Графология
Графология
| |
|МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ |
|ФЕДЕРАЦИИ |
|Тюменский государственный нефтегазовый |
|университет |
| |
| |
|Кафедра ОПиВЭД |
| |
| |
| |
| |
| |
|Реферат |
| |
|по курсу «Управление персоналом» |
|на тему |
| |
|«Графология» |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|Выполнил: студент |
|группы ВЭД - 95 - 1 |
|Иванов О. Д. |
|Проверил: к. э. н., доцент |
|Антонова И. В. |
| |
| |
|Тюмень |
|1997 г. |
ВВЕДЕНИЕ
Графология – это интересный и ценный способ , позволяющий понять
самого себя и познать природу других людей . В странах Европы графология
давно применяется в тестировании конкретного человека , направленном на
познание черт его характера , с недавнего времени она получила официальное
признание в США , где быстро завоевывает признание .
В данный момент многие фирмы нанимают графологов , с помощью которых
проверяют кандидатов на работу . Молодые люди обращаются к профессиональным
графологам , когда они не уверены , куда им лучше направить свои
способности и таланты . К ним обращаются родители , которые пытаются понять
, почему их сын предпочитает играть в бейсбол , вместо того , чтобы учиться
на врача . К графологам обращаются дети , пытающиеся получить
«доверительную информацию» о характере своих родителей . Причин для того ,
чтобы обратиться к анализу почерка столько же , сколько существует личных
проблем у человека .
Одно из новых и самых важных направлений в исследовании почерка стало
использование образцов письма пациента , полученных под гипнозом . При
внушении взрослым людям того , что они – в детском возрасте , их почерк
менялся , что давало возможность проанализировать изменение почерка в
течение всей жизни , и , как следствие , проследить развитие человека от
детского до взрослого состояния .
Другие интересные эксперименты связаны с обнаружением специфических
болезней , которые проявляются в характере почерка . Эти тесты проводятся
профессиональными графологами в сотрудничестве с больницами . Хотя пока эти
исследования находятся на стадии эксперимента , страховые компании
отнеслись к ним достаточно серьезно и оказывают графологам существенную
финансовую поддержку .
Однако графология – не панацея от всех бед и не чудо . Графолог не в
состоянии изменит характеры людей , их задача сводится лишь к тому , чтобы
проанализировать основные черты почерка таким образом , чтобы человек понял
свои способности и сумел ими воспользоваться наилучшим образом , постарался
приспособить свою личность к личностям других людей с тем , чтобы извлечь
наибольшую пользу в любой из сфер человеческих отношений : личные отношения
, социальные , учеба , деловая жизнь .
Способность анализировать почерк также не является даром , с которым
рождается человек . Графология основана на определенных правилах , которые
должны четко соблюдаться для того , чтобы прийти к разумным выводам .
1. Истоки графологии .
Изучая происхождение и развитие анализа почерка , писанная история
свидетельствует о том , что графология в том виде , в каком мы ее знаем
сейчас , возникла не более трех столетий назад . В то же время существует
много упоминаний об этом предмете во многих древних документах . Так , в
письме императора Нерона говорится : «Я боюсь этого человека , потому , что
его почерк показывает , что у него – предательская натура». В трудах
Конфуция сказано : «Бойтесь человека , почерк которого напоминает движение
тростника , колеблемого ветром» .
Первая известная ныне книга , специально посвященная графологии ,
вышла в свет в 1630 году и была написана итальянским профессором Камилло
Бальдо . Его длинное название гласило « Tratto come una letra si cognoscano
la natura e qualita del scrittore» , то есть «Как узнать природу и качества
человека , взглянув на букву , которую он написал» . В свое время книга
произвела определенное впечатление на читающую публику , но не более , так
как в то время люди считали , что для того чтобы понять характер человека
по почерку , необходимо обладать даром ясновидения или интуиции .
Примерно через двести лет к теме почерка вернулись во Франции , когда
ученый церковник аббат Фландрэн заинтересовался книгой Бальдо . Аббат решил
, что она заслуживает серьезного обсуждения и анализа . Он создал группу ,
участники которой занялись вопросом и подвергли классификации почерки людей
, отличающихся друг от друга по интересам и по роду занятий . Участники
исследования выработали правила , которые легли в основу современного
анализа почерков . Для того , чтобы окрестить новую науку аббат использовал
два греческих слова – «графо» (писать) и «ологи» ( наука ) . Так и родилось
имя новой науки - графология .
Ученик Фландрэна аббат Мишон более интенсивно развил графологические
исследования и превзошел своего учителя . В 1872 году он написал книгу «
Система графологии» . Так впервые было употреблено слово « графология» .
Около 1880 года работа Мишона получила дальнейшее развитие в исследованиях
Крепье - Жамэна , в которых были применены более четкие методы
классификации различных черт характера , которые выявил анализ почерка .
Графологией заинтересовались в Германии , затем в Англии , где многие
интеллектуалы посвятили немало времени совершенствованию анализа почерка .
Графологами - любителями были премьер - министр Англии Дизраэли и
американский писатель Эдгар Аллен По .
В начале ХХ века доктор Людвиг Клагес ( Германия ) предпринял крупную
научную работу по определению и обоснованию принципов графологии , методов
ее применения и ее интерпретации . Современные исследователи почерка
считают доктора Клагеса отцом современной графологии .
С XIX века в различных странах возникли графологические общества . В
Европе графология рассматривается с должным вниманием и занимает достойное
место в работе психолога и психиатра . Она включена в учебные программы по
психологии в университетах многих европейских стран .
2. Возможности анализа почерка .
Если говорить вкратце , анализ почерка (графология) раскрывает
внутренние черты характера человека , которые выражены в написании букв .
Почерки людей столь же различны , как и их индивидуальные качества , как их
отпечатки пальцев .
У анализа почерка существуют определенные пределы возможностей .
Во – первых , невозможно сказать , принадлежит ли почерк мужчине или
женщине , если текст не подписан . Автором крупного , размашистого письма ,
которое на первый взгляд написал мужчина , может оказаться милая бабуся ,
обладающая сильной и агрессивной натурой . Часто мелкие буквы с легким
нажимом , которые по видимости писала женщина , на самом деле были
начертаны застенчивым мужчиной со склонностью к сентиментальности .
Графолог не может определить пол писавшего .
Во – вторых , почерк не показывает и возраст автора письма . Может
показаться , что почерк подростка принадлежит лицу более старших лет ,
потому , что ум подростка зрел не по возрасту , а письмо старого человека
может выглядеть ребяческим , потому , что у него сохранился юношеский задор
. Поэтому письмо раскрывает умственный , а не хронологический возраст .
Разумеется также , что графолог не сможет дать ответ на вопрос женат
ли человек или холост , так как брак не изменяет основных черт характера .
Следовательно , по почерку невозможно определить , есть ли у автора письма
дети или нет .
Нельзя по почерку узнать род работы , характер занятия или увлечения
того или иного лица , так как многие люди занимаются делами , для которых
они изначально не подходят , но успешно справляются с ними благодаря своему
уму или способности приспосабливаться к различным обстоятельствам или по
необходимости .
В то же время почерк может открыть наличие состязательного духа ,
способность ясно мыслить , четко действовать , проявлять упорство в
достижении цели , присутствие финансовой расчетливости , а также других
качеств , которые помогают человеку преуспеть .
По почерку невозможно догадаться , принадлежат ли люди к одной и той
же семье , потому , что почерки не обладают семейным сходством . Даже в том
случае , если люди похожи до такой степени , что их собственные родители с
трудом могут отличать их друг от друга , их почерки могут показать наличие
совершенно разных черт .
Итак , как уже было сказан , чрезвычайно важно иметь в виду , что
анализ почерка не позволяет отгадывать или предсказывать судьбу человека .
Графолог может рассказать человеку о его характере , его склонностях и
темпераменте , что позволит ему направлять свои действия . Каким образом он
использует знание о чертах своей личности для того , чтобы определить свою
жизнь в будущем , не входит в компетенцию графолога . Все , что может
сделать графолог – это указать на наличие сильных и слабых сторон
испытуемого , а последний может воспользоваться информацией для того ,
чтобы всемерно укрепить свои достоинства и свести к минимуму свои
недостатки .
3. Национальные особенности почерка .
Несмотря на то , что почти в каждой стране Западного мира люди пишут
, используя буквы латинского алфавита , нетрудно увидеть различия в
написании букв , которые используют люди различных стран .
Испанцы обычно пишут заглавные буквы вычурно и с завитушками , что
показывает их гордую и романтическую натуру . Французы пишут гораздо мельче
, и их почерки отражают более логичный подход к жизни . Итальянское письмо
с его простыми маленькими буквами и грациозными большими буквами отражает
чувство ритма и изящества . Русская эмоциональная , общительная природа
отражается в размашистом , крупном почерке . Немецкий почерк более угловат
и тщателен , чем у других народов . У англичан почерк сдержан , прост , без
росчерков и завитушек .
Конечно , эти черты почерка отражают лишь наиболее типичные
проявления национальных характеров . Люди одной нации пишут разными
почерками , отражая свои различия в индивидуальностях .
Американский почерк – свободный и размашистый . Он представляет собой
сочетание многих национальных традиций , потому что в этой молодой стране
еще не до конца сложился национальный стиль почерка .
Письмо в Китае и Японии , арабское письмо и иврит , а также другие
виды письменности принципиальным образом отличаются от латинской . Однако
графолог может без особого труда сделать соответствующий анализ . В этих
случаях будут приниматься во внимание размеры букв , нажим , поля и другие
характеристики письма . Китайское и японское письмо не является почерком в
нашем смысле этого слова . Однако ученые Китая и Японии утверждают , что
они могут анализировать характер человека , исследуя те слова – картинки ,
которые китайцы и японцы изображают на бумаге .
В то же время , хотя у почерков существуют определенные национальные
особенности , графолог не может сказать : «Вы родились в Англии , или во
Франции , или в Германии» , лишь взглянув на образец почерка . Автор письма
мог быть рожден в одной из этих стран , но еще в детстве переехать в США ,
где его научили писать в американской школе , и поэтому его почерк носит
американские черты . Таким образом , по почерку можно будет скорее узнать
страну , в которой обучался писать человек или национальность его учителя ,
который занимался обучением письму , но не страну рождения
Несмотря на наличие у почерка национальных особенностей , это не
влияет на характер анализа . Правда , делается скидка на крайности :
угловатость германского почерка , мелкость и вертикальность английского и
т. д. В целом же , графолог осуществляет анализ так , чтобы вариации не
стали препятствием в достижении результатов .
4. Как проводить анализ почерка .
Идеальный образец почерка должен быть на большом листе обычной белой
бумаги , не разлинованной и без полей . Для текста лучше не переписывать
что – либо из книги или газеты , а предложить человеку написать то , что
приходит ему в голову . В этом случае почерк будет более естественным .
Желательно получить и подпись человека , потому что подпись
отличается от остального текста .
Помимо образца почерка , полученного непосредственно для анализа ,
желательно наличие образчика письма , подготовленного ранее , когда
испытуемый не знал о том , что будет проводиться анализ его почерка .
Если для образца выбрано письмо , состоящее из нескольких страничек ,
обращайте внимание на последнюю страницу , так как к концу письма автор уже
не прилагает сознательные усилия для того , чтобы покрасивее выводить
буквы . На последней странице почерк максимально естественен .
Анализ почерка осуществляется одинаково вне зависимости от пола
писавшего .
Для того , чтобы получше , с максимальной тщательностью рассмотреть
черточки и крючки , которые часто появляются перед началом буквы или в ее
конце , рекомендуется пользоваться увеличительным стеклом .
Следует подчеркнуть , что ни одна черта не имеет абсолютного значения
, на основе которой следует исследовать каждый почерк . Различные черты
характера , проявившиеся в почерке должны рассматриваться индивидуально ,
прежде чем будет подведен окончательный итог . Допустим , написание одной
буквы может свидетельствовать о склонности человека к промедлению . Однако
, рассматривая весь образец почерка мы можем увидеть , что человек написал
эту же букву по – другому или же в его письме есть другие признаки ,
которые не позволяют утверждать о медлительности . В этом случае одиночный
показатель , который не подтвержден другими данными , можно игнорировать .
Опытный профессиональный графолог быстро улавливает различные
вариации и сопоставляет различные признаки , достигая правильного решения .
Часто противники графологии приводят в качестве довода о
несостоятельности этой науки то , что в школе всех обучают писать одинаково
. Однако тут стоит заметить , что люди в дальнейшем не сохраняют это
единообразие . По прошествии короткого времени большинство учеников
начинают писать различно и таким образом проявляют индивидуальные черты
характера и ума . Развитие ума и изменения в характере неизбежно вызывают
соответствующие изменения и в написании букв .
Приводятся и замечания о том , что люди одной профессии не пишут
одинаково . Ответ здесь таков : «Работа не формирует характер . Учитель
может быть щедрым и скупым , скромным и агрессивным , но это вовсе не
означает , что он не подходит для преподавательской работы . У врача может
быть чувство юмора или он может быть серьезным , он может быть романтиком
или рационалистом , но из этого не следует , что он не может быть хорошим
врачом .»
Можно услышать и высказывания о том , что письмо – это просто работа
мышц и мускулов . Но это не так . Почерк – это внешнее проявление ума и
других сторон личности . Если бы почерк был лишь результатом работы мышц и
мускулов , он бы не раскрывал человеческих эмоций . Бывали случаи , когда
человек повредил свою правую руку , и ему приходилось обучиться писать
левой рукой . Хотя на первый взгляд слова , написанные левой рукой
отличаются от тех , что написаны правой , открываются все те же основные
черты , которые очевидны в написании слов левой рукой . Люди , которые
потеряли обе руки , обучаются использованию ног для письма , и даже в этих
случаях проявляются те же закономерности характера .
Надо заметить , что нельзя давать определенный ответ на вопрос : «Это
– хороший или плохой почерк ?» . Графолог анализирует характер , но не
выносит суждений относительно него . Каждый почерк является индивидуальным
для аналитика , и его дело указать благоприятные и слабые черты личности ,
проявляющиеся в почерке , а не выносить суждения . Можно сказать , что в
каждом почерке есть своя доля плохих и хороших черт , но то , что для
одного может быть достоинством , для другого может явиться недостатком или
слабостью .
5. АНАЛИЗ ПОЧЕРКА .
5.1 Кто правит : ум или сердце ?
В Д А
Г Д
Наклон в почерке – вправо , влево , или отсутствие какого – либо
наклона , --- все это важно для графолога . Степень привязанности и
способности их выражать измеряются «шкалой эмоций» . Опытному графологу ,
натренировавшему свой глаз , изучая почерки , не надо производить измерений
и он сразу же может определить величину наклона .
А. Это самый обычный наклон в почерке . Он раскрывает теплую ,
дружелюбную натуру . Так пишет человек , который открыто выражает свои
чувства . Однако это – не очень импульсивная натура , и такой человек может
держать свои эмоции под контролем . Человек , который пишет с таким
наклоном , может ладить с другими людьми , потому , что в его характере
существует искренняя тяга к общению , и он не будет счастлив , если будет
долго находиться в одиночестве .
Когда такой человек влюблен , он не любит скрывать свои чувства , и он
хочет , чтобы предмет его чувств отвечал ему взаимностью . Когда человек с
наклоном «А» женится или выходит замуж , он (она) не желает сидеть дома у
домашнего очага , а получает удовольствие от общественной жизни вне дома и
любит принимать у себя дома своих друзей .
Б. Здесь проявляются более крайние черты . В то время , как такой
наклон показывает наличие привязанности и желание выставить напоказ свои
чувства , эти черты носят более ярко выраженный характер , чем при наклоне
«А» . Наклон «Б» отражает большую энергию и энтузиазм в восприятии новых
идей . Здесь романтические импульсы более горячи . Если человек , пишущий
таким почерком , влюбляется , то он «влюбляется по уши» , «влюбляется с
первого взгляда» . Он может быть очень уязвлен , если тот , кого он любит ,
обращает внимание на кого – нибудь кроме него . Наклон «Б» отражает
тенденцию к собственническому началу в любви . Разумеется , одиночество
противопоказано для этих людей . Они постоянно нуждаются в активности . Они
постоянно хотят встречаться с новыми людьми .
Когда влюбляется человек , пишущий с наклоном «Б» , надо отдавать себе
отчет в том , что он нуждается в ярком и интересном окружении . Такая
романтическая и эмоциональная натура нуждается в том , чтобы ее постоянно
питали взаимное восхищение , а , возможно , и лесть в умеренных дозах .
В. Когда пишут с наклоном назад , это является признаком того , что
интеллект контролирует эмоции . Если Вы хотите завоевать сердце любого
человека , который пишет с наклоном назад , то знайте : путь к этому сердцу
лежит через его голову . Такой человек способен полюбить , но только в том
случае , если он получит разрешение ума . Поэтому для такого человека
характерны внешние проявления чувств , а энтузиазм сдерживается .
Следует высказать одно предупреждение для тех , кто анализирует почерк
с наклоном «В» : если Вы видите такой почерк у очень молодых людей ,
спросите их , всегда ли они так писали , и когда изменили свой почерк от
наклона вправо к наклону влево . В возрасте наступает определенная стадия
развития , когда молодые люди чувствуют , что они стали уже достаточно
взрослыми и умудренными , чтобы возвыситься над чувствами . Они считают
себя глубокими интеллектуалами и , по их мнению , они находятся намного
выше таких «заземленных» как дела сердечные . Но они выдают свой характер
почерком , который остается юным , с характерными для этого возраста
большими и круглыми формами букв .
Г. Те же черты контроля ума над сердцем , что присутствуют в наклоне
«В» , проявляются и здесь . Однако в данном случае подавление чувств более
ярко выражено . Интересно , что человек , пишущий с наклоном «Г» , может
быть столь же эмоционален , как и человек , который пишет с наклоном «Б».
Но в то время , как пишущий с резким наклоном вправо («Б») открыто
проявляет свои эмоции , человек , пишущий с наклоном влево («Г») --- крайне
сдержан в проявлении своих сердечных чувств . Наклон «Г» также показывает
тенденцию к скрытности . Такой человек производит впечатление холодности и
сдержанности , хотя под этим внешним покровом может бушевать буря эмоций .
Д. Когда почерк является вертикальным и нет наклона ни вправо , ни
влево , существует равновесие между умом и сердцем . Манера такого человека
– сдержанна . Такой человек хочет разумно взвесить вещи , и он не подвержен
неустойчивым чувствам и случайным движениям ума . Когда человек , пишущий
вертикально , влюбляется , нельзя ожидать от него мгновенного выражения
своих эмоций . Привязанности могут быть не выражены явно ; чувства могут
быть раскрыты через проявления преданности , каждодневные знаки доброго
отношения . Партнер по браку , который пишет вертикально , может в равной
степени принимать и радости , и каждодневные заботы домашней жизни и
принимать их со спокойствием , которое показывает , что ум и сердце
уживаются в гармонии . Ни голова , ни сердце не бунтуют против друг друга .
Попадаются и почерки , которые не соответствуют ни одному из выше
приведенных вариантов , а представляют собой сочетание букв , которые
написаны с наклоном вправо , влево и вертикально . Бывает так , что целая
строка написана с наклоном влево , а следующая – с наклоном вправо . Часто
каждое слово меняет свой наклон . Подобный почерк свидетельствует о том ,
что его автор подвержен резким сменам настроения , которые также отражаются
в смене наклонов . В этом случае интеллект и эмоции находятся в конфликте :
ум желает одного , а сердце – другого , осторожность борется с
импульсивностью . По этой причине люди , у которых наклон меняется ,
отличаются непостоянством и придирчивы к мелочам . Это объясняется не их
доброй волей , а тем , что они являются жертвами неконтролируемых эмоций .
Как правило те , ко пишут таким почерком , редко бывают одинаковыми в
течение хотя бы пары дней и порой бывают оригинальными натурами и
интересными людьми .
Может получиться , что почерк наклоняется в одну сторону , но при
ближайшем рассмотрении можно обнаружить , что буква с петлей ( такие как
«в» «д» «з» «у» «ц» «щ» ) наклонена в другую сторону . Например , слово
наклонено вправо , а буква с петлей написана с наклоном влево . Это
свидетельствует о том , что человек проявляет нерешительность , стоит ли
ему встречать новых людей и принимать новые идеи .
Так же , как и в отношении других моментов графологии , по одному
наклону нельзя окончательно определить степень эмоциональности и
самоконтроля . Наклон почерка необходимо сопоставить с другими показателями
.
Во всех случаях , когда люди , находящиеся в тесных контактах друг с
другом , не находят общей почвы , графолог может сыграть важную роль . Он
подскажет , кто находится под властью сердца , кем управляет холодная
голова , а кто удерживает равновесие между тем и другим . Если же участники
коллектива поймут основы своих характеров , они смогут добиться создания
гармоничных отношений .
5.2 Оптимизм или пессимизм ?
1. [pic]
1. [pic]
2. [pic]
Для максимально верного анализа необходимо чтобы исследуемый текст был
написан на не разлинованной бумаге , и чтобы пишущий сам соблюдал
направление строки . Когда пишут на линованной бумаге , нет возможности
определить , есть ли у почерка склонность «взбираться в гору» , «идти под
горку» или же прыгать в разные стороны .
Почерк , который не отклоняется от воображаемой прямой линии , а идет
по прямой , принадлежит человеку , которого не так легко расстроить мелкими
событиями или заявлениями других люде . Такой человек тщательно обдумывает
свои мысли и поступки и удерживает свои настроения под контролем .
Однако , если линии строк отклоняются от прямой , как это показано на
рисунке , то это позволяет сделать ряд выводов :
1. Если линия почерка поднимается вверх , это – признак оптимизма .
Такой человек не теряет духа , сохраняет веру и надежду и обычно
является довольно амбициозным , стремясь продвинуться вперед . Люди
, у которых строки убегают вверх , являются доброжелательными
товарищами , они хорошо приспосабливаются к окружающей обстановке .
Если строка взбегает вверх под большим углом , то пишущий –
неисправимый оптимист , сужения которого часто бывают ошибочными
из—за того , что он ходит по земле высоко задрав голову , и не
замечает реальной окружающей обстановки . Тем не менее этот человек
по – своему счастлив .
2. Противоположным примером является строка , которая все время
опускается вниз . Пессимист не выражает энтузиазма и не возлагает
больших надежд на новые идеи . Он склонен проявлять скепсис , когда
сталкивается с ними . Если спуск строки вниз не столь ярко выражен ,
то возможно , что пессимизм представляет собой лишь смесь
осторожности и критичности , а такая черта характера не является
плохой . Резкий спуск строки вниз – это признак убежденного
пессимиста , которого нелегко вывести из упаднического настроения .
Графолог должен проявлять осторожность в общении с пессимистом и не
слишком откровенно ставить диагноз «пессимизма» . Не исключено , что
это лишь временное состояние человека . Хорошо бы просмотреть
образцы почерков «пессимиста» , сделанные за некоторое время до
данного анализа , и обратить внимание на то , не шла ли строка прямо
, а , может быть , и наверх . Бывает так , что самый бодрый человек
испытывает временное ухудшение здоровья , или на него сваливаются
какие – нибудь несчастья , что вызывает у него депрессию . Такое
состояние автоматически заставляет почерк спускаться вниз . Однако
как только условия меняются , строка с удивительной быстротой
возвращается к своему обычному положению – ровному или бегущему
вверх .
3. В третьем примере мы имеем почерк человека с переменчивым
настроением , у которого каждое слово может прыгать то вниз , то
вверх . У такого человека настроения меняются постоянно в
зависимости от времени , места , окружающих людей . Людям , у
которых нет устойчивого направления в написании строки ( прямое ,
вверх , вниз ) , трудно приспособиться к любой работе , домашнему
занятию или хобби , требующему тщательного соблюдения устойчивого
порядка . Часто люди , обладающие таким почерком , не соглашаются с
результатами его анализа . Порой это люди , занимающие хорошее
положение и по всей видимости уверенные в себе . По этой причине
почти абсурдно говорить им , что они являются жертвами своих
неустойчивых настроений .
Очень часто бывает , что умный человек не добивается никакого успеха
, даже в вещах , для которых он , казалось бы , создан . И он , и
окружающие его люди удивляются ,почему он не добился ожидаемого успеха .
Неудивительно обнаружить у таких людей (которые , судя по их уму и
способностям , не могли потерпеть поражения) , что направления их строк и
наклоны букв не отличаются постоянством , а то и дело меняются .
Стоит обратить особое внимание на то , как сочетаются направления
строки и наклоны в буквах , о которых шла речь ранее . Обычно человек ,
который изменяет наклон букв то назад , то вправо , то вертикально ,
чередует и направления строки (вверх , вниз , прямо) . Тот же , кто пишет с
постоянным наклоном (все равно в какую сторону или вертикально) , обычно
пишет с одним и тем же направлением строки .
Во всех сферах человеческих отношений – дома , на работе , в школе
или клубе – следует внимательнейшим образом учитывать реакции людей ,
которые обусловлены их интеллектом или эмоциями . Об этом знает графолог ,
и он исходит из этого при анализе почерка .
5.3 Щедрость или бережливость .
В почерке проявляется и тенденция к расточительству или скупости .
Это можно узнать по расстоянию между словами и строками , а также по
величине полей . Графолог должен обратить внимание на то , широки ли поля ,
узки ли они , или же бывают то узки , то широки . Возможны несколько
вариантов :
Почти нет расстояния между словами . Строки явно наползают друг на друга .
Это – явный признак бережливости . Чем меньше расстояния между словами и
строками , тем более бережлив человек .
Большие расстояния между словам и строками показывают щедрость человека .
Чем больше эти расстояния , тем больше усиливается тенденция к
расточительству , пока растраты не становятся непрактичными и
экстравагантными .
Надо заметить , что размеры букв не играют той решающей роли в
определении щедрости или бережливости человека , которую играют
пространства между словами и буквами в каждом слове .
Если слова и строки расположены тесно друг другу , а буквы – мелкие ,
то такой почерк свидетельствует о большой бережливости . Такой человек не
только не позволяет больших трат на других людей ил на внешние цели , но
склонен тщательно взвешивать расходы на собственные нужды . В то же время ,
если такой мелкий почерк сочетается с большими расстояниями между словами ,
то , хотя он не склонен много тратить на себя , он щедр в отношении других
людей .
Если человек оставляет небольшие расстояния между словами и строками ,
а буквы – крупные , он также является бережливым . Крупные буквы и большие
расстояния между ними показывают , что щедрость человека не знает предела .
Размер полей является дополнительным показателем , позволяющим
графологу определить степень расточительности или прижимистости человека .
Вот о чем смогут рассказать поля:
Широкие поля со всех сторон листа свидетельствуют о хорошем вкусе ,
инстинктивной тяге к изысканным предметам . Наличие широких полей ,
пропорционально окружающих страницу со всех сторон , -- признак не только
щедрости , но и рассудительности , позволяющей приобретать на деньги
наиболее ценные вещи . Широкие поля слева и справа при отсутствии полей
внизу и наверху – это также признак щедрости , но не свидетельствует о
рассудительности . Широкие поля , оставленные лишь слева , являются
проявлением расточительного поведения , с которым пытается бороться человек
. В конечном счете это может приводить к действиям , когда человек
«выгадывает на копейку , но теряет рубль» , пытаясь компенсировать крупные
растраты мелочной экономией .
Узкие поля , оставленные слева (при широких полях справа) означают ,
что человек заставляет себя экономить , но у него это плохо получается ,
так как он гораздо больше любит тратить , а не сберегать средства. Возможно
, такой человек любит пускаться в рассуждения о строгом бюджете семьи , но
весьма сомнительно , умеет ли он это осуществлять .
Нижеследующие рисунки помогут определить основные тенденции в
отношении к расходам , которые проявляются в почерке :
1. Узкие поля наверху ,
но они становятся шире
и шире внизу .
2. Широкие поля наверху ,
но они становятся все
уже и уже внизу .
3.Прямой линии
полей нет – она
вьется то туда ,
то сюда и нигде
не бывает ровной .
В первом примере так пишет человек , который по природе любит тратить
деньги , на которые вынужден экономить либо в силу сложившихся
обстоятельств , либо под влиянием принятого им «разумного решения» . Такой
человек может поставить свои расходы под строгий контроль , откладывая
регулярно определенную сумму в день , но затем совершает набеги на свои
хранилища , в результате чего к концу месяца они остаются пустыми . И все
же такой человек не теряет надежды . Он начинает экономить снова , но ,
конечно , его природная расточительность одерживает над ним верх .
В данном случае можно прийти к выводу , что временные всплески
расточительства быстро подавляются внутренним призывом к бережливости .
Порой у такого человека возникают приливы щедрости , при первой встрече
может показаться , что человек швыряет деньги направо и налево . Однако
сведение поля на нет показывает , что этой щедрости хватает ненадолго , его
одолевает страсть к бережливости .
Такое поле показывает лихорадочное отношение к финансам . Такие люди могут
сорить деньгами под влиянием импульса , не способны продумать свой бюджет и
контролировать свои расходы . Они тратят , пока есть деньги . Но как только
они не обнаруживают , что на мели , они легко приспосабливаются к скромному
образу жизни . Такие люди не меряют жизнь или людей по ценнику . Они видят
в деньгах средство , а не цель . Как и те , кто пишет по первому образцу ,
эти люди могут составлять планы и давать себе обещания жить по средствам ,
но не видят никакой радости в методичных расходах и редко выполняют свои
планы о строгом контроле над бюджетом .
Ровные узкие поля слева и справа показывают , что человек проявляет
бережливость и разумную расчетливость в своих поступках . Когда же весь
лист занят письмом , а полей нет или почти нет , это показатель того , что
человек стремится выжать максимум из имеющихся у него денег . Но порой
такие люди имеют неправильное представление о том , как следует экономить и
что является ценным , а что – нет , и они допускают серьезны ошибки в свои
поступках .
5.4 Чувство юмора и воображение .
Даже точки над буквой «ё» имеют большое значение при анализе почерка
. Многие думают , что нет никакой разницы между точками над «ё» и теми ,
что ставят в конце предложения. На самом же деле при внимательном анализе
можно обнаружить точки различного написания . Например :
Волнистые линии , полуокружья , полумесяцы или либо любые другие забавно
выглядящие формы свидетельствуют о наличии чувства юмора . Чем необычнее
изображение точек , помещенных над буквой «ё» , тем острее чувство юмора у
человека и его способность изображать других людей или подражать их
поведению .
Когда точки невелики , поставлены с небольшим нажимом и прямо над буквой ,
чувство юмора неярко выражено . Этот человек серьезен и не позволяет своему
воображению заходить слишком далеко . Чем более тщательно написаны точки
над «ё» , чем ровнее они поставлены над буквой , тем более взвешен и
осмотрителен человек .
Точки , тщательно поставленные и написанные с сильным нажимом ,
свидетельствуют о наличии черт характера , описанных в предыдущем случае ,
но здесь они имеют большую силу . Такой человек более склонен настаивать на
своем .
Более тяжеловесные точки и направленные слегка вниз свидетельствуют об
упрямстве . Такой человек нелегко меняет свои взгляды и готов отстаивать их
с исключительным упорством .
Точки , нарисованные в виде палатки , показывают наличие у человека
особого ума и тонкого юмора . Такой человек не принимает новые идеи без
разбора . Он постоянно хочет докопаться до самых основ и дать происходящему
свою оценку . Чувство юмора заставляет его смягчать чрезмерную критичность
своих замечаний .
Точки , которые высоко парят над буквой «ё» , свидетельствуют о живом
воображении . У такого человека живой ум , и он люби новые идеи и
развлечения . Иногда он ставит простые точки , иногда – прямые черточки или
другие штрихи , но в любом случае он ставит их высоко над буквой .
Кружки над буквой «ё» могут затруднять анализ , потому что в одном
почерке такие кружки могут иметь одно значение , а в другом – совсем иное .
Обычно такие кружочки означают художественную натуру . Он тянется к
прекрасному и хочет пребывать в красивом окружении . Если почерк прост и
лишен украшательств , то художественное воображение направляется в
творческую деятельность или домашние увлечения , связанные с художественным
творчеством . Но если подобные кружочки над буквой «ё» появляются там , где
много завитушек , они могут означать мечтания о художественном творчестве ,
а не реальную способность к такой деятельности .
Обращая внимание на «ё» , можно к удивлению обнаружить самые
различные способы ставить точки над этой буквой . В этом случае видно , что
человек позволяет своему воображению опробовать самые различные идеи .
Такому человек быстро надоедает все повторяющееся и привычное .
С другой стороны , точки могут не меняться на протяжении всего письма
. В таком случае мы имеем дело с постоянством ума . Такой человек не скачет
от одной идеи к другой и проявляет способность к концентрации в мышлении и
работе .
Но буква «ё» может писаться и без точек . Это может означать
торопливость пишущего , и в этом случае отсутствие точек должно остаться
без внимания . Однако , если точки игнорируются постоянно , то это
свидетельствует либо о рассеянности пишущего , либо о его невнимании к
деталям . Такой человек может также забывать перечеркнут цифру «7» .
Здесь можно сказать несколько слов и о точках в конце предложения .
Можно увидеть , что некоторые люди ставят вместо точек штрихи . Это
показывает наличие энтузиазма и воображения . Черты характера , описанные в
примере 7 , можно обнаружить и у людей , которые ставят вместо обычной
точки небольшой кружок .
5.5 Разборчивость .
Некоторые люди , которые плохо разбираются в графологии , порой
выносят поспешные суждения относительно человека , от которого они получили
письмо . Как правило , четкость и красота почерка воспринимаются как
индикаторы интеллекта . Но это далеко не так .
Часто у человека , обладающего , так называемым , «красивым» почерком
, умственные реакции замедлены , а человек с неразборчивым почерком может
быть очень умным или , по крайней мере , неглупым , но необразованным .
Поэтому так неправильно судить о внутренней сути человека по внешнему виду
почерка , как считать , что люди с красивыми лицами обладают хорошим
характером , а внешне некрасивые – дурным . Рассмотрим некоторые возможные
варианты .
1. Пример ясного , разборчивого письма . Буквы выписаны медленно и
тщательно . В почерке нет заметных букв , привлекающих внимание . Их
отсутствие показывает , что этот человек обладает способностью все
взвешивать тщательно . В то же время у него нет ярко выраженного
стремления к независимости . Такой разборчивый почерк
свидетельствует о готовности сотрудничать с другими людьми и
склонности человека поддаваться господствующим суждениям . Такое
письмо принадлежит умному человеку , но не склонному к независимой
интеллектуальной работе .
2. Почерк разборчив , а буквы заметны и оригинальны в начертании . Это
показывает наличие творческого ума , интеллектуальной
любознательности и способности ясно мыслить . Если в разборчивом
почерке есть заметные буквы , а заглавные буквы лишены вычурностей и
завитушек , то это – яркая , интересная личность , способная
приспособиться к новой обстановке и желающая попробовать новые идеи
.
3. Неразборчивый почерк с беспорядочными , сваленными в кучу буквами –
признак ума , неспособного к ясному , логичному мышлению . Такая
неразборчивость почерка – не продукт творческого мышления , а
результат нетерпеливости , подозрительности и нежелания раскрыть
свой ум для усвоения новых идей . Человека , который пишет так
неразборчиво , часто трудно понять и ему нелегко обрести счастье в
личной жизни . Для него характерна частая смена настроений ,
неразумное отношение к своим финансам , когда беспутные траты
чередуются с приливами жадности .
4. На первый взгляд почерк неразборчив , но , приглядевшись , его можно
без труда разобрать . Буквы просто написаны . Здесь нет никаких
попыток приукрасить их завитушками . Напротив , заметно стремление
убрать как можно больше штрихов . Такой почерк получается при
большой скорости письма и отражает быстрый ум . Ум , который
добирается до самой сути , может творчески формулировать свои мысли
, легко схватывать чужие идеи , мыслить независимо , обычно и
порождает такой , «неразборчивый» , почерк .
Некоторая неразборчивость в почерке может быть вызвана временной или
постоянной болезнью , нервным расстройством , психическим состоянием или
старостью . Поэтому , когда почерк неразборчив из – за того , что буквы
прыгают и написаны неодинаково , то графологу лучше не торопиться с
выводами , а проявить осторожность .
Прежде , чем выносить однозначное суждение о почерке только на основе
того , разборчив он или нет , следует разобрать все другие признаки , а
затем обратить внимание на внешний вид .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .
По сути дела нет ни одной стороны человеческой жизни , где бы
графология не могла бы найти плодотворного применения . Она чрезвычайно
полезна в отношения между начальником и подчиненным , между учителем и
учеником , между мужем и женой , между родителем и ребенком .
Не все профессиональные графологи используют одни и те же приемы при
анализе почерка . Некоторые начинают с разбора отдельных букв и мелких
деталей . Другие предпочитают начать с общего вида страницы , а затем
переходят к разбору различных факторов . Однако в конечном счете все они
приходят к одинаковым результатам .
Все это лишь доказывает состоятельность графологии как отдельной
науки , возможности которой чрезвычайно широки . Графология – объективна ,
ее правила действуют независимо от желания человека , поэтому тестирование
при помощи графологии является одним из самых надежных средств на пути
познания личности .
Тем ценнее опыт , выработанный графологами на протяжении многих лет
упорного труда . В наше время , когда старые методы подбора персонала лишь
по профессиональному признаку уступают место новым , более современным
теориям , у графологии есть отличные шансы на то , чтобы стать одним из
важнейших методов личностного тестирования . Все возможности для этого у
нее имеются .
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Вудкок М. , Фрэнсис Д. «Раскрепощенный менеджер : для руководителя –
практика» . Пер. с англ. – М.: Дело , 1991
2. Иванцевич Дж. М. , Лобанов А. А. «Человеческие ресурсы управления :
основы управления персоналом». – М.: Дело, 1993
3. Кибанов А. Я. , Захаров Д. К. «Организация управления персоналом на
предприятии» . М.: Машиностроение , 1991
4. Сара Д. «Тайны почерка» М.: Вече, Персей, АСТ , 1996
5. Щекин Г. «Профессия – менеджер по кадрам // Кадры , персонал . – М.:
1993
|