Рефераты

Исследование психологических особенностей наркозависимых больных среди молодежи

способность ориентироваться, адекватно и здраво мыслить, память; всё это

сопровождается помутнением зрения, звоном в ушах, неразборчивостью речи,

головной болью, головокружением, расширением зрачков и нетвёрдостью

походки, за которыми могут последовать вялость, оцепенение и даже потеря

сознания. Вернувшись в нормальное состояние, человек обычно не помнит, что

происходило в период опьянения. [13, С.52] Применение ингалянтов может

привести к серьёзным повреждениям в тканях головного мозга. Это, в свою

очередь, может повлечь за собой внезапную смерть от удушья, возникновение

интоксикационной зависимости или интоксикационного психоза. Неожиданная

смерть может наступить в опьянённом состоянии от удушья парами клея, если

на голову надевается полиэтиленовый пакет (для увеличения концентрации

паров), или от падения с большой высоты. Вдыхание паров клея на толуеновой

основе ведёт к разрушению почек, печени, сердца, нарушению состава крови и

расстройству нервной системы. Употребление ингалянтов очень опасно для

здоровья, поэтому необходимо приложить все усилия, чтобы не допускать

распространения вредной привычки среди молодёжи, а в частности –

подростков.

Таким образом, в этой главе, мы попытались дать краткую характеристику

психоактивным веществам, их воздействия на организм человека и последствия

употребления. Так же попытались дифференцировать понятия такие как

«физическая привычка» и «психологическая зависимость».

3. Распространенность наркозависимости в молодёжной среде

3.1. Ситуация с молодёжной наркозависимостью в Российской Федерации.

За последние пять лет (1996 – 2001) количество наркозависимых в

Российской Федерации выросло в несколько раз. По подсчётам специалистов

число злоупотребляющих психоактивными веществами достигает приблизительно 6

миллионов человек. По данным министерства здравоохранения РФ, ежегодный

прирост наркоманов среди взрослого населения составляет 50%, а среди

подростков и молодёжи – более 100%. Возрастной уровень приобщения к

наркомании опустился с 18 –19 лет до 13 –14, а в отдельных случаях и до 8

лет. Доля женщин среди больных наркоманиями составляет 24%, что даёт

основание говорить о прямой угрозе генофонду нации, поскольку поражение

генетических структур женщины – матери ведёт к рождению неполноценных

детей. [2] Следствием этого является связанный с наркоманиями устойчивый

рост психических нарушений и самоубийств. Не случайно Концепция

национальной безопасности Российской Федерации, выражая тревогу в связи с

угрозой физическому здоровью россиян, относит борьбу с наркобизнесом,

наряду с терроризмом и контрабандой, к важнейшей составной части

обеспечения как национальной безопасности страны, так и безопасности

мирового сообщества в целом.

Известно, что Владивосток является одним из самых неблагополучных

городов России по распространённости наркомании. По данным департамента

здравоохранения администрации Приморского края ежегодный прирост

зарегистрированных лиц потребляющих наркотические вещества составляет в

среднем 26%, а среди несовершеннолетних – 28%. Число лиц с диагнозом

наркомании и токсикомании, зарегистрированных в системе здравоохранения,

превышает российский показатели в 3 –3,5 раза.

Быстрыми темпами наркомания распространяется среди подростков, молодых

женщин, девушек. Семейная наркомания и наркомания групповых семейных пар –

явление, охватившее значительную часть молодых людей. В настоящее время 12-

14-летние наркоманы – явление ординарное, их доля в общем числе наркоманов

достигла 25%. И эта ситуация имеет тенденцию к дальнейшему усугублению в

ближайшие годы. Такой прогноз базируется на данных анализа статистических

отчётов территорий, а также материалов выборочных эпидемиологических

исследований распространённости потребления алкоголя, наркотических и

токсикоманических средств учащимися школ, проводимые в Уссурийске,

Партизанске, Находке, Владивостоке.

С точки зрения возможности наркотизации несовершеннолетние

представляют собой группу повышенного риска в сравнении с другими группами

населения. Взрослая наркомания на 60-80% формируется в несовершеннолетней

среде, поэтому наркомания среди несовершеннолетних оказывает как прямое,

так и опосредованное влияние на незаконный оборот наркотиков и связанную с

ним преступность.

Рост потребления наркотических веществ в Приморском крае происходит за

счёт влечения всё новых слоёв населения и при этом преимущественно молодого

возраста.

По данным УВД число преступлений, связанных с наркотическими и

сильнодействующими веществами, в Приморском крае также увеличивается.

Увеличился контингент лиц, состоящих на профилактическом учёте в связи со

злоупотреблением наркотическими веществами. Ежегодно растёт число лиц,

обращающихся за помощью анонимно.

Распространённость наркоманий характерна как для городского, так и для

сельского населения края. По данным выборочных социологических исследований

наркотики становятся всё более доступными молодёжи, приобретают статус

культурного явления с формированием особой субкультуры. Для каждой

отдельной субкультуры характерны свои виды психоактивных веществ.

Сейчас, по сложению дел на 2000-2001 г.г., происходит реструктуризация

рынка наркотических веществ в Приморском крае за счёт отчётливого роста

удельного веса «тяжёлых» и синтетических наркотиков: героин, амфетамины,

ЛСД.

3.2. Молодёжь как особая социально – психологическая группа.

Прежде чем начать детальное рассмотрение наркозависимости в молодёжной

среде, попытаемся оправдать подобную постановку вопроса: стоит ли выделять

молодёжь из общей массы наркоманов и в чём специфика этой возрастной

группы.

За время, проходящее от момента зачатия до достижения человеком

двенадцатилетнего возраста, с ним происходят поразительные перемены: от

микроскопического зародыша в начале этого периода и до подросшего ребёнка в

конце. С ним происходят дальнейшие физиологические, социальные и

интеллектуальные изменения, в результате которых ребёнок должен

превратиться во взрослого человека. Период перехода от детства к зрелости

называется подростковым возрастом и юностью. Это то время, когда молодые

люди обретают самостоятельность, перестают зависеть от родителей как

материально, так и эмоционально, появляется чувство независимости. [11,

С.71]

Примерно с двенадцатилетнего возраста ребёнок вступает в период

полового созревания. Начинается развитие вторичных половых признаков.

Происходят изменения в социальном статусе – компании своих родителей и

родственников ребёнок предпочитает группу друзей. Большинство юношей и

девушек весьма чувствительны к мнению своих сверстников, они полностью

разделяют убеждения и вкусы членов своей компании, стараются одеваться так

же, как их друзья, пользуются общим сленгом. Как правило, юноши и девушки

выбирают себе друзей, похожих на себя, то есть представителей своей расы,

принадлежащих к той же социо–экономической группе и придерживающихся тех же

взглядов. Они постоянно оказывают друг на друга давление, чтобы члены

группы во всём соответствовали принятыми в ней «стандартам». А вот при

общении с окружающими у подростков часто возникают затруднения, связанные с

неумением высказать своё мнение, застенчивостью.

Как правило, подросток любит проводить большую часть времени с

друзьями, но иногда ему необходимо побыть наедине с собой. Юность часто

называют временем самоутверждения; это период, когда каждая личность должна

заявить о своей самостоятельности. Подростки находятся в противоречивом

положении: с одной стороны они стремятся к независимости, а с другой – они

полностью зависят от родителей. Юности свойствен дух бунтарства. Бунт

против родителей обычно принимает форму недоверия к родительским мнениям,

споров и пререканий со старшими и нежелания подчиняться семейным правилам.

Невзирая не то что подростки хотят отвоевать свою свободу, им по – прежнему

нужна родительская любовь. Если родители неправильно реагируют на

бунтарские настроения своих детей, то могут серьёзно испортить с ними

отношения.

Многие свои представления о подходящих ролях и ценностях подростки

получают от референтных групп, которые могут состоять из близких людей,

которых они видят каждый день, или представлять собой более широкие

социальные группы, чьи установки и идеалы подростки разделяют, например,

религиозные, этнические группы и т.д. Человек сравнивает себя с референтной

группой, широкой или узкой, и принимает или отвергает её ценности.

Подростки должны прийти к соглашению со множеством референтных групп.

Группы, появляющиеся в детстве сами собой, например, семья, соседская

компания, больше не устраивают их. Отсюда, отношения подростка с семьёй,

этнической группой и группой сверстников могут вступать в противоречия.

В основном, именно переоценка ценностей в подростковом возрасте ведёт

к переоценке риска, в связи с чем некоторые молодые люди участвуют во

многих рискованных затеях. Это может быть и «опасный» секс, употребление

наркотиков и другие «смертельные номера». Однако, нужно иметь в виду, что

лишь незначительной части тинэйджеров свойственно рискованное поведение с

деструктивными намерениями.

Когда подростки ведут себя рискованно, они делают это по разным

причинам. Они могут попасть в беду, потому что не сознают степень риска

своего поведения. Им может не хватать информации – предупреждения взрослых

либо не эффективны, либо подростки не обращают на них внимания. Многие

исследователи считают, что рискующие тинэйджеры недооценивают вероятность

печального исхода; другими словами, они считают себя неуязвимыми. Они

сосредотачивают внимание, в основном, на преимуществах рискованных форм

поведения – возможности вырасти в глазах сверстников или пьянящем чувстве

свободы от запретов. [14, С.178]

Одна из самых распространённых форм рискованного поведения в

отрочестве и юности – употребление психоактивных веществ, включая

табакокурение и употребление алкоголя. Из всех разрешённых и запрещённых

препаратов, чаще всего употребляют табак и спиртные напитки. Их можно легко

и вполне законно приобрести, и они широко используются взрослыми.

Фактически, многие подростки считают открытое употребление алкоголя и

табака признаком взрослости.

Превращение ребёнка во взрослого, которое происходит в юности, требует

также и расширения возможностей мышления. В юношеском возрасте человек

начинает глубже осознавать смысл абстрактных понятий и учится ими

оперировать. Подростки начинают понимать, что у каждого человека должны

быть права и чувство собственного достоинства. У подростков также

улучшается умение планировать своё будущее. Средний шестнадцатилетний

подросток способен строить планы на 10 – 20 лет вперёд и готовиться к

грядущим переменам в жизни.

Невозможно точно у становить момент окончания юности. Многие из тех,

кому за тридцать, всё ещё не справились с юношескими проблемами, хотя порой

выполняют некоторые обязанности, свойственные вполне взрослым людям, уже к

двадцати годам. Обычно взрослая ответственность приходит к человеку вместе

с важными решениями. Самые серьёзные из них – это выбор будущей профессии и

спутника жизни.

3.3. Особенности наркоманий в подростково–юношеском возрасте.

Биологическая «почва», на которой развивается наркозависимость, может

быть существенно различной и меняться силой многих факторов. Возраст – один

из них, не менее значимый, чем пол. Известны сугубо возрастные заболевания

– расстройства в определённые годы жизни и не возникающие в другие. Течение

одной и той же болезни в различные периоды жизнедеятельности приобретает

формы, лишь отдалённо сходные. [7, С.64]

Главная особенность современной эпидемии наркотизма – снижение нижней

возрастной границы начала наркотизации до 12 – 15 лет. Таким образом,

ранние наркомании – достаточно распространённое явление. Позднее, после 50

лет, начало наркоманий остаётся редким. Обычно это случаи смены формы

зависимости, когда бывший алкоголик переходит на приём наркотиков, или

случаи полинаркомании, когда бывший алкоголик начинает совмещать спиртные

напитки с наркотическими веществами.

В подростково–юношеском возрасте знакомство с наркотиками как правило

происходит в группе сверстников. Источником знаний оказываются более

старшие, опытные подростки, которые в свою очередь что–то слышали с чужих

слов. У подростков не возникает сомнений и потребности проверять такие

рассказы. Инстинктивная осторожность снимается под давлением группы.

«Знания» детей оказываются предельно искажёнными, иногда фантастическими,

поэтому риск тяжёлых отравлений со смертельным исходом здесь крайне высок.

[14, С.175]

Отличие подростковой наркотизации заключается, прежде всего, в мотивах

отношения к наркотику. Практически во всех возрастных группах встречаются

объяснения типа «угостили» и «любопытство». Но в более зрелой возрастной

группе за этими объяснениями скрывается чувственное побуждение, поиск

эйфории. А вот у детей и подростков этот мотив крайне нечёток.

Ещё одна особенность подростково – юношеского наркотизма заключается в

недоступности дорогостоящих, чистых наркотиков. Это обстоятельство

определяет выбор подростка в пользу тяжелодействующих, злокачественных

дешёвых одурманивающих средств, что отражается на течении наркомании и на

характере последствий хронической интоксикации. Но в ряду таких средств

избираются скорее не те, что дают телесные ощущения (например, циклодол), а

галлюциногены. Чем старше подростки, тем больше в их группах

распространяются транквилизаторы («транки») и снотворные.

У детей и подростков ведущим оказывается групповой мотив. Группа по

существу диктует, что и в каком количестве следует принимать. Уклонение от

наркотизации, как и уклонение от других требований и правил группы, может

жестоко караться. При этом изгнание – не самая большая жестокость, хотя,

как правило, тяжело переживается подростком. Из страха, который, конечно,

скрывается показной отвагой, подросток может принимать индивидуально

непереносимые им препараты, преодолевая, не показывая токсические реакции.

В этих случаях последствия злоупотребления бывают ещё более тяжёлыми.

Нередко на этом этапе нерегулярной наркотизации оказывается необходимой

госпитализация. Известны случаи, когда товарищи, боясь ответственности,

бросали умирающего подростка.

Малая роль эйфорического эффекта, служащего первым звеном развития

привыкания замедляет становление влечения. Достаточно долго поэтому

наркотизация происходит под давлением группы сверстников, как форма

времяпровождения.

Столь же несходно с наркоманией взрослых формирование предпочтения

относительно определённого наркотика – второго звена в развитии привыкания.

Групповая наркотизация, недостаточная возрастная способность к выбору,

хаотические пробы разных веществ – всё это оттягивает возможность выбора.

Такая изначальная полинаркотизация формирует и особое влечение –

направленное не на определённые ощущения, а на недифференцированное

состояние оглушения.

Третье звено в развитии привыкания – регулярность приёма выбранного

препарата – также не выражено с достаточной ясностью. Отсутствие

собственных средств, зависимость от группы не дают возможности регулярно

наркотизироваться, даже если установилось предпочтение относительно

определённого вещества и желание повторить опьянение. Регулярность приёма

появляется часто с запозданием, когда для этого складывается благоприятная

ситуация, а не тогда, когда возникает влечение. [14, С.179]

Четвёртое звено в развитии привыкания – угасание первоначального

эффекта – оценить у подростков сложно. Прежде всего потому, что

употребляемые ими вещества с трудом измеримы количественно. Подростки

обычно даже не измеряют препараты, принимают, сообразуясь лишь с тем,

сколько дадут, и с субъективными ощущениями. Поэтому самое большее, что они

могут назвать, - количество, принятое всей компанией. Однако, в зависимости

от настроения лидера и отношений внутри группы в данный момент, количество

препарата постоянно колеблется. [14, С.180]

Таким образом, те опорные для датировки начла болезни моменты в

наркотизации детей и подростков, как правило, или неопределимы, или

смещены во времени относительно друг друга, последовательность их нарушена.

Столь же трудно определение стадийности развития наркотической

зависимости. Это в свою очередь проистекает из нечёткости наркотических

синдромов.

Толерантность в течение долгого времени колеблется. Подростки могут

какое – то время принимать высокие дозы наркотических веществ, а затем –

крайне незначительные без желания их увеличить.

Подростки предпочитают употреблять наркотики днём, прогуливая учёбу,

чтобы к вечеру их облик не вызывал подозрения старших. Если пропустить

занятия нельзя, собираются вечером, но это возможно только при

безнадзорности, когда ни времяпровождением, ни состоянием ребёнка родители

не интересуются. Лишь когда появляется постоянное и безопасное убежище,

куда можно прийти в удобное время, остаться ночевать, тогда употребление

становится систематическим. Это могут быть подвалы, чердаки, которые

подростки приспосабливают к своим нуждам. Но и начавшееся в подходящих

условиях систематическое употребление выражает часто только стремление к

объединяющей процедуре, желание быть одобренными, поощренными группой.

Таким образом, систематичность злоупотребления определяется не

развитием процесса наркозависимости, а внешними, случайными факторами.

Поэтому такую систематичность нельзя считать симптомом болезни.

Форма опьянения чаще всего характеризуется гиперактивностью.

Опьяневшие шумны, поют, танцуют, выражено речевое возбуждение. Легко

возникают агрессивные реакции – драка в группе, насилие, избиение случайных

прохожих.

Казалось бы, наглядно влечение при постоянной систематической

наркотизации, с преодолением препятствий, конфликтами в семье,

пренебрежением к учёбе. Но, ели компания в силу каких – либо обстоятельств

распадается, если подросток сменит место жительства, наркотизация

прекращается. Другими словами, массивная наркотизация имела своей причиной

компанию, но не психическую зависимость. Затрудняет оценку влечения и долго

отсутствующий выбор предпочитаемого наркотика из-за начальной

полинаркотизации. Подросток ищет любое одурманивание, а не определённое

вещество.

Подростки некритичны не только к собственному влечению, но и к более

наглядной наркологической симптоматике у других. Неуправляемость влечения

объясняется тем, что подростки вообще плохо не только оценивают, но и

контролируют свои чувства и побуждения. Поэтому впечатление, что у

подростков быстро возникает влечение к наркотику, следует считать

ошибочным. Способность к психологическому комфорту в интоксикации, так же

как и влечение, сомнительно относить к какому – либо этапу злоупотребления.

Психологический комфорт присутствует с первых групповых приёмов опьяняющих

препаратов, – он создаётся единением группы, чувством близости. Качество

общения с друзьями кажется необычайно глубоким, удовлетворяющим. Если

психологический комфорт взрослого – сугубо субъективное состояние,

самодостаточное, то комфорт подростка включает и внешнюю составляющую.

Опьянение долго не приобретает исключительную, самостоятельную ценность.

Сложно определить. Чем больше дорожит подросток – пребыванием в группе или

тем, что он в этой группе достаёт опьяняющее вещество.

Физическая зависимость появляется практически одновременно с

абстинентным синдромом. Его истинность доказывается вегетативной

стигматизацией: бледность, расширение зрачков, тремор. У подростков

компульсивное влечение выражается психопатической симптоматикой:

аффективными несоразмерными по силе и длительности реакциями злобы и

раздражения, психомоторным возбуждением. Соматические жалобы, обычные для

взрослых наркоманов, для подростков не характерны. Длительность

абстинентного синдрома короче, чем при той же форме наркомании у взрослых.

[13, С.95]

Ранний подростковый период – время формирования духовных интересов.

Токсическая нагрузка в этом возрасте обусловливает развитие духовно

обеднённой личности. Искажается период интеллектуального развития, что в

последующем проявляется непродуктивностью мышления, невозможностью решения

интеллектуальных задач даже при усвоенных профессиональных знаниях.

Искажение развития в 16 - 17 лет, когда формируются индивидуальное

самосознание и способность соотносить себя с индивидуальным миром другого

человека, когда формируются ролевые возможности, оставляет на последующую

жизнь неадекватную самооценку, несообразный уровень притязаний,

категоричность, что также нарушает социальную адаптацию. Таким образом,

злоупотребление подростков нарушает закономерность психического и

социального созревания, перехода в последующие возрастные категории.

Расстройство механизмов развития психики, механизма усвоения социальной

действительности по существу означает обрыв в усвоении опыта предыдущих

поколений.

Течение наркоманий у подростков нуждается в специальном изучении.

Слабость эйфории, замедляющая становление истинного влечения,

злоупотребление по групповым мотивам, отсроченный выбор предпочитаемого

вещества, периодическое снижение толерантности, затяжные защитные реакции,

абстинентный синдром, не несущий функции восстановления гомеостаза, требуют

осмотрительности в оценке скорости развития болезни.

Подведя общий итог, можно сказать, что для наркоманий в подростково-

юношеском возрасте характерны: нечёткость симптоматики наркозависимости,

признаки, определяемые ситуацией, а не состоянием болезни, размытость

границ синдромов и этапов болезни, не позволяющая выделить стадии

наркозависимости. Прогноз болезни при прекращении интоксикации хороший. При

достаточном контроле подросток не возвращается к злоупотреблению.

4. Исследование на выявление психологических особенностей среди

наркозависимых больных направленных на патопсихологическое обследование.

Целью данной практической работы является выявление психологических

особенностей среди наркозависимых больных. Для этого были поставлены

следующие задачи:

1. Сформировать группу наркозависимых больных от 14 до 16 лет,

которые были направлены на патопсихологическое обследование в ПНД

(психиатрическая больница г. Владивостока).

2. Провести тестирование испытуемых.

3. Описать результаты обследования.

Была составлена следующая выборка:

1. Возрастная граница группы составляла 14 -16 лет.

2. Уровень интеллектуального развития членов группы - от 36 до 48 баллов

(IQ = 90 –109) или “средний уровень”.

3. Обследуемые были мужского пола.

4. На период исследования все имели неполное среднее образование.

5. Наркотическая зависимость членов группы варьировалась от одного года и

до полутора лет.

6. Знакомство с наркотиками было впервые произведено в референтной группе.

7. На обследование согласились не по принуждению.

4.1. Методические подходы к исследованию

В данной работе использовался такой метод психологической диагностики

как тестирование. Психологический тест – представляет собой объективное и

стандартизированное измерение выборки поведения. Одно из черт

психологического теста - то, что «они проводятся на малой, но тщательно

обработанной выборке». Ещё одним непременным условием является

«стандартизированное измерение», что подразумевает единообразие процедуры

проведения и оценки выполнения теста. Одной из важнейших характеристик

теста является надёжность, то есть согласованность показателей, полученных

у тех же самых испытуемых при повторном тестировании тем же самым тестом

или эквивалентной его формой. Но самой важной характеристикой относительно

всякого теста считается валидность – степень, в которой тест действительно

измеряет то, для чего он предназначен. [6, С.39].

Для проведения исследования мною были выбраны две методики -

«Личностный опросник» Шмишека и «Личностный опросник» Айзенка.

Опросник Шмишека (Schmieschek Fragebogen) – опросник личностный.

Предназначен для диагностики типа акцентуации личности, является

реализацией типологического подхода к её изучению. Опубликован Г. Шмишеком

в 1970г., состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или

«нет». [1, С.387] С его помощью определяются следующие 10 типов акцентуации

личности:

1. Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к

вытеснению. Эгоцентричен, жаждет признания, поддержки,

сочувствия, стремится постоянно быть в центре внимания. Эта

тенденция реализуется в оригинальности, демонстрации своего

превосходства, нарочитых преувеличениях, расцвечивании своих

переживаний, позёрстве, поступках. Рассчитанных на внешний

эффект. Эмоции ярки, выразительны в проявлениях, но неустойчивы и

неглубоки. С целью привлечения к себе внимания, способен пустить

в ход фантазию, приписывать себе несуществующие качества и

необычные действия. В группе претендует на роль лидера или на

исключительное положение, пытается возвыситься над окружающими,

пуская «пыль в глаза». Увлечения экстравагантные и не требующие

упорного труда.

2. Педантичный тип. Лица этого типа отличаются повышенной

ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к

вытеснению травмирующих переживаний. Отличается чрезмерной,

преувеличенной приверженностью к определённому порядку.

Противится изменениям, плохо переключается на что – либо новое в

деятельности. Неуклонно следует принятому образу мыслей,

устоявшимся привычкам. Придаёт большое значение внешней стороне

дела и мелочам. Склонен требовать того же от других.

3. «Застревающий» тип. Характерна чрезмерная стойкость аффекта.

Длительное время переживает одни и те же чувства, настойчивый,

упрямый, противится изменениям, трудно переключается на что-то

новое в деятельности. Интересы постоянные и односторонние.

Проявляет повышенное самомнение и себялюбие, недовольство

недостаточным признанием его достоинств и заслуг. Озабочен своим

престижем. Стремится превзойти других, выдвинуться в лидеры.

Отличается повышенной чувствительностью к действительным и

мнимым несправедливостям, что в сочетании с тенденцией к

самоутверждению порождает бдительное отношение к окружающим,

склонность к обдумыванию их действий, недоверчив, возможно,

злопамятен.

4. Возбудимый тип. Повышенная импульсивность, ослабление контроля

над влечениями и побуждениями. Агрессивен, упрям, самолюбив и

обидчив. Отличается постоянной внутренней напряжённостью,

раздражительностью. Причём, интенсивность реакций не

соответствует силе раздражителя. Проявляет властность, повышенную

требовательность к окружающим, часто не желает считаться с их

мнением. Неуживчив, склонен к конфликтам. Характерна чрезмерная

сила влечений, неудержимость в их удовлетворении.

5. Гипертимический тип. Повышенный фон настроения в сочетании с

оптимизмом и высокой активностью. Добр, отзывчив, беззаботен.

Обладает многосторонними способностями, но из-за неустойчивости

внимания и недостаточной выдержки интересы поверхностны. Плохо

переносит жёсткую дисциплину, строго регламентированный режим,

критику в свой адрес. В необычных ситуациях находчив, умеет

приспосабливаться к трудностям, бурно переживает неудачи, но они

не выбивают его из колеи. К правилам и законам относится

легкомысленно. Рамки морали ему узки. Тяготится одиночеством, в

группе добивается лидерства. При общении неразборчив в выборе

знакомств, может оказаться в неблагоприятной среде.

6. Дистимический тип. Сниженный фон настроения, пессимизм, фиксация

теневых сторон жизни, заторможенность. Испытывает частые и

длительные изменения в сторону его снижения, что проявляется в

переживаниях, подавленности, тоске, предчувствиях неприятности

или безрадостных явлений.

7. Тревожно – боязливый тип. Склонность к страхам, робость,

пугливость. Испытывает ощущение неблагополучия, внутренней

напряжённости. Проявляет повышенное внимание к отрицательным

сигналам. Обеспокоен возможными последствиями своих действий,

поэтому часто возникают сомнения и колебания при необходимости

принять решения. Не удовлетворён своими способностями разрешать

жизненные трудности и достигать желаемого. Очень высокая

тревожность плохо влияет на уровень достижений и может вызывать

физические нарушения.

8. Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимических фаз.

Периоды ровного настроения чередуются с периодами подъёма и

субдепрессивными фазами, которые характеризуются сниженным,

минорным настроением, чувством вялости и утомлённости,

рассеянностью, замедленными реакциями, неуверенностью в своих

силах. Мелкие неудачи и неприятности, которые нередко возникают в

этот период из-за падения работоспособности, тяжело переживаются,

вызывают уныние. Общение раздражает, компании избегаются. В

период жизненного подъёма ускоряются мыслительные процессы,

появляется оживлённость, подвижность, инициативность: идёт

постоянный поиск источников развлечения. Длительность периодов с

возрастом увеличивается.

9. Аффективно – экзальтированный тип. Лёгкость перехода от состояния

восторга к состоянию печали. Восторг и печаль – основные

сопутствующие этому типу состояния. Склонен приходить в состояние

восторженного возбуждения по незначительным поводам и под

влиянием разочарований впадать в отчаяние. Может наблюдаться

истерика или нервный срыв.

10. Эмотивный тип. Родственен аффективно – экзальтированному, но

проявления не столь бурны. Лица этого типа отличаются особой

впечатлительностью и чувствительностью. От настроения зависит и

работоспособность, и общительность, и самочувствие.

Соответственно настроению окружающий мир представляется то

радужными красками, то серым и безрадостным. Вследствие большой

подвижности чувств его влечения, стремления и интересы не

устойчивы. В группе не претендует на роль лидера. Ищет

эмоциональных контактов, стремясь занять положение любимца.

Развитая интуиция позволяет почти безошибочно определить

отношение к себе окружающих: безразличие, расположение или

неприязнь. Ответное отношение возникает незамедлительно и без

попытки его утаить. Часто неспособен к волевым действиям, слабо

выражено чувство долга.

Максимальный показатель по каждому типу акцентуации – 24 балла.

Признаком акцентуации считается показатель выше 12 баллов. Полученные

данные могут быть представлены в виде «профиля личностной акцентуации».

Основные черты – стержень личности, они определяют её развитие, процессы

адаптации, психическое здоровье. При значительной выраженности основные

черты характеризуют личность в целом. В случае воздействия неблагоприятных

факторов они могут приобретать патологический характер, разрушая структуру

личности. [1, С.388]

Личностный опросник Айзенка (Eysenk Personality Inventory)

предназначен для диагностики нейротизма, экстраверсии –интроверсии и

психотизма. EPI является одним из наиболее распространённых тестов для

оценки базальных свойств личности, предложенный Г. Айзенком и С. Айзенк в

1964г. EPI содержит 57 вопросов, 24 которых нацелены на выявление

экстраверсии – интроверсии, 24 других – на оценку эмоциональной

стабильности – нестабильности (или нейротизма), остальные 9 составляют

контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренности

испытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов. [10;

С113] Так же, с помощью EPI, можно выявить характеристику индивида со

стороны его динамических способностей, то есть темперамент (сангвиник,

флегматик, холерик или меланхолик).

4.2. Описание проведения методик и результатов обследования.

Психологическое обследование проводилось индивидуально. Испытуемому

предлагалось ответить на два опросника, состоящих из 88 (опросник Шмишека)

и 57 вопросов (опросник Айзенка). Инструкция к первой и второй методике

предлагалась одинаковая: «Ответьте, пожалуйста, на предложенные Вам

вопросы. Отвечайте быстро, долго не задумывайтесь. Здесь нет правильных и

неправильных ответов». Испытуемому были предложены специальные бланки,

которые он должен был заполнить, отвечая на вопросы.

Мною были исследованы шесть наркозависимых больных 1985- 1987 года

рождения, которые были направлены на патопсихологическое обследование в ПНД

(психиатрическая больница г. Владивостока). Были выявлены.

Подробные результаты по каждому случаю приводятся ниже:

1. Испытуемый П – экзальтированный тип акцентуации характера, для

которого характерно: Лёгкость перехода от состояния восторга к

состоянию печали. А так же высокие показатели по шкале нейротизма,

что говорит о чрезмерной нервозности испытуемого, склонности к

фрустрациям. Тип темперамента - меланхолик (Хар-но: низкий уровень

психической активности, замедленность движений, сдержанность моторики

и речи, быстрая утомляемость). Интроверт.

2. Испытуемый К. – циклотимический тип акцентуации характера, для

которого характерно: Периоды ровного настроения чередуются с

периодами подъёма и субдепрессивными фазами, которые характеризуются

сниженным, минорным настроением, чувством вялости и утомлённости,

рассеянностью, замедленными реакциями, неуверенностью в своих силах.

Так же высокие показатели по шкале нейротизма, тип темперамента –

меланхолик. Интроверт.

3. Испытуемый Ж. - Тревожно – боязливый тип. Склонность к страхам,

робость, пугливость. Испытывает ощущение неблагополучия, внутренней

напряжённости. Проявляет повышенное внимание к отрицательным

сигналам. Интроверт. Флегматик ( низкая уровень психической

активности, медлительность, невыразительность мимики).

4. Испытуемый О. - Педантичный тип. Лица этого типа отличаются

повышенной ригидностью, инертностью психических процессов,

неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний. Интроверт.

Меланхолик.

5. Испытуемый Д. - Возбудимый тип. Повышенная импульсивность, ослабление

контроля над влечениями и побуждениями. Претендует на роль лидера в

группе. Агрессивен, упрям, самолюбив и обидчив. Экстраверт. Холерик

(высокий уровень психической активности, энергичность действий,

резкость, стремительность).

6. Испытуемый И. - Гипертимический тип. Повышенный фон настроения в

сочетании с оптимизмом и высокой активностью. Плохо переносит жёсткую

дисциплину, строго регламентированный режим, критику в свой адрес.

Претендует на роль лидера в группе. Экстраверт. Холерик.

4.3. Некоторые аспекты лечебно – реабилитационного подхода к проблеме

наркомании.

В организационном аспекте лечебно-реабилитационный процесс для больных

наркологического профиля строится на основе прохождения больным

определенных этапов лечения:

1. Интервенция - включение больного в лечебно реабилитационную

программу. Предполагает: рекламу программы, консультирование

больных и родственников, психокоррекционная работа с ними.

Предварительный этап.

2. Детоксикация - ликвидация острых физических и психических

расстройств, связанных с отменой психоактивного вещества.

Стационарный этап.

3. Диагностика и медикаментозное лечение основных соматиoческих и

личностных расстройств. Психокоррекция. Стационарный этап.

4. Диагностика тонких психических и личностных расстройств и их

психокоррекция. Стационарный или амбулаторный этап.

5. Реабилитация - последовательное обучение и тренинг высших

социальных форм поведения, индивидуальное обучение восприятию и

смыслообразованию. Стационарный или амбулаторный этап; для

больных гериатрического профиля: проводится полное

диагностическое обследование, фармакотерапия,

физиотерапевтическое, бальнеологическое лечение, массаж,

лечебная физкультура по специальным рекреационным методик

Реабилитационная программа включает следующие направления:

1. Когнитивный тренинг - тренировка сохранившихся психических

возможностей, направленная на улучшение памяти и ориентировки.

2. Терапия занятостью - восстановление утраченных навыков

самообслуживания; выработка и развитие более дифференцированных видов

повседневной деятельности, направленной на самообслуживание;

вовлечение пациента в доступный им вид полезной деятельности.

3. Рекреационная терапия - занятие различными видами деятельности

(музыка, чтение, рисование и др.); занятия группового общения;

персональные психокоррекционные занятия по актуальным для пациентов

тематикам.

4. Психосоциальные мероприятия - формирование навыков самостоятельного

пребывания в домашних условиях и разъяснительная работа с

родственниками.

Заключение

Наркомания – это проблема, которая охватывает весь мир. Мы можем

встретить наркомана везде: на улице, в подъезде, магазине, кино или даже у

себя дома. Многие из нас считают, что это может случиться с кем угодно, но

не с ним и его семьёй. А они ошибаются, ведь наркомания – это вирус,

который поражает планету.

Сегодня нет таких сил, организаций и технологий, которые могут

удержать каждого человека от потребления наркотиков. Эту проблему можно

решить, только опираясь на общественное сознание и воспитание у каждого

члена общества осознанного понимания своего предназначения и той опасности,

которой он подвергается, употребляя наркотики. Законы и запреты ничего не

дадут без широкой и всеобъемлющей, постоянно действующей разъяснительно –

воспитательной работы в обществе, коллективе, школе, семье и с каждым

конкретным человеком. Разумеется, такие глобальные задачи решаются на

высшем уровне.

Мероприятия по преодолению наркомании должны строиться в виде

концепции, строящейся на социальной и психологической адаптации к реалиям

жизни. Что должно включать научный и психологический анализ групп риска,

склонности к аддиктивному поведению. Определяющий необходимость

образовательных, профориентационных, социальных, дисциплинарно -

организационных усилий по отношению к молодежи. Обеспечению её адекватной

самооценкой и способам самореализации, подбора оптимальных психологических

вариантов социальной адаптации, способствующих максимально возможной

реализации потенциала личности на благо общества. Реализация подобной

концепции требует последовательных интеграционных усилий всей социальной

сферы, включая здравоохранение, с последующим психологическим мониторингом

личности. Без наличия действующей комплексной, последовательной и

обоснованной системы психологической и социальной адаптации наркомана,

усилия по искоренению данной проблемы безуспешны.

Практически важным, на мой взгляд, является вопрос выявления

первопричин употребления наркотиков среди молодёжи. В ходе своей работы я

установила, что, прежде всего, молодые люди начинают принимать (пробовать)

наркотические вещества не из-за стремления получить эйфорический эффект, а

под давлением референтной группы, в которой они находятся. Именно в этом

возрасте, многие люди, которые отличаются повышенной конформностью, склонны

к попаданию в группы риска, где процветает наркомания.

Я считаю, что необходимо научное изучение социально-психологических

перспектив каждого наркомана не только для определения вида его лечения, но

и для социальной адаптации. Что так же помогает определить правильный

психологический подход к этим людям и назначить соответствующее

психотерапевтическое лечение для последующей реабилитации. Ибо наркомания -

это реализация имеющихся биолого-психологических предпосылок. Необходимо

исследуя причины развития наркомании, выявить характеристики групп риска,

найти условия установления с ними эффективных контактов.

К сожалению, предотвратить первичное употребление («пробу»)

наркотических веществ практически невозможно, можно лишь направить ребёнка

в благоприятное для него русло жизнедеятельности

Список литературы:

1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике –

СПб.: Питер Ком., 1999.

2. «В XXI век Россия мчится на катафалке», С.Рыков//Комсомольская

правда,2001,№ 46.

3. Веселовская Н.В., Коваленко А.Е. «Наркотики: Свойства, Действие,

Фармококинетика» - СПб.: Питер.Ком., 2000.

4. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология – Спб.: Питер, 2000.

5. Каплан Г.И. Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия. В 2 т. Т.1. пер.с англ.

– М.: Медицина, 1994.

6. Краткий психологический словарь/Ред.-сост. Л.А. Карпенко: Под общ.ред.

А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2 изд.,расш.,испр.и доп. – Ростова

на Дону: Издательство «Феникс», 1998.

7. Левин Б. М., Левин М. П. «Наркомания и наркоманы».М.: Изд-во ЭКСМО-

Пресс,1995.

8. Медицинская психология: Лекция для врачей – слушателей курсов

последипломного образования. – М.: Изд-во Магистр, 1998.

9. «Наркотики. Дешевле умереть, чем лечиться?», С.Костенко//Владивосток,

2001, № 54.

10. «Новый вариант адаптации личностного теста EPI», В.М. Русалов//

Психологический журнал, том 8, №1, 1987.

11. Психология развития. – СПб.: Издательство «Питер», 2000.

12. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Издательство

«Питер», 2000.

13. Сердюкова Н.Б. Наркотики и наркомания: книга для врача, преподавателя,

родителя. – СПб, Изд-во «Феникс», 2000.

14. Харчева В. Основы социологии: Учебник для студентов средних специальных

учебных заведений. – М.: Логос: КноРус, 2000.

15. Ураков И.Г. «Наркомания: мифы и реальность». – СПб.: Изд-во

«Евразия»,1990.

16. Шабанов П.Д., Штакельберг О.Ю. Наркомании: патопсихология, клиника,

реабилитация. – СПб, 2000.

17. http://www.narcom.ru/

18. http://www.nodrugs.ru/

19. http://www.nodrugs.ru/pages/page5.htm

20. http://www.ostrow.ru/narc4.htm

-----------------------

[1] "

3

ТГК – (тетрагидроканнабинол) – активный ингредиент марихуаны.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты