Диагностика состояния агрессии (Тест Басса-Дарки).
Диагностика состояния агрессии (Тест Басса-Дарки).
Диагностика состояния агрессии
(Тест Басса-Дарки)
Различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и
агрессивность: как врожденную реакцию человека для «защиты занимаемой
территории» (Лоренд, Ардри); как стремление к господству (Моррисон),
реакцию личности на враждебную человеку окружающуюействительность (Хорни,
Фромм). Очень широкое распространение получили теории, связывающие
агрессию и фрустрацию (Маллер, Дуб, Доллард).
Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся
наличием деструктивных тенденций, в основном в области
субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент
человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности,
так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в
людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того,
что противодействует этому процессу.
Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и
всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти
полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна
обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к
пассивности, ведомости, конформности и т.д.
Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая
может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д.
Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так
как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией
не является жесткой, а с другой, сам факт агрессии может не принимать
сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании
агрессивность является синонимом «злонамеренной активности». Однако само
по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой
его делают мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания
которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут
быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.
Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных
типа: первый — мотивационная агрессия как самоценность, второй —
инструментальная как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая
могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его, и сопряжены с
эмоциональными переживаниями: гнев,
враждебность). Практических психологов в большей степени должна
интересовать мотивационнная агрессия как прямое проявление реализации
присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких
деструктивных тенденций, можно с большей степенью вероятности
прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии.
Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки.
А.Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил
понятия агрессия и враждебность и определил последнюю как: «...реакцию,
развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий».
Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и
враждебности, А.Басс и А.Дарки выделили следующие виды реакций:
1. Физическая агрессия — использование физический силы против другого
лица.
2. Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни
на кого не направленная.
3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем
возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного
сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и
вымышленные действия.
6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению
к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред
7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму
(крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия,
угрозы).
8. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он
является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им
угрызения совести.
Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да»
или «нет».
Вопросник
1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.
2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю.
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.
5. Я не всегда получаю то, что мне положено.
6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать.
8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные
угрызения совести.
9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.
12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.
13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными
обстоятельствами.
14.Ядержусьнастороженнослюдьми, которые относятся ко мне несколько более
дружественно, чем я ожидал.
15. Я часто бываю не согласен с людьми.
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.
18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями.
19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.
20. Если кто-то воображает из себя начальника, то я всегда поступаю ему
наперекор.
21. Меня немного огорчает моя судьба.
22. Я думаю, что многие люди не любят меня.
23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.
26. Я не способен на грубые шутки.
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не
зазнавались.
29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.
30. Довольно многие люди завидуют мне.
31. Я требую, чтобы люди уважали меня.
32. Меня угнетало то, что я мало делаю для своих родителей.
33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по
носу».
34. Я никогда не бываю мрачен от злости.
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.
36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания.
37. Хотя и не показываю этого, меня иногда гложет зависть.
38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям.
40. Мне хочется, чтобы грехи были прощены.
41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.
43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.
44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.
45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».
46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что о нем думаю.
47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.
48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.
50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.
51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с
которым нелегко работать.
52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать
что-нибудь приятное для меня.
53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
54. Неудачи огорчают меня.
55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.
56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал
попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.
57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.
58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.
59. Раньше я думал, что большинство людей говорят правду, но теперь я в
это не верю.
60. Я ругаюсь только со злости.
61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.
62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я
применяю ее.
63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.
64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить.
66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.
67. Я часто думаю, что жил неправильно.
68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.
70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить
меня.
71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в
исполнение.
72. В последнее время я стал занудой.
73. В споре я часто повышаю голос.
74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям.
75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.
При составлении вопросника авторы пользовались следующими принципами:
1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени
ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.
Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим
образом:
1. Физическая агрессия:
«да»=1, «нет»=0: 1, 25, 31, 41, 55, 62, 68 и
«нет»=1, «да»=0: и 7 утверждения.
2. Косвенная агрессия:
«да»=1, «нет»=0: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63 и
«нет»=1 «да»=0 — 26 и 49.
3. Раздражение:
«да»-1, «нет»=0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72 и
«нет»-1, «да»\"0: 11, 35, 69.
4. Негативизм:
«да»-1, «нет»=0: 4, 12, 20, 28 и
«нет»-1, «да» - 36
5. Обида: «да»-1, «нет»-0: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58.
6. Подозрительность:
«да»-1, «нет»-0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59 и
«да»=0, «нет»-1: 33, 66, 74, 75.
7. Вербальная агрессия:
«да»-1, «нет»-Ю: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73 и
«да»-0, «нет»=1: 33, 66, 74, 75.
8. Чувство вины:
«да»-1, «нет»=0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67.
Индекс враждебности включает в себя 5-ю и 6-ю шкалу, а индекс
агрессивности (прямой или мотивационный) включает в себя шкалы 1, 3, 7.
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ±4, а
враждебности — 6, 5—7±3. При этом обращается внимание на возможность
достижения определенной величины, показывающей степень проявления
агрессивности.
Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность как
свойство личности и агрессия как акт поведения могут быть поняты в
контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы
личности. Поэтому вопросником Басса-Дарки следует пользоваться в
совокупности с другими методиками: личностными тестами психических
состояний (Кеттелл, Спилбергер), проективными методиками (Люшер) и т.д.
|