Формирование творческой личности
занятых изучением проблем резания материалов. Это является также одной из
причин недостаточно высокой научной эффективности диссертаций, защищаемых в
последнее время в области резания материалов; причиной того, что до сих пор
еще многие исследователи, занимающиеся проблемами технологии и онтологии
резания уходят в физику, теплотехнику, металловедение, кибернетику,
машиноведение. Уходят в уверенности и надежде, что именно там лежит решение
онтологических проблем обработки резанием. И если допустить, что такая
ориентация исследований в области резания правильная, то это означало бы,
что резание состоит из явлений, механизмы которых определяются только
естественными науками. И тогда следовало бы откровенно признать, что знания
в области резания не могут составлять отдельную самостоятельную науку, так
как у такой науки нет своего предмета, нет своих законов, своей структуры
знаний, нет своего метода и инструментария.
Вопрос о предмете наук, изучающих механизмы явлений, протекающих при
резании материалов, является сегодня самым насущным, самым практическим и
настоятельным вопросом. Изучение явлений резания стихийно не наводит на
интуитивное, правильное представление об их предмете и задачах науки о
резании материалов. Это ведет к тому, что многие специалисты в области
резания материалов остаются сегодня на позиции объектной классификации
наук, упрощенно объединяя в одной науке весь комплекс знаний: о процессе
резания, режущих инструментах, изделиях и станках. В этом случае ее
название напоминает приведенную выше “науку о стакане”. Ленинский принцип
разделения объекта, выделения его разных сторон, каждая из которых
составляет предмет отдельной науки, как уже указывалось, позволяет
обнаружить ошибку, которая содержится в объектном определении предмета
науки о резании материалов.
Кроме того нельзя считать, что отдельные науки: механика, химия,
технология металлов, металловедение и другие, вносящие свой вклад в
исследование механизмов явлений резания материалов, являются разделами
единой науки о резании материалов, так как каждая из них действительно
является особой наукой, имея свой предмет, свой метод исследования и
инструментарий.
3 §3.3. Основные тенденции отражения предмета науки о резании материалов в
учебных курсах (анализ рабочих программ курсов)
В своем анализе обратимся изначально к программам 30-35 летней
давности. Учебно-методическим управлением по ВУЗам 27 сентября 1961 года
утверждена программа курса “Резание металлов” (инд.УМУ-Т-5/72) для высших
учебных заведений по специальности 0501 – ”Технология машиностроения,
металлорежущие станки и инструменты” [П8]. Программа содержала 15 разделов:
введение, геометрические параметры режущей части резцов, элементы резания и
срезаемый слой, инструментальные материалы, основы процесса резания
металлов и сопровождающие его физико-технические явления, точение,
строгание и долбление, сверление, зенкерование, развертывание,
фрезерование, резьбонарезание, протягивание, зубонарезание, шлифование.
Во введении указывалось, что курс “Резание металлов” является базой
для “разработки технологии машиностроения, расчета и конструирования
станков и режущих инструментов”. Понятия предмета учебного курса как
выразителя предмета науки о резании металлов не устанавливалось.
Однако в программе обозначена необходимость краткого исторического
обзора задач, стоящих перед “наукой о резании металлов” в связи с
дальнейшим развитием народного хозяйства СССР [Г4, П8].
Подобно тому, как в 1935 году из курса технологии металлов выделился
курс резания металлов, так в 1975 году из курса резания металлов выделилась
его теоретическая часть и получила название теории резания металлов.
Типичным представителем программ курса “Теория резания металлов” того
времени является программа (АМ-1)/05 для студентов заочников специальности
0501, разработанная в 1976 году во Всесоюзном заочном машиностроительном
институте и одобренная кафедрой “Резание материалов” Мосстанкина [П9]. Ни
предмет науки, ни отношение к нему учебного курса в программе не
сформулированы. В ней находим следующие базовые положения.
“Главная цель курса – научить студентов правильно и обоснованно
выбирать условия рационального использования режущего инструмента и станка
при заданных условиях обработки детали”.
Курс “Теория резания металлов” рассматривается как “база для
разработки технологии машиностроения, расчета и конструирования станков и
режущих инструментов”. При изложении курса предполагается краткий
исторический обзор развития науки о резании металлов. Как и предыдущая
(1961 года) программа 1976 года содержит 15 тем: введение, геометрические
параметры режущей части резцов, элементы режима резания и срезаемый слой,
инструментальные материалы, основы процесса резания металлов, точение,
строгание и долбление, сверление, зенкерование, развертывание,
фрезерование, резьбонарезание, протягивание, зубонарезание, шлифование.
В качестве рекомендуемой литературы названы следующие источники:
[B5], [Б15], [Г5].
В следующем, 1977 году были разработаны две новые программы и
утверждены учебно-методическим управлением (УМУ) Министерства высшего и
среднего специального образования СССР.
А. Программа курса [П11] “Теория резания” (индекс УМУ-Т-5/868) для
высших учебных заведений по специальности 0501 – “Технология
машиностроения, металлорежущие станки и инструменты”, состоящая из 18
разделов: введение, инструментальные материалы; элементы резания и
срезаемый слой; геометрические параметры рабочей части инструмента;
кинематика резания; процесс образования стружки; износ и стойкость
инструмента; оптимальная геометрия режущих инструментов; графо-
аналитические методы обработки экспериментальных данных; точение, строгание
и долбление; сверление, зенкерование и развертывание; фрезерование;
резьбонарезание; протягивание; зубонарезание; шлифование. Программа
разработана кафедрой “Теория механической обработки и инструмент” в МВТУ
им. Баумана и базируется только на одном литературном источнике, подобно
тому как это было сделано в программе 1961 года. Хотя к этому времени уже
была издана книга по основам теории резания, автор Бобров В.Ф.
Предмет курса не определен. Некоторое упоминание о том, что он должен
быть находим во введении программы: “Принцип обработки заготовок резанием.
Определение процесса резания. Определение режущего инструмента. Значение
теории резания для развития механической технологии, конструирования
станков и инструментов и назначения технически обоснованных режимов
резания. Предмет курса резания”.
Б. Программа (УМУ-Т-5/867) [П10] курса “Резание материалов” для
высших учебных заведений по специальности 0501 – “Технология
машиностроения, металлорежущие станки и инструменты. Основная литература –
все то же издание 1954 года (из программы 1961 года). Дополнительно
рекомендуется лабораторный практикум, общемашиностроительные режимы резания
и учебные фильмы по курсу “Резание материалов”. Программа очень напоминает
программу 1961 года и содержит разделы: введение, геометрические параметры
режущих инструментов, параметры резания и срезаемый слой, основы процесса
резания материалов, смазочно-охлаждающие среды, инструментальные материалы,
точение, сверление, зенкерование, развертывание, фрезерование,
резьбонарезание, протягивание, зубонарезание, шлифование. К вопросам,
определяющим предмет науки резания материалов, в программе можно отнести
лишь маленькое указание во введении: “Задачи науки резания материалов в
связи с дальнейшим развитием народного хозяйства СССР”. После семилетнего
перерыва в 1984 году коллектив авторов, докторов технических наук,
профессоров (Клушин М.И., Горьковский политехнический институт;
Резников А.Н., Тольятинский политехнический институт; Силин С.С.,
Андроповский авиационно-технологический институт; Талантов Н.В.,
Волгоградский политехнический институт; Подураев В.Н., МВТУ) разработал
программу (индекс УМУ-Т-5/1086) дисциплины “Теория резания” для высших
учебных заведений по специальности 0501 – “Технология машиностроения,
металлорежущие станки и инструменты”. Программа включает в себя
объяснительную записку и содержание дисциплины [П12].
В содержание включены разделы: введение, основные понятия, термины и
определения, относящиеся к обработке резанием, краткие сведения о
современных инструментальных режущих материалах, пластическая деформация;
трения и контактные явления при резании; силы, работа и вопросы динамики
резания; теплофизика резания; изнашивание, стойкость и прочность режущих
инструментов; образование геометрии обработанной поверхности, напряженности
и свойств металла поверхностного слоя обработанной детали; особенности
резания при чистовой, лезвийной и абразивной обработке; взаимосвязь явлений
при обработке резанием, обработка резанием как система (системы резания);
регулирование параметров функционирования системы резания путем воздействия
на поверхностные явления и подводе дополнительных источников энергии;
оптимизация функционирования системы резания. Из за отсутствия единого
учебника по курсу авторами программы предложены основные и дополнительные
источники.
Основные: [Б15], [П6], [P1].
Дополнительные: [C3], [T5].
В том же 1984 году учебно-методическим управлением по высшему
образованию (20.06.84) утверждена программа дисциплины “Тепловые процессы в
технологических системах” для высших учебных заведений по специальности
0501 – “Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты”
(индекс УМУ-Т-5/1083) [П9]. Программа включает в себя объяснительную
записку и содержание дисциплины. В объяснительной записке находим: “Предмет
курса “Тепловые процессы в технологических системах” состоит в описании
закономерностей теплообмена и изложении на их основе общих рекомендаций по
управлению тепловыми явлениями при механической обработке материалов.
Задачей изучения данной дисциплины является обучение студентов умению
выполнять тепловые расчеты и эксперименты, относящиеся к объектам
производства и компонентам технологических систем.”
Содержание дисциплины: введение; основные положения учения о
теплопроводности; схематизация компонентов технологических систем с целью
описания процессов теплопроводности; методы описания процессов
теплопроводности в твердых телах, участвующих в технологических системах;
конвективный теплообмен и теплообмен излучением; методы экспериментального
определения температур в технологических системах; теплофизический анализ
как средство повышения эффективности процессов механической обработки
материалов и качества изделий. Программу составили: проф. д-р. техн. наук
Резников А.Н. (Тольятинский политехнический институт), проф. д-
р. техн. наук Клушин М.И. (Горьковский политехнический институт), проф. д-
р. техн. наук Силин С.С. (Андроповский авиационно-технологический
институт).
Предлагаемый курс явно отходит от предмета науки резания материалов.
Программа имеет технологическую направленность.
По нашему мнению эта дисциплина должна излагаться либо отдельно, либо
в курсах, ориентированных на конечный продукт, изделия, т.е. она не может
быть заменой курсов по резанию материалов.
Литература по дисциплине:
Исаченко В.П. и др. Теплопередачи: учебник для теплоэнергетических
специальностей ВУЗов. М.: Энергоиздат, 1981. 417с.
Михеев М.А., Михеева И.М. Основы теплопередачи. М.: Энергия, 1977.
343с.
Резников А.Н. Теплофизика процессов обработки материалов.
М.: Машиностроение, 1981. 279с.
К сожалению, ни один из источников не раскрывает проблемы воздействия
тепловых потоков на качество изделий, получаемых в технологической системе.
Предмет этой дисциплины – представление для технологической науки
(технологов) сведений о течении тепловых процессов в технологической
системе в станке, инструменте, изделии и влиянии их на результативность
технологической операции.
Предметом близкой к резанию материалов дисциплины теплофизики резания
является физическое исследование условий поведения режущего инструмента,
т.е. представление науке о резании материалов физических закономерностей,
определяющих течение тепловых процессов в зоне резания.
Таким образом, это две совершенно разных дисциплины, хотя и изучающих
физику тепловых явлений. В одном случае – специалистов интересуют тепловые
явления в зоне резания, а в другом – в технологической системе, которая
может состоять: из одного станка, станков автоматов, станков с ЧПУ,
автоматических линий.
Поэтому проблемы, обозначенные в программе [П9], нельзя объединять с
дисциплинами резания материалов, так как они не изучают технологические
проблемы получения готовых изделий. Но именно так поступило УМУ, утвердив
27.02.89г. программу по объединенной дисциплине “Теория резания, тепловые
процессы в технологических системах” для высших учебных заведений по
специальности 1201 “Технология машиностроения” и специальности 1202 –
“Металлорежущие станки и инструменты” [П10].
При этом первая же строка объяснительной записки программы
показывает, что этот курс еще шире, так как полностью называется: “Теория
резания, физические и тепловые процессы в технологических системах”.
Программу составили: д-р. техн. наук проф. Старков В.К. (Мосстанкин), д-
р. техн. наук проф. Подураев В.Н. (МВТУ им. Баумана), д-р. техн. наук проф.
Силин С.С. (Андроповский авиационно-технологический институт), д-
р. техн. наук проф. Талантов А.В. (Волгоградский политехнический институт),
д-р. техн. наук проф. Верещака А.С. (Мосстанкин), канд. техн. наук доц.
Синопальников В.А. (Мосстанкин).
Рекомендуемая литература.
Основная: [Г6], [Б15], [П6], [P3].
Дополнительная:
Старков В.К. Управление стабильностью и качеством обработки резанием
в автоматизированном производстве. М.: Машиностроение, 1989.
Верещака А.С., Третьяков И.П. Режущие инструменты с износостойким
покрытием. М.: Машиностроение, 1986. 192с.
Содержание курса разделено на две части: теория резания материалов и
тепловые процессы в технологических системах.
Первая часть включает: введение, основные понятия, термины и
определения теории резания материалов, физические основы процесса резания,
динамика процесса резания, предварительные сведения о тепловых явлениях при
резании, формирование свойств обрабатываемой детали в процессе резания,
работоспособность и отказы режущего инструмента, пути повышения надежности
инструмента, особенности различных процессов обработки резанием, теория
процесса абразивной обработки, применение смазочно-охлаждающих
технологических сред, особенности обработки резанием различных материалов,
оптимизация процесса резания, особенности управления процессом резания в
автоматизированном производстве, заключение.
Вторая часть содержит: введение, основные положения учения о
теплопроводности, схематизация компонентов технологических систем с целью
описания процессов теплопроводности, методы описания процессов
теплопроводности в твердых телах, участвующих в технологических системах,
конвективный теплообмен и теплообмен излучением, методы экспериментального
определения температур в технологических системах, теплофизический анализ
как средство повышения эффективности процессов механической обработки
материалов и качества изделий.
Возникшее смешение предметов наук резания материалов и технологии
машиностроения привело к тому, что авторы программы ставят перед учебном
курсом задачи, присущие двум наукам сразу:
23. оптимизация процесса резания и технологического процесса;
24. обеспечение надежности процесса резания и режущего инструмента;
25. управление процессом резания.
Отмечая принятое объединение двух дисциплин в одну, авторы программы
совершенно справедливо делают оговорку о возможности самостоятельного
использования второй части программы.
И, наконец, в 1993 году в учебных планах обучения студентов появилась
новая дисциплина “Процессы формообразования и инструмент”. Судя по
названию, дисциплина не отвечает предмету науки о резании материалов и
имеет строго технологическую направленность, так как во главу угла ставятся
процессы формообразования, а не процессы резания, взаимодействия
инструмента, стружки и изделия в процессе отделения срезаемого слоя. В
таком виде этот курс может быть применен только как замена первой,
ознакомительной части курса технологии машиностроения.
4 §3.4. Анализ учебников и других источников, включенных в списки основной
литературы в программах по обработке материалов резанием
1. Резание металлов. Г.И.Грановский, П.П.Грудов, В.А.Кривоухов и др.
М.: Машгиз, 1954. 480с.[Г5].
Книга написана в традиционном варианте: информация о достижениях в
теории и практике резания металлов на уровне первой послевоенной пятилетки.
Имеет большой объем, вполне приемлемый, учитывая достаточное число часов
учебной нагрузки, выделяемое в то время на изучение дисциплины “Резание
металлов”.
В книге приводится, что среди многих отраслей науки, получивших
широкое развитие в наше время, имеется молодая наука, созданная в советской
стране, – это наука о резании металлов. Предмет науки авторами не
определен. Но указывается, что основные положения этой науки, излагаемые в
дисциплине “Резание металлов”, сводятся к изучению следующих основных
вопросов:
1) физических основ процесса резания, т.е. деформаций срезаемого слоя и
обработанной поверхности, физических явлений, сопровождающих процесс
резания; зависимостей этих явлений от различных условий резания, в
том числе от геометрических параметров режущей части инструмента;
2) сил, возникающих при резании; энергии, затрачиваемой на процесс
резания, и влияния различных факторов на силы резания и затрачиваемую
энергию;
3) скорости и стойкости инструментов из различных инструментальных
материалов в зависимости от условий резания;
4) методов исследования обрабатываемости металлов и режущих свойств
инструментов;
5) достижений передовиков производства в области резания металлов.
Здесь же отмечается, что указанные положения дисциплины “Резание
металлов” используются при конструировании режущих инструментов и станков,
при проектировании и нормировании технологических процессов механической
обработки металлов резанием, а также при эксплуатации инструментов и
станков. Изучение упомянутых выше положений обеспечивает возможность
сознательно управлять процессом резания для получения экономичной,
производительной и высококачественной обработки деталей машин.
2. Вульф А.М. Резание металлов. Л.: Машиностроение, 1973. 496с. [В5].
Изложение материала строится, исходя из положения о том, что “учение
о резании металлов сравнительно молодая наука, в которой научное обобщение
пока еще не стоит на должной высоте. Трудности выявления единых законов
усугубляются нестабильностью системы: обрабатываемый материал – режущий
инструмент – станок, в значительной степени влияющих на процесс резания. И
все же современные исследования позволяют познать основные закономерности
обрабатываемости металлов и на их основе создать средства оптимальных
решений при выборе режимов резания, а также рациональных конструкций
инструмента и станка”.
В работе изначально приводятся сведения из физики твердого тела и
физики процесса резания. Остальная часть книги посвящена инструментально-
технологическому описанию ряда процессов резания и вопросам их
параметрирования.
3. Бобров В.Ф. Основы теории резания металлов. М.: Машиностроение,
1975. 344с. [Б15].
Впервые в книгу не включена описательная технологическая информация.
Все разделы посвящены теории резания металлов, рассмотрению явлений,
протекающих при резании. Изложение носит дедуктивный характер, т.е. сначала
формулируется теоретическое положение, а затем оно прослеживается на
частных примерах обработки резанием. Она ориентирована на инженерно-
технических работников промышленности.
4. Грановский Г.И. Грановский В.Г. Резание металлов. М.: Высшая
школа, 1985. 304с. [Г6].
Книга создана как официальный учебник для студентов
машиностроительных и приборостроительных специальностей ВУЗов. Однако по
структуре и содержанию очень близка к изданию 1954 года (см. п.1.).
5. Ящерицин П.И. и др. Теория резания. Физические и тепловые процессы
в технологических системах. Учебник для ВУЗов. Минск.: Вышэйш.шк., 1990.
512с. [Я5].
Книга, очевидно, является попыткой создать курс на основе программы,
утвержденной УМУ в 1989 году, т.е. объединить задачи резания и технологии
машиностроения. В работе в основном уделяется внимание изучению типового
процесса резания, систем процесса резания. Кратко представлены вопросы,
касающиеся тепловых процессов в технологических системах.
6. Резников А.Н., Резников Л.А. Тепловые процессы в технологических
системах: Учебник для ВУЗов по специальностям “Технология машиностроения” и
“Металлорежущие станки и инструменты”. М.: Машиностроение, 1990. 288с.[Р3].
Задачей дисциплины, по мнению авторов, является обучение студентов
умению выполнять тепловые расчеты и эксперименты, относящиеся к объектам
производства и компонентам технологических систем. Включенность курса в
проблематику технологической науки очевидна из названия курса. Отсюда
вытекает вывод о его самостоятельности и невозможности изложения взамен
курса “Теория резания материалов”.
По нашему мнению этот курс следовало бы, исходя из принятой
ориентации на специальности, назвать “Теплофизика технологических процессов
механической обработки”.
Исходя же из принятого названия курса, в него должны входить
технологические процессы, не отраженные в книге: сварки; нагрева заготовок
струей низкотемпературной плазмы, лазерным методом; ковки; штамповки и т.д.
В этом случае для книги ближе название: “Общая теория тепловых процессов в
технологических системах”, что выходит за рамки проблем, подлежащих
освоению специалистами в области технологий машиностроения, металлорежущих
станков и инструментов.
В работе следовало бы проследить два пути воздействия теплоты резания
и дополнительных видов энергии на изделие (объект производства):
а) через инструмент (опосредованное изменение качественных
показателей изделия);
б) непосредственно на заготовку изделия.
Не нашли отражения в работе также вопросы структурного изменения
технологических систем и влияния этого изменения на течение тепловых
процессов и результирующие показатели качества изделий.
7. Силин С.С. Метод подобия при резании материалов. М.:
Машиностроение, 1979. 152с.[С3].
В книге отмечается, что “теория резания должна получить такую степень
развития, чтобы давать возможность технологам до начала той или иной
операции определять оптимальный ход процесса обработки. Вместе с тем теория
резания должна сформулировать также основные критерии оптимальности
протекания процессов резания, которые могли бы быть положены в основу
создания более совершенных систем автоматического регулирования. Такие
системы должны поддерживать протекание процессов резания на оптимальном
уровне в течение всего времени обработки. Успешное решение этих задач
позволит теории резания идти впереди практики и развиваться в наиболее
перспективных направлениях.
Процессы резания сопровождаются сложными по своей физической природе
явлениями: механическими, тепловыми, электрическими, химическими,
адгезионными, диффузионными и другими”. Автор выделяет следующие возможные
научные направления в науке о резании материалов: “механика, теплофизика,
теории оптимизации процессов резания по физическим параметрам, дислокаций,
подобия и размерностей”.
8. Подураев В.Н. Обработка резанием жаропрочных и нержавеющих
материалов. М.: Изд-во Высш.шк., 1965. 518с.
В книге обработка материалов рассматривается как часть курса
технологии машиностроения, в котором изучается вся совокупность
технологических процессов изготовления изделий. Отмечается, что “учение о
резании материалов сравнительно молодая наука, в которой научное обобщение
во многих случаях пока еще не в состоянии дать практике достаточно точные
количественные рекомендации. Трудность выявления единых законов для
различных процессов резания усугубляется также большим числом
характеризующих его физических явлений. Поэтому большое значение имеет
рассмотрение особенностей выполнения отдельных операций.”
В книге превалирует технологическое начало. Кроме описания существа
процесса резания содержится описание основных методов обработки резанием:
точения, сверления, зенкерования, развертывания, фрезерования,
протягивания, резьбонарезания и абразивной обработки (с учетом имеющегося
производственного опыта).
9. Развитие науки о резании металлов. Коллектив авторов. М.:
Машиностроение, 1967. 415с. [Р1].
В книге содержатся следующие разделы: предисловие, развитие теории и
практики обработки металлов резанием, механика процесса резания, кинематика
и колебания при резании металлов, тепловые явления при резании металлов,
прочность режущего инструмента, износ и стойкость режущего инструмента,
обрабатываемость металлов; качество поверхности, обработанной режущим
инструментом, абразивная обработка металлов, основные направления развития
науки и практики резания металлов.
Книга предназначена для инженерно-технических работников научно-
исследовательских институтов и машиностроительных заводов.
В создании книги принимали участие ведущие специалисты в области
обработки металлов резанием, доктора тех. наук профессора: Зорев Н.Н.,
Грановский Г.И., Ларин М.Н., Лоладзе Т.Н., Третьяков И.П., Бобров В.Ф.,
Исаев А.И., Клушин М.И., Маслов В.Н. и другие.
Книга выпущена к столетию со дня начала систематических исследований
в области обработки металлов резанием.
В книге нет четко сформулированного определения предмета науки.
Однако анализ основных этапов ее исторического развития позволяет это
сделать (см. §3.2).
5 §3.5. Выводы и заключение
1. Наука о резании материалов имеет свой строго индивидуальный предмет.
Предмет науки о резании материалов составляют закономерности
поведения режущего инструмента и обрабатываемого материала в
изменяющихся условиях резания.
1. Для решения своих проблем наука о резании материалов привлекает целый
ряд смежных наук: механику, физику, металловедение, аналитическую
геометрию, теплофизику, теорию пластичности и т.д. В учебных курсах
по резанию материалов сведения из этих наук в сумме зачастую занимают
больше места, чем “резательные” закономерности.
1. Наблюдается смешение предмета науки о резании материалов с задачами
технологической науки. Задача науки о резании материалов – определять
общие принципы наилучших условий функционирования процесса резания
(например, в максимально возможном диапазоне подач), а технологии –
переносить эти условия на конкретный вид обработки, определять
конкретную систему параметров резания для заданных условий.
Технология машиностроения создает различные технологические процессы
и операции с использованием резания как основного средства воздействия на
заготовку изделия. Базой для их создания являются данные о процессах
резания, вырабатываемые наукой о резании материалов: данные о поведении
режущей кромки, границах возможностей по параметрам резания, интенсивности
изнашивания инструмента, затратах энергии на перемещение режущего клина,
границах параметров режущего клина, температуры заготовки. Выбор
оптимальных параметров для проектируемой операции – задача технологии
машиностроения.
1. Определение предмета науки открывает путь к научно обоснованному
созданию новых учебных курсов и методологическому обоснованию учебных
программ лекционных и практических занятий (в любой науке).
1. Базисные положения науки о резании материалов способствуют решению
проблем смежных наук – технологии машиностроения, теории
конструирования станков и инструментов и других.
Библиографический список
А
1. Абдрауров С. Успевает ли думать студент на лекции? // Студенческий
меридиан. 1981. № 11.
2. Александров Г.Н., Ратнер Г.Л. Программное обучение и его место в
медицинских ВУЗах. М.: Медицина, 1968.
3. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. М.: Московский рабочий, 1973.
4. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М.: Советское радио,
1979.
5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
6. Арстанов М.Ж., Гарунов М.Г., Хайдаров Ж.С. Проблемное обучение в
учебном процессе ВУЗа. Алма-Ата: Мектеп, 1979.
7. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе и его
методологические закономерности и основы. М.: Высш. шк., 1980.
8. Архангельский С.И. Лекции по теории изучения в высшей школе. М.:
Высш. шк., 1974.
9. Афасижев М.Н. Эстетика Канта. М.: Наука, 1975.
Б
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебного процесса (общедидактический
аспект). М.: Педагогика, 1977.
2. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения
эффективности учения школьников. Ростов-на-Дону, 1970.
3. Барботько А.И. Зайцев А.Г. Теория резания металлов. Воронеж: Изд-во
ВГУ, 1990.
4. Барботько А.И. Основы аналитической геометрии рабочей части режущих
инструментов. Тула: Изд-во ТПИ. 1981.
5. Барботько А.И. Сборник задач и упражнений по геометрии инструментов.
Тула: Изд-во ТПИ. 1980.
6. Барботько А.И. Осиновский Э.И. Задачи и упражнения для
самостоятельной подготовки по курсу “теория резания металлов”. Тула:
Изд-во ТПИ, 1984.
7. Барботько А.И. Зайцев А.Г. Осиновский Э.И. Основные закономерности
процесса резания. Воронеж: Изд-во ВПИ, 1987.
8. Барботько А.И. Зайцев А.Г. Осиновский Э.И. Опорный материал для
самостоятельной работы студентов по теории резания. Воронеж: Изд-во
ВПИ, 1987.
9. Барботько А.И. Проблемы терминологии в курсе “теория резания
материалов”. // Совершенствование методического обеспечения учебного
процесса. Курск. гос. техн. ун-т. Курск, 1997.
10. Барботько А.И. Поисково-систематические задачи в резании материалов.
Курск. гос. техн. ун-т. Курск, 1998.
11. Барботько А.И. Моделирование и исследование процессов резания.
Воронеж. ВГУ. 1998.
12. Бахматов Р.Б. Загадка НТР. М., 1979.
13. Бенедиков Б.А. Бенедиков С.Б. Психология обучения и воспитания в
высшей школе. Минск: Вышэйшая школа, 1983.
14. Беспалько В.П. Программированное обучение. М.: 1970.
15. Бобров В.Ф. Основы теории резания металлов. М: Машиностроение, 1975.
16. Бодалев А.А. Об особенностях понимания преподавателем студентов //
Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л.,
1978. Вып. 4.
17. Бодалев А.А. О некоторых направлениях разработки проблем высшей
школы. // Проблемы формирования личности специалиста широкого
профиля. Л., 1976.
В
1. Введенский Н.Е. Условия продуктивности умственной работы //
Физиология нервной системы. Избранные труды. М., Медгиз, 1952.
2. Вергасов В.М. Проблемное обучение в высшей школе. Киев: Высшая школа,
1977.
3. Волков Ф. Прежде всего – коллеги // Студенческий меридиан. 1983. №4.
4. Волчегурский Л.А. Внедрение необходимо и реально // Вестник высшей
школы. 1979. №10.
5. Вульф А.М. Резание металлов. Л., 1973.
6. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
Г
1. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во МГУ, 1976.
2. Гангнус А. На руинах позитивной эстетики // Новый мир. 1988. №9.
3. Гарунов М.Г., Пустовит В.В. Проблемное обучение и возможности его
применения в ВУЗе. М.: Изд-во НИИВШ, 1977.
4. Горская Л.В. Отбор учебного материала // Вестник высшей школы. 1980.
№12.
5. Грановский Г.И. и др. Резание металлов. М.: Машгиз, 1954.
6. Грановский Г.И. и др. Резание металлов. М.: Высш. шк., 1985.
Д
1. Давыдцов В.В. Михайлов Ф.Т. Философско-психологические проблемы
развития образования. М., 1981.
2. Дайри Н.О. О проблемности обучения // Народное образование. 1973. №1.
3. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. М., 1960.
4. Данилов М.А. Есипов Б.П. Дидактика. М., 1957.
5. Добрович А.Г. Домой не тянет // Работница. 1984. №11.
6. Добрович А.Г. Переписка с психологом // Студенческий меридиан. 1983.
№4.
7. Дьяченко М.И., Кандыбович А.А. Психология высшей школы. Минск: Изд-во
БГУ, 1981.
Е
1. Елютин В.П. Патриотический долг высшей школы // Вестник высшей школы.
1975. №5.
З
1. Заботин В.В. Этап усмотрения проблемы в мышлении и обучении.
Владимир, 1973.
2. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М., 1968.
3. Заровный В.П. Разрабатывать, опробывывать, внедрять // Вестник высшей
школы. 1980. №7.
4. Зверев И.Д. Теория и практика методов обучения в современных условиях
общеобразовательной школы. М., 1975.
5. Зорев Н.Н. Вопросы механики процесса резания металлов. М.: Машгиз,
1956.
И
1. Ильин В.С. Проблемы развития потребности в знаниях. Ростов-на-Дону,
1971.
2. Ильина Т.А. Проблемное обучение – понятие и содержание // Вестник
высшей школы. 1976, №2.
3. Исаев А.И. и др. Резание металлов керамическим инструментом. М.:
Машгиз, 1952.
4. Эммануил Кант. Сочинения. В 6 т. Т.5. М.: Мысль, 1966.
К
1. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование примеров умственной деятельности и
умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968.
2. Кагерманьян В.С. и др. Перспективные направления и методология
обновления содержания различных видов подготовки студентов в ВУЗе.
М.: НИИВО, 1997. Вып.10.
3. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. М.:
Знание, 1979.
4. Капица П.Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образования
современной молодежи // Вопросы философии. 1971. №7.
1. Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970.
5. Коровяковская Е.П., Юдина О.Н. К психологической характеристике
эффективности учебно-ролевых игр // Вопросы психологии. 1980. №1.
6. Кривоухов В.А. и др. Обработка металлов резанием. М.: Оборонгиз,
1958.
7. Крик Э. Введение в инженерное дело: Пер. с англ. М.: Энергия, 1970.
8. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение,
1972.
9. Кузьмина Н.В. Педагогическая теория и научный факт // Проблемы
обучения и воспитания студентов в ВУЗе. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976.
10. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. М.: Педагогика,
1975.
11. Кудрявцев Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы //
Вопросы психологии. 1981. №2.
12. Кумабэ Д. Вибрационное резание. М.: Машиностроение, 1985.
Л
1. Ламм М.М. Гидродинамическая теория резания металлов и практика ее
применения. Харьков: Изд-во ХГУ, 1956.
2. Левин В.А. Воспитание творчества. М.: Знание, 1977.
3. Ленин В.И. Полное собр. соч. Т. 3,23,24,27,29,39,41. М.: Политиздат,
1985.
4. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. М., 1976.
5. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974.
М
1. Мангутов Н.С. Инженер: Социально-экономический очерк // М.: Сов.
Россия, 1980.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 4,20,23,35. М.: Политиздат, 1964.
3. Маркуша А. Откровенно говоря // Наука и жизнь. 1979. №3.
4. Мартенс Р. Социальная психология и спорт: Пер. с англ. М.:
Физкультура и спорт, 1979.
5. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
6. Матюшкин А.М. К проблеме порождения ситуативных познавательных
потребностей // Психологические исследования интеллектуальной
деятельности. М.: Изд-во МГУ.
7. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 1975.
8. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для
учителей. М.: Просвещение, 1977.
9. Менчинская Н.А. Психологические вопросы развивающего обучения и новые
программы // Советская педагогика. 1968.
10. Методические материалы по организации научно-исследовательской
работы студентов. Часть I, II. М.: МВТУ им Баумана, 1980.
11. Методы социальной психологии. Л.: ЛГУ, 1977.
12. Молибог А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в
высшей школе. М., 1971.
13. Методология и методы социальной психологии. М.: Наука, 1977.
О
1. Обучение и развитие / Под ред. Л.В. Занкова. М., 1975.
2. Обуховский К. Психология влечений человека. М.: Прогресс, 1972.
3. Общесоюзный классификатор специальностей по образованию. М.:
Экономика, 1980.
4. Огородников И.Т. Оптимальное усвоение учащимися знаний и
сравнительная эффективность отдельных методов обучения в школе. М.,
1969.
5. Огородников И.Т. Педагогика. М., 1972.
П
1. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной
деятельности (поведения) животных. М.: Наука, 1973.
2. Панкин А.В. Обработка металлов резанием. М.: Машгиз, 1961.
3. Пидкасистый П.И. Аспекты логико-гносиологический и психолого-
дидактический// Вестник высшей школы. 1977. №12.
4. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.
5. Повилейко Р.П. Инженерное творчество. М.: Знание, 1977.
6. Подураев В.Н. Резание труднообрабатываемых материалов. М.: Высш. шк.,
1965.
7. Проблемы методологии педагогики и методики исследований. Под ред.
М.А. Данилова, Н.И. Болдырева. М., 1971.
8. Программа курса “Резание металлов” (Инд. УМУ-Т-5/72). М.: “Высш.
шк.”, 1962.
9. Программа курса “Теория резания металлов” (АМ-1/05) / ВЗМИ. М., 1976.
10. Программа курса “Резание материалов” (Инд. УМУ-Т-5/867) / МинВУЗ
СССР. М., 1977.
11. Программа курса “Теория резания” (Инд. УМУ-Т-5/867) / МинВУЗ СССР.
М., 1977.
12. Программа дисциплины “Теория резания” (Инд. УМУ-Т-5/1086) / МинВУЗ
СССР. М., 1984.
13. Программа дисциплины “Тепловые процессы в технологических системах”
(Инд. УМУ – Т – 5/1083) / МинВУЗ СССР. М., 1984.
14. Программа дисциплины “Теория резания, тепловые процессы в
технологических системах”, для высших учебных заведений (спец. 1201,
1202) / МинВУЗ СССР. М., 1989.
15. Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А.
Пузырева. М.: Изд-во МГУ, 1982.
16. Пути повышения эффективности обучения. М., 1973.
17. Пак В.В., Шевченко Л.М. Убывание однородной информации и задачи
планирования учебного процесса // Проблемы высшей школы. Киев, 1980.
Р
1. Развитие науки о резании металлов. М.: Машиностроение, 1967.
2. Резников А.Н. Теплофизика механической обработки материалов. М.:
Машиностроение, 1981.
3. Резников А.Н. Резников Л.А. Тепловые процессы в технологических
системах. М.: Машиностроение, 1990.
4. Розенберг А.М. Розенберг О.М. Механика пластического деформирования в
процессах резания и деформирующего протягивания. Киев: Наук. Думка,
1990.
5. Ростовецкая Л.А. Самостоятельность личности в познании и общении.
Ростов-на-Дону, 1975.
6. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Изд-во АН СССР, 1973.
7. Рунин Б.М. Творческий процесс в эволюционном аспекте // Природа.
1971. №9.
С
1. Савин Н.В. Педагогика. М., 1972.
2. Сивкин И.Ф. Некоторые закономерности познавательной деятельности
студентов // Проблемы совершенствования процесса обучения в высшей
школе. Чебоксары, 1975.
3. Силин С.С. Метод подобия при резании металлов. М.: Машиностроение,
1979.
4. Симонов П.В. Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука,
1984.
5. Ситников В.И. Используя программированные задания // Вестник высшей
школы. 1979. №2.
6. Скаткин М.И., Лернер И.Я. О методах обучения // Советская педагогика.
1965. №11.
7. Скаткин М.И. Совершенствование процесса обучения. М., 1971.
8. Скосорев Ю.П. Вопросы внедрения проблемного обучения в ВУЗе. Курск,
1981.
9. Смыслова В.Н. Проблемное обучение в специальной дисциплине // Вестник
высшей школы. 1981. №2.
10. Смирнова Б.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим
образованием. Л., 1977.
11. Социальная психология. Краткий очерк. М.: Политиздат, 1975.
12. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969.
13. Сысоев А.А. и др. Перспективы развития имитационной модели в высшей
школе. М.: НИИВО, 1991.
Т
1. Табачинский В.Ф. С практической точки зрения // Вестник высшей школы.
1977. №6.
2. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.
3. Теоретические проблемы психологии личности / Под ред. Е.В. Шороховой.
М.: Наука, 1974.
4. Трент Е.М. Резание металлов. М.: Машиностроение, 1980.
5. Технологические свойства новых СОЖ // Под ред. М.И. Клушина. М.:
Машиностроение, 1979.
Ф
1. Фейгенберг И.М. Задачи в школе, в ВУЗе, в жизни // Вестник высшей
школы. 1975. №4.
Х
1. Харкевеч А.А. О ценности информации // Пробл. кибернетики. 1960. №4.
2. Харламов И.Ф. Активизация учения школьников. Минск, 1970.
3. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б.
Гиппенрейер, В.В. Петухова. М.: Изд-во МГУ, 1981.
4. Хомяков А. Инженерная школа России // Высш. образов. России. 1995.
№1.
Ч
1. Черненилов В.И. Актуальные проблемы психологии управления // Вопросы
психологии. 1981. №4.
2. Чиби С. Единство целей теоретического и практического обучения //
Высшее образование в Европе. VIII. №4.
3. Чирков Г. Познавательная активность студента // Высш. обр. в России.
1995. №1.
Ш
1. Шаталов В.Ф. Точка опоры. М.: Педагогика, 1987.
2. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. М.: Педагогика, 1980.
3. Штейнмец А.Э. Принцип или способ? // Весник высшей школы. 1977. №1.
4. Шухардин С.В. История науки и техники. М., 1976.
Щ
1. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971.
Я
1. Ядов В.А. Социологическое исследование. М. 1972.
2. Янушевичус З.И. Интеграция научной и учебной работы // Вестник высшей
школы. 1977. №10.
3. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1966.
4. Ящерицын П.И. Зайцев А.Г. Барботько А.И. Тонкие доводочные процессы
обработки деталей машин и приборов. Минск: Наука и техника, 1976.
5. Ящерицын П.И. и др. Теория резания. Физические и тепловые процессы в
технологических системах. Минск: Вышэйш. шк., 1990.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|