Изучение возрастных и межполовых особенностей самооценки трех школьных возрастов
Изучение возрастных и межполовых особенностей самооценки трех школьных возрастов
Министерство общего и профессионального образования Российской
Федерации
Удмуртский Государственный Университет
Факультет романо-германской филологии
Кафедра общей психологии
Изучение межполовых и возрастных особенностей самооценки в трех
школьных возрастных группах
Выполнили студенты гр.423 и 424
Бюркланд Ярослав
Безносов Владимир
Проверил:
Кагиров Артур Юрьевич
Ижевск 1999
Введение.
Целью данного исследования является выявление возрастных и межполовых
особенностей самооценки в младшем, среднем и старшем школьном возрасте. Для
этого были проведено анкетирование учащихся третьего, седьмого и десятого
класса средней школы№8 г.Ижевска. В качестве задания школьникам было
предложено написать, какие психологические качества они хотели бы в себе
убавить и прибавить(не меньше трех, но и не более семи качеств).
Изучаемые социальные группы обладают некоторыми особенностями, которые
не могли не повлиять на результаты исследования. К числу таких объективных
признаков мы считаем нужным причислить следующие:
- Анкетирование в седьмом и десятом классах пришлось на время,
предшествующее обеденному перерыву, в силу чего учащиеся указанных
классов не отнеслись к исследованию с должным вниманием, в отличие
от учащихся третьего класса, время для анкетирования которых было
выбрано более удачно.
- Исследуемая школа не относится к числу элитарных, исследуемые классы
не имеют конкретно выраженной направленности, поэтому избранные
группы могут представлять объективный срез данной социальной группы.
Перед анкетированием с учетом вышеизложенного исследователями были
выдвинуты следующие гипотезы:
- Учащиеся третьего класса будут в своих ответах, по сравнению с более
старшими школьными возрастами, больше ориентироваться на мнение о
себе учителей, родителей и т.п., то есть взрослых, являющихся для
них непререкаемым авторитетом. Седьмой класс будет ориентироваться
на мнение своего окружения (друзей), и десятый класс уже будет иметь
о своих психологических качествах собственное мнение.
- Неразграничение психологических и непсихологических качеств будет
более свойственно третьему классу, чем остальным двум.
- Разграничение физических и материальных свойств: в младших классах -
ориентация в равной степени на те и другие, в старших классах
неразграничение психологических и непсихологических качеств не
должно присутствовать.
С возрастом тяга к играм будет уменьшаться, тяга к обучению –
увеличиваться.
Младший школьный возраст.
Качество учебной работы школьника, а также и все его поведение
оценивается школой, и эта оценка влияет на характер его отношений с
окружающими – учителями, родителями, друзьями. К ребенку, небрежно
относящемуся к учебе, пропускающему занятия, не желающему учиться,
окружающие, естественно, относятся иначе, чем к школьнику, прилежно
выполняющему свои обязанности. Вместе с новыми обязанностями школьник
получает и новые права. Очень важным для младшего школьника является также
и то, что, получая хорошие оценки за свой учебный труд, он может ждать со
стороны окружающих не только похвалы, но и уважения. Особую роль играет
поощрение, награда.
Основной предпосылкой для формирования личности в этом возрасте
является переход к новому положению ребенка в обществе, которое обязывает
его к ответственной, общественно контролируемой, целенаправленной
деятельности, воспитывает чувство долга и ответственности перед
окружающими, умение действовать сознательно и организованно, развивает в
ребенке волевые качества.
Новое положение ребенка наполняет его жизнь глубоким содержанием, что
сказывается на общей направленности его личности, переживаниях,
представлениях. Новая направленность, появляющаяся у детей младшего
школьного возраста, выражается также и в том, что они активно стремятся
найти свое место в коллективе, завоевать уважение и авторитет у товарищей.
Это стремление к определенному положению в коллективе в условиях обучения и
воспитания в школе является огромным стимулом в учебной работе. Младшие
школьники начинают сознательно добиваться звания отличника, так как в
хорошо организованных школой и учителями коллективах именно это звание в
первую очередь дает им право на уважение и авторитет у товарищей.
В младшем школьном возрасте изменяется и система взаимоотношений
ребенка с окружающей действительностью, а потому изменяется и углубляется
его эмоциональная сфера, возникает впечатление меньшей эмоциональности
младших школьников по сравнению с дошкольниками. Это объясняется тем, что,
чем старше ребенок, тем лучше он умеет управлять своими эмоциями. В этом
смысле показательны ответы учащихся третьего класса: хочу быть
спокойной(ным), не нервничать. Правда, такие ответы более свойственны
девочкам, поскольку им в этом возрасте сложнее сдерживать эмоции, чем
мальчикам, социальная ситуация развития которых с детства обязывала их не
проявлять определенные эмоции(«не плачь, ты же мальчик!» и т.д.)
В младшем школьном возрасте не только появляются новые эмоции, но и те,
которые имели место до школы, изменяют свой характер и содержание. В этом
отношении очень показательны исследования детских страхов. У малышей чаще
всего страх вызывается тем, что может непосредственно угрожать ребенку. У
младших школьников по отношению к обстоятельствам такого рода появляется
даже некое бравирование бесстрашием, так как умение преодолеть страх
поднимает школьника как в глазах его товарищей, так и в его собственных
глазах.
В ответах мальчиков часто встречались желания быть смелым. Поведение
мальчиков в данном случае, их желание стать смелыми, храбрыми и т.д.
определяется стереотипом пола. Появляются другие формы страха, возникающие
из разных источников, например, страх показаться смешным, некрасивым,
боязнь быт осмеянным и т.п.
Большое место занимают ответы, относящиеся к внешности: не хочу быть
толстым, иметь узкие глаза, короткие руки и т.д. Стоит отметить, что в
данный период развития происходит особенно интенсивное формирование
моральных чувств ребенка, вместе с тем означающее и формирование моральной
стороны его личности.
Жизнь коллектива не может протекать организованно, если не управляется
определенными правилами общественного поведения. Такая организация класса
практически ставит ребенка, поступившего в школу, перед необходимостью
усвоить нормы и правила общественного поведения и общественной морали.
Те правила и требования, которые ставит перед ребенком коллектив,
выступают тогда для него не как нечто чуждое его собственной жизни и
деятельности, а как необходимый элемент его жизни в коллективе класса,
школы, как необходимое условие его бытия. Для учащихся третьего класса
характерны были ответы вроде: хочу быть добрым, добродушным, отзывчивым, не
хочу быть злым и т.п.
В связи с тем, что новое положение школьника накладывает на него и
новые обязанности, в его сознании возникают представления о труде. Чтобы
выполнять обязанности ( а их у младших школьников много, и школьных, и
домашних),нужно приложить определенные усилия. Дети чувствуют это и
отражают это чувство в своих ответах: хочу часто убираться, не хочу быть
ленивым, хочу быть трудолюбивым. Обучение в школе предъявляет к ребенку
принципиальные требования. Во-первых, оно требует от ребенка сознательно
поставленной специальной цели - учиться. Во-вторых, оно требует подчинить
свои умственные процессы этой цели.
В начале школьного обучения дети еще не умеют активно заучивать
учебный материал, быть постоянно внимательными. Это наглядно демонстрирует
большое количество ответов: хочу хорошо пересказывать, хочу, чтобы у меня
была хорошая память, хочу быть внимательным. Мышление младшего школьника
имеет конкретный характер. В нашем случае, при конкретном вопросе, какие
психологические качества вы хотели бы в себе убавить и прибавить, ребенок
иногда отвечает предельно конкретно: мне не нравится длина моих волос, то,
что у меня узкие глаза и т.д., я хочу хорошо пересказывать, не получать
двоек... Младший школьник редко абстрагируется от реальности, и это мешает
ему разграничивать непсихологические и собственно психологические качества.
Заканчивая разговор о младших школьниках, стоит сказать несколько слов
о том, что уже в дошкольный период происходит накопление ребенком знаний о
типично мужской или типично женской роли, о физическом различии мужчины и
женщины, о различии в их поведении, об их взаимоотношениях, о наиболее
важных качествах личности. У ребенка постепенно формируется чувство половой
принадлежности и начинают проявляться характерные модели поведения,
связанные с «ролью» мужчины или женщины. Придя в школу, ребенок ведет себя
соответственно своим представлениям о том, каким должен быть мальчик и
какой должна быть девочка.
Подростковый возраст.
Когда ребенок вступает в подростковый возраст (7 класс), в развитии его
самосознания происходит очень важный сдвиг. Он связан с возникновением
чувства взрослости. Это чувство выражает совершенно новое отношение к миру
и себе.
Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что между
им и взрослым нет никакой разницы. Он начинает требовать от окружающих, не
считать его маленьким, ребенок понимает, что у него тоже есть права.
Новообразование этого возраста – ребенок ставит себя наравне с взрослыми,
но у него еще нет ощущения подлинной принадлежности к взрослости, но есть
огромное желание в признании его среди взрослых.
В данном возрасте характерно открытие своего «Я», осознание своей
индивидуальности, он ищет и находит недостатки в себе. У некоторых
появляется недовольство собой. Подростки стремятся занять уважаемое
положение среди сверстников, поэтому именно сверстник становится образцом
равнения. Кто-то видит свои недостатки, а у кого-то собственная самооценка
завышена, но гораздо хуже когда наоборот, потому что подросток сильно
переживает если он находит себя хуже других.
В нашем случае мальчики нуждаются в остроумии и уверенности, а вот
девочкам нужно спокойствие и скромность.
Но что интересно – мальчики хотели бы убавить лень и эгоизм, а девочки
лень и раздражительность. Но не стоит забывать, что в этом возрасте
происходит половое созревания и чувства подростков несколько обостренны. И
в данном периоде существует негативная фаза, что обуславливается повышенной
раздражимостью, капризами и т.д. Недовольство собой часто выражается
«меланхолией» или агрессивным поведением.
В ответах можно встретить противоречия. Допустим то они хотят добавить
скромность, то убавить – это объясняется становлением индивидуальности.
Самоуверенность переход в застенчивость, веселость сменяется замкнутостью.
Так только после кризиса самосознания подросток приобретает «чувство
индивидуальности».
Период самовоспитания, где мальчик ищет и стремится к идеалу
«настоящего мужчины», а девочки «настоящей женщины».
Ранняя юность.
В возрастной психологии юность определяется как стадия развития начала
полового созревания и до наступления взрослости. По отечественной
периодизации детского развития ранняя юность, или старший школьный возраст
(14,5 –17-18 лет) относится к шестому периоду. Юноша является промежуточным
звеном между ребенком и взрослым. Юность – это завершающий этап созревания
в формировании личности. Большие изменения в собственном организме и
внешности, связанные с половым созреванием, с известной неопределенностью
положения (ведь уже не ребенок, но еще и не взрослый), с расширением круга
лиц, с которыми личность должна соотносить свое поведение; все это вместе
взятое резко увеличивает активность ценностно- ориентационную деятельность
в юношеском возрасте. Юноша озабочен оценкой новых знаний и стремится
выстраивать свое поведение на основе сознательно выработанных или усвоенных
критериев и норм. Ранняя юность характеризуется появлением чувства
собственной неповторимости, личной индивидуальности; в отрицательном
варианте возникает расплывчатое «я», ролевая и личностная неопределенность.
Главное новообразование этого возраста – открытие «я», развите
рефлексии, появление жизненного плана, постепенное врастание в различные
сферы жизни. В ответах прослеживается ориентация на будущее. Положительные
качества связаны с выбором профессии, жизнью в обществе. В связи с
тенденцией мышления юношей и девушек к абстрагированию у них появляются
собственные теории философии, счастья, любви... Последняя – особенно у
девушек, которым свойственны любовные переживания, тогда как юноши больше
думают о будущем.
Для юноши и девушки зрелость и внешность имеют некоторую социальную
ценность ( в ответах проскальзывает неразделение психологических и
непсихологических качеств: прибавить мускулы и т.п.) Внешность для данного
возраста поднимает статус юноши в глазах окружающих, вызывая у них
соответствующие чувства и ожидания.
Для юношей понятия «величина» и «величие» - почти синонимичны. Со
стройным, мускулистым телом в этом возрасте ассоциируются качества вожака:
энергичность, решительность (подтверждается результатами тестов).
Юношеский возраст – важный этап развития умственных способностей.
Старшеклассники чаще и настойчивей, упрямей задают вопрос: «Почему?» и
высказывают сомнения в достаточности и обоснованности предлагаемых
объяснений. Для этого возраста характерна тяга к обобщению, поиску
универсальных принципов и законов, стоящих за частными фактами. Ответы на
тесты представляют собой некие общие формулы жизни и социального устройства
общества.
Развитие интеллекта в юности тесно связано с развитием творческих
способностей и стремлением к созданию чего-то нового, что приводит к
индивидуальному стилю умственной деятельности. В тестах встречаются такие
ответы, как желание прибавить к к своим психологическим качествам
артистизм. Многим детям данного возраста свойственно преувеличение своей
уникальности, что также проявляется в ответах. Развитие временных
представлений тесно связано как с умственным развитием, так и с изменением
жизненной перспективы. После 15 лет увеличивается самоуважение, уменьшается
застенчивость и все больше возрастает интерес в своем будущем.
Юношеские самоописания более динамичны, более разбросаны, а у девочек
более субъективны, больше связанные с чувствами, отсюда наблюдается, в
ответах у девочек, меньшее количество качеств, направленных на других, чем
у юношей. Ответы девушек больше связанны с любовью.
Самооценки юношей и девушек сильно зависят от стереотипных
представлениях мужчины и женщины. Поэтому девочки хотят прибавить более
«материнские чувства»: нежность, ласку, доброту, а мальчики мужество,
выносливость, силу. И по результатам теста, юноши хотят убрать:
нерешительность, застенчивость, скромность.
В этом возрасте мы заметили такое подразделение: одни ставят четкие
цели в своем будущем, а другие живут фантазиями. А характерная черта
юношеского возраста – формирование жизненных целей. Юноша также
задумывается о пути достижения его целей. И поэтому в ответах мы встречаем
желания добавить такие качества как ум, терпеливость, совесть.
Внутренний мир только- только сформировался и он еще очень хрупок и
человек нередко в этом возрасте переживает нереальность своего Я,
одиночества, непонимания.
Ранняя юность – период роста социальной активности. Старшеклассник
более заинтересован в происходящем вокруг него и старается принять участие.
Юность – завершающий этап первичной социализации.
Заключение.
В ходе исследования гипотезы, выдвинутые перед его началом,
подтвердились частично.
На наш взгляд, причина кроется в отношении учеников к целям и
результатам исследования: старшеклассники участвовали в таких опросах не
один раз, результаты им не показывались, что снизило их заинтересованность.
Кроме того, второклассникам было лестно внимание новых взрослых, сказался
и авторитет учителя.
Третьеклассники не разграничивают психологические и непсихологические
качества, как мы и предполагали. Среди учеников седьмого и десятого классов
такое разграничение присутствует, наблюдается небольшое количество
исключений(упомянуто несколько физических качеств), но это связано с
индивидуальными особенностями, а не с возрастными.
Половые различия наблюдаются в большей степени в седьмом классе, что
связано с возрастными особенностями данной группы школьников.
В целом наши прогнозы оправдались, что служит подтверждением как
традиционных теорий, на которых построена работа, так и соответствия
устоявшимся представлениям исследованных групп школьников.
Список использованной литературы.
Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте – Москва; 1968.
Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.4. Детская психология – Москва,
1984.
Возрастная и педагогическая психология/под ред. А.В. Петровского -
Москва, 1973.
Кон И.С. Психология ранней юности - Москва,1989.
Мир детства. Младший школьник/сост. А.В. Захарова - Москва,1988.
|