Рефераты

Исследование влияния акцентуации характера на девиантное поведение подростков

исследования. В состав выборки вошли ученики 9-10 классов в количестве 50

человек. В 9 классе 26 человек из них 16 девочек и 10 мальчиков. В 10

классе 24 человека из них 11 девочек и 13 мальчиков. Возраст учащихся от 13

до 16 лет. Исследование проводилось в период с марта 2004г. по апрель

2004г.

Для достижения цели исследования были использованы метод анкетного

опроса, методика ПДО и метод экспертной оценки.

3.1.1. Методика анкетирования

Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее

распространенных исследовательских методов в психологии. Анкетирование

обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с

данными, полученными при помощи других исследовательских методов)

используются при составлении анкет.

Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии:

- анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление

осознаваемых качеств испытуемых. Например, в анкете, направленной на

выявление эмоционального отношения школьников к своему возрасту,

использован такой вопрос: «Предпочитаете стать взрослым теперь же, сразу,

или хотите остаться ребенком и почему?»;

- анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты

предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемых является выбор

наиболее подходящего ответа. Например, для определения отношения учащегося

к различным учебным предметам можно использовать такой вопрос: «Какой из

учебных предметов - самый интересный?». А в качестве возможных ответов

можно предложить перечень учебных предметов: «алгебра», «химия»,

«география», «физика» и т.д.;

- анкеты шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не

просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а проанализировать

(оценить в баллах) правильность из предложенных ответов. Так, например,

вместо ответов «да» или «нет» испытуемым можно предложить пятибалльную

шкалу ответов:

5 - уверено да;

4 - больше да, чем нет;

3 - не уверен, не знаю;

2 - больше нет, чем да;

1 - уверенно нет.

Между этими тремя типами анкет не существует принципиальных

различий, все они являются лишь различными модификациями метода

анкетирования. Однако если использование анкет, содержащих прямые (а тем

более косвенные) вопросы, требует предварительного качественного анализа

ответов, что значительно затрудняет использование количественных способов

отработки и анализа получаемых данных, то анкеты-шкалы являются наиболее

формализованным типом анкет, так как они позволяют проводить более точный

количественный анализ данных анкетирования.

Бесспорным достоинством метода анкетирования является быстрое

получение массового материала, что позволяет проследить ряд общих изменений

в зависимости от характера учебно-воспитательного процесса и т.п.

Недостатком метода анкетирования является то, что он позволяет вскрывать,

как правило, только самый верхний слой факторов: материалы, при помощи

анкет и вопросников (составленных из прямых вопросов к испытуемым), не

могут дать исследователю представления о многих закономерностях и причинных

зависимостях, относящихся к психологии. Анкетирование - это средство первой

ориентировки, средство предварительной разведки. Чтобы компенсировать

отмеченные недостатки анкетирования, применение этого метода следует

сочетать с использованием более содержательных исследовательских методов, а

также проводить повторные анкетирования, маскировать от испытуемых

подлинные цели опросов и т. д.

Для выявления подростков, склонных к девиантному поведению была

разработана анкета состоящая из 11 вопросов [Приложение 1]. Все вопросы в

данной анкете распределены по следующим категориям. Состав семьи. Не полная

семья дает нам право определить подростка в группу риска. Поэтому, вопросы

№1,2 в данной анкете были обязательно включены.

Одним из критериев девиантного поведения подростков являются

систематические пропуски занятий в школе без уважительной причины -

прогулы. Именно из этих соображений вопрос №3, сформулированный следующим

образом «Случалось ли так, что вы пропускали школу не по уважительной

причине», был включен в анкету. Склонность подростка к употреблению

спиртных напитков, табака и наркотических веществ является одним из

основных факторов девиантного поведения. Такие вопросы нельзя было не

включить при разработке анкеты. Поэтому вопросы под №4,5,6 были посвящены

именно этим темам.

Одним из показателей девиантности подростка говорят сексуальные

отношения. Логично думать, что подросток вряд ли откровенно расскажет нам о

своем сексуальном опыте. Именно поэтому, вопрос был сформулирован следующим

образом: «Со скольки лет, на ваш взгляд, должны начинаться сексуальные

отношения?» Подростку предлагается написать свой вариант ответа. Этот ответ

дает нам возможность считать, что именно с этого возраста начались его

сексуальные отношения.

Конфликтная личность также определяется как девиантная личность. В

данной анкете, вопросы №8,9,10 посвящены именно этой проблематике. Выяснив

частоту конфликтов подростка с родителями, друзьями и учителями, мы можем

говорить о девиации.

На последний, одиннадцатый вопрос предлагается ответить в свободной

форме. Написав «мини-сочинение», подросток раскрывает о себе, как о

человеке, который должен попробовать в этой жизни все и объясняет почему.

В заключении, подросток сообщает краткую информацию о себе. Это

поможет в исследовании сопоставить результаты методики анкетирования и

методики предложенной А.Е.Личко (ПДО).

3.1.2. Патохарактерологический диагностический опросник А.Е.Личко (ПДО)

При помощи указанный методики мы выявляем тип акцентуации характера,

присущий подростку. Данная методика имеет ряд дополнительных шкал, которые

помогают выявить психологические особенности личности подростка – риск

социальной дезадаптации, склонность к депрессии, риск начала употребления

наркотических средств, возможность и характер суицида, алкоголизацию и

т.д. Сопоставив эти результаты, с результатами полученными в ходе

анкетирования, мы можем определить, относится ли данный подросток к

девиантному.

Исследование проводилось на уроках в школе, где непосредственно учатся

подростки исследуемых групп. Продолжительность урока составляет 1

академический час.

Методика состоит из множества суждений, соединенных в 25 подшкал. В

ходе проведения исследования испытуемые получают соответствующие 25 списков

суждений. Из каждого из них они должны выбрать такие три, которые относятся

к ним в наибольшей степени, и три такие, которые относятся в наименьшей

степени. По характеру выборов судят о том типе акцентуированного характера,

к которому относится испытуемый.

Выборы, которые производятся испытуемыми, заносятся ими в специальный

регистрационный лист. [Приложение 2]

С помощью данной методики определяются следующие типы акцентуации

характера.

Гипертимный тип. Отличается почти всегда хорошим, слегка повышенным

настроением. Имеет высокий тонус энергичен, активен. Проявляет стремление

быть лидером. Общителен и неустойчив по интересам, недостаточно разборчив в

знакомствах. Плохо переносит одиночество. Легко адаптируется в незнакомой

обстановке. Не любит однообразие, дисциплину, вынужденное бездействие,

монотонную работу. Оптимистичен и несколько переоценивает свои возможности.

Нередко бурно реагирует на события, раздражителен.

Циклоидный тип. Часто меняет настроение. У него падает

работоспособность, утрачивается интерес к работе и к окружающим людям,

причем это происходит периодически. Тяжело переживает неудачи, часто думает

о собственных недостатках, ненужности, испытывает чувство одиночества.

Периоды депрессии время от времени перемежаются активностью, свойственной

гипертимному типу.

Лабильный тип. Характеризуется крайней, непредсказуемой изменчивостью

настроения. Сон, аппетит, работоспособность и общительность зависит от

настроения. Испытывает глубокое чувство личной привязанности к тем людям,

которые к нему относятся с симпатией и любовью. Избегает лидерства. Имеет

адекватную самооценку.

Астеноневротический тип. Характеризуется повышенной утомляемостью,

раздражительностью, склонностью к ипохондрии – преувеличенному вниманию к

состоянию здоровья. Тревожно мнителен. Боится ситуаций соревнования и

экзаменационных испытаний. Имеются частые аффективные вспышки в состоянии

утомления.

Сензитивный тип. Характеризуется повышенной впечатлительностью,

обостренным чувством собственной неполноценности, особенно в самооценках

качеств морального и волевого характера. Замкнутость, робость и

застенчивость – типичные черты, проявляемые в незнакомой обстановке и среди

незнакомых людей. Открытость, общительность и откровенность появляются

только в кругу достаточно близких людей.

Психастенический тип. Нерешителен, склонен к пространным рассуждениям,

испытывает повышенную боязнь за будущее и судьбу и судьбу своих близких и

себя самого. Склонен к углубленному самоанализу и появлению навязчивых

состояний (мыслей, переживаний и т.п.). Неспособен отвечать за себя, за

свои поступки.

Шизоидный тип. Характеризуется замкнутостью и неумением понимать

состояния других людей. Испытывает трудности в установлении нормальных

отношений с людьми. Часто уходит в себя, в свой замкнутый, недоступный

окружающим людям внутренний мир, в сферу фантазий и грез. Имеет сильные,

устойчивые увлечений чем-либо.

Эпилептоидный тип. Склонен впадать в злобно-тоскливое состояние с

постепенным возрастанием раздражения и поиском объекта, на котором можно

было бы разредиться. Имеет аффективно-взрывной характер. Повышенно ревнив,

агрессивен, проявляет стремление ук лидерству со строгой дисциплиной и

наказанием подчиненных. Инертен в мышлении, педантично аккуратен, чрезмерно

исполнителен, беспрекословно подчиняется приказам.

Истероидный тип. Проявляет повышенную любовь к самому себе, жажду

внимания со стороны, потребность в почитании, восхищении, сочувствии со

стороны окружающих людей. Склонен к приукрашиванию своей особы, стремится

показать себя в лучшем свете. Отсутствуют глубокие чувства, имеется

театральность в поведении, тенденция к позерству. Неспособен к упорному

труду и высоким достижениям, но обладает неумеренно высокими притязаниями

на успех. Склонен к выдумкам и пустому фантазированию. Претендует на

исключительное положение среди сверстников. Непостоянен и ненадежен в

человеческих отношениях.

Неустойчивый тип. Обнаруживает повышенное нежелание добросовестно

трудиться. Склонен к развлечениям, получению удовольствий, к праздности. Не

желает подчиняться другим и находиться под их контролем. Безволен, склонен

к подчинению сильным лидерам. Равнодушен к будущему, живет интересами

сегодняшнего дня. Избегает трудности. Имеет неадекватную самооценку.

Комфортный тип. Чрезмерно податлив внешним воздействиям.

Характеризуется повышенным стремлением быть как все и тем самым, с одной

стороны, избегать ненужных проблем, а с другой – извлекать для себя выгоду

из сложившейся обстановки. Некритичен к своему поведению и некритично

принимает то, что говорят окружающие люди. Консервативен, не любит нового,

испытывает неприязнь к «чужакам».

Кроме описанных типов, в реальной жизни нередко встречаются смешанные,

соединяющие в себе различные акцентуации характеров.

3. Метод экспертной оценки

Такие формы сбора первичной социологической информации, как

анкетирование, интервьюирование, почтовый опрос, телефонное интервью,

безличностный опрос с помощью возможностей InterNet или E-mail

предназначены прежде всего для массовых опросов. Их особенность заключается

в том, что они направлены на выявления информации, которая отражает

знания, мнения, ценностные ориентации и установки резидентов, их отношения

к каким-либо явлениям действительности. И то, что эта информация

основывается на индивидуальном интересе респондента и может быть весьма

субъективна, отнюдь не противоречит научно-образному способу её получения.

Наоборот, цель массового опроса заключается в том, чтобы при помощи

соответствующего инструментария получить достоверные сведения о предмете и

объекте исследования.

Вышеуказанными проблемами и занимаются эксперты. Эксперт – это

компетентное лицо, имеющее глубокое знания о предмете или объекте

исследования.

Основной инструментарий экспертного опроса – анкета или бланк-

интервью, разработанные по специальной программе.

В данной работе проводилось интервью с работниками школы: психолог,

заведующий по учебной части, классный руководитель.

2. Анализ результатов исследования

По результатам исследования частота встречаемости акцентуаций

характера методом ПДО выявлено следующее распределение типов: большое

количество учеников, у которых выявлен эпилептоидный тип «акцентуации

характера» – 38,46%, далее следуют лабильный и гипертимный типы акцентуаций

с одинаковым процентным соотношением – 12,82%. Психастенический тип

находится на третьем месте по частоте встречаемости – 7,69%. Таким образом,

в исследуемых классах, преобладают эпилептоидный, лабильный, гипертимный и

психастенический типы.

В ходе анкетного опроса было установлено, что 80,95% опрошенных

школьников имеют конфликты с учителями, родителями, сверстниками. 23,80%

опрошенных признались, что хоть раз пробовали наркотические средства. 38%

- регулярно курящих подростков.

71,42% опрошенных - время от времени посещают вечеринки, где

употребляют спиртные напитки. 57,14% - время от времени прогуливают школу.

Наличие дополнительных шкал в методике ПДО А.Е.Личко дали нам

следующие показатели: частота встречаемости эмансипированных лиц в

исследуемой группе – 87,17%, по параметру «алкоголизация» - 56,41%. Меньше

число лиц с «риском начала употребления наркотических веществ» – 46,15% и

лиц с «риском социальной дезадаптации» - 46,15%.

Так как по данной методике выявлено большое количество эпилептодов,

рассмотрим их первыми. При сопоставлении данных, полученных в результате

проведения анкетного опроса и ПДО А.Е.Личко, получены следующие показатели:

у 100% испытуемых по данным ПДО, определена психологическая склонность к

алкоголизации. Из них больше половины опрошенных (66,7%) посещают вечеринки

и употребляют алкоголь. Согласно анкетным данным 83,3% опрошенных -

конфликтуют с друзьями, родителями, учителями. По данным ПДО у 66,7%

наблюдается выраженная реакция эмансипации, 33,4% опрошенных регулярно

курят. Но на вопрос, относительно сексуальных отношений, возрастной

критерий не опускался ниже 16 лет. У 50% испытуемых, по данным ПДО, выявлен

риск употребления наркотических веществ. По анкетным данным он составил –

16,7%. По данным ПДО, истинный характер суицида встречается у 66,7%

испытуемых.

При анализе данных, полученных с помощью используемых методик, среди

подростков, которым присущ лабильный тип акцентуации характера

вырисовывается следующая картина: 66,7% испытуемых автоматически попадают в

группу риска по девиантному поведению, т.к. проживают в неполных семьях.

Кроме того, все они имеют психологическую склонность к употреблению

алкоголя по данным ПДО. Результаты анкетных данных подтверждают

употребление спиртных напитков - 66,7% опрошенных. Реакция эмансипации у

50% - умеренная, у второй половины – слабая. У 100% испытуемых с указанным

типом акцентуации имеются конфликты как с родителями, так и со сверстниками

и учителями. Возрастная планка относительно сексуальных отношений ниже -

от 14 до 16 лет.

Гипертимный тип. 50% испытуемых, имеющих данный тип акцентуации

составляют группу риска в отношении девиантного поведения, т.к. проживают

в неполной семье. По данным ПДО у всех определена психологическая

склонность к алкоголю. Анализ анкетных данных показал - 50% часто посещают

вечеринки, где употребляют спиртные напитки. 75% опрошенных регулярно курят

и имеют высокий риск употребления наркотических веществ. Согласно анкетным

данным, лишь 25% респондентов признались, что пробовали наркотические

вещества. По данным ПДО у всех испытуемых в данной группе выявлен риск

социальной дезадаптации, при этом у 50% - высокий. У половины испытуемых с

указанным типом акцентуации наблюдается очень сильная реакция эмансипации,

в то время как у остальных – слабая. Демонстративный характер суицида, по

данным ПДО, наблюдается у 75% испытуемых.

По результатам дополнительных шкал, проведенной методики ПДО

определена наибольшая склонность к девиантному поведению у подростков,

акцентуации характера которых относятся к эпилептоидному и к лабильному

типами. Эти данные подтверждаются и результатами анкетных данных. При

сопоставлении выявлено, что у эпилептоидного типа и лабильного типа очень

высокие процентные показатели, определяющие девиантность.

У гипертимов прослеживается тенденция к девиантному поведению лишь у

50 % испытуемых.

Таким образом, на основании проведенного исследования, при анализе

данных, полученных по применяемым методикам: патохарактерологический

диагностический опросник А.Е.Личко (ПДО) и анкетирование, можно говорить,

что эпелептоидный и лабильный типы определяют девиантное поведение

подростков.

3. Коррекция отклоняющегося поведения у детей и подростков

На октябрь 1999 г. более 3 млн. россиян регулярно употребляют

наркотики. За последние два года было совершенно более 80 тыс. преступлений

связанных с наркотиками. С первого укола формируется психическая

зависимость от героина в 55% случаев у юношей и 82% у девушек. За последние

годы детская смертность из-за употребления наркотиков увеличилось в 42

раза. За последний год количество употребляющих увеличилось на 32%. При

таком росте через 50 лет в России населения будет меньше на 1/3. Некому

будет рожать детей, а по улицам будут ходить зомби. Владивосток занимает 3

место по употреблению наркотиков после Москвы и Санкт-Петербурга.

Наркопотребляющие помолодели:7 - 9 лет – токсикоманы, 9 - 13 лет -

химка, 13 - 16 лет - героин, около 80% подростков уже пробовали наркотик. В

1999 г. в Приморском крае было зарегистрировано 93 человека ВИЧ

инфицированных на январь, 2000 г. - уже 125 человек. Сейчас 220 человек в

Приморье заражены ВИЧ, 65% из них - употребляющие наркотики. Уже доказано,

что если поражается более 8% страны, то начинается необратимый процесс

этнической деградации. В некоторых странах он уже идет полным ходом. У нас

процент употребляющих гораздо больше. Если не принять срочных мер, то

вымирание будет вопросом ближайших ста лет.

Очевидно, что раннее выявление как физиологических особенностей

ребенка, так и неблагоприятных ситуаций воспитания могло бы способствовать

коррекции его поведения прежде всего созданием социальных условий,

необходимых для формирования полноценной личности. Процесс коррекции

отклоняющегося поведения осложнен тем, что требует индивидуального подхода

и к каждому родителю, педагогу (учителю) работающему с ребенком. Необходимо

знать природу отклоняющегося поведения, владеть диагностикой, методами

коррекции. Также для эффективности деятельности необходимо привлекать

дополнительный материал по педагогике, медицине, возрастной психологии,

физиологии, превентивной педагогике, социальной педагогике и психологии,

юриспруденции.

И здесь возрастает роль медико-психолого-педагогической диагностики.

Раннее проведение психологической диагностики позволяет выявить дефект в

развитии психической деятельности и вовремя составить личностно-

ориентированную на конкретного ребенка программу коррекции воспитания и

образования.

Если отклоняющееся поведение связано с аномалиями нервной и

психической деятельности, то ребенок должен быть осмотрен психиатром и

пролечен всеми необходимыми средствами. При этом обязательно должна быть

оказана психологическая и психотерапевтическая помощь семье. При проведении

реабилитационных и лечебно-коррекционных мероприятий усилия врачей,

психологов и педагогов объединяются. Поэтому выделяют педагогическую,

психофармакологическую, психотерапевтическую и психологическую коррекцию,

направленную на развитие отдельных психических процессов.

Педагогическая коррекция включает в себя комплекс мер, направленных на

выявление системы ценностей школьника (ценность знания, учебной

деятельности, отношений, самоценность); формирование положительной

мотивации деятельности; действия учителя, направленные на помощь ученикам в

осознании ими жизненной цели, своих возможностей, интересов, соотношении

«идеального и реального»; помощь в выборе профессии.

Эта деятельность будет более эффективной, если учитель работает в

тесном контакте с родителями. Педагогическое просвещение родителей по

наиболее актуальным проблемам воспитания ребенка способствует повышению их

заинтересованности в ребенке; осознанию стиля отношений в семье;

предъявлению целесообразных требований к ребенку.

Акцентирование внимания позволит им осуществить превентивные меры,

направленные на предупреждение отклоняющегося поведения детей, особенно в

подростковом возрасте.

Заключение

Нарушения поведения у подростков стали чрезвычайно актуальной

проблемой в последние десятилетия. Их относительная частота и крайние формы

проявления, нередко приобретающие патологический характер, обусловлены

наблюдаемым в наше время ускорением физического развития и полового

созревания. Современная социальная жизнь предъявляет нервной системе

подростка иные, более высокие требования, чем полвека назад. У подростков

нередко долго еще сохраняются почти детские интересы, причудливо

переплетающиеся с интересами взрослых, слишком велика податливость

случайным влияниям, эмоциональная неустойчивость. И нередко при этом

особенно медленно созревает та часть психической сферы, к которой относятся

чувство долга, ответственность, самоограничение, моральные и этические

установки, умение обуздать свои желания, считаться с интересами других.

Статистические данные, относительно табококурения, наркомании,

злоупотребления и просто употребления алкоголя в подростковом возрасте

пугают своими цифрами. Каждый второй подросток регулярно курит.

На октябрь 1999 г. более 3 млн. россиян регулярно употребляют

наркотики. За последние два года было совершенно более 80 тыс. преступлений

связанных с наркотиками. Владивосток занимает 3 место по употреблению

наркотиков после Москвы и Санкт-Петербурга.

Целью данной дипломной работы являлось исследование влияния

акцентуаций характера на формирование девиантного поведения подростков.

В процессе работы, в рамках решения поставленных задач были

проанализированы структуры и типы девиантного поведения, рассмотрены

подходы к пониманию нормы и девиантного поведения. Дано определение

акцентуированной личности. Рассмотрены психосоциальные особенности развития

в подростковом возрасте.

Было проведено эмпирическое исследование. При помощи методов

психодиагностики, анкетного опроса и метода экспертной оценки. Согласно

гипотезам 1 и 2 предлагалось подтвердить влияние акцентуации характера на

формирование девиантного поведения подростка, выявить высокую встречаемость

эпелептоидного и лабильного типов акцентуаций характера у подростков с

девиантным поведением.

В ходе проведенного исследования предложенные гипотезы нашли свое

подтверждение. Среди испытуемых с девиантным поведением выявлено большое

количество подростков с эпилептоидным типом акцентуации характера – 38,46%,

а также с лабильным и гипертимным типами акцентуаций с одинаковым

процентным соотношением – 12,82%.

Полученные данные в ходе исследования могут иметь практическую

значимость, использоваться в процессе преподавания соответствующих курсов.

Большое значение полученные выводы будут иметь для социальных служб,

педагогов, психологов, при работе с подростками.

Список литературы

1. Основы социальной работы: Учебник/Отв. Ред. П.Д.Павленок. – М.: ИНФРА-

М, 1998.

2. Социологический словарь 2-е изд. перераб. и доп.– Мн: Университетская,

1991.

3. Социальные отклонения – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: С69 Юрид.

лит., 1989.

4. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - Москва,

«МЕДпресс», 2000.

5. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков. Патопсихология. –

М.: Институт практической психологии, 1996.

6. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.,1993.

7. Беличева С. А. Специализированные подростковые клубы как институт

ресоциализации «трудных» подростков // Психол. журн. 1984. - Т. 5. - №

6. - С. 48 - 54.

8. Криминология. 2-е издание, переработанное и дополненное, Кудрявцев

В.Н., Эминов В.Е. – 2002.

9. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. Избран. труды

по экономич. теории – М., 2003.

10. Иванов В.Н. «Девиантное поведение: причины и масштабы» Социально-

политический журнал №2, 1995г.

11. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском

возрасте // Вопр. психологии. - 1971. - №4. - С 6-20.

12. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних

как комплекс охранно-защитных мер / С. А. Беличева, В. М. Фокин. - М.:

РИЦ Консорциума "Социальное здоровье России", 1992. -77с.

13. Социальные отклонения / Под ред. В. Н. Кудрявцева. - М.: Юрид. лит.,

1989.

14. Фельдштейн Д. И. Психологические основы общественно-полезной

деятельности подростков. - М.: Педагогика, 1982. - 222 с.

15. Филонов Л. Б. Тактика установления оптимальных отношений с индивидом с

целью его изучения // Теоретические и прикладные проблемы психологии

познания людьми друг друга. - М., 1979.

16. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития //

Вопр. психологии. - 1972. - № 2. - С. 114 - 123.

17. Платонов К. К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986.

18. Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-

психологического тренинга. - М,: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 168с.

19. Дубровина И. В. Об индивидуальных особенностях школьников. - М.:

Знание, 1975. - 64 с.

20. Кондратьев М. Ю. Социально-ролевая детерминация межличностного

восприятия в группах трудновоспитуемых подростков и юношей: Автореф.

канд. дисс. - М., 1983. - 24 с.

21. Личко А. Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.:

Медицина, 1983. - 256 с.

22. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.:

Просвещение, 1986. - 127 с

23. Тарас А. Е. Предупреждение отклонений в поведении учащихся. - Минск:

Нар. асвета, 1986. - 72 с.

24. Шибутани Т. Социальная психология. - М.: Прогресс, 1969.

25. Невский И. А. Трудный успех: Без "трудных" работать можно. - М.:

Просвещение, 1981. - 128 с.

26. Ананьев Б, Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр.

психол. труды: В 2 т. - М.: Педагогика, 1980,- Т. 2, С. 10- 127.

27. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков:

Метод. Пособие / С.Н. Ениколопов, Л.В. Ерофеева, И. Соковня и др.; под

ред. И. Соковни. – М.: Просвещение, 2002. – 158 с.

28. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для

вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 160 с.

29. Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие /

Под науч. Ред. Л.М. Шипициной. СПб.: Издательство «Речь», 2003. – с.

144.

30. Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1994. – 688 с.

31. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М.:

Издательский центр «Академия», 1999. – 592 с.

32. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988. – 303 с.

33. http://www.sexopedia.ru/articles11.shtml

Уважаемый старшеклассник!

Институт психологии, педагогики и социальной работы ДВГУ приглашает Вас

ответить на вопросы анкеты. Данная анкета является социологическим

исследование, проводимым с целью изучения девиантного поведения подростков.

Результаты исследования будут использованы в обобщенном виде.

Инструкция к заполнению анкеты.

Прочтите различные варианты ответов, затем отметьте любым условным

обозначением свой вариант. Кроме того, вы можете предложить варианты

ответов, не предусмотренные нами.

Заранее благодарим Вас, за участие в исследовании!

ВОПРОСЫ АНКЕТЫ

1. Состав семьи

. Полная

. Только мать

. Только отец

. Другое

_______________________________________________________________________

________________

2. Есть ли у вас родные братья и сестры

. Брат старший

. Брат младший

. Сестра старшая

. Сестра младшая

. Другое

_______________________________________________________________________

________________

3. Случалось ли так, что вы пропускали школу не по уважительной причине?

. Никогда

. Время от времени

. Часто

4. Часто ли вы посещаете вечеринки, где употребляют спиртные напитки?

. Не посещаю совсем

. Посещаю, но не употребляю

. Время от времени

. Часто

5. Ваше отношение к табакокурению?

. Не курю

. Пробовал

. Курю регулярно

6. Пробовали ли вы когда-нибудь наркотические препараты?

. Да, один раз

. Да, изредка

. Нет, никогда

. Другое

_______________________________________________________________________

________________

7. Со скольки лет, на ваш взгляд, должны начинаться сексуальные отношения?

________________________________

8. Часто ли вы конфликтуете с родителями?

. Никогда, у меня полное взаимопонимание с родителями

. Случалось

. Регулярно, мои родители меня не понимают

9. Случаются ли у вас ссоры с друзьями?

. Никогда

. Случалось

. Регулярно

10. Допускаете ли вы конфликты с учителями?

. Не допускаю, я у всех «на хорошем счету»

. Случается, но редко

. Постоянно, они сами меня вынуждают

11. Относите ли вы себя к тем людям, которые считают, что должны

попробовать в этой жизни всё?

____________________________________________________________________________

_________________________

____________________________________________________________________________

_________________________

____________________________________________________________________________

_________________________

____________________________________________________________________________

_________________________

В заключении сообщите данные о себе.

Фамилия, имя, отчество

____________________________________________________________________________

___

____________________________________________________________________________

________________________

Возраст (полных лет)

____________________________________________________________________________

_____

Номер школы, класс

_______________________________________________________________

Приложение 2

Регистрационный лист

к методике «Акцентуации характера»

|Названия списка суждений |Номера выбираемых суждений |

| |Наиболее |Наименее |

| |характерные |характерные |

|Самочувствие | | |

|Настроение | | |

|Сон и сновидения | | |

|Пробуждение ото сна | | |

|Аппетит и отношение к еде | | |

|Отношение к спиртным напиткам | | |

|Отношение к одежде | | |

|Отношение к родителям | | |

|Отношение к друзьям | | |

|Отношение к окружающим | | |

|Отношение к незнакомым людям | | |

|Отношение к одиночеству | | |

|Отношение к будущему | | |

|Отношение к новому | | |

|Отношение к неудачам | | |

|Отношение к приключениям и риску | | |

|Отношение к критике и возражениям | | |

|Отношение к лидерству | | |

|Отношение к опеке и наставлениям | | |

|Отношение к правилам и законам | | |

|Оценка себя в детстве | | |

|Отношение к школе | | |

|Оценка себя в данный момент | | |

|Отношение к деньгам | | |

Приложение 3

Диаграмма распределения выборочной совокупности по данным ПДО А.Е.Личко

[pic]

-----------------------

[1] Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - Москва, «МЕДпресс»,

2000.

[2] Социальные отклонения / Под ред. В. Н. Кудрявцева. - М.: Юрид. лит.,

1989.

[3] Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - Москва, «МЕДпресс»,

2000.

[4] Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков. Патопсихология. –

М.: Институт практической психологии, 1996.

[5] Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - Москва, «МЕДпресс»,

2000.

[6] Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.,1993.

[7] Личко А. Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.:

Медицина, 1983. - 256 с.

[8] Филонов Л. Б. Тактика установления оптимальных отношений с индивидом с

целью его изучения // Теоретические и прикладные проблемы психологии

познания людьми друг друга. - М., 1979.

[9] Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития //

Вопр. психологии. - 1972. - № 2. - С. 114 - 123.

[10] Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М.:

Издательский центр «Академия», 1999. – 592 с.

[11] Невский И. А. Трудный успех: Без "трудных" работать можно. - М.:

Просвещение, 1981. - 128 с.

[12] Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. Избран. труды

по экономич. теории – М., 2003.

[13] Социальные отклонения / Под ред. В. Н. Кудрявцева. - М.: Юрид. лит.,

1989.

[14] Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1994. – 688 с.

[15] Иванов В.Н. «Девиантное поведение: причины и масштабы» Социально-

политический журнал №2, 1995г.

[16] Платонов К. К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986.

[17] Кондратьев М. Ю. Социально-ролевая детерминация межличностного

восприятия в группах трудновоспитуемых подростков и юношей: Автореф. канд.

дисс. - М., 1983. - 24 с.

[18] Филонов Л. Б. Тактика установления оптимальных отношений с индивидом с

целью его изучения // Теоретические и прикладные проблемы психологии

познания людьми друг друга. - М., 1979.

[19] Фельдштейн Д. И. Психологические основы общественно-полезной

деятельности подростков. - М.: Педагогика, 1982. - 222 с.

[20] Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития //

Вопр. психологии. - 1972. - № 2. - С. 114 - 123.

[21] Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М.:

Издательский центр «Академия», 1999. – 592 с.

[22] Филонов Л. Б. Тактика установления оптимальных отношений с индивидом с

целью его изучения // Теоретические и прикладные проблемы психологии

познания людьми друг друга. - М., 1979.

[23] Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития //

Вопр. психологии. - 1972. - № 2. - С. 114 - 123.

[24] Личко А. Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.:

Медицина, 1983. - 256 с.

[25] Личко А. Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.:

Медицина, 1983. - 256 с.

[26] Личко А. Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.:

Медицина, 1983. - 256 с.

[27] Личко А. Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.:

Медицина, 1983. - 256 с.

[28] Личко А. Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.:

Медицина, 1983. - 256 с.

[29] Агеева Т. Л. Опыт работы интегративного детского сада "Наш Дом" //

Лечебно-педагогическая помощь детям с трудностями развития: Материалы

семинара, Москва, Центр лечебной педагогики, 23-27 мая 1994 г. - М.: [Центр

лечебной педагогики], 1996. - С. 7-10.

[30] Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития //

Вопр. психологии. - 1972. - № 2. - С. 114 - 123.

[31] Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-

психологического тренинга. - М,: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 168с.

[32] Филонов Л. Б. Тактика установления оптимальных отношений с индивидом с

целью его изучения // Теоретические и прикладные проблемы психологии

познания людьми друг друга. - М., 1979.

[33] Фельдштейн Д. И. Психологические основы общественно-полезной

деятельности подростков. - М.: Педагогика, 1982. - 222 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты