Индивидуальные особенности памяти и их связь со способностями
присутствует, и сам процесс запоминания и воспроизведения требует волевых
усилий.
Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем
произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. Установлено,
например, что лучше непроизвольно запоминается материал, который является
объектом внимания и сознания, выступает, в качестве цели, а не средства
осуществления деятельности. Непроизвольно лучше также запоминается
материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа по его
осмыслению, преобразованию, классификации, установлению в нём определённых
внутренних (структура) и внешних (ассоциаций) связей, непроизвольно он
может запомнить лучше, чем произвольно. Это особенно характерно для детей
дошкольного и младше школьного возраста.
Рассмотрим теперь некоторые особенности и взаимосвязь двух основных
видов памяти, которыми человек пользуется в повседневной жизни:
кратковременной и долговременной. Объем кратковременной памяти
индивидуален. Он характеризует природную память человека и обнаруживает
тенденцию сохранению в течение всей жизни.
Им в первую очередь определяется механическая память, её возможности с
особенностями кратковременной памяти, обусловленными органичностью его
объема, связано такое свойство как замещение. Оно проявляется в том, что
при переполнении индивидуального органического объёма кратковременной
памяти человека вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся
там. Это происходит тогда, когда человеку приходится иметь дело с такой
информацией, которую он не в состоянии полностью запомнить и которая ему
предъявляется непрерывно и последовательно.
Кратковременная память играет большую роль в жизни человека. Благодаря
ей перерабатывается самый большой объем информации, ненужная отсеивается и
остаётся потенциально полезная. Вследствие этого не происходит перегрузка
долговременной памяти изменёнными сведениями. Кратковременная память имеет
большое значение для организации мышления; материалом последнего, как
правило, становятся факты, находящиеся или в кратковременной, или в близкой
к ней по своим характеристикам оперативной памяти.
Данный вид памяти активно работает в процессе общения человека с
человеком. Установлено, что в том случае, когда впервые встретившиеся люди
просят рассказать о своих впечатлениях друг, о друге, описать те
индивидуальные особенности, которые они во время первой встрече увидели
друг в друге, в среднем ими называется такое количество черт, которое
соответствует объёму кратковременной памяти, т.е. 7±2. Без хорошей
кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование
долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и отложится лишь то,
что когда-то было в кратковременной памяти. Иначе говоря, кратковременная
память выступает в роли обязательного промежуточного хранилища и фильтра,
который пропускает нужную уже отобранную информацию в долговременную
память.
Переход информации из кратковременной в долговременную связан с рядом
особенностей. В кратковременную память попадают последние 5 или 6 единиц
информации, поступившей через органы чувств, они-то и проникают в первую
очередь в долговременную память. Сделав сознательное усилие, повторяя
материал, можно удерживать его в кратковременной памяти и на более
длительный срок, чем несколько десятков секунд. Тем самым можно обеспечить
перевод из кратковременной в долговременную память такое количество
информации, которое превышает объём кратковременной памяти. Этот механизм
лежит в основе запоминания путём повторения.
Обычно в долговременной памяти оказывается лишь то, что находится в
сфере внимания человека. Одним из возможных механизмов кратковременного
запоминания является временное кодирование, т.е. отражение запоминаемого
материала в виде определённых последовательно расположенных символов в
слуховой и зрительной системе человека. Например, когда мы запоминаем нечто
такое, что можно обозначить словом, то мы этим словом, как, правило,
пользуемся, мысленно произнося его про себя несколько раз, причём делая это
или осознано, продумано или неосознанно, механически. Если требуется
зрительно запомнить какую либо картину, то, внимательно посмотрев на нее,
мы обычно закрываем глаза или отвлекаем внимание от разглядывания для того
чтобы сосредоточить его на запоминание. При этом мы стараемся мысленно
воспроизвести увиденное, представить его зрительно или выразить его смысл
словами. Часто для того, чтобы нечто действительно запомнилось, мы
стараемся по ассоциациям с ним вызвать у себя определённую реакцию.
Порождение такой реакции следует рассматривать как особый
психофизиологический механизм, способствующий активизации и интернированию
процессов, служащих средством запоминания и воспроизведения. Память лежит
в основе способностей человека и является условием научения, приобретения
знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное
функционирование ни личности, ни общества. Благодаря памяти человек
выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас
находится. Да и дальнейший прогресс человека без постоянного улучшения этой
функции немыслим.
Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего
развития она достигла у человека. Такими анемическими способностями и
возможностями, какими обладает человек, не обладает ни одно живое существо
в мире.
Более точно и строго память человека можно определить, как
психофизиологические и культурные процессы, выполняющим свою функцию,
запоминания, сохранения и воспроизведения информации, являющиеся для неё
основными. Эти функции различны не только по своей структуре, исходным
данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково.
Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо
воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненную информацию. Это
индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые
напротив, быстро запоминают, но зато так же быстро забывают, то, что когда-
то запомнили. У них более сильно развита кратковременная и оперативная виды
памяти.
1. Способности – свойства души человека, понимаемые как совокупность
всевозможных психических процессов (в том числе и памяти) и
состояний.
2. Способности представляют собой высший уровень развития общих и
специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающие успешное
выполнение человеком различных видов деятельности.
3. Способности – это, то что не сводится к знаниям, умениям, навыкам,
но объясняет их быстрое приобретение закрепление и эффективное
использование на практике. Это определение является наиболее узким
и наиболее точным из всех трёх.
Поэтому рассматривая различные классификации особенностей человека.
В первую очередь различают природные, или естественные, способности и
специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое
происхождение.
В данной классификации память является одной из природных способностей
наряду с мышлением, воображением. Эти способности непосредственно связаны с
врождёнными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе
при наличии жизненного элементарного опыта через механизмы научения типа
условно-рефлекторных связей, оперативного обусловливания, импринтинга и
ряда других.
Этот вид памяти является общим у человека и животных особенно высших,
например у обезьян. У человека, кроме биологических обусловленных есть
способности, обеспечивающие его жизнь и развития в социальной среде. Это
общие и интеллектуальные специальные высшие способности, основанные на
пользовании речью и логикой, теоретические и практические учебные и
творческие, предметные и межличностные.
Общие способности это такие способности, которые определяют успех
человека в самых различных видах деятельности к ним, и относится развитая
память наряду с умственными способностями совершенной речью тонкостью и
точностью ручных движений.
Обратимся теперь к непосредственному анализов некоторых фактов
свидетельствующих, за и против обусловленности индивидуальных различий в
познавательных процессах и интеллектуальных способностей детей.
В результатах исследования очень много противоречивого. В одних
случаях эта связь прослеживается, а в других нет. Поэтому такие суждения
типа: «У девочек память лучше, чем у мальчиков, но мальчики превосходят в
абстрактном мышлении.». «Память является необходимым показателем
интеллекта» не вполне соответствуют действительности.
Вывод:
Т.е индивидуальной особенностью памяти какими по себе является важной
характеристикой памяти и, как правило, они обуславливаются не сколько
врождёнными особенностями, и скорей во многом зависит от уровня их
тренировки. Т.е. спортсмены или люди которые занимаются танцами, спортом
имеют хорошую слуховую и двигательную память. И наоборот художники,
фотографы обладают хорошими зрительной или слуховой памятью.
Что естественно откладывает свой отпечаток на степень развития их
общих и специальных способностей т.к. использование предполагает и активное
использование образно- логического мышления от неё зависит и успех других
видов деятельности.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Познание мира было бы невозможно, если бы люди не обладали
способностью запечатлевать и сохранять продолжительное время в памяти то,
что они узнали о действительности в процессе восприятия и мышления.
Не менее важную роль играет память и в процессе формирования личности.
Это объясняется тем, что явление памяти в равной мере относится и к
эмоциональной сфере восприятия, к закреплению двигательных процессов и
интеллектуального опыта. Все – закрепление знаний и навыков и возможность
пользоваться ими – относится к разделу памяти.
Память ещё более многооспектна, чем другие виды познавательных
процессов, поэтому из одного или двух частных показателей удовлетворительно
оценить её практически невозможно.
Методика. Оценка оперативной зрительной памяти.
Этот вид памяти характеризуется тем, насколько долго человек может
хранить и использовать в процессе решения задачи ту информацию, которая
необходима для поиска правильного решения. Время удержания информации в
оперативной памяти служит её основным показателем. В качестве
дополнительной характеристики оперативной памяти можно использовать
количество ошибок, допускаемых человеком во время решения задачи (имеются в
виду такие ошибки, которые связаны с не сохраненной в памяти нужной для
решения задачи информации).
Оперативную зрительную память и её показатели можно определить при
помощи процедуры. Человеку последовательно по 15 минут каждая, предлагаются
карточки-задания, представленные в виде шести по-разному зрительных
треугольников. После просмотра очередной карточки она убирается и вместо
неё предлагается матрица, включающая 24 разных треугольника, среди которых
находятся и 6 тех треугольников, которые испытуемый только что видел, на
отдельной карточке. Задание заключается в том, чтобы отыскать и правильно
указать в матрице все 6 треугольников.
Показателем развитости зрительной оперативной памяти является частное
отделение времени решения задачи в минуту на число ошибок, допускаемых в
процессе решения, плюс единица.
Ошибками считается неправильно указанные в матрице треугольниками или
те из них, которые ребёнок не смог по какой либо причине найти.
Практически для получения показателя поступают следующим образом. По
всем четырём карточкам определяется количество правильно найденных на
матрице треугольников и их общая сумма делится на 4. Это есть число
правильно указанных треугольников. Данное число вычитается из 6-ти.
Полученный результат есть среднее количество ошибок. Далее определяется
среднее время работы, путём деления общего времени работы ребёнка над всеми
4 карточками на 4.
Момент окончания времени работы испытуемого над подсчётом
треугольников в общей матрице определяется при помощи вопроса: «Ты уже всё
нашёл, что увидел.» после утвердительного ответа можно прекратить поиск
треугольников в матрице. Деление среднего времени работы над поиском на
матрице 6-и треугольников и количество допущенных ошибок позволяет получить
искомый показатель.
Оценка результатов.
10 баллов – получает испытуемый, имеющий объём кратковременной памяти
равный 8-и и более единицам.
Аналогическое количество баллов-10 –получают дети от 6 до 9 лет, если
объём их памяти составляет 7-8 единиц.
8 баллов – оценивается объём кратковременной памяти ребёнка в возрасте
от 6 до 9 лет, если он фактически равен 5 или 6 единицам.
Такое же количество баллов получает ребёнок в возрасте от 12 и старше
лет, имеющие объём кратковременной памяти, равный 6-7 единицам.
4 балла – получает испытуемый имеющий объём кратковременной памяти,
составляющий 4-5 единиц.
2 балла – ставится в том случае если объём кратковременной памяти
составляет 1-3 единицы.
0 баллов – объём кратковременной памяти равняется 0-1 единиц.
Выводы по уровням развития.
10 баллов – хорошая развитая по объему кратковременная память.
8 баллов – среднеразвитая по объёму кратковременная память.
4 балла – не вполне достаточная по объёму уровень кратковременной
памяти.
2 балла – низкий уровень кратковременной памяти.
0 баллов – очень низкий объём кратковременной памяти.
|Ф.И.О |Возраст |Время |Количество |Искомый |
| |(лет) |(мин) |ошибок |показатель |
|1\1 |16 |5 |7 |9 |
|2\2 |17 |7 |8 |7 |
|3\3 |17 |5,5 |5 |8 |
|4\4 |18 |6,5 |7 |6 |
|5\5 |15 |6 |12 |5 |
|6\6 |14 |5 |7 |9 |
|7\7 |15 |6,5 |5 |8 |
|8\8 |17 |5,5 |4 |9 |
|9\9 |16 |8 |9 |9 |
|10\10 |15 |9 |8 |9 |
| | | | | |
Методика. Оценка оперативной слуховой памяти.
Этот вид памяти определяется следующим способом. Испытуемому с
интервалом в 1 сек. Поочерёдно зачитываются следующие слова.
|I |II |III |IV |
|Месяц |Ковёр |Вилка |Школа |
|Дерево |Стакан |Диван |Человек |
|Прыгать |Плыть |Шутить |Спать |
|Жёлтый |Тяжёлый |Смелый |Красный |
|Кукла |Книга |Пальто |Тетрадь |
|сумка |яблоко |телефон |Цветок |
После прослушивания каждого из набора слов испытуемому примерно через
5 секунд после окончания чтения набора начинают не торопясь читать
следующий набор из 36 слов с интервалом в 5 секунд между отдельными
словами.
Стакан, школа, вилка, пуговица, ковёр, месяц, стул, человек, диван,
корова, телевизор, дерево, птица, спать, смелый, шутить, красный, лебедь,
картина, тяжёлый, плыть, мяч, тёплый, дом, прыгать, тетрадь, пальто, книга,
цветок, телефон, яблоко, кукла, сумка, конь, летать, слон.
В этом наборе из 36 слов в случайном порядке располагаются воспринятые
на слух слова из всех 4-х прослушанных наборов, отмеченных выше римскими
цифрами.
Для их лучшей идентификации они подчёркнуты различными способами,
причём каждому набору из 6 слов соответствуют свои способы подчёркивания.
Так слова из первого малого набора подчёркнуты сплошной ординарной чертой,
слова из второго набора – сплошной двойной чертой, слова из третьего набора
– пунктирной одинарной чертой, и, наконец, слова из четвертого набора –
двойной пунктирной чертой.
Испытуемый должен на слух обнаружить в данном наборе те слова, которые
ему только что были представлены с соответствующем малом наборе,
подтверждая идентификацию найденного слова «да» а его отсутствие –
высказыванием «нет». На поиск каждого слова отводится 5 секунд. Если в
течение этого времени он не смог его идентифицировать, то экспериментатор
зачитывает следующее слово и так далее.
Оценка результатов.
Показатель оперативной слуховой памяти определяется как частное от
деления среднего времени, затраченного на идентификацию 6 слов в большом
наборе (для этого общее время работы ребёнка над заданием делится на 4), на
среднее количество допущенных при этом ошибок плюс единица. Ошибками
считаются все слова, которые указаны неправильно, или такие слова, которые
ребёнок не смог за отвёденное время найти, т.е. пропустил.
Замечание. Эта методика не имеет стандартизированных показателей,
поэтому выводы об уровне развития памяти на её основе, равно как и на
основе аналогичной методики для зрительной оперативной памяти. Показатели
по этим методикам можно только сравнивать у разных испытуемых при их
повторном обследовании, делая относительные выводы как память одного
испытуемого отличается от другого, или о том какие изменения произошли со
временем в памяти.
|№ |возраст |время |ошибки |
|1 |16 |4 |0 |
|2 |17 |5 |2 |
|3 |17 |3,9 |1 |
|4 |18 |3,5 |0 |
|5 |15 |3 |3 |
|6 |14 |3,8 |0 |
|7 |15 |3 |0 |
|8 |17 |5 |2 |
|9 |16 |6 |0 |
|10 |15 |5 |1 |
| | | | |
Вывод:
Обработка данных показывает, что память людей принципиально
отличается, эти отличия и являются теми самыми индивидуальными
особенностями о которых было сказано выше. Данное исследование зрительной и
слуховой оперативной памяти испытуемых показывает, что одним людям лучше
запоминать материал опираясь на зрительные образы. У других преобладает
слуховое восприятие и акустические образы им лучше один раз услышать, чем
несколько раз увидеть. Конкретнее же, что касается исследования в данной
группе показатели в методике на оперативное слуховое запоминание более
высокие, чем на оперативное зрительное запоминание.
В целом оперативная слуховая память данной экспериментальной группы
можно оценить как высоко развитая слуховая память т.к. у большинства
испытуемых не вызвало затруднения поиск слов на слух во всех четырёх
наборах прослушанных слов. Что говорит о преимуществах слухового
запоминания. Хотя среди них оказались и те (в целом это два человека) у
которых зрительное запоминание преобладает над слуховым однако это
преимущество не является ярким т. к показатели их оперативного слухового и
зрительного запоминания приблизительно равны. И всё же их зрительная
оперативная память оценивается как хорошая и развитая по своему объёму.
Методика «исследования опосредованного запоминания».
Цель работы: Исследование уровня доступной смысловой организации
памяти, сравнение продуктивности непосредственного и опосредованного
запоминания пиктограмм.
Материалы и оборудования: 40 отвлечённых понятий.
Метод: учебные модификации Ю.В. Вотлетовой и А.Р. Луриа методов
исследования уровня доступной смысловой организации памяти, разработанных
И.С. Выгодским и А.Н. Леонтьевым.
Методика «диагностика опосредованной памяти».
Материал необходимый для проведения методики служит лист бумаги и
ручка. Перед началом обследования испытуемому предлагается следующие слова.
«Сейчас я буду называть тебе разные слова и предложение и после этого
делать паузу. Во время этой паузы ты должен будешь на листе бумаге
нарисовать или написать что нибудь такое что позволит тебе запомнить и
затем легко вспомнить те слова, которые я произнёс. Постарайтесь рисунки
или записи делать как, можно быстрее, иначе мы не успеем выполнить все
задания. Слов и выражений необходимых запомнить, довольно много».
Испытуемому последовательно одно за другим зачитываются следующие
слова и выражения.
Дом, палка, прыгать высоко, солнце светит, весёлый человек, дети
играют в мяч, часы стоят, лодка плывёт по реке, кошка ест рыбу.
После прочтения испытуемому каждого слова или словосочетания
экспериментатор делает паузу в 20 сек. В это время ребёнок должен успеть
изобразить на данном листе бумаги, что-либо такое, что в дальнейшем
позволит вспомнить нужные слова и выражения. Если за отведённое время
ребенок не успел сделать запись или рисунок, то экспериментатор зачитывает
очередное слово или выражение.
Оценка результатов.
За каждое правильно воспроизвёдённое по собственному рисунку или
записи слова или словосочетание испытуемый получает 1 балл.
Правильно воспроизведёнными считаться не только те слова и
словосочетания, которые восстановлены в памяти буквально но и те, которые
переданы другими словами но точно по смыслу. Приблизительно правильное
воспроизведение оценивается в 0,5 балла, а неверное 0 баллов.
Максимальная общая оценка, которую ребёнок должен или может получить в
этой методике, равна 10 баллам. Такую оценку испытуемый получает тогда,
когда правильно вспомнит всё без исключения и выражения минимально
возможная оценка 0 баллов. Она соответствует тому случаю, если ребёнок не
мог вспомнить по своим рисункам и записям ни единого слова или не сделал ни
к одному слову рисунка или записи.
Для испытуемого более старшего возраста используются более сложные
слова которые нельзя изобразить наглядно, поэтому испытуемому необходимо
будет использовать какой-либо условный рисунок, взглянув на который он
должен будет вспомнить отмеченное слово.
Например: Биолог. Закон. Черепаха. Пшеница. Девочке холодно.
Сочинение. Невежество. Узнавание. На улице тепло. Красивый цветок.
Выводы об уровне развития.
10 баллов – очень высоко развитая опосредованная память.
8-9 баллов – высоко развитая опосредованная память.
4-7 баллов – среднеразвитая опосредованная память.
2-3 балла – низко развитая опосредованная память.
0-1 балл – слабо развитая опосредованная память.
|Испытуемые |Возраст |Общая оценка |
|1 |16 |0 |
|2 |17 |1 |
|3 |17 |0 |
|4 |18 |2 |
|5 |15 |0 |
|6 |14 |1 |
|7 |15 |3 |
|8 |17 |0 |
|9 |16 |0 |
|10 |15 |0 |
Вывод: данные показатели свидетельствуют о том, что процесс
осмысленного, логического, запоминания по своей психологической структуре
является совершенно иным, чем процесс, механического запоминания, об этом и
свидетельствуют такие высокие показатели, т.е. человеку легче запоминать
материал через посредники включающие вспомогательные минуты, облегчающие
процесс воспроизведения материала. Поэтому посредственная память у многих
людей и в этом случае у испытуемых достаточно хорошая т.к. она наиболее
приближена к процессу логического мышления с той только растущей, что
приёмы этого мышления направлены не только на то, чтобы усвоить
существенные связи и соотношения элементов, но и на то, чтобы сделать эти
элементы доступными для сохранения в памяти на определённый период времени.
Методика. Тест Аизенка.
Данный тест приводится фрагментарно. В действительности он состоит из
восьми субтестов, пять из которых предназначаются для оценки уровня общего
интеллектуального развития человека и три для оценки степени развитости у
него специальных способностей: математических лингвистических и тех,
которые важны для технической, дизайнерской, художественно-изобразительных
и других видов деятельности, где активно используется образно-логическое
мышление.
Каждый из субтестов теста Аизенка включает в себя серию постепенно
усложняющихся задач, на решении которых в каждом субтесте отводиться по 30
мин. Т. О полное время работы над всем тестом, включая прохождение всех его
субтестов, составляет 4 часа. Только при условии выполнения всех 8
субтестов можно давать полную оценку, как уровня общего интеллектуального
развития человека, так и степени развития у него названых выше специальных
способностей.
Для практического ознакомления с тестом. Аизенка и его использованием
в школьной психолого-педагогической выбирается два из восьми имеющихся в
тесте субтестов с помощью которых оценивались менгвистические и
математические способности испытуемых.
На выполнении задания отводилось по 30 мин. т.е. в целом 1 часа. За
это время нужно постараться решить как можно задач.
Оценка уровня развития способностей производится по общему числу
правильно решенных за это время задач путем сравнения числа решенных задач
с нормативными показателями, проводимыми далее в виде графика. Там же в
конце описания обоих субтестов, даются правильные ответы.
Замечание: Если какая-либо задача не решается быстро можно временно
приступить к решению другого, в конечном счете, учитывается только общее
число правильно решенных за отведенное время задач.
Предлагаемые решения - это в первую очередь касается математического
теста - могут отличаться от тех, которые даны в ключе, но, тем не менее,
быть правильными, если испытуемому удается достаточно убедительно и логично
обосновать их справедливость.
Оценка результатов исследования.
Оценка результатов исследования производится при помощи графиков. Они
представляют собой усредненные нормативные показатели по данным этих двух
субтестов. Норме в строгом смысле этого слова на каждом графике
соответствует показатель равный 100% по вертикальной оси. Найдя пользуясь
графиком, соответствующую точку на нижней оси (количество задач, правильно
решённых испытуемым за 30 минут), восстановив из неё перпендикуляр до
перечисления на вертикальную ось, можно определить коифициент
интеллектуального развития испытуемого по данному виду мышления. Так,
например, если за отведенные 30 минут испытуемый решил 16 задач, то
показатель уровня развития его лингвистического мышления будет равна 130%.
Если за такое же время число задач решённых по математическому субтесту то
показатель условия развития математического мышления окажется равным 115%.
Норме для лингвистического субтеста соответствуют 4-е правильно решённых
задач а в норме для математического субтеста – 11 правильно решённых задач.
Результаты опроса.
№1
Вывод :
Тест. Айзенка и его показатели оказались менее высокие чем показатели
зрительной и слуховой памяти. Многие испытуемые столкнулись с трудностями,
на решение многих задач субтеста Аизенка испытуемые затрачивали половину из
общего время, хотя оценка результатов показало, что общий уровень
интеллектуального развития испытуемых данного возраста более приближен к
норме, что демонстрируют графики, на пересечении которых с линией графика
дали на вертикальную ось. Можно увидеть коэффициент интеллектуального
развития каждого испытуемого.
Заключение.
Проведённое выше исследование, констатирует тот факт, что память людей
различается. Обработка данных показывает, что у одних людей преимущественно
преобладает слуховая память у других зрительная. Есть и такие, у которых
одинаково хорошо развита, как и зрительная, так и слуховая память такое
сочетание так же встречается очень часто.
В целом анализ данных показал, что память испытуемых по всем
показателям достаточно хорошая. Анализ обработки данных опосредованный
памяти показывает, что испытуемые с лёгкостью используют посредники,
облегчающие их запоминания, одни рисуют условные рисунки, другие передают
образ рисунка, условные же рисунки, как правило, используются в тех
случаях, где нет возможности нарисовать предмет в целом., когда понятия
абстрактны, здесь чаще испытуемые сталкивались с затруднением. Этот процесс
осмысленного логического запоминания по своей структуре является совершенно
иным и требует от испытуемого умственного сосредоточения и определенного
опыта т.т. от испытуемого требуется использования логического мышления с
той разницей, что приёмы этого мышления направлены не только, но то чтобы
сделать эти элементы доступными для сохранения в памяти.
Далее задачей исследования, было, проследить, всегда ли хорошая память
является показателем высокого интеллекта или плохая память показателем
низкого интеллекта. С этой целью и был проведён тест Аизенка, который
предназначен для оценки общего уровня интеллектуального развития человека.
Обработка данных показывает достаточно средние показатели и в целом такую
чёткую закономерность хорошей памяти и высокого интеллекта проследить не
удалось. Хотя у многих испытуемых с хорошими показателями памяти,
показатель общего интеллектуального развития более высок, чем у испытуемых
с менее высокими показателями памяти.
Поэтому вопрос о том является память признаком большого интеллекта
нельзя говорить однозначно т.к. исследования небольшой группы надает
основания утверждать, бесспорно, что это именно так т.к. в действительности
есть огромное количество людей, которые отличаются хорошей памятью и даже
феноменальной, но не отличаются глубоким интеллектом т.к. уже было сказано
выше феноменальная память не всегда служит истинным критерием ума. Хотя
справедливо утверждать большинство людей помимо своих высоких
интеллектуальных способностей обладали хорошей или даже отличной памятью,
которая сама по себе и не являлась причиной их гениальности.
И всё же если говорить об успеваемости в школах или институтах
учащихся, память во многом облегчает обучение, поэтому всё же нужно
заметить, что хорошая память сама по себе является интеллектуальной
способностью человека то память и интеллект идут параллельно т.к. например
словарный запас человека является хорошим показателем высокого интеллекта,
поэтому память всё же неотрывна от психических процессов и в том числе от
мышления. Поэтому исследованную группу можно чётко выявить индивидуальные
особенности памяти каждого испытуемого, у одного она лучше другого но это
преимущество во многом определяется по каким видам деятельности занимается
данный человек. Один хорошо играет на фортепьяно, т.е. учится музыке другой
любит рисовать. Поэтому всё же в значительной степени память можно
развивать путём систематических тренировок. Для этого и предлагают
следующие рекомендации, которые помогут улучшить тот вид памяти, который
является менее развитым. Для того чтобы улучшить память необходимо
выполнять и помнить следующее, что в подростковом возрасте проходят важные
процессы, связанные с перестройкой памяти. Активно начинает развиваться
логическая память и скоро достигает такого уровня, что человек переходит к
преимущественному использования этого вида памяти, а так же к произвольной
и опосредованной памяти. Как реакция на более частое практическое
употребление в жизни логической памяти замедляется развитие механической
памяти. Жалобы на память в этом возрасте встречаются чаще чем у младших
школьников. Наряду с этим появляется интерес, как улучшить запоминание.
А.Н.Леонтьев показал, что с увеличением возраста идет постепенное
улучшение непосредственного запоминания, причём быстрее, чем
опосредственного и ближе к подростковому и юношескому возрасту. Прирост
продуктивности непосредственного запоминания замедляется и за одно с этим
увеличивается продуктивность опосредованного запоминания.
С возрастом отношения между памятью и мышлением меняются. Мышление в
этом возрасте тесно связано с памятью мыслит, значит – вспоминать, т.е.
запоминание сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри
запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении
материала по этим отношениям.
Поэтому будет правильно, если сказать, что не бывает плохой памяти,
если это не связано с патологией. Память можно улучшить с помощью
специальных упражнений, улучшить память можно благодаря постоянному
заучиванию стихотворений.
Активное развитие памяти происходит в результате чтения, письменной
речи, выступления, чтения монолога вслух и тогда не будет необходимости
носить с собой записные книжки. Научись говорить себе «да» и это будет
решением проблемы.
Литература.
1. Даниел Лапп «Улучшение памяти в любом возрасте» Мир 1993 г.
2. Голубева «Индивидуальные особенности памяти человека» М.
«Педагогика» 1980 г.
3. «Возрастные и индивидуальные различия памяти» (сборник статей) под
редакцией Смирнова М 1967 г.
4. «Возрастные изменения памяти взрослых людей» Петров
5. «Диагностика познавательных способностей»
6. Каменская Б.И. и Венн А.М. «Память человека» М. «Наука» 1973г.
7. Купреянов Л.И. «Резервы улучшения памяти»
8. «Механизмы памяти» Л. 1987г.
9. «Механизмы управления памятью» под редакцией Бехтеревой. «Наука»
Ленинградское отделение 1979г.
10. Лурия А.Р. «Маленькая книжка о большой памяти» М 1989 г.
11. Немов Р.С. «Психология» 1 и 2 том. М. Изд. центр «Владос» 1999г.
12. «Лабораторный практикум по общей и социальной психологии» под ред.
В.П.Роминых. Чебоксары 1998г.
13. Лядиус А.Р. «Память в процессе развития» М 1990 г.
14. Теплов «Проблемы индивидуальных различий» С-П 1986 г.
15. Хванливин М.М. «Функциональная и структурная организация памяти в
норме и патологии» М 1999 г.
-----------------------
135
130
125
120
115
110
105
100
95
90
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
135
130
125
120
115
110
105
100
95
90
1 2 3 4 5††?†?†?††‹†?†?†?†????????????????? 6 7 8 9
10 11 12 13 14
135
130
125
120
115
110
105
100
95
90
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
135
130
125
120
115
110
105
100
95
90
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
135
130
125
120
115
110
105
100
95
90
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
135
130
125
120
115
110
105
100
95
90
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
135
130
125
120
115
110
105
100
95
90
135
130
125
120
115
110
105
100
95
90
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
135
130
125
120
115
110
105
100
95
90
№3
№2
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
135
130
125
120
115
110
105
100
95
90
№4
№5
№6
№7
№8
№9
№10
Страницы: 1, 2
|