Рефераты

Эмоции

механизмы саморегуляции на защиту от стресса. Если этого действия

достаточно, то тревога и волнение утихают, стресс заканчивается.

Большинство стрессов разрешается на этой стадии.

2.Стадия сопротивления. Наступает в случае, если вызвавший стресс

фактор продолжает действовать. Тогда организм защищается от стресса,

расходуя «резервный» запас сил, с максимальной нагрузкой на все системы

организма.

3.Стадия истощения. Если раздражитель продолжает действовать, то

происходит уменьшение возможностей противостояния стрессу, так как

истощаются резервы человека. Снижается общая сопротивляемость организма.

Стресс «захватывает» человека и может привести его к болезни.

При воздействии раздражающего фактора у человека формируется оценка

ситуации как угрожающей. Степень угрозы у каждого своя, но в любом случае

вызывает негативные эмоции. Осознание угрозы и наличие отрицательных

эмоций «толкают» человека на преодоление вредоносных воздействий: он

стремится бороться с мешающим фактором, уничтожить его или «уйти» от него

в сторону. На это личность направляет все свои силы. Если ситуация не

разрешается, а силы для борьбы кончаются, возможен невроз и ряд

необратимых нарушений в организме человека. Наличие осознанной угрозы –

это основной стрессовый фактор человека.

Поскольку в одних и тех же ситуациях одни люди видят угрозу разной

степени, а другие в этих же условиях не видят её вовсе, то и стресс, и его

степень у каждого свои.

Возникшая угроза вызывает в ответ защитную деятельность. У личности

активизируются защитные механизмы, прошлый опыт, способности. В

зависимости от отношения человека к угрожающему фактору, от

интеллектуальных возможностей его оценки формируется мотивация на

преодоление трудности или её избегание. Угроза является решающим фактором

в возникновении стресса. Человек может ощущать угрозу своему здоровью,

жизни, материальному благополучию, социальному положению, самолюбию, своим

близким и т. д.

С психологической точке зрения состояние стресса включает специфическую

форму отражения человеком экстремальной ситуации и модель поведения как

ответную реакцию на это отражение.

Некоторые учёные считают, что стресс – это своего рода защитный

адаптационный механизм. С его помощью человек получает эмоциональную

разрядку, в результате которой находит выход эмоциональная энергия и,

таким образом, снимается избыточное напряжение личности. Кроме того,

периоды отчаяния и трагедии для некоторых людей являются периодами

личностного роста. А. И. Герцен писал:

« Несчастья приносят ужасную пользу, они поднимают душу, возвышают нас в

собственных глазах». Для отдельных людей отрицательные эмоции являются

стимулом для большей активности по преодолению препятствий. И, наконец,

есть люди, которые используют свои страдания, чтобы влиять на других.

Состояние стресса может быть острым или принимать хронический характер.

Раньше считалось, что провокатором стресса могут быть только экстремальные

ситуации. В этом случае мы имеем дело с острым стрессом. Сейчас

особенности существования общества, в частности информационная перегрузка,

являются причиной хронических форм стресса. В наше время стресс принял

характер эпидемии.

Стресс имеет физиологические, психологические, личностные и медицинские

признаки. Кроме того, любой стресс обязательно включает эмоциональное

напряжение.

Физиологические признаки: учащенное дыхание, частый пульс, покраснение

или побледнение кожи лица, увеличение адреналина в крови, потение.

Психологические признаки: изменение динамики психических функций, чаще

всего

Замедление мыслительных операций, рассеивание внимания, ослабление

фук-

кии памяти, уменьшение сенсорной чувствительности, торможение

процесса

принятия решения.

Личностные признаки: полное подавление воли, снижение самоконтроля,

пассивность и стереотипность поведения, неспособность к творческим

решениям, повышенная внушаемость, страх, тревожность, немотивированное

беспокойство.

Медицинские признаки: повышенная нервозность, наличие истерических

реакций, обмороки, аффекты, головные боли, бессонница.

Столкнувшись с экстремальной ситуацией (или восприняв ее такой), человек

испытывает резкий рост эмоционального напряжения. Он боится, что не

справится с этой ситуацией, что последняя нанесет ему ущерб. В результате

у человека появляется состояние тревоги. Эмоциональное возбуждение растет

и начинает мешать выполнению той деятельности, которой человек занят.

Деятельность дезорганизуется: появляются ошибки, увеличивается время

выполнения отдельных действий, нарушается процесс планирования и оценки

деятельности. Всё это вызывает отрицательные эмоции, добавляет

беспокойства, вызывает неуверенность в своих силах, снижает самооценку.

Как следствие, растет состояние напряжение, приводящее к еще большим

ошибкам и дефектам деятельности. Получается замкнутый круг «втягивания»

человека в стресс.

Наша жизнь состоит из бесконечной цепочки волнений:

1. Сознание сталкивается с какой-то проблемой;

2. Сознание борется, чтобы разрешить эту проблему.

Если мы не можем разрешить проблему или делаем это не так, как хотелось

бы, возникает отчаяние. Пытаясь преодолеть его, мы нередко совершаем

ошибки. Очень распространённая ошибка заключается в том, что мы

прилагаем слишком много усилий для решения незначительной проблемы и в

результате вызываем непроизвольное увеличение эмоционального напряжения.

Вторая частая ошибка- сосредоточение на отсутствие успеха, боязни

ошибки. Плодотворным является запоминание своих достижений, а не неудач.

Не так много людей, для которых оправдывается поговорка «на ошибках

учатся». Для большинства она звучит по-другому: «на ошибках зарабатывают

комплексы неполноценности». Нельзя строить жизнь на неудачах. Будет

намного лучше, если вы станете концентрироваться на своих достижениях,

не боясь любить и хвалить себя - этого много не бывает.

3.1.2 СТРАХИ ЛИЧНОСТИ – ПОЧВА ДЛЯ СТРЕССОВ.

Чаще всего стресс вызывают страхи. А вокруг нас достаточно много причин

для страхов. Учёные даже говорят об « эре страхов».

Можно выделить следующие, самые типичные группы страхов.

1. Страхи за своё здоровье (страх болезни, смерти, увечья, старости);

2. страхи за свою учебу (работу) (страх не найти работу, не справиться с

ней, ошибиться, потерять, быть обойденным в карьере);

3. страхи за свою семью (страх потерять близких, не выйти замуж, не

обеспечить семью материально, за детей, за хозяйство, за здоровье

близких);

4. страхи за свою личность (страх потерять свой престиж, статус,

положение в обществе, своё «Я», смысл жизни, не реализовать свои

способности);

5. страхи социальные (страх перед войной, терроризмом, политическими и

экономическими кризисами, страх потерять друзей, приобрести врагов).

Эти и многие другие страхи ведут к активизации и перегрузке нервной

системы, и как следствие возникает стресс.

Следующий пример демонстрирует различные формы поведения в состоянии

ситуативного стресса на фоне страха.

В очереди в кабинет к врачу сидят несколько человек. Один уткнулся в

книгу и не обращает ни на кого внимания. Другой сидит весь напряжённый,

почти не двигаясь, смотрит на дверь кабинета. Третий, напротив, проявляет

повышенную активность. Он очень непоседлив, обращает внимание на всех

входящих и выходящих, пытается заговорить с соседями, встаёт, ходит по

коридору, заглядывает в кабинет. Четвёртый с тоской смотрит на дверь

кабинета и идёт к врачу, « как на расстрел».

Страхи лишают нас ощущения счастья. Мы постоянно находимся в тревожном

ожидании очередного подвоха судьбы. Чаще всего это связано с тем, что мы

сами преувеличиваем значение тех или иных событий. Конечно, очень

неприятно, что сын порвал свою новую куртку, а в банке могут «сгореть» все

ваши сбережения, но разве от этих событий наступает конец света? Это для

вас трагедия? Жизнь кончена? Нет, это рядовые события. Но в состоянии

стресса мы этого не замечаем и портим здоровье, и своё, и окружающих.

Чтобы объективно оценить то или иное событие и не попасть в капкан

собственных страхов, при первых же признаках волнения по поводу какого-

либо происшествия постарайтесь ответить на следующие вопросы:

1. Это событие на самом деле такое важное?

2. Происшедшее имеет трагические последствия для вас или ваших близких?

3. Действительно ли оно хуже всего, что было раньше?

4. Стоит ли это событие таких переживаний?

5. Через месяц случившееся будет для вас таким же значимым?

6. Неужели событие страшнее инфаркта?

7. Если всё же сбудутся самые худшие опасения, сможете ли вы справиться

с ситуацией?

Возможно, когда вы ответите на эти вопросы, ситуация предстанет перед

вами совсем в ином свете.

3.1.3 «Энергетический кризис» личности.

Стресс – это всегда накал эмоций. При стрессовом напряжении в кровь

выбрасывается адреналин, обеспечивая приток дополнительной энергии. На

психологическом уровне это выражается повышением активности личности.

При воздействии очень значимого раздражителя активность, насыщенная

«эмоциональным зарядом», может перерасти в аффект. Аффект – это особое

душевное волнение, сильное и относительно эмоциональное кратковременное

состояние. Во время аффекта в организме происходят серьёзные изменения в

двигательной сфере, физиологических показателях, психических реакциях.

Аффект развивается в критических условиях, когда человек не способен

выйти из неожиданной и опасной ситуации. В основе аффекта лежит внутри

личностный конфликт между требованиями, которые человек предъявляет

самому себе, и возможностями выполнения этих требований. В основе

аффекта часто лежит эмоция гнева. В этом состоянии у человека

накапливается огромное количество энергии, от которой необходимо

избавиться. Часто это происходит в физической форме. Например, формой

выхода избыточной энергии негативных эмоций являются самая банальная

драка, разрушение различных предметов (разбить посуду, разорвать одежду,

что-то сильно кинуть, стукнуть и т. д.). Выходом эмоции гнева является и

нецензурная брань. Причём последняя предпочтительнее драки.

Состояние аффекта блокирует сознательный контроль и волевое

поведение. Именно поэтому в состоянии аффекта нередко совершаются

преступления, действия, которые человек никогда не совершил бы в

спокойном состоянии и о которых впоследствии он непременно пожалеет. В

состоянии аффекта человек нуждается в помощи и контроле со стороны.

Прелюдией аффекта всегда является стресс. Поэтому особенно

важно не доводить себя до глубокого стресса и научиться его снимать.

Наша жизнь проходит в реальных обстоятельствах, но оценку им

даём мы сами. Если мы подавлены и в отчаянии, то и мир вокруг нас

ужасен; если меняем свой взгляд на более оптимистичный, начинаем больше

верить в свои силы, то кажется, что мир не так уж и плох. Следовательно,

стресс далеко не всегда порождение внешних условий, нередко мы

«взращиваем» его в себе сами.

Сын, прибежав с улицы, протопал в комнату прямо в ботинках, оставив на

только что вымытом полу грязные следы. Возвращаясь с работы, вы сильно

промокли под дождём. Ваш муж весь вечер просмотрел футбол, и кран в

ванной опять не починил. Дочь разбила вашу любимую чашку. Когда вы,

наконец, впервые за пол года, договорились с другом о рыбалке, жена

именно в эти выходные наметила поездку к родственникам. Если вам знакомы

некоторые из этих ситуаций или аналогичные им, вспомните, как вы на них

реагировали, всегда ли эта реакция соответствовала «силе» события?

Вспомните последующие ссоры, обиды, переживания. Конечно, неприятные

ситуации должны быть исправлены, но воспринимать это исправление как

основу счастья всей жизни, по меньшей мере, неразумно. Иначе стресс

просто «проглотит» нас.

Личность стремиться снять напряжение, так как оно создаёт дискомфорт.

Для этого используется несколько моделей поведения.

Первая модель. Человек «бросается» на достижение желаемой цели, как

будто от этого зависит вся его жизнь. Он весь напрягается, пытается

достичь ее, во что бы то ни стало. Когда цель не достигается, человек

впадает в отчаяние. Марина была девушкой с большими притязаниями. Когда

она окончила педагогический университет и пришла работать в школу, то

проявила себя как ответственный и перспективный учитель, быстро стала

пользоваться уважением среди коллег и учеников. Марина высоко ценила

свои способности и видела очередной этап своей жизни только в должности

завуча. Очень быстро вся её активность, работа, отношения свелись к

«борьбе» за эту должность. Она постоянно суетилась, беспокоилась,

«просчитывала» очередные шаги, которые нужно предпринять для достижения

заветной цели. Шли годы, а Марина оставалась простым учителем. Когда

прежний завуч ушёл со своей должности, Марина стала почти «невменяемой».

Все её мысли, разговоры и желания сводились к получению «вожделенной»

должности. Женщина потеряла сон и аппетит, всё своё время проводила в

школе. Однако на должность завуча назначили другую учительницу. Марина

восприняла это как глобальную катастрофу жизни. Переживания привели к

чувству постоянной неудовлетворённости жизнью. Марину ничего не

радовало. Скепсис по отношению к жизни стал её второй натурой. Её не

радовали успехи сына, не особо расстроил развод с мужем.

Куда важнее и страшнее был для неё крах «мечты всей её жизни» - стать

завучем. Здесь мы видим, как подобная модель поведения вызвала

хронический стресс и, как следствие, стойкие нарушения личности.

Вторая модель. Столкнувшись с некоторыми проблемами, человек теряет

оптимизм и начинает жить «в режиме ожиданья несчастья». Состояние

беспокойства становится постоянным, будто мир вокруг рушится. Человек

начинает суетиться, делается раздражительным, ему кажется, что

окружающие постоянно давят на него. Алексей Фёдорович работал на

предприятии более двадцати лет. Его отличали способности к анализу,

высокая коммуникабельность, организаторские способности. Он был на

хорошем счету и, хотя имел высшее техническое образование, был утверждён

на должность начальника отдела экономического анализа. А. Ф. хорошо

зарекомендовал себя в новой должности, но сам ощущал недостаток

профессиональных экономических знаний и решил получить второе высшее

образование. Однако, проучившись, год на экономическом факультете, А. Ф.

вынужден был прервать учёбу в связи с резким ухудшением здоровья. Затем

он, поскольку учёба давалась нелегко в силу возраста (45 лет), решил её

бросить и в университет больше не вернулся. Через год на предприятии

стали готовиться к реорганизации. На аттестации А. Ф. в порядке

пожелания посоветовали продолжить учёбу. Он воспринял это как намёк на

его «несостоятельность». Возникла мысль, что от него хотят избавиться».

А. Ф. стал чувствовать себя очень напряжённо. Любые замечания теперь

воспринимались очень болезненно, как несправедливые придирки. Так

продолжалось полгода. За это время эмоциональное напряжение выросло до

состояния стресса. А. Ф. был постоянно начеку в отношении своего

руководства: «Какую пакость они ему ещё готовят?» Если его отмечали за

успешно выполненное задание, то он считал это специально организованным

«актом», чтобы лишний раз «уколоть» его. Все разговоры А. Ф. сводились к

его неприятностям на работе. Реакция, наконец, приняла совершенно

болезненные формы: А. Ф. стал считать, что руководство организацией

ничем другим не занимается и ни о чём другом не думает, кроме как о том,

чтобы «выжать» его с работы. Постоянные переживания и тревоги привели к

тому, что реальная успешность деятельности А. Ф. действительно резко

снизились. Он стал допускать грубые ошибки в своей работе, что-то не

успевать, забывать. Периоды напряжённой суеты перемежались с

пассивностью, когда работа вообще не выполнялась («наплевать на всё!»).

А. Ф. стал раздражительным, подозрительным, пессимистичным. Наступил

жестокий стресс. Человек уже не мог работать в этой организации, так как

считал, что «все здесь против него». Здоровье тоже не выдержало.

Вернулась старая болезнь. После длительного лечения А. Ф. вынужден был

сменить работу. Этот типичный вариант «загона себя в стресс», когда

жизненные препятствия не преодолеваются человеком, а, наоборот,

осложняются внутренним эмоциональным «подогревом».

Третья модель. Иногда избыточное напряжение возникает у человека,

проявляющего сильное нетерпение в ожидании чего-то значимого для себя.

Часто оно соединяется со стремлением повернуть ситуацию в «правильном»

направлении.

Классическим примером подобной стрессовой модели поведения является

фальстарт в соревнованиях по бегу. Напряжение бегуна столь высоко, что у

некоторых возникает ситуативный стресс. Человек в своём воображении уже

бежит, и стремиться быть быстрее всех. В итоге на поведенческом уровне

это выражается в опережении сигнала к началу действия. В житейском плане

такое поведение выражается в нетерпеливом желании и стремлении во что бы

то ни стало сделать «по-своему» и быстрее. При этом человек старается

подчинить своему давлению всех других участников ситуации. Например,

пожилая женщина старается заставить сына и сноху подчиняться своим

требованиям в организации жизни и ведении хозяйства. В результате даже

их возможное стремление найти компромисс наталкивается на её

нетерпеливое желание делать только то, что она считает правильным. Опять

не убрали вовремя комнату, сноха не так готовит, штопает, ухаживает за

мужем и т. д. Хотя пожилая женщина осознаёт, что не надо обращать на это

внимание («пусть живут, как хотят»), но не может успокоиться. Внутреннее

напряжение не отпускает, перерастает в злость, обиду, отражается на

взаимных отношениях, которые, по меньшей мере, становятся скупыми,

холодными.

«Нетерпеливое желание» – это взвинченное состояние сознания. Мы хотим,

но не можем успокоиться. Мелким неприятностям придаём незаслуженно

большое значение, они «цепляются» одна за другую, выстраивая перед нами

жизнь из сплошных проблем. По меткому определению американского

психотерапевта К. Шрайнера, «большинство из нас увязли в порочном круге:

заметили проблему-напряглись-решили проблему заметили другую проблему-

напряглись-решили новую проблему заметили другую и т. д.».

На базе 11 классов было проведено тестирование, благодаря которому был

выяснен уровень стресса старшеклассников, и умение бороться с этим

эмоциональным состоянием. Результаты тестирования показали, что в

среднем уровень стресса высокий, а справляться с ним умеет очень

маленький процент опрошенных. Причиной этому являются экзамены,

окончание учебного года.

3.1.4 Способы противостояния стрессу.

Способность противостоять стрессу, справиться с ним достаточно быстро

(за несколько минут) – основное условие сохранения психического и

физического здоровья в настоящее время. Если мы не будем справляться со

стрессом, у нас возникнут психические нарушения, которые приведут к

болезни или, по крайней мере, не позволят чувствовать себя счастливыми.

К. Шрайнер предлагает перечень симптомов, которые возникают у человека,

если он не может справляться со стрессами.

1. Постоянная нехватка времени. Человек вечно не успевает со своей работой

и постоянно навёрстывает упущенное.

2. Постоянное беспокойство о своём здоровье. Налицо признаки переутомления

и физического напряжения.

3. Работа раздражает человека. Он воспринимает ее как цепочку сплошных

неприятностей.

4. Человек постоянно стремится противостоять своим дурным привычкам

(курение, переедание и т.п.), но безрезультатно.

5. Человек постоянно вспоминает и переживает прошлые обиды и неприятности,

и тревожится о будущем.

6. Человеку необходим алкоголь, успокоительное или снотворное, чтобы

расслабиться.

7. Расслабление не приносит удовольствия.

8. Человек воспринимает происходящие вокруг изменения как слишком

стремительные («голова идет кругом»).

9. Несмотря на любовь к семье, человек тяготится семейными отношениями.

Они утомляют его, приносят скуку и разочарование.

10. Человек не уверен в себе, он не чувствует удовлетворения и гордости,

хотя и достиг кое-чего в жизни.

Если вы чувствуете хотя бы половину этих симптомов, нужно

признать, что со стрессами вы справляетесь не лучшим образом и вам

пора срочно осваивать методы релаксации, позволяющие успокоиться,

расслабиться, приобрести жизненный оптимизм.

Вот некоторые правила, позволяющие нам более гармонично воспринимать

действительность, противостоять стрессу и просто чувствовать себя

счастливее.

Воспринимайте жизнь такой, какая она есть. Не усложняйте и не

преувеличивайте оценку событий. Не ищите в действиях окружающих подвоха.

У каждого из нас есть какой-то идеал счастливой жизни. Мы все имеем

мечты. Однако реальная жизнь не тождественна идеалу и чаще всего не дает

возможности полностью осуществить свои мечты. Люди по-разному относятся

к этому. Одни принимают ситуацию такой, как есть. Другие не могут

смириться с тем, что не воплощается их идеал, воспринимают жизнь, как

бесконечную цепь трудностей, несчастий и неудач. Напряжение таких людей

– на грани аффекта. Как сказал Шекспир: «В страданиях единственный исход

– по мере сил не замечать невзгод».

Не прогнозируйте собственные несчастья. Некоторые люди склонны

представлять себя постоянной жертвой, формируя этакий «комплекс

неудачника». Как выяснили психологи, если постоянно бояться и ждать

неудач, то они настигают человека значительно быстрее и чаще. Для

некоторых людей жизнь в роли жертвы обстоятельств становится привычной

и, в какой-то степени, удовлетворяющей. Такие люди (на самом деле)

отличаются инфантильностью, заниженной самооценкой, потерей интереса к

жизни.

Любите себя. Многие считают, что любить, хвалить себя несколько

неэтично. Это в корне не верно. Похвала себе выражает удовлетворенность

своим результатом, вызывает положительные эмоции и придает уверенность в

своих силах. Любить себя – это большое искусство: надо поверить в себя,

принять себя как ценную и состоявшуюся личность. Для тренировки

используйте следующее упражнение:

. Вспомните свой какой-нибудь особо хороший и ценный поступок.

. Похвалите себя за него.

. Назовите ваши положительные качества, которые помогли вам совершить

этот поступок.

. Еще раз похвалите себя за эти качества.

. Думайте о себе только хорошее.

. Подумайте в целом о себе с любовью.

Управляйте своими эмоциями, не растравляйте себя. Попав под влияние

отрицательных эмоций, человек не редко начинает многократно прокручивать в

голове ситуации, их вызвавшие. Тем самым он поддерживает в напряжении

эмоции, сопровождавшие эти ситуации и приносящие ему столько переживаний.

Скажите себе: «я понимаю, почему я так переживаю. Раз я понимаю причину,

то я должен прекратить нервничать и спокойно решать вопрос (или спокойно

ждать, когда время изменит ход ситуации)». Никогда не бываешь настолько

несчастным, как это кажется.

Есть ряд элементарных способов, чтобы отвлечься от неприятных

эмоциональных переживаний.

. Пройдитесь по магазинам, купите себе какую-нибудь мелочь, которая

доставит вам удовольствие.

. Навестите друга, приятельницу, а еще лучше устройте у себя вечеринку.

. Послушайте любимую музыку.

. Не торопливо прогуляйтесь в парке, где много цветов, приятных для глаза.

. Примите теплую ванну с приятным для вас ароматом и пеной.

. Просто поспите.

. Если вы верующий, сходите в церковь и помолитесь.

Но не в коем случае не ложитесь на диван, уставившись в потолок, и не

предавайтесь размышлениям о том, что «жизнь кончена!».

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ – СПАСЕНИЕ ОТ ТРЕВОГИ.

Основа всех релаксационных методик заключена в трех основных правилах.

1. Необходимо осознать, что вы находитесь в состоянии стресса. Каждый

человек в состоянии стресса испытывает не только психическое, но и

физическое напряжение. У каждого человека свой физический признак

возникшего эмоционального напряжения или тревоги. Очень важно научиться

осознавать возникшее напряжение. Понаблюдайте за собой в тревожных

ситуациях и определите, какая мышца или группа мышц сигнализирует о

возникшем дискомфорте. Когда вы будете успокаиваться, напряжение начнет

спадать. Проследите, как расслабляются ваши мышцы. Научившись

фиксировать момент расслабления, вы легче выполните следующее правило.

2. Необходимо расслабиться. Процесс расслабления психологи называют

релаксацией. На первом этапе следует снять физическое напряжение. Для

этого сконцентрируйте свое внимание на неестественно напряженной группе

мышц, стиснутых зубах, сильно наморщенном лбе и т. п. Затем вы можете

использовать одну из релаксационных техник.

Первая техника. Придумайте несколько кратких оптимистичных тезисов,

которые нужно повторять про себя в период волнения. Например:

. Все будет нормально!

. Сейчас я почувствую себя лучше.

. Я уже чувствую себя лучше.

. Я владею ситуацией.

. Без сомнения, я справлюсь с этим волнением!

. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на такое беспокойство.

Очень важным является повторение этих фраз. Если предлагаемый способ вам

помог недостаточно, попробуйте еще один вариант.

Вторая техника. Выберете из предыдущего упражнения подходящие

вам утверждения или придумайте свои. Теперь подойдите к зеркалу.

Внимательно посмотрите на себя. У вас хмурое и расстроенное лицо?

Попытайтесь изменить мимику на более спокойную и приветливую. Получилось?

А теперь вслух скажите своему отражению в зеркале выбранные утверждения,

сформулировав их в третьем лице, как если бы вам кто-то их сказал в

порядке одобрения. Например: «у тебя все будет в порядке!», «ты справишься

со своим настроением!», «ты уже чувствуешь себя лучше!». Результат, в виде

более оптимистичного взгляда на жизнь, появляется довольно быстро. Теперь

идите дальше: улыбнитесь себе в зеркале. Скажите: «я молодец!». Вы

почувствуете, как становитесь более спокойным.

Счастье не преподносят нам « на блюдечке». Быть счастливым – задача и

цель самого человека. Умение противостоять стрессу – одно из условий

счастья. Внутри нас множество воспоминаний о наших несчастьях и победах,

научиться концентрироваться на успехах, достижениях, научиться терпимости,

уверенности, спокойствию в восприятии экстремальных ситуаций – большое

искусство. Но только так можно «сделать» из себя достойную личность,

живущую радостной, полнокровной жизнью. Опыт многих людей показывает, что

это осуществимо.

3.2 Аффекты.

Аффекты - бурные, кратковременные эмоциональные вспышки которые

захватывают всю личность человека. Порой в состоянии аффекта, гнева,

страха, радости и т. д. человек как бы теряет самоконтроль, теряет власть

над собой , весь передается переживаниям. Т. о. в состоянии аффекта у

человека может наблюдаться временная потеря волевого контроля над своим

поведением, он может совершать необдуманные поступки.

Аффекты обычно сопровождаются двигательным перевозбуждением, но могут

вызвать оцепенение , заторможенность речи и полное безучастие. Вызываются

сильными раздражителями.

Для того чтобы регулировать состояние аффекта, прежде всего, необходимо

воспитывать у себя выдержку и самообладание.

3.3 Настроение.

Настроение - это относительно ровное, оптимальное в своей выраженности

относительно устойчивое эмоциональное состояние. Его продолжительность

зависит от внешних и внутренних воздействий.

В зависимости от удовлетворения или неудовлетворения своих внутренних

потребностей организма меняется и настроение. Наше настроение подвержено

колебаниям в тесной связи с многообразными социальными воздействиями:

начиная формироваться в минуты утренней поездки в автобусе , оно

поддерживается на протяжении всего дальнейшего времени и завершается

вечером беседами в кругу родных и близких. На этот основной фон

наслаиваются эмоциональные реакции, вызванные изменениями самочувствия

(появлением головной или зубной боли, неприятными ощущениями в животе). В

существенной мере устойчивость нашего настроения определяется жизненным

тонусом, который содействует поддержанию высокой умственной и физической

работоспособности, умению преодолевать имеющиеся неприятности. Вместе с

тем настроение представляет фон для других эмоциональных реакций,

определяет их тональность.

4. Использование языка эмоций.

В нашей культуре каждый учится понимать и использовать язык эмоций,

однако не каждый достигает при этом удовлетворительных результатов.

Овладение языком эмоций требует усвоения общепринятых в данной культуре

форм их выражения, а также понимания индивидуальных проявлений эмоций у

людей, с которыми человек живет и работает. Что касается знания типичных

норм выражения эмоций, то большинство людей способно овладеть ими без

особых затруднений. Поэтому понимание эмоционального смысла, заключенного

в мимике, жестах, голосе актера, не вызывает трудностей. Но невысокая

точность опознания, полученная в экспериментах с идентификацией эмоций по

фотографиям, свидетельствует об обратном. Однако эти результаты требуют

учета одного обстоятельства. Дело в том, что наши суждения об

эмоциональном состоянии других людей обычно бывают, основаны не только на

наблюдениях за выражением лица, но также и на наблюдении за жестами и

голосом. Кроме того, существует еще один весьма важный класс данных —

данных о ситуации, в которой находится человек. Одно и то же мимическое

выражение, наблюдаемое в разных ситуациях, будет истолковываться по-

разному. Стало быть, когда мы утверждаем, что какой-то человек выглядит

печальным, то это в известной мере объясняется тем, что, зная ситуацию, в

которой он оказался, мы ожидаем от него именно такой эмоции.

При распознавании эмоций используется вся доступная информация о поведении

наблюдаемого лица и ситуации, в которой он находится. Об этом

свидетельствует эксперимент Экмана, в котором испытуемым предъявлялись

фотографии, изображавшие определенное лицо во время двух фаз специально

проводившейся клинической беседы: в фазе стресса, создававшей напряжение и

отрицательные эмоции, и в фазе разрядки, когда этому лицу объяснялась

причина стресса. Испытуемые должны были определить, какие из фотографий

относятся к первой фазе и какие — ко второй. Оказалось, что испытуемые

могли правильно оценить фотографии, если видели ситуацию, в которой

находилось наблюдаемое лицо, то есть если фотография изображала также и

человека, проводившего беседу. Если же фотографии нужно было оценить без

этой дополнительной информации, правильность суждений не превышала уровня

случайности.

Трудности и ошибки при оценке выражения эмоций объясняются несколькими

причинами. На оценку оказывает влияние прежде всею собственное состояние

наблюдателя. В этом отношении восприятие эмоций подчиняется тем же самым

общим закономерностям, что и восприятие вообще. Сильное влияние на оценку

эмоций оказывает и внушение. Так, в одном из экспериментов, проведенном

еще в 20-х годах Фернбергером, испытуемые должны были определить эмоции,

изображенные на фотографиях. В дальнейшем те же самые фотографии

экспонировались с предварительным сообщением о том, что они должны

выражать, и с просьбой оцепить, достаточно ли хорошо они это делают.

Полученные результаты представлены далее в таблице.

| | |Число |Число |

|Лицо |Внушалась |испытуемых,|испытуемых,|

|выражало |эмоция |называвших |называвших |

| | |данную |данную |

| | |эмоцию до |эмоцию |

| | |внушения. |после |

| | |(%) |внушения. |

| | | |(%) |

|Уныние |Ирония |18 |74 |

|Ужас |Внимание |0 |10 |

|Презрение |Недовольство |4 |77 |

|Отвращение |Пренебрежение |33 |95 |

|Смущение |Почтение |5 |70 |

Как видно из этой таблицы, внушение оказывает на оценку эмоций большое

влияние. Однако следует заметить, что не во всех случаях внушение

воспринималось с одинаковой легкостью; в некоторых случаях оно почти

единодушно отвергалось (например, когда лицо выражало ужас, а сообщалось,

что это внимание). Таким образом, словесное внушение, а, по-видимому,

также и внушение, содержащееся в самой ситуации, не полностью определяют

оценку выражения эмоций; здесь обнаруживаются большие индивидуальные

различия.

Примером внушения, содержащегося в самой ситуации, может служить факт,

установленный в экспериментах, проведенных в Брендисском университете; в

них одни и те же фотографии предъявлялись трем группам испытуемых,

находящихся в трех разных помещениях. Одно из помещений было изысканно

обставлено, второе — вполне обычно, а в третьем были признаки беспорядка и

запустения. Оказалось, что, когда фотографии рассматривались в неубранной

комнате, изображенным на них людям приписывались иные состояния, чем в том

случае, когда они рассматривались в изысканно обставленной комнате.

Понимание языка эмоций требует не только знания общих норм выражения

эмоций, типичных для данного общества. Оно требует еще способности и

готовности анализировать специфический язык окружающих людей и обучаться

ему.

Далеко не каждый хочет и может осуществить такой анализ и усвоить

индивидуальные языки эмоций. Это обусловлено разными причинами. Одни

чрезмерно сосредоточенны на собственной личности и поэтому неспособны,

замечать и правильно оценивать состояние других людей. У других невнимание

к окружающим связано с чувством собственного превосходства. У третьих

такие затруднения в овладении языком эмоций объясняются чувством тревоги.

Это может быть тревога, связанная с эмоциями других людей (если в прошлом

опыте данного лица они были по преимуществу отрицательными), или тревога,

связанная с собственными эмоциями и побуждающая данное лицо избегать всего

того, что могло бы вызвать у него эмоции; вследствие этого человек не

замечает проявления эмоций v других людей.

Встречаются, разумеется, и такие люди, которые не стремятся понимать

выражения эмоций у других людей потому, что это им по той или иной причине

выгодно.

Не только понимание, но и само выражение эмоций может вызывать

затруднения.

Некоторые люди не умеют выражать эмоции потому, что не усвоили необходимых

принятых в обществе форм выражения.

Другие люди боятся выдать свои собственные чувства. Это может быть страх

перед утратой самоконтроля или боязнь порицания со стороны окружающих

(боязнь быть скомпрометированным, отвергнутым или осмеянным).

Иногда бедность выражения обусловлена врожденными факторами. Считается,

что степень экспрессивности определяется также и этнической

принадлежностью. Так, широко распространено представление о том, что

американские индейцы очень сдержанны в проявлении своих чувств. Однако

такое представление не соответствует действительности. При определенных

обстоятельствах эти невозмутимые индейцы могут проявлять очень сильные

эмоции, например, оплакивая смерть жены или ребенка. То же самое можно

сказать о китайцах или японцах, которых также считали очень сдержанными в

выражения своих чувств. Но оказалось, что китайцы, воспитанные в других,

культурах, могут стать столь же экспрессивными, как и европейцы.

В заключение следует сказать, что, хотя биологические и этнические факторы

и нельзя исключать из числа детерминант выражения эмоций, решающее

значение принадлежит процессу научения.

Иногда большая сдержанность в проявлении чувств бывает связана с усвоением

норм поведения, господствующих в семье или вообще в непосредственном

окружении ребенка.

Степень эмоциональной экспрессивности. Оказывает существенное влияние на

характер межличностных отношений. Чрезмерная сдержанность приводит к тому,

что человек воспринимается как холодный, равнодушный, высокомерный. В

некоторых случаях это вызывает только удивление, в других — порождает

неприязнь и становится препятствием для установления нормальных отношений

между людьми. Можно думать, что развитие способности адекватно выражать

свои чувства в соответствующий момент и с надлежащей интенсивностью

является одной из главных проблем социального развития человека.

Чрезмерная или недостаточная эмоциональная экспрессивность, ее

неадекватность условиям — один из важнейших источников конфликтов в

межличностных отношениях.

Но эмоциональный процесс обусловливает формирование не только тех или иных

выразительных реакций, но и более сложных, развернутых и продолжительных

форм поведения — эмоциональных действий.

5.Заключение.

Итак, эмоции – это свойственные каждому из нас психологические

реакции на хорошее и плохое, это наши тревоги и радости, наше отчаяние и

наслаждение, эмоции обеспечивают нам способность к переживанию и

сопереживанию поддерживают интерес к жизни, к окружающему миру. Эмоции

составляют часть нашей психологической деятельности, часть нашего «я».

Современному человеку в своих поступках часто приходится

руководствоваться главным образом не эмоциями, а разумом, но во многих

жизненных ситуациях влияние эмоций на поведение человека весьма велико.

А всеобщее стремление к поддержанию у себя и у окружающих положительного

эмоционального состояния - это залог здоровья, бодрости и счастья. Т.

о. ключи к здоровью и счастью находятся в наших собственных руках.

6. Литература.

1. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека.

– Л.: Наука, 1988.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей

психологии. М.: Педагогика, 1982. ( 504 с.

3. Веккер Л. М. Психологические процессы: В 3-х т. – Т. 1. – Л.: Изд-во

ЛГУ, 1974.

4. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. – СПб.:

Свет,1997.

5. Додонов Б. И. В мире эмоций: Киев, 1987. – 48 – 52 с.

6. Изард К. Эмоции человека: Пер. с англ. М., Изд-во Моск. ун-та,

1980.(440 с.

7. Каппони В. , Новак Т. Сам себе психолог – СПб.: Питер, 1994.

8. Коломинский Я. Л. Человек: Психология. М.: Просвещение, 1986.

9. Крутецкий В. А. Психология. М.: Просвещение, 1986.

10. Маклаков А. Г. Общая психология – СПб.: Питер, 2001.

11. Максуэлл Мольц Я – это я, или как стать счастливым – СПб.:

Лениздат, 1992.

12. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб.

заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии.(М.: Просвещение:

Владос, 1994.(576 с.

13. Никифоров А. С. Эмоции вашей жизни. – М.: Советская Россия, 1974.

14. Пекелис В. Твои возможности, человек! – М., 1973. – 70 – 76 с.

15. Рейковский Ян. Экспериментальная теория эмоций. (стр. 133 - 151.)

16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.

17. Семке В. Я. Умейте властвовать собой, или беседы о здоровой и

больной личности. – Новосибирск: Наука, 1991.

18. Симонов П. В. Мотивированный мозг: Высшая нервная деятельность и

естественнонаучные основы общей психологии / Отв. Ред. В. С. Русинов. –

М.: Наука, 1987.

19. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия.

Психология эмоций. – М.: Прогресс, 1987.

20. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология / Сб. статей. Пер.

с фр.: Вып. 6. – М.: Прогресс, 1987.

Приложения:

Приложение 1.

[pic]

Приложение 2.

[pic]

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты