Рефераты

Феномен смерти и отношение к нему в различные возрастные периоды жизни

страха в том, что называется "Космическим Злом".(14С.263).

Весь жизненный опыт человека, все его многочисленные и многотрудные

переживания, испытываемые им на протяжении Жизни, определяют и характер его

Смерти. Жестокая внутренняя борьба и тяжёлая предсмертная агония тесно

связаны с неразрешёнными жизненными конфликтами и психическими травмами, с

активизацией агонии рождения, которая в течение Жизни остаётся не

ассимилированной Сознанием.

Поэтому давайте поподробнее рассмотрим то, что питает в нашем Сознании

чувство страха перед Смертью.

Причины страха Смерти:

Страх перед неизбежностью Смерти имеет многоступенчатое основание, но всё

же основными его причинами являются:

ужас перед неизвестным и неопределённым;

ужас перед окончательным отторжением от Физического Плана;

сомнения насчёт своего бессмертия;

нежелание расставаться со всем, что было дорого сердцу и с теми, кого

искренне любили или к кому были сильно привязаны;

отождествление себя со своим физическим телом и ужас перед возможностью

потерять его.

1. Ужас перед неизвестным и неопределённым.

Людей чаще всего пугает не сама перспектива умереть, а то неведомое,

которое скрывается за самой Смертью. Ведь Смерть не должна нас пугать,

потому что мы с детства знаем, что когда-то обязательно придёт время и мы

должны будем умереть.

Но мы так устроены, что пока не испытаем всё на собственном опыте, не

поверим никаким словам и доводам. Смерть, являясь чуть ли не самым основным

событием в нашей Жизни, для подавляющего большинства людей не познана путём

личных переживаний и именно это страшит и тревожит.

Смерть для обычного человека - это всегда неизвестное. Какими бы знаниями о

Смерти мы не обладали, сама Смерть не может оказаться в поле известного

нам. Мы протягиваем руку, чтобы ухватить её, но её уже нет.

Ещё раз подчёркиваем: страх Смерти - это не что иное, как страх

неизвестного. Вы ещё не встречались с ней. Вы не видели её лица и не

знаете, прекрасное оно или безобразное. Вы не можете сказать о ней ничего -

будет ли она проклятием или благословением. Теперь спросите самого себя:

если вы не имеете никакого понятия о Смерти, то как же вы можете уже

заранее бояться её?

В нашем обществе страх Смерти почти не связан с личным опытом. Мы отделили

себя от Смерти, возложив ответственность за все, что с ней связано, на

дипломированных специалистов.

Мы не хотим иметь со Смертью ничего общего и поэтому постоянно утешаем себя

нелепой Мыслью о том, что именно наша Смерть произойдёт ещё совсем не

скоро. Многие же боятся Смерти уже лишь только потому, что не знают на все

100% о том, кем они станут после Смерти, куда пойдут, что будут делать, что

именно сразу же после кончины останется от них, от их внешнего вида,

памяти, чувств, эмоций, от их земных привязанностей и материальных

владений, от их культуры и удовольствий.

Загадочный для многих людей процесс Смерти сопровождается некоторыми

непривычными для нас явлениями, одним из которых является освобождение от

ограничений физического тела. На самом же деле никакого устрашающего

процесса расторжения не происходит, если речь не идёт о насильственной или

внезапной Смерти.

В стрессовых ситуациях человека прежде всего охватывает не страх испытать

Смерть как процесс, а страх перед перспективой перестать существовать

вообще и прежде всего, как личность. Все реакции на страх, - будь то паук в

постели или ночной кошмар, - также в большой степени определяются нашим

страхом перед собственной Смертью.

Человек, понимающий суть Смерти, всегда принимает этот страх за то, чем он

является на самом деле, а именно, - за мощную реакцию организма на

необычный или неожиданный раздражитель, и тем самым значительно ослабляет

все возможные последствия этого чувства.

Вот почему большинство из тех, кто побывал во время клинической Смерти по

ту сторону Бытия, кто был на грани Смерти, способны сохранять значительно

больше спокойствия и достоинства в таких смертельно опасных ситуациях, как

землетрясение, а также во время всевозможных катаклизмов или несчастных

случаев.

Переживание Смерти дало возможность людям убедиться в собственных

заблуждениях относительно неё и поэтому они остаются спокойными перед лицом

опасности, в то время как все остальные, остающиеся в неведении,

затрачивают колоссальное количество Энергии на то, чтобы любой ценой

избежать Смерти.

Безусловно, люди, пережившие Смерть, тоже бывают испуганными, но их испуг

очень сильно отличается от страха тех, кто ещё не знает, что Смерти, как

конца нашего сознательного Бытия, просто не существует. Те, кто на

собственном опыте уже смогли убедиться в истинности и красоте

"потустороннего", уже навсегда освобождаются от страха перед Смертью и даже

с искренней надеждой ждут приближения этого часа, чтобы после праведной и

честной Жизни перейти к более достойному, чем мы имеем здесь,

существованию.

2. Нежелание расставаться со всем, что было дорого сердцу и с теми, кого

искренне любили или к кому были сильно привязаны.

Чем больше мы связываем себя с конечными вещами, тем быстрее мы движемся к

Смерти, потому что замкнуться в крохотном своём существовании - это уже и

есть Смерть, настоящая Смерть, поэтому и возникает такой страх перед ней.

Большинство людей все ещё рассматривают Смерть как совершенно обособленное,

независимое явление, которого нужно бояться и избегать во что бы то ни

стало. Человек боится не Смерти. Люди в действительности боятся потерять

свою привязанность к Жизни, навсегда лишиться привычки к своему стилю

Жизни.

То, что Смерть совершенно изменит вас, что Смерть возьмёт вас в измерение,

о котором вы абсолютно ничего не знаете, что Смерть не оставит вас такими,

какие вы есть теперь, - это несомненно. Она заберёт ваше тело, ваш Ум, -

всё, что вы считали самим собой.

Очень часто, когда кто-либо умирает в неподходящий момент и в неподходящем

месте, мы испытываем недовольство и даже раздражение. Не будем сами себя

обманывать: Смерть действительно ужасно жестока и беспощадна не только

физически, но и в психологическом отношении, когда она отнимает любимого

нами человека, оставляя взамен лишь холодный, безжизненный труп.

Те, кто, по нашему мнению, достоин был долгой Жизни, умирают в расцвете лет

и сил, а подонки и негодяи, исковеркавшие Жизнь тысячам и даже миллионам

людей - живут безбедно до глубокой старости. Всё это для поверхностного

человека выглядит слишком жестоко и бессмысленно, будто и нет на свете ни

Божьей Справедливости, ни Божьей Любви...

Очень многие из людей, считающих себя духовно озарёнными, а на самом деле

лишь изредка забывающие о своей глубинной, подсознательной подчинённости

страху, относятся к самой жалкой и убогой категории заблуждающихся. Их

вечные слёзы об ушедших в посмертное существование любимых на самом деле

представляют собой всего лишь гнойные истечения эгоизма, умноженного на их

привязанность к физической форме, не имея под собой ни малейшей доли

истинной самоотверженности.

3. Ужас перед окончательным отторжением от Физического Плана.

Как дерево ежегодно сбрасывает сухие и старые листья, чтобы с началом весны

поменять их на новые, так и все мы. Если бы дерево не сбрасывало с себя

старые листья, то как бы оно омолаживалось? Оно бы просто погибло. Старое

должно уходить, а новое должно сменять его, - таков Закон. Старое исчезает

для того, чтобы уступить дорогу новому, создать пространство и предпосылки

для его прихода.

Мы все находимся в двух шагах от Бога. Один шаг - это шаг из этого Мира. И

ЕЩЁ ОДИН ШАГ - ШАГ ИЗ СЛЕДУЮЩЕГО МИРА.

4. Сомнения по поводу своего бессмертия.

"Можете ли вы быть неблагодарны к Богу, вы, которые были мертвы и которых

Он оживил, к Богу, Который лишит вас жизни, чтобы впоследствии вернуть к

ней снова, и к Которому вы снова возвратитесь?"

Коран, 2:26.

Смерть - это далеко не конец; Смерти как "антитезы Жизни" в Мире нет и быть

не может. Смерть всего лишь один из многочисленных эпизодов Жизни Души, это

одно из множества средств её всяческого преобразования и совершенствования.

Наше заблуждение в отношении Смерти заключается в том, что мы принимаем за

себя нашу внешнюю личность, то есть "человека-форму".

Мы всё время образуем себя - сначала по подобию грубых страстей, живущих в

нас ещё с давних времён освоения нами Царства Животных, затем начинаем

выражать господствующую в нас ноту - сумму всех наших желаний и Мыслей.

Человек множество раз меняет свой идеал, пока не поймёт, что лучшим

образцом для него является подобие Божие.

А до тех пор, пока вы не достигли такого осознавания, отождествления себя с

Богом, ваш страх перед Смертью всегда будет существовать в вас и, являясь

вашим постоянным спутником по Жизни, будет присутствовать в каждом вашем

слове, жесте и поступке. Вы просто свыклись с этим своим чувством страха

Смерти и даже уже не замечаете его, пока малейшая стрессовая ситуация не

выплеснет его на самую поверхность вашего Сознания и не захлестнёт им все

остальные эмоции, иногда затмевая даже и Разум.

5. Отождествление себя со своим физическим телом и ужас перед возможностью

потерять его.

Достаточно сильный страх на начальной стадии естественного умирания

непосредственно приводит к заключительной стадии клинической Смерти. Мы

недаром говорим: "испугался до Смерти" или "умер от страха". Такое

действительно случается и, притом, довольно часто.

Но мы то достоверно знаем, что в большинстве случаев естественного умирания

одним-единственным, сколь-нибудь неприятным, ощущением является лишь

охватывающее вдруг умирающего чувство надвигающейся на него и совершенно

неотвратимой опасности, подсознательной угрозы явного физического

разрушения, а также временами что-то, очень напоминающее ощущение,

возникающее при электрическом шоке.

Когда человек видит в себе только себя, он погружён в тревогу, в

беспокойство, в заботы о завтрашнем дне, он испытывает страх и вражду к

людям и животным, боится потерять близких, боится Смерти, мучается, не

будучи в силах насытить свои желания, вечно зависит от мнения других, от

случая, успеха или неуспеха.

Тот, кто сопротивляется страху Смерти и в своей Жизни сильно фокусируется

на материальном, тот постоянно зацикливается на этом инстинктивном чувстве

и поэтому всегда будет бояться умереть. Страх собственной Смерти постепенно

просочится в каждый аспект его Жизни, превращаясь иногда даже в фобию.

Сам того не замечая, такой человек постепенно изменяет свою Божественную

Природу на демоническую, переворачивает в себе Образ Бога на личину

дьявола. Природа становится нежной матерью лишь для тех, которые пришли к

примирению с самим собою и через себя - с Богом. Дикие звери не трогают

таких людей, потому что дисгармоничное отсутствует в них и не пугает

животных; стихии повинуются им, потому что внутренняя и внешняя Гармония

уравновесились в них; духи Природы служат им, потому что все их решения

созидательны.

Мы ненавидим Смерть, так как она представляется ограниченному Сознанию

нашего физического тела силой, враждебной Жизни, потому что она лишает нас

нашего имущества, разрывает наши привычные связи и грубо вмешивается в наши

текущие планы и перспективы. Ещё мы стыдимся Смерти, потому что страх перед

ней унижает нас в собственных глазах и требует от нас постоянного

колоссального расхода наших сил.

Человек же, знающий свою Смерть и свой страх перед ней, не думает постоянно

о ней, а просто отводит в своей Жизни психическое пространство

для себя, как бессмертной Сущности, с одной стороны, и для Смерти, как

части Жизни его личности, с другой.

Тогда страх начинает постепенно рассеиваться, пока полностью не покинет

его, точно так же, как он покидает его друзей и близких, общающихся с ним.

Такой человек может в большей степени наслаждаться Жизнью и с меньшими

потерями перейдёт через порог Смерти, когда в этом наступит необходимость.

Для людей с неразвитым Сознанием их Смерть - это, буквально, сон и забытье,

потому что Ум их недостаточно ещё пробуждён, чтобы при полном Сознании

реагировать, а кладовая памяти пока ещё также практически пуста от событий,

способных создать после физической Смерти хотя бы некое подобие Бытия. Для

среднего добропорядочного человека его Смерть будет продолжением жизненного

процесса в его Сознании, а также преследованием всех прижизненных интересов

и тенденций.

Сознание такого человека и его чувство понимания процессов, происходящих

вокруг него, останутся теми же самыми. Он не ощутит никакой большой разницы

в своих состояниях и зачастую просто даже не осознает, что прошёл через

краткий эпизод своей собственной физической Смерти, которую он так боялся.

Воля к Жизни, которая коренится в каждом живом существе, на низших стадиях

духовного самораскрытия выражается инстинктом самосохранения. Вот где

следует искать начало страху Смерти. Мало-помалу, в результате многократно

повторяемого опыта, человек начинает понимать высшие цели и высшие интересы

в Жизни.

2.2 «Ars morienti» Исскуство смерти

Сегодня наша социальная структура, равно как и философия, религия и

медицина, почти ничего не могут предложить для душевных мук умирающего.

Соответсвенно специалист, работающий в условиях такой культуры, практически

ничего не может предложить в качестве позитивной альтернативы умирающим:

более разумно помогать тому, у кого есть шансы вернуться к продуктивной

жизни, нежели тому, кто более не в состоянии вносить вклад в развитие

общества и в ближайшем будущем физтчески перестанет существовать.

Кроме того, работа с умирающими и их семьями крайне трудна. Она не только

предъявляет высокие требования и сложна по своей сути, но и происходит в

неблагоприятных условиях, пронизанных пессимизмом. Психотерапевт постоянно

соприкасается с сильными и болезненными эмоциями, предопределенными

обстоятельствами, в которых находятся умирающий и его близкие. К тому же

личные отношения с человеком, находящимся на пороге смерти, могут

пробуждать собственную тревогу, связанную с идеей биологической кончины.

Как показывают исследования, осознание смерти организмом находится

практически на клеточном уровне и представляется главной прчиной

неестественногоуклонения от связанных с нею проблем. А в условиях полного

отсутствия социальных, психологических, философских и духовных систем,

обеспечивающих поддержку и могущих быть противопоставленными этому страху,

последний становится важнейшим препятствием в работе с умирающими и

основным сдерживающим фактором в деле оказания им эффективной помощи.

Правда, в противовес того, что было сказано выше две культуры в истории

человечества проявили особое внимание и выказали особое знание, касающееся

прцесса умирания: египетская и тибетская. Их священнослужители исполняли

сложные ритуалы для облегчения последнго перехода и разработали сложнейшие

карты, служашие инструкциями в посмертном путешествии души. В письменной

форме данные руководства известны нам под названиями «Египетская книга

мертвых»(32) и «Тибетская книга мертвых»(3). Рассмотрим каждую из них

вкратце.

«Египетская книга мертвых» - заглавие собрания погребальных текстов,

которые древние египетские писцы составляли на благо знатного покойника.

Они состоят из заговоров, заклинаний, гимнов, плачей, магических формул и

молитв. От первой до последней строки в текстах проявляется непоколебимая

вера египтян в воскресение и бессмертие души.

Согласно египетской мифологии бог Солнца Атум-Ра днем проплывает в ладье по

небу. В час заката солнечная ладья проходит через горную цепь на западе и

ночью продолжает путь через Туат, потусторонний мир и обитель мертвых.

Область Туат, называемая Секхет Аару, является царством Осириса. Сюда

допускались только те, кто благополучно прошел через судилище в зале Маат.

Туат подразделялся на 12 областей по числу часов, которые солнечная барка

проводила в потустороннем мире ночью. Перед входом в каждую из них

находились врата, охраняемые тремя божествами-стражами и представляющие

особые опасности для обитателей солнечной ладьи. Спутникам бога Солнца

приходилось пробиваться сквозь места, озаряемые огнем, где жара, клубы дыма

и ядовитых испарений оюжигали ноздри и рты. Ужасные существа,

фантастические создания и чудовищные змеи подстерегали их по пути. Самой

страшной из опасностей был брат Осириса Сет в образе гигантского змея,

пытающегося пожрать солнечный диск. Ежедневно Афу-Ра завершает путешествие

через Туат, преодолевает все опасности, с помощью богини-кошки Бастет

убивает Ааепа и поднимается над восточными горами, даруя тепло, свет и

жизнь. Египтяне полагали, что души умерших проходят через ту же борьбу и

превращения, что и Афу-ра.(32)

«Бардо Тедоль», или «Тибетская книга мертвых», относится к гораздо более

позднему времени, чем ее египетский аналог. «Бардо тедоль» является

руководством для умирающих и умерших, наставлением, помогающим

отправившимся в путь определять различные фазы промежуточного состояния

между смертью и новым рождением и достичь освобождения. Всего тибетцы

различают 6 промежуточных состояний, или бардо.

Естественное бардо – период внутриутробного существования.

Вторым - бардо, в котором пребывают во время сна.

Третье бардо достигается в состоянии экстатического равновесия во время

глубокой медитации.

Оставшиеся три бардо связаны со смертью и новым рождением: бардо момента

смерти; бардо, когда в состоянии наступающему после смерти, переживаются

кармические иллюзии; и бардо процесса возвращения в существование в сансаре

путем устремления к новому рождению.

В «Бардо Тодоль» описываютя события происходящие на психическом плане в

момент смерти: телесное чувство давления («земля погружается в воду»),

превращение сковывающего холода в лихорадочную жару («вода погружается в

огонь») и возникновение ощущения, словно тело разрывается на мельчайшие

частицы («огонь погружается в воздух»). В момент кончины умирающие видят

«Изначальный ясный свет». Если они не охвачены всепоглащающим напряжением,

то могут мнгновенно достичь освобождения. Если же замешкаются,- то позже им

снова представится подобная возможность, в тот момент, когда над ними

засияет второй источник ясного света. Упустив эту возможность, они должны

будут проходить через трудную для понимания последовательность духовных

событий, в ходе которых их сознание постепенно все более отдаляется от

освобождающей истины по мере приближения к новому рождению.(3С.531-590).

Хотелось бы также отметить современные данные тибетских монахов, изложенные

в книге А. Бейли «Проблема смерти»(4), а именно созданную ими

технику умирания, которую каждый из нас может осуществлять в течение жизни.

«1. Учитесь фокусироваться в голове благодаря визуализации, медитации и

неустанной практике концентрации; развивайте способность уподобляться

королю, сидящему на троне между бровями. Это правило можно прилагать к

повседневным жизненным делам.

2. Учитесь на служении сердца, а не на эмоциональном подъеме основывать

свою помощь другим. Перед любой подобной деятельностью ответьте на два

вопроса: Оказываю ли я эту услугу индивидууму, как индивидуум, или как член

группы – группе? Является ли моим мотивом эгоический импульс, либо я

побуждаюсь эмоцией, желанием блеснуть или любовью к тому, чтобы меня любили

и мной восхищались? Эти два действия приводят к фокусированию жизненных

энергий над диафрагмой и тем самым аннулируют притяжение солнечного

сплетения. Последний центр становится все более пассивным, и снижается

опасность прокола ткани в этой области.

3. При отходе ко сну учитесь удалять сознание в голову. Это надо

практиковать как конкретное упражнение, когда ложишься спать. Нельзя

позволять себе медленно растворяться при засыпании, старайтесь сохранять

сознание цельным, пока не наработается сознательный выход в астральный

план. Практикуйте релаксацию, неотрывное внимание и настойчивый подъем к

центру в голове, потому что, пока стремящийся не научился постоянно

осознавать все сопутствующие засыпанию процессы, сохраняя в то же время

власть над собой, такая работа сопровождается опасностью. Первые шаги

должны быть разумными и практиковаться долгие годы, пока не достигнется

легкость в работе удаления.

4. Фиксируйте и наблюдайте все феномены, связанные с процессом удаления,

как во время медитативной работы, так и при отходе ко сну. Будет

обнаружено, например, что многие почти болезненно вздрагивают и сразу

просыпаются после засыпания. Объясняется это тем, что их сознание

выскальзывает через недостаточно чистую ткань, через частично закрытое

отверстие. Другие могут слышать громкий треск в области головы. Его могут

вызывать жизненные дуновения в голове, которые мы обычно не сознаем; он

обусловливается внутренней астральной чувствительностью, позволяющей

слышать всегда наличествующие, но, как правило, нерегистрируемые звуки.

Третьи, засыпая, могут видеть свет, или цветные облака, или фиолетовые

знамена и вымпелы, – все это эфирные феномены. Все подобные феномены

нереальны и связаны с жизненным телом, с праническими эманациями и с тканью

света».(4С.491-505).

Данная практика и следование этим четырем правилам в течение ряда лет в

большой мере облегчает технику умирания, так как человек, научившийся

владеть своим телом при засыпании, имеет преимущество перед человеком,

никогда не обращавшим внимания на этот процесс.

В связи с техникой умирания в настоящее время можно дать лишь одно-два

указания. Мы не будем обсуждать то, что видит присутствующий наблюдатель, а

разберем лишь то, что поможет облегчить исход души.

Первое: пусть в комнате царит молчание. Конечно, так часто и бывает.

Следует помнить, что умирающий обыкновенно бывает без сознания. Это

кажущаяся, а не реальная бессознательность. В девятистах случаях из тысячи

мозг целиком осознает события, однако налицо полный паралич воли к

выражению и абсолютная неспособность выработать энергию, которая бы

засвидетельствовала жизнь. Если молчание и понимание царят в комнате

умирающего, отходящая душа может до последней минуты сохранять власть над

своим инструментом и сделать необходимые приготовления.

Позднее, когда больше будет известно о цветах, лишь оранжевый свет будет

допускаться в комнате умирающего; его наладка будет сопровождаться должными

церемониями, когда уже не будет оставаться никакого шанса на выздоровление.

Оранжевый способствует фокусированию в голове, также как

красный стимулирует солнечное сплетение, а зеленый оказывает определенное

воздействие на сердечный и жизненный потоки.

Определенные виды музыки будут использоваться после того, как больше будет

понято о звуке; пока же нет такой музыки, которая бы облегчала работу

удаления души из тела, хотя некоторые ноты органа будут найдены

эффективными. В самый миг смерти, если звучит собственная нота умирающего,

она скоординирует оба потока энергии и в конечном счете оборвет жизненную

нить, однако знание это пока слишком опасно, чтобы быть переданным, и может

быть дано позднее. И еще одно замечание. Очень важное значение имеет

последняя мысль умирающего человека, ведь ее нельзя заранее спланировать,

она находится в самых глубинных недрах нашего подсознания. Она вспыхнет и

затухнет, но от не будет зависеть многое...(5С.91).

Глава 3

Экспериментальное изучение психологического отношения людей к смерти

3.1 Организация и проведение исследования.

Описание выборки. Наше исследование проводилось в течение полугода. За это

время нами было опрошено 150 человек в возрасте от 8 до 76 лет. Все

опрошенные являются жителями города Баку.Из них 79 человек женского пола

(53%), и 71 ( 47% ) мужского.

Среди опрошенных присутствовали представители нескольких национальностей, а

именно:

Азербайджанцы – 86 человек (57%);

Русские – 52 человека ( 35% );

Украинцы – 5 человек ( 3% );

Татары – 4 человека ( 3% );

Лезгины – 3 человека ( 2% ).

Кроме того имелись различия и в религиозной принадлежности. 77 опрошенных

(51% ) относят себя к мусульманской религии, 55 человек ( 37%) к

христианской, а 18 опрошенных (12%) причислили себя к числу неверящих в

Бога, а именно атеистов.

Так как целью нашего исследования являлось выявить психологическое

отношение к смерти с позиции возраста, все опрошенные были условно

разделены нами на 5 возрастных групп:

От 8 до 15 лет ( отрочество);

От 16 до 30 лет ( юность);

От 31 до 45 лет ( молодость);

От 46 до 60 лет ( зрелость);

От 61 до 76 лет ( старость ).

Описание методик. В нашем исследовании для сбора фактического материала

были использованы следующие психологические тесты:

1. Цветовой личностный тест М. Люшера (малый тест Люшера).

Состоит из 8 цветов( синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый,

коричневый, черный м серый). Данный тест направлен на определение

эмоционального состояния личности.

2. Тест «Рисование смерти»

Инструкция к проведению данного теста выглядит следующим образом.

«Перед вами чистый лист бумаги. Возьмите принадлежности для рисования

(цветные карандаши,фломастеры,краски ).Закройте глаза,сделайте немного

глубоких вздохов,подумайте о смерти.Откройте глаза.Теперь выберите цвета и

начните рисовать ваш символ смерти.Не нужно сознательно выбирать какой-то

символ, просто начните рисовать.Если вам трудно начать, то попробуйте взять

карандаш или фломастер в левую руку ( если вы правша ) или в правую (если

вы левша). Вы чуствуете,что вас тянет писать слова? Пишите слова.Когда вы

завершите рисование,возьмите новый лист бумаги ( можно теперь выбрать

другие цвета ) и начните рисовать свои чуства, относящиеся к смерти. И в

этом случае старайтесь рисовать спонтанно, не обдумывая то, что вы делаете.

3. Психологический тест - опросник

В нем были представлены как закрытые,так и открытые вопросы,

направленные на выявление отношения людей к смерти( полный вариант теста -

опросника дан в приложении).

4. Помимо этого с опрашиваемыми проводилась беседа, а также велось

наблюдение за ними.

Психологическое иследование велось следующим образом: первичным давался

тест Люшера, затем предлагался тест «Рисование смерти», далее тест –

опросник, и в заключении мы повторно предлагали Цветовой тест М. Люшера, с

целью выявить наличие или отсутствия личностной тревоги, относительно

изучаемой проблемы.

Как видно из вышесказанного нами был сделан акцент на использование

невербальных методик, т.е. путем рисунков и цветов определить

объективноеотношение человека к смерти.

3.2 Возрастной аспект отношения к смерти.

В нашем исследовании анализу были подвергнуты такие эмоциональные

особенности личности, как: эмоциональное состояние личности на момент

начала проведения эксперимента и при его окончании, наличие или отсутствие

угнетенного настроения, наличие или отсутствие тревожности и т.д.

На основании сбора и анализа полученного фактического материала, после

проведения первичной статистической обработки можно выявить следующие

возрастные различия между возрастными группами. Для начала хотелось бы

описать отношение к феномену смерти с позиции каждой возрастной группы,

а затем имеющиеся сходства и различия между ними.

Первая возрастная категория(от 8 до 15 лет).

После проведения цветового теста М. Люшера и последующей ранговой раскладки

цвета в данной возрастной группе был получен следующий первичный цветовой

ряд: 31452706. Это свидетельствует, что на начало эксперимента в группе

присутствовал следующий эмоциональный настрой: стремление к активной

деятельности, богатым впечатлениям и переживаниям, чарующей близости и

жизни наполненной множеством ярких событий и переживаний, правда при

налачие застоя физических потребностей. Тревожность на данный момент

отсутствует.

В рисунках присутствует «детский дух» отношения к смерти.Отсутствует

абстрактное мышление. Об этом свидетельствует восприятие самой смерти

(смерть с косой, предметы возможной смерти, последние минуты жизни). Цвета

предпочитаемые при рисовании, это красный, синий, зеленый и желтый. Темные

оттенки практически отсутствуют.

Данные теста – опросника мы решили изложить в таблице, которая приведена в

приложение ( см. Таблицу № 1).

Большинство из отвечающих выбирали предложенные ответы, но также были

предложены и свои. Так например, на вопрос с какой музыкой вы могли бы

сравнить смерть, 13% ответили, что это грустная песня без слов. На счет

цвета смерти, 23% ответили, что цвет у смерти отсутствует. 20% опрошенных

школьников хотят умереть совершая подвиги, и 36% считают, что проживут они

столько, сколько им отведено судьбой и не им решать о возрасте. Кроме того

мы просили назвать смерть другим словом. Ответов было много. Но большинство

всказали идею о том , что смерть – это другая жизнь.

Как завершающий тест, проводилась вторичная ранговая раскладка цвета, и был

выявлен следующий цветовой ряд: 13425076

Итак, давайте посмотрим изменилось ли отношение к смерти у школьников. Как

мы видим тревога отсутствует и в данном случае, но на смену неугомонной

активности пришел покой и гормония, успокоение и удовлетворение. Появляется

трезвое и напряженное внимание, стремление выработать свое собственное

суждение, требование собственной независимости и уважения, которое они

пытаются найти в близком и спокойном общении.

Вывод: В возрасте до 15 лет, человек воспринимает смерть как конец жизни,

наступающий тогда, когда придет время.Сравнивает смерть с тихой и спокойной

музыкой, глубоким сном, завядшем цветком, и в темных тонах. Не было

выявлено наличие тревоги и угнетенного настроения.

Вторая возрастная группа (16-30) лет.

Первичная ранговая раскладка по Люшеру следующая: 13524076. Присутствует

стремление к тесному союзу, основанному на гармонии и самопожертвовании.

Поиск нежных, приятных и чарующих отношений.Имеется предрасположенность к

чуственному реагированию. Тревога отсутствует.

Рисунки в данной возрастной группе несколько отличаются между собой, но во

всех можно проследить тревожное настроение. Об этом свидетельствуют черные

тона присутствующие в рисунках. Большинство опрошенных рисовали

лицо, причем с иронической улыбкой. Скорее всего это свидетельствует о

присутствие некоего бессознательного страха, и еще была выявлена

нервозность. Почти все рисунки были выполнены штриховым, грубым

закрашиванием.

Результаты анкетирования мы опять приводим в таблице № 2 (см.Приложение).

Как видно из таблицы большинство опрошенных предлагали свои ответы на

вопросы, т.е. это свидететельствует о том, что человек начинает

задумываться о смерти, обдумывать и принимать либо не принимать факт ее

существования.

Давайте проанализируем эти ответы. Мнения касательно наличия у смерти лица

разделись ровно пополам. 15 человек считают, что оно есть, а 15, что его

нет. Так какое оно? Оно прекрасное, отважное с огромными глазами. Полагаясь

на ответы на вопрос, что вы чуствуете, когда думаете что тоже умрете, 23%

восприняли это как должную неизбежность. Один ответ мне очень понравился:

последние минуты жизни сравниваются с водопадом (красиво). Каким другим

словом назвали смерть представители этой возрастной группы. Смерть –

бесконечный тоннель, путешествие в другое измерение.

И снова Люшер. Вторичная ранговая раскладка выглядит следующим образом:

31425076. И вновь тревога отсутствует. На смену глубокому покою приходит

активность сочетающаяся с гармонией. Данная активность и полное любви

единение создают предпосылки для истинного счастья. Живо воспринимают

происходящее и решительно отстраняются от общепринятых взглядов. Пытаются

скрыть собственную чувствительность, одиночество и обидчивость.

Вывод: В возрасте от16 до30 лет человек объективно воспринимает факт

смерти. На этом возрастном этапе появляется страх при мысли о смерти и

нервозностью Тревога пока отсутствует.

Третья возрастная группа (31-45) лет

Согласно Люшеру, первичная ранговая раскладка выглядит следующим образом:

31542076, что может говорить о следующем: данная возрастная группа

стремится к гармонии, активной деятельности, чарующей близости и жизни

богатой действиями и впечатлениями. Группа наделена богатым воображением

и тонкой чувствительностью, и как следствие ищут выхода этим качествам в

присутствии кого-либо столь же утонченного и устремленного.

Начиная с этой возрастной группы, мы столкнулись с отказами отностиельно

рисования смерти. Люди говорили, что смерть невозможно нарисовать. И

действительно как ее нарисуешь. Многие говорили, что чистый лист бумаги

наилучшим образом описывает все их чувства и переживания. Но были и

рисунки, правда маленькие и со слабыми едва распознаваемыми очертаниями,

нарисованными черным карандашом, но они были. Большее предпочтение здесь

отдавалось природе а также чему-то напоминающему тоннель. Что это боязнь

смерти, уход, стремление засунуть голову в землю как страус? Да, мы ярко

видим наличие всех этих качеств в данных рисунках. Наиболее ярко отражают

рисунки, ответы респондентов на вопрос : «Каким другим словом вы могли бы

назвать смерть»? «Смерть это конец» - отвечали они. Как отвечали они на

другие вопросы показано в таблице (см. Приложение Таблица №3).

Давайте посмотрим, что мы видим из этой таблицы? У смерти появилось лицо,

какое оно. Оно страшное, безликое и отражающее деяния. Кроме того появился

страх и при мысли о самой смерти (23%), а также мы видим , что есть и

облегчение( 23% ). Неужели человек устал и не хочет жить в 45 лет? Это

покажет нам оканчательный расклад по Люшеру?

35410276. На смену стремлению к активности пришло стремление к

переживаниям, стремление действовать осторожно и аккуратно, строго

контролируя свои контакты с окружающими. Чувствуют себя неполноценными и

обиженными, ущемленными. Ярко видно отсутствие нажежды и присутствие личной

тревоги.

Вывод: В возрасте от 31 до 45 лет человек боится смерти, отказывается

принимать факт ее существования, старается не думать о ней, ни при каких

обстоятельствах. На данном этапе возникает личностная тревога.

Четвертая возрастная группа ( 46-60 ) лет.

После проведения цветого теста первичный ранговый расклад выглядит

следующим образом: 23150467. несмотря на то, что видна надежда и

стремление к жизни, данной группой отвергается свобода. Да, они хотят

достичь успеха. Но какой ценой. Готовы к умиротворяющему и приносящему

разрядку единению. Жаждут мира и спокойствия.

Рисунки, в основном, выполнены синим и красными цветами. Правда рисовались

либо люди, либо могилы и кладбища. Следовательно, люди этого возраста

конкретизируют смерть, как смерть конкретного человека и его последующее

место захоронения. Данные рисунки передавали чувство боли, скорби из-за

неизбежности и невозможности что-то изменить.

Результаты анкетирования изложены в таблице № 4 ( см.Приложение ).

Смерть – это пустота, отрешение и небытие. Данная возрастная группа

напоминает человека, на которого вот-вот наподет хищник, но он не старается

бежать, так как знает, что и бежать некуда, хищник все равно настигнет его

и растерзает. Поэтому он лежит и ждет своего часа.

Согласно вторичному раскладу цвета, который выглядит следующим образом:

51023467, по сравнению с первичным , возрастла личностная тревога. Ввиду

явного сопротивления среды испытывают трудность в осуществлении притязаний

на личную значимость. Им трудно находить силы для преодоления препятствий.

Они измучены и утомлены из – за сложившихся проблем.

Вывод: В возрасте от 46-60 человек испытывает боль и страх при мысли о

смерти. Именно в этом возрасте присутствует тревога, как ситуативная, так и

личностная. Именно в этом возрасте человек установил для себя возрастную

планку смерти, а именно от 60 до 80.Мы с уверенностью можем сказать, на

основании полученных данных. Что эта возрастная группа является группой

риска.

Пятая возрастная группа (61-76 ) лет

Эта заключительная возрастная группа в нашем исследовании. После первичного

проведения теста М.Люшера и последующей ранговой раскладки цвета был

получен следующий цветовой ряд: 14352067

Стремятся к безоблачному счастью, ради которого способны действовать на

большом подъеме и с немалым самопожертвованием. Принимают активное участие

во всем, что может волновать и будоражить. За всем происходящим наблюдают

со стороны.

И вновь рисунки выполнены в темных тонах, отсутствует четкая картина. На

рисунках видно лишь то, что с трудом можно отнести к геометрическим

фигурам. С уверенностью можно сказать, что люди достигшие данного возраста

знают лучше других как выглядит смерть, а именно так как они ее рисовали,

что – то неопределенное, кругло – квадратное.

Мы думаем, что интересным было бы просмотреть их ответы на вопросы теста –

опросника.( см. Приложение Таблица № 5).

Итак, как относятся к смерти люди в старости? С болью, но с болью не за

себя, как предыдущая группа, а за мир, за то, что так мало времени

осталось, что есть многое, что еще не сделано. Как мы видим здесь полностью

отсутствуют свои ответы. Неужели они не смогли найти что – то лучшее, что

описывает их чувства или предложенные ответы их полностью удовлетворяли.

Ответить на это поможет их ответ о том , что они не думают о смерти ( 83%

), о возрасте в котором она может их настичь(80%).Смерть воспринимается ими

как само собой разумеющееся, то что неизбежно. Ведь в жизни так много

прекрасного, что не стоит думать о такой проблеме, как смерть. Рано или

поздно она придет. Возьмет верх над жизнью, и именно тогда все встанет на

свои места, и именно тогда они подумает о таком феномене, как СМЕРТЬ.

3.3 Сравнение психологического отношения

к смерти в возрастных группах.

Как стало ясным из вышесказанного, в исследовании принимало участие 5

возрастных групп. В этом параграфе мы проследим как меняется отношение

людей к смерти по мере взросления человека, что есть общего и различного

между ними.

По мере взросления человека меняется и его отношение к смерти от

предметного и воспринимаемого с позиций сказок и мультипликационных фильмов

до обдуманного, разумного и воспринимаемого не как что – то, что произойдет

когда – нибудь и как – нибудь,а как что – то над чем стоит задумываться уже

сейчас. С возрастом появляется и тревога и страх, нервозность и

беспокойство, но все это проходит, и к старости к человеку вновь приходит

чувство спокойствия и умиротворения при мысли о смерти. Это прослеживается

и в рисунках нами опрошенных людей, а также их ответах на наш

психологический тест – опросник.

Большинство ответов на вопросы совпадали, менялось лишь их количество.

Лучше всего это покажет диограмма, которая представлена нами в приложении.

Мы выбрали наиболее часто встречающиеся ответы и показали их в процентном

соотношении (см.приложение).

Характер рисунков меняется от красочных, наполненных жизнью и действиями

вплоть до лиц с иронической улыбкой, могил, белых листов бумаги, а также

мрачных непонятных геометрических фигур.

Все возрастные группы считают, что смерть – это конец жизни, глубокий и

спокойный сон под тихую музыку. Смерть всеми представляется в темных тонах

и красках. Все считают, что смерть может настигнуть человека в любой момент

жизни. Независимо от возраста все хотели бы умереть дома. Таким образом

можно сказать, что смерть воспринимается одинаково и как в 15 лет и

как в 70 лет. Единственное, что меняется , так это чувства которые мы

испытываем при мысли о том, что умрем, это частота нашего думания о смерти.

Заключение

Магистрская диссертация была посвящена изучению эмоционального состояния

личности, а именно направлена на выявление тревожного, фрустрационного

состояния, угнетенного настроения и присутствие страха при мысли о смерти в

боле поздние десятилетия жизни человека. Тема смерти была выбрана

неспроста. Несмотря на то, что наше общество, научный прогресс и все

человечество в целом находится уже в XXI веке, проблема смерти, животный

страх по отношению к ней так и остаются присутствовать в нашем сознании.

Да, наука пошла очень далеко, изобретено клонирование человека, а ведь это

и есть попытка избежать смерти, любого, даже самого ничтожного

соприкосновения с ней, попытка сделать жизнь вечной. Но кто знает, может

быть жить – это значит умереть, а умереть – жить. Все это натолкнуло нас на

рассмотрение данного феномена, а в частности отношения к нему в различные

возрастные этапы.

В нашем иследовании была проведена следующая работа: проводился глубокий

теоретический анализ отношения к феномену смерти с различных позиций, т.к.:

философия, психология, медицина, религия,художественная литература. Давался

краткий обзор изменения взглядов в обществе, относительно смерти, по мере

его становления от средневековья до наших дней. Ткже вскользь были

затронуты две культуры, а именно египетская и тибетская, которые внесли

существенный вклад в изучение данного феномена и считаются бесценным трудом

по сей день. И самое главное, изучался сам феномен смерти, чувство страха

смерти, а также причины этот страх вызывающие. Помимо этого было проведено

эмпирическое исследование, направленное на изучение эмоционального

состояния личности при мысли о смерти.

После проведения эмпирического исследования можно подвести следующие итоги:

. Человек всерьез начинает задумываться о смерти после 30-ти лет;

. Наличие страха, тревоги и угнетенного настроения чаще всего

присутствует у людей в возрасте от 40 до 60 лет;

. Люди прошедшие 60-тилетний возрастной рубеж, при мысли о смерти

испытывают умиротворенное и спокойное состояние. В этот период

жизни, их жизнь как таковая перестает существовать. Центральное

место в этом возрасте занимают их дети, и все что с ними связано;

. Несмотря на возрастной ценз, смерть воспринимается так. Как и была

воспринятя в детстве, а именно ее «образ» проносится сквозь года в

неизменном виде, что-то темное, что-то глубокое и очень тихое;

. Именно после 60-тилетнего рубежа смерть изображается именно как

представляется, т.е. не то, что с ней связано, а именно смерть как

есть.

Подытоживая все вышеперечисленное можно с уверенностью сказать, что люди в

возрасте от 40 до 60 лет являются «группой риска», и именно в этом возрасте

проблема смерти воспринимается наиболее актуально.

Закончить свою диссертацию мне хотелось бы цитатой Халиль Джебрана из его

произведения «Пророк»: «Вы хотели бы узнать секрет смерти. Но как вы

найдете его, если не будете искать его в сердце жизни? Филин, чьи привыкшие

к ночи глаза слепы днем, не может снять покрывало с тайны света. Если вы

действительно хотите узнать дух смерти, откройте широко ваше сердце для

тела жизни. Потому что жизнь и смерть – одно целое, так же как одним целым

являются река и море.

В глубине ваших надежд и желаний лежит ваше молчаливое знанье

потустороннего; и как семена, что спят под снегом, ваше сердце грезит

весной. Верьте этим снам, потому что в них скрыты ворота в вечность. Ваш

страх перед смертью – это только дрожь пастуха, стоящего пред своим

королем. Чья рука готова отметить его почетом. Разве пастух не рад, хоть и

дрожит, что сам король отметит его? И все же разве недумает он больше всего

о дрожи своей?

Разве умереть не значит лишь встать обнаженным под ветер, чтобы слиться,

расплавившись, с солнцем? И разве остановка дыхания не есть лишь

освобождение его от беспокойных приливов и отливов, так, чтоб оно поднялось

и простерлось без всяких забот в поисках Бога?

Только испив из реки молчания, вы сможете по-настоящему петь. И когда вы

достигните вершины горы, только тогда вы сможете начать восхождение. И

когда земля затребует все ваше тело, тогда только вы начнете настоящий свой

танец».(32)

Список использованной литературы:

1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. – М.,1992. – 351с.

2. Ахмедов Т.И., Жидко М.Е. Психотерапия в особых состояниях сознания. –

Х.,2001. – 768с.

3. Бардо Тодол. - М.,1997. - 632 с.

4. Бейли А. Проблема смерти. - М.,1995. - 563с.

5. Белик А. Измененные состояния сознания и психотерапия. – М.,1991. –

128с.

6. Белоусов С. Психология страха смерти. – СПб.,1993. – 271с.

7. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. – М.,1999. –

1311с.

8. Браун Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты. – К.,1997. – 264с.

9. Гантимуров Е. Очерки бессмертия. - М.,2002. - 288с.

10. Гроф С. Психология будущего: уроки современных исследований сознания. -

М.,2001. - 476с.

11. Гроф С. Книга мертвых: учебник жизни и смерти. - М.,1994. – 483с.

12. Гроф С. По ту сторону смерти. – М.,1994. – 512с.

13. Гроф С. Человек перед лицом смерти. – М.,2002. – 239с.

14. Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в

психотерапии. – М.,1992. – 482с.

15. Драгенский В. Цветовой личностный тест. – Мн.,1999. – 448с.

16. Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. – М.,1996. – 645с.

17. Лосев А. Философия. Мифология. Культура. – М.,1991. – 193с.

18. Мамфорд Дж. Смерть: начало или конец?. - М.,2002. - 176с.

19. Мень А. Таинство, слово и образ. Богослужение Восточной церкви. –

М.,1991. – 115с.

20. Моуди Р. Жизнь до жизни. Жизнь после жизни. – К.,1994. – 415с.

21. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1975. – 846с.

22. Ошо. Смерть – величайший обман. - К.,2002. - 208с.

23. Параманов К., Хузерман Ф. Об образе смысла смерти. – М.,1998. – 459с.

24. Порохова В. Коран. Перевод смыслов и коментарии. – М.,1997. – 797с.

25. Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. – М.,1985. – 1599с.

26. Психологические аспекты буддизма. – Н.,1986. – 239с.

27. Роуз С. Душа после смерти. – М.,1997. – 361с.

28. Сумерки богов: Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж.П. Сартр. –

М.,1989. – 310с.

29. Фигуры Танатоса. Третий специальный выпуск: Тема смерти в духовном

опыте человечества. – СПб., 2-4/11.1993г.

30. www.narod.ru

31. www.death.ru

32. www.haron.ru

33. www.prorok.ru

34. www.psychology.ru

35. www.literature.ru

36. www.slovari.ru

Приложение

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты