобрели ценность. Труд все
больше превращался в наивысшую ценность. Развивалось новое отношение к
работе – настолько требовательное, что в среднем классе возникло возмущение
экономической неэффективности церковных учреждений. Средневековая
социальная система была разрушена, а в месте с нею и та стабильность и
относительная безопасность, которую она давала индивиду. Индивид стал
одинок; все теперь зависело не от гарантий традиционного статуса, а от его
собственных усилий.
Капитал приобрел решающую роль. «Он перестал быть слугой и стал
хозяином». С развитием капитала, эти средневековые принципы мало-помалу
уступили место принципу частной инициативы. Каждый должен идти вперед и
испытать свое счастье: выплыть или утонуть. И теперь другие уже не были
связаны с ним общим делом, они превратились в конкурентов, и часто человек
стоял перед выбором: уничтожить их или быть уничтоженным самому.
Но все существенные элементы современного капитализма к тому времени
уже возникли и начали оказывать психологическое воздействие на людей.
Но мы отбросили лишь одну сторону картины, а была еще другая:
капитализм освободил индивида. Он устранил регламентами корпоративной
системы, позволил человеку встать на собственные ноги и испытать свое
счастье. Человек стал хозяином своей судьбы; он рисковал, но мог и выиграть
собственные усилия могли привести его к успеху и к экономической
независимости. Деньги доказали, что они сильнее происхождения и касты, и
тем самым превратились в великого уравнителя людей.
Но и здесь свобода двойственна как и раньше. Индивид освобождается от
экономических и политических основ. Он приобретает и позитивную свободу
вместе с активной и независимой ролью, какую ему приходится играть в новой
системе, но при этом освобождается от связей, давших ему чувство
уверенности и принадлежности к какой-то общности. Он уже не может прожить
всю жизнь в тесном мирке, центром которого был он сам; мир стал
безграничным и угрожающим. Потеряв свое определенное место в этом мире,
человек потерял и ответ на вопрос о смысле его жизни и на него обрушились
сомнения: кто он, что он, зачем он живет? Ему угрожают мощные силы, стоящие
над личностью, - капитал и рынок.
Не имея богатства и власти, какие были у капиталистов эпохи
Возрождения, потеряв чувство общности с людьми и миром, человек подавлен
ощущением совей ничтожности и беспомощности. Рай утрачен; индивид стоит
один, лицом к лицу со всем миром, безграничным и угрожающим. Новая свобода
неизбежно вызывает ощущения неуверенности и бессилия, сомнения, одиночества
и тревоги. Чтобы иметь возможность действовать, человек должен как-то
избавиться от этого.
2.Эпоха реформации.
Именно на этой стадии развития и возникли лютеранство и кальвинизм. Они
были обращены именно к этим слоям населения, потому что выражали и новое
чувство свободы и независимости, и чувства бессилия, неуверенности и
тревоги, которыми были охвачены представители низших классов.
Что может психологический анализ доктрин, так это показать субъективные
мотивы, приводящие человека к осознанию каких-либо проблем и вынуждающие
его искать ответы в определенном направлении.
Проблема – это изучение психологических мотивов, присущих не создателю
учения, а той социальной группе, к которой это учение обращено.
Разумеется, эти проблемы близки друг к другу, поскольку психология
лидера и психология его последователей схожи.
Во-первых, его социальное положение может быть типичным для целой
группы, условия жизни которой формируют характеры определенного склада. Во-
вторых, случайные обстоятельства его воспитания и личного опыта могут
развивать у лидера черты характера, возникающие целой социальной группы в
результате ее общественного положения даже в том случае, если сам лидер к
этой социальной группе не принадлежит. И наконец, может произойти наложение
обоих этих факторов.
Мы знаем, что человек может пытаться устранить противоречия в своих
чувствах с помощью идеологической конструкции или прикрыть подавляемую им
мысль такой рационализацией, в которой выражается прямо противоположная
идея.
Анализ идей должен ответить на два вопроса: во-первых, каков
относительный вес определенной идеи во всей идеологической системе в целом:
во-вторых, не имеем ли мы дело с рационализацией, которая отличается от
подлинного содержания мысли. Мы утверждаем, что его отношение к богу – это
отношение подчинения, основанное на ощущении бессилия. Сам он говорит об
этом подчинении как о добровольном акте, вытекающем из любви, а не из
страха. Логически здесь можно возразить, что в таком случае это уже не
подчинение. Но психологически из всей структуры мышления Лютера вытекает,
что его любовь или вера на самом деле является подчинением; сознательно он
рассуждает о своей «покорности» богу в терминах добровольности и любви, на
самом же деле переполняющие его чувства бессилия и злобы превращают его
отношение к богу в отношение подчинения. (Точно так же мазохистская
зависимость одного человека от другого часто маскируется в сознании как
«любовь».) Поэтому то, что Лютер говорит, никоим образом не опровергает
того, что он – с точки зрения психоанализа и по нашему убеждению –
подсознательно имеет в виду. Мы полагаем, что определенные противоречия в
его системе можно понять лишь с помощью анализа психологического смысла его
концепций. Если мы хотим понять, что было нового в доктринах Реформации, то
сначала нам необходимо рассмотреть существенные теологические принципы
средневековой церкви. Несмотря на все общие элементы старой и новой
теологии, дух католической церкви существенно отличался от духа Реформации,
особенно в отношении взглядов на человеческое достоинство и свободу, на
значение поступков человека в определении его судьбы.
В течение долгого периода, предшествовавшего Реформации, католическое
богословие придерживалось следующих принципов: человеческая природа – хотя
и испорчена грехом Адама – внутренние стремится к добру; человеческая воля
свободна в этом стремлении к добру; человеческая воля свободна в этом
стремлении к добру; собственные усилия человека способствуют его спасению;
церковное причастие, основанное на искупительной смерти Христа, может
спасти даже грешника.
Некоторые из наиболее выдающихся теологов – такие, как Августин и Фома
Аквинский, - придерживаясь этих взглядов, в то же время выдвигали доктрины,
проникнутые совсем иным духом.
О свободе воли Фома говорит, что предположение, будто человек не
свободен решать, противоречит самой сущности бога и природе человека.
Человек свободен даже отвергнуть благодать, предложенную ему господом.
В течение XII,XIV и XV веков тенденция подчеркивать свободу воли
усиливалась в системах Дунса Скотта, Оккама и Биля. Это особенно важно для
понимания нового духа Реформации, так как Лютер яростнее всего нападал
именно на схоластов позднего средневековья, называя их «свиньям-
богословами».
Биль и Окам подчеркивали значение собственных заслуг человека для его
спасения; хотя они говорят и о помощи божьей, в их учениях эта помощь
утрачивает доминирующую роль, какая приписывалась ей в прежних доктринах.
Человек, каким его изображают Оккам и другие поздние схоласты, уже не похож
на несчастного грешника: это – свободное создание; сама его сущность делает
человека способным к добру, а его воля свободна от любых внешних сил.
Практика покупки индульгенций, игравшая все большую роль во время
позднего средневековья и вызывавшая особенно яростные нападки Лютера, была
связана с ростом влияния этих идей о свободной воле челове4а и о ценности
его усилий.
Действие индульгенции было основано на том, что их покупатели
исповедовались и каялись во всех грехах.
Эти идеи, столь резко противоречащие духу Реформации. В них проявляется
дух утверждения человеческого достоинства, признание законности проявления
всех качеств человека.
В общем, средневековая церковь подчеркивала достоинство человека,
свободу его воли, ценность его усилий; она подчеркивала богоподобие
человека и его право быть уверенным в любви бога. Теология Лютера выражала
чувства среднего класса, который, борясь против власти церкви и возмущаясь
новым денежным классом, ощущал угрозу растущего капитализма и был охвачен
чувством беспомощности и ничтожности.
Лютеранское учение, насколько оно отличалось от католической традиции,
имело две стороны. Лютер дал человеку независимость в вопросах религии; что
он лишил церковь ее власти и отдал эту власть индивиду; что его концепции
веры и спасения – это концепции собственных заслуг индивида, где вся
ответственность лежит на самом человеке, а не на власти, которая могла бы
дать ему то, чего он не добился сам. Эта сторона учений Лютера и Кальвина
заслуживает самой высокой оценки, поскольку они явились одним из источников
развития политической и духовной свободы в современном обществе, того
развития, особенно в англосаксонских странах, которое неразрывно связано с
идеями пуританства.
Другой аспект современной свободы – это изоляция и бессилие, которые
она принесла индивиду; и этот аспект тоже уходит корнями в протестантство,
как и аспект независимости. Поскольку эта книга посвящена главным образом
восприятию свободы как бремени и опасности, дальнейший анализ,
преднамеренно односторонний, будет подчеркивать ту сторону учений Лютера и
Кальвина, в которой лежат истоки этого негативного аспекта свободы: их
учение о том, что человек по природе своей порочен и бессилен.
Богобоязненный человек не имеет «свободно воли»: он пленник, раб и
слуга воли Господа или воли сатаны».
Страстное стремление к уверенности, какое мы находим у Лютера, отражает
не искреннюю веру, а необходимость подавить невыносимое сомнение. Лютер
искал уверенность в безоговорочной покорности богу. Психологически вера
может иметь два совершенно разных содержания. Она может быть утверждением
жизни, выражением внутренней связи с человечеством; но может быть и
продуктом реакции на сомнения, возникшие из чувства изолированности
индивида и его неприятия жизни.
Чрезвычайно важно понять эту проблему сомнений и попыток их подавления,
потому что она не только относится к теологии Лютера, а также и Кальвина,
но и остается одной из основных проблем современного человека до сих пор.
Сомнение – это исходная точка современной философии. Нынешние попытки
заглушить сомнения – состоят ли они в ненасытном стремлении к успеху, или в
убежденности, что безграничное знание факторов может удовлетворить
потребность в уверенности. Сами же сомнения не исчезнут до тех пор, пока
человек не преодолеет свою изоляцию, пока его положение в мире не
приобретает какого-то смысла и значения, удовлетворяющего его человеческие
потребности.
Как мы уже видели, старый порядок рушился. Индивид потерял гарантию
уверенности, ему угрожали новые экономические силы – капиталисты и
монополии, корпоративный принцип сменился конкуренцией, низшие классы
ощущали гнет усиливавшейся эксплуатации. В целом разрушение феодального
порядка и развитие капитализма больше угрожали среднему классу, чем
помогали ему.
Представление Лютера о человеке отражает именно эту дилемму. Человек
свободен от всех уз, которыми связывала его духовная власть, но именно эта
свобода делает его одиноким и растерянным, подавляет его чувством
Страницы: 1, 2
|