Что такое деятельность?
Что такое деятельность?
Доклад по обществознанию на тему:
Что такое деятельность?
Ученицы 10 “Д” класса
«МОУ СОШ № 3»
Кривоноговой Елены.
.
План:
1. Понятие «деятельность»
2. Классификация деятельности
3. История понятия «деятельность»
4. Многомерность категории «деятельность»
5. Человек как субъект деятельности
Понятие «деятельность»
Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к
окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное
изменение и образование. В отличие от действий животного, деятельность
человека предполагает определенное противопоставление субъекта и объекта
деятельности: человек предполагает себе объект деятельности, как материал,
который сопротивляется воздействию на него человека и должен получить новую
форму и свойства, превратиться из материала в продукт деятельности.
Всякая деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам
процесс деятельности, и, следовательно, неотъемлемой характеристикой
деятельности является ее осознанность. Деятельность является движущей силой
общественного прогресса и условием самого существования общества. Вместе с
тем история культуры показывает, что деятельность как таковая не является
исчерпывающим основанием человеческого существования. Если основанием
деятельности является осознанно формулируемая цель, то основание самой цели
лежит вне деятельности, в сфере человеческих идеалов и ценностей.
Современное научно-техническое развитие все более демонстрирует, что не
только деятельность в сфере искусства и нравственности, но и научные
познания, и технико-инструментальная деятельность получает свой смысл в
конечном счете в зависимости от ее нравственной ориентированности, от ее
влияния на человеческое существование. С другой стороны, зависимость самой
деятельности от других социальных факторов выражается в том, что в разных
типах культуры она занимает существенно различное место, выступая то в роли
носителя высшего смысла человеческого бытия, то на правах необходимого, но
отнюдь не почитаемого условия жизни.
Классификация деятельности
Существует многообразные классификации типов и форм деятельности –
разделение деятельности на духовную и материальную, производственную,
трудовую и нетрудовую и т. д. С точки зрения творческой роли деятельности в
социальном развитии особое значение имеет деление ее на репродуктивную
(направленную на получение уже известного результата известными же
средствами) и продуктивную деятельность, или творчество, связанное с
выработкой новых целей и соответствующих им новых средств или с достижением
целей с помощью новых средств. В связи с научно-технической революцией
творческая деятельность приобретает все более массовый характер, что
порождает целый ряд социальных проблем, начиная от необходимости
радикальной перестройки системы образования и кончая проблемой известной
«девальвации» творческой деятельности отдельного человека в условия
включения ее в индустриальные формы организации духовного производства.
Развитие этого процесса подчеркивает, что личность несводима к выражению
только в формах деятельности и что гармония личности и деятельности
возможна лишь на основе наполнения деятельности подлинно человеческим
смыслом. В противном случае неизбежна чисто инструментальная трактовка
человека как лишь орудия стоящей над ним деятельностью, а это служит
идеологической предпосылкой тоталитарных форм организации общественной
жизни. Вопрос об отношении деятельности и личности может решаться лишь как
часть более широкой проблемы человека.
История понятия «деятельность»
В истории познания понятие деятельность играло и играет двоякую
роль: во-первых, мировоззренческого принципа, во-вторых, идеологического
постулата, положенного в ряде социальных наук. В качестве
мировоззренческого принципа понятие деятельность утвердилось, начиная с
немецкой классической философии, когда в европейской культуре
восторжествовала новая концепция личности, характеризуемая рациональностью,
многообразными направлениями активности и инициативы, и были созданы
предпосылки для рассмотрения деятельности как основания и принципа всей
культуры. Первые шаги к такой точке зрения сделал И. Кант. В его
гносеологии субъект был рассмотрен не как созерцающий внешнюю
действительность, а как созидающий формы предметности. Кант выдвинул
проблему двух начал, руководящих отношением субъекта к объекту, -
познавательного и нравственного, причем первое определяет формы
деятельности и то, что можно назвать ее операционной структурой, а второе –
направление, смысл и оценка деятельности. Эти два начала толковались
Кантом, как принципиально различные и взаимно несводимые. В ранг всеобщего
основания культуры деятельность впервые возвел И. Г. Фихте, рассматривая
субъект («я») как чистую самодеятельность, как свободную активность,
которая созидает мир («не я») и ориентируется на этический идеал. Но
поскольку Фихте выдвинул нравственный критерий (совесть), то он ввел
внедеятельный фактор. Он тем самым подорвал единство своей концепции.
Наиболее развитую рационалистическую концепцию деятельности построил Г.
Гегель. С позиции объективного идеализма он толкует деятельность, как
всепроникающую характеристику абсолютного духа, порождаемую иммаментной
потребностью последнего в самоизменении. Главную роль он отводит духовной
деятельности и высшей ее форме – рефлексии, то есть самосознанию. Такой
подход позволил Гегелю построить цельную концепцию деятельности, в рамках
которой центральное место занимает проясняющая и рационализирующая работа
духа. В этой концепции обстоятельному анализу структуры деятельности (в
частности, глубокая взаимоопределяемость цели и средств), сделан ряд
глубоких замечаний о социально-исторической обусловленности деятельности и
ее форм.
Принцип деятельности как источника происхождения многообразных
продуктов культуры и форм социальной жизни сыграл важную методологическую
роль в становлении и развитии ряда социальных наук, например, в культурно-
исторической теории Л. С. Выгодского. Мышление было рассмотрено как
результат интериоризации практических действий и свойственной им логики.
Концепция деятельности сыграла важную роль в развитии языкознания,
психологии, этнографии и т. д.
Вместе с тем принцип деятельности при его развертывании требовал
углубленного анализа механизмов деятельности и формирующих ее факторов. Это
привело к вычленению иных компонентов, лежащих за пределами собственно
деятельности, хотя связанных с нею и влияющих на нее. Теория социального
действия (М. Вебер и Ф. Знаменский), с которой связано развитие буржуазной
социологии ХХ века, не ограничивается анализом всеобщерациональных
компонентов целеполагающей деятельности, но выявляет значение ценностных
установок и ориентаций, мотивов деятельности, ожиданий, притязаний. В
результате произошло существенное расширение исходного принципа в этих
науках.
Многомерность категории "деятельность"
Описание психологической многомерности человека, различных
образов человеческой субъективности предполагает предварительное выяснение
вопроса о способе жизни (бытия, существования) человека, об условиях и
предпосылках становления его внутреннего мира.
Зафиксируем первое достаточно очевидное, но фундаментальное
основание онтологии человека: ребенок рождается и живет в системе реально-
практических, хотя и разнородных связей с другими людьми (первоначально - с
матерью, затем - с близкими, впоследствии - с дальними). Усиливая эту
мысль, можно постулировать: нигде и никогда мы не можем увидеть человека до
и вне его связи с другими - он всегда существует и развивается в сообществе
и через сообщество. Случаи его социальной изолированности и обособленности
подтверждают это правило - в своем крайнем выражении они просто гибельны
для человека.
Другое, эмпирически легко обнаруживаемое обстоятельство, состоит
в том, что человек есть существо сознательное и деятельное. Сознательная
деятельность есть форма бытия и способ существования человека. Упоминаемый
выше С. Л. Рубинштейн писал: "Наличие сознания и действия есть
фундаментальная характеристика человеческого существования в мире".
Но человек живет также и общественной жизнью, значит,
человеческая деятельность - это совместная деятельность, в ходе которой
люди вступают в общение и взаимодействие друг с другом. Совместный характер
деятельности вынуждает индивидов обмениваться информацией, согласовывать
индивидуальные цели и планы действий, подчинять их общим задачам,
добиваться взаимопонимания.
Совместность (общение и взаимодействие с другими), деятельность,
сознание составляют онтологические основания человеческого способа жизни.
Эти основания взаимополагают друг друга, но не сводимы одно к другому,
каждое из них имеет специфическое содержание. Деятельность с самого начала
предполагает сознание в качестве своего необходимого момента (например,
постановка цели), а сознание, в свою очередь, предполагает в качестве своей
предпосылки социальную связь (в частности, сознание немыслимо без языка, а
язык - изначально социальное явление). Таким образом, все три стороны
целостной человеческой реальности (субъективности) или способа бытия
человека (общность, деятельность, сознание) являются здесь одновременно и
следствиями, и предпосылками. А потому и психологический анализ должен
изначально быть ориентирован на целостность человеческого способа бытия или
типа жизнедеятельности.
В обычном словоупотреблении под деятельностью понимается всякого
рода активность человека. Это значение закрепляется в толковых словарях:
"деятельность" есть работа, занятие в какой-либо области.
В науке понятие "деятельность" определено недостаточно четко.
Хотя в последнее время оно привлекает все более пристальное внимание
психологов оно пока не получило единого и точного истолкования.
Вокруг этого понятия ведутся серьезные дискуссии. Недостаточно
четко определены соотношения категории "деятельность" с такими близкими
понятиями, как "активность", "жизнедеятельность", "поведение", "практика".
Еще в 1940 г. С. Л. Рубинштейн отмечал, что понятие "деятельность"
употребляется в очень широком и неопределенном смысле. Он писал, что в
психологии сплошь и рядом говорят о психической деятельности, отождествляя,
по существу, деятельность и активность. Но эти понятия необходимо
различать. Можно зафиксировать, по крайней мере, четыре различных смысла,
которые вкладываются в это понятие:
- деятельность как совокупность результатов и последствий -
продуктов, достижений, произведений и т.п. В этом понимании деятельность
предстает как производство;
- деятельность как процесс преодоления трудностей, как решение
проблем и задач, как средство их решения. В этом смысле деятельность
предстает как труд в истинном смысле этого слова;
- деятельность как процесс самоизменения человека в ходе изменения
обстоятельств своей жизни. Так понимаемая деятельность - это
самодеятельность;
- деятельность как таковая, вне ее результативности, как способ
отношения к условиям своей жизни, как деяние. Здесь деятельность - это
практика.
Фундаментальным, основополагающим среди выделенных смыслов
категории "деятельность" является практика. Именно практика является
целостным и подлинно генетическим источником человеческой реальности.
Практическое, деятельностное бытие человека есть основа его сущности и сама
возможность существования его как субъекта.
Являясь универсальным, т.е. простым, всеобщим способом отношения
человека к миру и самому себе, практика задает и исторически конкретные
формы этим отношениям и определяет характер их взаимосвязи. Практика
одномоментно и всегда социальна, предметна и сознательна. Не может быть
бессознательной (вне и помимо сознания) практики, не может быть
бездеятельной и внесоциальной практики, как не может быть непрактического
сознания, непрактической деятельности, непрактического сообщества. В
целостном процессе человеческой жизнедеятельности практикуемые основания
человеческого способа существования (производства, сознания, общности)
постоянно опосредствуют друг друга, выступая сторонами целого.
Деятельности присуща такая характеристика, как субъектность; она
реализуется как отдельным, так и коллективным субъектом.
Деятельность человека всегда общественна. В своей подлинно
социальной деятельности человек выступает не как Робинзон, а как
представитель человеческого рода, учитывающий и результаты деятельности
других людей, и их позиции в совместной деятельности. Понятия
"деятельность" и "общение" тесно связаны между собой. По своему
происхождению общение возникает из нужд деятельности.
Психологическое изучение деятельности в качестве особого предмета
было начато отечественными психологами Л. С. Выгодским и С. Л.
Рубинштейном, но особенно интенсивно в течение многих лет оно проводилось
А. Н. Леонтьевым и его последователями. Именно А. Н. Леонтьев заложил
основы так называемого деятельностного подхода в психологии. Он
рассматривал предметную деятельность как процесс, внутри которого в
качестве необходимого его момента возникает психическое "вообще".
Деятельность рассматривалась им как одинаково присущая и человеку, и
животным; правда, в последнем случае она трактовалась как
жизнедеятельность.
А .Н .Леонтьев исходил из различения внешней и внутренней
деятельности. Внешняя деятельность - это чувственно-предметная,
материальная деятельность. Внутренняя - это деятельность по оперированию
образами, представлениями о предметах или идеальная деятельность сознания.
Согласно взглядам А. Н. Леонтьева, внутренняя деятельность
вторична: она формируется на основе внешней предметной деятельности.
Процесс перехода внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую
деятельность обозначается в психологии термином "интериоризация".
При этом подчеркивается, что интериоризация состоит не в простом
перемещении внешней деятельности во внутренний план сознания, а в
формировании самого этого сознания.
Существует и обратный переход - от внутренней деятельности к
внешней. Такой переход обозначается термином "экстериоризация".
Опредмечивание наших представлений, создание предмета по заранее
разработанному плану - примеры экстериоризации.
А. Н. Леонтьев и его последователи полагали, что категорию
деятельности можно положить в основание всей психологии. Уточним: не
категорию практики, а именно деятельности, исходной формой которой
мыслилось материально-предметное преобразование или производство.
Человек как субъект деятельности
Субъектность человека по своему исходному основанию связана со
способностью индивида превращать собственную жизнедеятельность в предмет
практического преобразования. Сущностными свойствами этого процесса
является способность человека управлять своими действиями, реально-
практически преобразовывать действительность, планировать способы действий,
реализовывать намеченные программы, контролировать ход и оценивать
результаты своих действий.
Практическое отношение человека к действительности включает в
себя три составляющие:
1) субъект, наделенный активностью и направляющий ее на объекты или
на других субъектов;
2) объект, на который направлена активность субъектов;
3) активность, выражающаяся в том или ином способе действия субъекта
с объектом. В роли субъектов деятельности могут выступать: а) конкретный
индивид, б) социальная группа, в) общество в целом. В зависимости от этого
выделяют индивидуальную деятельность, коллективную, или групповую,
деятельность и общественно-историческую деятельность, или практику.
Психология имеет дело преимущественно с первыми двумя формами деятельности.
Становление субъекта деятельности есть процесс освоения индивидом
ее основных структурных образующих: смысла, цели, задач, способов
преобразования человеком объективного мира.
Целостная деятельность имеет следующие составляющие: потребности
- мотивы - цели - условия достижения цели (единство цели и условий
составляет задачу) и соотносимые с ними: деятельность - действия -
операции.
Первый пласт деятельности (потребности, мотивы, цели, условия)
составляет ее предметное содержание. Это внутренний план ее осуществления,
ее образ, то, на основе чего она строится. Второй пласт деятельности
(отдельная деятельность, действия, операции) составляют ее структурные
элементы. Это реализация деятельности, сама деятельность во плоти. В своем
единстве оба эти пласта деятельности составляют ее психологическое
содержание.
В деятельности есть и третий пласт: взаимные переходы и
превращения ее отдельных структурных элементов (мотива - в цель и,
соответственно, деятельности - в действие; цели - в условие ее реализации и
т.д.). Это уже динамика деятельности, ее трансформация.
Содержание целостной деятельности соотносимо с понятиями
потребности и мотива, с процессом определения их предметного содержания.
Поэтому анализ конкретной деятельности человека можно осуществить только
тогда, когда будут определены потребности и мотивы этой деятельности при
достаточно четком формулировании их предметного содержания. И, наоборот,
если речь идет о потребности и конкретизирующих ее мотивах при определении
их предметного содержания, то этим психологическим образованиям должна
соответствовать та или иная деятельность, направленная на их
удовлетворение.
Источником активности человека, его деятельности выступают
многообразные потребности. Потребность - это состояние человека, выражающее
его зависимость от материальных и духовных предметов и условий
существования, находящихся вне индивида. В психологии потребности человека
рассматриваются как переживание нужды в том, что необходимо для поддержания
жизни его организма и развития его личности.
Переживаемая человеком нужда (потребность) побуждает его к
совершению деятельности, к поиску предмета ее удовлетворения. Предмет
потребности есть ее действительный мотив. Мотив - это форма проявления
потребности, побуждение к определенной деятельности, тот предмет, ради
которого осуществляется данная деятельность. Мотив - это побуждение к
деятельности, в которое выливается данная потребность. Мотив - это
опредмеченная потребность. Или - что то же самое - предмет потребности есть
мотив. На основе одной и той же потребности могут образовываться мотивы к
различным деятельностям. Одна и та же деятельность может вызываться
различными мотивами, отвечать различным потребностям.
Тот или иной мотив побуждает человека к постановке задачи, к
выявлению той цели, которая, будучи представлена в определенных условиях,
требует выполнения действия, направленного на создание или получение
предмета, отвечающего требованиям мотива и удовлетворяющего потребность.
Цель - это представляемый или мыслимый результат деятельности.
Деятельность как целое - это единица жизни человека, активность,
отвечающая определенной потребности, мотиву. Деятельность всегда
соотносится с определенным мотивом.
Действие выступает как составная часть деятельности. Оно отвечает
осознаваемой цели. Любая деятельность осуществляется в форме действий или
цепи действий. Это значит, что когда мы наблюдаем какой-либо внешний или
внутренний процесс активности человека, то по отношению к ее мотиву эта
активность есть деятельность, а по отношению к цели - или отдельное
действие, или совокупность, цепь действий. Деятельность и действие жестко
не связаны. Одна и та же деятельность может реализовываться разными
действиями, и одно и то же действие может входить в различные виды
деятельности.
Действие, имея определенную цель, осуществляется разными
способами в зависимости от тех условий, в которых это действие совершается.
Способы осуществления действия называются операциями. Операции - это
преобразованные действия, действия, ставшие способами осуществления других,
более сложных действий.
Например, когда ребенок учится писать буквы, то написание буквы
является для него действием, направляемым сознательной целью - правильно
написать букву. Но, овладев этим действием, ребенок использует написание
букв как способ для написания слов (более сложного действия) и,
следовательно, написание букв превращается из действия в операцию.
Умения и навыки являются характеристиками выполнения человеком
различных действий. При этом в психологии есть две трактовки этих понятий.
Согласно первой из них, умения и навыки рассматриваются как ступени, уровни
овладения человеком теми или иными действиями, выполняемыми на основе
знаний. Умение при этом рассматривается как первая ступень овладения каким-
либо действием, а навык - как вторая ступень, означающая уже хорошее,
вполне успешное, безошибочное выполнение этого действия. Умение означает,
что индивид усвоил соответствующее знание и может его применять,
контролируя каждый свой шаг в соответствии с этим знанием.
Навык же означает, что применение этого знания приобрело
автоматизированный характер. "Навык, - указывал С. Л. Рубинштейн, -
возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует
как автоматизированный способ выполнения действия. То, что данное действие
стало навыком, означает, собственно, что индивид в результате упражнения
приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение
своей сознательной целью".
Список использованной литературы:
1. Трубников Н. Н. «О категориях «цель», «средство» и «результат», М.
1968
2. Батищев Г. С. «Деятельная сущность человека как философский
принцип», «Проблемы человека в современной философии», М. 1969
3. Огурцов А. П., Э. Г. Юдин.
|