Исследование религиоведческой концепции Фрейда - психоаналитического метода в целом
Исследование религиоведческой концепции Фрейда - психоаналитического метода в целом
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Р Е Ф Е Р А Т
на тему: Исследование религиоведческой концепции
З. Фрейда -
психоаналитического метода в целом
Выполнил: аспирант Кузин
А.В.
В реферате рассмотрены
Сегодня вряд ли кому-либо придет в голову оспаривать важность
поставленных Фрейдом проблем. Привлечение внимания научной общественности
к сложной и малоисследованной стороне психической жизни человека, не
осознаваемый им, но отнюдь не пассивной, действительно имело большое
теоретическое и практическое значение
Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 г. во Фрейбурге. В гимназические
годы мировоззрение З. Фрейда формировалось под влиянием идей рационализма
и естественнонаучного эмпиризма.
В 1873 г. он поступил на медицинский факультет Венского университета
и через восемь лет получил степень доктора медицинских наук. Фрейд
осуществил несколько оригинальных исследований, способствующих оформлению
материалистической теории нейронов. Пройдя стажировку в Венской народной
больнице, Фрейд открыл врачебный кабинет и занялся лечением неврозов.
Фрейд искал таинственную причину певрозов.
Применении в качестве "терапии" гипноза в целях лечения больных. Смысл
предложенного состоял в том, чтобы "разрядить" патогенный заряд
психической энергии. Эта работа подводила итого многолетним изысканиям
Фрейда.
Согласно предложенной Фрейдом модели, в психике каждого человека
существуют две качественно разнородные сферы: сознание и бессознательное.
Акцентировав внимание на роли сексуальных влечений как основы
психологической динамики, Фрейд довел до логического конца основной
принцип инстинктивизма, тем самым невольно показал абсурдность любых
попыток сконструировать внутренний мир человека с помощью тощей схемы,
состоящей из одного или нескольких инстинктов, потребностей или влечений.
Стороникм психоанализа нередко утверждают, что, введя понятие
бессознательного, Фрейд революционизировал религию.
В работе “Тотем и табу” Фрейд считал, по собственному определению,
попытался “разработать с помощью психоанализа проблему народов которая
вела непосредственно к происхождению важнейших культурных установлений,
государственных порядков, нравственности и религии, а также и к запретам
кровосмесительства и веления совести”.
В основе исследования сущности и природы тотемизма у Фрейда положена
идея о принципиальном сходстве явлений общественной и индивидуальной
психологии.
Согласно Фрейду, отложившееся в бессознательной сфере психическое
наследие прошлого не остается бездейственным.
Другим местонахождением прошлого Фрейд считал детство.
Третьим прибежищем прошлого, согласно Фрейду, является болезнь.
Фрейд исследование сущности табу начинает с уже известного тезиса о
сходстве религии и невроза, иллюстрируемого на этот раз на материале
первобытной табуации.
Но как бы ни велико было сходство, табу все-таки не невроз.
Постепенно различные виды табу все теснее срастались с религией и, в
конце концов, растворились в системе религиозно-нравственных предписаний и
запретов. Кажущаяся произвольность и иррациональность табу объясняется не
доминирующей ролью бессознательного, а условиями и предпосылками,
вызвавшими к жизни эту форму социальной регуляции.
Завершая обзор религиоведческой концепции Фрейда, следует сказать о
его понимании психологической природы атеизма. В своих работах он исходил
из идей параллелизма индивидуального и исторического развития.
|