Индивидуальные особенности внимания
Следующее свойство внимания – это его объем. Под объемом внимания
понимается количество объектов, которые человек может охватить с
достаточной легкостью одновременно. Известно, что человек не может
одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это
ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не
превышающие возможности обрабатывающей системы.
Таким же образом человек обладает весьма ограниченными возможностями
одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов -
это и есть объем внимания. Важной и определяющей его особенностью является
то, что он практически не поддается регулированию при обучении и
тренировке.
Исследование объема внимания обычно производится путем анализа числа
одновременно предъявляемых элементов (чисел, букв и т.п.), которые могут
быть с ясностью восприняты субъектом. Для этих целей используется прибор,
позволяющий предъявить определенное число раздражителей так быстро, чтобы
испытуемый не мог перевести глаза с одного объекта на другой. Это позволяет
измерить число объектов, доступных для одновременного опознания, с помощью
прибора, называемого тахистоскопом. Обычно он состоит из окошечка,
отделенного от рассматриваемого объекта падающим экраном, прорезь которого
может произвольно изменяться так, что рассматриваемый объект появляется в
ней на очень короткий промежуток времени (от 10 до 50—100 мс). Число ясно
воспринимаемых предметов и является показателем объема внимания. Если
предъявляемые объекты достаточно просты и разбросаны по демонстрируемому
полю в беспорядке, объем внимания колеблется от 5 до 7 одновременно ясно
воспринимаемых объектов. Вообще-то объем внимания - величина индивидуально
изменяющаяся, но классическим показателем объема внимания у людей считается
равный 5±2.
Понятие объем внимания очень близко к понятию объем восприятия и широко
применяемые в литературе понятия поля ясного внимания и поле неясного
внимания очень близки к понятиям центра и периферии зрительного восприятия,
в отношении которого они были подробно изучены. Однако количество
находящихся в поле нашего внимания связанных между собой элементов,
объединенных в осмысленное целое, может быть много больше. Объем внимания,
поэтому является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано
между собой содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения
осмысленно связывать и структурировать материал. Последнее обстоятельство
необходимо учитывать в педагогической практике, систематизируя
предъявляемый материал таким образом, чтобы не перегружать объем внимания
учащихся.
Отвлекаемость (отвлечение) внимания - это непроизвольное перемещение
внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних
раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью.
Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость
возникает под влиянием внешних раздражителей; при этом произвольное
внимание становится непроизвольным. Наиболее отвлекают предметы или
явления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и
частотой. Как было сказано, в ответ на эти раздражители у человека
появляется трудно угасаемый ориентировочный рефлекс. Во время учебных
занятий школьников как в классе, так и дома должны быть устранены предметы
и воздействия, отвлекающие детей от их основного дела.
Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных
переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства
ответственности за дело, которым в данный момент занят человек. Чтобы
ученик мог внимательно и успешно учиться, следует устранять из его жизни
отвлекающие его от занятий отрицательные переживания: страх, гнев, обиду,
чувство оскорбленного достоинства и пр. Воспитание у школьников стойкого и
глубокого интереса к знаниям также является важным условием борьбы с
отвлекаемостью внимания.
Физиологической основой внешней отвлекаемости внимания является
отрицательная индукция процессов возбуждения и торможения, вызванная
действием внешних раздражителей, не имеющих отношения к выполняемой
деятельности. При внутренней отвлекаемости внимания, обусловленной сильными
чувствами или желаниями, в коре мозга появляется мощный очаг возбуждения; с
ним не может конкурировать более слабый очаг, соответствующий объекту
внимания; по закону отрицательной индукции в нем возникает торможение. В
случаях внутренней отвлекаемости, обусловленной отсутствием интереса, она
объясняется запредельным торможением, развивающимся под влиянием утомления
нервных клеток скучной монотонной работой.
Большое значение для изучения характеристик внимания имеет вопрос о
рассеянности.
Рассеянностью называется неспособность человека сосредоточиться на чем-
либо определенном в течение длительного времени. Встречается два вида
рассеянности: мнимая и подлинная.
Мнимая рассеянность - это невнимание человека к непосредственно
окружающим предметам и явлениям, вызванная крайней сосредоточенностью его
внимания на каком-то предмете. Мнимая рассеянность - результат большой
сосредоточенности и узости внимания. Иногда ее называют «профессорской»,
так как она нередко встречается у людей этой категории. Внимание ученого
может быть настолько сконцентрировано на занимающей его проблеме, что он не
слышит обращенных к нему вопросов, не узнает знакомых, отвечает невпопад.
Физиологической основой мнимой рассеянности является мощный очаг
оптимального возбуждения в коре, вызывающего торможение в окружающих его
участках по закону отрицательной индукции. Неясность отражения различного
рода внешних воздействий при рассеянном внимании объясняется тем, что оно
происходит на участках коры, находящихся в состоянии торможения. «При
сосредоточенном думании, - пишет И. П. Павлов, - при увлечении каким-нибудь
интересным делом мы не видим и не слышим, что около нас происходит, - явная
отрицательная индукция».
Рассеянность как следствие внутренней сосредоточенности не причиняет
большого вреда делу, хотя и затрудняет ориентацию человека в окружающем
мире. Хуже подлинная рассеянность. Человек, страдающий рассеянностью этого
рода, с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание на каком-
либо объекте или действии. Для этого ему требуется значительно больше
волевых усилий, чем человеку нерассеянному. Произвольное внимание
рассеянного человека неустойчиво, легко отвлекаемо. Физиологически
подлинная рассеянность объясняется недостаточной силой внутреннего
торможения. Возбуждение, возникающее под действием речевых сигналов, легко
иррадирует, но с трудом концентрируется. В результате этого в коре мозга
рассеянного человека создаются неустойчивые очаги оптимальной возбудимости.
Причины подлинно рассеянного внимания разнообразны. Их знание
необходимо учителю, чтобы не укреплять рассеянность некоторых детей, а
бороться с ней. Причиной подлинной рассеянности может быть общее
расстройство нервной системы (неврастения), малокровие, болезни носоглотки,
затрудняющие поступление воздуха в легкие и, следовательно, обедняющие
кислородное питание мозговых клеток. Иногда рассеянность появляется в
результате физического и умственного утомления и переутомления, тяжелых
переживаний.
Одной из причин подлинной рассеянности является перегрузка мозга
большим количеством впечатлений. Вот почему не следует в учебное время года
часто отпускать детей в кино, театр, водить в гости, разрешать ежедневно
смотреть телевизор. Разбросанность интересов также может привести к
подлинной рассеянности. Некоторые ученики записываются сразу в несколько
кружков, берут книги из многих библиотек, увлекаются спортом,
коллекционированием и прочим, и при этом ничем серьезно не занимаются.
Подобная неупорядоченность увлечений лишь укрепляет рассеянность, мешает
учиться. Причиной подлинной рассеянности может быть и неправильное
воспитание ребенка в семье: отсутствие определенного режима в занятиях,
развлечениях и отдыхе ребенка, выполнение всех его прихотей, освобождение
от трудовых обязанностей. Скучное преподавание, которое не будит мысль, не
затрагивает чувств, не требует напряжения воли, - один из источников
рассеянности внимания учащихся.
5. Виды внимания
В самом деле, трудно заставить себя быть внимательным к чему-то, с чем
ничего нельзя сделать, что не вызывает нашей внешней или внутренней
активности. Впрочем, есть предметы и явления, которые как бы приковывают к
себе внимание, иногда даже вопреки нашему желанию. Итак, в одном случае
надо заставить себя быть внимательным, а в другом - предмет «сам»
обеспечивает внимание, заставляет на себя смотреть, слушать и т. д.
Фактически здесь речь идет о двух различающихся видах внимания -
произвольном и непроизвольном.
Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. При
непроизвольном внимании поток психической жизни психическая деятельность
человека устремляются в том или ином направлении как бы, сами по себе, без
сознательных волевых усилий личности, без предварительного намерения.
Недаром этот вид внимания иногда называют непреднамеренным и пассивным.
Непроизвольное внимание возникает под влиянием двух рядов факторов: внешних
- особенностей предметов и явлений - и внутренних - отношения личности к
тем или иным фактам. явлениям, предметам, событиям, благодаря которому они
и становятся привлекательными.
Среди внешних причин непроизвольного внимания большую роль играет
сила, интенсивность раздражителя. Сильный звук, яркий цвет, острый запах -
все это невольно заставляет обратить внимание на предмет, обладающий
соответствующим качеством. При этом следует учитывать не только абсолютную,
но и относительную силу раздражителей и особенно контраст между ними. Звук
шагов следующего вслед за вами человека едва ли привлечет к себе внимание
днем на людном перекрестке, зато окажется весьма сильным раздражителем
ночью.
Привлекает внимание все необычное, пульсирующее, движущееся. На этих
закономерностях непроизвольного внимания построена реклама и средства
наглядной пропаганды.
Вторая группа причин, вызывающих непроизвольное внимание связана с
соответствием внешних раздражителей внутреннему состоянию человека и прежде
всего имеющимся у него потребностям. Так, сытый и голодный человек будут
совершенно по-разному реагировать на разговор о пище. Человек, испытывающий
чувство голода невольно обратит внимание на разговор, в котором идет речь о
еде.
Третья группа причин связана с общей направленностью личности. То, что
нас интересует больше всего и что составляет сферу наших интересов, как
правило, обращает на себя внимание, даже если столкнулись с эти случайно.
Редактор легко находит погрешности в тексте, архитектор на красоту здания.
В качестве четвертой группы причин следует назвать те чувства, которые
вызывает у нас воздействующий раздражитель. То, что интересно нам, является
важнейшей причиной непроизвольного внимания. Такое внимание по праву может
быть названо эмоциональным. Французский психолог Т. Рибо писал, что
характер непроизвольного внимания коренится в глубоких тайниках нашего
существа. Направление непроизвольного внимания данного лица обличает его
характер или, по меньшей мере, его стремления. Основываясь на этом
признаке, мы можем вывести заключение относительно данного лица, что это
человек легкомысленный, банальный, ограниченный, или чистосердечный и
глубокий. Красивый солнечный закат привлекает внимание художника, действуя
на его эстетическую жилку, тогда как поселянин в том же закате видит лишь
приближение ночи; простые камни вызывают любознательность геолога, между
тем как для профана это только булыжники и ничего более.
Иными словами, скажи мне, что обращает па себя твое внимание, и я
скажу, кто ты...
Пожалуй, с еще большим основанием можно утверждать другое: скажи, на
что ты обращаешь свое внимание, и я скажу, кто ты. Здесь речь идет уже о
другом виде внимания - произвольном, преднамеренном, активном. Если
внимание непроизвольное есть и у животных, то произвольное внимание
возможно только у человека, и возникло оно благодаря сознательной трудовой
деятельности. Для достижения определенной цели человеку приходится
заниматься не только тем, что само по себе интересно, приятно,
занимательно, делать не только то, что хочется, но и то, что необходимо.
«Кроме напряжения тех органов, которыми выполняется труд, - писал К. Маркс,
- в течение всего времени труда необходима целесообразная воля,
выражающаяся во внимании, и притом необходима тем более, чем меньше труд
увлекает рабочего своим содержанием и способом исполнения, следовательно,
чем меньше рабочий наслаждается трудом как игрой физических и
интеллектуальных сил».
Произвольное внимание - это внимание, связанное с сознательно
поставленной целью, с волевым усилием. Уровень развития такого внимания
характеризует не только направленность интересов человека, но и его
личностные, волевые качества: ведь если непроизвольным вниманием, так
сказать, командуют, распоряжаются внешние объекты, то хозяином
произвольного внимания является сама личность. Формула здесь простая: «Мне
надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на
что».
Внешние условия влияют и на организацию произвольного внимания.
Труднее заставить себя быть внимательным в непривычной обстановке, когда
появляется много дополнительных конкурирующих раздражителей. Поэтому лучше
всего работается тогда, когда есть четкий режим, хороший ритм работы, когда
рабочее место (пусть это даже рабочий стол или парта) специально
подготовлено (ничего лишнего), когда сильные посторонние раздражители
устранены.
Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в
результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым. Основной
функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания
психических процессов. Таким образом, произвольное внимание качественно
отличается от непроизвольного. Однако, оба вида внимания тесно связаны друг
с другом, так как произвольное возникло от непроизвольного. Причины
произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а
социальные: произвольное внимание не созревает в организме, а формируется у
ребенка в процессе общения со взрослыми. Несмотря на качественное отличие
от непроизвольного внимания, произвольное внимание также связано с
чувствами, интересами. Однако влияние этих моментов при произвольном
внимании не непосредственное, а косвенное. Оно опосредуется сознательно
поставленными целями, поэтому в данном случае интересы выступают как
интересы цели, интересы результатов деятельности.
Основные виды внимания - непроизвольное и произвольное - тесно связаны
между собой и порой переходят друг в друга. Наверное, каждый испытывал эти
взаимные переходы на себе. По телевидению идет любимая передача - «Клуб
путешественников». Но к завтрашнему дню необходимо дописать домашнее
сочинение. Вы заставляете себя выключить телевизор, нехотя раскрываете
тетрадь, с напряжением вчитываетесь в написанные накануне строки... «Нет,
не то... А что если попробовать так... А ведь на самом деле - эти «лишние
люди» напоминают некоторых наших современников - говорят красиво, а толку
от них никакого...». И уже исчезло все вокруг, вы увлечены работой, и в
усилиях для поддержания внимания уже нет надобности. Как назвать это новое
состояние? По происхождению и по сохранившейся сознательной цели оно
напоминает произвольное, а по характеру деятельности, по яркости и по тому,
что оно не утомляет человека, - непроизвольное внимание. Советский психолог
Н. Ф. Добрынин назвал этот вид внимания послепроизвольным.
В отличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное
внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается с
сознательными интересами. В то же время в отличии от произвольного внимания
здесь нет или почти нет волевых усилий.
Послепроизвольное внимание имеет громадное значение для
педагогического процесса. В любой сознательной деятельности постоянно
переплетаются все виды внимания. И каждый из них имеет свои ценные
качества. Обращаясь к учителям, К. Д. Ушинский советовал использовать и
непроизвольное, и произвольное внимание. Его советы, как мы дальше
увидим, полезны для каждого: «Конечно, сделав занимательным свой урок, вы
можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть
занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть.
Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не
занимает, - делать ради удовольствия исполнить свою обязанность»
Замените слова «приучите же ребенка» (они понадобятся вам позже, на
следующем этапе вашей жизни) словами «самого себя» и получите прекрасную
программу самовоспитания внимания.
II. Экспериментальные исследования индивидуальных особенностей внимания
(продуктивность и устойчивость)
Устойчивость внимания.
Устойчивость заключается в способности определенное время
сосредотачиваться на одном и том же объекте. Это свойство внимания может
определяться периферическими или центральными факторами. Экспериментальные
исследования показали, что внимание подвержено непроизвольным периодическим
колебаниям. Исследователи внимания считают, что традиционная трактовка
устойчивости внимания требует некоторых разъяснений, ибо в действительности
такие малые периоды колебания внимания ни в коем случае не являются
всеобщей закономерностью. В настоящее время доказано, что наиболее
существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в
предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи. Когда
поставленная задача требует от нас сосредоточенности, на каком либо
предмете, и мы раскрываем в нем новые аспекты в их взаимосвязях и
взаимопереходах, внимание может очень длительное время оставаться
устойчивым. В тех случаях, когда содержание предмета не дает возможности
для дальнейшего его изучения, мы легко отвлекаемся, наше внимание
колеблется. Таким образом, для поддержания внимания к какому либо предмету
необходимо, чтобы восприятие предмета развивалось и обнаруживало перед нами
новое содержание. Если бы внимание всегда было неустойчиво более или менее
умственная работа была бы невозможна. Устойчивость внимания зависит от
целого ряда условий. К их числу относятся степень трудности материала и
знакомства с ним, его понятность, отношение к нему со стороны субъекта, а
также индивидуальные особенности личности.
Большой интерес представляют методы изучения устойчивости внимания.
Исследование устойчивости внимания имеет целью установить насколько прочно
и устойчиво внимание сохраняется в течении длительного времени, отмечаются
ли колебания его устойчивости и когда возникают явления утомления, при
которых внимание субъекта начинает отвлекаться побочными раздражителями.
В своей экспериментально-исследовательской работе я остановлюсь на
определении особенностей внимания, а именно устойчивости и продуктивности.
Цель: Выявление индивидуальных особенностей внимания (продуктивность и
устойчивость)
Задачи: 1. Разработать программу исследования (проведение
организационной работы по отбору испытуемых, выбор методики
исследования, подготовка стимульного материала)
2. Выявить индивидуальные особенности внимания (продуктивность и
устойчивость)
Для решения поставленных задач я использовала методику колец Ландольта
из книги Немов Р.С., Психология: Учебник для студентов высших пед. учебн.
завед. :В 3 кн.: кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и
психодиагностика.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – с.207.
Для проведения исследования я выбрала 10 участников детей. Они все
посещают одну старшую группу одного детского сада. Для исследования было
сформировано 2 подгруппы: подгруппа мальчиков и подгруппа девочек. Дети,
участвовавшие в эксперименте все примерно одного возраста.
1 подгруппа: 1. Дима К. - 6л. 3м.
2. Алеша В. - 6л. 5м.
3. Вадим У. – 6л. 6м.
4. Дима М. – 6л. 8м.
5. Саша В. – 6л. 6м.
2 подгруппа: 1. Саша Д. – 6л. 5м.
2. Катя Н. – 6л. 7м.
3. Настя Н – 6л. 5м.
4. Ильнара Н. – 6л. 8м.
5. Настя Н. – 6л. 5м.
На мое предложение поучаствовать в новой интересной игре на внимание
дети откликнулись охотно и заинтересованно.
Обоснование выбора методики колец Ландольта такое: исследования
проводились среди старших дошкольников, многие из которых уже в этом году
собираются переступить порог школы , а мы знаем, что внимание – один из
главных психологических процессов от характеристики которого зависит оценка
познавательной готовности ребенка к обучению в школе. Многие проблемы,
возникающие в учении, особенно в начальный его период, непосредственно
связаны с недостатками в развитии внимания. Они могут быть устранены, если
заранее до поступления в школу, известны индивидуальные особенности
внимания и тот уровень, на котором оно находится в данный момент.
В качестве основного методического. Стимульного материала для оценки
устойчивости внимания выбраны кольца Ландольта, потому что они являются
универсальным средством, которое можно применять для изучения внимания
детей разных возрастов, получая сравнимые и преемственные показатели.
Методика определения продуктивности и устойчивости внимания.
Цель: выявление индивидуальных особенностей внимания (продуктивность и
устойчивость)
Материал: бланки с кольцами Ландольта, письменные принадлежности.
Ход выполнения: Ребенку предлагается бланк с кольцами Ландольта в
сопровождении следующей инструкции: «Сейчас мы с тобой поиграем в игру,
которая называется «Будь внимателен и работай как можно быстрее». В этой
игре ты будешь соревноваться с другими детьми, потом мы посмотрим, какого
результата ты добился в соревновании с ними. Я думаю, что у тебя это
получится не хуже, чем у остальных детей».
Далее ребенку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется,
что он должен делать, внимательно просматривая кольца по рядам, находить
среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго
определенном месте, и зачеркивать их.
Работа проводится в течение 5 мин. Через каждую минуту экспериментатор
произносит слово «черта», в этот момент ребенок должен поставить черту в
том месте бланка с кольцами Ландольта, где его застала эта команда.
После того, как 5 мин истекли, экспериментатор произносит слово
«стоп». По этой команде ребенок должен прекратить работу и в том месте
бланка с кольцами, где застала его эта команда поставить двойную
вертикальную черту.
Результаты подсчитываются, и составляется график.
III. Результаты проведения исследований
Испытуемые адекватно отреагировали на поставленную перед ними задачу,
но необходимо отметить, что в начале эксперимента у детей наблюдалась
напряженность, а далее у них повышался интерес к выполнению заданий,
подключалось речевое сопровождение.
Итак, подсчитаем результаты обследования.
При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец,
просмотренных ребенком за каждую минуту времени и за все 5 минут, в течение
которых продолжался психодиагностический эксперимент. Также определяется
количество ошибок, допущенных им в процессе работы на каждой минуте, с
первой по пятую, и в целом за все 5 минут.
Продуктивность и устойчивость внимания ребенка определяются по
формуле:
[pic]
где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания;
N – количество колец, просмотренных ребенком за минуту( если с
помощью этой формулы определяется общий показатель продуктивности и
устойчивости внимания за все пять минут, то, естественно, N будет равно
числу колец, просмотренных в течение пяти минут, а знаменатель данной
формулы – 300);
n – количество ошибок, допущенных ребенком за это же время.
В процессе обработки результатов вычисляются пять поминутных
показателей S и один показатель S , относящийся ко всем пяти минутам
работы, вместе взятым.
По полученным результатам строится график работы ребенка над заданием.
По всем показателям S полученным в процессе выполнения задания,
строится график следующего вида:
[pic]
На основе анализа этого графика можно судить о динамике изменения во
времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении
графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в
отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:
10 баллов – показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.
8-9 баллов - показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла.
6-7 баллов - показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00
балла.
4-5 баллов - показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.
2-3 балла - показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла.
0-1 балла - показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.
Устойчивость внимания в свою очередь оценивается так:
10 баллов – все точки графика на рисунке не выходят за пределы одной
зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1.
8-9 баллов – все точки графика расположены в двух зонах наподобие
кривой 2.
6-7 баллов – все точки графика располагаются в трех зонах, а сама
кривая похожа на график 3.
4-5 баллов - все точки графика располагаются в четырех зонах, а сама
кривая похожа на график 4.
3 балла - все точки графика располагаются в пяти зонах, а сама кривая
похожа на график 5.
На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные
кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания
ребенка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом:
Кривая 1 – это график очень высокопродуктивного и устойчивого
внимания.
Кривая 2 – это график низкопродуктивного, но устойчивого внимания.
Кривая 3 – это график среднепродуктивного и среднеустойчивого
внимания.
Кривая 4 – это график среднепродуктивного , но неустойчивого внимания.
Кривая 5 – это график среднепродуктивного и крайне неустойчивого
внимания.
Все расчеты и графики делаются на основе бланков испытуемых (см.
Приложения ,стр. 52)
Таким образом, обрабатываются результаты, и строится график каждого
ребенка.
Дима К.
|Минуты |Кол-во |Кол-во |Продуктивность и |Общая оценка |
| |просмотр|ошибок |устойчивость внимания |продуктивности и |
| |енных | |за минуту времени |внимания |
| |колец | | | |
|1 |70 |4 |[pic] |[pic] |
|2 |102 |10 |[pic] | |
|3 |98 |7 |[pic] | |
|4 |70 |4 |[pic] | |
|5 |58 |4 |[pic] | |
[pic]
Вывод: На графике мы видим, что показатель S находится в границах от
0,24 до 0,50 балла, а все точки графика не выходят за пределы одной зоны,
таким образом делается вывод, что продуктивность внимания низкая, но
устойчивость внимания высока. Продуктивность испытуемого оценивается на 2-3
балла, а устойчивость внимания на 10 баллов.
Алеша В.
|Минуты |Кол-во |Кол-во |Продуктивность и |Общая оценка |
| |просмотр|ошибок |устойчивость внимания |продуктивности и |
| |енных | |за минуту времени |внимания |
| |колец | | | |
|1 |110 |3 |[pic] |[pic] |
|2 |80 |3 |[pic] | |
|3 |96 |4 |[pic] | |
|4 |94 |1 |[pic] | |
|5 |108 |6 |[pic] | |
[pic]
Вывод: На графике мы видим, что показатель S=0,65, таким образом
делается вывод, что продуктивность внимания средняя, колебания внимания
незначительные, внимание довольно устойчиво. Продуктивность испытуемого
оценивается на 4-5 балла, а устойчивость внимания на 8-9 баллов.
Вадим У.
|Минуты |Кол-во |Кол-во |Продуктивность и |Общая оценка |
| |просмотр|ошибок |устойчивость внимания |продуктивности и |
| |енных | |за минуту времени |внимания |
| |колец | | | |
|1 |132 |3 |[pic] |[pic] |
|2 |119 |1 |[pic] | |
|3 |99 |0 |[pic] | |
|4 |163 |8 |[pic] | |
|5 |111 |0 |[pic] | |
[pic]
Вывод: График находится в пределах от 0,75 до 1,00 балла, что говорит
о высокой продуктивности внимания; Все точки графика не выходят за пределы
одной зоны, таким образом, внимание высоко устойчивое. Продуктивность
испытуемого оценивается на 6-7 баллов, а устойчивость внимания на 10
баллов.
Дима М.
|Минуты |Кол-во |Кол-во |Продуктивность и |Общая оценка |
| |просмотр|ошибок |устойчивость внимания |продуктивности и |
| |енных | |за минуту времени |внимания |
| |колец | | | |
|1 |94 |1 |[pic] |[pic] |
|2 |61 |6 |[pic] | |
|3 |71 |0 |[pic] | |
|4 |97 |0 |[pic] | |
|5 |51 |0 |[pic] | |
[pic]
Вывод: Показатель S=0,55 баллам, на графике явно видны большие
колебания внимания, точки графика расположены в четырех зонах, таким
образом, внимание ребенка среднепродуктивное, неустойчивое. Продуктивность
испытуемого оценивается на 4-5 баллов.
Саша В.
|Минуты |Кол-во |Кол-во |Продуктивность и |Общая оценка |
| |просмотр|ошибок |устойчивость внимания |продуктивности и |
| |енных | |за минуту времени |внимания |
| |колец | | | |
|1 |70 |0 |[pic] |[pic] |
|2 |100 |4 |[pic] | |
|3 |107 |5 |[pic] | |
|4 |66 |2 |[pic] | |
|5 |99 |3 |[pic] | |
[pic]
Вывод: По графику можно сделать вывод, что внимание ребенка является
среднепродуктивным и среднеустойчивым: все точки графика располагаются в
двух зонах, колебания внимания незначительные. Продуктивность испытуемого
оценивается на 4-5 баллов, а устойчивость внимания на 8-9 баллов.
Таким образом, были вычислены показатели и построены графики по 1 подгруппе
детей. Можно сделать вывод, что лишь у одного ребенка показатели
продуктивности и устойчивости внимания находятся на достаточно высоком
уровне (Вадим У.), у двух детей отмечена средняя продуктивность и
устойчивость (Саша В., Алеша В.), еще у одного ребенка продуктивность
внимания низкая, но устойчивость высока (Дима К.) и у Димы М. было отмечено
среднепродуктивное внимание с большими колебаниями.
Была проведена беседа с педагогами этой группы, и они отметили, что
высокие показатели успеваемости у Вадима У., Саши В., Алеши В., Димы К.,
эти дети всегда внимательны на занятиях к педагогу и излагаемому материалу,
они много запоминают, у них высокий познавательный интерес.
Воспитатели замечают , что Вадим У. часто отмечает какие-то
неприметные особенности предметов, которые остальные дети не замечают. Было
отмечено, что Дима М. на занятиях невнимателен, у него плохая усидчивость,
часто на занятиях он не примечает даже самого главного, успеваемость у
этого ребенка средняя. Педагогам группы были даны бланки с кольцами
Ландольта, таблицы Бурдона и рекомендации по развитию устойчивости и
продуктивности внимания.
Теперь подведем результаты по второй подгруппе.
Саша Д.
|Минуты |Кол-во |Кол-во |Продуктивность и |Общая оценка |
| |просмотр|ошибок |устойчивость внимания |продуктивности и |
| |енных | |за минуту времени |внимания |
| |колец | | | |
|1 |80 |1 |[pic] |[pic] |
|2 |104 |2 |[pic] | |
|3 |101 |1 |[pic] | |
|4 |95 |6 |[pic] | |
|5 |118 |14 |[pic] | |
[pic]
Вывод: На основе этого графика можно сделать вывод, что у испытуемого
среднепродуктивное внимание, но неустойчивое,т.к. точки графика находятся в
трех зонах. Продуктивность испытуемого оценивается на 4-5 баллов, а
устойчивость внимания на 6-7 баллов.
Катя Н.
|Минуты |Кол-во |Кол-во |Продуктивность и |Общая оценка |
| |просмотр|ошибок |устойчивость внимания |продуктивности и |
| |енных | |за минуту времени |внимания |
| |колец | | | |
|1 |141 |6 |[pic] |[pic] |
|2 |102 |2 |[pic] | |
|3 |84 |1 |[pic] | |
|4 |95 |6 |[pic] | |
|5 |172 |5 |[pic] | |
[pic]
Вывод: У испытуемой среднепродуктивное, но крайне неустойчивое
внимание, отмечены колебания внимания. Продуктивность испытуемого
оценивается на 6-7 баллов, а устойчивость внимания на 4-5 баллов.
Настя Н.
|Минуты |Кол-во |Кол-во |Продуктивность и |Общая оценка |
| |просмотр|ошибок |устойчивость внимания |продуктивности и |
| |енных | |за минуту времени |внимания |
| |колец | | | |
|1 |105 |0 |[pic] |[pic] |
|2 |95 |3 |[pic] | |
|3 |97 |2 |[pic] | |
|4 |110 |6 |[pic] | |
|5 |76 |1 |[pic] | |
[pic]
Вывод: График находится в зоне среднепродуктивного внимания, все точки
графика расположены в двух зонах, колебания внимания незначительные,
внимание испытуемой довольно устойчивое. Продуктивность оценивается на 4-5
баллов, а устойчивость внимания на 8-9 баллов.
Ильнара И.
|Минуты |Кол-во |Кол-во |Продуктивность и |Общая оценка |
| |просмотр|ошибок |устойчивость внимания |продуктивности и |
| |енных | |за минуту времени |внимания |
| |колец | | | |
|1 |96 |0 |[pic] |[pic] |
|2 |102 |9 |[pic] | |
|3 |146 |9 |[pic] | |
|4 |94 |4 |[pic] | |
|5 |182 |9 |[pic] | |
[pic]
Вывод: Показатель S =0,74 , таким образом, продуктивность внимания
средняя – оценивается на 4-5 баллов. На графике видны большие колебания
внимания, сам график находится в четырех разных зонах, следовательно
внимание неустойчиво и оценивается 4-5 балла.
Настя И.
|Минуты |Кол-во |Кол-во |Продуктивность и |Общая оценка |
| |просмотр|ошибок |устойчивость внимания |продуктивности и |
| |енных | |за минуту времени |внимания |
| |колец | | | |
|1 |57 |2 |[pic] |[pic] |
|2 |52 |3 |[pic] | |
|3 |41 |2 |[pic] | |
|4 |70 |4 |[pic] | |
|5 |107 |11 |[pic] | |
[pic]
Вывод: График находится в зоне низкопродуктивного внимания (2-3
балла), но все точки графика находятся в одной зоне, колебания
незначительные, внимание очень устойчиво, оценивается на 10 баллов.
Итак, вычислены показатели и построены графики по второй подгруппе
детей и можно сделать вывод, что у двух детей было отмечено
среднепродуктивное внимание, но неустойчивое с большими колебаниями
(Ильнара И., Саша Д.); у Кати Н. среднепродуктивное, но неустойчивое
внимание с большими колебаниями; и у одного ребенка (Настя И.) внимание
хоть и непродуктивное, но хорошо устойчивое.
Педагоги группы охарактеризовали детей так, что Ильнара И. и Саша Д.
довольно неплохо успевают на занятиях, они могут охватить много предметов,
очень любознательны, но им тяжело сосредотачиваться долгое время на одном
предмете, довольно неусидчивы. Довольно плохая успеваемость на занятиях у
Кати Н.. Настя Н. и Настя И. характеризуются как дети со средней
успеваемостью, они любят познавать окружающий мир, без труда
сосредотачиваются на предмете и легко выполняют монотонную работу, которая
у других детей вызывает раздражение.
Вывод по группе:
Таким образом, мы видим, что действительно существуют индивидуальные
различия во внимании. При там, что все участники эксперимента примерно
одного возраста? Состояние здоровья хорошее, условия проведения
эксперимента одни и те же. Если сравнивать 2 подгруппы и построить график
на подгруппу в целом путем сложения всех показателей S1, S2, S3, S4, S5
подгруппы и разделить числа на 5( по количеству участников) получим:
1 подгруппа: [pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
2 подгруппа: [pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
Таким образом, оба графика находятся в зоне среднепродуктивного
внимания, но у второй подгруппы колебания внимания существеннее чем у
первой , т.е в первой подгруппе внимание более устойчиво. Мы видим, что
дифференциация внимания произошла, следовательно, методика была выбрана
верно и соответственно возрасту. Не у всех испытуемых еще сформировано
внимание для поступления в школу. Педагогу группы и родителям были даны
рекомендации по развитию устойчивости и продуктивности внимания. Эти
упражнения взяты из книги «Течты для детей, сборник тестов и развивающих
упражнений».Составители М.Н. Ильина, Л.Г.Парамонова, Н.Я.Головнева – СПб.:
«Дельта», 384.
Упражнение 1 на развитие устойчивости внимания.
Предлагается детям, умеющим читать.
[pic]
На бланке напечатаны буквы в случайном порядке (5 строчек). В каждой
строке примерно 30 букв. Ребенок просматривает внимательно каждую строку и
пытается обнаружить среди случайных букв слова. Он должен отыскать эти
слова (трех-, четырех-, пятибуквенные) и подчеркнуть их.
Показатель успешности – число найденных правильных слов и скорость
выполнения задания.
Для дальнейшей тренировки внимания приготовьте самостоятельно аналогичный
стимульный материал.
Буквы и слова между ними можно напечатать на машинке или написать от
руки. Придумайте слова смешные, детям это всегда нравится.
Упражнение 2 на развитие устойчивости внимания.
Для развития устойчивости внимания дайте ребенку небольшой текст
(газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку,
зачеркивать какую либо букву (например, «а»).
Фиксируйте время и количество ошибок. Ежедневно отмечайте результаты
на графике, проанализируйте, как изменяется результативность.
Если вы делали все правильно, то должно быть улучшение результатов –
ознакомьте ребенка с ними, порадуйтесь вместе с ним.
Для тренировки распределения и переключения внимания измените
инструкцию. Например, так: «В каждой строке зачеркни букву «а», а букву «б»
подчеркни». Или так: «Зачеркни букву «а», если перед ней стоит буква «н», и
подчеркни букву «а», если перед ней стоит буква «л»». Фиксируйте время и
ошибки.
Проводите эти развивающие упражнения в соревновательной форме.
Не всегда внимание можно рассматривать как отдельное психическое
явление. Внимание связано с другими психическими процессами. Внимание
«жертвуя собой» обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания.
Поэтому вместе с развитием внимания развивается и мыслительная деятельность
человека. Хотя в целом в онтогенезе внимание изменяется мало и его основные
характеристики с возрастом остаются достаточно устойчивыми, но все же со
временем при достаточных и систематических усилиях можно избавиться от
многих недостатков в развитии внимания. Это объясняется тем, что одни
слаборазвитые качества внимания можно компенсировать усиленным развитием
других его качеств. Так, слабая устойчивость внимания нередко может быть
восполнена его хорошей переключаемостью, объемом и т.д.
Заключение
Была проведена экспериментально-исследовательская работа по изучению
внимания, индивидуальных его особенностей (устойчивость и продуктивность).
Исследования индивидуальных особенностей внимания, несомненно, включает
многочисленные неразрешенные вопросы, как на физиологическом, так и на
психологическом уровнях. Однако факты приведенные в работе показывают что
действительно существуют индивидуальные различия во внимании и мы в
состоянии их зарегистрировать. Также можно сделать вывод о том, что в
задачу формирования внимания входит не только его развитие как отдельного
психологического процесса, но и формирование таких черт личности, которые
бы облегчили переход произвольного внимания в послепроизвольное. Это
включает в себя формирование чувства ответственности за выполняемую работу,
мотивации успешного выполнения деятельности, развитие интереса, четкая
организация выполняемой деятельности. Конкретно поставленные задачи, а
также создание благоприятных условий для активной самостоятельной работы.
Пока человек занят серьезным делом, ему не надо напоминать о внимании.
Великий режиссер С.Станиславский, который в книге «Работа актера над собой»
целую главу посвятил вниманию, говорил, что внимание к объекту вызывает
естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще более
сосредотачивает внимание на объеме, т.е. внимание, сливаясь с действием и
взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом. Внимание
неразделимо связано с деятельностью и волей человека.
Несмотря на то, что исследования внимания порождают многочисленные
неразрешенные и сложные вопросы, они, несомненно, очень полезны, так как
человеку необходимо знать приемы и способы, позволяющие ему научиться
концентрировать свое внимание для удачной учебной или профессиональной
деятельности.
Список литературы
1. Гиппенрейтер Ю.Б., Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.:
4еРо, 1997.
2. Коломинский, Человек: психология. – М.: Просвещение, 1986.
3. Макланов А.Г., Общая психология. – СПб.: Питер, 2002.
4. Немов Р.С., Психология, в 3 т., т.1, М.,1998.
5. Немов Р.С., Психология: Учеб. Для студ. Высших пед. Учеб. Заведений: в
3 кн.: кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и
психодиагностика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
6. Общая психология под ред. Петровского А.В. – М.: Просвещение, 1986.
7. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной
психологии/А.А.Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000.
8. Психология внимания. Хрестоматия по психологии/ Ю.Б. Гиппенрейтер,
В.Л. Романова. – М., 2000.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии., М., 2001.
10. Страхов И.В., Внимание и структура личности., Саратов, 1969.
Приложения
-----------------------
[1] См.: Титченер Э. Внимание// Хрестоматия по вниманию. – М., 1976.
1 См.: Немов Р.С., Психология : в 3 кн.: кн.3: Экспериментальная
педагогическая психология и психодиагностика.-М.;1995г., стр.208.
1 Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной
деятельности животных.- Полное собр. соч. – Л. Изд-во АН СССР, 1951, т.
III, кн.1, 309с.
[2] Ухтомский А.А. Доминанта как рабочий принцип нервных центров// Русский
физиологический журнал.,1923, №6.
[3] Ухтомский А.А. Доминанта как рабочий принцип нервных центров// Русский
физиологический журнал.,1923, №6.
-----------------------
5
4
3
2
1
Страницы: 1, 2
|